Бтр 60пб технические характеристики. Мотор и трансмиссия. Эксплуатация и боевое применение

БТР-60 - техника повышенной проходимости, которую разработали в СССР в конце 50-х годов прошлого столетия. Бронетранспортёр предназначался для замены БТР-152, числящийся в те годы на вооружении мотострелковых подразделений . Инженеры улучшили проходимость новой модели, а также «научили» её плавать.

Общая информация

60-я модель стала первым четырёхосным бронетранспортёром. Развитие линейки этой техники продолжается в наши годы. 16 лет (1960-1976) производился на горьковском автомобильном заводе. До 1987 года выпуском занимался курганский завод колёсных тягачей. Ещё одна производственная точка находилась в Румынии. Местные специалисты собирали технику по советской лицензии (ТАВ-71).

До конца 60-х годов БТР-60 являлся основным транспортом высокой проходимости в советской армии. В 70-80-х годах численность в армии значительно уменьшилась из-за выпуска 70-й и 80-й моделей. Машина прошла через многие боевые операции, включая Афганскую войну. Экспорт осуществлялся в десятки стран по всему миру. Несмотря на внушительный возраст, техника работает в армейских подразделениях 47 стран (данные на 2007 год).

В наше время популярна технология блокировки БТР-60. Самое распространённое применение - внедрение в конструкцию мостов автомобилей УАЗ. Во многих интернет-магазинах можно купить блокировку БТР-60 как новую, так и старую. О разнице в качестве говорить сложно, каждый находит для себя определённые преимущества. Средняя стоимость для гражданского транспорта составляет 8-12 тысяч рублей, для военного - до 19 500.

История создания

Команда горьковского автомобильного завода начала проектировать транспорт в 56-м году. Проектом руководил Дедков В.А. В 1958 году инженеры подготовили первый прототип. Образец оснастили карбюраторным силовым агрегатом ГАЗ-40П, который развивал до 90 л.с.

Первые испытания показали, что мощности недостаточно для обеспечения требуемой проходимости. Инженеры попытались внедрить в конструкцию дизельный мотор ЯАЗ-206Б (205 л.с.), но из-за его большой массы от этой идеи отказались. Чтобы компенсировать недостаток мощности, приняли решения поместить в моторное отделение два двигателя 40П. Для стабильного функционирования всех мостов конструкторы собрали уникальную трансмиссию. Финальный вариант подготовили во второй половине 59 года.

БТР-60 опередил многих конкурентов, которые создавались в 50-х годах на конкурсной основе. Простота, надёжность и дешевизна - вот благодаря чему горьковский проект стал победителем государственного конкурса.

Приёмная комиссия Минавтопрома скептически отнеслась к идеи спарки двух двигателей. Этот вариант понравился военным: в случае отказа одного силового агрегата, транспорт мог доехать до технического центра на одном (максимальная скорость по шоссе при этом - 60 км/ч). 13 ноября 1959 года Министерство обороны приняло технику на вооружение.

Конструкция и оснащение

Броневой корпус и башня

Противопульная защита - слабая дифференцированная. Катаные листы гомогенной броневой стали лежат в основе корпуса (толщина - 5-9 мм). Для их соединения между собой применялась сварка. Для передвижения по воде корпус сделали обтекаемым. В конструкцию добавили складывающийся волноотражатель.

В стандартной версии кузов открытый. Предусмотрена установка тента для защиты от дождя. Улучшенная модификация БТР-60 ПБ получила полностью крытый кузов. Благодаря многочисленным резиновым уплотнителям машина стала полностью герметизированной. Фильтровентиляционная установка создавала внутри повышенное давление. Это не позволяло проникать грязному воздуху во все отделения бронетранспортёра.

Передняя часть выделена под отсек управления. В нём размещается два человека - капитан и механик. Десантники располагались в центральной части. Кормовую часть отвели под мотор и трансмиссию, а также иные технические узлы. Для комфортной транспортировки солдат в кузове имеются скамейки (в разных модификациях разное количество). Максимальная загрузка на воде - 10 человек.

Загрузка и выгрузка экипажа проходит через двери (четыре штуки). На каждом борту находится по две двери (расположены в верхней части). Солдаты имеют возможность вести огонь из личного оружия из корпуса бронетранспортёра. Для этого используются люки и лючки.

БТР-60 ПБ оснастили усечённой конусной башней. Она изготавливалась из тех же материалов и по той же технологии, что и корпус. Для размещения вооружения и прицельной системы сделали три амбразуры. Внутри башни находится стрелок, руководящий стрельбой. Винтовой механизм обеспечивает вращение конструкции.

Вооружение

Базовый вариант получил три пулемёта СГБМ. Первый находился в лобовой части кузова, второй и третий по бортам. В модификациях ПА и ПА1 СГБМ заменили на аналогичный по многим характеристикам ПКБ. К дополнительному вооружению относятся АК-47 , РПГ-7 и гранаты Ф-1 .

БТР-60 ПБ в передней части башни получил симбиоз КПВТ и ПКТ . Для горизонтального и вертикального наведения применялись винтовые механизмы. Для наводки на цель использовали перископический оптический прицел. КПВТ использовали для поражения легкобронированной или небронированной техники (дальность стрельбы - до 2 км). ПКТ применялся для обезвреживания живых вражеских объектов (дальность стрельбы - до 1,5 км).

Наблюдение и связь

Экземпляры первых лет выпуска оснащались двумя лобовыми люками для обзора местности. В условиях боевых действий функции люков на себя брали приборы Б-1 (шесть штук). В последующие годы оснащение дополнили устройством ТПКУ-2Б (капитан использовал его для осмотра окружения). Ночные приборы ТВН-2 (для механика) и ТВН-1 (для капитана) использовались в условиях ограниченной видимости. На последующих модификациях ПА и ПА1 состав обзорного оборудования сохранился.

Обзорность в БТР-60 ПБ улучшена. Все Б-1 заменили на 9 приборов ТНП-Б. Их расположили в различных частях корпуса. Прибор ночного виденья сохранили. В устройство добавили модернизированный прожектор. Десантное отделение оснастили перископическими смотровыми приборами МК-4Н. Башня лишена обзорных приспособлений. Имеются только прицельные механизмы пулемётов.

Первые модели и модификации для связи получили радиостанции Р-113. В ПБ их усовершенствовали, они получили индекс Р-123. В этой же версии БТР-60 схема дополнена танковым переговорным устройством. Им пользовались капитан, механик и стрелок.

Мотор и трансмиссия

Для передвижения используются сразу два двигателя - горьковские 40П. Они имеют по шесть цилиндров, в сумме развивают до 180 л.с. Крепятся к общей раме. Первый и третий мосты работают за счёт правой силовой установки, второй и четвёртый - за счёт левой. Капитан имеет возможность деактивировать два моста. К дополнительным функциям силовых агрегатов относятся работа лебёдки и водомётного движителя. Топливные баки изолированы.

Состав трансмиссии:

  • Сцепление сухого типа с одним диском, дополненное гидравлическим приводом. Оно входит в единое устройство двигателя и КПП;
  • МКПП имеет четыре ступени. Движение по воде возможно за счёт работы коробки отбора мощности;
  • Раздатка БТР-60 имеет понижающую ступень. Правый ГАЗ-40П обеспечивает работу привода лебёдки благодаря наличию механизма отбора мощности;
  • В устройство двух главных передач входят кулачковые самоблокирующиеся дифференциалы БТР-60 повышенного трения. Такая технология применяется в наши дни на УАЗ в качестве пользовательского тюнинга;
  • Колёсные редукторы (четыре штуки);
  • Карданные валы, выступающие в роли связующих элементов узлов трансмиссии.

