Время использования зимней резины в беларуси. Когда менять резину с зимней на летнюю. Отличия всесезонных шин от зимних и летних

Погода радует все меньше: то проливной дождь вперемешку со снегом, то туман и тепло. Дорога тут же отреагировала на это , иногда, к большому сожалению, . Традиционно повышенную аварийность в такие дни многие связывают с переобувкой резины. С одной стороны, по закону на летних шинах можно ездить до 1 декабря, с другой — дорожные условия уже далеки от комфортных. сайт попытался разобраться, пора ли уже переобуваться или летняя шина на мокром и холодном асфальте сработает лучше зимней.

— Исходя из таких погодных условий, которые сейчас сложились, летние шины уже почти не могут работать, — категоричен Сергей Овчинников, руководитель Центра контраварийной подготовки . — Твердый протектор летних шин эффективен при температурах максимум до +5 градусов. Так что нужно переходить на зимние шины, не дожидаясь 1 декабря. Потому что уже могут быть какие-то участки загородных дорог или путепроводы в городе, которые продуваются ветром, и на них может образовываться гололедица.

Думаю, не слишком ошибусь в оценке тормозного пути на летних и зимних шинах на мокром асфальте — плюс-минус он будет одинаковым. А вот на льду или снегу эта разница просто огромна. Причем она всегда становится неожиданностью для водителя.

Что касается езды в гололедицу, то существуют очевидные вещи: держать дистанцию, плавно ускоряться и тормозить, снизить скорость, контролировать то, что происходит сзади. Но еще многие забывают чаще крутить головой, контролируя, что происходит вокруг. Выезжая на перекресток на свой зеленый, посмотрите по сторонам. Не исключено, что там может «проскальзывать» автомобиль, который из-за гололедицы не смог вовремя остановиться. И неважно, кто в этой ситуации прав или виноват.

Если дождь, как сейчас, не забываем подсушивать окна и зеркала, чтобы обеспечить хорошую обзорность, — рекомендует эксперт.

Многие владельцы шипованных шин оттягивают момент переобувки до настоящего первого снега, оправдывая это тем, что шипы об асфальт быстро стираются, да и вообще шипованные шины на асфальте неэффективны.

— На самом деле эта экономия мнимая и опасения напрасны. Современные шипованные шины сконструированы так, что на асфальте шипы «утапливаются» и работает именно протектор шины. Кроме того, все равно бóльшую часть времени, если мы живем в городе, то ездим по чистому асфальту. И, переобувшись на неделю раньше, не слишком сильно сократим ресурс шин. А вот риски уменьшим значительно.

Утром выпал снег, а вы еще не переобулись? Не выезжайте из дома хотя бы часов до 11

Как быть, если зима застала прямо в дороге? Поехал в гости по сухому асфальту, а по пути обратно выпал снег. Сергей Овчинников советует не игнорировать прогноз погоды. На два-три дня вперед он дается довольно точный.

— Если уже попали в такую ситуацию, когда вы утром встали, а выпал снег, то я бы отложил все дела и подождал несколько часов. Обычно первый снег часам к 11−12 уже растает или дорожные службы сделают свою работу. Как ни крути, но ехать по чистому асфальту на летних шинах все же безопаснее.

Так что для тех, кто остался на летней резине, совет один: поскорее переобуваться. Некоторые думают: «А я вот буду медленнее ехать, держать дистанцию. Я предохраняюсь». На самом деле это не работает в городе как минимум. Если вы держите большую дистанцию, в это пространство обязательно вклинивается другой автомобиль, сокращая эту безопасную дистанцию сразу в несколько раз. Поэтому как бы медленно мы ни ехали, какую бы дистанцию ни держали, авария — это вопрос времени или везения.

— Надо понимать одну важную вещь: самое драгоценное, что у вас есть, находится с вами в автомобиле — это ваши дети, родные или друзья. За них мы несем ответственность, — заключает эксперт.

«Вылетают в кювет чаще всего те, у кого или летняя резина, или плохая зимняя»


Владелец службы эвакуации Евгений соглашается, что первый снег или гололедица приводят к повышенному количеству «вылетов» на дорогах.

— По моим личным наблюдениям, большинство машин, которые в снегопад или гололедицу вылетают с дороги, обуты либо в летнюю, либо в изношенную зимнюю резину. Водители не соотносят свои возможности и погодные условия. И на плохой зимней резине, думают, уже можно носиться. И, конечно, туман и ограниченная видимость тоже приводят к «незапланированным» съездам в кюветы.

