Как проверить износ тормозных колодок. Причины преждевременного износа тормозных колодок. Чем опасен износ деталей тормозной системы свыше допустимого значения

Доброго времени суток, уважаемые автовладельцы! Такие маленькие, неприметные детали тормозной системы – тормозные колодки. Мы так редко о них думаем, а тем более проверяем их техническое состояние. Уровень тормозной жидкости проверяем систематически, или уровень масла – ежедневно, а вот о тормозных колодках не думаем.

А ведь в итоге, именно они и тормозной диск являются конечным этапом, от исправности и эффективности которого зависит работа всей тормозной системы. Именно износ тормозных колодок влияет на работоспособность тормозов и нашу с вами безопасность. Пора устранять этот пробел, и узнать, как определить износ тормозных колодок.

Вначале для информации. Тормозная колодка состоит из двух основных частей: корпус и фрикционная накладка. Именно фрикционная накладка, выполняя свою основную задачу – торможение тормозного диска, подвергается естественному износу.

В недалёкие времена, когда толщина тормозных колодок становилась меньше допустимой, фрикционные накладки на колодках меняли. Сегодня стало проще заменить саму тормозную колодку. Тормозные колодки рекомендуется менять сразу все на одной оси.

Естественно-неестественный износ тормозных колодок

Любая, постоянно работающая деталь автомобиля, приходит в негодность. Хорошо, если по естественным причинам, от отработанного ресурса. Особенно вопрос касается тормозных колодок, которые работают в более чем интенсивном режиме.

Для разных моделей тормозной системы, у разных производителей, в зависимости от материала фрикционных накладок, существуют свои расчетные сроки износа тормозных колодок и свои параметры. Минимальная толщина тормозных колодок, как правило, указывается производителем на моделях изделий.

Но, для обычного, штатного режима движения, существуют общепринятые среднестатистические нормы износа или времени замены тормозных колодок. Считается, что замена тормозных колодок должна производится на 10-15 тыс. км. пробега. Это не истина. Кому-то может хватать и на 20000, а кому-то и на пять тыс. км. не хватит, если колодки работают в постоянном режиме экстренного торможения.

Помимо естественного износа, существуют и неисправности, которые ускоряют этот самый износ. Например, наступает неравномерный износ тормозных колодок. Почему и как контролируется толщина тормозных колодок?

Основные причины преждевременного износа тормозных колодок

Их не так уж и много. Исключим из причин естественный износ тормозной колодки, и у нас останутся следующие:

  • качественный состав фрикционных накладок. Это зависит только от производителя, и повлиять на эту причину мы не в состоянии;
  • стиль вождения, и как производная – торможение. Режим постоянного аварийного торможения, которым грешат лихачи от светофора до светофора, приводит к досрочному износу тормозных колодок;
  • неисправность тормозной системы, в частности, рабочих тормозных цилиндров. Приводит к неравномерному износу тормозных колодок, и .

Когда обращать внимание на тормозные колодки

Без применения измерений и различного оборудования, только визуальным осмотром вы в состоянии понять, что ресурс тормозных колодок уже подходит к крайней точке или уже выработан. Каким образом? Достаточно просто.

  • . Снижение уровня в бачке может свидетельствовать о том, что износились тормозные колодки или тормозные диски;
  • при резком (экстремальном) торможении на средней скорости в 60-80 км. вы ощущаете биение. Это происходит вследствие неравномерного износа тормозной колодки или диска;
  • поведение педали тормоза. Слишком резкое торможение или замедленное, т.е. выходящее за рамки штатного (привычного) нажатия, должно вас насторожить;
  • пыль от фрикционных накладок (тормозная пыль) на дисках с явно заметными признаками металлической стружки. А если процесс торможения вдобавок сопровождается и скрежетом, то… уже пора проверять толщину тормозной колодки или вообще, наличие фрикционной накладки (хотя, об отсутствии накладки вы услышите сразу);
  • датчик тормозных колодок, при его наличии. Принцип действия датчика прост. Во фрикционной накладке вмонтирован сердечник из мягкого металла. При износе тормозной колодки до минимума, происходит замыкание цепи, и индикатор в панели управления показывает водителю о необходимости замены колодок.

