Анализ рынка автомобилей. Автомобильный рынок России: состояние отрасли и прогноз на среднесрочную перспективу. Рынок грузовых автомобилей

Разразившийся кризис на российском авторынке, который длится вот уже четыре года подряд, стал самым затяжным в его истории. И хотя в уходящем 2016-м падение спроса почти на 10% оказалось уже не столь сильным, как в прошлом году, когда продажи рухнули на 36%, в количественном выражении авторынок идет на новый антирекорд. Согласно прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, по итогам года в России будет реализовано 1,44 млн легковых машин и LCV. В прошлый кризис худшим результатом стали 1 млн 465 тыс. авто, проданные в 2009-м. При этом спрос тогда обвалился почти вдвое по сравнению с предыдущим годом, а уже с 2010 года начал восстанавливаться.


Как отмечают в аналитическом центре международного автомобильного холдинга «Атлант-М», ситуация в 2015–2016 годах на российском авторынке кардинально отличалась от 2009–2010 гг. Провал в 2009-м был воспринят большинством автопроизводителей, импортеров и дилеров как временное явление, «головокружение от успехов» на фоне мирового финансового кризиса. В 2010 году отрасль получила значительную государственную поддержку в виде программы утилизации и льготных автокредитов, инвестиционные программы участников рынка возобновились, продолжился рост дилерской сети, и все это позволило очень быстро вернуться к бурному росту.

Однако в 2013–2014 годах даже безотносительно к неблагоприятным внешним для российской экономики факторам стало ясно, что рост авторынка себя исчерпал. В условиях прекращения экономического развития и стагнации доходов населения рынок достиг своего потенциала спроса и «уперся» в естественные ограничения , такие как численность населения и недостаточное количество домохозяйств с располагаемым доходом, позволяющим приобретать и содержать новый автомобиль. Дилерская сеть оказалась перенасыщена из-за амбициозных планов роста и неадекватных действий некоторых импортеров. Аналогичным образом были созданы избыточные сборочные мощности в российском автопроме. Тем не менее в силу все тех же естественных факторов, таких как потребность в обновлении парка автомобилей, аналитики «Атлант-М» полагают, что российский авторынок сейчас находится ниже своего естественного уровня и в следующем году перейдет к небольшому росту на фоне низкой базы 2016 года.


По мнению партнера, руководителя отдела сопровождения сделок PwC в России Олега Малышева, «дно» уже пройдено, и при условии постепенного улучшения экономической ситуации в стране продажи новых машин в 2017 году могут достигнуть 1,49 млн единиц. При этом наибольший рост возможен в бюджетном сегменте из-за повышения покупательной способности населения , в то время как премиальный сегмент и прежде был наиболее стабильным и, скорее всего, таким же и останется.

«Сегодняшний кризис отличается от предыдущих более затяжным характером в связи с продолжительной негативной макроэкономической динамикой и как следствие ожидается, что восстановление также займет больше времени. Большинство брендов покажут положительную динамику в 2018–2020 гг. с учетом отложенного спроса», - считает аналитик Frost & Sullivan Анна Озделен.

Кризис завел Ладу

Что касается итогов 2016 года, безусловным лидером на российском авторынке остается АВТОВАЗ. В условиях кризиса вазовские машины стали более востребованными благодаря тому, что по-прежнему являются одними из самых доступных на рынке. Как известно, российский автогигант пытается сдерживать рост цен за счет большего использования отечественных комплектующих, однако это влечет за собой риск с точки зрения качества продукции и восстановления имиджа марки Lada среди потребителей, отмечают аналитики «Атлант-М».

Топ-25 самых продаваемых моделей автомобилей в России (данные АЕБ)

# Модель Январь-Ноябрь
2016 2015 Изм.,%
1. Hyundai Solaris 82 338 106 509 -23%
2. Kia Rio 79 633 88 920 -10%
3. Lada Granta 78 953 108 653 -27%
4. Lada Vesta 48 160 1 748 -
5. Volkswagen Polo 43 390 40 747 6%
6. Renault Duster 40 105 38 625 4%
7. Toyota RAV4 28 445 23 691 20%
8. Chevrolet Niva 26 727 28 350 -6%
9. Renault Logan 26 541 37 754 -30%
10. Lada Largus 26 460 35 928 -26%
11. Toyota Camry 25 535 27 307 -6%
12. Renault Sandero 25 524 27 575 -7%
13. Lada 4x4 24 720 32 541 -24%
14. Skoda Rapid 23 458 22 268 5%
15. Skoda Octavia A7 19 719 19 914 -1%
16. Lada Kalina 19 238 34 084 -44%
17. Hyundai Creta 17 927 - -
18. Lada XRAY 17 299 - -
19. Kia Sportage 17 264 18 420 -6%
20. UAZ Patriot 17 023 17 753 -4%
21. Nissan Qashqai 16 892 9 365 80%
22. Nissan X-Trail 16 310 18 434 -12%
23. Lada Priora 16 225 25 849 -37%
24. Mazda CX-5 14 008 16 178 -13%
25. Kia cee"d 13 926 17 627 -21%

