Как правильно проверить масло коробке. Несколько простых способов проверки уровня масла в акпп. Оптимальный объём масла для коробки передач механического типа

Проверить уровень масла в коробке автомат (АКПП) совсем не сложно — достаточно следовать простым правилам и соблюдать пошаговую инструкцию нашего сайта. 3 простых способа, советы и отзывы автолюбителей. И бонусом — как по оценить состояние АКПП по внешнему виду масла (а точнее трансмиссионой жидкости)?

Проверка масла в АКПП – как проверить?

Способ 1

Внимание! Для большинства автомобилей уровень масла (ATF) в автоматической коробке перемены передач (АКПП) проверяется при работающем двигателе и установке рычага выбора диапазона (РВД) в положение “P”. × Отклонить предупреждение

  1. На щупе для измерения масла в АКПП, как правило, имеется несколько меток. Две верхние, а иногда и единственные, соответствуют нормальному уровню масла, прогретого до рабочей температуры (90°С).
  2. Часто этот участок щупа отмечен насечкой и/или надписью “Hot”. Для того чтобы масло в АКПП прогрелось до рабочей температуры необходимо проехать километров 15-20.
  3. После прогрева масла в АКПП установите автомобиль на ровной, горизонтальной площадке.
  4. Вытащите щуп из АКПП, и насухо протрите его.
  5. Затем вставьте щуп обратно в щуповую трубу до упора и вновь извлеките. Самое нижнее, сухое место на щупе и будет соответствовать уровню масла в АКПП. Иногда на щупе есть еще и нижние метки, соответствующие уровню холодного. Эта метка предназначена для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены. Окончательно уровень, все равно, следует проверять после прогрева масла.

Часто на щупе бывает написано, в каком положении РВД следует проверять уровень и тип используемого масла.

  • Есть и особый случай — автомобили Honda и Acura. У них уровень масла проверяется так же после достижения температуры масла рабочей температуры, но при заглушенном двигателе.
  • Есть АКПП, в которых уровень масла проверяется при установке РВД в положение “N”. Такие коробки передач используются на переднеприводных автомобилях Mitsubishi, Proton и Hyundai. Заметьте, речь идет не о моделях автомобилей, а о моделях трансмиссий. Так, например, переднеприводные коробки и Mitsubishi можно встретить на автомобилях Chrysler и наоборот. Если у вас автомобиль Proton или Hyundai, то уровень масла в АКПП следует проверять в положение РВД “N”. В случае автомобиля Mitsubishi или Chrysler c поперечным расположением двигателя, посмотрите на АКПП со стороны колеса. Если есть боковая штампованная крышка, закрепленная десятью болтами, то у Вас АКПП производства Chrysler, и проверку уровня масла следует осуществлять при установке РВД в положение “P”. Отсутствие такой крышки говорит о том, что на Вашем автомобиле установлена АКПП фирмы Mitsubishi, и уровень масла следует проверять при установке РВД в положение “N”. Также в положение “N” РВД проверяется уровень на автомобилях Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с АКПП производства фирмы Chrysler. Но на некоторых моделях этих автомобилей установлены АКПП фирмы Aisin Warner, в которых уровень масла следует проверять в положение РВД “P”.
  • Для определения типа коробки, установленной на Вашем автомобиле, можно воспользоваться следующим способом. АКПП фирмы Aisin Warner имеет поддон прямоугольной формы, щуповая труба приварена прямо к поддону сбоку, а в задней части поддона имеется сливная пробка. У автоматических коробок фирмы Chrysler поддон почти квадратный, щуповая труба установлена в картере коробки и сливной пробки нет.
  • Кроме того, проверку уровня масла в АКПП автомобилей VW, Audi с трехскоростными коробками следует проводить при установке РВД в положение “N”. В некоторых АКПП вместо щупа в картере имеется контрольная пробка. Не удобство этого заключается в том, что для проверки масла нужно ставить автомобиль на “яму” или поднимать на подъемнике. Но есть и преимущество: никогда не перельете масла в АКПП, что весьма важно. Такие пробки имеют АКПП фирмы ZF, которыми, как правило, оборудуются автомобили BMW. Причем на BMW с пятискоростными коробками эта же пробка служит и для заливки масла. В целях безопасности контроль уровня в этом случае производится при чуть теплом масле. Это — европейская мода. На “американцах” такая процедура проверки уровня нам встречалась только в АКПП 4T40E. Следует отметить, что имеется АКПП, у которой, вообще, не предусмотрено ни каких устройств для определения уровня масла. Это трансмиссия Mercedes 722.6, которая устанавливается сейчас, практически, на все автомобили этой фирмы. Дело в том, что емкость, куда заливается масла для АКПП, соединена с масляным поддоном через перепускной клапан, назначение которого поддерживать требуемый уровень масла в поддоне. Поэтому уровень залитого масла не играет такого значения, как для других трансмиссий.

