Как сделать комфортным путешествие на машине. Длительное путешествие на личном автомобиле. Советы по подготовке и поездка. Запасной ключ от авто

Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению. Собственно, и сами мы относили себя к этой же категории автопутешественников, поскольку на сегодняшний день проехали только один подобный маршрут: из Кемерово в Краснодар, в конце декабря прошлого года. Около 4300 км.

Первое – ваш автомобиль. Он должен быть исправен. Сроки регламентных работ по ТО не должны маячить прямо перед глазами, а всякие посторонние «сверчки», постукивания, сбрендившие датчики и прочие вестники грядущего ремонта должны быть локализованы, определены, оценены и главное – ликвидированы.

Резина – по сезону. Всё, что предусмотрено регламентом прохождения технического осмотра ТС, в автомобиле так же должно быть. Акцентируем внимание на хорошем тросе, запаске, баллоннике, домкрате и аптечке. Аптечку стоит доукомплектовать средствами от несварения желудка и пищевых отравлений. Прочие лекарственные препараты – на ваше усмотрение. Может пригодиться и мощный фонарь. Наверняка не лишним будет и зарядное устройства для мобильного телефона.

Что касается «расходников» (перегорающие лампочки в фонарях и фарах, другие досадные мелочи вроде небольшого перерасхода масла в двигателе), то кому как не вам знать, чем стоит запастись на дорожку.

Второе – документы. На машину и на право управления авто. Все документы должны быть действующими, не просроченными. Обращаем внимание на медицинскую справку. В повседневной жизни водителя-непрофессионала, да ещё в родном городе о ней как-то забывается, но поверьте – в другом регионе, первый же ДПС-ник в поисках чего-нибудь «этакого» про неё обязательно вспомнит.

Третье. Если у вас ещё нет, то обязательно приобретите автомобильный навигатор с картами от Навител. Вполне рабочие аппараты реально купить за полторы – две тысячи рублей с бесплатной техподдержкой и обновлениями на официальном сайте Навител (ПО и карты). Этим вы сильно облегчите себе жизнь в дороге при условии, что заранее выставите в настройках прокладки маршрута не короткий путь, а быстрый.

Четвёртое. Ваш сотовый оператор должен давать максимально хорошую зону покрытия на маршруте. Тариф подбирайте с посильным роумингом. Запаситесь телефонами всех, кого вспомните. Будет просто отлично, если на маршруте по городам и весям у вас есть родня или хорошие друзья, всегда готовые помочь. Крайне желательно, чтобы вас кто-то «вёл» по маршруту. Постоянно находился на связи, уточнял ваше местоположение, ориентировал (при необходимости) по гостиницам в крупных городах, а то и бронировал номера. Этакий диспетчер. Желательно близкий человек.

Путь-дорожка

Свой маршрут вы должны примерно представлять заранее, хотя бы на уровне крупных городов. Заезжать или не заезжать в них – дело хозяйское. Вокруг большинства областных и краевых центров на вашем пути, наверняка имеются объездные трассы. Внимательно следите за указателями на дорогах и развязках. Навигатор в этом деле хорошее подспорье, только если в настройках не указан «самый короткий» маршрут. В последнем случае он будет уговаривать вас срезать путь через какую-нибудь деревню, или затащить в крупный город (почему-то обязательно в час пик). Как бы там ни было, его работу нужно контролировать в любом случае.

Всех случайностей дороги, всех причуд ремонтников, все засады ДПС предусмотреть нельзя. Поэтому общий совет для движения — внимательно следите за знаками и разметкой, контролируйте скоростной режим. На некоторых дорогах нашей необъятной Родины это просто жизненно необходимо (на Урале, например). Если вы и нарушаете правила, то делайте это осмысленно, в меру, не нарываясь на серьёзные неприятности с ДПС и не создавая угрозы для жизни. Уважайте других участников движения, цените и их жизнь. Это заметно со стороны и окупается помощью на дороге, особенно в случае серьёзной загруженности её фурами.

Время движения выбирайте по себе. Возможно, вы «жаворонок» или «сова». И всё же старайтесь ехать в день. Помните, вы один. И хотя (как я слышал) эпоха дорожного бандитизма канула в лету, статистика упрямо утверждает, что отморозки были, есть и будут, не зависимо от региона. Ехать ночью – увеличивать риск столкновения с ними. Останавливаться где-то на ночлег на трассе в одиночестве – тем более. Даже если у вас имеются некоторые средства убеждения для особо упрямых, и вы умеете ими пользоваться. Не стоит. Вас ждут дома – это главное.

О манере общения с ДПС говорить ничего не будем. Она у каждого своя, в зависимости от склада характера, опыта, знаний ПДД, внутренних инструкций ДПС и т.п.

Отдых и ночлег

Зная свой маршрут, возможно, вы заранее запланируете для себя места ночлега и отдыха, но поскольку вы новичок на длинных перегонах (помните?), а скорость движения на отдельных участках трассы угадать нельзя, то общая рекомендация – ориентируйтесь на своё самочувствие. Затёкшая спина и ноги, притупление внимания от долгих и однообразных движения и ландшафта, плохая видимость дороги в зависимости от погодных условий и времени суток, общие усталость и перенапряжение, и, наконец, сонливость – верные признаки. Пора отдохнуть, размяться или освежиться.