За январь-ноябрь 2016 года россияне купили 238,7 тыс. вазовских машин (-3%), при этом с июля фиксируется рост реализации автомобилей Lada, который в ноябре достиг 18% со знаком «плюс». Отчасти спрос на продукцию АВТОВАЗа подстегнули слухи о возможном завершении программ господдержки в будущем году, а они традиционно являются одним из основных драйверов продаж Лады.

Как говорит директор по маркетингу и рекламе группы «Лада-Центр» Сергей Новосельский, АВТОВАЗ и его дилеры стремятся максимально быстро распродать стоки и задействуют весь арсенал специальных предложений. Ведь если программы господдержки не будут сохранены, то это означает отмену скидок в 30–50 тысяч на большинство моделей . Кроме того, возможна индексация цен, что в совокупности приведет к значительному их росту, а это, в свою очередь, вызовет снижение продаж. Поэтому ноябрь уже стал, а декабрь вполне может оказаться для Лады наиболее успешным месяцем уходящего года.


Стоит отметить, что успехи АВТОВАЗа в 2016-м во многом связаны с обновлением модельного ряда. Так, флагманский седан Vesta обеспечивает более 20% в объеме реализации Лады, а доля высокого хэтчбека XRAY, вышедшего на рынок в феврале, на сегодня достигает почти 10%. Как отмечают в пресс-центре АВТОВАЗа, с выходом новинок Lada расширила свою аудиторию и стала более востребованной в столичном регионе, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Между тем новые модели отняли часть покупателей у Гранты, продажи которой с начала года упали на 27%. В результате бюджетник утратил лидерство в рейтинге самых продаваемых моделей в России, тогда как новые Vesta и XRAY еще не могут конкурировать с иномарками на равных.

Продажи автомобилей имеют некоторую корреляцию с состоянием экономики в стране. По итогам января-мая 2016 года продажи автомобилей упали на 14,7% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Таким образом, прогнозы АЕБ (-4,7%) и "АвтоБизнесРевю" (-9%) не оправдались.

"Превалирующая точка зрения в экспертном сообществе состоит в том, что российская экономика прошла свою нижнюю точку и прогноз, по крайней мере, до конца года стабильный и даже положительный, глядя на 2017 год. Такая перспектива, конечно, обнадеживает, но она еще должна быть осознана покупателями прежде, чем она материализуется в их растущей уверенности и последующей активности на рынке. В настоящий момент терпение - главный пункт в повестке дня." - отмечает Йорг Шрайбер, председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Рынок подержанных автомобилей

За май в России было продано 419 200 автомобилей с пробегом. Это на 17,4% больше, чем год назад.

Лидерами рынка остаются модели марки Lada. По сравнению с прошлым годом рост составил 5,5%. Второе место за подержанными Toyota"ми. Их рост составил 24,7%. Третье место занял Nissan, который показал рост в 23%.

Самыми популярными моделями стали Lada 2114, Lada 2107 и Ford Focus (самая продаваемая иномарка на вторичном рынке). Эти автомобили купили в количестве более 10 тысяч единиц.

Среди моделей, которые показывают наибольшую динамику роста, оказались Hyundai Solaris (+75,6%), KIA Rio (+54,6%) и Lada Granta (+65,1%).

Рынок продаж новых автомобилей

Среди рынка России по реализации новых автомобилей также отмечается рост:

  • Lexus стали покупать на 34,5% больше, чем в прошлом году
  • Lifan "закрыл" май с ростом на 88% по сравнению с маем 2015 года
  • Skoda в мае увеличила продажи на 24%
  • BMW вырос на 4,5%
  • VolksWagen показал рост на 0,5%

Но не все производители по итогам мая показали положительные результаты. Так АВТОВАЗ показал падение продаж на 10%, не смотря на популярность Lada Vesta и Lada XRay.

Кроме того Nissan прекратила продажи Juke и Teana на территории России, а дилеры Mitsubishi завершили продажи кроссоверов ASX.

Если смотреть на итоги продаж немного шире, то Россия выпала из ТОП-5 европейских лидеров по продажам новых автомобилей и заняла лишь 6 место. Увы.