Способ 2

На большинстве автомобилей уровень масла в АКПП проверяется таким образом:

  1. заведите двигатель, прогрейте масло в АКПП до рабочей температуры (для этого нужно проехать около 15-20 километров)
  2. затем установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке, не заглушая двигатель, переведите АКПП в положение «P».
  3. Вытащите щуп из АКПП, вытрите насухо, вставьте обратно и еще раз выньте. На щупе должны быть нанесены риски, обозначающие необходимый уровень масла для холодного (COLD) и горячего (HOT) двигателя.

Внимание! Масло после вышеперечисленных манипуляций должно соответствовать уровню HOT. Метка COLD нужна для приблизительного определения количества залитого масла в случае его замены. × Отклонить предупреждение

На некоторых машинах (например, у Honda Civic) на щупе может быть только одна риска — COLD. Также могут отличаться способы проверки уровня масла на разных марках машин — так, на той же Honda это делается после прогрева масла до рабочей температуры, но при заглушенном двигателе. А на некоторых других марках необходимо ставить АКПП не в положение «P», а в положение «N» (например, на моделях АКПП Mitsubishi).

Часто положение АКПП, при котором нужно проверять масло, пишется на щупе вместе с типом используемого в АКПП масла. Если уровень масла в АКПП ниже, чем нужно, это грозит тем, что у масла нарушится температурный режим; — резко снизится его ресурс; — насос вместе с маслом может захватить воздух и из-за этого масло превратится в воздушно-масляную эмульсию, станет сжимаемым, что приведет к снижению давления в системе, а значит, пропадет передача, нарушится теплоотвод из АКПП, ухудшится смазка элементов АКПП.


При завышенном уровне масла в АКПП масло начнет доставать до вращающихся деталей АКПП, которые будут его вспенивать; это будет иметь такие же последствия, как в случае с заниженным уровнем масла. — вспенивание масла приведет к увеличению его объема и выбросу его через сапун АКПП — вся коробка будет в масле.

Не стоить путать отдельные крупные пузырьки воздуха на щупе с пенящимся маслом. Во втором случае масло будет равномерно вспенено с мелкими пузырьками воздуха и эксплуатация АКПП в таком режиме быстро приведет к ее поломке. Чтобы исправить положение, нужно заглушить двигатель и дать маслу в течение какого-то времени отстояться, после чего, проверив масло, не заводя двигатель, привести его уровень к нормальному.

Различные типы масла для АКПП имеют различный цвет и запах. Но при проверке качества масла в АКПП есть несколько общих для всех правил масло должно быть прозрачным, не иметь горелого запаха и посторонних включений (например, мелких черных частичек); — если на щупе есть черный налет, щуп необходимо тщательно вытереть и проверить масло еще раз. Если налета нет — значит, щуп просто давно не использовался; — если вы недавно меняли масло в АКПП, запомните, какого оно было цвета и запаха; при изменении этих параметров в ходе дальнейших проверок стоит обратиться в сервис для проверки состояния АКПП.

Информация с сайта http://forum.kamlife.ru

Способ 3: проверка уровня трансмиссионной жидкости

Для большинства коробок оптимальным является уровень масла, находящийся между метками ADD и FULL на щупе гидравлической системы АКПП, при нормальной рабочей температуре масла 66 — 93С. Такая температура достигается после пробега автомобилем минимум 13-25 км.

Примечание. Если автомобиль эксплуатировался длительное время на высоких скоростях или при высокой температуре окружающего воздуха, правильно уровень масла в АКПП может быть измерен только через 30 минут после остановки двигателя автомобиля. Это время необходимо для остывания масла.

Уровень масла в АКПП может быть проверен как при нормальной рабочей температуре масла, так и при его комнатной температуре. При проверке уровня масла и его доведении при необходимости до оптимального путем доливания масла следует внимательно следить за тем, чтобы не переполнить гидравлическую систему АКПП излишним маслом, что приводит к его вспениванию и выливанию наружу через сапун.

  • Автомобиль устанавливается на ровной горизонтальной поверхности, двигатель работает на оборотах холостого хода, колеса заблокированы тормозом. Удерживая нажатой педаль тормоза, водитель последовательно перемещает рычаг переключения передач во все его положения с целью заполнения магистралей гидравлической системы АКПП маслом.
  • Рычаг переключения передач установить в положение Р (паркинг). На некоторых моделях АКПП рычаг устанавливается в положение N (нейтраль). Отпустить педаль тормоза. Извлечь из заливной горловины АКПП измерительный щуп, вытереть его насухо и снова вставить в горловину до упора.
  • Извлечь щуп из горловины и проверить по нему уровень масла. Уровень должен находиться между метками ADD и FULL на щупе. При необходимости долить масло. После каждого доливания провести операции по пп. 1,2 и после этого снова замерить уровень масла.
  • Встановить щуп в горловину до упора так, чтобы он своей крышкой плотно уплотнял ею во избежание попадания в АКПП грязи, воды и т. д.

