Как умудряется динамик воспроизводить одновременно диапазон частот. Как выбрать хорошую акустику – Выбираем хорошую акустику. · Отношения сигнал\шум

Качество звука на любом компьютере определяют две составляющие:

· Качество воспроизводимых файлов

· Качество акустической системы

Поэтому стоит заранее знать что не смысла покупать хорошую акустическую систему, если в будущем на ней будут воспроизводиться файлы конвертированные с качеством ниже среднего. Идеальным вариантом для мультимедийного компьютера являются файлы с расширение.FLAC для воспроизведения музыки и.MKV для просмотра видео.

Понимание того, как читать спецификации говоря важно, и хотя спецификации могут дать вам некоторые общие идеи о громкоговорителе, они сами по себе не могут использоваться для оценки производительности. График частотной характеристики может быть более полезным, но он не рассматривает критический элемент времени. Таким образом, нельзя слишком серьезно относиться к спецификациям и измерениям, а скорее использовать их, чтобы помочь при поиске динамика.

Из приведенного ниже символа частоты вы можете иметь представление о том, что должно быть на хорошем динамике. Другими словами, динамик, который будет реагировать от 20 Гц до 20 кГц, или диапазон частот, которые могут быть услышаны людьми. Если спикер отвечает в рамках этих двух значений, теоретически они должны иметь всю информацию, которую люди могут услышать. Но большинство громкоговорителей не достигают уровня 20 Гц, а многие низкокачественные динамики не достигают 20 кГц. У вас есть громкоговорители, которые выходят за пределы 20 кГц и некоторые из них могут реагировать на частоту до 20 Гц.

Не существует четкого стандарта и описания идеального звука, но при выборе колонок для мультимедиа-компьютера следует ориентироваться по следующим параметрам:

· Суммарная мощность

· Число каналов

· Отношения сигнал\шум

· Диапазон воспроизводимых частот

Суммарная мощность измеряется в Ваттах и показывает общую мощность, выдаваемую всеми колонками при воспроизведении звука. Следует знать, что чем больше количество каналов в системе, тем выше должна быть суммарная мощность. Низкая мощность (ниже 70Вт) может привести к малой громкости всей системы.

Но вы не должны принимать решение, основанное на характеристиках докладчиков. Некоторые громкоговорители имеют отличные характеристики и звучат как дерьмо, и многие динамики имеют «более низкие» характеристики и звук замечательный. Если у вас есть громкоговоритель с диапазоном частотной характеристики от 40 Гц до 20 кГц или другой динамик с диапазоном от 20 Гц до 25 кГц, данных на этих номерах недостаточно, чтобы вы знали, как они будут звучать. Простой набор значений не расскажет вам о качестве звука в громкоговорителе.

Спецификация частотного отклика описывает диапазон частот или музыкальных тонов, воспроизводимых динамиком. Может ли громкоговоритель воспроизводить все слышимые частоты, не разрушая тембр голосов и инструментов, делая их звучащими неестественными? «Плоский» динамик будет «оставаться верным» в вариациях разности уровней от усилителя и не будет изменять звук, исходящий от источника. Но, хотя это важно для студии, это не очень желательно для домашнего аудио. Очень важно, чтобы амплификация имела плоский отклик, по меньшей мере, от 20 до 20 кГц.

Число каналов:

Число каналов определяет количество колонок в системе и обозначается как:

Где первое число - количество сателлитов, колонок воспроизводящих высокие и средние частоты, а второе - количество сабвуферов, колонок отвечающих за воспроизведение низких частот и басс-линии композиций.

При выборе числа каналов следует помнить, что колонки систем 2.1 и 2.0 ориентированы на воспроизведение музыки, а системы 5.1 и 7.1 лучше подходят для фильмов и создания атмосферы во время просмотра.

Что касается громкоговорителя, точность не всегда интерпретируется как «хорошо звучащая». Вы можете найти аудиосистемы всех форм и размеров. Каждая система имеет свою уникальную звуковую подпись. Плоский динамик, вероятно, будет звучать «безжизненно» и «скучно».