Конструкцию трансмиссии разрабатывали с оглядкой на то, чтобы была возможность передвигаться при одном неисправном силовом агрегате. В конструкции предусмотрен самоблок БТР-60, который обеспечивает одинаковую скорость вращения колёс, что повышает проходимость транспорта. Недостатком самоблока БТР-60 является то, что система уравнивает скорость вращения даже в тех ситуациях, когда это не требуется.

Ходовка

Колёсная формула - 8х8. Четыре моста равномерно распределены по базе. Две передние пары колёс управляются. Односкатные шины выдерживают пулевое попадание. Давление в шинах регулируется дистанционно двумя компрессорами. Независимая подвеска выполнена по торсионному типу. Колёса крепятся к двум рычагам, которые соединены с кузовом шарнирами. Каждый верхний рычаг всех осей, кроме третьей, оснащён двумя гидравлическими амортизаторами. При полной потере до двух колёс техника сохраняет способность передвигаться.

Водоходный движитель

Эксплуатация БТР-60 предусматривает преодоление водных преград, поэтому в устройство внедрили водомётный движитель. Реализован в виде водовода. Размещён под мотором. Водовод оснащён четырёхлопастным винтом, который приводится в действие от обоих ГАЗ-40П. Входное отверстие перекрыто решёткой, выходное закрыто броневой заслонкой.

Водовод оснащён двумя рулями, которые используются для маневрирования наплаву. Рули сблокированы с поворотом колёс. Передвижение назад обеспечивается блокировкой выходного отверстия, а потоки воды при этом направляются в боковые отверстия. Если водомёт сломается на воде, роль ускорителей на себя берут колёса (максимальная скорость в таком случае - 4 км/ч).

Какой можно сделать вывод?

БТР-60 - легендарный бронетранспортёр, который сыскал спрос на всех континентах. За всё время серийного выпуска с конвейера сошло от 10 до 25 тысяч экземпляров (точной информации с документальным подтверждением нет). На базе заводской техники инженеры в разных странах создавали многочисленные модификации. Они предназначаются для выполнения разных задач, и эксплуатируются по сей день.

Технология самоблокирующегося дифференциала сейчас используется не только в военных целях, но и гражданских. 60-я модель стала основой для будущих поколений.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Оказалось недостаточно для 10-тонной машины. Попытка поставить вместо ГАЗ-40 дизельный двигатель ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. также не удалась – двигатель оказался слишком тяжёлым и создавал серьёзный перевес машины на корму, особенно заметный на плаву. Конструкторы хотели было компенсировать перевес усилением лобовой брони, но ватерлиния поднялась по самые амбразуры.

В отсутствие других подходящих силовых установок, было решено установить на бронетранспортёр спарку из двух двигателей ГАЗ-40П с собственными трансмиссиями, каждый из которых работал на два моста. При этом правый двигатель по ходу машины осуществлял привод колес первого и третьего мостов, а левый – колес второго и четвертого мостов. Обе коробки передач имели коробки отбора мощности. С их помощью и с помощью карданных передач мощность двух двигателей суммировалась в редукторе водометного движителя. Отбор мощности на лебёдку, установленную в передней части корпуса, осуществлялся от правой раздаточной коробки. Лебёдка имела трос 50-метровой длины и развивала 4500-килограммовое тяговое усилие.

1 и 11 – трубы заднего хода; 2 – приёмный патрубок; 3 – трубки цилиндра привода заслонок водометного движителя; 4 и 5 – карданные валы; 6 – редуктор; 7 – корпус водометного движителя; в – цилиндр гидропривода заслонок водомётного движителя; 9 – включатель контрольной лампы открытия заслонок водомётного движителя; 10 – привод заслонок водометного движителя; 12 – заслонки водометного движителя; 13 – упор заслонок водомётного движителя; 14 – водяные рули.

1 – кнопки подсоса и ручного управления дроссельной заслонкой; 2 – рукоятка откры­тия жалюзи; 3 – блок питания прибора ночного видения водителя; 4 – рукоятка крана управления заслонками водомета; 5 – передняя розетка переносной лампы (24 в); 6 – блок шинных кранов; 7 – кнопка сигнала; 8 – рулевое колесо; 9 – рукоятка броневой крышки смотрового люка водителя; 10 – включатель стеклоочистителя; 11 – ручной рычаг привода стеклоочистителя; 12 – рычаг коробки передач; 13 – рукоятка привода волноотражателя; 14 – педаль управления дроссельными заслонками; 15 – рычаг стояночных тормозов; 16 – рычаг включения передних (первого и второго) мостов; 17 – рычаг управления раздаточной коробкой; 18 – рычаг управления лебедкой; 19 – рычаг управления водометом; 20 – люк для доступа к предохранительному клапану и к крану ресивера; 21 – педаль тормоза; 22 – педаль сцепления; 23 – передний отопитель.

Для преодоления вплавь водных преград в кормовой части корпуса смонтировали один водометный движитель с 4-лопастным рабочим колесом левого вращения диаметром 600 мм. За рабочим колесом устанавливались два небольших по площади водяных руля, привод которых был сблокирован с рулевым приводом управляемых колес машины. На плаву изменение направления движения осуществлялось их одновременным поворотом. При максимальных углах отклонений колес и рулей обеспечивался радиус циркуляции в пределах 8 – 10 м в обе стороны от направления движения. Такое устройство рулевого привода упрощало управление машиной при движении по воде, за исключением выхода на берег на реках с сильным течением. В этом случае более предпочтительным был бы раздельный поворот колес и водяных рулей. Чтобы машина могла двигаться по воде задним ходом, выходное окно водомёта перекрывалось двухстворчатой броневой заслонкой с гидроприводом. В этом случае вода из водовода движителя направлялась в бортовые каналы заднего хода и выбрасывалась в направлении носовой части машины вдоль ее бортов. Входной участок водовода, вваренный в днище корпуса, экранировался защитной решеткой и соединялся с литым корпусом водовода с помощью болтов. В нижней части входного участка водовода были выполнены ввод концевой трубы с обратным клапаном эжекционной системы удаления воды из корпуса и вводы для подсоединения водяных теплообменников систем охлаждения и смазки двигателей машины. К фланцу дейдвудной трубы водовода крепился редуктор водомёта.

Модифицированный таким образом прототип, названный в Горьком ГАЗ-49 , был готов к осени 1959 года, а 19 ноября 1959 года ГАЗ-49 был принят на вооружение под индексом БТР-60П . А с 20 февраля 1960 года шестидесятый сменил на конвейере ГАЗа сороковку – .

БТР-60П имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, переднее расположение отделения управления и кормовое размещение силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор, использовавшийся для увеличения дорожного просвета. По воде машина передвигалась как за счет гребного эффекта вращающихся колес, так и при помощи специального водометного движителя реактивного типа.

В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов. Лоб корпуса имел 11-миллмтровое бронирование, нос – 9-миллиметровое, толщина бортовых листов составляла 7 миллиметров, а днище имело 5-миллиметровую толщину.

При 4240-милиметровой колёсной базе БТР имел 7220-миллиметровую длину, 2906-миллиметровую ширину и 2105-миллиметровую высоту. Клиренс составлял 475 миллиметров.

Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались восемь торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы двухметровой ширины. Первоначально штатное вооружение состояло лишь из одного 7,62-мм пулемёта СГМБ, устанавливавшегося на одном из трёх кронштейнов в лобовой части корпуса или на любом из бортов. Боекомплект пулемёта составлял 1250 патронов в пяти лентах.

В целом военные машиной остались довольны, но было одно обстоятельство, не дававшее им покоя. Дело в том, что городских опыт боёв в Венгрии показал уязвимость бронетранспортёров и их экипажей от воздействия противника с крыш зданий и верхних этажей домов. Так, венгры нанесли нам немало вреда, сбрасывая с балконов бутылки с зажигательной смесью. Поэтому они не переставали настаивать на том, чтобы снабдить БТР бронированной крышей.

