Контрольная работа Линейные нормы расхода топлива. Экономия топлива и смазочных материалов на автотранспортном предприятии. Сборник научных трудов кафедры

Технологии диспетчеризации меняют подход к оценке расхода материальных ресурсов на транспорте. Вне зависимости от размеров транспортного парка, существуют бюджет, выделяемый на приобретение горюче-смазочных материалов. Задача состоит в том, чтобы расходовать его максимально эффективным способом.

По мере роста расходов на топливо, владельцы компаний и руководители транспортных подразделений начинают активнее искать эффективные способы справиться с этими неизбежными расходами. Диспетчеризация на основе ГЛОНАСС/GPS мониторинга может быть одним из наиболее экономически эффективных средств контроля расходов ГСМ. Снижение доходности и высокая конкуренция в сферах услуг транспортировки, распределения и логистики повышают актуальность реализации эффективной системы управления транспортом и персоналом, которая предоставит интерфейс контроля затрат и обеспечивают требуемый уровень возврата инвестиции.

Исследование, проведенное C. J. Driscoll & Associates в 2010 году показало, что произошло более чем двукратное увеличение количества автомобилей, оснащенных средствами GPS слежения в течение последних четырех лет с 920000 единиц в более чем 1173000. В докладе говорится, что наиболее весомой причиной роста этого рынка был значительный рост осведомленности и признание среди высшего руководства транспортных компаний факта высокой рентабельности инвестиций, в решения GPS-мониторинга.

Рассмотрим пять способов снижения расходов с использованием технологий глобального позиционирования которые могут помочь вам снизить расходы ГСМ:

  1. Мониторинг скоростных режимов
  2. Оптимизация маршрутизации
  3. Строгий контроль ресурсов (ГСМ)

Минимизация холостых моточасов

На вопрос - "сколько топлива я могу сэкономить за счет сокращения времени холостой работы двигателя?" Лучшим ответом является: "Все!". Сокращение интервалов работы двигателя на холостом ходу является весьма эффективным способом снижения расходов на топливо, продления межсервисного интервал и минимизации уровня выбросов вредных веществ в атмосферу. Очевидно, что водители и машинисты предпочитают поддерживать комфортные условия в кабине в течении дня. Они хотят, чтобы там было тепло зимой и прохладно в летние месяцы, поэтому они оставляют транспортное средство с запущенным двигателем во время простоев, когда им необходимо сделать остановку.

В течение дня, двигатель сжигает топливо на холостом ходу в течении нескольких часов. Один дополнительный час работы двигателя на холостом ходу в день - эквивалентно по износу в среднем 64 км пробега. Это преждевременно изнашивает механизмы и агрегаты транспортного средства, что еще больше влияет на экономичность и эффективность. С системой мониторинга транспортных средств, владельцы парков и диспетчеры могут контролировать ситуацию и получать сообщения и сформированные отчеты, когда водитель заводит двигатель или выключает при использовании транспортного средства, обеспечивая протоколирование интервалов непродуктивной работы агрегатов.

Обязательные меры по сокращению моточасов холостого хода необходимо для снижения уровня выбросов отработанных газов в атмосферу и снижения вредного эффекта на экологическую обстановку мегаполисов. Соблюдение этих мер, требует от транспортных предприятий применения надежных средств мониторинга, анализа и управления действиями водителей, во-избежание судебных исков от экологических организаций и штрафных санкций от соответствующих местных и федеральных служб. Технические средства ГЛОНАСС/GPS слежения за транспортными средствами позволяют измерять и параметры режимов работы двигателей, чтобы сократить операционные расходы и выбросы CO и CH.

Мониторинг скоростных режимов движения

Каждый день, транспортные предприятия всех размеров и форм собственности, эксплуатирующие микроавтобусы, легковые и грузовые автомобили большой грузоподъемности начинают работу движимые главной задачей - доставить груз как можно быстрее! Как следствие, водители, часто превышают разрешенную скорость установленную для дорожно транспортной сети. Есть по крайней мере два отрицательных результата такого поведения. Превышение скорости опасно само по себе и сжигается больше топлива в пути - растут риски и расходы транспортного парка. Мы ведем речь не о системах ограничения скорости или способах ухода от ответственности. Речь идет о том, как уменьшить расход топлива за счет использования технологий глобального мониторинга на объектах мониторинга.

Системы ГЛОНАСС/GPS слежения установленные на транспортные средства способны предупреждать водителя и оповещать диспетчеров, когда они превышают заданные ограничения скорости, побуждая их снизить скорость.. Статистические данные о результативности мер предпринимаемых в направлении охраны окружающей среды, говорят о результативности контроля скоростного режима - это позволяет уменьшить расход топлива до 20%. Даже в небольшом парке всего из 25 автомобилей, экономия в 20% от стоимости топлива в год на одно транспортное средство быстро демонстрирует результативность мер.

Установка ГЛОНАСС/GPS контроллера на транспортное средство позволяет снять нагрузку с водителей по формированию оперативной отчетности и стимулирует практиковать более безопасный стиль вождения. Эти мероприятия позволят сэкономить топливо, уменьшить случаи агрессивного вождения и, следовательно, повысят репутацию компании.