Вы можете найти эти мониторы рядом с большинством лучших аудиостудий по всему миру. Но если вы забираете их домой, они звучат плохо. У них есть свое место или собственное приложение, и они делают это отлично. Их можно даже считать «отраслевым стандартом».

В нижней части характеристики громкоговорителей есть, чтобы помочь вам понять, что они могут сделать, но они мало расскажут о качестве звука. Почти все домашние акустические колонки не имеют плоской реакции. Если вы хотите купить пару динамиков. Идите в магазины и слушайте их. Купите тот, который лучше всего подходит вам.

Отношения сигнал\шум: Отношение сигнал/шум -- параметр усилителя активных колонок, показывает, насколько сильно шумит усилитель (от 60 до 135,5 дБ), если в отсутствие сигнала выкрутить регулятор громкости на максимум. Чем больше значение сигнал/шум, тем более чистый звук обеспечивают колонки. Желательно, чтобы этот параметр был не менее 75 дБ, для мощных колонок с высококлассным звучанием не менее 90 дБ.

Вы должны слушать настоящие инструменты, слушать, как звучит настоящий фортепьяно, или скрипка или медный инструмент, выходить на живые выступления без усиления, такие как концертные залы классической музыки, небольшие бары с живым джазом. Узнайте, как звучат эти инструменты. И после, идите в магазины и слушайте несколько громкоговорителей, пока не найдете один, который звучит так близко к тому, что вы слышали. Если вы найдете такой динамик, вы нашли хорошего звучащего динамика, независимо от того, какие характеристики он может иметь.

В системах с несколькими динамиками диапазон частот разбивается на диапазоны, подходящие для физических характеристик каждого динамика. Ключом к эффективному воспроизведению звука является только то, что - соответствующие физические характеристики электромеханических драйверов, которые перемещают «конусы», которые перемещают воздух, чтобы звуки, которые мы слышим от них.

Диапазон воспроизводимых частот: Диапазон воспроизводимых частот - частоты, в которых аппаратура способна воспроизводить звук без значительных искажений. Звуковые волны считаются не искаженными, когда амплитудно-частотная характеристика плоская. Эта характеристика считается таковой в том случае, когда она отклоняется не более чем на 3 дБ от горизонтальной линии. Человек способен улавливать и воспринимать звучание частотой от 20 до 20 тысяч Гц. Для данного компьютера больше всего подойдет акустическая система Microlab FC 730. Данная акустическая система ориентирована работу с музыкой и фильмами, являясь одновременно чем-то средним между системами 2.0 и 7.1. Акустическая система в целом имеет диапазон воспроизводимых частот 30 до 20000 Герц что является приемлемым для прослушивания музыки и просмотра фильмов.

В полнодиапазонных громкоговорителях конус «градуирован», то есть толщина и жесткость конуса постепенно меняются от очень жесткой около центра до менее жесткой, но более тяжелой около окружающего. Некоторые ораторы использовали теперь почти несуществующие «визгеры», которые были тонкими, жесткими и легкими и смонтированными концентрично для катушки и главного конуса. Внедрение полнодиапазонных динамиков в настоящее время является сложным искусством, поскольку лучшие технологии конуса и более эффективные конструкции с несколькими динамиками практически заменили их повсюду.

Полный список характеристик Акустической системы:

· Число каналов:5.1

· Суммарная мощность: 84 Вт

· Диапазон воспроизводимых частот: 30-20000 Гц

· Частотный диапазон фронтальных колонок/саттелитов: 140-20000 Гц

· Частотный диапазон сабвуфера: 30-140 Гц

· Отношение сигнал/шум: 70 дБ

· Мощность фронтальных колонок: 12 Вт

В динамиках полного диапазона катушка внутри магнита приводится в действие полным сигналом, поступающим от усилителя. Катушка перемещается на небольшие или большие расстояния в зависимости от того, какие частоты находятся в сигнале, ведущем его. Вот почему вы слышите гитару, скрипку, фортепиано, барабаны, саксофон, флейту, волынщик и певца вместе. В любой момент времени катушка и, следовательно, конус движутся на основе многих частот вместе - представьте, что человек толкнул, потянул и поколебал вперед и назад многие люди одновременно.