Методика измерения уровня масла при его комнатной температуре (масло холодное) точно такая же, как и при его нормальной рабочей температуре. Только уровень масла на щупе в этом случае должен находиться на уровне метки ADD.

Примечание. Многие щупы имеют либо одну, либо две метки в виде ямочек или сквозных отверстий для обозначения уровня холодного масла, другие же имеют метки в виде надписей COLD (холодный) и HOT (горячий) для обозначения уровня соответственно холодного и разогретого до нормальной рабочей температуры масла.

Внимание! При измерении уровня холодного масла и доведении его уровня до оптимального следует быть особо внимательным, чтобы не переполнить гидравлическую систему АКПП излишним маслом. Помните, что уровень по щупу масла при доведении его температуры до нормальной рабочей выше уровня такого же количества холодного масла на 0,6 - 0,7 см. × Отклонить предупреждение


Проверка уровня на работающем движке

  1. При неработающем двигателе достаньте щуп коробки передач и посмотрите на цвет масла. При пробеге около 150 т.км масло должно быть темно-коричневым и слегка прозрачным, с запахом легкой горечи, даже если его ни разу не меняли.
  2. Заведите двигатель, пройдитесь по всем положениям АКПП, установите селектор в положение «Р». Затем замерьте уровень масла на минимальных оборотах холостого хода. Эксплуатация с неправильным уровнем масла может привести к серьезным проблемам с АКПП. Правда, не забывайте, что с нагревом или охлаждением уровень масла в коробке существенно меняется - до 50 мм. Обязательно проверьте, хотя бы наощупь, насколько масло нагрелось. На щупе две метки (холодное, горячее по аглицки) холодного масла (+20°С), для горячего (+60…70°С).
  3. На все команды автоматическая коробка должна реагировать легко и непринужденно. Запустите двигатель, отключите кондиционер, затормозите машину рабочими тормозами и переведите селектор I АКПП из положения «N» поочередно в положение «D» или «R». При этом, без задержки, должно произойти включение передачи с легким толчком вперед или назад.
  4. Автомобиль на ровном горизонтальном участке дороги должен тронуться плавно, без толчков и рывков, и вести себя так же при последовательном переходе на более высокие передачи. Пробуксовка - вот основный признак неисправной АКПП. При резком нажатии на педаль газа при скорости до 100 км/час АКПП должна переключиться на более низкую передачу.

http://www.spacioclub.ru/forum/use/3354/



  1. резьбовая пробка,
  2. перепускная (сливная) труба в масляном поддоне,
  3. пробка (заглушка),
  4. предохранительный колпак.

Уровень трансмиссионного масла в автоматической коробке передач зависит от температуры трансмиссионного масла. Так как для точного измерения температуры требуется диагностическое оборудование, то рекомендуется эту работу производить на станции технического обслуживания VW. Обычно уровень масла в автоматической коробке передач остается постоянным, если визуально не видно мест утечек. В таком случае нет необходимости в проверке уровня масла.

Автоматическая 4-х ступенчатая коробка передач 01N (в сочетании с 4-х цилиндровым двигателем, кроме двигателей мощностью 150 л. с.)

При проверке уровня и замене масла необходимо использовать защитные очки. Также необходимо установить новое уплотнение резьбовой пробки и новый предохранительный колпак для пробки.

Проверка уровня масла

При проверке уровня, температура трансмиссионного масла должна быть чуть ниже +35° С. Эта температура достигает ся через небольшое время после запуска двигателя. Для определения температуры необходимо к разъему подсоединить диагностическое оборудование VW. В противном случае температура может быть определена только ориентировочно.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Установите автомобиль на подъемник в горизонтальном положении.
  2. Снимите нижний брызговик двигателя.
  3. Установите рычаг селектора автоматической коробкой передач в положение «P» и затяните ручной тормоз.
  4. Запустите двигатель при тестировании на оборотах холостого хода.
  5. При температуре автоматической коробкой передач от +35 до +40° С, отвинтите резьбовую пробку (1) в масляном поддоне коробки передач. Уровень масла нормальный, если происходит незначительный выход масла (условно из-за подъема уровня масла при нагреве). В противном случае долейте масло в коробку передач. Ввинтите пробку на место, до достижения температуры +45° С и затяните ее моментом 15 Нм.
  6. Установите нижний брызговик двигателя.

http://vw-passat.5go.ru/html/1_19.htm


От уровня масла в АКПП зависит правильная эксплуатация коробки передач. Немаловажную роль играет состояние масла. Для того, чтобы избежать каких-либо проблем следует хотя бы раз в 2-3 недели делать проверку масла.


