Изучение с водительским составом особенностей эксплуатации автомобильной техники в различных условиях дорожной обстановки, резкого повышения аварийности. Движение в сложных погодных условиях и ночью

Движение в сложных погодных условиях и ночью

Неблагоприятная погода

Если вам надо срочно ехать, а на улице сильный дождь, ночь или ослепительно яркое солнце, то, скорее всего, это вас не остановит. Но если уж вы решились на поездку в таких условиях, только одного осознания трудностей предстоящей поездки недостаточно. Чтобы защитить себя, необходимо совершенно точно знать, как действовать в каждом конкретном случае, связанном с ограниченной видимостью.

Например, вы возвращаетесь на автомобиле домой. Погода ухудшилась: стало холодно, пошел дождь. Вы ведете интересный разговор с сидящим с вами приятелем, обсуждаете проблемы, волнующие вас обоих. При этом небрежно поглядываете на дорогу, не слишком уделяя ей внимание, а сосредоточившись на разговоре. Дорога вам хорошо знакома, ездили вы по ней много раз, привыкли к мысли, что она сама приведет туда, куда вам нужно... Неожиданно вы попадаете в полосу плотного тумана. стелющегося по земле. Причем обнаружили туман, когда он уже плотно окутал ваш автомобиль, а дорога совершенно исчезла из поля зрения. Скорость около 80 км/ч. Еще мгновение, и вы в кювете на противоположной стороне дороги. Оказывается, туман скрыл крутой поворот.

Вы и ваш пассажир серьезно не пострадали, отделались ушибами и царапинами. Но что с бедной машиной! Причины происшествия: вы двигались слишком быстро; туман оказался неожиданностью; во время движения вы не полностью сосредоточили свое внимание на управлении автомобилем.

Каждая из этих причин внесла свой вклад. Однако скорее всего, события не обернулись бы таким неприятным образом, если бы не туман. Если бы не он, вы, вероятно, спокойно вернулись бы домой. Именно из-за тумана вы пропустили поворот, потому что он был скрыт от вас. Туман ограничил вам видимость.

Ограниченная видимость - это когда невозможно различить дорогу, другие транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и объекты, которые вам необходимо видеть, чтобы безопасно управлять автомобилем.

Видимость ограничивают следующие факторы: погода (дождь, снег, туман, град, яркое солнце); дорожнотранспортные условия (грузовые автомобили, автобусы и другие крупногабаритные транспортные средства, неудачная организация дорожного движения, “слепые” перекрестки, “слепые” придорожные участки; повороты, подъемы, объекты вблизи дороги; кусты, деревья, здания, стоящие транспортные средства и т.д.); ваш автомобиль (наклейки на лобовом или заднем стекле, грязь на лобовом или заднем стекле, безделушки, болтающиеся на зеркале заднего вида, трещины на стекле, занавески на окнах, боковая стойка между задней и передней дверьми, образует так называемую “слепую” зону, пассажиры на заднем и переднем сиденье).

Ограниченная видимость лишает вас возможности видеть объекты дорожной обстановки на достаточно далеком расстоянии. Вам трудно разобраться в том, что происходит вокруг. Чтобы получить столь необходимую в условиях ограниченной видимости информацию об обстановке на дороге, приходится значительно повысить внимание, что требует большого напряжения.

В таком же положении находятся в это время и другие участники дорожного движения. И каждый из них (так же, как и вы сами) в любой момент может совершить ошибку. К этому надо быть готовым.

Происшествие, описанное в начале этой главы, - яркий пример того, что может произойти, когда видимость ограничена из-за погодных условий.

Другой пример. Предположим, вы двигаетесь по дороге в плотном транспортном потоке, впереди вас крупногабаритный грузовой автомобиль. Сменить полосу движения вы не можете, слева от вас полоса занята движущимся транспортом. Справа - обочина. Грузовик закрывает вам обзор, поэтому вы не можете заранее увидеть дорожные знаки. В итоге пропускаете нужный вам знак, нужный поворот и вынуждены двигаться до следующего перекрестка.

Еще пример. Вы целый день движетесь по загородной дороге. Насекомые, пыль, грязь - все это на лобовом стекле вашего автомобиля. Неожиданно на дорогу выбегает собака, вы замечаете ее в последний момент. Чтобы спасти собаку, вы резко поворачиваете на полосу встречного движения. Хорошо, если на встречной полосе никого нет. А если там встречный автомобиль? И все потому, что через грязное окно вы вовремя не увидели собаку.

Конечно, все эти три обстоятельства, описанные в примерах, могут собраться в одном месте сразу, и создастся очень тяжелая, опасная ситуация. Обычно именно так и бывает: в условиях недостаточной видимости критические ситуации возникают по нескольким причинам.

Например, у автомобиля забрызгано грязью лобовое стекло, яркое солнце светит вам в глаза (через грязное стекло ослепление особенно сильно), а впереди движется крупногабаритное транспортное средство, закрывающее видимость обстановки впереди, и все это одновременно.

Статистика аварийности показывает, что в условиях ограниченной видимости вероятность дорожно-транспортных происшествий значительно возрастает.

Во время тумана, снегопада, в других условиях ограничивающих видимость впереди, снижение скорости просто необходимо для всех участников движения. Иначе начнется цепная реакция столкновений с большим количеством участников и в результате жертв. Из сказанного следуют два вывода: 1) в условиях ограниченной видимости вы лишены возможности видеть все необходимые объекты дорожной обстановки;

2) поскольку вы плохо или совсем не видите, вы не знаете, чего ожидать.

Как же поступить в таких ситуациях? У вас в распоряжении два средства: автомобиль и в первую очередь ваши глаза.

В автомобиле есть специальное оборудование, предназначенное для улучшения условий управления автомобилем при ограниченной видимости.

Если на лобовом стекле вода, включите стеклоочистители. Скорость движения щеток отрегулируйте в зависимости от количества воды (или снега), попадающей на

стекло. Если вода замерзает на лобовом стекле, образуя на нем корку льда, или снег полностью не удаляется щетками и закрывает вам видимость, включите отопитель, и теплый воздух растопит лед. А затем снова включите стеклоочиститель, который удалит растопленный лед, снег со стекла.

Если отопитель не работает, остановитесь и проверьте, все ли окна закрыты (если нет - закройте). Потом опять включите отопитель. Теплый воздух отогреет стекла изнутри, лед или снег расстают, и тогда можно включать стеклоочиститель. Полезные советы:

не пользуйтесь стеклоомывателем, когда очень холодно, - при очень низкой температуре воздуха вода будет мгновенно замерзать и образовывать новую корку льда на лобовом стекле;

прежде чем включить стеклоочиститель, убедитесь в том, что на лобовом стекле набралось достаточное количество воды или снега. Иначе щетки будут скрести по сухому стеклу и могут его повредить, оставив царапины.

Стекла влажные, запотели. Когда на лобовом стекле влага, включите отопитель. Причем в холодную погоду включите подачу теплого воздуха, а в сырую, прохладную, туманную - прохладного. Можно открыть окна, это тоже поможет высушить стекла. Если стекла сильно запотели, протрите их насухо тряпкой, только не рукой.

Яркое солнце радует загорающих на пляже, а водителя далеко не всегда. Если солнце сбоку, а вы едете по аллее, то затемненные участки постоянно сменяются ярко освещенными. Такой “световой забор” опасен тем, что вызывает утомление глаз и делает малозаметными дорожные. знаки и мелкие помехи на дороге (ямы, камни, посторонние предметы). Если у вас есть темные очки, наденьте их: они сгладят контраст. Если нет, прищурьтесь и откиньте голову немного назад.

Лучше избегать движения против солнца. Если это невозможно, опустите противосолнечный козырек вашего автомобиля, наденьте затемненные очки, а главное - следите за чистотой переднего стекла. Не пожалейте времени на его протирку. Двигаясь спиной к солнцу, увеличьте дистанцию до лидера, так как яркое солнце затрудняет правильное и быстрое восприятие стоп-сигналов. Особой осторожности требует проезд светофоров.

При ярком свете сигналы легко перепутать, поэтому следите также за действиями других участников движения.

Когда видимость ограничена, включите габаритные огни или даже ближний свет фар. Вполне вероятно, что для вас условия видимости и не улучшатся, зато вас будет хорошо видно другим водителям, а это тоже очень важно.

Приборы приборами, но улучшить условия вождения автомобиля вы можете сами, если реально будете оценивать факторы, ограничивающие видимость, и соответственно менять свое поведение. Например, погода явно не благоприятствует езде на автомобиле, снизьте скорость, выберите оптимальную позицию на дороге, в крайнем случае съезжайте с дороги, остановитесь и переждите, пока видимость улучшится.