Строгий контроль ресурсов

Расходы на топливо являются одной из основных статей операционных расходов транспортного предприятия. Аналитическое агентство FleetFinancials.com в одном из своих докладов опубликовало результаты, которые только подчеркивают, что проблема кражи топлива на автотранспорте имеет абсолютно интернациональных характер и даже в благополучных странах составляет не менее 3% от общего бюджета компании на топливо. Управление расходами на топливо обречено на провал до тех пор, пока не будут пресечены его кражи. Отслеживание моментов заправки топлива на объекте мониторинга - весьма успешная практика контроля расходов. Использование схем оплаты на основе топливных карт в содружестве с топливными компаниями позволяет не только сделать первый шаг в реализации программы топливной экономии, но и использовать системы скидок и договорных цен.

Как только эти меры приняты, работа в направлении реализации эффективного управления расходами на топливо только начинается. Для максимальной отдачи от программы управления топливом, компании могут осуществлять ГЛОНАСС/GPS диспетчеризацию транспортных средств, сопоставляя пробег, паспортных и фактический уровень расхода топлива..
Протоколирование частоты скачкообразного изменения уровня топлива на транспортном средстве и сопоставляя их c данными по оплате топливными картами, решение диспетчеризации на основе средств глобального мониторинга может предоставить важную информацию для управления транспортным парком: расположение наиболее предпочтительных пунктов заправки топлива и бензоколонок, характеристики расхода топлива в течении суток в зависимости от выбранного маршрута и фактического пробега.
В результате использования системы глобального диспетчеризации появляется возможность предотвращать не целевое использование транспортных средств, пресекать сходы с маршрутов и кражи топлива в автоматическом режиме.

Соблюдение регламентов технического обслуживания транспортных средств

Планирование и выполнения процедур сервисного и регламентного обслуживания узлов и агрегатов транспортного средства работают более эффективно, чем пренебрежение или попытка экономить на них, сохраняя деньги и снижая расход топлива для транспортных компаний. ГЛОНАСС/GPS системы диспетчеризации не только хранят, но и отслеживают межсервисные интервалы на основе информации о пробеге и нагрузке на транспортное средство. Сопоставляя журналы техническое обслуживание и отчеты о рабочих сменах, система диспетчеризации формирует расписание и уведомления для обслуживания каждого объекта мониторинга в парке, для выполнения производственных задач максимально эффективно. Транспортный парк получает ситему автоматических предупреждений и уведомлений о необходимости проведения планового ТО на основе данных, таких как пробег, время (период эксплуатации), длительность эксплуатации и текущая дата.

Контроль исполнения результатовтекущего ТО таких, как контроль давления в шинах, замена масла, фильтров и свечей зажигания обеспечивает экономию топлива парка от 4% до 10%. Эта экономия имеет, зачастую, решающее значение для принятия решения о необходимости внедрения систем сопровождения и управления парком для оптимизации расхода топлива. Система диспетчеризации в этом случае используются для сбора, анализа и хранения данных: что автомобиль готов к работе, и предоставляет удобный интерфейс для обращения к журналам о прошлых инцидентах и регламентах исполнения ТО.

Выводы и дальнейшие шаги

Цены на топливо продолжают расти и остаются основной статьей расходов для автотранспортных предприятий. ГЛОНАСС диспетчеризация транспорта может быть мощным и эффективным средством сокращения потребления дорогостоящих ресурсов.

Внедрение всего интегрального комплекса мер на базе глобального мониторинга в результате позволяет расширить зону контроля расходов и сделать прозрачным для потребителей весь процесс транспортировки и логистики, что значительно повысит эффективность бизнеса.


К атегория:

Автомобильные эксплуатационные материалы

Оперативное управление расходом топлива на автопредприятии


Основной задачей оперативного управления расходом топлива является обеспечение выполнения установленных норм и своевременное устранение причин перерасхода топлива. Управление включает следующие три этапа: текущий учет и анализ расхода топлива; контроль первичной информации; установление перерасхода топлива и устранение его причин.

Известны различные методы организации оперативного управления расходом топлива, среди которых наибольшее распространение получило управление по линейным нормам и удельному расходу.

Управление по линейным нормам возлагается на техническую службу АТП . Его основными функциями являются постоянный контроль за первичной информацией о техническом состоянии автомобиля, выявление автомобилей с повышенным расходом топлива, оперативное устранение его причин. Выявление и устранение причин перерасхода топлива может осуществляться тремя способами. В простейшем случае решение принимается в автоколонне механиком и водителем и обнаруженные неисправности устраняются на месте. При более сложных неисправностях автомобиль направляется на пост диагностики, где определяется расход топлива на холостом ходу и под нагрузкой, оцениваются потери в трансмиссии и мощности на ведущих колесах, выполняется проверка системы зажигания, питания и т. д. Если это не дает результата, т. е. автомобиль является технически исправным, производятся контрольные замеры расхода топлива на линии. Замер осуществляется при работе автомобиля с номинальной нагрузкой с помощью расходомера или мерного бачка, имеющих погрешность измерения не более 1%. При отсутствии перерасхода топлива на основном маршруте производится дополнительный замер его расхода при маневрировании в пунктах погрузки и выгрузки. Если и в этом случае не удается выяснить причины перерасхода топлива, то контрольный замер производится повторно водителем-инструктором в тех же условиях эксплуатации.

Рис. 1. Основные этапы оперативного управления расходом топлива по линейным нормам

Управление по удельному расходу топлива осуществляется путем периодического (не реже раза в декаду) анализа фактических значений удельного расхода топлива в сравнении с его расчетными величинами. Анализ производится по основным эксплуатационным показателям в разрезе бригад, колонн (отрядов) и АТП в целом. Для определения влияния технико-эксплуатационных показателей на величину удельного расхода топлива и выявления причин его перерасхода применяется метод подстановок. Метод заключается в последовательной подстановке в расчетную формулу удельного расхода фактических значений отдельных показателей. С помощью полученных значений изменения удельного расхода (обычно в %) в зависимости от фактических величин эксплуатационных показателей определяются причины невыполнения и принимается решение по их устранению.