В случае с датчиком, есть одно существенное «но». Датчик тормозных колодок не всегда может срабатывать. Это связано с тем, что провод находится в постоянном контакте с водой (влагой), и из-за коррозии, может прийти в негодность.

Т.е. можно применить поговорку: « На датчик надейся, но сам не плошай». Даже имея на борту датчик тормозных колодок, визуальное определение износа тормозных колодок вам не помешает, да и времени много не займет. Это же наша безопасность – исправные тормоза, и времени в таком случае не жалко.

Удачи вам, при определении уровня износа тормозных колодок и во время движения.

Автомобильные тормоза являются наиболее важной частью автомобиля. От их состояния зависит быстрота и плавность остановки автомобиля при торможении. И, соответственно, безопасность всех, находящихся в машине. Поэтому очень важно уделять большое внимание состоянию всей автомобиля и состоянию тормозных колодок, в частности.

По каким же признакам можно определить, что пора менять тормозные колодки?

Все знают, что торможение колес автомобиля происходит из-за трения тормозных колодок о тормозные диски при нажатии на педаль тормоза. В результате трения естественно происходит износ тормозных колодок. Скорость износа колодок во многом зависит от стиля езды водителей. Любители быстрой езды часто используют резкое торможение и изнашивают колодки быстрее, а те, водители, которые предпочитают спокойное и плавное торможение, могут рассчитывать на более медленное истирание тормозных колодок в своем авто. Считается, что в среднем тормозные колодки нужно менять через каждые 8-12 тысяч км пробега. Своевременное обнаружение износа и замена тормозных колодок поможет поддерживать тормозную систему вашего автомобиля в исправном состоянии.

Рассмотрим 6 основных признаков износа:

  1. Очевидным признаком изношенных тормозных колодок является звук высокой тональности, так называемый визг, издаваемый автомобилем при остановке. Этот звук создается истертыми тормозными колодками.
  2. При резком торможении может ощущаться биение. По мере износа колодки истираются неравномерно. На колодках и дисках могут возникать сколы и трещины. Поэтому изношенные тормозные колодки и диски создают шум и биение при торможении.
  3. Протяженность тормозного пути и время торможения также позволяют определить изношенность тормозных колодок. Если для остановки вам требуется некоторое время, то это значит, что нужно заменить тормозные колодки.
  4. Слишком слабые или слишком резкие тормоза тоже являются причиной износа колодок. Если при нажатии на педаль тормоза, вы заметили, что педаль опускается еще ниже, а торможение не очень эффективное значит, колодки нужно срочно менять. И наоборот, если колеса блокируются слишком резко, то износилась фрикционная накладка и металл колодок трется о диск.
  5. В некоторых случаях износ колодок может подтвердить налет на колесе. При истирании фрикционной накладки на колесе можно обнаружить равномерный угольный налет. Если же в нем содержится примесь металлической пыли, это означает истирание накладки и колодка царапает диск.
  6. И наконец, самым затратным, но самым надежным способом определения износа колодок является прохождение техосмотра на СТО. Специалист СТО осмотрит состояние тормозной системы и сделает квалифицированное заключение о необходимости замены тормозных колодок. А менять колодки или нет, решать вам самим.

Автомобильные тормоза в процессе работы подвергаются серьезной нагрузке, что естественно, учитывая тяжесть транспортного средства, которое необходимо остановить на любой скорости. Гашение нагрузки приводит к механическому износу деталей тормозной системы, в которой больше других страдают колодки. При нажатии на педаль тормоза они прижимаются к тормозным дискам. Если автомобиль находится в движении, происходит трение, которое невозможно без механического износа.