Двигайтесь так, чтобы была возможность в случае опасности остановиться в пределах вашей видимости.

Увеличивайте дистанцию. Помните, что в условиях ограниченной видимости вам требуется больше времени и места для осуществления любого маневра и остановки.

Если видимость настолько ограничена, что вы не в состоянии правильно определить расположение на проезжей части других участников движения, лучше всего не подвергать опасности себя и других, покинуть дорогу, найдя для этого удобное место, и подождать там, пока видимость улучшится. Когда остановитесь, не забудьте обозначить себя, включив аварийную сигнализацию.

С повышенным вниманием наблюдайте за другими участниками движения, их сигналами и перемещением.

Держите постоянно в поле зрения правый край дороги, тротуар, бордюр, линию разметки (край проезжей части), обочину. Держитесь за этот край, не теряйте его. Выбирайте на дороге такую позицию, чтобы быть на возможно большем расстоянии от других участников движения, движущихся навстречу, т. е. обеспечьте наибольший боковой интервал.

Отрегулируйте зеркала заднего вида. Когда движение интенсивное, вам необходимо очень быстро оценивать обстановку как впереди, так и сзади, а при движении нет времени на то, чтобы заниматься регулировкой зеркал.

Внимательно следите за другими участниками движения. Ищите признаки, указывающие на то, что какоенибудь крупногабаритное транспортное средство может появиться впереди вас и ограничить вам видимость. Избегайте длительного движения за крупногабаритным транспортным средством. Если вам все же приходится ехать за ним, увеличьте дистанцию, чтобы улучшить условия видимости: видеть знаки, светофоры, разметку, перекрестки, встречный транспорт.

Выбирайте полосу движения так, чтобы обеспечить со всех сторон как можно больший запас безопасности.

И еще несколько советов, когда видимость ограничивается из-за вашего автомобиля:

уберите все ненужные наклейки, этикетки, занавески с окон;

не располагайте вещи перед или за задним стеклом, они ограничивают видимость;

не ездите с поврежденным лобовым стеклом. На таком стекле могут быть трещины, лучами расходящиеся от места повреждения. Такие трещины либо ограничивают видимость, либо искажают картину дорожной обстановки;

если щетки стеклоочистителя погнуты, отремонтируйте их или купите новые. Если вы намереваетесь управлять автомобилем какой

то новой, незнакомой вам марки, изучите приборный щиток, чтобы он стал таким же знакомым и привычным, как и тот, что был на вашем прежнем автомобиле. Если вы будете знакомиться с приборами во время движения, ваше внимание будет отвлекаться от наблюдения за обстановкой на дороге.

Туман. В тумане расстояние до всех предметов кажется больше, чем есть на самом деле. Поэтому чем гуще туман, тем больше дистанция. Автомобиль, габаритные огни которого вы смутно видите впереди, может не двигаться, а стоять. Не приближайтесь к нему на большой скорости. При очень сильном тумане, перед тем как сменить полосу движения или вернуться, подайте звуковой сигнал. Если видимость совсем плохая, а надо ехать, приблизьте глаза к лобовому стеклу. Это несколько улучшит видимость, но, правда, повысит утомляемость. Двигаясь в тумане, включите не дальний, а ближний свет. Противотуманные фары полезны, если они правильно поставлены и отрегулированы. Свет от них должен стелиться по дороге под слоем тумана и хорошо освещать правый край дороги.

Если есть линия, ограничивающая край проезжей части, то ориентироваться в тумане можно по ней. Сильно принимать вправо опасно, на обочине могут оказаться автомобили и люди.

Не пытайтесь проскочить полосу тумана в низине местности. Именно на этом коротком участке могут быть скрыты туманом всякие неожиданности. Помните, что туман меняет окраску всех цветов, кроме красного (желтый кажется красноватым, зеленый - желтоватым).

Держите стекла дверей водителя и пассажиров опущенными, чтобы лучше “слышать” дорогу.

Дождь. В дождь не приближайтесь к лидеру: грязь, отбрасываемая колесами его автомобиля, забрызгает ваше стекло. Если вас обгоняют, а на дороге лужи, заранее включите очистители стекол. Обгоняющий автомобиль может послать вам в стекло порцию воды, и вы полностью потеряете видимость. Снижайте скорость перед лужами. Во-первых, брызги с грязью могут полностью лишить вас видимости, во-вторых, под водой могут быть ямы. Вода, попадая в тормозные накладки, может значительно ухудшить эффективность торможения. Поэтому, проехав через лужу, несколько раз слегка нажмите на тормоз, чтобы просушить накладки. Если началась гроза, то не стоит останавливаться вблизи старых раскидистых деревьев. При грозе они часто обламываются и могут повредить кузов машины.

При сильном дожде включайте не только габаритные огни, но и ближний свет. Выбирайте скорость, соответствующую видимости. Резко не тормозите, не меняйте неожиданно полосу движения. Помните, что другие видят вас плохо. При плохой видимости от обгонов лучше воздержаться. Боковое стекло лучше поднять почти до упора, иначе порция холодной воды от встречного или обгоняющего автомобиля может попасть в лицо, за ворот. Обычно человеку это не нравится, а главное, в эти мгновения он теряет контроль над машиной.

Как влияет на обзорность и видимость обстановка на дороге? На прямолинейных участках видимость зависит только от продольного профиля, на криволинейных - от обустройства обочин и полосы отвода дороги. Близко расположенные к обочине зеленые насаждения, холмы, строения ухудшают обзорность и безопасность дороги. Недостаточная обзорность дороги является часто причиной серьезных ДТП. Особенно часто несчастные случаи в этих условиях возникают при обгонах. Они происходят из-за того, что при плохой видимости или обзорности водитель несвоевременно получает информацию об обстановке на дороге и не успевает предпринять необходимых действий.

Характерно, что количество происшествий зависит не только от наличия на дорогах участков с ограниченной видимостью и обзорностью, но и от частоты их расположения на трассе.

Исследования показывают, что опаснее редкие места ограниченной видимости и обзорности, чем часто встречающиеся, как, к примеру, на горных дорогах. В этих случаях плохие условия компенсируются постоянной повышенной внимательностью водителей, и скорость движения автомобилей значительно меньше, чем в равнинных условиях. Опасен ограниченный (закрытый) обзор на пересечениях дорог и улиц, на железнодорожных переездах, здесь чаще происходят столкновения транспорта, чем на пересечениях с неограниченным обзором.

Таблица 8

Характерные места ухудшения видимости и обзорности на улицах дорогах

      Характерные места

      Краткое описание участка

      Возможные опасные последствия

      Дорога в холмистой местности

      Из-за частых подъемов и спусков продольная видимость дороги недостаточна

      Столкновение с оставленным на проезжей части автомобилем (из-за неисправ ности), не видимым из-за перелома
      Потеря управляемо сти из-за дефектов дороги (разрушения, ямы и т. д.), не видимых из-за перелома

      Закрытый поворот, горные дороги

      Закрытый обзор, не-достаточная инфор-мация о движении на участке

      Столкновение со встречным (и попут-ным) транспортом;
      потеря управляемости из-за не видимых за поворотом разрушений

      Дорога в лесу с малой полосой отвода

      Неожиданный выходна проезжую часть из-за деревьев людей и животных

      Наезд на людей, жи-вотных; наезд на де-ревья из-за потери управляемости

      Въезд в тоннель

      Резкий переход к участку с худшей освещенностью

      Столкновения со встречным, попут ным транспортом, наезд на ограждения

      Пересечения улиц в городах

      Закрытый обзор, недостаточная информация о дорожном движении

      Столкновения, наезды на пешеходов

      Остановки общественного транспорта

      Неожиданный выход пешеходов

      Наезд на пешеходов

      Железнодорожный переезд

      Неожиданный выезд поезда из-за предмета, ограничивающего обзор

      Столкновение с поездом

Характерные места ограниченных условий видимости и обзорности представлены в табл. 8.

Движение ночью

Вообще ночью лучше спать, а не ездить на автомобиле. По крайней мере, такой вывод напрашивается из анализа статистики, согласно которой в темное время опасность совершить наезд на пешего увеличивается в 9 раз, на велосипедиста - примерно в 2,6 раза, на неподвижное препятствие - в 2 раза.

Однако нет такого автомобилиста, которому не приходилось бы хоть иногда ездить ночью.