Важной функцией системы управления расходом топлива является оперативный контроль фактического расхода и наличия ТСМ . При этом основной задачей является строгое соблюдение «цепочки» остатков топлива по каждому автомобилю и путевому листу. Фактический расход топлива определяется по путевому листу в виде разности между суммой остатка перед выездом на линию плюс объем произведенной заправки и остатком топлива в баке после возвращения в гараж.

На рис. 49 показан один из вариантов организации контроля за остатками топлива в баках автомобилей, применяемый на автотранспорте общего пользования БССР . При выдаче водителю путевого листа диспетчер записывает в нем остаток топлива и показания спидометра при выезде (согласно предыдущему путевому листу) и после возвращения. Выдача нового путевого листа при отсутствии предыдущего производится в исключительных случаях только по разрешению начальника АТП или его заместителя по эксплуатации. В этом случае составляется акт о фактическом наличии топлива в баке и показания спидометра, сведения о которых заносятся в карточку учета работы автомобиля и путевой лист. Сам акт передается в группу учета ТСМ . В случае обнаружения водителем недостачи топлива в баке при выезде на линию аналогичный акт составляется по его требованию с внесением соответствующих изменений в путевой лист. Сверка остатков по путевым листам производится техником по учету ТСМ . В случае расхождений и выявлении недостачи топлива по остаткам водитель обязан сдать имеющиеся талоны, либо в противном случае с него взыскивается стоимость недостающего топлива.

Выдача водителю путевого листа без указания остатка топлива в баке запрещена, при этом диспетчер несет персональную ответственность за неоформление акта фактического наличия топлива. При возвращении автомобиля с линии дежурный механик проверяет соответствие величины остатка топлива с показаниями датчика уровня в баке. В случае их расхождения производится контрольный замер с помощью мерных линеек, пневмогидрав-лических указателей остатков или других устройств.

Рис. 2. Схема контроля первичной информации об остатках топлива h 163

Контроль за «движением» топлива и его текущим расходом осуществляется группой учета ТСМ при заполнении лицевых счетов автомобилей на основании путевых листов. Если в течение нескольких дней наблюдается перерасход топлива, группа учета ТСМ оформляет и направляет механику автоколонны контрольную карту перерасхода. В течение всего периода перерасхода топлива в контрольную карту заносятся все этапы выявления причин перерасхода, включая результаты первичного осмотра, диагностирования и контрольных замеров с указанием выявленных причин и принятых мер по их устранению. После доведения расхода топлива до нормируемого значения карта перерасхода снимается с контроля и сдается в архив.

Ежемесячно на АТП производится инвентаризация нефтепродуктов. Результаты инвентаризации оформляются актами снятия остатков ТСМ на складах и АЗС , а также актами снятия остатков топлива в баках автомобилей при их возвращении с линии в последний день месяца. На основании данных об остатках в последних путевых листах и акта инветаризационной комиссии бухгалтерия предприятия составляет ведомости оприходования излишков и взыскания недостач топлива.

Задачей группы ТСМ является обеспечение достоверной информации о ежедневном, ежедекадном, месячном и квартальном расходе ТСМ как в целом по АТП , так и по отдельным бригадам, колоннам (отрядам) и водителям (автомобилям). Эта группа контролирует реализацию фондов на ТСМ с подведением итоговых лицевых счетов за месяц (квартал) по каждому водителю.

Недостатками традиционно сложившейся системы управления расходов топлива на АТП является ее сложность, трудоемкость и в большинстве случаев отсутствие объективного контроля за расходом топлива. Последнее в значительной степени устраняется при использовании различных технических средств измерения расхода топлива при эксплуатации автомобилей. Для этой цели применяются различные типы бортовых расходомеров-счетчиков топлива: поршневые, вертушечные, шестеренные и др.

На рис. 3 приведена схема расходомера топлива поршневого типа конструкции ХАДИ . Расходомер состоит из поршня с цилиндром, двух пар контактов, четырех электромагнитных клапанов, блока управления клапанами, блока регистрации и соединительных трубопроводов. Для отделения воздуха и паров используется пароотделитель, топливо из которого подается с помощью насоса.

Рис. 3. Схема поршневого расходомера бензина

При работе расходомера топливо поступает через один из открытых клапанов на впуске в мерный цилиндр. Под давлением топлива поршень двигается, вытесняя топливо из другой (заполненной) части цилиндра через открытый выпускной клапан в топливопровод, идущий к карбюратору. При достижении поршнем конца цилиндра контакты замыкаются и переключают клапаны впуска и выпуска, в результате чего поршень начинает двигаться в другую сторону, отмеряя каждый раз строго дозированную порцию топлива.

Все используемые расходомеры должны периодически проверяться в соответствии с требованиями метрологии. Для этой цели в нашей стране созданы поверочные установки двух типов: ТПУ -ПК - для бензиновых и ТПУ -ПД - для дизельных расходомеров.