В 1963 году был создан модернизированный вариант бронетранспортера – (ГАЗ-49А), у которого вместо съемного брезентового тента появилась броневая крыша. Корпус выполнялся полностью герметичным. Для доступа в бронетранспортер имелось четыре верхних люка с бронекрышками. Толщина крыши составила 5 миллиметров, и чтобы немного компенсировать увеличившуюся массу, на один миллиметр сократили толщину днища. Численность перевозимого десанта сократилась до 12 человек, зато существенно возросла степень его защищенности, особенно в условиях применения оружия массового поражения (что в начале 1960-х годов считалось делом весьма вероятным). Вооружение машины сохранилось прежним, однако впоследствии на части машин пулемет СГМБ заменялся на ПКБ. Однако для того, чтобы вести огонь из этого пулемёта, пулемётчику всё равно приходилось высовываться из люка, что тоже было не совсем удобно и весьма небезопасно.

Поэтому, когда на том же ГАЗе под руководством того же Дедкова была разработана БРДМ-2, вооружённая пулемётом КПВТ во вращающейся башне, возникла идея перенести эту башню и на БТР.

Так и было сделано. Перевозимый десант вновь сократился, на этот раз до 8 человек, из которых шесть находились в десантном отделении, а ещё два – в лобовой части машины под башней, один из них выполнял и функции башенного стрелка. Помимо этого, бронетранспортёр получил новые приборы наблюдения и два дополнительных люка в верхних боковых листах в районе десантного отделения, облегчивших посадку и высадку из транспортёра. Также было слегка усилено лобовое бронирование корпуса и улучшена противоатомная защита. Модернизированный вариант получил обозначение и поступил в производство в 1966 году.

Интерьер БТР-60ПБ. Подвесное сиденье башенного стрелка развёрнуто назад.

Боевое применение БТР-60

Боевое применение БТР-60

началось в 1968 году, когда войска Варшавского Договора были введены в Чехословакию. Первым же реальным боем, в котором были использованы эти бронетранспортёры, стал пограничный конфликт на острове Даманский в марте 1969 года. Тогда, в первый же день боёв, пограничники заставы Кулебякины Сопки под командованием старшего лейтенанта Виталия Бубенина (в будущем – командира группы Альфа) на двух БТР-60П перебил целый китайский батальон, потеряв при этом одну машину от огня противотанковой артиллерии противника. После боя пограничники насчитали 248 китайских трупов. В ходе конфликта выявились и некоторые конструктивные недоработки. Так, в бою 15 марта 1969 года два БТР-60ПБ из мотоманёвренной группы 57-го погранотряда потеряли связь из-за не слишком удачного расположения антенн. Если на танках антенны размещались на башнях, то на бронетранспортерах их крепили на корпусе. Стрелки башенных пулемётов в пылу боя отстреливали антенны своих машин, и связь пропадала.

Вскоре БТР-60ПБ были вновь применены на советско-китайской границе, на этот раз в пограничном конфликте у озера Жаланашколь в августе того же года.

БТР-60 довольно активно применялись во время Афганской войны, показав довольно большую противоминную стойкость: при подрыве на противотанковой мине у БТР, как правило, отрывало одно колесо, без которого он вполне мог продолжать движение и участвовать в бою. Были и случаи, когда БТР терял и два колеса, сохраняя при этом подвижность.

Многие утверждают, что БТР был уязвим от огня стрелкового оружия, при том не только от винтовочных, но и от автоматных пуль. на самом же деле в боевых условиях винтовочными пулями БТР пробивался крайне редко, автоматными не пробивался вообще, а если у него и были пробоины от стрелкового оружия, то, главным образом от огня из крупнокалиберных пулемётов. Наибольшие же потери БТР-60 несли от огня гранатомётчиков. Поэтому в реальных боевых условиях десант не вёл огня через амбразуры, а при первых же выстрелах спешивался. В БТРе же оставались лишь водитель и пулемётчик, который поддерживал огнём спешившийся десант.

БТР-60 в иностранных армиях

После развала СССР большое количество БТР-60 перешло в руки вновь образовавшихся государств и использовалось ими во многих региональных конфликтах. Так, не менее нескольких десятков БТР-60ПБ имелось в Молдавии, применявшей их в ходе Приднестровского конфликта. Некоторое количество БТР-60 использовалось Грузинской Армией в Абхазской войне. В России БТР-60 ограниченно применялись в ходе Первой чеченской войны, но уже к середине 1990-х годов они были сняты с вооружения Российской Армии и остаются лишь в пограничных войсках. По состоянию на 2007 год, не менее нескольких сотен БТР-60 всё ещё остаются на вооружении ряда стран бывшего СССР, хотя и заменяются постепенно более современной техникой.

В значительных количествах БТР-60 поставлялся СССР и на экспорт, причём почти все экспортированные бронетранспортёры принадлежали к модификации БТР-60ПБ. Театром наиболее массированного его применения стал Ближний Восток. В ходе восстановления бронетанковых войск Египта и Сирии, понесших тяжёлые потери в войне 1967 года, в Египет было поставлено 750 БТР-50 и БТР-60, и приблизительно такое же число – в Сирию. Они активно применялись этими странами в Войне Судного дня в 1973 году. Сирийские БТР-60 использовались Сирией позднее и в Ливанской войне 1982 года.
Иран и Ирак также получили сотни БТР-60, активно использовавшихся ими впоследствии в ирано-иракской войне в 1980–1988 годах. Позднее они также применялись Ираком в войне в Персидском заливе в 1991 году, а некоторое их количество ещё оставалось на вооружении и использовалось в Иракской войне 2003 года. В немалых количествах СССР поставлял бронетранспортёр в Африку, не менее 20 стран этого континента имели БТР-60 на вооружении. 370 бронетранспортёров различных типов, в основном БТР-60, были поставлены в Анголу и широко применялись войсками МПЛА в Гражданской войне, продолжавшейся с 1974 по 2002 год. Несколько сотен БТР-60 были также переданы Эфиопии и Сомали, которые позднее использовали их в эфиопско-сомалийской войне 1977–1978 годов. В 1983 году БТР-60 также использовались гренадскими войсками во время американского вторжения. Последние были вывезены американцами в США и теперь используются в учебном центре в Сан-Диего.

БТР-60П Б, захваченные американцами на Гренаде.

Рейтинг стран мира по численности вооружённых сил

Кто и как продавал Аляску

Почему мы проиграли Холодную войну

Тайна реформы 1961 года

Как остановить вырождение нации

В какой стране пьют больше всех?

В какой стране больше всего убийств?