Павел Юхневич , ведущий специалист по продажам в avtoshina.by, говорит, что на сегодняшний день большая часть автомобилистов уже сменила летние шины на зимние.

— Я бы сказал, что 14 ноября (когда выпал первый снег. — Прим.. Сегодня будет то же самое. Хотя на самом деле из года в год опыт показывает, что белорусы — люди дисциплинированные. На мой взгляд, процентов 65−70 автомобилей уже переобулись. Как правило, полноприводные машины и внедорожники делают это чуть позже, вот сейчас уже начали приезжать и они. Многие, конечно, сейчас покупают новые авто, на них покупают зимние шины. Кстати, оказалось, что на Geely Atlas размер шин довольно дефицитный, сложно их найти.

Но какого-то особого всплеска среди желающих переобуться вчера не было. У нас шиномонтаж работает в обычном режиме, хотя все расписано на два дня вперед. В выходные можно по живой очереди переобуться. Ну и ждем любителей шипов. Они переобуваются последними осенью и первыми весной. Берегут шипы. Вот сегодня у нас первый автомобиль переобулся в шипованные шины.

Гомельская ГАИ напоминает о необходимости оборудования транспорта зимними шинами с 1 декабря, в ином случае водителям грозят штрафы вплоть до 12,25 рубля.

Гомельский “паровозик”

Также с 11 ноября 2018 года вступили в силу изменения в Техническом регламенте Таможенного союза, согласно которому в странах-участницах запрещается эксплуатация легковых и грузовых автомобилей массой до 3,5 т, не укомплектованных зимними шинами в период с декабря по февраль.

Госавтоинспекция Гомельской области напоминает, что согласно пункта 207 1 ПДД с 1 декабря по 1 марта автомобили с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковые и грузопассажирские автомобили с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусы с технически допустимой общей массой до 5 тонн должны быть оборудованы зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства и должны соответствовать требованиям части второй пункта 25 приложения 4 ПДД.

Это стало так привычно и обыденно. Добродушный или строгий взгляд инспектора (зависит от обстоятельств) не оставляет поводов для сомнений. Ведь перед нами профессионал, компетентный и беспристрастный правоприменитель, постоянно совершенствующийся, развивающийся как личность и как специалист. У нас нет оснований не доверять человеку в погонах. Но мы при всем уважении к нему имеем право, как гласит народная мудрость, доверять, но проверять.

Давайте сегодня перепроверим, каков же минимальный штраф в Беларуси за нарушение ПДД.

Традиционно начнем обзор законодательства с общих норм права. Ознакомимся со ст.4.2 КоАП «Принципы административной ответственности», в частности, нас интересуют пункты 7 и 8.

Статья 4.2. Принципы административной ответственности

7. Административная ответственность должна быть справедливой и гуманной, то есть административное взыскание должно назначаться с учетом характера и вредных последствий совершенного административного правонарушения, обстоятельств его совершения, личности физического лица, совершившего административное правонарушение.

8. Физическому лицу, совершившему административное правонарушение, должно быть назначено административное взыскание, необходимое и достаточное для его воспитания. Административное взыскание не имеет своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий.

Вспомним ч.1 ст.2.10 ПИКоАП «Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела».

Статья 2.10. Всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела

1. Суд, орган, ведущий административный процесс, обязаны принять все предусмотренные законом меры по всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств административного правонарушения, устанавливая как уличающие, так и оправдывающие, как смягчающие, так и отягчающие ответственность обстоятельства, а также другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, защиты прав и законных интересов лиц, участвующих в административном процессе.

Заострим внимание на ч.1 и ч.2 ст.7.2 КоАП «Обстоятельства, смягчающие административную ответственность». Особенно отметим пункты 1 и 4 в ч.1 этой статьи, ведь это самые распространенные обстоятельства. Естественно, каждый из нас чистосердечно раскаивается в содеянном или в том, что попался (статья не конкретизирует, в чём именно). И уж у половины точно есть на иждивении малолетние дети. Закон оными называет отроков/отроковиц до 12 лет.

Статья 7.2. Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

2) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

3) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

4) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

5) совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

6) совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

7) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

8) совершение административного правонарушения беременной женщиной.

2. Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.

Заранее прочтем ч.3 ст.10.3 ПИКоАП, чтобы понимать посыл следующей рассматриваемой нами статьи.

