Мертвая зона автомобиля. Куда смотреть, чтобы не влететь. Разбираемся с "мертвыми зонами" на различных автомобилях. Правильно настраиваем зеркала

Окружающий мир.

Программа - "Школа 2100".

Учебник окружающего мира А.А.Плешакова.

Цели:

  • познакомить со странами Бенилюкса, экономикой этих стран;
  • развивать речь, память, внимание;
  • воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Оборудование: политические карты стран Европы, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

I этап. Мотивация

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!

II этап. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания. Карточки с вопросами

1.Страна - родина Х.К.Андерсена Дания
2. "Страна тысячи озёр" Финляндия
3.В какой стране появилась повесть о Малыше и Карлсоне? Швеция
4.Глава государства в Финляндии и Исландии. Президент
5.В каком государстве есть фьорды? Норвегия
6.Какое государство называют "ледяной страной"? Исландия
7.Глава государства в Дании. королева
8.Столица Норвегии. Осло
9.Столица Швеции. Стокгольм
10.Столица Бенилюкс.

III этап. Выявление места и причины затруднения.

Что такое Бенилюкс?

Почему мы встретили затруднение?

IV. этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Какие цели урока? (узнать что такое Бенилюкс)

А тема урока? (Что такое Бенилюкс?)

Что узнаем вначале? (как называется страна)

У каждой страны есть главный город. Узнаем как он называется?

Нужно знать где расположено государство? Значит её расположение.

А кто глава страны? Узнаем.

А какой флаг?

И, конечно же, об особенностях страны.

V этап. Реализация построенного проекта. Аналитическая работа в группах.

Откройте страницу 120 и найдите эту страну.

Есть такая страна?

Откуда же появилось такое название?

Сколько стран мы будем сегодня рассматривать по нашему плану?

Класс делится на 3 группы. Каждая выбирает одно государство, используя материал учебника, готовит сообщение о нём. (5-7мин.)

План сообщения.

1. Название государства.

2. Столица.

3. Месторасположение. С какими странами граничит, какими морями омывается.

4. Глава государства.

5. Государственный флаг.

6. Особенности и достопримечательности страны и столицы.

(по ходу сообщений слайды, после каждого сообщения ученик дополняет из приложения к уроку)

Первое сообщение.

1. Название государства - Бельгия.

2. Столица - Брюссель.

3. Находится на северо-западе Европы, граничит с Францией, с Нидерландами, с Люксембургом, с Германией. Располагается на берегу Северного моря.

4. Глава государства - король.

5. Флаг с тремя вертикальными полосками чёрного, жёлтого и красного цвета.

6. В Брюсселе на центральной площади один раз в два года - ковёр из цветов.

Дополнение.

Небольшая европейская страна. За 4-5 часов можно проехать на автомобиле. Бельгия производит чугун, сталь, медь, автомобили, стекло. Ткани. Ковры. Здесь гранят алмазы, превращая их в бриллианты. Страна бедна полезными ископаемыми, каменный уголь - единственное сырьё, которого там достаточно.

Много сил вкладывают в сельское хозяйство, получают богатые урожаи зерна, овощей. Все слышали про брюссельскую капусту.

Столица - Брюссель - в переводе со старофламандского - "лебединое гнездо", есть и более прозаическое его происхождение "село на болоте".

В Брюсселе располагается штаб-квартира блока НАТО и совет Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Самое замечательное место в Брюсселе - центральная площадь, один раз в два года здесь расстилают ковёр из цветов. В Брюсселе есть парк, где в уменьшенном виде представлены самые интересные здания Европы. Он называется "Мини парк".

Нидерланды.

1. Название государства - Нидерланды.

2. Столица - Амстердам.

3. Находится на северо-западе Европы, на берегу Северного моря. Граничит с Бельгией, Германией.

4. Глава государства - королева.

5. Флаг с тремя горизонтальными полосками красного, белого, синего цвета.

6. Страна каналов, страна велосипедов, страна тюльпанов.

Дополнение.

Нидерланды - это означает "низкие земли", почти половина земли расположена ниже уровня моря. Чтобы не затопило, жители построили высокие длинные насыпи-дамбы. Одна из достопримечательностей - красивые каналы с каменными берегами. Столицу - Амстердам - называют "Северной Венецией". В городе 50 каналов, через которые перекинуто 500 мостов. Страна знаменита еще своим сыром. Здесь есть города Гауда и Эдам, от названия которых появилось название сыров - гауда и эдамский.

Путешествуя по Голландии, так ещё называют Нидерланды, непременно увидишь старинные мельницы - памятники старины. Растительный мир небогат - нет лесов. Цветоводство - старейшая отрасль сельского хозяйства. Выращивают тюльпаны и другие цветы. Проводятся выставки, праздники цветов.

Люксембург.

1. Название страны - Люксембург.