Останавливайтесь на специальных местах отдыха или примыканиях. Если уж сильно припекло, можете остановиться на обочине трассы, но обязательно перед стоящей на обочине фурой, особенно ночью или в условиях плохой видимости. Даже если кто и уснёт за рулём или не справится с управлением, сдвинуть такую массу с места нелегко. Тем самым вы хоть немного обезопасите себя от случайности.

Отдохнули, размялись? Вперёд!

Если ночуете прямо на дороге, делайте это на охраняемых стоянках. Нет такой поблизости? Ночуйте на площадках для отдыха, но только там, где есть большое скопление «дальнобоев» и легковушек. В холодное время года становитесь так, чтобы грузовики не «задушили» вас выхлопами на прогреве. Более предпочтительный вариант – мотель. Ориентируйтесь на тот, возле которого большое скопление машин и грузовиков. Значит и условия там приличные, не слишком дорого, и в кафе не отравят.

Идеальный вариант – гостиница в крупном городе, эконом вариант. Вы можете присмотреть такую заранее, но забронировать место с дороги трудновато: кто знает, когда вы туда доберётесь точно? В большинстве случаев – это не проблема, но будет неплохо, если о гостинице позаботится ваш «диспетчер». Если такого нет, придётся справляться самому. При наличии друзей, родственников и т.п., проблема с гостиницей, разумеется, отпадает. Многое в выборе места для ночлега зависит от времени года, ваших привычек и предпочтений, и, конечно, финансовых возможностей.

Несколько слов о борьбе с сонливостью. Тут сколько людей, столько и способов. Некоторые поют во всё горло, некоторые приоткрывают на ходу окно – освежиться зябким, а то и зимним воздухом. Кто-то рекомендует слушать аудиокниги (заменитель говорливого попутчика), кто-то жевать. В качестве тонизирующего, кстати, неплохо идут сухофрукты. Ещё пробовали жевать щепотку чёрного чая, смешанного с сахаром. Весьма специфично, но работает.
Впрочем, хороший сон мало что заменит.

Еда

На 3-5 тыс. километров вы не запасётесь едой (хотя и здесь нет ничего невозможного для человека с интеллектом) и, вероятнее всего, вам придётся питаться в придорожных кафе, мотелях, ресторанчиках. Общий принцип на трассе такой же, как и при выборе ночлега. Где больше всего скопилось дальнобойщиков и прочих машин, там можно подкрепиться. Всё будет наверняка съедобно и приготовлено не из продуктов второй свежести. Оказии могут произойти, но на этот случай вы уже доукомплектовали свою аптечку (лучше, конечно, довезти её до места в целости и сохранности). В крупных городах решить проблему питания проще.

Не обедайте плотно во второй половине дня, не ешьте мясного – будет клонить в сон. Мы для себя выработали такую схему питания. Плотный завтрак, десять-двенадцать часов дороги (максимально я ехал шестнадцать, но последние километры уже на пределе усталости, так делать не надо), ужин на сон грядущий, вопреки рекомендациям диетологов. За рулём почти ничего не ели: жевали сухофрукты, печенье; запивали водой, чаем или кофе. Держались неплохо.

Вот и всё. Мы постарались уделить внимание самым важным моментам подобного путешествия, советам, которым в той или иной мере следовали сами и находим их разумными. Надеюсь, они вам пригодятся, как и нам.
Удачи на дорогах!

Информация о статье

Эта статья для тех, кто впервые решился совершить путешествие на личном автомобиле в одиночку на большое расстояние. И пусть вас не задевает расхожее словечко «чайник». Признание своей неопытности в каком-либо вопросе – первый шаг к успешному его разрешению.

Советы по подготовке и поездка

Или выгадывать скидки на авиабилеты. Они просто заправляют свой автомобиль и отправляются в путешествие. Мы собрали самые ценные советы от опытных путешественников на собственных авто. И к этим советам стоит прислушаться, чтобы путешествие стало действительно удачным.

1. Найти надёжного попутчика

Отправляясь в путешествие на автомобиле нужно найти себе попутчика – человека, с которым всегда есть о чём поговорить. Ведь даже водители-дальнобойщики общаются с коллегами по рации. По статистике, ДТП из-за того, что водитель уснул, чаще происходят с теми, кто ехал один.

Живой разговор – лучшая защита от сна. Если в разговоре начали возникать долгие паузы, самое время поменяться за рулём или остановиться и отдохнуть.

2. Навести порядок в машине

Собираясь отправиться в путешествие, первое, что необходимо сделать, выбросить из машины всё лишнее: бутылки, бумажки, просроченные чипсы, грязные стаканчики из-под кофе и самый разнообразный хлам, который «катался» в машине не один месяц и так и не попал на свалку. Кроме багажника стоит проверить бардачок, подлокотники, багажник и дверные ниши.