Все привычное и знакомое днем ночью выглядит совсем по-другому. Там, где при хорошем освещении видно множество деталей, теперь лишь темные силуэты. И нет ничего удивительного, если вы пропустите нужный поворот или заедете не на ту сторону, ведь признаки, позволяющие вам ориентироваться в дорожном движении, стали совсем другими. Днем ваши глаза воспринимают обстановку с помощью расположенных на сетчатке глаза нервных, окончании, называемых колбочками, а ночью основную роль уже играют не они, а другие, называемые палочками. С их помощью можно различить только контуры предмета, а цвет нельзя. Если у вас красный или оранжевый автомобиль, который днем хорошо заметен, то в сумерках и ночью он будет казаться темным. Поэтому включайте габаритные огни при первых признаках начала сумерек. Это относится и к тем, кто имеет автомобили других цветов, в особенности темных: черного, синего, серого.

Сумерки очень коварны. Человеческий глаз различает в них предметы хуже, чем ночью, тогда хоть фары помогают. В сумерках ничего не помогает, кроме снижения скорости и повышения бдительности. Так как сумерки кратковременны, опытные водители часто приурочивают к ним очередной перерыв в движении. Именно в утренние сумерки чаще всего засыпают водители. Это еще один аргумент в пользу остановки для отдыха.

Как подготовить автомобиль к ночному вождению? Проверьте все световые приборы. Перед ночной поездкой, а также и несколько раз во время поездки, если она длительная, обязательно проверьте, исправны ли фары, стоп-сигнал, указатели поворотов. Проверьте также, достаточно ли чистые стекла этих приборов. Во время движения на них собираются огромные количества пыли, грязи, песка. Поэтому необходимо постоянно следить за их чистотой. Обычно вся эта грязь еще смешивается с продуктами нефтехимии, маслами, находящимися на дороге. Поэтому если не очистить своевременно стекла, видимость ухудшится очень существенно, иногда наполовину. Для удаления грязи со стекол пользуйтесь сухими тряпками. Если на каком-то из стекол вы обнаружите трещину, замените его.

Проверьте стеклоочиститель. Удостоверьтесь в том, что щетки стеклоочистителя чистые. Если на них грязь, протрите сухой тряпкой. Иначе, вместо того чтобы в случае необходимости очистить стекло, щетки его так разрисуют (а может, и поцарапают), что видимость ухудшится.

Проверьте зеркало бокового вида. Очистите зеркало от грязи. Все эти нехитрые приготовления надо сделать перед выездом. Заодно проверьте исправность указателей поворотов, стоп-сигнала.

Периодически проверяйте световые приборы и тормоза. Регулярно проверяя световые приборы, вы всегда поддерживаете автомобиль в готовности к ночной поездке.

Проверьте яркость обеих фар. Убедитесь в том, что она одинакова. Если яркость одной из фар слабее, это явный признак того, что она скоро выйдет из строя. Правда, некоторое время она может продолжать тускло гореть, но в этом тусклом свете тоже таится угроза - она ухудшает видимость. Так что разберитесь в причинах неисправности сразу и устраните ее.

Следует регулярно проверять исправность стоп-сигнала.

Габаритные огни нужны для того, чтобы другие водители хорошо видели вас в темноте. Поэтому их исправность следует периодически проверять.

Указатели поворота также имеют важнейшее значение ночью (равно, впрочем, как и днем). Поэтому их следует регулярно проверять.

Уделите внимание и внутреннему освещению, проверьте лампочку внутреннего освещения.

Освещение панели приборов также должно быть исправным.

Предварительные действия перед ночной поездкой:

  • Включите дальний свет фар. Очень важно хорошо знать расположение всех кнопок включения освещения, чтобы не разыскивать их лихорадочно каждый раз в темноте. Внимательно изучите свой автомобиль и хорошенько запомните, что где включается.
  • Переключите свет фар с дальнего на ближний. Ближним светом фар пользуются в городе, когда едут следом за другими водителями (чтобы не ослепить их через зеркало заднего вида), а также при встречном разъезде.
  • Нажмите на педаль тормоза, чтобы проверить работу стоп-сигнала. Нажмите на педаль тормоза и посмотрите в зеркало заднего вида. Если увидите отблеск красного света, значит, все в порядке; красный свет стопсигнала вашего автомобиля предупредит следующих за вами водителей о том, что вы снижаете скорость. В ночное время такое предупреждение особенно важно, потому что горящий стоп-сигнал - это единственный признак, по которому другой водитель может определить, что вы тормозите.
  • Проверьте исправность указателей поворота. Проверьте и левый и правый сигналы. Левый сигнал проверять удобнее - можно просто повернуть голову влево, и вы увидите отблеск.

Успех ночных поездок во многом зависит от вашей способности видеть в темноте. Как ее определить, вы уже знаете из урока 1. Но даже отличное ночное зрение можно ухудшить, если перед поездкой долго находиться в ярко освещенном помещении, читать книгу или разглядывать мелкие предметы в плохо освещенном месте, находиться под воздействием сильного шума или громкой музыки.

Американские психологи установили, что водители, которые перед поездкой долго смотрели телевизор (особенно цветной), за рулем становились невнимательными, часто пропускали опасность. Острота их зрения снижалась на 30% в течение 1-2 ч. После просмотра телевизора надо дать глазам отдохнуть хотя бы 1 ч.

Как “ухудшить” ночное зрение, вы теперь знаете. А как улучшить? Для этого перед поездкой надо съесть несколько кусочков сахара с лимоном или драже витамина С. Чашка крепкого кофе повысит чувствительность ваших глаз к темноте на 30% в течение 1,5 ч. Если ничего этого у вас нет, несколько физических упражнений в сочетании с обтиранием лица и шеи холодной водой, а также 20 глубоких вдохов и выдохов в течение 2 мин дадут неплохой эффект.

Чтобы четко видеть предмет днем, надо смотреть на него в упор. Совсем другое дело в сумерках или ночью. Чтобы разглядеть плохо освещенный объект, например стоящий грузовик, надо смотреть слегка в сторону от него, концентрируя внимание на его контурах и очертаниях.

Если врач прописал вам очки, не забывайте их носить. Имея незначительный дефект зрения, вы можете не пользоваться очками регулярно, надевая их только во время чтения. При управлении автомобилем ношение очков обязательно, в особенности ночью, так как даже при незначительном дефекте ночное зрение ухудшается многократно.

Надеемся, что вы сделаете все, чтобы видеть ночную дорогу как можно лучше. Но даже в этом случае область

видимости обстановки при движении по неосвещенной дороге будет ограничена зоной, освещенной светом ваших фар. Хорошо отрегулированные фары при ближнем свете освещают дорогу на расстоянии 45 м, при дальнем - 100 м. Выбирайте такую скорость, при которой остановочный путь вашего автомобиля будет меньше этих расстояний.

Учтите, что с увеличением скорости расстояние отчетливой видимости уменьшается в дневное время на 6 м при увеличении скорости на каждые 15 км/ч, при плохом освещении - еще больше.

Например, двигаясь ночью со скоростью 100 км/ч, вы будете хорошо видеть обстановку впереди на расстоянии 25 м меньше, чем при скорости 30 км/ч (рис. 66, 67).

Какую же скорость можно рекомендовать при движении с ближним светом фар? Мы считаем, что около 50 км/ч.


Почему? Давайте прикинем. Примем видимость обстановки в свете фар, равной 45 м. Вносим поправку на снижение видимости в связи со скоростью. Будем считать, что при скорости 50 км/ч расстояние отчетливой видимости составляет около 30 м. Остановочный путь равен 28 м. Таким образом, скорость 50 км/ч позволит вам остановить автомобиль в случае неожиданного появления помехи. Но это на сухом покрытии дороги. На скользкой дороге скорость придется значительно снизить.

Если вы едете с дальним светом фар, то, исходя из тех же рассуждений, ваша скорость на сухой дороге при хорошей регулировке фар не должна превышать 90 км/ч (рис.67,б).

Теперь о пешеходах. К сожалению, они наиболее часто становятся не только причинами, но и жертвами ночных происшествий. Человека в темной одежде можно увидеть только на расстоянии около 25 м, а в светлой - около 40 м. Это значит, что, двигаясь со скоростью более 40 км/ч, вы не сможете избежать наезда на пешехода, одетого в темную одежду, как бы вы умело ни тормозили. Поэтому на участках, где большая вероятность появления пешеходов, скорость движения не должна превышать 40 км/ч (рис. 68).

