Путешествия на машине первый раз. Автомобильное путешествие: как подготовиться, чтобы отдых удался. Возможность проложить интересный именно тебе маршрут

Когда задумываешься об автомобильном путешествии, первым делом хочется найти машину поновее, провести технический осмотр и обслужить её, предусмотреть нюансы на случай поломки. Это в идеале.

Первая дальняя поездка на автомобиле в жизни автора случилась в 2012 году на пассажирском сиденье ВАЗ-2106, выпущенного с конвейера в далёком 1980-м. Да, автомобиль сломался спустя 700 километров. На ремонт пришлось потратить сутки и два с лишним миллиона рублей. Правда, белорусских. Мы были готовы к худшему, потому порадовались, что «жигули» встали посреди Минска, а не в лесу, и наши планы от этого обстоятельства изменились несущественно.

В 2017 году ехать по путёвке, в рамках которой за тебя уже всё решили, неинтересно. Под рукой , машина и желание увидеть новые места, за плечами - несколько вдохновляющих роуд-муви. Нет повода не сесть в машину, чтобы поехать куда глаза глядят.

Машина хороша тем, что можно в любой момент остановиться и выйти подышать свежим воздухом или посетить интересную достопримечательность, до которой нельзя доехать на общественном транспорте. Каждый день можно корректировать маршрут и выбирать, куда ехать дальше, по рекомендациям местных жителей. Можно переждать плохую погоду или сразу поехать туда, где будет солнечно, можно менять путь согласно новым обстоятельствам, выбирая оптимальный маршрут. К тому же ездить на одной машине дешевле, чем покупать билеты.

Команда путешественников «Градусы открытий» однажды поступила радикально. Парни поехали на машине без спланированного маршрута. Каждый день на их странице «ВКонтакте» публиковался опрос, в котором подписчики определяли, в какой город компания поедет на следующий день. Экспедицию назвали «Географический рандом».

Но восторженные путешественники редко говорят о том, какие проблемы подстерегают их в пути. Лайфхакер восполняет этот пробел.

1. Планируйте маршрут заранее

Когда станет известно, сколько дней и денег вы готовы потратить на поездку, определите цель: проехать интересный маршрут или скорее добраться до места назначения, какие места вы хотите увидеть и так далее. Возьмите карту и отметьте опорные точки, куда поехать, после чего соедините их в маршрут, по возможности выбирая дороги большего значения.

2. Сопоставьте свои ожидания

Несколько человек в одной машине - несколько взглядов на путешествие. Кто-то быстро утомляется и не любит компании незнакомых людей, другие едут только для того, чтобы провести время с местными. Уровень бытового комфорта всем нужен разный. Финансовые возможности тоже неодинаковы. Договаривайтесь «на берегу».

3. Адекватно воспринимайте расстояния

И не льстите себе. После 800 километров за рулем вы, может быть, захотите лечь спать, а не идти гулять. Не ставьте рекордов, а лучше заложите пару лишних часов на дорогу.


Когда готовишься, надо закладывать время на непредвиденные остановки, которые обязательно будут, как бы идеально всё ни складывалось. Не стоит переоценивать себя, лучше меньше проехать, но больше посмотреть.

Мы, когда к «Броску» готовились, накидали список из 100+ достопримечательностей, в итоге успели посмотреть, дай бог, половину, и то не всё детально. Где-то хотелось провести больше времени, но у нас был график и мы его придерживались, поэтому надо было ехать дальше.

Изначально планировали уложиться в 60 дней, потом стали рисовать маршрут и растянули до 75, а по факту вышло 80 дней. И всё равно мало. Всегда будет мало, всегда хочется больше.

Никита Жоров, участник экспедиции «Бросок на восток» и команды «Градусы открытий»

500 километров будет оптимальным расстоянием на день пути при условии удовлетворительной дороги и раннего выезда. Если придётся, проезжайте и 800 километров, но следующий день тогда оставьте на знакомство с местом назначения. Нахождение в одном салоне двух водителей увеличивает возможности экипажа, но время обмануть не удастся.