3. Составить план путешествий

Ехать куда глаза глядят, отдавшись на волю случай – это, конечно, весело и интересно. Но если предполагается, что путешествие будет длится более двух дней, стоит продумать, где останавливаться на ночлег. Хорошо отдохнуть в машине вряд ли получится.

Навигатор – устройство замечательное. Но всё же лучше иметь под рукой карту, чтобы всегда понимать, где ты находишься.

4. Позаботиться о наличных деньгах

Наличные деньги в дороге просто необходимы. Ведь может потребоваться расплатиться за ночлег или отблагодарить кого-то за помощь на дороге. Да и терминалы на заправках порой могут не работать часами. К тому же карту можно просто потерять. Кстати, если карт несколько, то стоит разложить их по разным местам.

5. Поддерживать связь с родственниками

Многие привыкли, добравшись на место, звонить родным, чтобы сообщить – «я добрался, у меня всё в порядке». Но всё же лучше придерживаться правила, отправлять близким смс о своём местонахождении каждый час-два. И родные будут спокойны, и если случиться какая-то неприятность, найти путешественника будет несложно.

6. Запасной ключ от авто

Ещё один необходимый в автопутешествии предмет – запасной ключ от машины. Ведь может так случиться, что ключ потеряется или же останется в машине, которую закрыли. Если запасного ключа нет, то на решение этой проблемы уйдёт много времени и денег, а в удалённых от города местах она может оказаться просто нерешаемой.

7. Скотч и предохранители


В список обязательных в путешествии вещей стоит включить армированный скотч и набор предохранителей. Стоит это всё копейки, но предохранители могут сослужить хорошую службу, если вдруг перестанет работать бортовая розетка или прикуриватель, а скотч поможет закрепить бампер или фару, если они отвалились в мелком ДТП.

8. Не торопитесь!

Главное правило в автопутешествии – средняя скорость куда важнее максимальной. Езда на высокой скорости утомляет и изматывает, а оптимальным является движение со скоростью около 90 км\ч.

Важно понимать, что любая «5-минутная» остановка забирает на самом деле порядка 10 минут. И если необходимо сократить время в пути, то лучше справлять нужду, например, во время заправки автомобиля, а не останавливаться для этого специально.

И ещё не стоит рассчитывать, что средняя скорость будет высокой. Если на пути много деревень, то средняя скорость движения вряд ли окажется более 70 км\ч. Будет гораздо проще, если водитель настроится на соблюдение правил дорожного движения, а если нужно успеть к какому-то определённому времени, будет выезжать на час-полтора раньше.

9. Не стоит отказываться себе в комфорте

В поездке не стоит наступать на горло собственной песне: удобно вести автомобиль в пижаме, значит так тому и быть. Ведь комфорт и безопасность идут рука об руку. Вот чего делать точно не стоит, это садиться за руль в сланцах. Они слетают с ног и цепляются за педали. А к тому же в них устают пятки.

10. Наслаждайтесь поездкой

Только те, кто не разу не путешествовал на авто, могут считать, что дорога – это всего-то маршрут из пункта А в пункт В. На самом деле дорога – это тоже часть путешествия и интересное приключение. И не важно едете вы на легковушке или вам посчастливилось купить . Можно увидеть множество интересных мест, можно сфотографироваться на фоне достопримечательностей. В деревнях и городках можно посетить малоизвестные музеи и наслаждаться красотой пейзажей. Никогда не повредит остановиться на несколько минут, чтобы пообщаться с местными жителями.

Привет! Этот журнал больше обновляться не будет. Если вам интересны наши посты, присоединяйтесь к нам:
* В инстаграме — https://www.instagram.com/_pashalena_/ , где мы вдохновляем на путешествия фотографиями и рассказами.
* В телеграме — https://t.me/iz_drugogo_testa , где мы пишем о том, как живут люди в разных городах и странах.
До встречи;)

За шесть лет путешествий на автомобиле мы проехали более 150 000 км по России и по полной прочувствовали, как российские дороги отражаются на автомобиле и кошельке, а иногда и на самочувствии. Читайте ниже 16 наших рекомендаций, которые помогут спланировать и осуществить комфортное автопутешествие.

1. В автопутешествиях по России мы предпочитаем районные дороги категории «Р» автомагистралям категории «М». На первых меньше трафика, поэтому можно насладиться видами и посмотреть, как живут области, деревни и городки.

Магистральные трассы используем только для быстрых транзитных переездов. К тому же, большинство ДТП происходит именно на них (просто теория вероятности: чем меньше машин, тем меньше ДТП).

2. В России бывают сотни вариантов дорожного покрытия, поэтому перед поездкой мы гуглим состояние всех дорог, по которым собираемся проехать. Ловите полезный сайт об этом: autostrada.info .

3. Если путешествуете по малонаселённым районам, заправляйтесь заранее: АЗС могут встречаться существенно реже, чем, например, в Подмосковье.