Согласно рекомендациям, тормозные колодки на автомобилях необходимо менять каждые 10 тысяч километров, чтобы качество торможения автомобиля всегда было максимальным. При этом необходимо отметить, что рекомендации дают средние цифры цикла смены колодок, тогда как у разных водителей изнашиваться механическая деталь тормозов может с разной скоростью. При спокойном стиле вождения колодки могут прослужить до 20 тысяч километров, тогда как при регулярных резких нажатиях на педаль тормоза, они сотрутся до критических значений уже через 4-5 тысяч километров.

Рекомендуем прочитать:

Изношенные тормозные колодки – это опасность для водителя автомобиля, его пассажиров и окружающих людей. Ни в коем случае нельзя отправляться в путь, если неисправны тормоза, и стертые колодки необходимо срочно заменить. Но как определить износ тормозных колодок и необходимость их замены? Это можно сделать прямо из салона автомобиля во время езды или по внешним признакам.

Имеется несколько характерных признаков, которые подскажут водителю, что необходимо задуматься о замене колодок:


Если озвученных признаков недостаточно, чтобы определить износ колодок, можно провести визуальный осмотр.

Водителям рекомендуется через каждые 2-3 тысячи километров проверять состояние тормозных колодок. Для их визуального осмотра необходимо снять колпак колеса и обратить внимание на наличие на колесах или непосредственно тормозных колодках налета. Если имеется серый налет, то из этого можно сделать вывод, что истирается в данный момент накладка колодки. До ее истирания тормозная система будет работать без явных сбоев.

Если в сером налете вы обнаружили частички металла, значит, накладка вышла из строя, и начался процесс истирания металла колодки. В такой ситуации необходимо срочно произвести замену данного компонента тормозной системы.

Плавное торможение автомобиля достигается за счет одновременного срабатывания тормозной системы на всех колесах. Замена колодок предусматривается попарно для передней и задней осей автомобиля. Колодки, расположенные на задней оси машины, менее подвержены износу, чем передние, и их необходимо менять, в среднем, в 3 раза реже.

Тормозная колодка состоит из каркаса и фрикционной накладки. Самая большая нагрузка приходится на фрикционную накладку, которая служит для того, чтобы создавать трение о тормозной диск, для прекращения движения колес, в момент торможения. Соответственно, фрикционная накладка изнашивается в первую очередь, и водитель должен тщательно следить за этим и вовремя диагностировать износ тормозных колодок, чтобы не попасть в аварию.

У разных производителей прописаны разные сроки службы для тормозных колодок. Это объясняется технологией изготовления и другими факторами. Считается, в среднем, что через 10-15 тыс. километров пробега тормозные колодки уже достаточно изношены. Но это только приблизительные цифры, так как на износ влияет еще множество факторов, поэтому важно уметь самостоятельно определять износ тормозных колодок у своего автомобиля.

Причины досрочного выхода из строя тормозных колодок

1. Материал фрикционной накладки.
2. Естественный износ.
3. Манера вождения и торможения. Если вы привыкли к агрессивному стилю вождения, часто используете аварийное торможение, то едва ли тормозные колодки вам прослужат даже 5 тыс. км.

Если на одной оси тормозные цилиндры неисправны, то и тормозные колодки на этой оси будут изнашиваться быстрее, чем колодки на другой оси. Если разница в толщине колодок на передней и задней осях составляет 1,5-2 миллиметра, то нужно проверить, как работают тормозные цилиндры.

Как самостоятельно определить износ тормозных колодок?

Есть 3 варианта определения:

1 вариант – ТЕХНИЧЕСКИЙ.

Сейчас на многих моделях автомобилей устанавливается датчик, который сигнализирует об износе тормозных колодок. Это пластмассовая деталь с сердечником, которая вставлена во фрикционную накладку. Работает он следующим образом: если износ фрикционной накладки превышает допустимый уровень, сердечник начинает задевать тормозной диск, и индикатор датчика на панели управления сразу же это показывает.

Минус и неудобство датчика в том, что его провода неизбежно страдают от коррозии, так как на них часто попадают вода и грязь.