4. Доверяйте картам с осторожностью

В выборе между бумажной картой и мобильным сервисом при определении пути следования в приоритете должен быть последний. Но и электронные карты могут ошибаться. Выбирая между «Яндекс.Картами», Google Maps, Maps.me и другими, остановитесь на сервисе с наиболее актуальными базами, а лучше скачайте два разных приложения и сохраните карту интересующей вас местности, чтобы не зависеть от качества связи. Во время проезда по незнакомым городам, особенно в других странах, лучше воспользоваться навигатором, чем гадать по знакам, куда повернуть.

5. Будьте готовы к внезапным проблемам и вероятности преждевременного возвращения

Держите под рукой запасное колесо, трос, огнетушитель, домкрат, светоотражающий жилет и набор инструментов, проведите техобслуживание перед выездом.

Даже опытные и аккуратные водители иногда попадают в ДТП. Аптечка в машине лежит как раз для таких случаев, а не для проверок сотрудниками ГИБДД.

О наличии хронических заболеваний у кого-нибудь в компании должны знать все, чтобы вызвать «скорую» или оказать первую помощь.

6. Ночлег тоже планируйте заранее

В каждой точке маршрута, где вы планируете останавливаться на сутки и более, найдите приемлемый вариант ночлега до начала поездки. В пути ещё будет возможность изменить своё решение. Метапоисковики предполагают бесплатное бронирование или отмену брони.

Для компании из нескольких человек лучше поискать хостел или квартиру, чем отель. Одно помещение на несколько человек обойдётся дешевле, чем два-три номера на двоих. Не забывайте и про , хотя, если вы им не пользовались ранее, быстро найти ночлег, тем более на несколько человек, можно не надеяться.

И да, положите в багажник палатку и походные спальные принадлежности. Но располагаться на ночь прямо у оживлённой дороги не надо.

7. Разные страны - разные условия

Даже внутри Евросоюза правила проезда по местным дорогам сильно отличаются. Изучите особенности ПДД каждой страны посещения и не забудьте про возможную оплату проезда. В Австрии, Швейцарии и Чехии для этого используют виньетки, а в Польше и Италии есть платные трассы с турникетами и оплатой на въезде.

Внести коррективы в поездку может и режим труда и отдыха. Кафе, кемпинги и гостевые дома могут быть закрыты из-за особенностей расписания или переполнены.

8. Путешествуйте налегке

Самый очевидный совет для собравшихся в любое путешествие, кроме путешествия на автомобиле.

«Все своё вожу с собой» - ненужный принцип, из-за следования которому некоторые ездят нагруженными до крыши. Одежды берите столько, сколько вы бы взяли с собой в самолёт или автобус, еды - чуть больше. Исключение - походные принадлежности. Кто знает, в какой глуши придётся остановиться?

Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/ , где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa , где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи;)

За шесть лет путешествий на автомобиле мы проехали более 150 000 км по России и по полной прочувствовали, как российские дороги отражаются на автомобиле и кошельке, а иногда и на самочувствии. Читайте ниже 16 наших рекомендаций, которые помогут спланировать и осуществить комфортное автопутешествие.

1. В автопутешествиях по России мы предпочитаем районные дороги категории «Р» автомагистралям категории «М». На первых меньше трафика, поэтому можно насладиться видами и посмотреть, как живут области, деревни и городки.

Магистральные трассы используем только для быстрых транзитных переездов. К тому же, большинство ДТП происходит именно на них (просто теория вероятности: чем меньше машин, тем меньше ДТП).

2. В России бывают сотни вариантов дорожного покрытия, поэтому перед поездкой мы гуглим состояние всех дорог, по которым собираемся проехать. Ловите полезный сайт об этом: autostrada.info .

3. Если путешествуете по малонаселённым районам, заправляйтесь заранее: АЗС могут встречаться существенно реже, чем, например, в Подмосковье.

Правило такое: осталась половина бака, видите брендовую АЗС — заправляетесь. Заправки с неизвестными названиями не используйте, ремонт машины может влететь в копеечку.

4. Подстраивайтесь под свои биоритмы. Жаворонок? Выезжайте с утра пораньше (ваши пассажиры могут на заднем сидении утренний сон досмотреть).

Сова? Выезжайте позже и продолжайте путь вечером и даже ночью, но учтите, что ночью на неосвещённой трассе средняя скорость, как правило, ниже дневной.