2. Столица - город Люксембург.

3. Расположена на северо-западе Европы. Граничит с Францией, с Германией, с Бельгией.

4. Глава государства - Великий герцог.

5. Флаг с тремя горизонтальными полосками красного, белого и голубого цвета.

6. Это одна из самых маленьких стран. Достопримечательность - Дворец Великого герцога.

Дополнение.

В переводе со старонемецкого Люксембург означает " малый замок". Это одна из самых маленьких стран мира. Центральная часть города расположена на высокой горе. Здесь можно увидеть Дворец Великого герцога. В глубине горы, на которой стоит центральная часть города, расположены старинные казематы, в которых когда-то держали узников. А сейчас можно туда сходить на экскурсию. В городе можно увидеть собор, в другие части столицы перекинуты огромные мосты. Люксембург занимает первое место в мире по выплавке стали. Здесь развито животноводство, овощеводство, виноградарство. Красота природы привлекает многих туристов. Хорошо сохранились дубовые и буковые леса, где обитают дикие кабаны и косули, а в ручьях плещется форель.

Так как же называется столица Бенилюкса? (нет такой столицы, потому что так сокращенно называют три страны - Бельгию, Нидерланды и Люксембург.

VI. этап. Первичное закрепление с проговариванием в громкой речи.

Работа в тетради стр. 60 № 1.

VII этап. Самостоятельная работа.

Работа в тетради. № 2. С проверкой по эталону. За доской написаны ответы.

VIII этап. Включение в систему знаний и повторение.

Дома прочить текст на страницах 120-126. ответить на вопросы.

А сейчас выполним задание в тестах на страницах 80-81, проверим как запомнили новый материал.

IX этап. Итог урока. Рефлексия.

Какую цель ставили в начале урока? Удалось достичь?

Каким способом? (Практической работы в группах, слушая дополнительную информацию)

Что узнали о Бельгии? О Нидерландах? О Люксембурге?

А какая же страна является страной тюльпанов?

Давайте оценим себя, если вы хорошо всё поняли, то берёте тюльпаны красного цвета и прикрепляете к вазе, если не очень, то берёте тюльпаны жёлтого цвета, а уж если совсем ничего не поняли, то синего цвета.

«Мертвой» или «слепой» зоной называется пространство, в котором отсутствует видимость. Каждый водитель знаком с ситуацией, когда во время маневра он теряет из поля зрения часть дороги или обочины и, соответственно, соседние автомобили или пешеходов.

Многие думают, что «слепая» зона опасна только при обгоне, но это далеко не так. По статистике она становится причиной ДТП более чем в 70% случаев. А примерно треть таких аварий связана с наездом на пешеходов.

Для водителя «слепая зона» всегда источник опасности, особенно для неопытного. Можно повредить машину, наехав на бордюр или какое-то препятствие, . Наибольшую опасность «слепая зона» представляет при выполнении обгона, особенно при многополосном движении. Один водитель , а второй в этот момент решил перестроиться в левый ряд. Вот вам и авария.

При отсутствии дополнительных зеркал «слепая зона» образуется справа и слева на уровне заднего крыла автомобиля. Эта же зона наиболее вероятного столкновения при перестроении, поэтому, настраивая боковые зеркала, желательно поставить несколько предметов в предполагаемые «слепые» места и обеспечить их видимость.

В идеале обзор должен быть настроен таким образом, чтобы отражение заднего автомобиля, уходя из центрального зеркала, сразу появлялось в боковом. Такое положение зеркал настраивается только опытным путем.

В тоже время следует помнить, что даже правильно настроенные зеркала не дают полный обзор. Многие водители, стремясь добиться кругового обзора, навешивают на машину множество дополнительных зеркал. Это оправдано, как правило, только для водителей грузовых машин.

Обилие зеркал отвлекает водителя от дороги, а их осмотр занимает значительно больше времени. Особенно когда в одном блоке комбинируется обычное зеркало и сферическое, искажающее перспективу. Чтобы осознать такую картинку мозгу требуется больше времени, естественно, водитель теряет контроль за тем, что происходит перед автомобилем

Другая опасность подстерегает водителя от «слепых зон», возникающих впереди — сбоку от автомобиля. Эти «слепые» зоны обусловлены конструктивными особенностями машины. Причинами их появления являются передние стойки и капот.

Сидя за рулем, водитель не видит пространство перед капотом на расстоянии до 2 метров. Поэтому всегда есть риск повредить машину при парковке. Если водитель в себе не уверен – можно .

Передние «слепые» зоны повышают риск столкновения при развороте и повороте на перекрестках, особенно в сумерки. Есть риск не заметить пешехода и совершить наезд. Такие наезды происходят из-за того, что пешеход в какой-то момент скрылся за стойкой, а если водитель был не очень внимателен, то может вообще его не увидеть. При таком маневре нужно проявлять крайнюю осмотрительность и больше вертеть головой, чтобы увеличить обзор.