Комплект тормозных колодок с датчиком

2 вариант – ВИЗУАЛЬНЫЙ.

Износ тормозных колодок можно определить и на глаз, по двум признакам:
1) по количеству тормозной жидкости – низкий уровень в бачке,
2) если вы обнаружили угольную пыль с частицами металла на колесном диске или на внутренней стороне декоративного колпака.

3 вариант – ДИНАМИЧЕСКИЙ.

1) Если вы, при резком торможении, чувствуете отчетливое биение, то этому явлению есть два возможных объяснения: либо тормозные колодки изношены, либо тормозной диск.

2) Если в процессе торможения педаль тормоза необычно сильно проваливается, то это также может говорить об износе тормозных колодок.

3) Если тормоза срабатывают неожиданно резко, и при этом слышен особый звук, значит, торможение уже происходит каркасом колодки, а фрикционная накладка изношена полностью. Такое, конечно, бывает крайне редко, когда водитель за тормозными колодками не следит вовсе.

Еще важно то, что тормозные колодки, расположенные на передней оси, подвергаются более быстрому износу, так как большая часть нагрузки, во время торможения, падает на них. Поэтому более пристальное внимание нужно обращать на степень износа колодок, расположенных на передней оси автомобиля.

Какие тормозные колодки лучше – это вопрос для большинства автолюбителей не праздный. Работу по замене колодок можно выполнить и самостоятельно, сэкономив на поездке в техцентр. Но при этом хотелось бы быть уверенным в репутации производителя, обеспечении необходимых характеристик и качестве деталей, влияющих на безопасность и надёжность авто.

Какие тормозные колодки выбрать для своего автомобиля (и для своего стиля вождения), чтобы соотношение цены и качества оказалось оптимальным? По каким критериям оценивают качество и основные эксплуатационные характеристики колодок? Как правильно ориентироваться в рейтингах производителей и на что обратить внимание при покупке товара?

Для получения обоснованных ответов необходимо хотя бы поверхностно ознакомиться с технической стороной этих вопросов.

Преобразование кинетической энергии вращения колеса в тепловую, выделяющуюся при торможении за счет трения с поверхностью тормозного диска – основная функция тормозных колодок. При этом разработчики стремятся обеспечить эффективность торможения за счет сохранения высоких значений коэффициента трения в широком температурном диапазоне, сохраняя приемлемые показатели надёжности и долговечности детали.

У легковых машин тормозные колодки конструктивно выполнены приблизительно одинаково – это фрикционный материал на металлической подложке.

Главные отличия заключаются в составе материалов рабочих поверхностей. По этому признаку можно выделить четыре основных типа тормозных колодок:

1. Полуметаллические тормозные колодки

Материал рабочей поверхности – смесь металлов (как чёрных, так и цветных) с неорганическими наполнителями и графитом. Содержание металлов может доходить до 65%. Преимущества таких колодок – хорошие показатели теплоотдачи и износостойкости (соответственно долговечности), а недостатки – уменьшение срока службы тормозного диска, неэффективная работа при низких температурах и повышенная шумность.

2. Органические тормозные колодки

Изготавливаются из органических материалов (углерод, стекло, кевлар) с низким (не более 15%) содержанием металла. Основные достоинства таких колодок – быстрая реакция ("хваткость") и низкая шумность. Недостатки – низкая износостойкость (колодки мягкие) и образование пыли, которая может забивать отверстия вентилируемых тормозных дисков.

3. Колодки с низким содержанием металла

Изготавливаются по той же технологии, что и органические, но с большим процентным содержанием металла: до 30%. При этом, по сравнению с органическими, улучшается теплообмен и показатели износостойкости, но появляется ещё больше пыли и повышается шумность работы.

4. Керамические тормозные колодки

Фрикционный материал – керамика, с использованием в качестве наполнителей цветных металлов или синтетического каучука. Керамические тормозные колодки – это современная продукция, отвечающая, прежде всего, требованиям охраны окружающей среды (низкое пылеобразование).