Статья 10.3. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется

3. В случае, когда физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола об административном правонарушении и возмещение вреда в случае его причинения, протокол об административном правонарушении не составляется. Лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, выносится постановление о наложении административного взыскания, которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Данное положение не применяется при наличии обстоятельств, указанных в части 7 статьи 6.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Обратите внимание на три ключевых словосочетания «ПРИЗНАЛ ВИНУ», «ВЫРАЗИЛ СОГЛАСИЕ» и «БЕЗ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛА». Признал, то есть согласился, что виноват, это понятно. Выразил согласие на применение “ВЗЫСКАНИЯ” – не путать со штрафом, взысканием может стать и предупреждение. БЕЗ ПРОТОКОЛА, то есть постановление на месте (квитанция по ст.15.5 ПИКоАП) либо постановление по ч.2 ст.15.3 ПИКоАП. При наличии этого комплекта мы имеем право претендовать на послабление согласно п.6 ст 6.5 КоАП.

Статья 6.5. Штраф

6. При наложении штрафа на физическое лицо в порядке, установленном частью 3 статьи 10.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса – не более пяти десятых базовой величины .

Я давно заметил, что память инспекторов худо-бедно фиксирует цифры, но почему-то напрочь не впитывает слова в статьях кодексов. Отсюда, наверное, их искреннее удивление, когда им показывают слово «НЕ БОЛЕЕ пяти десятых базовой величины».

Тут и лингвистом не надо быть, чтобы понять, что допускается размер штрафа менее указанной цифры. А чтобы узнать предел, до которого можем «катиться вниз», нужно прочитать п.2 ст.6.5 КоАП.

Статья 6.5. Штраф

2. Минимальный размер штрафа, исчисляемого в базовых величинах и налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины.

Итак, водитель совершил нарушение ПДД, ответственность за которое в санкции статьи КоАП не имеет слова «ОТ», а лишь слово «ДО». Признав вину и выразив согласие, водитель не может быть наказан штрафом более 0,5 БВ, но и менее 0,1 БВ тоже. Вот она, та самая «вилка», в которой водитель находится: 0,1-0,5 БВ. Теперь вы понимаете, что, называя 0,5 БВ минимальным штрафом, вам пытаются продать монету в 5 (пять) раз дороже ее номинала? Попросите инспектора, пусть поклянется на ПДД, что он хочет вас наказать именно МИНИМАЛЬНЫМ штрафом, а потом предложите ответить за свои слова, ссылаясь на эту простейшую арифметику.

Конечно, изредка встречаются инспекторы, которые знают о существовании статей 6.5.6 и 6.5.2 КоАП (теперь их станет больше, надеюсь). Вот этим инспекторам и напоминайте требования статей кодексов о принципах гуманности, справедливости, достаточности, об обязательном учете смягчающих и оправдывающих обстоятельств. Сообщите о своем раскаянии и нелегкой отцовской (материнской) доле. При наличии этой информации инспектор обязан проявить снисходительность. Не учел, не принял во внимание, не проявил – нарушил порядок осуществления процессуального законодательства. Можете даже жалобу отправить, если не лень.

Законодатель, конечно, в этом плане порезвился, умудрившись такое простое право так закамуфлировать, что оно стало недоступным для понимания некоторых инспекторов. Надеюсь, что сюжет поможет вам сэкономить немного денег на мороженое детям или на цветы жене, а инспекторам станет проще действовать по закону и ничего не бояться.

Удачи на дорогах!

Если собрались в Россию

С 11 ноября 2018 года вступают в силу изменения в Техническом регламенте Таможенного союза (членом которого является и Беларусь) ТР ТС 018/2011 “О безопасности колесных транспортных средств”.

Основные поправки касаются применения шин, сообщает портал Avtospravochnaya.com .

Требования к установке зимних шин

Согласно поправкам, в зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

Напомним, аналогичный пункт был в Регламенте и ранее. Однако, сейчас в нем появилось упоминание категорий M1 и N1 Технического регламента, т.е. теперь речь идет только о легковых и грузовых автомобилях массой до 3,5 т.

То есть, с 11 ноября 2018 года зимние шины становятся обязательными только для автомобилей категории B. Транспортные средства других категорий (мотоциклы, грузовики тяжелее 3,5 тонн, автобусы) могут использовать зимой летнюю резину, и это не будет нарушением. Ранее требования по установке зимних шин распространялось на все без исключения транспортные средства.