Содержание статьи:

В зависимости от марки, модели и комплектации автомобиля, параметры работы и замера его параметров могут отличаться. Как пример, это замер масла в МКПП и АКПП. В данной статье рассмотрим измерение масла в АКПП, так как этот тип коробки куда более привередлив в сравнении с механикой.

Часто водители даже не подозревают о том, что управляя автомобилем с АКПП стоит время от времени заглядывать к уровню масла, тем более прогревать коробку в холодное время года.

Понятие и принцип работы АКПП


позволяет управлять автомобилем, передача которого переключается без воздействия водителя. Основные детали АКПП составляют: гидротрансформатор, главная задача которого передавать крутящийся момент, муфты, золотники, редукторы и валы.

Помимо этого, разделяют 2 типа работы АКПП. Первый называется гидравлическим, в основу которого заключается давление масла на педали. Второй тип – электронное управление. Принцип работы заключается в том, что важное место здесь занимают катушки соленоиды и от их движения зависит управление.

Неправильный уровень


Необходимо запомнить, что слишком высокий или слишком низкий уровень масла в АКПП может повредить техническое состояние коробки передач. В случае если уровень превышает максимальную отметку на довольно больших скоростях она начинает вспениваться и в следствии этого переливаться.

Таким образом, это грозит утечкой масла, что приводит к недостаточному его уровню. Также детали автомобиля быстрее становятся непригодными. В свою очередь низкий уровень приводит к тому, что в коробку передач попадает воздух и вследствие чего нарушается нормальный температурный режим. Эта смесь ухудшает качество и работу коробки передач. В таком случае коробка может быстро перегреваться, а детали очень быстро изнашиваются.

Проверять уровень необходимо регулярно, так как это предотвратит возможные поломки или утечку масла. Также состояние жидкости расскажет о необходимости её замены и деталей.

Процедура замера уровня масла


Проверить уровень масла можно двумя способами. Эта процедура сама по себе не сложная, однако, требует определённых знаний и внимательности.

Первый способ предусматривает использование специального щупа для замера уровня масла. Для начала необходимо загнать автомобиль на ровную дорогу. Далее включите режим «Парковка» для того, чтобы автомобиль не сдвинулся с места. Затем, необходимо открыть капот и осмотреть детали. Возле коробки передач должен располагаться специальный щуп, на котором написано ATF. Ещё одним важным условием для проверки является тот факт, что проверять уровень нужно при разогретом двигателе.

Существуют разные виды щупов, но принцип работы у них одинаковый. На них имеются специальные отметки, показывающие максимальную и минимальную величину отдельно для холодной и горячей жидкости или для обеих одинаково.


Перед началом процедуры следует вытереть щуп тряпкой для того, чтобы грязь не попала внутрь. Затем опустите щуп на несколько секунд и вытащите. Уровень не должен превышать максимальную отметку или быть ниже минимума. Если уровень неудовлетворительный, значит необходимо долить масло.


Для более точных результатов следует проводить процедуру несколько раз. Также при проверке уровня можно обратить внимание на само масло. Если его цвет потемнел, это может свидетельствовать о том, что масло перегрелось и его следует заменить.

Второй способ предусмотрен для тех автомобилей, у которых отсутствует щуп. В данном случае производить проверку уровня будет сложнее и это займет больше времени. Прежде всего нужно быть очень аккуратным так как есть риск утечки масла. Автомобиль нужно немного поднять с помощью домкрата. Двигатель, как и в первом случае должен быть хорошо прогрет.

Конструкция автоматической коробки передач предусматривает наличие специальных труб, предназначенных для сливания и предотвращения утечки масла. Перед началом проверки осторожно откупориваем пробку. При этом будет выливаться определенное количество масла. Поэтому под пробкой следует поставить емкость в которую оно будет сливаться.

Также это даст понять о состоянии жидкости и в необходимости её замены. Следующим шагом будет доливание жидкости в бачок до тех пор, пока она не начнет потихоньку выливаться. Только тогда уровень достигнет нормы. Излишки жидкости сами вытекут и масло достигнет своего оптимального уровня.

Стоимость проверки в автосервисе

Безопасно и быстро проверку масла в АКПП могут осуществить мастера в автосервисе, в случае, когда вам вовсе непонятно в правильности замеров. Обращаться к такой процедуре следует не менее раз в год, если же на автосервисе, то можете повторно это сделать. Цена на данную услугу составляет от $20. Если же автоматическая коробка передач выйдет из строя, то её ремонт или замена обойдется больше $1000.