Еще несколько слов о том, как компенсировать недостаточную видимость ночью:

как только наступают сумерки, включайте габаритные огни;

двигайтесь ночью медленнее, чем днем. Двигаясь медленнее, вы не просто лучше видите. У вас к тому же становится больше времени для наблюдения за дорогой, распознавания на ней объектов, а в критической ситуации, если таковая возникнет, больше шансов на спасение; перед каждым маневром заранее включайте указатель

поворота. Ночью особенно важно сообщать другим о своих намерениях, чтобы они заранее знали, чего от вас ожидать. Сигнализируйте о каждом, даже незначительном изменении режима движения. И позаботьтесь о том, чтобы у других участников ситуаций было достаточно времени отреагировать на ваши действия;

точно знайте свой маршрут. Неожиданный поворот дороги, изменение типа покрытия, другая неожиданность, подстерегающая водителя в незнакомой местности, - все это опасно и днем, ночью же опасно вдвойне. А поэтому перед ночной поездкой необходимо самым тщательным образом изучить маршрут, подготовиться к возможным неожиданностям. Имейте в виду, что если вы будете метаться по дороге в поисках нужного вам поворота, вы станете угрозой и для других. Так что уточните, куда вы едете и как туда проехать;

постоянно контролируйте скорость и дистанцию. Человек вообще неточно оценивает скорость встречных транспортных средств. Ночью же эти оценки еще более приблизительны. Так что не полагайтесь на свою интуицию, почаще поглядывайте на спидометр. Что же касается дистанции, то значение ее точного соблюдения при движении ночью трудно переоценить. А поэтому постоянно контролируйте дистанцию по отношению к движущемуся впереди автомобилю.

Ночное движение за городом. Самое главное при движении по загородным дорогам - правильный выбор скорости. Если предельная допустимая скорость для движения за городом 90 км/ч, то это не означает, что вы можете двигаться именно с этой скоростью.

Нужно принять в расчет целый ряд факторов - техническое состояние автомобиля, состояние и тип дорожного покрытия, метеорологические условия, видимость и, конечно, насколько знакома вам дорога, по которой вы движетесь.

Если отсутствует встречный транспорт, при движении ночью по загородной дороге пользуйтесь дальним светом фар. Когда появляется встречный транспорт, необходимо переключать дальний свет фар на ближний.

Около 15% всех ночных происшествий связано с ослеплением при встречном разъезде. Водитель, ослепленный дальним светом фар, начинает различать обстановку только через 7-8 с. Для некоторых это время равно 30- 40 с. Все это время водитель едет вслепую.

Как избежать ослепления? Во-первых, переходите на ближний свет не позже, чем за 150 м до встречного транспорта. Слишком рано переключаться не стоит. Ведь тогда придется снизить скорость движения. Во-вторых, перед тем как перейти на ближний свет, постарайтесь заглянуть как можно дальше вперед. Нет ли там признаков опасности: стоящего автомобиля, пешеходов, дефектов дороги, ремонтируемого участка? Старайтесь смотреть не на фары встречного автомобиля, а как можно правее. Если впереди опасность, снижайте скорость. Ведь

объехать препятствие вам будет очень сложно из-за плохой видимости обстановки после разъезда. В-третьих, если водитель встречного автомобиля не переходит на ближний свет, то проверьте, не горит ли у вас тоже дальний. Скорее переключите его. Приучите себя, переходя на ближний свет фар, синхронно снижать и скорость до 50 км/ч.

При встречном разъезде старайтесь держаться ближе к правому краю дороги, выдерживая как можно больший боковой интервал до встречного транспорта. Он может везти выступающий за габариты груз или прицеп, которые плохо видны.


Приближаясь к подъему или спуску дороги, переключитесь на ближний свет до того, как лучи фар встречного и вашего автомобиля встретятся (рис. 68).

Подъезжая к повороту по внешней стороне, смотрите на правую сторону дороги, стараясь избежать ослепления фарами встречного автомобиля. А если едете по внутренней стороне, не забудьте переключить дальний свет на ближний первым (рис. 69).

Переключить ближний свет на дальний можно только после того,как встречный и ваш автомобили поравнялись.

Если вам навстречу едет транспортное средство с одной фарой, возможно, это не мотоцикл, а автомобиль, у которого одна фара неисправна. Держитесь от него на всякий случай как можно правее.

Следование за лидером ночью. Когда вы движетесь за лидером, переключите дальний свет фар на ближний. Внимательно следите за безопасной дистанцией.

Движение в роли лидера . Когда лидер вы сами, а за вами с дальним светом движется другое транспортное средство, помигайте светом стоп-сигналов, чтобы напомнить, что он должен переключить свет фар на ближний. Если он продолжает двигаться с дальним светом, избегайте смотреть в зеркало заднего вида. Дайте ему возможность обогнать вас.

Обгои ночью. Ко всему, что вы уже знаете о выполнении обгона, прибавляется еще и ночная специфика. Обгонять ночью, конечно, значительно сложнее, чем днем. Порядок следующий:

1) переключите дальний свет на ближний (рис. 70, в);

2) водитель движущегося впереди автомобиля может помигать вам светом (дальний-ближний-дальний), показывая этим, что дорога впереди для обгона свободна. Не очень-то доверяйте его оценкам, просто примите их к сведению. Оценки же делайте самостоятельно, полагаясь на свой собственный опыт;

3) взгляните на середину дороги и удостоверьтесь в том, что разметка не запрещает обгон;

4) оценив обстановку впереди и убедившись в безопасности маневра, включите сигнал левого поворота. Как уже неоднократно повторялось, предупредительные сигналы ночью особенно важны;

5) выезжайте на полосу встречного движения. Быстро увеличивайте скорость. Двигайтесь по встречной полосе до тех пор, пока не увидите обгоняемый автомобиль в зеркало заднего вида;

6) поравнявшись с обгоняемым, переключите ближний свет на дальний, теперь это никак не помешает обгоняемому, а вам очень поможет, так как расстояние видимости увеличится (рис. 70,6),

7) будучи предельно внимательным, возвращайтесь на свою полосу, подав сигнал правого поворота;

8) вернувшись, продолжайте движение с дальним светом, если, конечно, нет встречного транспорта и движущегося впереди вас нового лидера (рис. 70, в).

Когда отказывают световые приборы. Это, конечно, очень плохо, но не надо терять самообладания. Определите, что у вас еще исправно, и постарайтесь хотя бы обозначить свой автомобиль на проезжей части. Снижайте скорость и отъезжайте с проезжей части. Сделать это надо по возможности как можно оперативнее.

А.А. Клясова, Ю.И. Магарас - ООО «Синоп», Москва, Россия

А.В. Добринский - ОАО «Московские дороги», Москва, Россия

Построение интеллектуальной транспортной системы налагает определенные обязательства, связанные с применением высоких технологий для повышения качества услуг на всех этапах создания и эксплуатации дорожно-транспортной инфраструктуры. Строительство и эксплуатация дорог, туннелей, мостов во многих регионах России нуждается в самых современных системах метеорологического обеспечения, так как погодные условия, особенно в районах с нестабильным климатом, напрямую влияют на состояние дорожного покрытия, а значит на удобство и, главное, безопасность дорожного движения. Дорожные администрации сегодня озабочены рациональным и, в то же время, эффективным расходованием денежных средств и противогололедных реагентов, используемых при зимнем содержании автомобильных дорог.

Таким образом, метеопрогнозирование в последние годы стало реальным резервом снижения негативных последствий влияния неблагоприятных погодных условий на дорожно-транспортную инфраструктуру. Появление новых технологий и технических средств позволяют с существенным экономическим эффектом интегрировать метеорологическую информацию в операционную деятельность автотранспортных компаний и процесс принятия управленческих решений.

Сегодня метеорологическая система должна предоставлять не только точные текущие метеоданные, но и максимально корректный прогноз погоды, адаптированный по конкретной территории и включающий не только общие метеопараметры, но и специализированные данные для автотранспортной отрасли, такие как температура и состояние дорожного покрытия, в том числе на мостах, эстакадах, в туннелях и т.д. Следующее поколение метеорологических систем идет еще дальше – здесь уже можно говорить о прогнозировании вероятности возникновения рисковой ситуации, вызванной опасными погодными явлениями, и об оценке возможного ущерба для наземной инфраструктуры.

В странах Европы и Северной Америки для управления транспортной инфраструктурой системы метеопрогнозирования применяют уже более 20 лет. Так в Германии еще в начале 90-х годов прошлого века было начато централизованное внедрение информационной системы оповещения о состоянии дорог и прогнозируемых погодных условиях, основанной на прогнозах национальной метеорологической службы и на показаниях дорожных датчиков. Аналогичные или подобные метеосистемы применяются сейчас в США, Канаде, Финляндии, Австрии, некоторых других странах Европы.