За рубежом для контроля расхода топлива на крупных автотранспортных предприятиях применяются автоматизированные комплексы, обеспечивающие выполнение основных функций оперативного управления расходом топлива. Основным элементом такого комплекса является бортовой электронный регистратор расхода топлива и работы автомобиля, с помощью которого осуществляется регистрация первичной информации и ее запоминание (хранение). Далее специальным устройством производится периодический съем зарегистрированных параметров с дополнительным ручным вводом реквизитов автомобиля, водителя и груза (согласно путевым листам) с записью на промежуточном носителе и последующим вводом в ЭВМ . После обработки на ЭВМ первичной информации осуществляется печать выходных параметров и их хранение в памяти с последующим накоплением и дополнительной обработкой.

По нормам расхода авто, в зависимости от пробега, с учетом повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от городской или по трассе йезды и т.п. делается расчет на основе водительских отчетов. У кого перерасход большой - с теми детальный разбор полета.

Если лень в сети полазить, то книжечки такие продаются, типа "учет гсм на предприятии"

cooland, вот как раз камень преткновения в основном и лежит в области повышающих коэфиициентов.
Допустим, говорит мне водитель что простоял два часа в пробке. Как это проверить? Вот и получается что много горючего уходит вот на такие "коэффициенты"..

Не слышали о топливных картах? Пару месяцев назад мы стали сотрудничать с компанией Петрол Плюс Регион: перевели топливные расходы нашего предприятия на систему топливных карт. Очень удобно оказалось в плане отчетности: приходит в электронном виде. Плюс экономия на НДС. Воровство практически исключено – в отчетности отражено, сколько топлива заправил тот или иной водитель. А там элементарно высчитывается: сколько заправил водитель и сколько километров проехал. Если данные сильно отличаются, значит что-то нечисто.
В общем, рекомендую как действенный инструмент контроля.
Плюс еще порадовала одна фишка: возможность отсрочки платежей по карте Магистраль. Причем не требуют залога, как это иногда встречается.

Да, мы тоже ими пользовались. Там в отчетах сразу на "подозрительные" операции обращают внимание. Типа две заправки в течение часа.

Плюсы - не соберешь "лишних" чеков, все только по карте.
Минусы - не на всех трассах есть заправки, их принимающие, но их реально много.

Попробуйте. Следующий шаг (если не помогает) - есть спецдатчики, записывающие все пополнения и расход (и слив, если был) бензина. Данные хранятся в отдельной памяти, могут быть считаны диспетчером. В принципе, для 99% случаев мошенничества хватает. Но недешево стоят.

spiridonov, спасибо! Сначала попробую с топливными картами вариант - переговорю сегодня с хозяином предприятия. Запустим систему, а потом в течение месяца посмотрю за расходами.
Отпишу в сообщество о конечном результате.
Об устройствах разного плана тоже думал - но чтобы оборудовать парк такими штуками понадобится под 10.000. американских рублей. Дороговато, врядли босс пойдет на такой вариант без веских оснований.

Автотранспортные предприятия являются крупными потребителями материальных и энергетических ресурсов, которые разделяются на первичные и вторичные.

Первичные ресурсы, используемые АТП в ходе производственной деятельности,- это новые автомобили, агрегаты, узлы, приборы, запасные части, автошины, аккумуляторы, технологическое оборудование и инструмент; топливные, смазочные и другие эксплуатационные материалы, различные изделия и материалы для хозяйственных нужд. Кроме того, АТП потребляют значительное количество тепловой и электрической энергии и воды.

Вторичные ресурсы - это отработавшие свой срок агрегаты, узлы и детали автомобилей, аккумуляторы, моторные и трансмиссионные масла, технические жидкости, шины, отходы черных и цветных металлов и др. Они являются частью отходов АТП, образующихся в процессе работы автомобилей и проведения ТО и ТР на АТП.

Две другие части отходов разделяются на утилизируемые и неутилизируемые. Утилизируемые отходы не годны для переработки (невозвратная тара, коксовый и сварочный шлак, сметаемый с территории АТП мусор, твердые бытовые отходы и др.), они собираются на АТП и вывозятся для захоронения на свалках. Неутилизируемые отходы - это газообразные и пылевые выбросы, образующиеся при движении автомобилей и поступающие в окружающую среду (СО, СН, N02, С02, продукты износа шин, тормозных накладок и др.).

Экономное расходование первичных ресурсов на АТП обеспечивается, во-первых, комплектованием парка автомобилями, имеющими высокую надежность, и применением качественных эксплуатационных материалов; во-вторых, соблюдением норм, правил и требований действующей системы ТО и ТР, предусматривающей своевременное проведение и выполнение в полном объеме регламентных работ ЕО, ТО-1, ТО-2, качественного ремонта и поддержание тем самым автомобилей в технически исправном состоянии - в обоих случаях увеличивается срок службы наличного подвижного состава, снижается расход запасных частей, топливно-смазочных и других эксплуатационных материалов, что существенно сокращает потребность АТП в первичных ресурсах; в-третьих, соблюдением действующих норм расхода изделий и материалов на ремонтно-эксплуатационные и хозяйственные нужды и организацией на АТП строгого учета их потребления; в-четвертых, использованием и переработкой вторичных ресурсов, образующихся в процессе ТО и ТР автомобилей.



Рассмотрим основные мероприятия, обеспечивающие экономию этих ресурсов.

1. Поддержание автомобилей в технически исправном состоянии.

В целях экономии топлива нужно всегда поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии, своевременно и в соответствии с графиком проводить ТО с выполнением необходимых регулировок и при высоком уровне диагностических работ.

2. Совершенствование организации перевозочного процесса, что обеспечивает значительное снижение удельного расхода топлива на единицу транспортной работы и позволяет в масштабах страны экономить сотни тысяч тонн бензина и дизельного топлива. Повышение коэффициентов пробега и грузоподъемности на 1% снижает удельный расход топлива бензиновых автомобилей на 0,62%, а дизельных - на 0,59%.