Видео проверки масла в АКПП:

Каждым водителем при покупке (новых и старых машин), да и в других случаях осуществляется проверка машины на исправность всех деталей, механизмов, а также коробки передач.

Для тех, кто за рулем недавно, мы объясним, что такое коробка передач и какую функцию она выполняет.

Что такое МКПП и её главная задача в работе машины

МКПП - механическая коробка переключения передач. Существует также АКПП - автоматическая коробка передач и другие разновидности такие как: вариаторная, роботозировання. Наша статья заинтересует водителей с МКПП.

Начнем с того, что коробка переключения передач - эта такое устройство, которое нужно каждому водителю. Оно находится в каждой машине, где имеется двигатель внутреннего сгорания. Так как, двигатель каждого автомобиля имеет достаточно узкий диапазон оборотов, в момент вращения, которых достигается максимальная мощность - необходимость данного устройства вполне подтверждается. Каждый водитель ознакомлен с "красной зоной" в работе двигателя. Для новичков мы уточним данный момент. Красная зона - это некий предел частоты оборотов, превышение которых приводить к поломке мотора.

Каждый водитель должен знать об устройстве МКПП и о принципах её работы - для проведения проверок, которые будут определять работоспособность машины, а также чтоб избежать поломок.

Для чего предназначена МКПП

МКПП - передает, преобразует и меняет направленность вращающего момента от маховика двигателя. Переключение ступеней осуществляется механически: рычагом - функция, которого переключение передач. Вначале крутящегося момента происходит: 1) передача на вторичный вал, 2) передача колесному приводу.

Из чего состоит МКПП?

Перечень деталей МКПП:

С картера;

Синхронизатора;

Рычага переключения;

Валов с шестернями;

Дополнительного вала, который имеет шестерни движения заднего хода;

Механизма переключения передач, который оборудован устройством блокировки, а также замками;

Корпус МКПП - изготовляется с легкого метала, внутри которого идет закрепление всего механизма КПП. Туда заливается масло - трансмиссионное, а такое смазочное вещество, как нигрол - предназначен для использования в моделях машин старого образца

Функции данных деталей заключается в следующем:

Сихронизаторы - обеспечивают плавное включение передач, а также без шума, на этапе вращения шестерен - уравнивается их скорость.

Механизм переключения передач - предназначен для управления водителем сменами передач, используя рычаг.

Замковое устройство - помогает избежать включение в одно время двух передач, а устройство для блокировки - сохраняет необходимую передачу от самовыключения.

Рычаг, отвечает за переключения передач на дистанции.

Есть такие виды МКПП по количеству валов: 1) трехвальные - предназначены для большегрузов, а также для машин у которых есть передний и задний приводы; 2) двухвальные коробки - предназначены для легкового транспорта, имеющего передний привод.

Основные поломки МКПП

1) Подтекание масла.

Это происходит в случае поврежденного состояния сальников и прокладок, которые служат для уплотнения; слабое крепление картера.

2) Шум в КПП.

Шум указывает на поломку синхронизатора; изношенное состояние шестерен.

3) Затрудненное включение КПП.

Причина тому, есть поломка деталей механизма переключения.

4) Выключение передачи самой по себе.

Причиной тому служит неисправность устройства блокировки; изношенного состояние шестерен, синхронизаторов.

В случае вышеперечисленных поломок - изношенные детали нуждаются в замене, для полноценной и исправной работы МКПП.

После рассмотрения механизмов работы МКПП и её деталей, переходим к интересующему Вас вопросу, который касается проверки масла в МКППК.

Проверка уровня масла в МКПП

Начнем с того, что водитель обязан осуществлять данную проверку после каждого 10 000 км пробега. Данная проверка необходима также, когда обнаружены потеки масла в области картера.

Порядок действий в осуществлении проверки:

В первую очередь проверяется коробка и область вокруг коробки на утечку.

Второе, что Вам нужно сделать - это заехать яму или данную работу можно проводить на эстакаде. Эстакад - это специальное инженерное устройство, которое состоит из однотипных опор и пролётов. Его предназначение - подъем инженерных конструкций.

Затем приступайте к осмотру картера коробки передач, впереди Вы увидите отверстие - контрольное заливное. Вот в данном отверстии, проверяется уровень масла. Начните проверку, для этого используйте палец или деревянную, короткую палку.

Возьмите тряпку и приступайте к очищению отверстия, которое находится в картере коробки передач. Чистку нужно проводить вокруг. Берите ключ на 17, затем ослабьте затяжные пробки заливного отверстия. Затем нужно открутить пробку до конца. Под пробкой будет находиться уплотненная шайба, сделана с металла. В том случае, когда будут найдены на шайбе дефекты - её следует заменить.