Жесткая часть связанного с ним конуса наиболее эффективно воспроизводит высокие частоты, но не нажимает достаточно воздуха для низких частот. Более тяжелая часть конуса перемещает большую часть воздуха для низких частот, но не справляется с высоких частот. Где-то между ними находятся области, воспроизводящие средний диапазон частот. Для слушателя звук появляется из той же точки.

· Мощность сабвуфера: 24 Вт

· Мощность центрального канала: 12 Вт

· Мощность тыловых колонок: 12 Вт

Рисунок 18 Акустическая система Microlab FC 730

КОРПУС

При выборе корпуса для любого компьютера он должен иметь хорошую систему охлаждения или возможность ее модернизации если эффект будет недостаточным. Также корпус должен хорошо рассеивать тепло выделяемое устройствами внутри него и иметь невысокий уровень шума.

Поскольку эффективность и точность воспроизведения были ограничены по сравнению с затратами и сложностью, инженеры разработали другую реализацию, чтобы повысить эффективность и точность при меньших затратах. Для низких частот требуется много воздуха для перемещения. Для этого требуется сравнительно более высокая электрическая мощность и тяжелый конус, чтобы звучать так громко, как другие полосы частот. Сабвуферы имеют массивный магнит и толстую медную раневую катушку, соединенную с конусом.

Следовательно, их конусы очень жесткие и очень легкие. Хотя в предыдущих конструкциях твитера использовались тонкие пропитанные бумажные конусы, соединенные с катушками из тонкой проволоки в небольших магнитах. Современные твитеры используют полусферические купола из жесткого пропитанного шелка - для лучшей дисперсии звука и меньших характеристик искажения.

В целом нельзя определить качество охлаждения корпуса до покупки потому что степень охлаждения будет зависеть не только от того на сколько сильно будут греться комплектующие, но и от температуры в помещении где будет работать будущий компьютер. Гарантированно хорошее качество воздушного охлаждения предоставляют компании Thermaltake и CoolerMaster. Данные компании проектируют корпуса специально для игровых и особо мощных компьютеров, а они, как известно, нагреваются больше всего.

Исходный электрический сигнал, выдаваемый усилителем, делится на 2, 3 или 4 диапазона небольшим ящиком, содержащим конденсаторы, катушки индуктивности и резисторы, называемые схемой перекрестного перекрытия. Затем каждый диапазон подключается к соответствующему динамику. Динамик полного диапазона не нуждается в этом.

Когда звук воспроизводится отдельными громкоговорителями, сгруппированными в боксы, они, похоже, сливаются и происходят из одной точки. Размещение громкоговорителей имеет решающее значение для воспроизведения согласованного изображения, которое было захвачено микрофонами, первоначально записанными в записи.

Однако при выборе корпуса следует ориентироваться по следующим параметрам:

· Форм-фактор

· Ориентация

Форм-фактор: в данном контексте не определяет реальных физических размеров корпуса, а лишь гарантирует что в данный корпус можно будет установить блок питания и материнскую плату одноименного форм-фактора или форм-фактора меньшего по размерам.

Слушайте, если вы покупаете ораторов, самое лучшее, что нужно сделать, это послушать их. Если вы не можете, вы узнаете много, просматривая спецификации. Интернет-покупатели нуждаются в наибольшей информации, но даже покупатели из кирпича и минометов могут довольно много прогнозировать производительность и совместимость будущего докладчика, глядя на цифры. Нет проблем, основными объектами, представляющими интерес, были бы размеры динамик и сколько весит вес.

Подсказка: более крупные и более тяжелые динамики почти всегда звучат лучше, чем маленькие, легкие. Пока что так хорошо, но размер вуфера также дает подсказки о том, сколько басов выступит оратором. Несколько вуферов могут выглядеть впечатляюще, но они менее надежные предиктора бас-гитары, мы тестировали множество тощих динамиков с двумя, тремя, четырьмя и более драйверами, которые не делали большого баса. Шкафы были слишком прокляты, четыре 3-дюймовых вуфера не делают так много басов, как один 6-дюймовый низкочастотный динамик в коробке большего размера.