Сходная опасность возникает при начале движения задним ходом. В этом случае возникает обширная «слепая» зона за багажником и задними стойками, тем более, что они обычно довольно широкие. Ошибку совершают те водители, которые при маневре смотрят исключительно в зеркала.

Гораздо безопаснее оглянуться назад и смотреть в заднее стекло, так обзор увеличивается. Надеяться только на парктроник тоже не следует, он может не сработать, когда сзади окажется ребенок или животное. В этом случае практически исключает риск , нужно только держать ее всегда в чистоте.

Полностью исключить риск «мертвой» зоны невозможно, но чтобы снизить опасность от попадания в «слепые» зоны нужно выполнять несколько простых правил:

  • Следить за сигналами поворота других машин и самому включать сигнал заранее, чтобы водитель, едущий сзади смог среагировать на ваш маневр.
  • Совершать перестроения максимально быстро, стараясь не задерживаться в «слепой» зоне других водителей. Вы же не знаете уровень их подготовки. Вообще, двигаясь по дороге, нужно действовать из расчета, что мастерство других водителей меньше вашего.
  • Перед началом движения назад, или отъезжая от подъезда или парковки, не полениться выйти или выглянуть из машины, чтобы убедиться в отсутствии детей, пешеходов или каких-то предметов около машины. Сколько водителей ободрали краску из-за того, что не увидели тележку из супермаркета за багажником…
  • Не поленитесь и оснастите свою машину камерой заднего вида, парктроником или панорамным зеркалом. Особенно если вы живете в крупном городе. Эти приспособления действительно помогут избежать ненужного риска.
  • В летний период времени рекомендуется ездить с приоткрытым окном. Таким образом, недостаток обзора компенсируется слуховыми ощущениями. Вы услышите звук автомобиля, идущего на обгон. В любом случае, категорически избегайте включать музыку на полную мощность.

Может заинтересовать:


Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Наверняка, каждый из нас хоть однажды видел на боковых зеркалах машины зеркальце изогнутой формы. Оно носит страшное название «зеркальце мертвой зоны». Что же это такое, и каким целям служит это «магическое» приспособление.

Мертвая зона – что это такое?

Водителя, повидавшего виды, вопросом о мертвой или слепой зоне не смутить, а вот водитель – новичок вполне может растеряться и начать вспоминать кадры из какого-нибудь ужастика. На самом деле ничего страшного и ужасного в этом вопросе не содержится. И желательно, чтобы каждый автолюбитель независимо от стажа знал о таких вещах, ведь это касается безопасности на дороге. Причем знать такие сведения лучше исключительно в теории, а не испытав на своем опыте. Хотя, именно на опыте многие и узнают об этой маленькой, но весьма опасной тонкости вождения автомобиля. Как не крути, но водительский стаж и навык подчас равносилен материальным средствам, которые приходится потратить на авторемонтные мастерские.

Мертвая зона часто становится причиной автоаварий, происходящих с машинами, двигающимися попутно. Часто ситуация бывает такой: автолюбитель-новичок Василий готовится к перестроению в крайний ряд, смотрит в зеркало заднего обзора и, убедившись, что другие автомобили отсутствуют, приступает к маневру. Толчок, скрежет – задета непонятно откуда появившаяся машина. Автолюбитель Василий растерян, ведь опасности не было, и в зеркала он по всем правилам посмотрел.

В действительности этот «неожиданный» автомобиль двигался немного позади, примерно вровень с задним диваном, за боковой стойкой машины Василия. На этой позиции заднюю машину уже не заметить в зеркала заднего обзора, и она еще не вошла в поле зрения водителя. Этот самый невидимый отрезок и зовется слепой зоной. В действительности, случаи бывают абсолютно разными. В случае, если вам не удалось увидеть машину, двигающуюся сзади, то есть вероятность отделаться лишь испугом. Развитие ситуации, конечно, зависит и от размеров транспортных средств, и от скорости движения. Мотоциклисты такую зону величают смертельной. И в этом нет преувеличения. Поэтому, если вы сидите за рулем мотобайка, то будьте предельно внимательным, тогда сможете избежать смертельной аварии.

Способы обнаружения мертвой зоны

В целях обнаружения мертвой зоны вашей машины можно прибегнуть к двум весьма банальным приемам. Попросите своего друга пройтись по периметру машины. При этом те отрезки, где вы его не сможете увидеть ни собственным зрением, ни в зеркала заднего вида, и являются искомой слепой зоной.