Уровень масла в коробке передач должен соответствовать уровню нижней кромки заливного отверстия. Если нет соответствия, и масло ниже нужного уровня - возьмите шприц для заливки, с помощью которого, возможно будет долить трансмиссионное масло. Пользуясь шприцем, залейте масло до нужного уровня. Затем масло начнет вытекать. Подождите, пока излишки вытекут, а затем с помощью ветоши - удалите потеки.

Обратите внимание! В процессе заливания масла, не допускайте, чтоб оно попало на горячие детали - это грозит загоранием! Так же замер лучше проводить на холодную коробку, чтоб избежать ожогов рук и прочих частей.

После проделанной процедуры приступайте к надеванию и к закручиванию пробки.

К чему может привести недостаточный уровень масла в МКПП?

Если в машине будет недостаточный уровень масла в МКПП - это приведёт к выходу из строя коробки передач. Чтобы избежать данной проблемы, осуществляйте проверку уровня масла своевременно, а также при первых симптомах утечки масла - проверяйте крепление картера, сальники и прокладки. В случае обнаружения проблем - замените данные детали.

Большинство автопроизводителей заливают смазочную жидкость в АКПП, рассчитывая, что ее не будут менять на протяжении всего срока эксплуатации машины. Опытные водители следят за данными ГСМ и регулярно контролируют его уровень.

Посторонние звуки, вибрация, заедание и другие проблемы в работе автоматической коробки передач часто возникают из-за недостаточного количества смазки. Вещества может не хватать из-за его утечки, выработки, окисления, осаждения. При возникновении проблем первое подозрение падает именно на эту причину. Ехать для проверки в мастерскую, тратить время и деньги, для многих кажется нецелесообразным. А когда проблема возникает далеко за городом, такой возможности просто нет. Поэтому каждый владелец машины с автоматической коробкой переключения передач должен знать, как проверить уровень масла в АКПП.

Первым делом обратитесь к инструкции по эксплуатации автомобиля. В ней вы найдете ответ на вопрос о том, как правильно проверить уровень масла в АКПП машины конкретной модели. Если руководства нет под рукой или оно написано на иностранном языке – порядок работы можно понять с помощью простых инструкций, приведенных ниже.

Перед тем как проверить масло в коробке автомат, нужно понять, для чего это делается. Владея основными принципами функционирования жидкости в системе, удастся выявить различные проблемы. Это поможет и при общении с мастером на СТО.

Зачем проверять количество жидкости или для чего в АКПП смазка?

Вопрос может показаться смешным. Но многие считают, что смазочные вещества предназначены просто для снижения трения между деталями. Если продукта недостаточно, то фрикционы будут быстрее вырабатываться друг об друга. На самом деле смазка не только снижает трение, но и отводит лишнее тепло, предотвращает осаждение загрязнений на металле и очищает детали. При недостатке ATF в коробке проходят следующие процессы:

  • Ускоренный износ деталей из-за повышения трения.
  • Засорение всех поверхностей, зазоров между фрикционами - это приводит к заеданию при переключении, некорректной работе.
  • Повышение температуры - детали расширяются, снижается их механическая прочность, особенно быстро начинают изнашиваться полимерные части. Из-за этого коробка работает некорректно, может не реагировать на переключение, менять передачи неправильно или с опозданием.

Проблемы и сила их проявления постепенно нарастают. Поэтому нужно обращать внимание на малейшие отклонения в работе агрегатного узла. При их возникновении первым делом стоит проверить уровень масла в коробке. Если нет утечек, а материал не изношен, срочно следуйте к ближайшему СТО - чем быстрее удастся это сделать, тем меньше разовьется возникшая проблема, и дешевле обойдется ремонт.

Переизбыток смазывающей жидкости – это тоже плохо. Он получается при неправильной заливке и приводит к следующим проблемам:

Правила безопасности при проверке ГСМ

Первое, с чем нужно ознакомиться при любой операции с машиной - правила техники безопасности. Пренебрежение ими - прямой путь к травмам.

При проверке количества смазки и ее замене помните:

Нужно работать в перчатках. Это простое правило избавит от неприятных последствий от соприкосновения с горячим металлом и нечаянного проливания жидкости на руки. Конечно, защита из огнеупорных материалов неудобна - вряд ли кто-то наденет её, чтобы просто проверить уровень масла в коробке. Если действовать осторожно, достаточно просто использовать прорезиненные изделия.

Общие принципы и порядок работы

Универсально описать то, как проверить масло в АКПП, нельзя - общие правила не отображают особенностей работы с той или иной машиной. Подобные инструкции на практике оказываются бесполезными. Если под рукой нет правил эксплуатации или они написаны на незнакомых языках, нужно руководствоваться логикой и базовыми принципами.