Период использования зимних шин

Согласно действующей редакции документа, во всех странах Таможенного союза зимняя резина должна использоваться в декабре, январе и феврале.

Однако данный период может быть расширен по решению региональных органов государственного управления.

С 11 ноября 2018 года расширение периода использование зимних шин доступно властям любого уровня, т.к. упоминание региональности из данного пункта исключено. С этой даты период использования зимних шин может изменить как целое государство, так и любой из регионов этого государства.

Запрет на установку шин разных моделей

Согласно действующим правилам, запрещается установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и не зимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.

С 11 ноября 2018 года в этот список требований добавлена и модель шин. То есть, даже если все параметры шин совпадают, но на них указана разное наименование модели, то применять их на одной оси автомобиля будет запрещено.

Зимняя резина закон в белоруссии

Автомобилистов обяжут использовать зимние шины с 1 декабря по 1 марта

Сегодня президент подписал указ, которым внесены дополнения в закон «О мерах по повышению безопасности дорожного движения, сообщает БЕЛТА. Одним из наиболее заметных нововведений станет обязательное использование зимних шин в период с 1 декабря по 1 марта. Также изменения коснутся обучения в автошколах, дорожных участков, велосипедных дорожек и тонировки стекол. Закон вступит в силу через три месяца.

Предусматривается обязательное использование в период с 1 декабря по 1 марта зимних шин на автомобилях с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны, легковых и грузопассажирских автомобилях массой свыше 3,5 тонны, а также автобусах массой до 5 тонн.

Устанавливается также обязанность перевозки детей в возрасте до 12 лет в легковом автомобиле с использованием детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности (кроме случаев, если рост ребенка превышает 150 см, а также при перевозке в автомобиле-такси).

Помимо прочего, увеличивается время обучения практическому вождению автомобиля при подготовке водителей механических транспортных средств категории В с 40 до 50 часов. При этом автошколам предоставляется четырехмесячный срок для организации подготовки водителей в соответствии с новыми требованиями.

К элементам дороги отнесены расположенные на проезжей части дороги посадочные площадки и островки безопасности, что позволит распространить обязанность владельцев дорог по содержанию элементов дорог в безопасном для движения состоянии на указанные сооружения. Кроме того, вводятся новые виды дорожной разметки для организации движения велосипедов, для обозначения направлений движения по полосам на перекрестках со сложной конфигурацией.

Также изменяется минимальная степень светопропускания для ветрового стекла транспортного средства, при которой допускается его участие в дорожном движении, с 75% до 70%.

Указ вступает в силу через три месяца после его официального опубликования.

Зимние шины в Каталоге Onliner.by

auto.onliner.by

Когда менять резину на зимнюю/летнюю в Беларуси?

Когда нужно менять зимнюю/летнюю резину?

В данном разделе Вы сможете познакомиться с информацией о рекомендуемых периодах для смены зимней и летней резины в Беларуси.

Начнем с перехода на зимние шины, что является более актуальным т.к. езда в зимний период на летней резине небезопасна. При погодных условиях в нашей стране, обусловленной повышенной влажностью воздуха необходимо быть максимально внимательным, т.к. резкое понижение температуры приведет к оледенению дорожного покрова и невозможностью управления транспортным средством, и как правило, аварией! Для того, чтобы избежать данную ситуацию, необходимо сменить летнюю резину на зимнюю до наступления предполагаемых морозов (на различных метео сайтах). Но следует учесть важный фактор - наличие очередей, потому что о приближающихся морозах будет известно не только Вам, и независимо от Вашего места жительства: мегаполис, областной городок или просто поселок городского типа-очередей Вам точно не избежать!!! По этому запланируйте «переобувку Вашего транспортного средства не перед самым наступлением морозов, а заранее. Кроме того, помните о том, что даже при отсутствие минусовой температуры наличие осадков в виде мокрого снега может привести к разным непредвиденным для Вас ситуациям. Так называемая «каша является огромной угрозой для летней резины.

Теперь поговорим о более приятной поре года – весна! Хочется скорее снять зимнюю резину для того, чтобы она не изнашивалась и сохранить ее еще на пару сезонов, но спешить не нужно. Опять настоятельно рекомендую ознакомиться с предстоящей температурой воздуха и наличием осадков, и только при устойчивой погоде производить смену зимней резины на летнюю, т.к. на самом деле использование зимней резины на сухом асфальте при температуре от +8 градусов по Цельсию приводит к быстрому износу, а если Вы стали обладателем шипованных колес, то как говорится, от шипов и места не найдете, они напрочь сотрутся и вылетят! Кроме того, следует учесть тот фактор, что тормозной путь на сухой дороге колес с шипами будет гораздо больше.