В современных корпусах регламентировано несколько основных типов корпусов:

· miniATX

· miniBTX

Рисунок 19 Ориентация Tower

Каждый из типов корпусов способен уместить в себя материнскую плату и блок питания одноименного форм-фактора, при этом подразумевается что хороший корпус форм-фактора ATX имеет крепления для всех остальных форм-факторов.

Ах, но так как не было никакой ссылки на толерантность спецификации, это почти бесполезно. Любой громкоговоритель, который достигает 50 Гц или ниже, может считаться «полным диапазоном» и не обязательно должен быть сопряжен с сабвуфером - для музыки. Многоканальные приложения для домашнего кинотеатра почти всегда требуют сабвуферы. Это не значит, что они будут звучать плохо, просто не так подробно и понятно, как динамики с приличными твитерами. Вы можете подумать, что динамик «8 Ом» представляет собой 8-омный динамик, но в зависимости от частоты воспроизведения динамика в любой момент времени он может составлять 14 Ом или 6 Ом Да, импеданс может составлять 8 Ом, но это не поможет вашему приемнику, когда он пытается воспроизвести громкий звук шагов динозавров.

Усилитель и громкоговоритель – это звенья одной цепи, один без другого работать просто не сможет. В прошлом номере мы достаточно подробно рассмотрели вопрос: «Какой мощности должен быть усилитель?» а сейчас постараемся ответить на второй: «А какой же мощности при этом должна быть АС?» Частично ответ на этот вопрос был дан в прошлом материале, поскольку, как говорилось выше, рассматривать одно без другого невозможно, но ряд деталей остались не затронутыми и, как мы обещали, в этот раз проанализируем их более подробно.

Как бы то ни было, постарайтесь пойти на более высокие, а не на более низкие импедансные динамики, если вы используя бюджетную или умеренную цену. Например, это означает, что вы рискуете жить опасно, если вы подключите 200-ваттный сигнал, канальный усилитель на громкоговоритель, рассчитанный на 100 Вт. Фактически, вы более склонны наносить вред упомянутому громкоговорителю приемником на 50 ватт на канал, это вы громко играли.

Потому что 50-процентное звучание будет более вероятным, если вы будете играть громче, чем 200-ваттный усилитель. Более искаженное искажение приемника мощности более вероятно приведет к «удалению» драйвера. Да, если бы вы сработали с 200-ваттным зверем, это также нанесло бы ущерб, но на гораздо более высоком уровне громкости, чем 50-ваттный приемник. Кстати, небольшая сдержанность в смысле здравого смысла сэкономит затраты на ремонт, но здесь речь идет о спецификации мощности, которая не дает никаких реальных указаний.

ВИДЫ МОЩНОСТИ

Многие производители автомобильных АС пользуются нестандартными методами измерения мощности, которые, кстати, не всегда привлекательнее общепринятых для бытовой аппаратуры – просто им так удобней. Однако большинство употребляет стандартизованные параметры, среди которых нас, как правило, интересуют три: номинальная (RMS), максимальная и пиковая мощности. Главный из этих параметров – номинальная мощность, и именно ее мы в дальнейшем будем подразумевать, говоря просто «мощность». Численное соотношение таково: максимальная обычно выше в 2 раза, чем номинальная мощность, а пиковая – в 3-4 раза. Правило это нельзя назвать строгим: имеются отдельные модели, у которых максимальная мощность лишь чуть выше номинальной.

Подсказка. Если вы хотите играть громко, даже если только время от времени, покупайте больше громкоговорителей и более мощную электронику. Пожалуйста, отправьте здесь свои вопросы о спикерах. При покупке динамиков, один термин, с которым вы столкнетесь, часто является полным. Этот термин предназначен для того, чтобы позволить покупателю знать, что динамик способен воспроизводить все - или большинство - звуковых частот, которые люди способны слышать, без необходимости в дополнительном оборудовании.