5. Просчитывайте среднюю скорость, чтобы длительность поездки стала предсказуемой. При расчётах учитывайте время на обед, заправки, остановки в туалет и для отдыха. У нас, например, на районных трассах средняя скорость получается около 60 км/ч, если асфальт хороший, а на многополосных магистралях — 70 или даже 80 км/ч.

6. Заведите карточки ведущих АЗС, чтобы получать скидки на топливо. Эти карточки или бесплатны, или стоят символические 150 рублей, так что вы ничего не теряете.

Основных принципа два: или на карточке копятся баллы, которыми можно заплатить за топливо, или скидка даётся сразу. К первым относятся программы лояльности Газпромнефти, Лукойла и Роснефти с ТНК, а 3%-ную моментальную скидку предоставляет ТатНефть, поэтому мы и любим её больше других.

7. Если часто путешествуете по пустынным дорогам, возите с собой небольшой запас воды и консервов: в случае поломки вечером можно провести ночь в машине в ожидании помощи.

8. Перед поездкой убедитесь, что у вас есть запаска и домкрат, чтобы заменить колесо в случае прокола. Ведь пробитые колёса - наиболее распространённое происшествие на дорогах России.

А ещё пригодится электрический автомобильный насос (наш называется « Качок» ) для подкачки шин: за пределами крупных городов АЗС редко могут похвастаться таким сервисом.

9. Обязательно делайте перерывы в дороге, руководствуясь требованиями организма. Кому-то удобней останавливаться раз в час-полтора на пять минут, а кто-то рулит по четыре часа подряд, а затем час отдыхает. Всё индивидуально.

10. В автопутешествии по России никогда не теряйте бдительность. Неважно, в какой вы области, на магистрали или на районной трассе, в любой момент вы можете налететь на яму или посторонний объект на проезжей части (например, на доску, упавшую с лесовоза), обнаружить ремонт без предупреждения или пьяного, готового выпасть вам под колёса неизвестно откуда. Россия — страна непредсказуемая, у нас не соскучишься.

11. Не доверяйте слепо навигатору или хотя бы пользуйтесь несколькими для перепроверки. Лучше всего вообще выбирать маршрут самому. Можно, конечно, поехать из Москвы до Башкирии по однополосной трассе М-5, как и построит вам любой навигатор, но красот России вы не увидите, поскольку будете увлечены постоянными попытками обгона фур на фоне общей перегруженности трассы. А ведь есть и другие, не такие напряжные и опасные маршруты, например, через Нижний Новгород, Саранск, Ульяновск и Оренбургскую область.

12. Для того, чтобы видеть профиль дороги, особенно в ночное время, мы рекомендуем использовать навигатор iGo. В городах России мы также пользуемся Яндекс Навигатором или Яндекс Картами. MAPS.ME лучше использовать для пеших прогулок.

13. Этот пункт — специально для любителей съезжать с главной дороги навстречу приключениям. Если у вас полный привод — переходите к пункту 14.

Десять раз подумайте, прежде чем ехать по грунтовой дороге с лужами. Вытаскивать увязшую машину — долго и иногда дорого. Если видите, как грунтовка постепенно сужается и становится менее накатанной — не обманывайте себя, скорее всего скоро тупик или лесная непроходимая дорога, и пора уточнять маршрут. А ещё дорога, по которой вы легко и припеваючи ехали в солнечную погоду, после ливня может стать непроходимой.

14. Маршруты и расчётное время прибытия в поездке по России удаётся спланировать везде, кроме Москвы и области. Пробки, ремонты и загруженные дороги вносят свои коррективы. Хотите точных прогнозов? Добавляйте при расчётах запасное время, например, на выезд из Подмосковья.

15. Путешествовать на нескольких машинах очень весело и, как правило, не так стремительно, как на одной. Скорость зависит от ваших организаторских навыков, иначе будете делать остановки в туалет раз в полчаса. Удобно купить рации и переговариваться между машинами. У нас рации фирмы Midland - недорогой и рабочий вариант.

16. Если вы много путешествуете и на каждой АЗС затариваетесь вкусняшками, у нас для вас плохие новости: цены на брендовых заправках завышены, и если за один раз разница незаметна, за пару недель сумма набежит приличная. Продукты в дорогу лучше покупать в супермаркетах и обычных магазинах, тем более трассы часто проходят через города.

Другие наши статьи, в которых мы делимся своим опытом путешествий.