В России сегодня целый ряд транспортных магистралей также оборудованы дорожными метеорологическими станциями и датчиками состояния и температуры дорожного покрытия, при этом дальнейшее развитие применения данных систем напрямую зависит от развития систем обработки данных и систем поддержки принятия решений.

Только системный подход позволяет превратить количество установленного метеорологического оборудования в качество управления и принятия решений органами управления дорожным хозяйством и эксплуатирующими организациями.

Наиболее известным международным проектом построения ИТС, включающей систему метеопрогнозирования, является интеллектуальный транспортный коридор Хельсинки – Санкт-Петербург - Москва, который был запущен правительствами России и Финляндии. Предполагаемая к созданию в рамках проекта автоматизированная система метеорологического обеспечения позволит получать текущие данные с установленных дорожных метеостанций, обрабатывать их в ситуационном центре и информировать участников дорожного движения о фактических погодных условиях различными способами, включая оповещения на мобильные устройства, радиосообщения и вывод данных на придорожные информационные табло.

Такой подход в значительной степени решает проблему доступности актуальных метеоданных для всех участников дорожного движения, но отсутствие точной прогностической информации о погодных и дорожных условиях на любом участке транспортного коридора значительно осложняет процедуру принятия решения водителями при выборе оптимального графика движения. Подробная детализированная и локализованная прогностическая информация также крайне необходима дорожным службам для осуществления оперативных и плановых мероприятий. Таким образом, первые шаги по созданию интеллектуальной транспортной инфраструктуры уже реализуются, но это еще только начало пути.

Для более полного удовлетворения потребностей участников дорожного движения и дорожных служб в специализированной гидрометеорологической информации (СГМИ) представляется перспективным создание специализированного web-сайта с публикацией в режиме реального времени информации о фактической метеообстановке, прогнозов погоды и других видов СГМИ в форме, адаптированной для неспециалиста в области метеорологии. Подобный специализированный сайт/портал, генерирующий и интегрирующий различные виды СГМИ с возможностью локализации данных для настраиваемого перечня объектов или определённой части дорожной инфраструктуры на основе интерактивного программного интерфейса приведен в настоящей работе.

Для создания продукта, удовлетворяющего современным требованиям к качеству прогноза погоды и удобного для применения неспециалистами в области метеорологии, необходимо решить несколько принципиально важных задач. На Рис.1 представлены основные проблемы в гидрометеорологическом обеспечении, характерные для погодозависимых отраслей экономики.

Рис.1 Существующие проблемы в метеорологическом обеспечении хозяйственно-экономической деятельности и способы их и решения

Первые две связаны с недостаточной детализацией как измеряемых, так и прогнозируемых параметров. Под необходимой детализацией мы понимаем достаточно определённый набор показателей с соответствующим временным и пространственным разрешением. К таким показателям относятся, в частности, плотность наблюдательной метеорологической сети, частота производимых измерений, измеряемые параметры, наличие специализированных датчиков, информация которых необходима в той или иной сфере экономической и хозяйственной деятельности. Пространственное и временное разрешение прогностической информации, частота её обновления, перечень прогнозируемых параметров также оказывают существенное влияние на оценку развития ситуации и принятие взвешенного и обоснованного решения. Для обслуживания автотранспортной отрасли установлено достаточное количество автоматических дорожных метеостанций, измеряющих кроме стандартного набора метеопараметров также температуру и состояние дорожного покрытия. Однако практическое использование данных дорожных метеостанций находится на крайне низком уровне, информация о текущей метеорологической и дорожной обстановке если и используется, то скорее благодаря опыту и интуиции работников автотранспортной отрасли.

Прогностическая информация, как правило, имеет невысокую заблаговременность (4-6 часов), что позволяет, как правило, оперативно реагировать на складывающуюся неблагоприятную ситуацию, но такая заблаговременность недостаточна для проведения масштабных превентивных мероприятий, которые позволят минимизировать последствия непогоды, а также сделают реальным планирование ремонтных и регламентных работ в наиболее благоприятных для этого погодных условиях.

К вопросу рационального и эффективного использования метеорологической информации относятся наши предложения, сформулированные в пунктах 3 и 4 приведенного рисунка. Необходимо перейти от прогноза погоды к прогнозу погодных рисков, а именно к прогнозированию определённых последствий влияния неблагоприятных и опасных гидрометеорологических условий на объекты конкретной инфраструктуры и донесению этой информации до лица, принимающего решение, в удобной и понятной неспециалисту-метеорологу форме.

Абсолютное большинство частных метеопровайдеров как в России, так и зарубежом, при приготовлении прогноза пользуются результатами тех модельных расчетов, которые являются открытыми для доступа. Разные провайдеры в разных странах предпочитают и разные модели, которые им кажутся либо более точными для определённого региона, либо более удобными для использования результатов. Однако любые модельные расчёты нуждаются в «калибровке», т.е. в устранении систематической ошибки. Этот процесс должен быть постоянным и непрерывным и базируется на использовании информации о фактической погоде, т.е. на данных метеорологических станций. Соответственно, только наиболее крупные и хорошо оснащённые как в техническом, так и в интеллектуальном плане провайдеры могут проводить «калибровку» одной выбранной ими модели и только по населённым пунктам, откуда к ним поступают данные изменений фактической погоды. Этим объясняется возможное разнообразие прогнозов по одному и тому же населённому пункту от разных провайдеров: за основу брались результаты разных моделей и применялись разные методы устранения систематической ошибки. Принципиально важным является разработка такого алгоритма прогнозирования, который бы опирался не на одну единственную модель, а позволял комбинировать и совмещать доступные прогнозы различных прогностических систем. Существенными дополнительными и необходимыми условиями являются анализ пространственной структуры прогностических и фактических метеорологических данных и обобщение алгоритмов построения «синтезированных» прогнозов для точек произвольной расчетной сетки, в которых нет данных наблюдений. Подобная задача решена в прогностической технологии, используемой в предлагаемой ниже системе. Практически ни один из провайдеров не предоставляет потребителю услугу, учитывающую возможные негативные последствия комплексного совместного влияния прогнозируемых погодных условий непосредственно на деятельность отрасли с оценкой вероятности наступления таких последствий. У лица, принимающего решение, отсутствует инструмент оценки возможных рисков, вызванных гидрометеорологическими явлениями. Подобная ситуация не позволяет эффективно проводить необходимые мероприятия, направленные на предварительную мобилизацию сил и средств для минимизации возможных потерь и обеспечения нормальной работы всей инфраструктуры. В своей работе мы также предложили решение этой проблемы.

Система СИНОП сегодня является принципиально новым для России решением, позволяющим автоматически производить прогнозы метеорологической обстановки и погодных рисков в режиме реального времени. Система состоит из четырех основных блоков, включающих метеопрогнозирование, информационно-аналитические инструменты, прогнозирование гидрометеорологических рисков и управление в рисковых ситуациях.

Блок метеопрогнозирования. Для мониторинга текущих погодных условий используются данные практически всех существующих метеорологических станций России и Европы, а также данные собственных автоматических метеостанций заказчика. При участии Гидрометцентра РФ создана уникальная, не имеющая аналогов в России, технология автоматической генерации мультимодельного синтезированного прогноза основных метеорологических характеристик с высокой степенью детализации для произвольной географической области. Система предоставляет почасовой прогноз погоды на 72 часа с ежечасным автоматическим обновлением. Сегодня в России это наиболее точный локальный метеорологический прогноз, который используется также при прогнозировании специальных параметров – в дорожной отрасли это, как правило, температура и состояние дорожного покрытия, коэффициент сцепления (скользкости).

Все данные выводятся на географическую (транспортную) карту, где выделяются зоны повышенной опасности в зависимости от фактического состояния погоды или прогнозируемых условий: гололедица, гололёд, налипание мокрого снега или образование гололёдно-изморозевых отложений на проводах контактной сети городского транспорта и ЛЭП, продолжительные или интенсивные осадки, аномально низкие или высокие температуры и др. (Рис.2 и 3).

Рис.2,3 Отображение прогноза метеорологических элементов и зон повышенной опасности на географической карте. Вся информация в одном окне.

Информационно-аналитический блок. Данный блок отвечает за идентификацию и формализацию погодных рисков для определённой отраслевой инфраструктуры и последующее формирование матрицы погодных рисков, отражающей возможные последствия (Рис.4). На основании данных о причинах, характере и параметрах вновь произошедших событий, вызванных неблагоприятными метеорологическими условиями, производится корректировка матрицы рисков и ущерба.