Год разработки: 1965 г.
Год производства: 1965-1976 г.
Боевая масса: 10,2 тонн
Длинна: 7560 мм
Ширина: 2830 мм
Высота: 2421 мм
Двигатель:
a. Скорость: 80 км\ч
b. Запас хода: 500 км
c. Тип двигателя: 2 рядных 6-цилиндровых карбюраторных ГАЗ-40П, 2 ? 90 л. с.
d. Фирма производитель: ГАЗ
Радио: Р-123
Броня:
a. Лоб: 11 мм
b. Борт: 7 мм
c. Корма: 7 мм
g. Крыша/Днище: 7/5 мм
Экипаж: 2 чел.
Вооружение: 1?14,5-мм КПВТ, 1?7,62-мм ПКБ

БТР-60ПБ

В 1965 году на производственном конвейере его сменил бронетранспортер БТР-60ПА-1 с усовершенствованными агрегатами силовой установки и силовой передачи. Его серийное производство продолжалось до 1966 года. Приказом министра обороны СССР от 29.06.1964 года на вооружение Советской Армии был принят бронетранспортер БТР-60ПБ. Эта машина являлась последней и наиболее удачной модификацией БТР-60. Серийное производство БТР-60ПБ осуществлялось на ГАЗе в 1965 — 1976 годах. По компоновке и форме броневого корпуса, а также всех основных узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя БТР-60ПБ мало отличался от своих предшественников — бронетранспортеров БТР-60ПА и БТР-60ПА-1. Главным его отличием стало размещение на крыше десантного отделения башни со спаренной установкой пулеметов: КПВТ калибра 14,5 мм и Для обеспечения движения по воде в кормовой части корпуса смонтировали один водометный движитель с 4-лопастным рабочим колесом левого вращения диаметром 600 мм. За рабочим колесом устанавливались два небольших по площади водяных руля, привод которых был сблокирован с рулевым приводом управляемых колес машины. На плаву изменение направления движения осуществлялось их одновременным поворотом. При максимальных углах отклонений колес и рулей обеспечивался радиус циркуляции в пределах 8 — 10 м в обе стороны от направления движения. Такое устройство рулевого привода упрощало управление машиной при движении по воде, за исключением выхода на берег на реках с сильным течением. В этом случае более предпочтительным был бы раздельный поворот колес и водяных рулей.

Для обеспечения движения машины на плаву задним ходом выходное окно водомета перекрывалось двухстворчатой броневой заслонкой с гидроприводом. В этом случае вода из водовода движителя направлялась в бортовые каналы заднего хода и выбрасывалась в направлении носовой части машины вдоль ее бортов. Входной участок водовода, вваренный в днище корпуса, экранировался защитной решеткой и соединялся с литым корпусом водовода с помощью болтов, в нижней части входного участка водовода были выполнены ввод концевой трубы с обратным клапаном эжекционной системы удаления воды из корпуса и вводы для подсоединения водяных теплообменников систем охлаждения и смазки двигателей машины. К фланцу дейдвудной трубы водовода крепился редуктор водомета.

Максимальная скорость движения передним ходом на спокойной воде глубиной более 5 м — 9 — 10 км/ч. Скорость движения по воде задним ходом — 3,5 — 4,0 км/ч. При выходе из строя водометного движителя машина могла передвигаться по воде за счет вращения всех колес со скоростью не более 4 км/ч.

К концу 1959 года опытный образец бронетранспортера со сдвоенной силовой установкой был готов. Внутренняя приемная комиссия Ми-навтопрома принятое конструкторами решение назвала авантюрным и безграмотным, но идея дублировать двигатель и трансмиссию привела военных в полный восторг. При выходе из строя одного из двигателей БТР мог продолжать двигаться со скоростью до 60 км/час по шоссе. Это, собственно, и решило дело. Новый бронетранспортер приняли на вооружение Советской Армии приказом МО СССР № 0202 от 13 ноября 1959 года под индексом БТР-60П. Серийное производство БТР-60П началось на ГАЗе в 1960 году, и уже в середине года первые машины начали поступать в войска.

В 1963 году был создан модернизированный вариант бронетранспортера — БТР-60ПА (ГАЗ-49А), у которого вместо съемного брезентового тента появилась броневая крыша. Корпус выполнялся полностью герметичным. Для доступа в бронетранспортер имелось четыре верхних люка с бронекрышками. Численность перевозимого десанта сократилась до 12 человек, зато существенно возросла степень его защищенности, особенно в условиях применения оружия массового поражения (что в начале 1960-х годов считалось делом весьма вероятным). Вооружение машины сохранилось прежним, однако впоследствии на части машин пулемет СГМБ заменялся на ПКБ. Боевая масса возросла до 10,2 т. Серийный выпуск БТР-60ПА осуществлялся с 1963 по 1965 год.

В 1965 году на производственном конвейере его сменил бронетранспортер БТР-60ПА-1 с усовершенствованными агрегатами силовой установки и силовой передачи. Его серийное производство продолжалось до 1966 года. Приказом министра обороны СССР от 29.06.1964 года на вооружение Советской Армии был принят бронетранспортер БТР-60ПБ. Эта машина являлась последней и наиболее удачной модификацией БТР-60. Серийное производство БТР-60ПБ осуществлялось на ГАЗе в 1965 — 1976 годах. По компоновке и форме броневого корпуса, а также всех основных узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя БТР-60ПБ мало отличался от своих предшественников — бронетранспортеров БТР-60ПА и БТР-60ПА-1. Главным его отличием стало размещение на крыше десантного отделения башни со спаренной установкой пулеметов: КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ (6П7) калибра 7,62 мм с прицелом ПП-61 AM (первоначально ПП-61 А). Башня была разработана в начале 1960-х годов в Тульском КБ Приборостроения (КБП, ныне НПО «Точность») и принята на вооружение вместе с бронированной разведывательной машиной БРДМ-2 в 1962 году. Башня — сварная, имеет форму усеченного конуса, установлена на шариковой опоре (погоне) над вырезом в подбашенном листе крыши корпуса бронетранспортера. Внутри нижней части башни вварено

кольцо с отверстиями для крепления погона. Для исключения деформации кольца к нему и корпусу башни приварены ребра жесткости. Кроме того, к кольцу приварены две колодки с вырезом под штырь стопора башни по-походному и кронштейн крепления механизма поворота башни. В кормовой части последней приварена пластина для крепления кронштейна сиденья стрелка, а с левой стороны кронштейн электрощитка. К крыше башни приварены кронштейн плафона освещения, бонки для крепления стопора люльки по-походному и кронштейн уравновешивающего механизма качающейся части установки. В переднем листе башни имеется прямоугольный вырез, к которому справа и слева приварены щеки с бобышками под цапфы маски. Маска служит основанием для крепления люльки и для защиты стрелка и механизмов установки от пуль и осколков снарядов. Зазоры между башней и маской закрыты уплотнителем из прорезиненной ткани. В маске имеются четыре окна; среднее, большое — для ствола пулемета КПВТ, под ним малое — для трубы гильзоотвода КПВТ, левое — для прицела ПП-61 AM и правое — для ствола пулемета ПКТ. В левое окно вмонтировано защитное стекло. У правого окна приварена труба с кронштейном и усилителями, к которым крепятся коробкодержатель и лоток патронной ленты пулемета КПВТ Между верхней частью маски и крышей башни установлен уравновешивающий механизм, предназначенный для обеспечения плавного движения качающейся части установки в вертикальной плоскости. Несущей частью пулеметов и всех основных узлов и механизмов качающейся части установки: амортизаторов, консоли, механизма перезаря-жания КПВТ, каретки ПКТ, коробко-держателей, гильзозвеньеотводов и гильзозвеньесборника — является люлька. Она представляет собой жесткую сварную раму и крепится к маске. Основу вооружения БТР-60ПБ составляет крупнокалиберный пулемет Владимирова (КПВ). Пулемет ПКТ может рассматриваться лишь как вспомогательное оружие. Пулемет КПВ был разработан в 1944 году. Может использоваться в качестве пехотного, зенитного и танкового (бронетранспортерного). Пехотный вариант пулемета на колесном станке

приняли на вооружение в 1949 году под обозначением ПКП (пулемет крупнокалиберный пехотный). В 1955 году колесный станок заменили на более легкий и совершенный треножный. Танковый вариант пулемета, имеющий обозначение КПВТ (крупнокалиберный пулемет Владимирова танковый) снабжен электроспуском и импульсным счетчиком выстрелов. расширен для облегчения обслуживания пулемета. Первоначально пулемет КПВТ устанавливался на отечественных тяжелых танках Т-10 в башне в спаренной установке со 122-мм пушкой. С 1965 года КПВТ — основное оружие отечественных колесных бронетранспортеров. Автоматика пулемета использует энергию отдачи ствола при его коротком ходе. Темп стрельбы — 550 — 600 выстр./мин. Питание пулемета — из металлической нерассыпной ленты с замкнутым звеном, составляемой из кусков по 10 звеньев. Куски соединяются между собой патроном во время снаряжения ленты и во время стрельбы распадаются. Боекомплект БТР-60ПБ — 500 патронов (10 лент по 50 патронов в каждой). Подача ленты двусторонняя, ее можно изменить с левой на правую, и наоборот. Режим огня — непрерывный. Масса тела пулемета — 7,5 кг Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой — 2000 м. Пулемет используется для борьбы с легкобронированными наземными целями, огневыми точками и целями, расположенными за легкими укрытиями полевого типа, с низколетящими самолетами и вертолетами.