Правило такое: осталась половина бака, видите брендовую АЗС — заправляетесь. Заправки с неизвестными названиями не используйте, ремонт машины может влететь в копеечку.

4. Подстраивайтесь под свои биоритмы. Жаворонок? Выезжайте с утра пораньше (ваши пассажиры могут на заднем сидении утренний сон досмотреть).

Сова? Выезжайте позже и продолжайте путь вечером и даже ночью, но учтите, что ночью на неосвещённой трассе средняя скорость, как правило, ниже дневной.

5. Просчитывайте среднюю скорость, чтобы длительность поездки стала предсказуемой. При расчётах учитывайте время на обед, заправки, остановки в туалет и для отдыха. У нас, например, на районных трассах средняя скорость получается около 60 км/ч, если асфальт хороший, а на многополосных магистралях — 70 или даже 80 км/ч.

6. Заведите карточки ведущих АЗС, чтобы получать скидки на топливо. Эти карточки или бесплатны, или стоят символические 150 рублей, так что вы ничего не теряете.

Основных принципа два: или на карточке копятся баллы, которыми можно заплатить за топливо, или скидка даётся сразу. К первым относятся программы лояльности Газпромнефти, Лукойла и Роснефти с ТНК, а 3%-ную моментальную скидку предоставляет ТатНефть, поэтому мы и любим её больше других.

7. Если часто путешествуете по пустынным дорогам, возите с собой небольшой запас воды и консервов: в случае поломки вечером можно провести ночь в машине в ожидании помощи.

8. Перед поездкой убедитесь, что у вас есть запаска и домкрат, чтобы заменить колесо в случае прокола. Ведь пробитые колёса - наиболее распространённое происшествие на дорогах России.

А ещё пригодится электрический автомобильный насос (наш называется « Качок» ) для подкачки шин: за пределами крупных городов АЗС редко могут похвастаться таким сервисом.

9. Обязательно делайте перерывы в дороге, руководствуясь требованиями организма. Кому-то удобней останавливаться раз в час-полтора на пять минут, а кто-то рулит по четыре часа подряд, а затем час отдыхает. Всё индивидуально.

10. В автопутешествии по России никогда не теряйте бдительность. Неважно, в какой вы области, на магистрали или на районной трассе, в любой момент вы можете налететь на яму или посторонний объект на проезжей части (например, на доску, упавшую с лесовоза), обнаружить ремонт без предупреждения или пьяного, готового выпасть вам под колёса неизвестно откуда. Россия — страна непредсказуемая, у нас не соскучишься.

11. Не доверяйте слепо навигатору или хотя бы пользуйтесь несколькими для перепроверки. Лучше всего вообще выбирать маршрут самому. Можно, конечно, поехать из Москвы до Башкирии по однополосной трассе М-5, как и построит вам любой навигатор, но красот России вы не увидите, поскольку будете увлечены постоянными попытками обгона фур на фоне общей перегруженности трассы. А ведь есть и другие, не такие напряжные и опасные маршруты, например, через Нижний Новгород, Саранск, Ульяновск и Оренбургскую область.

12. Для того, чтобы видеть профиль дороги, особенно в ночное время, мы рекомендуем использовать навигатор iGo. В городах России мы также пользуемся Яндекс Навигатором или Яндекс Картами. MAPS.ME лучше использовать для пеших прогулок.

13. Этот пункт — специально для любителей съезжать с главной дороги навстречу приключениям. Если у вас полный привод — переходите к пункту 14.

Десять раз подумайте, прежде чем ехать по грунтовой дороге с лужами. Вытаскивать увязшую машину — долго и иногда дорого. Если видите, как грунтовка постепенно сужается и становится менее накатанной — не обманывайте себя, скорее всего скоро тупик или лесная непроходимая дорога, и пора уточнять маршрут. А ещё дорога, по которой вы легко и припеваючи ехали в солнечную погоду, после ливня может стать непроходимой.

14. Маршруты и расчётное время прибытия в поездке по России удаётся спланировать везде, кроме Москвы и области. Пробки, ремонты и загруженные дороги вносят свои коррективы. Хотите точных прогнозов? Добавляйте при расчётах запасное время, например, на выезд из Подмосковья.

15. Путешествовать на нескольких машинах очень весело и, как правило, не так стремительно, как на одной. Скорость зависит от ваших организаторских навыков, иначе будете делать остановки в туалет раз в полчаса. Удобно купить рации и переговариваться между машинами. У нас рации фирмы Midland - недорогой и рабочий вариант.

16. Если вы много путешествуете и на каждой АЗС затариваетесь вкусняшками, у нас для вас плохие новости: цены на брендовых заправках завышены, и если за один раз разница незаметна, за пару недель сумма набежит приличная. Продукты в дорогу лучше покупать в супермаркетах и обычных магазинах, тем более трассы часто проходят через города.

Другие наши статьи, в которых мы делимся своим опытом путешествий.

Каково путешествовать по России на машине? В этом отчете я поделюсь своим опытом самостоятельных автомобильных путешествий. Какой автомобиль выбрать? Что взять в поездку? Как подготовить машину? Что предпринять для безопасности путешествия? Мой личный опыт и советы заядлых автотуристов.