Большие резервы по рациональному использованию топлива кроются в правильном, экономичном, грамотном распределении имеющегося автопарка по видам перевозок. Очень важным мероприятием по экономии топлива является применение прицепов. Несмотря на абсолютное возрастание расхода топлива у автопоезда, удельный расход топлива снижается на 30% по сравнению с одиночным автомобилем.

3. Применение в качестве моторного топлива для грузовых и легковых автомобилей сжиженного и сжатого газа, что сокращает потребление жидких топлив и обеспечивает значительную экономию природных ресурсов нефти.

4. Использование бензинов повышенного качества, например неэтилированного бензина с добавкой метилтретбутилового эфира (МТБЭ), что снижает расход топлива на 3-5%. Применение дизельного топлива с содержанием серы 0,05% снижает износ, повышает ресурс двигателей и тем самым уменьшает расход запасных частей и других первичных ресурсов.

5. Оборудование открытых стоянок современными средствами подогрева или разогрева в зимний период эксплуатации, что позволяет исключить дополнительный расход топлива на прогрев двигателей.

6. Установка на серийных бензиновых автомобилях бесконтактных систем зажигания (БСЗ) высокой энергии и экономайзера принудительного холостого хода, что снижает расход топлива на 7-10% и одновременно улучшает экологические характеристики двигателей.

7. Обучение водителей рациональным приемам управления автомобилем в процессе движения, что обеспечивает заметную экономию топлива: разница в его расходе при вождении автомобилей по одному и тому же маршруту водителями разной квалификации достигает 18%.

8. Уменьшение потерь топлива в процессе его транспортировки, хранения и при заправке автомобилей. Общие потери бензина при несоблюдении правил транспортировки автоцистернами могут достигать 1,0-1,5% объема перевозки; потери при хранении в резервуарах на АЗС и в АТП - 4-5% объема хранения; потери при заправке автомобилей - 1,5% объема заправки.

Хранение и выдача топлива в настоящее время осуществляется главным образом на коммерческих АЗС общего пользования. При обслуживании АТП собственными заправочными пунктами необходимо организовать специальную подготовку работников складов по учету, хранению и выдаче горючесмазочных материалов (ГСМ), практиковать заключение договоров с нефтебазами на проверку технического состояния собственных цистерн и других емкостей, в которых хранятся нефтепродукты. Следует ежемесячно снимать остатки на заправочном пункте (складе) и на автомобилях и сличать фактические остатки, выявленные инвентаризационной комиссией, с данными бухгалтерского учета. На поступившее топливо составляют приемный акт с указанием количества, плотности топлива и излишков или недостач фактического наличия по сравнению с ордером. Учет топлива на складах ведется в весовых единицах, на заправочном пункте - в литрах с переводом в килограммы по установленной плотности. Перевод литров в килограммы делают по среднедневной плотности, устанавливаемой комиссией в составе техника по учету топлива, заправщика и бухгалтера.

Агрегаты, узлы, запасные части. Значительная экономия этих ресурсов обеспечивается за счет ремонта двигателей и других агрегатов автомобилей, а также топливных насосов и других сложных узлов, аккумуляторов, шин и восстановления основных деталей (блоков цилиндров, коленчатых и распределительных валов, шатунов, клапанов и т.д.). Эти работы следует выполнять на специализированных предприятиях, что может существенно сократить потребность в новых изделиях и запасных частях.

Вторичные ресурсы. По некоторым данным, около 50% вторичных ресурсов, образующихся на АТП, составляют отходы черных и цветных металлов (кузова и кабины списанных автомобилей, утильные детали и др.). Сдача образовавшегося металлолома непосредственно металлургическим заводам для переработки сокращает их потребность в соответствующем природном сырье.

В состав металлолома входят различные изношенные и непригодные для ремонта детали, изготовленные из качественных материалов (полуоси, шкворни, рессорные пальцы и т.п.), которые могут использовать сами АТП или другие предприятия в качестве заготовок.

Изношенные автомобильные шины (17% общего количества вторичных ресурсов) восстанавливаются на шиноремонтных заводах наложением нового протектора и повторно используются на АТП.

Не подлежащие восстановлению покрышки следует собирать и передавать специальным организациям для переработки и последующего изготовления различных изделий (отделочных плиток, наполнителя изделий из бетона и др.).

Отработанные моторные и трансмиссионные масла (16% общего количества вторичных ресурсов) АТП используют в качестве котельного топлива или сдают для переработки на маслорегенерационные станции или на нефтеперерабатывающие заводы.

Отработавшие свой срок аккумуляторы вместе с электролитом сдают специализированным организациям по сбору вторичного сырья или непосредственно на аккумуляторные или перерабатывающие заводы, где они используются для производства вторичного свинца, сурьмы и серной кислоты.

Люминесцентные лампы также сдают организациям вторичного сырья. Содержащаяся в них ртуть извлекается и повторно используется при производстве.

Загрязненная при мойке автомобилей вода и стоки с территории АТП также являются вторичным ресурсом. В связи с этим АТП обязаны с помощью специальных сооружений очищать сточные воды от взвешенных частиц и нефтепродуктов. Очистные сооружения с системой оборотного водоснабжения обеспечивают вторичное использование воды непосредственно на АТП. Собранные нефтепродукты и нефтешлам очистных сооружений также сдают для вторичного использования.