Рис.4 Пример упрощенной матрицы погодных рисков

Приведенная выше плоская матрица весьма условна. На самом деле подобная матрица многомерна, т.к. обычно учитывает не один, а несколько качественных факторов, влияющих на производное событие, и каждый из этих факторов может иметь также количественную характеристику или диапазон значений. Более того, при хорошо формализованном описании конкретных объектов инфраструктуры, возможен и количественный прогноз ущерба, выраженный в финансовых показателях. Как пример многомерного подхода к формированию понятия «прогноз события» приведём такое хорошо известное автомобилистам явление как «чёрный лёд». "Черный лед" - вид зимней скользкости, возникающий на сухой поверхности автомобильной дороги в виде ледяной пленки за счет сублимации водяного пара из воздуха при температуре поверхности автодороги ниже 0°C и ниже температуры точки росы. Это определение приведено из ОДМ 218.8.001-2009 "Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства". Даже из этого короткого определения можно сделать вывод, что чёрный лёд образуется при определённых комбинациях значений температуры и влажности воздуха, температуры дорожного покрытия и при отсутствии осадков. Эти условия являются необходимыми, но не всегда достаточными. Могут влиять местные особенности, предшествующая погода, время суток, облачность и т.п. В первом приближении записать условия формирования чёрного льда можно следующим образом, который приведен на Рис.5.


Рис.5 Упрощённый пример формирования условий возникновения чёрного льда по заданным метеопараметрам.

Карта с обозначением территорий, где прогнозируется образование чёрного льда, автоматически построенная на основании прогноза метеопараметров и заданных условий, приведена на Рис.6.

Рис.6 Территория, подверженная образованию черного льда по данным метеопрогноза и матрицы рисков.

Прогнозирование погодных рисков. Для решения этой задачи в рамках системы СИНОП создана технология автоматической генерации специализированного прогноза места и времени возникновения и дальнейшего развитии рисковой ситуации. Прогноз производится в режиме реального времени на основе взаимодействия блоков метеопрогнозирования и аналитики. На основании прогноза гидрометеорологической обстановки и матрицы погодных рисков в автоматическом режиме прогнозируются возможные последствия влияния неблагоприятных погодных условий на объекты инфраструктуры. Гибкий интерфейс позволяет задавать специализированные критерии неблагоприятных условий, форм представления метеорологических данных, определения алгоритмов оповещения о наступивших и прогнозируемых событиях. При этом пользователь может самостоятельно определять и корректировать критерии уровня опасности для каждого из значимых метеорологических параметров или комплексного влияния суммарного воздействия нескольких из них на инфраструктуру.

Рис.7 Разными цветами показаны ареалы автоматически спрогнозированных различных опасных погодозависимых событий.

Система в автоматическом режиме направляет сообщения о прогнозируемых и наступивших опасных или неблагоприятных для автотранспортной инфраструктуры гидрометеорологических явлениях, а также о прогнозируемых последствиях в режиме реального времени, в том числе и на мобильные устройства.

Дополнительная интеграция системы СИНОП с ГИС и BI-системами позволяет расширить аналитические возможности, в том числе для оценки вероятности возникновения и размера ущерба.

Управление рисками. Помимо прогноза погодных рисков система предоставляет информацию, необходимую при оперативном планировании. В системе реализована функциональность оценки предполагаемого ущерба и необходимых для восстановления ресурсов, инструментарий для поддержки выработки оптимальных погодозависимых управленческих решений с учетом вероятностной оценки масштабов последствий спрогнозированного риска. Также в систему интегрируется стандартный сценарий поведения и решения, которые должны быть приняты при возникновении конкретного сочетания погодных и дорожных условий. Это важно, во-первых, для снижения влияния человеческого фактора и неправильной оценки ситуации, а во-вторых, для оперативности принятия решений.

Однако важно понимать, что сам факт наличия метеорологической системы не способен повлиять на эффективность деятельности предприятия. Эффект использования системы во многом зависит от стратегии компании в области реагирования на прогнозируемые опасные гидрометеорологические явления. Для решения этой задачи необходима комплексная проработка не только метеорологического наполнения системы, но также методологии применения метеоданных (определение критических значений метеопараметров по степени воздействия опасного гидрометеорологического явления на инфраструктуру, составление матриц рисков и прогностических карт воздействия на инфраструктуру). Однако ключевым шагом, определяющим успешность применения метеорологической системы, становится разработка структурированного и исчерпывающего комплекса мероприятий по управлению погодными рисками, включая распределение полномочий между лицами, принимающими решения (ЛПР). Следует учитывать, что несогласованность взаимодействия ЛПР разного уровня является самостоятельным фактором риска, который увеличивает степень ущерба от опасных погодных условий.

Система СИНОП является сегодня одной из самых современных интеллектуальных метеорологических систем, на основе которой возможно создание комплексного решения для управления дорожно-транспортной инфраструктурой. На общей транспортной карте помимо метеоданных возможно размещение изображений с фото- и видеокамер, показателей траффика, инфраструктурных объектов, сведений о дислокации обслуживающих бригад и других данных. Таким образом, вся информация, необходимая для эффективного контроля ситуации на дорогах, оказывается доступна в режиме реального времени и в единой информационной системе, что полностью укладывается в рамки концепции построения интеллектуальной транспортной системы.

Литература:

1. ОДМ 218.8.001-2009 "Методические рекомендации по специализированному гидрометеорологическому обеспечению дорожного хозяйства". Утверждено Распоряжением Росавтодора от 26.11.2009 N 499-р.


ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
СОТРУДНИКОВ В 2017 ГОДУ

ОФИСЫ
ПО ВСЕМУ МИРУ

ПЛАНЕТЫ, НА КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НАШИ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА

СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ
СОТРУДНИКОВ В 2017 ГОДУ

ОФИСЫ
ПО ВСЕМУ МИРУ

Службы поддержки

Служба технической поддержки клиентов компании Vaisala является единой справочной службой для направления общих или технических вопросов, касающихся изделий, систем и услуг компании Vaisala.
Служба технической поддержки клиентов и центры мониторинга работают в круглосуточном режиме без выходных и праздничных дней.

Наши специализированные региональные службы поддержки могут быстро получать информацию о ваших проблемах и оперативно определять их. Мы стремимся решать все проблемы оперативно и в максимально короткие сроки. Мы также имеем возможность оказывать общую поддержку по вопросам, связанным с ремонтом, калибровкой, жалобами, контрактами на предоставление услуг, запасными частями и претензиями по гарантии.

Измерения сжатого воздуха

Чистый и сухой сжатый воздух можно обеспечить, используя аппаратуру для точного измерения точки росы. Стабильное измерение точки росы позволяет также не допускать пересушивания и экономить энергию.

Контроль влажности в опасных зонах

Контроль влажности играет важнейшую роль во многих помещениях, в которых хранятся такие легковоспламеняющиеся или взрывоопасные материалы, как топливо, химикаты, взрывчатые вещества. Такие помещения обозначаются как опасные зоны ввиду наличия в них потенциально взрывоопасной среды. Для обеспечения безопасного ведения работ в этих зонах необходима специально разработанная и сертифицированная измерительная аппаратура.

Смазочные и гидравлические системы

Уникальная технология определения содержания влаги в масле, разработанная компанией Vaisala, позволяет непрерывно и в режиме реального времени контролировать водную активность масла и непосредственно определять допускаемый предел образования излишней влаги в масле. В отличие от традиционных методов выборочного контроля, при использовании которых потребуется ожидать несколько дней или недель до получения результатов проверки, технология непрерывного измерения от компании Vaisala позволяет обеспечивать надежность работы оборудования на постоянной основе.

Метрология

Компания Vaisala предлагает средства и услуги для калибровки и обеспечения надлежащего функционирования приборов для измерения влажности, точки росы, содержания углекислого газа и температуры. Ручные приборы для измерения всех этих параметров можно использовать для калибровки полевой измерительной аппаратуры и в качестве образцовых средств измерений.

Контроль производства литиевых аккумуляторных батарей

Компания Vaisala предлагает химически стойкий, полимерный датчик точки росы, который отличается долговременной надежностью и очень малым дрейфом показаний при интенсивном использовании. Калиброванные устройства, на которых используется этот датчик, поставляются в виде низкозатратных измерительных преобразователей или полностью конфигурируемых переносных контрольно-измерительных приборов.

Контроль полупроводниковых приборов

Точные и стабильные измерительные устройства позволяют контролировать микросреду, окружающую полупроводниковые приборы.

Компания Vaisala поставляет оригинальные компактные модули для измерения относительной влажности и барометрического давления.