Путешествие на собственном автомобиле – отдых не для всех, ведь кого-то укачивает, кто-то не любит долгой дороги, но если это не про вас и вы просто обожаете новые города и открытия, то эта статья для вас. Всего каких-то лет тридцать-сорок назад очень многие наши соотечественники с удовольствием выбирались в семейные путешествия на автомобиле по городам нашей страны, останавливаясь в каких-нибудь живописных местностях с палатками, теперь время изменилось, на смену палатке в поле пришли организованные кемпинги и отели, да и дороги, за редким исключением, стали получше. Если вы на автомобиле, стоит прислушаться к некоторым советам бывалых автомобилистов. Начнем с вопроса: какой маршрут выбрать? Если вы, новичек в автотуризме, то лучше не разрабатывать свой маршрут, а почитать рекомендации на сайтах, посвященных дородным путешествия, там вам предложат массу готовых маршрутов, отчетов о поездках, конкретных рекомендаций, по наличию парковок, кафе с приличным и недорогим питанием, интересных достопримечательностей. Конечно, вы можете чуть подкорректировать их вариант путешествия, внеся какие-то свои изменения, в этом-то и плюс автопутешествия – здесь вы «сам себе режиссер»: остановились, где надо, смотрите, что вам интересно, задерживаетесь в заинтересовавших местах, на сколько нужно.

Не любите ходить проторенными тропами? Придумайте свой маршрут, можно по старинке вооружиться атласами дорог, или же воспользоваться Интернетом и услугой разработки маршрута, на многих сайтах такая имеется: от вас нужно только вбить начальную и конечную точку, а также города, которые хотелось бы посетить. В результате компьютер выдаст вам графическую распечатку маршрута, укажет общее расстояние между населенными пунктами и точками вашего путешествия. Задержимся на пункте втором – местах привала. Понятно, что, если вы решили заночевать или просто совершить остановку в крупных и раскрученных туристических городах, то проблем не возникнет, правда летом бывает необходимо бронировать места в отелях заранее, но стоит чуть отъехать от исхоженных путей, и кончатся отели, кафе и обычные забегаловки, тогда придется ночевать в палатке, машине, проситься к каким-нибудь сельским жителям на постой.

Заядлые путешественники, глядя на продвинутых европейцев покупают кемперы и отправляются путешествовать исключительно в домике на колесах. Правда стоит такой фургончик дороговато, но в больших городах такое чудо можно взять в аренду, что будет дешевле затрат на путешествие на своем автомобиле, да и удобнее, в случае чего. Сэкономить на проживании можно, предварительно ознакомившись с сайтом городка, где вы планируете заночевать, многие люди сдают квартиры посуточно и по приемлемой цене. Если вы выбираетесь в путешествие ненадолго, а только на уикенд, то не стремитесь объять все, иначе дорога займет у вас все время, а на осмотр достопримечательностей и на отдых ничего не останется.

Традиционный маршрут для путешествия на автомобиле по России «Золотое кольцо», точнее фрагменты этого маршрута, так как для детального ознакомления с достопримечательностями городов в него входящих требуется не менее полумесяца. Если вы располагаете таким временем, то вполне можно съездить на Селигер, в низовья . Почему бы не посетить красивые старинные города России: Плес, Вологду, Тверь, Великий Новгород, Ростов Великий, Ярославль, Кострому? Многие бывалые путешественники на автомобиле организовывают тематические поездки, к примеру, по русским монастырям, по усадьбам известных русских литераторов.

Если вы путешествуете на авто с детьми, то стоит включить в программу своего путешествия что-то интересное ребенку, например: город Мышкин, с Музеем мыши, Музеем валенок, либо город Тулу, с его чудесными пряниками, красивым Кремлем, зоопарком рептилий, Суздаль с красивыми деревянными домиками. Теперь, что касается технического оснащения автомобиля перед длинной дорогой. Важно проверить свою машину, на нормальный уровень жидкостей охлаждающей и тормозной, уровень масла. Перебрать аптечку, взять необходимый комплект инструментов, взять про запас несколько лампочек, предохранителей, взять насос, домкрат. Оцените состояние запасного колеса, отрегулируйте фары, прихватите с собой пару пятилитровых бутылок воды и …бутылку водки, как ни странно звучит, но во многих глухих уголках России, за нее вас и толкнут, и отремонтируют, и отбуксируют. Кроме того, возьмите необходимые в автопутешествии вещи: переносную газовую плиту, автохолодильник.