Исходя из изложенного, учитывая опыт езды и стаж каждого водителя, нужно всегда относиться к колесам с должной заботой и вниманием, всегда важно вовремя нажать на тормоз и получить желаемый результат.

А также помните о том, что очень важно правильное хранение сезонных шин, о чем Вы можете причитать в Наших статьях!

Счастливой дороги! Ваш DoctorShina.

doctorshina.by

Всесезонные шины - замена ли летним и зимним? -Блог TAM.BY

Всесезонные шины популярны среди автовладельцев, которые не хотят платить за два комплекта покрышек и считают такую резину универсальной. Попробуем разобраться, действительно ли «всесезонки универсальны и могут заменить зимнюю или летнюю резину.

Всесезонные шины: что это такое?

Считается, что «всесезонки могут эксплуатироваться в любое время года. В данную категорию относятся все модели, хорошо себя зарекомендовавшие при близкой к нулю температуре, когда вождение представляет наибольшую опасность. При их изготовлении используются специальные составы резины, основная особенность заключается в особых сцепляющих характеристиках, за счет которых обеспечивается отличная езда по льду и снегу. Летом всесезонные шины позволяют комфортно проходить повороты, но управление автомобилем требует осторожности со стороны водителя, особенно при влажной дороге. Стоит отметить, что такие шины идеально подходят для европейской зимы с мягкими холодами и минимальным количеством осадков.

Сегодня на рынке представлены также дорогие покрышки, характеристики которых меняются под воздействием температурных перепадов. Существует мнение, что за такой резиной будущее, но пока они используются достаточно редко.

Маркировка

Отличить «всесезонки помогут следующие обозначения: «all season (AS – все сезоны), «tous terrain (все покрытия), "Any weather " (AW – любая погода).

Отличия всесезонных шин от зимних и летних

Основное отличие от зимней резины заключается в отсутствии шипов и специальных липучек, которые обеспечивают нормальное движение по заснеженной дороге. Поэтому всесезонные шины не предназначены для использования в климатических зонах с суровыми зимами, рисунок протектора будет забиваться снегом. От них следует отказаться в сильные снегопады, особенно если нет гаража и машина стоит ночью под открытым небом.

Рисунок протектора «всесезонок разделен на две части: с мелкой нарезкой (как у зимних) и сплошными блоками (как у летних). При эксплуатации летом всесезонные покрышки быстрее изнашиваются, чем летняя резина.

Как выбрать всесезонные шины?

Мы уже говорили об общих правилах, как выбрать и купить шины. Сейчас же подробнее остановимся на «всесезонках. При покупке покрышек необходимо обратить внимание на производителя. Второй показатель - качество протектора, важную роль играют условия эксплуатации, некоторые модели предназначены для теплых регионов, другие - для загородной езды. Не забывайте и про индекс покрышек: при выборе должны учитываться такие показатели, как индекс скорости, грузоподъемность, соответствие международным стандартам.

Купить всесезонные шины вы можете в шинных центрах, которые без труда найдете в каталоге TAM.BY.

blog.tam.by

О шипах и шинах. Как лазейка в законе вызвала гонку среди производителей резины

Если вы покупаете шины, глядя только на ценник, то делаете бесполезной работу как минимум сотен людей. Ученые - химики, физики и механики - выдумывают хитроумные схемы, как наилучшим способом прилепить машину к дорожному полотну. Ну и, чего скрывать, ломают мозг, как побольше этих самых шин продать. Порой в эти планы вмешиваются законодатели со своими требованиями, и производителям приходится вновь напрягать извилины, как эти самые законы обойти и остаться в выигрыше. Так и случилось в мире шипованных шин: одно требование от правительств Скандинавии породило множество инноваций, а также борьбу за рынок.

«Кому может быть интересна шипованная резина? - в Беларуси существует и такое мнение. - В наших краях шипы больше шуршат по асфальту, чем реально цепляются за ледяную дорогу. Тем не менее в среде шинников наблюдается интересная картина: в последние годы продажи и заказы на шипы в РБ растут. По данным одного из ведущих производителей, 77% продаж зимних шин на территории Восточной Европы приходится именно на шиповки. Тут можно иронизировать по поводу уборки снега со столичных улиц и состоянии полотна зимой в регионах, но с цифрами не поспоришь - спрос увеличивается.