Измерение влажности материалов конструкций

Комплект приборов для измерения влажности материалов конструкций Vaisala HUMICAP® SHM40 представляет собой простое и надежное решение для измерения влажности железобетонных и других конструкций. Данный комплект предназначен для скважинного метода, в котором наконечник датчика влажности оставляется в скважине до тех пор, пока не будет достигнуто состояние равновесия, и появится возможность считывания значений влажности.

Контроль сушки в кипящем слое

Точный контроль влажности осушающего воздуха необходим для оптимизации процесса сушки. Условия влажности и температуры могут варьироваться. Во многих процессах сушки, особенно в фармацевтической промышленности, выходящий воздух может иметь высокое содержание испарившихся растворителей и химических веществ. Это вызывает необходимость применения очень стабильных средств измерения. В большинстве жестких условий эксплуатации выход сушилки в кипящем слое рассматривается как опасная зона, в которой необходимо использовать измерительную аппаратуру в искробезопасном исполнении.

Днепропетровский государственный университет

внутренних дел

Кафедра «Тактико-специальной подготовки»

Реферат

на тему: „Вождение в сложных дорожных условиях”

Выполнил:

курсант 301 у.г.

рядовой милиции

Круть С.Ю.

Проверил:

преподаватель

кафедры тактико-специальной подготовки

Макаревич В.В.

Днепропетровск, 2007

План

Вступление

1. Скользкая дорога.

2. Движение по воде.

3. Движение по плохой дороге

4. Дальняя дорога

Литература

Вступление

Около 1/3, всех дорожно-транспортных происшествий происходит на мокрых, обледенелых или заснеженных дорогах. Такие дороги имеют ухудшенные условия сцепления. Это значит, что увеличивается вероятность проскальзывания колес по поверхности дороги, а также их увода в сторону. В этих условиях автомобиль часто становится неуправляемым.

Скользкость дороги характеризуется коэффициентом сцепления. Нормальный коэффициент сцепления асфальтобетонных покрытий колеблется в пределах 0,6-0,8. Под воздействием метеорологических условий дорожные покрытия теряют свои качества, коэффициент сцепления снижается до опасных пределов. Минимально допустимым по условиям безопасности движения принят коэффициент сцепления 0,4.

В зависимости от состояния дорожного покрытия остановочный путь может различаться в 3-4 раза. Так, остановочный путь при скорости 60 км/ч на сухом асфальтобетонном покрытии составит около 37 м, на мокром - 60, на обледенелой дороге -152 м. Более того, даже при сухом асфальтобетонном покрытии в зависимости от степени его износа (отполирован шинами) коэффициент сцепления может различаться в 2 раза и более.

Скорость движения также оказывает влияние на сцепление шин с дорогой, так как при высокой скорости начинают проявляться аэродинамические подъемные силы, которые уменьшают силу прижатия автомобиля к дороге.


1. Скользкая дорога.

Скользкой дорога бывает не только зимой. Такое явление наблюдается, когда на поверхность асфальтобетонного покрытия в жаркие дни выступает вяжущее вещество или в утренние часы осаждается влага из воздуха либо иней в холодную погоду. Когда начинается дождь, на проезжей части образуется смесь из воды, материала износа шин и дорожного покрытия, а также нефтепродуктов. В результате получается отличная смазка. Поэтому при моросящем мелком дожде дорога оказывается более скользкой, чем при сильном ливне.

Скользкой может быть булыжная дорога, особенно в смоченном состоянии, дорога во время листопада или обычная сухая дорога, отполированная тысячами движущихся по ней автомобилей.

Водителю важно научиться определять (чувствовать) такую опасную для езды дорогу и своевременно изменять режим и тактику движения. Анализ ДТП с легковым таксомоторным транспортом, проведенный НИИАТ, выявил, что 49,6% из них произошли на мокрой, грязной или скользкой дороге. Основной ошибкой водителей были не учет скользкости дороги и неправильный выбор скорости.

Ясно, что скользкие участки дороги надо по возможности избегать, стараясь их объехать, либо пользоваться особыми приемами управления автомобилем. Рассмотрим более подробно, какие опасные участки надо стараться избегать.

Избегайте участки, имеющие масляные нефтяные пятна. Замасленная или покрытая свежими вяжущими материалами (например, свежий, только что положенный асфальт) дорога очень скользкая. Изыскивайте любую возможность объехать такой участок. В жаркую погоду масляное пятно на дороге хорошо видно, объезжайте его.

Старайтесь объезжать участки дороги, скрытые под водой. Под водой могут быть разные опасности. К тому же после проезда глубокой лужи могут намокнуть тормозные колодки и отказать тормоза, может заглохнуть двигатель и т. д.

Двигайтесь по колее. Если вы четко различаете колею, проложенную другими транспортными средствами, двигайтесь по ней. В колее сцепление шин с дорогой лучше.

Когда дорога покрыта тающим льдом, избегайте двигаться по полосам с интенсивным движением. На полосах с более интенсивным движением транспорта лед быстрее тает, и поэтому движение по таким полосам безопаснее, чем там, где автомобилей мало, следовательно, ледовая корка на поверхности дороги дольше сохраняется.

Нужно также опасаться участков с не растаявшим льдом, встречающихся в тени деревьев или зданий. Учтите, лед на таких закрытых от солнца участках тает медленнее, а ближе к вечеру быстрее замерзает снова, даже если в течение дня чуть оттаял.

Будьте особенно внимательны, приближаясь к мостам или путепроводам. Там ледяная корка на дороге появляется раньше, чем повсюду, а исчезает позже. В этих зонах повышенной опасности избегайте резких движений рулем, газом, тормозом.

Без особой необходимости не обгоняйте. Лучше оставайтесь на своей полосе. Даже простая смена полосы на скользкой дороге грозит неприятностями, а обгон - тем более. Этот маневр опасный и в хороших дорожных условиях, а при плохом сцеплении становится крайне рискованным.

Объезжайте песчаные и снежные заносы, сугробы, грязь или сырые листья. Сырые листья делают поверхность дороги скользкой, как лед. Если вы, скажем, попытаетесь затормозить на дороге, покрытой мокрыми листьями, почти наверняка потеряете контроль над автомобилем.

Если вам требуется остановка, ищите на дороге место, свободное от перечисленных выше опасностей: льда, снега, листьев, песка. Если таких участков нет, скажем, при движении зимой по загородной дороге, предпочтительнее всего будет остановиться на сухом укатанном снегу. Если там часто останавливались и до вас, снег может быть отполирован до состояния льда. Остерегайтесь этого. И остановка и дальнейшее трогание с этого места будут очень трудными.

Не останавливайтесь на подъемах. Остановитесь лучше до начала подъема или за ним. Помните о том, что трогание на подъеме в условиях плохого сцепления - дело трудное и опасное.

Когда подъемам и спускам нет конца, останавливайтесь лучше на спуске. Трогаться вам будет легче.

Если движения по скользкой дороге не избежать, то постарайтесь определить степень ее скользкости. Для этого можно использовать несколько способов: визуально, торможением, изменением подачи топлива, выжимом педали акселератора. Человек с нормальным зрением почти всегда увидит скользкую поверхность, но не всегда сможет оценить, насколько она опасна. Если дорога свободна, то можно попробовать оценить скользкость, резко нажав на педаль тормоза. В других условиях следует проверять сцепление колес резким нажатием на педаль управления дросселем. Если ведущие колеса сорвутся в пробуксовку, значит, дорога достаточно скользкая, и при движении по ней надо выполнять следующие рекомендации.

Двигайтесь с пониженной скоростью, увеличив запас безопасности со всех сторон вашего автомобиля. Большой запас безопасности необходим в связи с тем, что на такой дороге вам нужно значительно больше места, чтобы успеть остановиться. Ранее мы говорили о необходимости соблюдения 2-секундной дистанции по отношению к лидеру. Но это относится к нормальным дорожным условиям, сухому покрытию. А если идет дождь? Чтобы быть в безопасности, прибавьте 2 с. В снег - еще 2 с, так что теперь получится 6 с. На обледенелой дороге, где самый длинный тормозной путь, прибавьте еще 2 с - получится 8 с.

Старайтесь сохранять скорость постоянной, пользуйтесь педалью очень осторожно, плавно, мягко. Никаких лишних движений. Снижайте скорость перед поворотами и перекрестками заблаговременно. Перекрестки, когда дорога скользкая, особенно опасны по двум причинам: существует угроза столкновения с другими транспортными средствами, водители которых, двигаясь по пересекаемому направлению, не рассчитали скорости и не справились с управлением; покрытие вблизи перекрестка может быть особенно скользким из-за постоянного торможения автомобилей.