За шесть лет автопутешествий Лена Гитт и Павел Котиков проехали более 150 тысяч километров по России и хорошо знают, как российские дороги отражаются на автомобиле и кошельке, а иногда и на самочувствии. Специально для читателей они рассказали, как правильно спланировать поездку по России.

1. Выбирайте районные дороги вместо магистралей

В России мы предпочитаем путешествовать по районным дорогам, а не по автомагистралям. На первых меньше трафика, поэтому можно насладиться видами и посмотреть, как живут области, деревни и городки. Магистральные трассы используем только для быстрых транзитных переездов. К тому же большинство ДТП происходит именно на них.

2. Проверяйте состояние дорог

В России много вариантов дорожного покрытия, поэтому перед поездкой мы ищем в интернете информацию о состоянии всех дорог, по которым собираемся проехать. Мы используем сайт «Автострада» , но есть и другие. Некоторые энтузиасты выкладывают целые ролики, по которым можно понять, стоит ли соваться на ту или иную трассу.

3. Заправляйтесь заранее

Если ваша поездка проходит через малонаселенные районы, заправляйтесь заранее: АЗС здесь встречаются существенно реже, чем в том же Подмосковье. Обязательно возите с собой десятилитровую канистру с бензином: если вдруг топливо закончится, а заправок поблизости нет, сможете решить проблему самостоятельно.

Правило такое: если осталась половина бака, и видите брендовую АЗС - заправляетесь. На заправки с неизвестными названиями не заезжайте, ремонт машины может дорого обойтись.

4. Учитывайте свои биоритмы

Жаворонок? Выезжайте с утра пораньше (пассажиры могут досмотреть утренний сон на заднем сидении). Сова? Выезжайте позже и продолжайте путь вечером и даже ночью, но учтите, что ночью на неосвещенной трассе средняя скорость, как правило, ниже. К тому же ночью есть вероятность встретить дикое животное, выскочившее на дорогу, и хорошо если это будет лиса или заяц.

5. Определяйте длительность переезда

Просчитывайте среднюю скорость, чтобы спрогнозировать длительность поездки. При расчетах учитывайте время на обед, заправки, остановки для похода в туалет и отдыха. У нас, например, на районных трассах средняя скорость получается около 60 километров в час, если асфальт хороший, на многополосных магистралях - около 80 километров в час.

6. Определяйте длительность переезда правильно

Маршруты и расчетное время прибытия в поездке по России можно спланировать везде, кроме Москвы и области. Однако пробки, ремонт и загруженные дороги вносят свои коррективы. Если хотите точных прогнозов, при расчетах обязательно закладывайте дополнительное время на различные форс-мажорные обстоятельства. Например, на выезд из того же Подмосковья.

7. Заведите карточки популярных АЗС

Так вы сможете получать скидки на топливо. Они или бесплатны, или стоят символические 150 рублей, так что вы ничего не теряете. Чтобы не зависеть (пусть даже психологически) от конкретной заправки, оформите сразу несколько карт.

Основных принципа два: или на карточке копятся баллы, которыми можно оплатить топливо, или скидка дается сразу. К первым относятся, в частности, программы лояльности , и с « », ко вторым - и «ТрансАЗС».

8. Возите с собой запас воды и консервов

Особенно если путешествуете по пустынным дорогам: в случае поломки вечером вы сможете перекусить или даже переночевать в машине и не умереть с голода.

9. Не забудьте инструменты

Перед поездкой убедитесь, что у вас есть запаска и домкрат, чтобы заменить колесо в случае прокола. Ведь пробитые колеса - наиболее распространенное происшествие на дорогах России. Еще вам точно пригодится базовый набор инструментов и электрический автомобильный насос: за пределами крупных городов на АЗС редко встречается услуга подкачки шин. Возьмите с собой дождевик: вдруг придется менять колесо под дождем. Для этих же целей полезно иметь в машине перчатки и фонарик.