Выдающейся огневой мощью, сочетающей скорострельность станкового пулемета с бронебойным действием противотанкового ружья, пулемет КПВ обязан патрону, под который он был создан. Этот патрон с бронебойно-зажигательной пулей со стальным сердечником Б-32 разра-

ботали в 1938 году для отечественных противотанковых ружей и приняли на вооружение в 1941 году. Во время Великой Отечественной войны этот патрон использовался для стрельбы из отечественных противотанковых ружей ПТРД и ПТРС. Большая мощность патрона и высокая пробивная способность пули значительно превосходили существовавшие иностранные образцы и делали перспективной идею создания противотанкового пулемета. 14,5-мм патрон в полтора-два раза превосходил по энергетике состоявшие на вооружении другие крупнокалиберные патроны, в том числе и отечественный 12,7-мм к пулемету ДШК обр. 1938 г Для наиболее полной реализации потенциала патрона по бронепро-биваемости в 1941 году в дополнение к обычной была принята и специальная бронебойно-зажигательная пуля БС-41, имевшая твердосплавный (металлокерамический) бронебойный сердечник из карбида вольфрама. Такой сердечник значительно тверже и тяжелее сердечника из стали. Пуля БС-41 по броне-пробиваемости в два раза превосходит обычную бронебойно-зажигательную пулю Б-32, пробивающую 30-мм броневую плиту с дистанции 500 м по нормали. Для стрельбы из пулемета также могут использоваться патроны с бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЭТ (со стальным сердечником), бронебойно-зажигательно-трассирующей специальной пулей БСТ (с твердосплавным сердечником), пристрелочно-зажигательной (разрывной) пулей ПЗ и зажигательной мгновенного действия (МДЗ). В 1989 году пуля БС-41 была модернизирована и получила обозначение БС.

Пуля БС с дистанции 500 м пробивает плиту броневой стали толщиНОЙ ДО 50 мм. Среди других систем стрелкового оружия пулемет Владимирова по огневой мощи не имеет равных на поле боя. Счетверенная зенитная установка пулеметов КПВ, например, при суммарном темпе стрельбы в 2400 выстр./мин., при необходимости переведенная в положение для стрельбы по наземным целям, может за несколько секунд превратить трехосный армейский грузовик в пылающий разрушенный остов, просевший в темную маслянистую лужу Дульная энергия пулемета — 32 ООО Дж., и попадание пули в любую часть тела человека практически всегда смертельно, причем любое попадание в конечность ведет к ее отрыву. КПВТ — это, без сомнения, легендарное оружие, которое узнается по одному звуку стрельбы.

Что касается 7,62-мм пулемета ПКТ (пулемет Калашникова танковый), то он был принят на вооружение в 1962 году и поступил на смену пулемету СГМТ. Начальная скорость пули со стальным сердечником составляет 865 м/с, темп стрельбы — 650 — 700 выстр./мин. Боекомплект ПКТ состоит из 2000 патронов (8 лент по 250 патронов в каждой). Пулемет ПКТ предназначен для стрельбы по живой силе противника и его огневым средствам на дальностях до 1500 м.

Пулеметная установка БТР-60ПБ имеет горизонтальный угол обстрела 360°, вертикальный угол от -5° до +30°. Поворот башни осуществляется с помощью ручного привода.

Для прямой наводки в цель пулеметов КПВТ и ПКТ служит перископический прицел ПП-61 AM. Прицел имеет кратность увеличения 2,6 и поле зрения 23°.

Масса башни с пулеметами, прицелом и сиденьем — 400 кг.

Разработка новых советских многоколесных БТР началась в 1957 - 1958 гг. и велась фактически на конкурсной основе.

Бронетранспортер ЗИЛ-153. 1957 г.

В 1957 г. в Бюро внешних заказов ЗИЛа начали разрабатывать колесный плавающий бронетранспортер ЗИЛ-153 с колесной формулой 6x6. В 1959 г. его разработка закончилась и был построен опытный образец, в конструкции которого использовались новые технические решения. Они включали новый V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 180 л. с; бесступенчатый гидротрансформатор, сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач; Н-образную схему трансмиссии с одним блокируемым межбортовым дифференциалом; независимую торсионную подвеску всех колес; колесные бортовые редукторы для увеличения дорожного просвета; шины 16.00-20 с системой регулирования давления воздуха; передние и задние управляемые мосты с гидроусилителями руля; два водометных движителя с рабочими колесами от водометов танка ПТ-76 и ряд других технических новинок. К ним следует отнести бронированный, полностью закрытый несущий водонепроницаемый корпус, кормовое расположение моторной установки, герметичные тормоза. Вооружение машины не прорабатывалось. Скорость движения по воде глубиной более 5 м составляла 10 км/ч, а максимальная скорость движения по суше - 90 км/ч. Запас хода по шоссе - 600 км. В конце 1960 г. ЗИЛ-153 успешно прошел заводские испытания, во время которых были выяснены необходимые доработки. Началась подготовка производства установочной партии из 10 машин, но работу остановили и вскоре вообще закрыли по ряду причин не технического характера.

Опытный образец бронетранспортера 1015-Б

В 1954 - 1957 гг. в военной академии бронетанковых и механизированных войск сотрудники одной из кафедр и НИО академии вели эскизную проработку колесного плавающего бронетранспортера с колесной формулой 8x8, кормовым расположением двигателя, Н-образной механической трансмиссией и независимой подвеской всех колес. В конце 1958 года по постановлению Совета Министров СССР эта работа была продолжена уже совместно с СКБ Кутаисского автозавода.
Особенностями конструктивной схемы этого экспериментального образца, получившего индекс "объект 1015", были несущий, полностью закрытый, водоизмещающий корпус с противопульным бронированием и фильтровентиляционной установкой; кормовое расположение карбюраторного V-образного 8-цилиндрового двигателя мощностью 180 л. с; механическая трансмиссия с Н-образной бортовой раздачей мощности через пятиступенчатую коробку передач и раздаточную коробку с симметричным принудительно блокируемым дифференциалом; бортовые и колесные редукторы; тормозные механизмы, расположенные внутри корпуса на бортовых редукторах; независимая подвеска всех колес. Управляемые колеса двух передних мостов с колесными редукторами устанавливались на поперечных рычагах, а колеса двух задних мостов имели внутри ободов гитарные редукторы с качанием их в продольной плоскости. Упругими элементами подвески двух передних мостов были спиральные пружины с расположенными внутри их амортизаторами, а упругие элементы колес двух задних мостов были выполнены в виде комбинации коротких торсионов со спиральными пружинами, расположенными внутри корпуса. В кормовой части корпуса по бортам располагались два водометных движителя с независимым приводом от вторичного вала коробки передач.

Бронетранспортер БТР-60П. 1961 г.