И если еще пять лет назад отличие между шиповками разных брендов было довольно условным для непосвященного потребителя, то сейчас они сильно разнятся как по форме самого шипа, так и по их количеству, а производители наперебой сообщают о еще более доработанных технологиях сцепления. А начались соревнования технологий с одного закона, принятого в скандинавских странах. Вернее сказать, с небольшой оговорки в этом регламенте, которой и решили воспользоваться ведущие компании.

Закон есть закон, но...

Основным рынком для шипованных шин всегда было всего несколько стран: северные штаты США, Канада, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Россия. Все было спокойно до 2013 года - до какого-то момента, согласно регламенту ЕС, на колесе не должно было быть более 130 шипов, иначе оно оказывало слишком большое влияние на асфальт. Но скандинавы, для которых экология - отнюдь не пустое слово, стали выяснять, как снизить загрязнение воздуха в городах. Ученые пришли к выводу: во время движения на шипованной резине автомобиль «выдирает из асфальта мельчайшие частички покрытия (фактически пыль) и разбрасывает их за собой. Они поднимаются в воздух и распространяются на высоте не более двух метров. По выводам исследователей горожане вместе с воздухом вдыхают эти частички. Далее выстроилась логическая цепочка: асфальт состоит в том числе из битума, а в его состав входит немало веществ, которые являются вредными для человека при превышении порога допустимых предельных концентраций. Следовательно, количество шипов надо снижать, дабы нация не страдала от болезней дыхательной системы.

Итак, с 1 июля 2013 года с подачи дорожников и экологов в странах Евросоюза число шипов на шинах было ограничено: не более 50 штук на погонный метр протектора. При этом в законе была оговорка: количество шипов может быть и больше, если производитель докажет их безвредность. Доказательство можно было предоставить с помощью натурного эксперимента. Во время него испытуемую шину сравнивали с так называемой эталонной, у которой на погонный метр приходится 50 шипов. Только так производитель шин может доказать органам сертификации, что его продукция независимо от количества шипов не портит дороги и здоровье граждан. И этот самый нюанс подтолкнул компании к стремительной технической эволюции.

Гонка началась

Ведущая «пятерка производителей зимней резины (Michelin, Nokian, Pirelli, Continental, Goodyear) тут же стала работать над перестройкой производства. Сверхзадача - выдумать шипы такой формы, веса и размещения на блоках протектора, при которых не теряется сцепление. Пути производителей и ранее расходились, а тут и подавно. Одни остались верны круглой форме, другие придумали квадратные, прямоугольные, шестигранные, трапециевидные шипы, есть и трехлучевая звезда. Компания Nokian, например, применяет на одной шине разные формы сердечников - для «отличного баланса между продольным и поперечным сцеплением на льду. Разнообразие вариантов можно наблюдать на данной схеме.

Но разработка формы шипа - далеко не единственное условие попадания в рамки закона. Важно еще и их количество, расположение, посадочное гнездо, состав резины протектора и подложки под шип. Над последними проблемами бьются химики.

Изыскания и изыски инженеров

То, как производители пытаются одержать верх над конкурентами в гонке технологий, мы решили рассмотреть на примере одной из топовых компаний - Michelin. Для этого отправились в Санкт-Петербург - город, улицы которого вот уже несколько лет не посыпают песком. Говорят, от этой идеи городские власти отказались, чтобы сберечь эстетику культурной столицы России, минимизировать грязь. От коммунальщиков подобное решение потребовало усилий - пришлось чаще и больше привлекать технику. Для простых водителей новые правила означали однозначный переход на шипованную резину и вынужденный сброс средней скорости в городской черте. Сложно пока говорить, насколько отсутствие песка и реагентов эффективно для городского бюджета, но местные вроде не жалуются. Кажется, питерцы только рады, что наконец могут забыть о коричневой каше под ногами.

В зимнем сезоне 2018-2019 компания Michelin представит новинку - X-Ice North 4. В разрезе нашей темы эти шины интересны тем, что в них умудрились внедрить 250 шипов для размера 205/55 R16. Инженеры подсчитали, что всего на шине около 1400 позиций для размещения шипов. Потом с учетом размера шипа и его посадочного гнезда определили, что в продольном и поперечном сечениях на пятне контакта можно выстроить по 22 линии. Из-за этого переработали форму протектора, многие позиции оказались лишними. После отсева осталось ровно 250.