Я очень люблю путешествовать! И каждый раз я стараюсь привнести в это дело новизну: новый стиль, новый формат, новые маршруты.

  • Я уже путешествовал на велосипеде по пустыне Сахара, побережью Средиземного моря и Атлантического океана в .
  • Организовал одиночный трип .
  • Как следует покатался на арендованных байках на островах Пенанг и Борнео, по и .
  • Наездился и налетался на самолетах тоже будь здоров!

И вот настал момент попробовать что-то новое. Решил купить суперпроходимый и вместительный автомобиль - УАЗ "Патриот" , чтобы с ним открыть для себя новый стиль путешествий. Мой первый автомобиль, впервые за рулем. Потренировался три месяца, катаясь по ближайшим окрестностям, экипировал машину, купил все необходимое туристическое снаряжение - и вот в первый день осени 2016 года я сел за руль и отправился в дорогу длиной несколько тысяч километров, чтобы увидеть Кавказ.

На автомобиле я пока путешествовал только по России (читайте: ), и мои советы в первую очередь пригодятся тем, кто готовится к поездке внутри страны. Но также мои рекомендации по подготовке автомобиля, сбору вещей и вопросам безопасности будут полезны и тем, кто планирует самостоятельное путешествие на машине в Европу или иные места за границей. Большинство советов универсальные.

Почему для путешествий по России я выбрал УАЗ "Патриот"?

Я долго выбирал автомобиль, сравнивал все возможные параметры, плюсы и минусы каждого варианта. В итоге пришел к выводу, что оптимальным вариантом для меня с учетом моих потребностей будет именно "Патриот".

В чем плюсы автомобиля УАЗ "Патриот" для дальних путешествий по России?

  1. Проходимость . На этом автомобиле я проезжал по жуткой грязи, въезжал на очень крутые склоны, скакал по огромным булыжникам на бездорожье в горах, ездил по руслу горных рек. Автомобиль справился со всеми трудностями. Я любитель забраться в отдаленные и труднодоступные места, поэтому проходимость машины для меня очень важна.
  2. Вместительность . Сколько бы у вас не было экипировки, личных вещей, техники для съемки и работы, запасов провизии и воды – все это прекрасно уместится в багажнике и салоне автомобиля. Еще один бонус: в салоне при сложенных задних сидениях могут спать два человека (я сделал простую конструкцию из фанеры в виде фальш-пола, а сверху постелил ватный матрас – постель готова). Так что УАЗ "Патриот" - это практически дом на колесах.
  3. Чинится в любой деревне в самых отдаленных уголках страны . Если во время путешествий по России вдали от цивилизации (например, на Алтае или Кавказе) произойдет поломка автомобиля, то легко можно будет найти нужные детали на замену и умельца, который сможет все наладить (там ведь только на УАЗах и ездят). Если вы путешествуете по России на иномарке и в какой-нибудь глуши случится поломка, то вам придется не сладко.

Но, конечно же, есть и минусы :

  1. Большой расход бензина : около 13 л/100 км по трассе, на бездорожье может быть и все 40-50.
  2. Трясет, шумит, вибрирует . В дальних поездках на "Патриоте", когда проезжаешь около 1000 км в день, это выматывает. Но что поделать? Это российский автопром! Это УАЗ! Придется потерпеть.
  3. Свыше 120 км/ч не поедешь, как ни старайся . Точнее даже после 100-110 км/ч уже становится крайне некомфортно – двигатель ревет, машину колбасит.

Также УАЗ "Патриот" вполне подойдет для поездок в страны СНГ, а вот в путешествие по Европе лучше отправиться на другой машине - иначе придется волочить за собой прицеп деталей и запасных частей.

Подготовка к дальнему путешествию на машине

Сразу оговорюсь, я не даю советы по подготовке и экипировке автомобиля к масштабным и долгим поездкам в несусветную глушь, в тайгу, в горы, за сотни километров от ближайшего населенного пункта. Для таких экстремальных экспедиций потребуется подготовка совсем иного уровня, а также уверенные знания в механике, умение диагностировать и устранять поломки. Я таковыми навыками не обладаю и большинство людей, полагаю, тоже. Поэтому мои списки и советы предназначены исключительно для автотуристов, желающих съездить на своей машине на отдых, а не оправиться покорять девственные просторы тайги, тундры или малодоступные плато и горные перевалы.

На заметку . Чтобы путешествовать на автомобиле, не обязательно иметь личный транспорт или ехать на нем из самого дома. Машину можно взять напрокат в том месте, куда вы отправляетесь. Найти автомобиль нужной марки и класса по лучшей цене можно на удобном сервисе Skyscanner Car Hire , который сравнивает предложения всех самых популярных компаний по аренде авто. Особенно удобно, если планируете путешествие по Европе, Азии или Америке.

Что сделать перед отъездом?

Итак, что стоит сделать перед тем, как отправиться в самостоятельное автомобильное путешествие по России или за границу?