Упругими элементами колес всех мостов стали газогидравлические рессоры, в которых использовались азот и масло. Были улучшены форма и размеры броневого корпуса, повысились его бронестойкость и технологичность за счет применения гнутых листов. Нижняя носовая часть корпуса выполнялась ложкообразной формы. Многие листы верхнего пояса корпуса имели большие углы наклона.
Два опытных образца бронетранспортера с индексом "объект 1015-Б" в 1960 г. прошли заводские и полигонные испытания. В процессе испытаний "объект 1015-Б" показал высокую проходимость, управляемость и плавность хода при движении по местности в равнинных и горных условиях. Максимальная скорость по шоссе составляла 90 км/ч, средняя скорость по местности - 47 - 50 км/ч. Скорость движения по воде достигала 10,6 км/ч и сочеталась с хорошей маневренностью.

Бронетранспортер БТР-60ПА

К началу 1960-х годов, кроме ЗИЛ-153 и "объекта 1015-Б", были изготовлены опытные образцы бронетранспортеров горьковского ГАЗ-49, рубцовского колесно-гусеничного "объекта 19" и мытищинского ММЗ-560. Все эти машины имели оригинальные конструктивные решения (ГМП, бортовые схемы трансмиссий, гидропневматические подвески, передние и задние управляемые колеса, качающиеся колесные редукторы, герметичные тормоза, дифференциалы повышенного трения, водометы, алюминиевая броня и др.), но победило горьковское ОКБ: их БТР был более подвижным, надежным, удобным и, главное, - хорошо технологически отработанным и сравнительно недорогим.
На Горьковском автозаводе работы по созданию четырехосного шасси для перспективного колесного бронетранспортера начались зимой 1956 г. К середине 1958 г. изготовили первый опытный образец. БТРП (ГАЗ-49) имел несущий сварной бронекорпус с плоским дном, переднее расположение отделения управления и кормовое размещение силовой установки, четыре ведущих моста с независимой подвеской всех колес. В каждом колесе имелся встроенный редуктор. По воде машина передвигалась как за счет вращения колес, так и при помощи водометного движителя реактивного типа.

Бронетранспортер БТР-60ПБ. 1969 г.

В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 14 человек. Для ведения огня из автоматов в бортах машины имелось 6 амбразур. Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из катаных броневых листов толщиной 6 - 8 мм. На марше десантное отделение могло закрываться брезентовым тентом. Экипаж (2 чел.) и десант обогревались теплым воздухом, поступавшим из системы охлаждения двигателя.
Колеса первой и второй осей были управляемыми. Рулевое управление имело гидроусилитель. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора. Пулестойкие шины большого профиля (13.00-18") имели центральную систему регулирования давления воздуха.

Опытный образец бронетранспортера БТР-60П3

Штатное вооружение бронетранспортера состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ, который мог устанавливаться на кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса. Внутри машины предусматривались места для укладки автомата АК-47, гранатомета РПГ-7, сигнального пистолета и десяти гранат Ф-1. Штатный боекомплект - 1250 патронов к пулемету, 300 автоматных патронов, пять выстрелов к гранатомету, шесть сигнальных патронов. Полная масса нового БТРа достигала 9800 кг.
На первых опытных образцах использовался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л. с. Однако он оказался слишком слабым. Для выхода из создавшегося положения решили установить на БТР два двигателя ГАЗ-40П. Двигатели были смонтированы параллельно, каждый со своими обслуживающими системами на одной общей раме в корме корпуса. Каждый из двигателей через свою механическую трансмиссию обеспечивал привод колес двух мостов. Правый двигатель по ходу машины осуществлял привод колес первого и третьего мостов, а левый - колес второго и четвертого мостов. Трансмиссия каждого двигателя включала однодисковое сухое сцепление с гидравлическим приводом управления; четырехскоростную коробку передач; двухступенчатую раздаточную коробку; главные передачи двух ведущих мостов с кулачковыми дифференциалами повышенного трения; четыре колесных редуктора и карданные передачи, соединявшие между собой агрегаты трансмиссии. Обе коробки передач имели коробки отбора мощности. С их помощью и с помощью карданных передач мощность двух двигателей суммировалась в редукторе водометного движителя. Отбор мощности на лебедку, установленную в передней части корпуса, осуществлялся от правой раздаточной коробки. Лебедка имела трос длиной 50 м и максимальное тяговое усилие 4500 кгс.

Подвижный командный пункт частей ПВО сухопутных войск БТР-60ПУ-12

Для обеспечения движения по воде в кормовой части корпуса смонтировали один водометный движитель с 4-лопастным рабочим колесом левого вращения диаметром 600 мм. Максимальная скорость движения передним ходом на спокойной воде глубиной более 5 м - 9 - 10 км/ч. Скорость движения по воде задним ходом - 3,5 - 4,0 км/ч. При выходе из строя водометного движителя машина могла передвигаться по воде за счет вращения всех колес со скоростью не более 4 км/ч.
К концу 1959 г. опытный образец бронетранспортера со сдвоенной силовой установкой был готов и в ноябре 1959 г. он был принят на вооружение под индексом БТР-60П.
Бронетранспортер БТР-60П выполнен по компоновочной схеме с задним расположением силовой установки. В передней части корпуса находилось отделение управления, а всю среднюю часть занимало десантное отделение.
Открытый сверху несущий корпус был сварен из листов катаной броневой стали, которые устанавливались под большими углами наклона. Толщина броневых листов составляла 6 - 10 мм, что защищало от обычных пуль ручного стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра.
В отделении управления находились органы управления, контрольно-измерительные приборы, приборы наблюдения, радиостанция, лебедка. Там же располагались места механика-водителя и командира. В лобовом листе перед ними находились смотровые люка, закрываемые броневыми крышками.
Десантное отделение расчитано на размещение 14 полностью экипированных пехотинцев. Для ведения стрельбы пехотинцы могут использовать амбразуры в бортах корпуса (по 3 шт. на борт). Стрельбу можно вести также и через борт. Для защиты от атмосферных осадков десантное отделение закрывается брезентовым тентом. Посадка и спешивание десанта осуществляется через борт и бортовые люки.
Штатное вооружение БТР-60П состояло из 7,62-мм пулемета СГМБ, установленного на станке, закрепленном на кронштейнах, установленных на лобовом или бортовых листах. Внутри машины были предусмотрены места для укладки автомата АК, гранатомета РПГ-7, сигнального пистолета, 10 гранат Ф-1. Штатный боекомплект - 1250 патронов к пулемету, 300 автоматных патронов, 5 выстрелов к гранатомету, 6 сигнальных патронов.
Силовая установка бронетранспортера БТР-60П состоит из 2 автомобильных четырехтактных шестцилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-40П мощностью по 90 л.с. каждый. Двигатели в сборе со сцеплениями и коробками передач и отбора мощности установлены параллельно продольной оси бронетранспортера и друг другу и жестко закреплены на общей раме. Управление карбюраторами и переключение передач синхронизировано специальными устройствами. Один из двигателей работает на первый и третий ведущие мосты, другой - на второй и четвертый.
На бронетранспортере была использована независимая торсионная подвеска на поперечных рычагах с телескопическими гидроамортизаторами. На колесах установлены односкатные шины большого диаметра, давление в которых регулировалось с помощью централизованной системы. Две передние пары колес являются управляемыми.
При движении по шоссе бронетранспортер развивает максимальную скорость 80 км/ч. Водные преграды бронетранспортер преодолевает вплавь, используя водометные движители, развивая при этом скорость до 10 км/ч.
Для предотвращения заливания водой носовой части бронетранспортера на плаву он был оснащен волноотражателем, который при движении по суше находился в опущенном положении.
В состав оборудования бронетранспортера БТР-60П входят радиостанция Р-113, приборы ночного видения, лебедка и складной буксир.
В 1963 г. был создан модернизированный вариант бронетранспортера БТР-60ПА (ГАЗ-49А), у которого вместо съемного брезентового тента появилась броневая крыша. Корпус выполнялся полностью герметичным. Для доступа в бронетранспортер имелось четыре верхних люка с бронекрышками. Численность перевозимого десанта сократилась до 12 человек. Вооружение машины сохранилось прежним, однако впоследствии на части машин пулемет СГМБ заменялся на ПКБ. Боевая масса возросла до 10,2 т. Серийный выпуск БТР-60ПА осуществлялся с 1963 по 1965 год.