Кроме того, есть возможность обнаружить слепую зону когда вам пришлось стоять в дорожной пробке. При этом ваш ряд не должен двигаться, а соседние автомобили – ехать. Проследите в зеркала заднего вида, когда скроется из виду машина, двигающаяся в соседнем ряду. Именно здесь и берет начало слепая зона, закончится она там, где этот испарившийся из виду автомобиль возникнет из-за стойки вашего авто. Вы уже сможете обнаружить его своим боковым зрением. Ратуя за вашу безопасность, советуем проводить подобные опыты, остановив свой автомобиль на обочине.

Стоит принять во внимание, что повышение скоростного режима неизменно увеличивает слепую зону. Этот факт имеет место быть в связи с тем, что при движении на скорости зона так называемого периферического зрения человека стремится к сужению.

Вы удивитесь, но ваша машина имеет еще одну слепую зону. Находится она там, где заканчивается багажник вашей машины. Она опасна, когда вы маневрируете задним ходом.

Все под контролем

Эта опасность вполне устранима. Контролировать мертвые зоны автотранспортного средства необходимо так же скрупулёзно, как иные аспекты дорожного движения. Во-первых, вам предстоит провести подстройку зеркал заднего обзора индивидуально под свои параметры. Их некорректная настройка, а также ваша неправильная посадка за рулем ведут к снижению обзора. Это делает слепую зону автомобиля шире, а значит опаснее. В корректно подстроенном боковом зеркале заднего вида вы должны видеть ручку водительской двери. Все остальное пространство должна занимать трасса.

Сейчас на рынке можно встретить огромное разнообразие автомобильных аксессуаров, в том числе зеркала заднего обзора с различными оптическими эффектами. Среди их широкого ассортимента можно подобрать зеркало, которое при равных размерах обеспечивает более широкий угол обзора. Если вам позволяет кошелек, имеет смысл сменить штатные зеркала заднего обзора на такие, которые предлагают вам повышенный уровень безопасности в условиях дорожного движения.

Наиболее популярный способ, помогающий сузить мертвую зону вашего авто – это установка дополнительного комплекта зеркал слепой зоны. Подобное приспособление имеет весьма невеликий размер, выпуклую форму и крепится непосредственно на родное боковое зеркало вашего транспортного средства. Такое дополнительное устройство в значительной степени увеличивает обзор водителя. Но, увы, имеется и недостаток. Приспособление занимает часть поверхности зеркала заднего обзора.

Обзор на дороге – одно из условий безопасного вождения. И его обязательно должны учитывать все автомобилисты на дорогах. Ведь «мертвые» зоны и недостаточно хороший обзор часто приводят к ДТП.

«Мертвые» зоны приводят к тому, что водитель теряется в экстремальной ситуации, например, когда вдруг из-за его машины появляется другая, которую не было видно раньше. В итоге и происходит авария.

Как обнаружить «мертвую» зону

Перед тем как искать варианты избавления от «мертвой» зоны, нужно сначала определить, где она в вашем авто и насколько она большая. Сделать это можно разными способами.

Например, вы можете попросить друга или родственника обойти вашу машину на стоянке по кругу. Сами в этот момент вы должны находиться в авто. Внимательно смотрите по всем зеркалам, чтобы не пропустить тот момент, когда обходящий по кругу человек исчезнет из поля зрения.

Еще один вариант определения «мертвой» зоны – провести исследование в пробке. Когда все вокруг вас двигаются, внимательно наблюдайте, в какой момент вы перестанете их видеть по зеркалам и когда они появятся в поле видимости вновь.

Такой способ исполним только в том случае, если вы стоите, а соседние два ряда потихоньку двигаются.

Как устранить «мертвую» зону

«Мертвая» зона поддается корректировке. Так, например, многие водители меняют зеркало заднего вида н асферическое, которое существенно увеличивает зону видимости. Однако стоит учитывать, что такая оптика несколько искажает расстояние до объекта, поэтому не стоит тормозиь слишком резко, думая, что следующий за вами автомобиль еще успеет среагировать. Он может оказаться гораздо ближе, чем это кажется.

Что касается современных средств, на помощь часто приходят . Они замечают приближение опасности на достаточном для маневра расстоянии. Однако стоит понимать, что мелкие детали, например, торчащую из земли арматуру парктроники не увидят.

Избавлению от «мертвых» зон сзади поспособствует применение камеры заднего вида. Она снимает все вокруг, и риск во что-то врезаться минимален. Но есть и нюанс. Такая камера не освобождает вас от боковых «мертвых» зон.

Боковые зеркала лучше дополнить специальными датчиками, предназначенными для контроля. Как только в зону действия такого прибора попадет препятствие, об этом известит водителя.

Если же нет денег на установку технических новинок, можно воспользоваться старинным дедовским методом – выставлением зеркал заднего вида по нужному уровню. Для этого разместите линию горизонта по центру бокового зеркала. После начинайте настраивать его так, чтобы немного отражался кончик борта автомобиля, а большая часть показывала вам дорогу. Такой метод помогает адекватно оценивать расстояние до других участников движения.