Они показывают стабильность коэффициента трения в достаточно широком температурном диапазоне, обеспечивают щадящий режим работы тормозных дисков и комфортный для водителя уровень шумов. К недостаткам следует отнести высокую стоимость и ограничения по температурному режиму до 300 градусов (правда превышение этого порога – это уже экстремальная езда).

Тормозные колодки можно отнести к высоконагруженным элементам автомобиля. В зависимости от манеры и условий езды температура рабочего материала колодок достигает 300 – 350 °С в обычной эксплуатации, и поднимается до 800 – 900 °С при спортивной и экстремальной езде.

Конечно, если речь идёт об эксплуатации в обычных условиях и с умеренной манерой езды, температурный порог не превышает 250 °С.

Обеспечение стабильности коэффициента трения в рабочем диапазоне температур важно для эффективности торможения, и это надо учитывать при выборе тормозных колодок.

Хорошим показателем считается коэффициент трения в диапазоне 0,35 – 0,50. Именно такие показатели обеспечиваются поставщиками оригинальных деталей на колодках, идущих на заводской конвейер автопроизводителей.

Несколько ниже (0,25 – 0,35) пороговые значения коэффициента трения у так называемых неоригинальных (альтернативных) поставщиков. Но для умеренного стиля вождения в городских условиях этого бывает достаточно.

Более низкие значения коэффициента трения не обеспечат ни эффективного торможения, ни приемлемых показателей долговечности. Зато у таких тормозных колодок обычно весьма привлекательная низкая цена, на что и попадаются незадачливые автолюбители.

Пробег до максимально допустимого износа – другой важный эксплуатационный показатель. На интенсивность износа в первую очередь влияет качество фрикционного материала с одной стороны и манера и условия вождения с другой.

Если при определенной манере и условиях вождения водитель выбирает дешёвые тормозные колодки, средний ресурс которых составит 10 – 15 тыс. км вместо оригинальных, обеспечивающих пробег 20 – 25 тыс. км, то понятно, что в итоге эксплуатационные расходы в первом случае будут выше (не говоря уже о функциональных характеристиках). Как тут не вспомнить поговорку, что скупой платит дважды.

Производители тормозных колодок и их рейтинги

Статус производителя тормозных колодок (как, впрочем, и других ответственных деталей автомобиля) определяется прежде всего тем, является ли этот производитель поставщиком автокомпонентов на сборочный конвейер (OEM – Original Equipment Manufacturer в международной терминологии).

Продукцию OEM-производителей принято называть оригинальной, стоит она дороже аналогов и распространяется через дилерские центры. Качество оригинальной продукции подтверждается всесторонними испытаниями до её допуска на конвейер.

Ступенями ниже в рейтингах производителей располагаются поставщики запасных частей и материалов для послепродажного обслуживания автомобилей (Aftermarket). И хотя эта продукция не проходит таких жестких испытаний, как в случае с OEM, тем не менее, она обеспечивает декларируемые характеристики вполне пригодные для вторичного рынка при более низких (на 30 – 40%) ценах.

Иногда OEM напрямую или через дочернюю структуру поставляет свою продукцию, как на конвейер, так и на Aftermarket.

Достаточно часто встречаются на рынке тормозные колодки неизвестных производителей по демпинговым (до 20% от уровня OEM) ценам. Качество и долговечность такой продукции вызывают серьёзные сомнения.

Среди производителей, пользующихся высокой репутацией на российском рынке, следует отметить такие фирмы, как:

Это и понятно, продукция, поставляемая на разные рынки, может заметно отличаться по качеству. Среди компаний фаворитов рейтинга в Америке выделяются две:

  1. EBC brakes – английская компания, в различных мировых рейтингах производителей входит, как правило, в TOP–3;
  2. Wagner – одна из самых популярных марок в США.

Эти бренды, впрочем, известны и в России и, при возможности приобретения, заслуживают самых высоких рекомендаций.