Для сравнения, некоторые динамики, такие как сабвуферы и громкоговорители с микрокубом, способны воспроизводить только ограниченный диапазон частот. Полнодиапазонные громкоговорители обычно включают в себя два или более компонентов драйверов. Чтобы понять, что означает полный диапазон, это помогает узнать что-то о человеческом слухе. Звук измеряется в единицах, называемых герц, определяемых как количество раз, когда звуковая волна поднимается и падает с самого высокого до самого низкого уровня за одну секунду.

Как бы то ни было, поскольку номинальная мощность самая маленькая из вышеприведенных, то ряд производителей идет на небольшую хитрость: на упаковке и первой странице инструкции крупно приведены неоправданно большие цифры мощности без указания ее типа, а истину можно установить, только найдя в документе технические параметры, или посмотрев на тыльную сторону динамика, или поискав какую-нибудь малозаметную надпись на упаковке. Не попадитесь на эту уловку.

Итак, номинальная мощность – это именно та, в пределах которой можно продолжительное время слушать музыку на данных АС, не опасаясь нелинейных искажений и тем более – выхода динамика из строя.

ЧТО ВАЖНЕЕ – МОЩНОСТЬ ИЛИ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ?

В прошлой статье мы отмечали, что увеличение мощности в два раза поднимает уровень звукового давления на 3 дБ. То есть динамик небольшой мощности, но с высокой чувствительностью способен развить такое же звуковое давление (ту же громкость звучания), что и более мощная, но менее чувствительная головка. Поэтому если придется выбирать между двумя равноценными по качеству звучания АС, одна из которых более чувствительная, но менее мощная, чем вторая, то выбор лучше остановить на первой. Зачем переплачивать за мощность усилителя, если даже с маломощным вы получите ту же громкость?

Между прочим, в силу определенных обстоятельств (например, особенностей транзисторных усилителей) по-настоящему высокочувствительные АС для автомобильной сферы практически не выпускаются. Но в пределах каждого класса можно обнаружить существенные расхождения в чувствительности, причем это служит источником всевозможных спекуляция: наши тесты чрезвычайно редко подтверждают соответствие между заявленными значениями и реальными, так что советуем обращать внимание на наши «спецпризы», а не на приведенные цифры.

Иногда встречаются динамики с малой чувствительностью, но действительно высокой номинальной мощности, которые на малой мощности играют не только тихо, но и с худшим качеством, но если хорошо «выкрутить ручку», то звучание становится оптимальным. Такой вариант можно рекомендовать тем, кто большую часть времени слушает только громкую музыку и готов приобрести усилитель с мощность не менее сотни ватт на канал.

Заметно повышает громкость звучания и снижение сопротивления АС до 3, и то и до 2 Ом – в последнее время таких моделей появляется все больше. Единственное обстоятельство. Которое надо учитывать, - усилитель должен хорошо справляться с такой нагрузкой. Подключать 2-3-омные АС напрямую к встроенному усилителю автомагнитолы или CD-ресивера мы категорически не советуем, - даже если это и сработает, то будет жесточайшим испытанием для головного устройства и, скорее всего, оно в конце концов выйдет из строя.

СООТНОШЕНИЕ МОЩНОСТИ ДИНАМИКА И МОЩНОСТИ УСИЛИТЕЛЯ

В принципе, нет ничего страшного, если RMS усилителя меньше, чем у динамиков, но в этом случае обращаться с регулятором чувствительности надо еще аккуратнее. Парадокс в том, что менее мощный усилитель, начав перегружаться, с большей вероятностью спалит ваши АС, чем усилитель помощнее! Все дело в явлении, называемом «клиппингом» - т.е. работой в режиме ограничения, когда усилитель выдает сильно искаженный сигнал с большим содержанием высших гармоник. Именно по этой причине наиболее часто в АС сгорают ВЧ-динамики. Кстати, в головных устройствах регуляторов чувствительности нет в принципе, поэтому надо один раз просто на слух определить начало появления искажений при повышении громкости, и в дальнейшем никогда не выкручивать ручку регулятора дальше этого уровня.