Далее задумались над формой самого шипа. По мнению представителей Michelin, нет смысла делать твердосплавный сердечник квадратным или трапециевидным - все равно с пробегом он сотрется до круглой формы. Инженеры обратились к коллегам из спортивного департамента, известного победами в раллийных гонках WRC. Там подсказали: при соприкосновении с асфальтом шип отклоняется таким образом, что в контакте со льдом участвует не только твердосплавный элемент, но и часть корпуса. Так придумали форму нового обода. Причем делать его решили не из алюминия, а из стали - вычислили, что верхний слой ржавчины сотрется уже после 100 метров пути.

Потом настал черед задуматься над комфортом. Многие водители жалуются на шумовое загрязнение шипованной резины - уж слишком громко она шуршит. Для решения проблемы был разработан математический алгоритм. Программа замеряла сцепление с дорогой при разгоне и уровень шума. В итоге оптимальный баланс был найден.

Параллельно работали химики. Им предстояло создать две резиновые смеси: внутреннюю для удержания шипа (более мягкая, чем обычно бывает подложка) и внешнюю для протектора, способную не дубеть при минус 60 градусах. В итоге шип мягко касается полотна и не вырывает из асфальта ту самую вредную пыль. Это стало возможным благодаря применению эластомеров нового поколения. Одним словом, шины - это наука.

Холодные игры

Нам предложили испытать шипованные шины разных производителей на идентичных Audi A6 Allroad. Необычный тест - проезд по асфальту на шипах, чтобы услышать разницу в шуме. Признаться, я никогда не отличался музыкальным слухом, да и различия по децибелам в официальных показаниях совсем незначительные. Потому по моему субъективному восприятию в этом упражнении не оказалось победителей.

Как признались в Michelin, наибольшая разница видна именно на льду. При движении по снегу новая шина во многом сохранила показатели модели предыдущего поколения.

Остальные испытания стандартные - замеры тормозного пути и субъективные ощущения во время маневрирования. Признаться, хотелось поругать Michelin хоть за что-то, но не вышло. Буквально несколько кругов по обледенелой трассе разделили шиповки на два лагеря: отстающие Bridgestone и Continental и отличники Nokian и Michelin. Вроде бы одинаковая скорость, идентичная интенсивность торможения и поворота рулевого колеса, а машины ведут себя по-разному. Первая вгрызается в лед, рвет вперед на старте и держит траекторию, вторая буксует и отправляется в занос, сбивая ограничительные конусы. На льду разница тормозных путей между X-Ice North 4 и конкурентами - около двух метров в пользу «французов, прохождение круга - на три секунды быстрее.

Автомобильные шины в каталоге Onliner.by

О чем прежде всего должен подумать автолюбитель, въезжая в Беларусь после 1 декабря? Конечно же, о том, какая «обувь» на его автомобиле. Уже второй год с 1 декабря по 1 марта можно ездить только на зимней резине. Такое решение принято на законодательном уровне, исходя из дорожной ситуации и опыта соседних стран.

В Беларуси уже второй год с 1 декабря по 1 марта можно ездить только на зимней резине.


Статистика утверждает, что на мокром шоссе вероятность ДТП возрастает в 1,6 раза, на снежном покрытии - в 3,8 раза, а при гололеде - в 10 раз! В таких условиях только специальные шины способны обеспечить автомобилю управляемость. Это достигается благодаря специальному рисунку протектора и химическому составу резины, не «дубеющей» на морозе. Можно установить на такие шины еще и шипы из износостойкого металла - машина в такой обувке значительно увереннее ведет себя на обледенелой дороге. Ну а в экстремальной ситуации допускается использовать стальные цепи противоскольжения - если это, конечно, позволяет конструкция автомобиля.

Насколько затратно и хлопотно в Беларуси «переобуться»? Расскажу на примере собственного авто с колесами 15 дюймов. В первую очередь нужно учесть стоимость шин. Поскольку езжу зимой немного, то остановился на недорогих изделиях отечественного производства стоимостью немногим более 500 тысяч белорусских рублей за штуку (около 1888 российских рублей). Товар западного или японского бренда может стоить в 2–3 раза дороже.