  1. Пройти техосмотр , заменить масло, фильтры, изношенные детали - в общем, все проверить и привести автомобиль в наилучшее состояние.
  2. Экипировать, оборудовать машину всем необходимым. Если собираетесь ездить по бездорожью, стоит поставить защиты топливных баков, защиту рулевой тяги и раздатки. Оборудовать спальное место, если планируются ночевки в машине. Организовать хранение вещей (их в большом путешествии набирается много - нужно все грамотно уложить).
  3. Продумать питание и сформировать запас еды и воды. Всегда лучше иметь что-то съестное как для перекуса в пути, так и запас на черный день (точнее - несколько дней).
  4. Продумать маршрут и места ночевок . Посчитайте, какое расстояние вы будете проезжать в день, и, исходя из этого, решите, где будете ночевать, чтобы не оказаться ночью в чистом поле. Это вопрос безопасности и спокойствия.
  5. Узнайте о работе сотовой связи и наличия доступа к интернету по маршруту поездки и в точке назначения.

Что взять в путешествие на машине?

Ниже перечислены все вещи, которые я беру с собой в дальние и длительные автопутешествия. Составьте на основе моего списка свой, включив в него те вещи, которые вам понадобятся в поездке. Распечатайте и используйте при сборах, чтобы ничего не забыть.

Обязательный набор автомобилиста . , огнетушитель, компрессор, домкрат, набор инструментов, запаска, трос, пусковые провода. У меня также имеются: лопата, сапоги резиновые, топор, пила, доски для домкрата, тряпки, воронки, омывайка, антифриз, тормозная жидкость, перчатки, канистра с запасом воды, веревки, резинки багажные с крюками, набор предохранителей, хомуты.

Электроника . Инвертор (преобразователь напряжения в 220 вольт). Очень важная вещь в путешествии! Дает возможность заряжать технику и подключать любые не слишком мощные электроприборы. Захватите и запасные предохранители к нему. Также очень пригодятся: навигатор, видеорегистратор, антирадар, телефоны с GPS, и картами (OSM, Яндекс, Google). Прочая электроника: ноутбук, фотоаппарат, плеер, usb-колонки (с ними удобно смотреть кино по вечерам, слушать музыку в номере гостиницы). Сим-карты разных (лучше всех) операторов.

Походный быт. Влажные салфетки, бумажные салфетки, дождевик, спальники, палатка, коврики туристические, простыня, подушки, наволочки, полотенца, плед, мешки для мусора, стулья походные раскладные, стол раскладной (подумайте, насколько он нужен, так как занимает много места), термосумка, туалетная бумага, мыло, шампунь, средства личной гигиены, спички, зажигалки, фонарик и батарейки, фумигаторы и спреи от насекомых, спирт или хлоргексидин для дезинфекции.

Приготовление и прием пищи . Газовая горелка и баллоны, котелки, сковорода, столовые приборы, кружки, термос, контейнеры, штопор, консервный нож, ножи, маленький походный чайник или кипятильник, гейзерная кофеварка или турка, доска разделочная, губки для мытья, моющее средство, мангал, шампура.

Питание . Каждый сам формирует свои запасы съестного, я перечислю лишь основное. Соль, сахар, чай, кофе, подсолнечное масло, орехи и мюсли для перекуса в пути. Чем можно питаться в путешествии? Подходящие продукты, на мой взгляд: крупы, макароны, консервы мясные, овощные и рыбные, кус-кус (очень рекомендую), хлебцы или сухари. Приличный запас питьевой воды - обязательно!

Наличные деньги разного достоинства, особенно мелкие (50, 100). Далеко от крупных городов не расплатишься картой, а банкомат не всегда найдешь (например, мы как-то в Марокко в крошечном совершенно нетуристическом поселке в пустыне Сахара оказались без налички в местной валюте, пришлось искать желающих обменяться). Путешествуя самостоятельно по России на автомобиле, всегда есть вероятность сломаться, и тогда нужно будет прибегнуть к чьей-то помощи - наличка пригодится.

Одежда . Отправляясь в дальнюю поездку на машине, продумайте этот вопрос как следует. Подбирайте одежду и обувь, исходя из маршрута и сезона. Если будете ночевать в палатке или машине, позаботьтесь о наличии теплой одежды (например, мы на Кавказе в сентябре-октябре сильно мерзли по ночам). Термобелье и одежда из флиса никогда не будут лишними. Подберите оптимальную обувь разного вида: что-то легкое (шлепки, сандалии), непромокаемое (сапоги, ботинки), повседневная обувь для города или природы. Могу порекомендовать трейловые (для бега по пересеченной местности) кроссовки Asics - это прекрасная обувь! В этих чудо-кроссовках мы в день проходили в горах свыше 20 км с набором высоты более километра, и в −20°С не мерзли, и в +30°С в них ноги не варятся, да и ехать за рулем по 15 часов в день в них удобно.

Прочее : книги, солнцезащитные очки, скотч, булавки, иглы и нитки для шитья, ватные диски, клей, зонт, гамак.