МОЩНОСТЬ И ДИАПАЗОН ЧАСТОТ ДИНАМИКА

Еще одна причина выхода из строя динамиков, особенно воспроизводящих НЧ/СЧ-диапазоны, - игнорирование реально воспроизводимого ими диапазона частот. Многие производители для привлечения покупателей указывают расширенный диапазон частот своих динамиков. Например, для коаксиального динамика типоразмера 10 см и мощностью 30 Вт указывают диапазон частот 50 – 20000 Гц. Смущает не верхнее значение, а нижнее. Если вы подадите сигнал частотой 50 Гц с заявленной мощностью на этот динамик, то не только не услышите 50 Гц, но и можете запросто разрушить динамик. Зачастую подобное и происходит, когда, увлекаясь различными схемами подъема баса, забывают о том, что динамик просто не способен воспроизвести нижний регистр. В итоге – порванный диффузор НЧ/СЧ-динамика. Чтобы такого не случалось, диапазон частот, воспроизводимых динамиком, следует ограничивать с помощью ФВЧ хотя бы второго порядка. Устанавливаемая частота среза фильтра зависит от типоразмера динамика. Так, практика показывает, что для 10-см головок она должна быть около 100 Гц, для 13-см – 80 Гц, а для 16-см – 60 Гц. Все, что ниже, должен воспроизводить сабвуфер. Более того, ограничив нижний диапазон частот сигналов, воспроизводимых НЧ/СЧ-динамиками, вы сразу ощутите лучшую отдачу в остальном диапазоне, их более живую и громкую работу. Динамики, способные хорошо работать без ограничения фильтром полосы частот снизу, существуют, но они в меньшинстве.

Общее же правило таково: чем уже частотный диапазон, посылаемый на АС или отдельную головку, тем большую мощность она сможет выдержать. Например, для многих отдельных ВЧ-динамиков приводят сразу несколько значений мощности, в зависимости от частоты среза ФВЧ: если динамик работает, начиная с 2000 Гц, - это одна мощность, если с 5000 – значение мощности гораздо выше. То же самое относится к СЧ-динамикам, НЧ/СЧ-головкам и сабвуферам – с той лишь разницей, что у них можно варьировать сразу две границы диапазона воспроизводимых частот: верхнюю и нижнюю.

Типовые соотношения между мощностью ВЧ-, СЧ-, НЧ/СЧ- и сабвуферных головок таке же, как для усилителей, они рассмотрены в прошлом номере.

САБВУФЕРЫ И ИХ ПАРАМЕТРЫ

Отдельно следует рассмотреть особый класс динамиков – сабвуферы. Данный тип громкоговорителей не так давно вошел в состав автомобильных аудиосистем, но ввиду того, что позволяет воспроизводить более глубокий бас, стал очень популярным у автолюбителей. Однако автомобильный сабвуфер сильно отличается от домашнего. Так, если для домашней техники мощность сабвуфера 300 Вт считается «выше крыши», то для автомобильного – это средний, обычный параметр. Зачем такие мощности? Вспомним, что сабвуфер в автомобиле должен «перекричать» дорожный шум, дома же такой необходимости нет. Кроме того, конструкция автомобильных НЧ-динамиков имеет свои особенности. Для получения глубокого баса в небольших объемах производители идут на ряд жертв, главная из которых – снижение чувствительности. Чтобы получить достаточную громкость при невысокой чувствительности, приходится подводить высокую звуковую мощность. Создать мощный автомобильный усилитель – задача тоже не из простых, поэтому в последнее время стала популярна конструкция сабвуфера с двумя отдельными обмотками звуковой катушки, а некоторые производители идут еще дальше, устанавливая аж 4 обмотки звуковой катушки. Подобное решение дает большую гибкость при подборе оптимального сопротивления под конкретный усилитель – говоря проще, позволяет «выжать» из него максимум ватт. Требуемое сопротивление получают за счет соответствующего соединения обмоток (последовательного, параллельного, параллельно-последовательного). Правда, мощность, сопротивление и количество обмоток на музыкальность сабвуфера не влияет. Даже маломощный, но правильно построенный сабвуфер по качеству звучания способен превзойти своего монстрообразного SPL-коллегу. Хотя для создания требуемого звукового давления вам потребуется как минимум два маломощных сабвуфера. В зависимости от поставленной задачи или жанровой ориентации АС, номинальную мощность сабвуфера выбирают в 2-4 раза выше мощности широкополосных динамиков. Чем больше его мощность, тем лучше, ведь сделать так, чтобы он играл тише, можно всегда, а громче – нет. Но при этом необходимо учитывать реальные возможности бортовой сети вашего автомобиля (и кошелька, конечно).