Основные принципы проверки жидкости:

  1. Проверка уровня масла в АКПП выполняется при помощи щупа - специального приспособления, которое погружено в масляной отсек.
  2. В большинстве случаев щуп расположен под капотом и имеет желтую крышку. Поблизости располагается крышка другого цвета – скорее всего, это щуп для проверки жидкости коробки передач.
  3. Чаще всего на измерительных приспособлениях есть отметки для «холодной» и «горячей» проверки. То есть для проверки при замене масла АКПП и при прогретом двигателе. Последний способ используют только во время ремонта, когда нет возможности запустить мотор.
  4. Контроль смазывающего состава выполняется при включенном двигателе - насос должен наполнить отсек до рабочего уровня. Когда мотор выключен, жидкости в системе меньше.
  5. Двигатель прогревается путем проезда на машине 10-15 километров. Это самый надежный способ. Простая работа на холостом ходу, переключение рычага в разные положения не даст необходимых результатов.

Уровень масла в коробке автомат проверяется по следующему алгоритму:

  1. Прогреть автомобиль. После поездки переключиться в режим парковки и подождать 2-3 минуты.
  2. Найти щуп, очистить зону вокруг него мягкой, не ворсистой тряпкой - в смазке не должно быть включений в виде кусочков ткани, грязи, пыли. Они дополнительно засорят фильтр.
  3. Вытащить щуп и вытереть его досуха чистой тряпкой (не той, которой только что протирали область вокруг).
  4. Вставить щуп обратно и подождать 4-5 секунд.
  5. Повторить пп. 2–4 и сравнить результаты. Если они расходятся, верить последним данным.

Особенности проверки автомобилей разных марок

Марка Особенность
Audi Производитель не комплектует свои автоматические коробки передач щупами. Вместо них используются смотровые окошки. Чаще всего они расположены на днище. Поэтому проверять уровень масла нужно, загнав машину на эстакаду или яму.
Если модель оборудована щупом, то уровень масла в КПП проверяется при включенной нейтральной передаче, а не парковочной.
Volkswagen
BMW Как и Ауди, немецкий концерн чаще оборудует автоматическую коробку смотровым окошком. Если же есть щуп, то проверка выполняется по описанному алгоритму.
Dodge Проверка осуществляется на нейтральной передаче
Hyundai
Jeep
Mazda
Mitsubishi
Honda На некоторых моделях количество смазки нужно определять при холодном двигателе.
Не только недостача смазочной жидкости может быть причиной проблем с коробкой переключения передач. На её функционирование также влияют выработка и окисление. Качество состава можно определить по цвету и запаху. Капните со щупа немного жидкости на чистую тряпку.На что еще обратить внимание

На что обратить внимание.

12 октября 2016

Чтобы автоматическая трансмиссия работала без поломок, важно ее правильно эксплуатировать. Одним из факторов обеспечения надежной работы агрегата является регулярная проверка уровня масла в нем. Причем, если с «механикой» проблем обычно не возникает, то об АКПП этого сказать нельзя. В основном это связано с отличием методик замера, которые различные производители рекомендуют для своих автомобилей.

Как производится замер масла в АКПП?

Проверять уровень масла в автоматической КПП следует при прогретом обычно до 90 гр. (до рабочей температуры) моторе в позиции «Parking » рычага выбора диапазона. Напомним, что прогреть автомат можно только во время 10-15-километровой поездки в положении «Drive». Простым переключением селектора при нажатой педали тормоза этого добиться нельзя.

Опишем пошагово, как правильно проверять уровень масла в большинстве автоматических коробок:

  1. Отыщите щуп для проверки масла АКПП под капотом. В автомобилях с автоматической трансмиссией он обычно красного цвета, в то время как щуп моторного масла выполняется желтым.
  2. Зону в области щупа необходимо очистить ветошью во избежание попадания в систему трансмиссии загрязнений.
  3. Извлеките масляный щуп и досуха вытрите его чистой ветошью без ниток и ворса, которые могут при протирке остаться на щупе.
  4. Вставьте щуп в трубку, затем, подождав около 5 секунд, вытащите его снова.
  5. Для проверки уровня жидкости на щупе чаще всего делаются группы насечек для прогретой и не прогретой АКПП. Они обозначаются «Hot » и «Cold » соответственно. В нашем случае уровень масла в АКПП должен быть между отметками «Min » и «Max » для прогретой коробки.

Важно понимать, что насечки в зоне «Cold» не служат для периодического контроля уровня масла на не прогретой АКПП. Этой шкалой пользуются лишь для замены жидкости в автоматической трансмиссии.

Кроме того, не всегда для контроля уровня щуп вообще предусмотрен. В некоторых моделях для этого используется смотровое окошко.