Объективные критерии качества тормозных колодок

Оценка продукции по данным опросов, безусловно, важна, но не всегда объективна. А для продукции, связанной с безопасностью объективные критерии качества – обязательное условие производства. Такие критерии формируются по результатам испытаний, которые для тормозных колодок на российском рынке определяются правилами Европейской комиссии (ЕЭК ООН).

Испытания проводятся на стендовом оборудовании и воспроизводят различные режимы нагружения рабочего материала тормозных колодок при различных сочетаниях скорости движения, температуры рабочей поверхности и давления в гидросистеме (усилия на педаль тормоза).

Из эксплуатационных испытаний имитируется самый тяжелый режим – движение по серпантину (в технической литературе – циклы FADE), это когда нагрузка прикладывается с постоянным усилием c интервалами в 45 секунд несколько раз подряд.

Конечно, стандартные испытания не могут в полной мере воспроизвести случайный режим нагружения, характеризующий разную манеру и условия езды, а ограниченное время стендовых испытаний дать исчерпывающие оценки долговечности.

Кроме того не воспроизводятся натурные условия окружающей среды (температурные перепады, попадание в водную среду при дожде или в агрессивную снежную массу с реагентами). Однако в качестве инструмента для сравнения продукции разных производителей результаты испытаний вполне подходят не только для специалистов, но и для широкого круга потребителей.

В России испытания тормозных колодок проводят в Научно–исследовательском Автомоторном Институте (НАМИ) и регулярно публикуют результаты исследований, как в специализированных автомобильных изданиях, так и в литературе для автолюбителей.

На рисунке выше приведены результаты испытаний по заказу журнала "Авторевю", подтвердившие качественную оценку европейских брендов для автомобилей ВАЗ. Здесь необходимо отметить неплохие результаты российского производителя STS, позволяющие положительно рекомендовать его продукцию.

  • Bosch – самый низкий износ и высокая эффективность торможения в нагретом состоянии;
  • Ferodo – самая высокая эффективность торможения, но и самый большой износ;
  • Brembo – самые стабильные результаты на всех режимах испытаний;
  • TRW – средние результаты на всех режимах, кроме неудовлетворительных результатов при имитации горного серпантина при высоких температурах.

То есть, для ответа на вопрос, какой фирмы тормозные колодки лучше, следует помимо стоимостного диапазона уточнить условия эксплуатации и манеру вождения автомобиля.

На что обращать внимание при покупке тормозных колодок

После того, как бренд (или несколько брендов), соответствующий условиям и манере вождения автомобиля и самому автомобилю, определён, необходимо избежать ситуации с приобретением поддельного товара, которым всегда наполнен рынок. Вот несколько простых правил, помогающих в этом вопросе:

  1. Маркировка на колодке – должно быть указано соответствие европейским требованиям (буква Е в кружке) с указанием сертификационного знака (R90 или 90R) и номера одобрения. Там же находятся каталожный и международный номера, номер производственной партии.
  2. Колодка маркируется и логотипом производителя. На поддельных колодках (видимо от чрезмерного усердия) иногда встречаются на разных сторонах одного товара логотипы разных производителей.
  3. Известные фирмы в упаковку укладывают паспорт товара, сертификат одобрения (в случае отсутствия в упаковке его обязаны представить сотрудники магазина), гарантийный талон и иногда даже инструкцию по установке. Сомнительные фирмы такими деталями, как правило, не утруждаются.
  4. На сайте некоторых производителей можно легко идентифицировать тормозные колодки по уникальному коду товара (комбинация букв и цифр), и убедиться в их подлинности.

Таким образом, правильный выбор тормозных колодок требует учета индивидуальных факторов: условий эксплуатации, репутации производителя (по периодически публикуемым рейтингам), соответствия характеристик товара заявленным производителем (по результатам стендовых испытаний), и по уровню цены.

Видео про тормозные колодки: какие выбрать для автомобиля лучше всего?