Кроме того, большое значение имеет тип акустического оформления сабвуфера. В частности, особо приветствуется дополнительный запас по мощности для наихудшего с точки зрения отдачи варианта – бесконечный акустический экран;динамик при этом играет в большой объем, например, в багажник. У моделей в закрытом корпусе чувствительность повыше, но также невысокая, а самые лучшие по отдаче – модели с фазоинвертором, особенно в корпусе полосового типа.

ЧТО ПРОИСХОДИТ ПРИ УВЕЛИЧЕНИИ ЧИСЛА ГОЛОВОК

Нередко встречаются инсталляции со сдвоенными или строенными НЧ/СЧ-головками, а вариантов с двумя сабвуферами и вовсе великое множество. Что это дает и зачем это нужно? Сдваивая головки, вы повышаете уровень звукового давления не менее чем на 3 дБ, это равносильно удвоению мощности, при условии, что удваивается и подводимая к ним от усилителя электрическая мощность. Если на две головки от усилителя поступает та же мощность, что и на одну, то и уровень звукового давления изменится мало. В данном случае по мощности мы ничего не выигрываем, зато увеличенная площадь излучения от диффузоров даст более глубокий бас. Впрочем, этот эффект зависит от расстояния, на которое разнесены головки, и проявится на частотах, для которых это расстояние соизмеримо с длиной волны или превышает его. Интересующихся подробностями отсылаем к книге «Радиовещание и электроакустика» под редакцией Ю.А. Ковалгина, вышедшей в издательстве «Радио и связь» в 1999 году. Там, на стр.224, обсуждается проблема коэффициента полезного действия АС, в состав которых входит несколько однотипных головок. Такие АС в акустике принято называть колонками. Их используют для увеличения направленности и повышения КПД акустических систем.

Именно по причине улучшения басовой отдачи сдвоенные головки применяются только для НЧ/СЧ- или сабвуферных головок. Есть еще варианты сдвоенных высокочастотников, но они редки и имеют другие задачи, например, уменьшение направленности АС на высоких частотах. Во многих случаях использование двух НЧ-головок позволяет решить сложные задачи – в частности, две 12-дюймовые головки проще разместить, чем одну 15-дюймовую. Однако нелишне учесть, что стоимость двух головок будет явно выше, чем одной той же серии, но большего типоразмера.

ВИДЫ МОЩНОСТИ АКУСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Номинальная – среднеквадратичное значение электрической мощности, ограниченной заданным уровнем нелинейных искажений.

Максимальная синусоидальная – мощность непрерывного синусоидального сигнала в заданном диапазоне частот, при которой АС может длительное время работать без механических и тепловых повреждений.

Максимальная шумовая – электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую громкоговоритель длительное время выдерживает без тепловых и механических повреждений.

Пиковая – максимальная кратковременная мощность, которую выдерживают без повреждений динамики при подаче на них специального шумового сигнала в течение короткого промежутка времени (обычно 1 с). Испытания повторяются 60 раз с интервалом в 1 мин.

Максимальная долговременная – электрическая мощность специального шумового сигнала в заданном диапазоне частот, которую громкоговоритель выдерживает без необратимых механических повреждений в течение 1 мин. Испытания повторяют 10 раз с интервалом в 2 мин.

Материал предоставлен журналом Car&Music , №12/2003. Рубрика "Полезные советы", текст: Эдуард Сеген