На каждом АТП должен осуществляться контроль за соблюдением установленных норм расхода топлива, эксплуатационных и ремонтных материалов с целью снижения расхода материальных ресурсов, снижения себестоимости перевозок. В связи с этим на предприятиях ведется ежедневный учет расхода эксплуатационных материалов по каждому автомобилю. На основе сопоставления имеющегося расхода с нормативным определяют перерасход или экономию материалов. При наличии перерасхода принимают действенные меры по устранению его причин.

Экологический сбор с владельцев грузовых автомобилей и автобусов устанавливается дифференцированно в зависимости от модели АТС, типа двигателя и места регистрации АТС.

Концентрация вредных веществ в воздухе зависит от типа двигателя, грузоподъемности автомобиля, организации движения, технических параметров дорожной сети, технического состояния автомобилей, квалификации и опыта работы водителей и ремонтных рабочих, организации производства ТО и ТР, качества контрольно-измерительных приборов, топлива и т.д.

Снижению токсичности отработавших газов кроме качественного и своевременного обслуживания и регулировки способствуют внедрение газовых нейтрализаторов, перевод автомобилей на дизельное и газообразное топливо.

Большая часть перечисленных мероприятий по снижению вредного воздействия автомобилей на состояние окружающей среды требует от АТП и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, соответствующих затрат, которые в совокупности с экологическим сбором удорожают себестоимость услуг и уменьшают прибыль АТП.

Групповые нормы расхода масел. Групповые нормы расхода масел рассчитываются на основе индивидуальных норм расхода масла, с учетом состава, структуры парка подвижного состава и времени нахождения автомобилей в эксплуатации отдельно на каждый вид масла (моторные, трансмиссионные, специальные и т.п.) или смазки:

где
- групповая норма расхода масла для автопарка, л/100 л расхода топлива,

- коэффициенты, учитывающие время нахождения в эксплуатации,

- индивидуальная для данной возрастной группы автомобилей норма расхода масла (смазки) по табл. 1. Принять для всех возрастных групп одинаковую норму.

- количество автомобилей данной возрастной группы (до 3 лет, от 3 до 8 лет, свыше 8 лет).

Таблица 1

Величина временных норм расхода масел

Виды и сорта масел (смазок)

Временная норма расхода масел в л (смазок в кг) на 100 л

общего расхода топлива для:

легковых, грузовых автомобилей и автобусов,

работающих на бензине и сжиженном газе

грузовых автомо-

билей и автобусов,

работающих на дизельном топливе

внедорожных авто-

мобилей-самосвалов,

работающих на

диз. топливе

Моторные

Трансмиссионые

Специальные

Пластические смазки

Примечание . 1. Для автомобилей ВАЗ всех марок норма расхода моторных масел устанавливается в размере 0,8 л независимо от возраста.

2. Для автомобилей, оборудованных гидромеханическими коробками передач (ЛиАЗ-677 и др.), норма расхода специальных масел увеличивается до 0,3 л на 100 л общего расхода топлива.

Нормы расхода смазочных масел для двигателей установлены в процентах от расхода топлива, выраженного в килограммах: для автомобилей, работающих на бензине и газе, не прошедших капитального ремонта, в размере 2,4, для автомобилей с дизельными двигателями в размере 3,2.

Расход трансмиссионных масел установлен в процентах от расхода топлива в размере соответственно 0,3 и 0,4.

Расход консистентных смазок установлен в размере соответственно 0,2 и 0,3 % расхода топлива.

Нормы расхода масел (смазок) снижаются для автомобилей и автобусов, находящихся в эксплуатации менее 3 лет, на 50 % и могут быть увеличены до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет.

6. Учет расхода топлива и смазочных материалов

Транспортная система страны является одним из ведущих потребителей топливно-энергетических ресурсов. В целом на транспорте расходуется около 260 млн. т. условного топлива, при этом автомобильный транспорт является основным потребителем (свыше 65 %) наиболее дефицитных и ценных видов топлив - светлых нефтепродуктов.

На новых условиях хозяйствования самоокупаемости и самофинансирования безубыточная деятельность автотранспортных предприятии во многом зависит от правильного и рационального применения TCМ. Подсчитано, что затраты на добычу и производство топлива в 2-3 раза выше, чем на мероприятия по его экономии. Именно поэтому стоит задача, обеспечив к 2010 г не менее 65…70 % прироста потребности в ТЭМ за счет их экономии.

Успешное решение проблемы рационального использования ТСМ на автомобильном транспорте связано, прежде всего, с организацией эффективного управления их расходом, реализацией комплекса ресурсосберегающих мероприятии и обеспечением контроля качества.

Обеспечение рационального примененияТСМ начинается с организации эффективного управления их расходом. Напомним, что управлением называется деятельность, направленная на достижение поставленной цели Чем больше степень достижения поставленной цели и ниже сопутствующие этому затраты, тем выше качество и эффективность управления.

В управлении выделяют управляемую и управляющую системы.

Управляемая система осуществляв производственный процесс и использует ресурсы для его обеспечения. Управляющая система вырабатывает управляющие (воздействующие) сигналы для управляемой системы (объекта). Управление осуществляется путем взаимного обмена информацией, осуществляемого по каналам связи.

Реализация поставленной цели достигается путем выполнения определенных функций управления.

Функцией управления называется определенный вид работы, характеризующий, что должна делать (или делает) управляющая система. Управление обычно осуществляется на конкретном отрезке времени, в зависимости от которого оно может носить долгосрочный характер (перспективное планирование) или решать текущие вопросы (оперативное управление).