Что еще следует контролировать во время проверки

По состоянию масла на щупе также делаются некоторые важные выводы о работе агрегата:

  • если в жидкости присутствуют следы грязи или металла, это может говорить о достаточно сильном износе механизмов коробки;
  • если, например, изначально красная трансмиссионная жидкость почернела или сильно потемнела, то ее необходимо срочно менять - изменение цвета указывает на наличие перегрева.

Также учтите, что первоначальная проверка уровня масла может дать неверный результат, поэтому для гарантии точности измерения повторите еще раз описанную процедуру.

Особенности проверки уровня трансмиссионной жидкости на различных автомобилях

Выше был описан общий случай, как проверить уровень масла в АКПП. Однако разные производители зачастую разрабатывают собственные методики контроля, которым необходимо следовать для получения точного результата . Например, положение селектора может отличаться. На некоторых автомобилях правильное положение селектора при проверке вместе с типом используемого масла указывается прямо на щупе.

Также иногда контроль производится при заглушенном двигателе, но на прогретой до рабочей температуры трансмиссии. Рассмотрим, как проверить уровень масла в вариаторе или автомате разных моделей:

  1. Трансмиссии производства Honda, Acura. Уровень масла проверяется на прогретой коробке при заглушенном моторе в положении селектора «P».
  2. В АКПП производства Mitsubishi, Proton, Hyundai, Jeep, Mazda, Dodge, а также в автомобилях VW и Audi с трехскоростными коробками проверка производится по стандартной процедуре, т. е. при работающем двигателе и прогретой трансмиссии, но в положении селектора «N».

Учтите, что данные трансмиссии могут устанавливаться на совершенно разные автомобили, не обязательно произведенные данной компанией. Так, на автомобилях Hyundai и Chrysler можно встретить переднеприводные коробки от Mitsubishi, а может быть и наоборот. Если вы владелец Mitsubishi или Chrysler, то перед проверкой следует взглянуть на коробку со стороны колеса.

Если вы увидите штампованную закрепленную десятком болтов боковую крышку, это будет свидетельствовать о том, что вы имеете дело с АКПП производства Chrysler и проверять масло в ней следует в положении селектора «P».

Если крышка отсутствует, то, соответственно, на автомобиле установлена трансмиссия Mitsubishi, и контроль масла в ней производится при установленном в положение «N» селекторе.

Точно также можно замерить уровень в Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee с коробками Chrysler. Но учтите, что некоторые модели Jeep комплектуются АКПП компании Aisin Warner, уровень жидкости в которых проверяется в положении РВД уже не «N», а «P». Определить наличие такой коробки можно самому визуально. Поддон здесь используется прямоугольной формы, сзади которого находится сливная пробка. Сбоку прямо к поддону приварена щуповая труба. В коробке автомат Chrysler поддоны почти квадратные, сливная пробка на которых отсутствует. Щуповая труба же устанавливается в картере коробки.

Проверка уровня масла при помощи контрольной пробки

Некоторые «автоматы» оснащаются контрольными пробками для проверки рабочей жидкости в АКПП. Способ проверки в этом случае достаточно неудобен, так как процедуру приходится проводить на смотровой яме. Однако неоспоримое преимущество данных трансмиссий - невозможность перелива масла, что почти для всех АКПП достаточно важно.

В поддонах таких коробок в сливное отверстие устанавливается специальная трубка, высота которой соответствует регламентному уровню масла. Поэтому при выкручивании пробки вся лишняя жидкость из поддона сливается, остается лишь нужное количество.

Для проверки уровня понадобится 100-200 гр. свежего масла, которое необходимо будет залить в горловину АКПП. В ходе процесса следите за моментом начала вытекания жидкости из контрольного отверстия - как только она начнет капать, залив можно прекращать - уровень масла в коробке правильный. Учтите, что сразу после выкручивания сливной пробки из поддона может вылиться небольшое количество жидкости. Это будет не лишнее масло, а лишь то, которое во время езды попало в трубку. По его состоянию можно будет оценить степень изношенности коробки и необходимость проведения замены рабочей жидкости.

Как правило, данный способ проверки характерен для машин марки BMW, на которых стоят коробки ZF. В пятискоростных автоматических агрегатах этих автомобилей пробка одновременно используется и для залива. Контроль же в целях безопасности производится лишь при слегка прогретой жидкости.

Некоторые трансмиссии, например, устанавливаемые сегодня почти на все автомобили Mercedes, вообще не имеют средств контроля уровня масла. В них емкость для залива соединяется через перепускной клапан прямо с поддоном, и уровень жидкости в нем поддерживается клапаном автоматически. Поэтому в отличие от других трансмиссий уровень здесь не играет такой важной роли, вследствие чего и контроль за ним со стороны автовладельца просто не предусматривается.