10. Отдыхайте

Обязательно делайте перерывы в пути, руководствуясь требованиями организма. Кому-то удобнее останавливаться раз в полтора-два часа на пять минут, а кто-то рулит по пять часов подряд, а затем час отдыхает. Все индивидуально, но отдыхать нужно обязательно: спустя продолжительное время за рулем вы становитесь менее внимательными. Особенно сложно после долгого передвижения по пустой дороге въезжать в город.

11. Никогда не теряйте бдительность

Неважно, в какой вы области, на магистрали или на районной трассе, в любой момент вы можете налететь на яму или посторонний объект на проезжей части (например, на доску, упавшую с лесовоза), обнаружить дорожные работы без предупреждающего знака или пьяного, готового выпасть вам под колеса. На российских дорогах не соскучишься.

12. Проверяйте маршрут

Не доверяйте слепо навигатору или хотя бы пользуйтесь несколькими для перепроверки маршрута. Лучше всего вообще выбирать маршрут самому. Можно, конечно, ехать из Москвы в Башкирию по частично однополосной трассе М-7, которую предложит вам любой навигатор, но красот России вы не увидите, поскольку будете увлечены постоянными попытками обгона фур на фоне общей перегруженности трассы. А ведь есть и другие, не такие напряженные и опасные маршруты - например, по менее загруженным дорогам через Нижний Новгород, Ульяновск и Татарстан.

13. Используйте навигатор

Для того чтобы видеть профиль дороги, особенно в ночное время, мы рекомендуем использовать навигатор iGO. В городах России мы также пользуемся «Яндекс.Навигатором» или «Яндекс.Картами». MAPS.ME лучше использовать для пеших прогулок. Полезно иметь несколько офлайн-навигаторов: если один начнет уводить вас в неведомые дебри, вы можете сразу переключиться на другой.

14. Обращайте внимание на состояние дороги

Этот пункт - специально для любителей съезжать с главной дороги навстречу приключениям. Если у вас полный привод - переходите к пункту 15.

Десять раз подумайте, прежде чем ехать по грунтовой дороге с лужами. Вытаскивать увязшую машину - долго, а иногда и дорого. Если видите, как грунтовка постепенно сужается и становится менее накатанной, - не обманывайте себя: скорее всего, скоро тупик или лесная непроходимая тропинка, и пора уточнять маршрут. А еще дорога, по которой вы легко и припеваючи ехали в солнечную погоду, после ливня может превратиться в непреодолимое болото.

15. Если едете на нескольких автомобилях, возьмите рации

Путешествовать на нескольких машинах очень весело и, как правило, не так быстро, как на одной. Скорость зависит от ваших организаторских навыков - иначе будете делать остановки в туалет раз в полчаса. Удобно купить рации и переговариваться. У нас рации фирмы Midland - недорогой и рабочий вариант.

16. Не покупайте продукты и напитки на АЗС

Если вы много путешествуете и на каждой АЗС покупаете вкусности, у нас для вас плохие новости: цены на брендовых заправках завышены. Если за один раз вы не заметите разницу, за пару недель сумма набежит приличная. Продукты в дорогу лучше покупать в супермаркетах и обычных магазинах, тем более что трассы часто проходят через города.

17. Проведите техническое обслуживание автомобиля

Мы делаем ТО каждые 10 тысяч километров, перед длинной поездкой иногда получается даже раньше. Лучше переплатить «на берегу», чем сломаться в дороге.

18. Подумайте о развлечениях в пути

Послушать музыку онлайн не получится: скорость интернета вне крупных городов оставляет желать лучшего. Поэтому заранее запишите на флешку или телефон альбомы и аудиокниги. В национальных республиках нам нравится слушать по радио колоритные песни на местном языке.

19. Возьмите наличные

Как бы нам ни хотелось жить в XXI веке, карточки в некоторых регионах до сих пор не принимают даже на заправках. Так что при поездках по России просто обязательно иметь при себе хотя бы небольшую сумму наличных денег. Трех-пяти тысяч будет вполне достаточно.

20. Поставьте программу-антирадар

В последнее время города и магистрали буквально напичканы камерами. Полезно иметь на смартфоне программу-антирадар, база которой содержит информацию обо всех стационарных камерах. Чтобы не попасть в «полицейскую засаду», придется все же раскошелиться на отдельное устройство: смартфоны реагировать на переносные радары пока не научились.

Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению. Собственно, и сами мы относили себя к этой же категории автопутешественников, поскольку на сегодняшний день проехали только один подобный маршрут: из Кемерово в Краснодар, в конце декабря прошлого года. Около 4300 км.

Первое – ваш автомобиль. Он должен быть исправен. Сроки регламентных работ по ТО не должны маячить прямо перед глазами, а всякие посторонние «сверчки», постукивания, сбрендившие датчики и прочие вестники грядущего ремонта должны быть локализованы, определены, оценены и главное – ликвидированы.

Резина – по сезону. Всё, что предусмотрено регламентом прохождения технического осмотра ТС, в автомобиле так же должно быть. Акцентируем внимание на хорошем тросе, запаске, баллоннике, домкрате и аптечке. Аптечку стоит доукомплектовать средствами от несварения желудка и пищевых отравлений. Прочие лекарственные препараты – на ваше усмотрение. Может пригодиться и мощный фонарь. Наверняка не лишним будет и зарядное устройства для мобильного телефона.

Что касается «расходников» (перегорающие лампочки в фонарях и фарах, другие досадные мелочи вроде небольшого перерасхода масла в двигателе), то кому как не вам знать, чем стоит запастись на дорожку.

Второе – документы. На машину и на право управления авто. Все документы должны быть действующими, не просроченными. Обращаем внимание на медицинскую справку. В повседневной жизни водителя-непрофессионала, да ещё в родном городе о ней как-то забывается, но поверьте – в другом регионе, первый же ДПС-ник в поисках чего-нибудь «этакого» про неё обязательно вспомнит.

Третье. Если у вас ещё нет, то обязательно приобретите автомобильный навигатор с картами от Навител. Вполне рабочие аппараты реально купить за полторы – две тысячи рублей с бесплатной техподдержкой и обновлениями на официальном сайте Навител (ПО и карты). Этим вы сильно облегчите себе жизнь в дороге при условии, что заранее выставите в настройках прокладки маршрута не короткий путь, а быстрый.

Четвёртое. Ваш сотовый оператор должен давать максимально хорошую зону покрытия на маршруте. Тариф подбирайте с посильным роумингом. Запаситесь телефонами всех, кого вспомните. Будет просто отлично, если на маршруте по городам и весям у вас есть родня или хорошие друзья, всегда готовые помочь. Крайне желательно, чтобы вас кто-то «вёл» по маршруту. Постоянно находился на связи, уточнял ваше местоположение, ориентировал (при необходимости) по гостиницам в крупных городах, а то и бронировал номера. Этакий диспетчер. Желательно близкий человек.

Путь-дорожка

Свой маршрут вы должны примерно представлять заранее, хотя бы на уровне крупных городов. Заезжать или не заезжать в них – дело хозяйское. Вокруг большинства областных и краевых центров на вашем пути, наверняка имеются объездные трассы. Внимательно следите за указателями на дорогах и развязках. Навигатор в этом деле хорошее подспорье, только если в настройках не указан «самый короткий» маршрут. В последнем случае он будет уговаривать вас срезать путь через какую-нибудь деревню, или затащить в крупный город (почему-то обязательно в час пик). Как бы там ни было, его работу нужно контролировать в любом случае.

Всех случайностей дороги, всех причуд ремонтников, все засады ДПС предусмотреть нельзя. Поэтому общий совет для движения — внимательно следите за знаками и разметкой, контролируйте скоростной режим. На некоторых дорогах нашей необъятной Родины это просто жизненно необходимо (на Урале, например). Если вы и нарушаете правила, то делайте это осмысленно, в меру, не нарываясь на серьёзные неприятности с ДПС и не создавая угрозы для жизни. Уважайте других участников движения, цените и их жизнь. Это заметно со стороны и окупается помощью на дороге, особенно в случае серьёзной загруженности её фурами.

Время движения выбирайте по себе. Возможно, вы «жаворонок» или «сова». И всё же старайтесь ехать в день. Помните, вы один. И хотя (как я слышал) эпоха дорожного бандитизма канула в лету, статистика упрямо утверждает, что отморозки были, есть и будут, не зависимо от региона. Ехать ночью – увеличивать риск столкновения с ними. Останавливаться где-то на ночлег на трассе в одиночестве – тем более. Даже если у вас имеются некоторые средства убеждения для особо упрямых, и вы умеете ими пользоваться. Не стоит. Вас ждут дома – это главное.