Главной целью управления расходом ТСМ на автомобильном транспорте является обеспечение его бесперебойной работы в условиях ограничений на потребление топливно-энергетических ресурсов и роста их стоимости. Эта цель достигается выполнением следующих основных функций управления:

Планирование и нормирование расхода ТСМ;

Учет и контроль расхода ТСМ;

Контроль качества ТСМ;

Анализ эффективности использования ТСМ и выявление причин их перерасхода;

Разработка и осуществление мероприятий по экономии ТСМ и устранению причин их перерасхода при эксплуатации автомобилей.

Чтобы управлять, необходимо хорошо знать не только объект управления (управляемую систему), но и эффективные меры воздействия на него. С этой точки зрения возможности управления расходом ТСМ определяются внешними и внутренними факторами, которые делятся на неуправляемые, консервативные и управляемые.

К числу внешних факторов (рис. 2) относятся природно-климатические условия и продукция обеспечивающих отраслей, прежде всего топливно-смазочные материалы и системы снабжения ими, подвижной состав, дорожная система и система организации движения.

Рис. 2. Основные факторы эффективности использования

автомобильных ТСМ

Часть этой продукции поступает непосредственно на АТП (автомобили, топливо, масла), часть же оказывает косвенное влияние на расход ТСМ при эксплуатации автомобилей (дорожная сеть, организация движения, сеть АЭС).

Природно-климатические факторы являются неуправляемыми и учитываются посредством корректировки нормативов расхода топлива. Вместе с тем следует иметь в виду, что отрицательное влияние данных факторов на расход ТСМ (например, низких температур) может быть в определенной степени компенсировано с помощью приспособления автомобилей к окружающей среде (температурная и высотная регулировка топливной аппаратуры, применение специальных шин, топлив и масел).

На продукцию обеспечивающих отраслей автотранспортная отрасль может оказывать влияние косвенным путем, главным образом с помощью разработки и представления требований к техническому уровню этой продукции и установления входного контроля за ее качеством.

Поэтому данные факторы являются консервативными. Тем не менее определенными резервами экономии в этом направлении можно управлять с помощью про ведения таких мероприятий, как рационализация структуры эксплуатируемого автопарка и потребляемых ТСМ с позиций обеспечения минимального расхода топлива, строительства АЗС на крупных автопредприятиях и др.

Внутренние факторы , находящиеся непосредственно в сфере деятельности автомобильного транспорта, могут быть разделены на следующие основные группы: структура автомобильного парка, структура потребления ТСМ, структура выполнения перевозок и их технико-эксплуатационные показатели, производственно техническая база и состав (квалификация) персонала.

Первые две группы факторов являются консервативными, так как связаны с производством и поступлением продукции обеспечивающих отраслей. Вместе с тем следует отличать их высокую эффективность по различным оценкам в сфере производства автомобилей и топливо смазочных материалов находится не менее 50…60 % потенциальных резервов экономии топлива на автомобильном транспорте.

К наиболее управляемым внутренним факторам использования ТСМ относятся технике эксплуатационные показатели перевозок; уровень оснащенности производственно-технической базы, определяющий техническое состояние и топливную экономичность эксплуатируемых автомобилей, квалификация персонала различных категорий, в первую очередь водителей и ремонтных рабочих, система управления расходом ТСМ, определяемая ее организацией, нормативной базой и техническим обеспечением.

Учет расходования горючего и смазочных материалов. Только при правильном и точном учете топлива и смазочных материалов можно говорить о возможности их экономии.

Учет осуществляется на топливном складе, при заправке и в процессе эксплуатации.

Отпущенное количество горючего и смазочных материалов заносят в путевой лист, и это служит основанием для подсчета расхода горючего и смазочных материалов в соответствии с проделанной работой и пробегом автомобиля.

На автотранспортных предприятиях, в автомобильных (технических) школах, и других организациях при использовании транспортных средств и учебных автомобилей применяются путевые листы установленной формы.

Путевой лист является основным первичным документом учета работы автомобилей. При отсутствии или неправильно оформленном путевом листе выпуск из гаража или парка автомобиля категорически запрещается.

Бланки путевых листов подготавливаются службой эксплуатации на местах. Предприятия получают их по накладным, приходуют и хранят в бухгалтериях.

Путевые листы выписываются мастером или другим ответственным лицом накануне дня выхода автомобилей в соответствии с утвержденным нарядом на их использование, подписываются руководителем организации и заверяются печатью.

При оформлении путевого листа технический руководитель совместно с лицом, ответственным за организацию движения заполняет графы: дата выдачи, марка машины, государственный номер, фамилия мастера, планируемое время выезда и возвращение в парк, задание мастеру (основное и дополнительное).

Лицо, ответственное за выдачу топлива, записывает в путевом листе данные о наличии топлива в баке и его получении в талонах.

После первичного заполнения путевые листы передаются начальнику (механику) колонны или другому должностному лицу по указанию руководителя организации, который выдает их водителям. Убедившись в исправности автомобиля, мастер расписывается в графе «Автомобиль в технически исправном состоянии принял». Путевой лист вручается водителю при условии сдачи им правильно оформленного предыдущего листа.

Путевые листы выдаются водителю только на день поездки при выполнении транспортной работы. Начальник (механик) колонны (гаража) или другое должностное лицо, ответственное за выпуск транспорта, проверяет техническое состояние автомобиля. Убедившись в его исправности, проставляет в путевом листе фактическое время и показание спидометра в графе «Автомобиль технически исправен, «выезд разрешаю» и расписывается.