Радиомашина БТР-60 Р-145БМ. 1988 г.

В 1965 - 1966 гг. выпускался бронетранспортер БТР-60ПА-1 с усовершенствованными агрегатами силовой установки и силовой передачи. Масса машины возросла до 10,3 т. Вместо радиостанции Р-113 установили радиостанцию Р-123. Бронетранспортер БТР-60ПА-1 находился в серийном производстве в 1965 - 1966 гг.
В 1964 г. был принят бронетранспортер БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б). Эта машина являлась последней и наиболее удачной модификацией БТР-60. Серийное производство БТР-60ПБ осуществлялось на ГАЗе в 1965 - 1976 гг. По компоновке и форме броневого корпуса, а также всех основных узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии, ходовой части и водоходного движителя БТР-60ПБ мало отличался от своих предшественников. Главным его отличием стало размещение на крыше десантного отделения башни со спаренной установкой пулеметов: КПВТ калибра 14,5 мм и ПКТ (6П7) калибра 7,62 мм с прицелом ПП-61АМ. Башня - сварная, имеет форму усеченного конуса. Основу вооружения БТР-60ПБ составляет крупнокалиберный пулемет Владимирова (КПВ). Темп стрельбы - 550 - 600 выстр./мин. Боекомплект БТР-60ПБ - 500 патронов калибра 14,5 мм и 2000 патронов калибра 7,62 мм, 10 ручных гранат Ф-1, 5 выстрелов к гранатомету и 12 патронов к сигнальному пистолету. Прицельная дальность стрельбы прямой наводкой - 2000 м. Пулеметная установка БТР-60ПБ имеет горизонтальный угол обстрела 360°, вертикальный угол от -5° до +30°. Поворот башни осуществляется с помощью ручного привода.
Установка башни повлекла за собой изменения в крыше и бортах корпуса, а также в компоновке десантного отделения. В БТР-60ПБ изменена схема размещения десанта, сократившегося до 8 чел. Десантники располагаются на двух одноместных сиденьях перед башней, установленных за сиденьями механика-водителя и командира, и двух поперечных трехместных сиденьях за башней. Посадка и спешивание десанта осуществляются через два люка в крыше десантного отделения и два люка в бортах корпуса. По сравнению с БТР-60ПА существенно увеличилось количество приборов наблюдения у командира, механика-водителя и десанта. В моторно-трансмиссионном отделении установлены два усовершенствованных карбюраторных двигателя ГАЗ-49Б (2х90 л.с.). Для облегчения запуска двигателей в холодное время установлен подогреватель. На БТР-60ПБ применили новые шины с регулированием давления. Для внешней связи установлена радиостанция Р-123, для внутренней связи - переговорное устройство типа Р-124.
Было несколько усилено лобовое бронирование машины, которое теперь защищало от 7,62-мм пули Б-32 на всех дистанциях и под всеми углами. Бортовая броня защищала от обычной пули того же калибра с расстояния больше 100 м. Значительно усилили противоатомную защиту - корпус стал полностью герметичным, установили нагнетатель, рентгенометр ДП-3Б.

Машина управления 1В18 "Клен-1"

На базе БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. ему была присвоена марка БТР-60ПВК.
В 1972 г. на базе БТР-60ПБ был разработан БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до 60°. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась.
На базе БТР-60 выпускалось значительное количество машин специального назначения.
БТР-60ПУ - машина управления звена батальон - полк на базе БТР-60П или БТР60ПА. В ее стандартное оснащение входят радиостанции Р-130, Р107, Р-123 и радиоприемник Р-311. Экипаж машины состоял из четырех человек.

Машина технической помощи МТП-2

БТР-60ПУ-12 (9С482) - подвижной командный пункт (ПКП) подразделений и частей ПВО сухопутных войск. Машина была оборудована унифицированной аппаратурой съема и передачи данных, аппаратурой связи, навигационной аппаратурой, системой противоатомной защиты и автономным агрегатом электропитания.
БТР60ВВС - ПКП военно-воздушных сил;
полевые телефонные станции БТР60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР-60П-241БТ и укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; радиостанции различной мощности и назначения - БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р-156БТР, БТР-60 Р-161Б, БТР-60 Р-409БМ; радиомашины наведения авиации БТР-60 Р-975 и ARP-60 Р-975М1, зарядная станция БТР-60 3-351БР. Все эти машины, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Подвижной командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливался пулемет ПКТ и приборы наблюдения.

Модернизированный образец бронетранспортера БТР-60ПБ. 2003 г.

С середины 1970-х гг. на вооружении артиллерийских частей состоят машины управления командира батареи 1В18 "Клен-1" на базе БТР-60ПБ. Она предназначалась для управления огнем полевой артиллерии. На машине было сохранено 4 амбразуры для ведения огня из личного оружия экипажа, имелся пулемет ПКМ с боекомплектом 600 патр. 1В18 оснащался аппаратурой топопривязки 1Т121-1, артиллерийской буссолью ПАБ-2А, артиллерийским квантовым дальномером ДАК-1, ночным наблюдательным прибором ННП-21, прибором управления огнем ПУО-9М, визирами ДВ и ВОП и другими. Позже на ее базе был создан модернизированный вариант машины управления - 1В18-1.
Для командира артиллерийского дивизиона была разработана машина управления 1В19 "Клен-2". По устройству она аналогична 1В18, но отличается от нее устанавливаемой аппаратурой. На ее базе был создан модернизированный вариант машины управления - 1В19-1.
Машина технической помощи МТП-2 создавалась как подвижное средство технического обеспечения мотострелкового батальона. Машина была создана на базе шасси бронетранспортера БТР-60П. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников, приспособлений и инструмента. Машина имела систему коллективной защиты.
По советской лицензии в Румынии выпускались бронетранспортеры ТАВ-71 (БТР-60П) и ТАВ-71М (БТР-60ПБ). В отличие от советских машин, румынские имели более мощные двигатели и больший угол вертикального наведения вооружения. Помимо Румынии ТАВ-71М состояли на вооружении в Югославии.
Из стран Варшавского Договора БТР-60ПБ находились на вооружении только в ГДР, Венгрии и Болгарии, но активно поставлялись в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии и широко применялись в боевых действиях в этих регионах.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса - 9,8 - 9,9 т 10,2 - 10,3 т
Экипаж + десант - 2 + 14 чел. 2 + 8 чел.
Колесная формула - 8 х 8 8 х 8
Габаритные размеры:
высота - 2105 (2375) мм 2420 мм
длина - 7220 мм 7560 мм
ширина - 2906 мм 2825 мм
клиренс - 475 мм 475 мм
Бронирование - противопульное противопульное
Вооружение:
пулеметы - 7,62-мм пулемет СГМБ 14,5-мм пулемет КПВТ
7,62-мм пулемет ПКТ
Боекомплект - 1250 патронов
500 патронов калибра 14,5 мм
1250 патронов калибра 7,62 мм
Двигатель -

ГАЗ-40П, 2 шт., 6-цилиндровый, карбюраторный

Мощность двигателя - 2х90 л.с. 2х90 л.с.
Максимальная скорость по шоссе - 80 км/ч 80 км/ч
Максимальная скорость на плаву - 10 км/ч 9 - 10 км/ч
Запас хода по шоссе - 500 км 500 км
Преодолеваемые препятствия:
подъем - 30° 30°
крен - 25° 25°
ширина рва - 2,0 м 2,0 м
высота стенки - 0,6 м 0,6 м
глубина брода - плавает плавает