Безопасность в поездке

Советы по безопасности от опытных автопутешественников, которые стоит взять на заметку:

  1. Продумайте безопасность ночевки. Лучше спать в машине. Все ценные вещи тоже должны находиться внутри. Водительское сидение не складывайте и оставляйте свободным, чтобы иметь возможность быстро сесть за руль и уехать. Нос машины не должен упираться в препятствие (дерево, овраг, водоем и прочее).
  2. Держите под рукой средства самообороны . Например, перцовый баллончик. Опытные путешественники рекомендуют иметь под рукой мощный фонарь или прожектор (чтобы ослепить неприятеля). В лицо агрессора также можно выстрелить каким-нибудь бытовым спреем (например, WD-40, стеклоочистителем и т. п.).
  3. Информируйте своих близких о том, где вы находитесь, останавливаясь на ночлег, а также во время пути.
  4. Узнайте и выпишите телефонные номера эвакуаторов и сервисных центров для вашего автомобиля в тех регионах, через которые вы будете проезжать.
  5. Следите за количеством топлива . Заблаговременно заправляйте полный бак. В идеале - возить канистру с бензином.
  6. Полезно иметь спутниковый телефон .
  7. Несколько очков в пользу вашей безопасности даст наличие у вас документов прессы или хотя бы бейджиков. Хорошо, если у вас есть возможность оформить в интернете специальную страничку, которая будет рассказывать о вашем путешествии и создаст видимость того, что вы являетесь участником крупного тревел-проекта и вся страна знает о вас. Также можно украсить автомобиль наклейками о вашем участии в экспедиции. Эти меры дадут вам особый статус и сделают сотрудников правоохранительных органов более мягкими и справедливыми в общении с вами (вероятность наездов и грубости снизится).

Вопросы безопасности, которые всегда следует продумывать любому путешественнику (не только автомобилисту):

  • Деньги . Спрогнозируйте ВСЕ возможные финансовые трудности и найдите пути их решения. Стоит иметь несколько карт разных банков, хранить их в разных местах (то же касается и налички). Имейте резерв - сумму на непредвиденные расходы.
  • Документы . Отсканируйте или сфотографируте свои документы, сохраните их на флеш-карте и храните при себе.

Список вещей в дорогу и советы по безопасности и комфорту буду постепенно дополнять и корректировать по мере накопления нового опыта. Вашим советам и замечаниям буду рад! Делитесь опытом в комментариях - будем формировать заметку автопутешественника общими силами.

Здравый смысл подсказывает, что современная машина доставит меньше проблем, будет комфортнее и не сломается в дороге. Если у вас есть выбор, стоит поехать на менее изношенном авто, но, если выбора нет, не беда. Проблема старых автомобилей преувеличена теми, кто на них не ездит.

Средство передвижения должно пройти следующие стадии подготовки:

  • техническое обслуживание двигателя и ходовой части, устранение неполадок;
  • проверка уровня жидкостей и их долив, замена масла в двигателе и коробке передач при необходимости;
  • проверка запасного колеса;
  • экипировка набором инструментов, запасным маслом, тормозной и охлаждающей жидкостями, ремнями ГРМ и генератора, аптечкой, буксировочным тросом, домкратом, фонариком, насосом или компрессором, огнетушителем, светоотражающим жилетом и знаком аварийной остановки.

Для поездки нужен актуальный набор автомобильных документов, страховка и, если вы едете за рубеж, зелёная карта. Для подтверждения водительских прав в странах, присоединившихся к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, достаточно иметь при себе национальное водительское удостоверение. В этот перечень входит большинство стран Европы и бывшего СССР, всего около 80 государств (можно посмотреть в «Википедии »).

Бытовой райдер

Может показаться, что в машине хватит места для всех вещей, которые вы захотите взять с собой. Это иллюзия: при большом количестве хлама отыскать нужную вещь станет сложнее и всегда есть риск, что вы захотите купить в поездке габаритный предмет, но не уложите его в багажник.

Каждому путешественнику понадобится один комплект верхней одежды и три комплекта нижней. Помимо автомобильной аптечки под рукой необходимо иметь персональную с аспирином, парацетамолом, смектой или другим средством от проблем с пищеварением, лекарствами от аллергии и против кровососущих насекомых. В косметичку положите привычные средства, без которых не обходится ни один день, в большинстве случаев они не занимают много места.

Для ночёвки вне помещений понадобится спальный мешок, туристический коврик и , для самостоятельного приготовления пищи - газовая плитка с одной конфоркой. Это необязательные атрибуты, но они подстрахуют, если что-то пойдёт не так.

Держите в багаже запасную кредитку и немного наличных отдельно от основных кошельков.

То же самое проделайте с копиями всех документов (желательно сделать их цветными).

Багаж должен быть скомпонован и расположен в машине так, чтобы на полную разгрузку требовалось минимум перекладываний и затрачивалось минимум времени.