О манере общения с ДПС говорить ничего не будем. Она у каждого своя, в зависимости от склада характера, опыта, знаний ПДД, внутренних инструкций ДПС и т.п.

Отдых и ночлег

Зная свой маршрут, возможно, вы заранее запланируете для себя места ночлега и отдыха, но поскольку вы новичок на длинных перегонах (помните?), а скорость движения на отдельных участках трассы угадать нельзя, то общая рекомендация – ориентируйтесь на своё самочувствие. Затёкшая спина и ноги, притупление внимания от долгих и однообразных движения и ландшафта, плохая видимость дороги в зависимости от погодных условий и времени суток, общие усталость и перенапряжение, и, наконец, сонливость – верные признаки. Пора отдохнуть, размяться или освежиться.

Останавливайтесь на специальных местах отдыха или примыканиях. Если уж сильно припекло, можете остановиться на обочине трассы, но обязательно перед стоящей на обочине фурой, особенно ночью или в условиях плохой видимости. Даже если кто и уснёт за рулём или не справится с управлением, сдвинуть такую массу с места нелегко. Тем самым вы хоть немного обезопасите себя от случайности.

Отдохнули, размялись? Вперёд!

Если ночуете прямо на дороге, делайте это на охраняемых стоянках. Нет такой поблизости? Ночуйте на площадках для отдыха, но только там, где есть большое скопление «дальнобоев» и легковушек. В холодное время года становитесь так, чтобы грузовики не «задушили» вас выхлопами на прогреве. Более предпочтительный вариант – мотель. Ориентируйтесь на тот, возле которого большое скопление машин и грузовиков. Значит и условия там приличные, не слишком дорого, и в кафе не отравят.

Идеальный вариант – гостиница в крупном городе, эконом вариант. Вы можете присмотреть такую заранее, но забронировать место с дороги трудновато: кто знает, когда вы туда доберётесь точно? В большинстве случаев – это не проблема, но будет неплохо, если о гостинице позаботится ваш «диспетчер». Если такого нет, придётся справляться самому. При наличии друзей, родственников и т.п., проблема с гостиницей, разумеется, отпадает. Многое в выборе места для ночлега зависит от времени года, ваших привычек и предпочтений, и, конечно, финансовых возможностей.

Несколько слов о борьбе с сонливостью. Тут сколько людей, столько и способов. Некоторые поют во всё горло, некоторые приоткрывают на ходу окно – освежиться зябким, а то и зимним воздухом. Кто-то рекомендует слушать аудиокниги (заменитель говорливого попутчика), кто-то жевать. В качестве тонизирующего, кстати, неплохо идут сухофрукты. Ещё пробовали жевать щепотку чёрного чая, смешанного с сахаром. Весьма специфично, но работает.
Впрочем, хороший сон мало что заменит.

Еда

На 3-5 тыс. километров вы не запасётесь едой (хотя и здесь нет ничего невозможного для человека с интеллектом) и, вероятнее всего, вам придётся питаться в придорожных кафе, мотелях, ресторанчиках. Общий принцип на трассе такой же, как и при выборе ночлега. Где больше всего скопилось дальнобойщиков и прочих машин, там можно подкрепиться. Всё будет наверняка съедобно и приготовлено не из продуктов второй свежести. Оказии могут произойти, но на этот случай вы уже доукомплектовали свою аптечку (лучше, конечно, довезти её до места в целости и сохранности). В крупных городах решить проблему питания проще.

Не обедайте плотно во второй половине дня, не ешьте мясного – будет клонить в сон. Мы для себя выработали такую схему питания. Плотный завтрак, десять-двенадцать часов дороги (максимально я ехал шестнадцать, но последние километры уже на пределе усталости, так делать не надо), ужин на сон грядущий, вопреки рекомендациям диетологов. За рулём почти ничего не ели: жевали сухофрукты, печенье; запивали водой, чаем или кофе. Держались неплохо.

Вот и всё. Мы постарались уделить внимание самым важным моментам подобного путешествия, советам, которым в той или иной мере следовали сами и находим их разумными. Надеюсь, они вам пригодятся, как и нам.
Удачи на дорогах!

Информация о статье

Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению.

Советы по подготовке и поездка