Первый в мире серийный массовый четырехосный колесный полноприводной плавающий бронетранспортер, положивший начало целому семейству отечественных бронированных машин. Разрабатывался в ОКБ ГАЗа с 1956 года. Принят на вооружение Советской Армии приказом МО № 0202 от 13 ноября 1059 года. Серийное производство осуществлялось на ГАЗе с 1960 по 1967 год.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ:

БТР-60П (ГАЗ-49) - базовый вариант. Открытый сверху сварной несущий корпус, снабженный съемным брезентовым верхом. Для ведения огня из личного оружия десанта в бортах имеются 6 амбразур. Вооружение: пулемет СГМБ (позже ПКБ) на специальном кронштейне на лобовом или бортовых листах корпуса. Дневные приборы наблюдения Б-1, приборы ночного видения ТКН-1 и ТВН-2. Два двигателя ГАЗ-49 мощностью 90л.с. каждый. Через самостоятельную трансмиссию от правого двигателя приводятся в действие колеса первого и третьего мостов; от левого двигателя - колеса второго и четвертого мостов. Движение на плаву- с помощью водометного движителя реактивного типа. Боевая масса машины 9,9 т. Экипаж 2 человека, десант 14 человек. Радиостанция Р-113. Серийное производство с 1960 по 1963 год.

БТР-60ПА (ГАЗ-49А) - полностью бронированный герметичный корпус. Для посадки и высадки экипажа и десанта в крыше имеются четыре люка. Повышена надежность работы отдельных узлов ходовой части и силовой передачи. Боевая масса 10,2 т. Десант 12 человек. Серийное производство с 1963 по 1966 год.

БТР-60ПА1 - усовершенствованные агрегаты силовой установки и силовой передачи. Боевая масса 10,3 т. Радиостанция Р-123. Серийное производство в 1965 -1966 годах.

БТР-60ПА



БТР-60ПБ


БТР-60ПБ (ГАЗ-49Б) - наиболее удачная и самая массовая модификация. На крыше корпуса размещена вращающаяся башня со спаренной установкой пулеметов КПВТ и ПКТ и оптическим прицелом ПП-61А (позже ПП-61АМ). Вертикальный угол обстрела +30°…-5°. Система ПАЗ. Серийное производство с 1966 по 1976 год.

Бронетранспортеры семейства БТР-60 стали поступать в войска в начале 60-х годов, быстро вытесняя БТР-152 из дивизий «первого эшелона». Несколько позже эти машины пошли на вооружение морской пехоты и пограничных войск. Всего же, по западным данным, было изготовлено 25 ООО БТР всех модификаций.

На базе БТР-60 выпускалось значительное количество машин специального назначения. Это, в первую очередь, БТР- 60ПУ-машина управления звена «батальон - полк» на базе БТР-60П или БТР-60ПА; в ее стандартное оснащение входят радиостанции Р-130, Р-107, Р-123 и радиоприемник Р-311. БТР-60ПУ-12- подвижной командный пункт подразделений и частей ПВО сухопутных войск, БТР- 60ВВС - военно-воздушных сил, полевые телефонные станции БТР-60П-238БТ, БТР-60П-239БТ, БТР-60П-240БТ, БТР- 60П-241БТ и машина-укладчик полевого телефонного кабеля БТР-60ЛБГС; радиостанции различной мощности и назначения - БТР-60 Р-137Б, БТР-60 Р-140БМ, БТР-60 Р-145, БТР-60 Р-145БМ, БТР-60 Р- 156, БТР-60 Р-975 и БТР-60 Р-975М1, зарядная станция БТР-60 3-351БР. Все эти машины, как правило, не имели башен и штатного вооружения. Подвижной командный пункт на базе БТР-60ПБ оснащался башней ТКБ-0149, в которой устанавливались пулемет ПКТ и приборы наблюдения.

С середины 70-х годов на вооружении артиллерийских частей состоят машины управления командира батареи 1В18 «Клен-1» и командира дивизиона 1В19 «Клен-2», а также их модернизированные образцы 1В18-1 и 1В19-1. Активно эксплуатировалась в войсках машина технической помощи МТП-2.

БТР-60 принимали участие в операции по вводу войск стран Варшавского договора в Чехословакию в 1968 году, в советско-китайском пограничном конфликте в районе о.Даманский в 1969 году. В последнем случае БТР применялись для совместной с танками атаки окопавшегося на острове противника и понесли тяжелые потери. В частях Ограниченного контингента советских войск в Афганистане в основном использовались машины управления на базе БТР-60. К середине 90-х годов в частях Российской Армии этих боевых машин практически не осталось, их можно встретить лишь в пограничных войсках.

По советской лицензии в Румынии выпускался бронетранспортер ТАВ-71 (БТР- 60П) и ТАВ-71 М (БТР-60ПБ). В отличие от советских машин, румынские имели более мощные двигатели и больший угол вертикального наведения пулеметов. Помимо Румынии, ТАВ-71М состояли на вооружении в Югославии.



1В18 «Клен-1»



БТР-60ПУ



БТР-60ПУ-12



БТР-60 Р-145


Из стран Варшавского договора БТР- 60ПБ находились только в армиях ГДР и Болгарии, однако активно поставлялись Советским Союзом в страны Ближнего Востока, Африки и Юго-Восточной Азии, где широко применялись в боевых действиях.

По состоянию на 1995 год БТР-60 разных модификаций (в основном БТР-60ПБ) имелись в армиях Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Ботсваны (24 единицы), Вьетнама, Гвинеи, Гвинеи-Биссау, Египта, Замбии (10), Израиля, Индии, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Камбоджи, Конго (28), Кубы, Лаоса, Ливии, Литвы (10), Мали, Мозамбика (80), Монголии, Никарагуа (19), Сирии, Финляндии (110), Эстонии (20), Эфиопии. Кроме того, они еще состоят на вооружении в армиях многих стран СНГ.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БТР-60ПБ

БОЕВАЯ МАССА, т: 10,3. ЭКИПАЖ, чел.: 2. ДЕСАНТ, чел.: 8.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина - 7220, ширина - 2825, высота по корпусу - 2055, высота по башне - 2420, база - 4240, колея - 2370, дорожный просвет - 475.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет КПВТ калибра 14,5 мм, 1 пулемет ПКТ калибра 7,62 мм.

БОЕКОМПЛЕКТ: 500 патронов калибра 14,5 мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм.

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ: перископический прицел ПП-61АМ.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб корпуса 9…11, борт -7…9, корма - 7, башня - 7.

ДВИГАТЕЛЬ: два ГАЗ-49, 6-цилиндровых, карбюраторных, рядных, жидкостного охлаждения; суммарная мощность 180 (2x90) л.с. при 3600 об/мин, рабочий объем 6960 (3480x2) см3 .

ТРАНСМИССИЯ: два сухих однодисковых демпферных сцепления, две четырехскоростных коробки передач с коробками отбора мощности на водометный движитель, две раздаточные коробки (на правой смонтирована коробка отбора мощности на лебедку), карданная передача с шестью карданными валами, четыре главные передачи, четыре дифференциала, восемь колесных редукторов.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: колесная формула 8x8, размер шин 13,00-18", давление воздуха в шинах регулируется от 0,5 до 2,5 кг/см2 , подвеска рычажно-торсионная независимая, амортизаторы гидравлические, телескопические, двойного действия, по два у колес 1-й и 4-й осей и по одному у колес 2-й и 3-й осей, колеса 1-й и 2-й осей управляемые.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: по суше -80, на плаву -10.

ЗАПАС ХОДА: по суше - 500 км, на плаву - 12 часов.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. - 30; ширина рва, м - 2; высота стенки, м - 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: радиостанция Р-123.