Медицинский работник после проведения предрейсового медосмотра мастеров и водителей на лицевой стороне путевого листа (в разделе «Задание мастеру») рядом с фамилией обследуемого ставит штамп «Допущен к рейсу» и свою подпись.

По окончании работы мастер на лицевой стороне путевого «листа с учетом наличия талонов проставляет остаток горючего в баке и заполняет графу «Отметка о простоях».

После выполнения транспортной работы и прибытия автомобиля в парк начальник (механик) колонны (гаража) или лицо его замещающее делает отметки в путевом листе о фактическом времени развращения и показании спидометра.

Оформленный путевой лист мастер сдает начальнику (механику) колонны (гаража) или другому лицу по указанию руководителя организации.

После проверки оформления путевые листы подписываются и сдаются на хранение в бухгалтерию. Неправильно оформленные путевые листы возвращаются водителю и мастеру для устранения недостатков.

Необходимые данные о путевых листах заносятся в карточку учета эксплуатации автомобилей, которые ведутся в бухгалтериях АТП.

После окончательной обработки путевые листы хранятся в бухгалтерии АТП как документы строгой отчетности в течение одного года. Испорченные и неиспользованные бланки путевых листов погашаются и хранятся наравне с использованными.

Путевые листы по истечении срока их хранения, но не ранее осуществления ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций АТП подлежат списанию и уничтожению.

Для проверки правильности хранения, оформления и обработки путевых листов за истекший год (период после предыдущей ревизии финансово-хозяйственной деятельности АТП), а также их уничтожения приказом руководителя АТП назначается комиссия, в состав которой входит бухгалтер. По результатам проверки составляется акт, в котором указываются:

Правильность определения расхода горючего и выполненной автомобилем работы;

За какой период путевые листы подлежат уничтожению, их количество и номера;

Результаты сверки записей о расходе моторесурсов в паспортах (формулярах) автомобилей с карточками учета их эксплуатации.

Путевые листы с отметками о происшествиях и злоупотреблениях автомобилем, а также имеющие подчистку и оформленные не полностью не уничтожаются, а прикладываются к акту ревизии и хранятся вместе с ним в соответствии с установленными сроками.

Спидометр, его техническое состояние и исправность работы. Спидометр показывает пройденный автомобилем путь. С этим показателем связан учет транспортной работы и расход горючего и смазочных материалов. Неисправный спидометр не позволяет проконтролировать использование автомобиля и правильно учесть его работу.

Новые автомобили в период действия заводской гарантии должны эксплуатироваться со спидометрами, имеющими пломбу завода-изготовителя.

Опломбирование спидометров должно соответствовать «Техническим требованиям к опломбированию спидометров и их приводов на грузовых автомобилях и автобусах в производстве», утвержденным Министерством автомобильной промышленности и согласованным с Главным управлением ГИБДД МВД РФ.

В случае нарушения заводской пломбировки в гарантийный период необходимо составить акт (вместе с представителем незаинтересованной организации), в котором должны быть указаны причины переопломбирования, дата и показания спидометра. В этом случае, а также в случае нарушения заводской пломбировки после истечения срока гарантии переопломбирования производятся по схемам, указанным в Инструкции.

Клеймо на пломбе должно иметь четкий оттиск . На одной ее стороне указано наименование организации, а на другой - номер клейма и квартал года. Пломба должна быть прочной и надежно обеспечивающей зажим проволоки.

Опломбирование спидометров, их приводов, электродатчиков, штекерных соединений выполняют с таким расчетом, чтобы исключить доступ к счетному механизму спидометров, приводу и электродатчику и сделать невозможным искажение показаний спидометра.

Если обнаружена техническая неисправность спидометра или необходимо нарушить пломбировку (ремонт автомобиля, спидометра, других приборов), в присутствии водителя составляется специальный акт. В нем указывают сведения об автомобиле, дату его возвращения в гараж с неисправным спидометром (число, год, часы, минуты), номера оттисков пломб, показание счетчика (в км), причины выхода из строя спидометра и другая информация. Срок хранения актов - 1 год.

Учет замены или ремонта спидометра ведут в отдельном журнале. В нем указывают дату подачи заявки на ремонт, модель снятого спидометра, его показания, перечень выявленных дефектов, объем выполняемых работ, начало и окончание работ, показания установленного спидометра и т. д. Учет использованных спидометров также ведут в отдельном журнале. Если необходимо списать спидометр, то это делает комиссия. Еще в одном журнале ведут учет осмотров спидометров, государственных проверок Госстандарта. В нем регистрируют также акты, составленные на неисправные спидометры.

Ежедневно в АТП должна проверяться исправность спидометра, гибкого вала или электродатчика, их опломбирование, а также соответствие записей в путевых листах показаниям счетчиков спидометров. За выпуск на линию автомобилей с нарушенной пломбировкой или неисправными спидометрами несут ответственность должностные лица, контролирующие техническое состояние и эксплуатацию автомобилей в установленном порядке и в соответствии с действующим законодательством.

Водители также обязаны следить за исправностью и состоянием пломб спидометра и его привода. За выезд и работу на линии на автомобиле с неисправным спидометром или с нарушенной пломбировкой водители несут ответственность в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством. Исправные спидометры позволяют вести активный контроль за расходованием горючего. Надежность, долговечность и продление срока службы спидометров во многом зависят от бережного отношения к ним, своевременного и полного их технического обслуживания и ремонта.