Вторая составляющая - смена покрышки. В Беларуси с этим нет проблем. Я воспользовался услугами фирменной сети и заплатил за смену четырех колес с балансировкой 450 тысяч рублей (1699 российских рублей). Примерно столько же стоит хранение в течение полугода летних колес. Впрочем, многие в последнее время предпочитают содержать второй комплект шин на дисках. Так экономятся средства на шиномонтаже, да и, говорят, увеличивается срок службы колес.

Можно круглый год ездить на всесезонных шинах. Правда, летом такая резина сильно шумит, а на морозе, по утверждению знатоков, она становится чересчур твердой. К тому же нужно помнить, что высота протектора и в этом случае, как на любой зимней резине, не должна быть менее 4 миллиметров на любом участке покрышки.

За нарушение этих требований на первый раз сотрудник ГАИ может ограничиться предупреждением или наложением штрафа до 0,5 базовой величины. Это сейчас 90 тысяч белорусских рублей (340 российских рублей). Однако не стоит надеяться, что так можно будет путешествовать от проверки к проверке. Инспекторы хорошо оснащены и могут онлайн узнать, были ли вы уже оштрафованы по данной статье. И тогда штраф может возрасти до 5 базовых величин - это уже 900 тысяч белорусских рублей (около 3000 российских рублей). Примерно вдвое дороже затраты на шиномонтаж. В случае же ДТП езда на не соответствующих сезону шинах будет рассматриваться как отягчающее обстоятельство, что может быть чревато еще большими материальными потерями. А главное, стоит ли рисковать, отправляясь в путешествие, не подготовившись к коварным сюрпризам зимней дороги?

Досье «СОЮЗа»

Переход на зимние шины в Беларуси обязателен для автомобилей с технически допустимой общей массой до 3,5 тонны включительно, легковых и грузопассажирских автомобилей с технически допустимой общей массой свыше 3,5 тонны, а также автобусов с технически допустимой общей массой до 5 тонн. Разрешенные к эксплуатации зимой шины должны иметь соответствующую маркировку в виде горной вершины с тремя пиками и со снежинкой внутри нее либо знаков «M+S», «M&S», «M.S», «M S» или «All seasons». Высота рисунка протектора зимних шин должна быть не менее 4 миллиметров.

А как в России?

В феврале 2013 года питерские депутаты внесли в Госдуму проект закона о введении зимней резины. Документ предусматривал также запрет на использование шипованной резины с 1 мая по 30 ноября. Нарушителям грозило наказание в размере пяти тысяч российских рублей.

Разработчики законопроекта ссылались на опыт Европы, но у него нашлось и много противников. И хотя запрет на шипованные шины действует в США, Германии, ряде других западных стран, юристы приводили в пример Финляндию, где существует обязательная смена типа резины в зависимости от времени года. Эта страна, утверждали эксперты, небольшая, на всей ее территории климат приблизительно одинаков. В России же много климатических зон. И если даже передать в регионы право на установление периодов эксплуатации зимней и летней резины, то реализовать это будет очень сложно. И что, например, делать, если в регион с ограничениями заедет автомобиль из соседнего региона, где такие ограничения отсутствуют?

Идея запрета езды на шипах предлагалась и ранее. Чаще всего звучала она из уст московских и питерских городских властей. Причин этому называлось две: якобы быстрый износ асфальта и экология. По мнению некоторых экспертов, шипы срезают мельчайшие частички асфальта, которые вместе с воздухом попадают в органы дыхания человека. К тому же, шипы винили и в образовании опасной для автолюбителей колеи на асфальте.

Авторы законопроекта предлагали обязательное использование зимних шин в России лишь владельцам легковых автомобилей, а грузовых - с массой не более 3,5 тонны. В этой связи многие эксперты обращали внимание депутатов на то, что в период больших снегопадов количество ДТП и заторов на дорогах росло «благодаря» буксующим большегрузным фурам. Также, утверждали они, неплохо было бы законодательно ужесточить контроль за своевременной очисткой дорог от снега.

Новый закон предлагалось ввести в действие летом 2013 года. Но он так и не был принят.

Сегодня на территории России действует техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный комиссией Таможенного союза 9 декабря 2011 года. В силу он вступил 1 января 2015 года и запрещает эксплуатацию автомобилей с шипами в летний период - с июня по август, и, наоборот, на летней резине зимой - с декабря по февраль.

За нарушения предусматривается штраф до пяти тысяч рублей.