Планирование маршрута

Kalu Ci / Unsplash.com

Будем исходить из того, что типичное автомобильное путешествие - это не марш-бросок, не марафон и не трофи-экспедиция, а комфортная поездка на машине во время среднестатистического отпуска, на которую может быть затрачено от четырёх дней до двух недель.

Трезво оцените возможности. Водитель с опытом езды на дальние расстояния проедет за день 1 000 километров или больше, если двигаться по скоростной магистрали на две полосы в одну сторону. Но такой темп утомителен и требует разгрузочного дня или второго водителя.

Чтобы определить, сколько требуется проезжать в день, отметьте на карте опорные точки маршрута - города, исторические места или природные объекты, где планируете останавливаться с ночёвкой. После этого определите расстояние и маршрут между этими точками.

Нежелательно останавливаться в одной точке менее чем на сутки.

Переезд свыше 500 километров - небольшое испытание для водителя. К тому же лучше увидеть меньше по дороге, чтобы увидеть больше в месте назначения.

Расскажу о своём опыте. Желание сделать поездку максимально насыщенной смазало впечатления: посетили много городов, а увидели мало.

В Ярославль мы приехали в 16 часов. После суток езды, ночёвки в поле и беглого посещения Углича и Ростова Великого хотелось принять душ, поесть горячего и просто отдохнуть. Гулять вышли не раньше восьми вечера, а спустя четыре часа вернулись спать.

Следующие полдня осматривали город, а ближе к вечеру отправились в Вологду, но не по главной трассе, а через Рыбинск и Пошехонье: хотелось увидеть эти города хотя бы одним глазом. Времени доехать до Вологды засветло не хватало. Мы поехали по очень плохой дороге и вынуждены были в какой-то момент вернуться до предыдущей развилки.

В Вологду попали на следующий день, когда уже было пора возвращаться домой, а это 700 километров. Трёх часов в историческом 300-тысячном городе слишком мало, чтобы ощутить его атмосферу.

Финансовый вопрос

Чем больше путешественников в одной машине, тем дешевле каждому обходится поездка. Правда, планировать маршрут становится сложнее, но если договариваться до старта, то недомолвок и неожиданностей не будет.

Подсчитайте, сколько денег на бензин понадобится, и возьмите на треть больше. При подсчёте исходите из собственного опыта, а не технических показателей расхода. Онлайн-калькуляторы упрощают этот процесс, но не учитывают поворот не туда и последующие блуждания, а депозит на случай перерасхода топлива этот момент учтёт.

Заправочный фонд формируйте вскладчину до поездки, чтобы во время неё не путаться, кто платит. Остаток разделите между собой поровну в конце путешествия.

Заранее определите, где будете размещаться. Для дружеских компаний есть несколько приемлемых способов: мотель, хостел, апартаменты (можно снять через Avito, Airbnb и их аналоги), охраняемый платный кемпинг или ночлег на природе диким способом. Размещение в отеле чаще всего выгодно только семейным парам. подойдёт для одиночного путешественника или пары, в которой хотя бы один имеет прокачанный аккаунт на сайте Couchsurfing.com.

Для поиска всех типов платного размещения пользуйтесь метапоисковиками, например Booking.com или Trivago. На них можно найти акции, скидки и промокоды, предоставляемые как гостиницей, так и самим сервисом.

Перед пересечением государственной границы позаботьтесь о том, чтобы на руках было немного валюты страны пребывания, даже если предпочитаете расплачиваться картой.

Психологический аспект


Simon Schmitt / Unsplash.com

Отлично, если каждый путешественник знает, чего ждать от попутчика. Совместный быт в поездке требует доверия, взаимопонимания и поиска компромиссов.

Основатель экспедиционного проекта Dream Roads Константин Перфильев утверждает, что в каждом совместном путешествии должен быть руководитель. Организаторов может быть несколько, но координировать действия должен один человек - опытный путешественник, к которому в вопросах техники и тактики остальные прислушиваются. Даже если водитель везёт всех на своей машине, ему придётся смириться, что руководить процессом будет, вероятно, кто-то другой.

В компании не должно быть слабого звена, которое внезапно захочет домой или отдыхать вопреки намеченным заранее планам. Если путешествие спонтанное, это тоже не повод расслабиться, лёжа на диване в хостеле или играя в волейбол после завтрака в кемпинге, когда пора выезжать.

Итог

  • Автомобиль необязательно должен быть новым. Главное, чтобы он был надёжным и прошёл техническое обслуживание.
  • На всякий случай проверяйте возможность пользоваться российским водительским удостоверением в стране пребывания, держите документы в порядке и сделайте их копии.
  • Не перегружайте багажник. Представьте, что вы едете без машины.
  • Если план поездки очень насыщен, лучше проведите его генерализацию: уберите лишние промежуточные пункты, чтобы оставить больше времени на главное и интересное.
  • Берите денег на бензин больше, чем требуется, и заранее позаботьтесь о наличии валюты страны пребывания, если едете за рубеж.
  • Чтобы избежать конфликтов, договаривайтесь обо всём заранее и выберите руководителя поездки.