На подъеме поддерживайте скорость постоянной. Нужно заблаговременно выбрать соответствующую передачу и скорость, чтобы не менять их на самом подъеме. Расчет должен быть очень точным, чтобы не прибавлять газ во время подъема.

На обледенелых спусках тормозите двигателем, включив на вершине вторую передачу. Если нажать на тормоз, то из машины получатся санки с бывшей стоимостью несколько тысяч рублей. То же самое может получиться при резком повороте руля: автомобиль как ехал прямо, так и будет ехать.

У переднеприводных машин хотя и редко, но бывает, что передние колеса на скользком подъеме начинают буксовать; попробуйте взять подъем задним ходом, часто это помогает.

На скользком подъеме опасно переключать передачи, это надо сделать перед подъемом. С газом тоже надо аккуратно, иначе начнется буксование и даже сползание назад. Если дорога свободна и никто не видит «позора», лучше, аккуратно притормаживая, спуститься назад и попытаться снова взять подъем, учтя ошибки первого раза. В других случаях осторожно сдать назад в сторону обочины, затормозить, подложив упор под любое колесо, и подумать, как жить дальше. Скорее всего, попробуйте проложить колею из песка и сухого цемента, мешочек которого еще с осени вы запасливо положили в багажник.

Что делать, если нужно экстренно затормозить на гололеде? Новички обычно жмут до упора на педаль тормоза: на льду колеса мгновенно блокируются на юз, и... автомобиль успешно скользит по льду на застывших колесах, как на коньках, да еще и не слушается руля. Следовательно, тормозить на юз нельзя.

Для экстренной остановки на скользкой дороге можно использовать три приема торможения: тормоз с газом, прерывистое и ступенчатое торможение.

Вы поздно заметили препятствие, надо тормозить, а под колесами гололед. Опыт управления автомобилем минимальный. Попробуйте плавно, но решительно нажать одновременно на тормоз и газ. Тогда подводимый за счет двигателя крутящий момент к колесам будет препятствовать их блокировке и юзу и торможение окажется более эффективным, чем при торможении на юз. Но помните: если двигатель начинает глохнуть от такого насилия над ним, надо ослабить усилие ноги на тормоз.


К атегория:

Техническое обслуживание автомобилей

Особенности эксплуатации автотранспортных средств в сложных климатических условиях


На огромной территории нашей страны эксплуатация автомобилей осуществляется в различных климатических и дорожных условиях. Такими условиями, значительно отличающимися от условий средней полосы нашей страны, являются пустынно-песчаная местность, горная местность и районы с очень холодным и холодным климатом.

Эффективное использование автомобиля в различных климатических условиях в значительной мере зависит от специальной подготовки их к этим условиям.

Пустынно-песчаная местность. К особенности эксплуатации автомобиля в пустынно-песчаной местности относятся: небольшой процент дорог с усовершенствованным покрытием, отсутствие воды на больших пространствах, высокая температура воздуха, его повышенная сухость, солнечная радиация, высокая концентрация пыли в воздухе, удаленность населенных пунктов.



-

В результате повышенного содержания пыли в окружающем воздухе значительно возрастает абразивное изнашивание всех механизмов, агрегатов и систем автомобиля.

С повышением температуры окружающего воздуха до 40-45 °С уменьшается на 10-15% мощность двигателя из-за снижения коэффициента наполнения цилиндров в результате уменьшения плотности воздушного заряда.

Снижается эффективность работы системы охлаждения, и температура охлаждающей жидкости может достичь 110=~ 120 ®С, что приводит к интенсивному нагарообразованию в камере сгорания и на клапанах,

Интенсивное выкипание охлаждающей жидкости и частая доливка воды приводят к быстрому образованию накипи, которая ухудшает отвод тепла и приводит к перегреву двигателя,

Высокая температура воздуха в подкапотном пространстве двигателя вызывает разрушение электроизоляционных материалов, повышенное испарение электролита в аккумуляторе, интенсивное окисление масел.

Вязкость трансмиссионных масел с повышением температуры значительно снижается, что способствует подтеканию их через уплотнения.

Ухудшается эластичность шин, сальников, тормозных диафрагм, манжет, приводных ремней, обивочных материалов, пластмассовых деталей; выцветают краски и т. д.

При подготовке автомобиля к эксплуатации в условиях пустынно-песчаной местности необходимо выполнить перечень работ, предусмотренных Инструкцией по эксплуатации для данной местности.

Горная местность. Дорожные и климатические условия горной местности значительно влияют на работоспособность автомобилей, их агрегатов и механизмов. Так, мощность двигателя при подъеме автомобиля на каждые 1000 м над уровнем моря снижается на 10-13% из-за падения коэффициента наполнения цилиндров в результате разрежения воздуха, По той же причине резко ухудшается работа системы охлаждения двигателя из-за понижения температуры кипения охлаждающей жидкости (в среднем на 5% на каждые 1500 м высоты), уменьшения мощности вентилятора и теплоотдачи от радиатора в окружающую среду. Перегревы системы охлаждения требуют частого долива охлаждающей жидкости, приводящего к образованию накипи со всеми отрицательными последствиями,

Эффективность тормозов снижается в 1,5-2 раза из-за уменьшения производительности компрессора, повышения расхода воздуха на торможение при затяжных спусках, снижения коэффициента трения тормозных накладок из-за роста температуры тормозных барабанов до 280-300 аС и тормозных накладок до 350-400 еС на затяжных спусках,

Извилистость дорог в плане приводит к интенсивному износу деталей рулевого управления, механизма сцепления, коробок передач и шин,

Значительно возрастает износ шин также из-за передачи больших крутящих моментов на ведущие колеса на подъемах, частых торможений на спусках, большого числа поворотов с небольшими радиусами, повышенного температурного режима работы шин.

При подготовке автомобилей к эксплуатации в горной местности необходимо выполнить перечень работ, предусмотренный для данной местности Инструкцией по эксплуатации,

Районы с очень холодным и холодным климатом. Эксплуатация автомобилей при низких температурах является наиболее сложной и трудной. Районы с холодным и очень холодным климатом охватывают бблыцую часть территории страны (около 56%). Минимальная температура воздуха здесь доходит до - 60- 65°С. Продолжительность зимнего периода составляет 200-300 дней в году. Скорость ветра достигает 30 м/с, Для этого климата характерны частые обильные снегопады и метели. Глубина снежного покрова превышает 50 см. Дорожная сеть слабо развита.

Низкие температуры окружающего воздуха затрудняют пуск карбюраторных двигателей из-за увеличения вязкости масла для двигателя, обеднения рабочей смеси вследствие повышения вязкости топлива и плотности воздуха, ухудшения искрооб-разования. У дизелей ухудшается прокачиваемость дизельного топлива по трубопроводам и через фильтры, снижается энергоемкость аккумуляторных батарей,

Значительно снижается и работоспособность агрегатов трансмиссии автомобиля, которая существенно зависит от вязкости применяемых в них масел, Нередко вязкость масла возрастает настолько, что мощности двигателя становится недостаточно для проворачивания валов и шестерен в агрегатах трансмиссии,

При низких температурах ухудшается герметичность тормозной системы, повышается жесткость тормозных диафрагм, возрастает скопление конденсата в фильтре влагомаслоот-делителя, трубопроводах и в воздушных баллонах. Замерзая, конденсат образует ледяные пробки, что вызывает отказ в работе тормозов.

В результате увеличения вязкости масла в гидроусилителе, приводящего к снижению его прокачиваемости через калиброванные отверстия, фильтрующие элементы и трубопроводы и ухудшающего условия работы золотникового механизма и клапанов, снижается работоспособность рулевого управления.

Значительно снижается при низких температурах надежность работы шин и других резинотехнических изделий из-за потери ими упругости и образования трещин на их поверхности. Неморозостойкая резина при температуре --50°С становится хрупкой.

Изделия из пластмассы теряют пластичность, повышается их хрупкость и ломкость.

В зимний период эксплуатации значительно ухудшаются условия движения автомобиля в результате действия сильного ветра и снегопадов, резко снижается видимость, затрудняется управление автомобилем, особенно на скользких и разбитых дорогах. В результате снижаются скорость движения и производительность подвижного состава автомобильного транспорта.

Чтобы обеспечить надежность работы автомобилей в условиях низких температур, необходима их тщательная подготовка в соответствии с рекомендациями Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, Обязательно проведение сезонного технического обслуживания автомобилей, включающее комплекс работ по утеплению капота кабины-пола, потолка, дверей - при помощи войлока или поролона, установки вторых стекол (ветровых, дверей и заднего стекла),