Вторичный авторынок, который активно рос на протяжении первого полугодия, с июля резко снизил темпы роста , а в сентябре и вовсе достиг нулевой отметки. Так, за первый осенний месяц россияне купили 461,5 тыс. автомобилей с пробегом (-0,1%), согласно данным агентства «Автостат». Таким образом, спрос на подержанные машины ушел в небольшой минус впервые после семи месяцев роста. В целом за январь-сентябрь владельцев сменили 3 млн 835 б/у авто, что на 7,4% больше по сравнению с прошлым годом.


Как отмечают эксперты «Avito Авто», российский авторынок зависит от макроэкономических показателей, прежде всего - от курса национальной валюты. Как правило, после каждого падения рубля потребители в течение месяца приобретают автомобили, ожидая скачка цен. В 2016 году курс рубля стабилизировался, и темпы роста вторичного рынка тоже замедлились.

«На российский авторынок возвращается сезонность, которая была потеряна после обвала рубля в конце 2014 года. В прошлом году не пришла „автовесна“, к лету-осени многие потенциальные покупатели переключились на автомобили с пробегом, продажи которых стали активно расти. Пропала сезонность, а сейчас все возвращается на свои места», - рассуждает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко.

Действительно, рынок новых автомобилей в сентябре заметно снизил темпы падения, тогда как в предыдущие месяцы кривая продаж неумолимо ползла вниз. Однако участники отрасли не спешат говорить о начавшейся стабилизации спроса, а сентябрьское оживление среди покупателей связывают, скорее, со слухами о прекращении программ господдержки . Возможно, последний шанс приобрести новый автомобиль с хорошей скидкой привлек немало потребителей с вторичного рынка.


«Многие покупатели одновременно ставят на разные чаши весов новый и подержанный автомобиль . И возобновившийся спрос на новые машины негативно отразится на динамике вторички. Программы господдержки, скидки и спецпредложения стимулируют продажи новых авто. Вслед за падением спроса на автомобили с пробегом мы будем наблюдать коррекцию цен, однако на большие скидки рассчитывать не стоит, так как наблюдается скудность предложений», - комментирует Денис Еременко.

Впрочем, ситуация на рынке новых автомобилей вряд ли сможет кардинально измениться в ближайшей перспективе: цены на автомобили растут, а покупательная способность населения все еще падает, говорит директор направления «Автомобили с пробегом» ГК «Независимость» Артем Самородов. По его мнению, в случае продолжения падения продаж новых машин в 2017 году вторичный авторынок будет по-прежнему показывать рост, переманивая клиентов и усиливая падение сегмента новых авто.

Согласно совместному прогнозу PwC и «Avito Авто» , по итогам 2016 года продажи автомобилей с пробегом вырастут на 7% до 5,3 млн единиц и в следующем году сохранят положительную динамику. Рынок новых машин в этом году сократится на 14% и составит 1,3 млн штук, а в 2017 году замедлит падение. Таким образом, на один проданный новый автомобиль сейчас приходится 4,1 проданных подержанных машины. Позитивную динамику вторичного авторынка эксперты связывают, прежде всего, с колоссальной разницей цен между новыми авто и машинами с пробегом. В 2016 году средневзвешенная цена нового автомобиля выросла на 43,7% до 1 млн 404 тыс. рублей, тогда как подержанные машины подорожали в среднем на 13,2% до 380 тыс. рублей . Однако со временем цены на последние тоже вырастут, и это приведет к тому, что соотношение новых и б/у авто будет дрейфовать в сторону стандартных для развитых рынков 2–2,5.

Иномарки не первой свежести

В отличие от рынка новых автомобилей, на вторичке наблюдается падение продаж отечественных машин, а драйверами спроса являются иномарки . Во многом это обусловлено снижением продаж автомобилей Lada и УАЗ на первичном рынке в прошлые годы, в то время как иномарочный парк увеличивался, и теперь это соотношение отражается на структуре продаж бэушек. Так, Лады, которые в силу огромного автопарка и своей дешевизны традиционно лидируют по объему реализации, по итогам января-сентября показали снижение на 3%, гласят данные «Автостата». На 16,7% ушли в минус ГАЗы, на 2,7% сократился спрос на вседорожники УАЗ. В то же время продажи самых популярных подержанных иномарок Toyota и Nissan увеличились на 12,6%, а самую значительную положительную динамику в январе-сентябре показали корейские Hyundai (+22,1%) и Kia (+28,3%), а также китайские Lifan (+30,9%) и Geely (+36%) .

25 наиболее продаваемых моделей подержанных автомобилей в России (данные «Автостата»)

Модель Сентябрь 2016 г. Изм., % Январь-сентябрь 2016 г. Изм., %
1. Lada 2114 13 659 -6,8 115 588 1,2
2. Lada 2107 12 519 -16,4 109 640 -10,7
3. Ford Focus 11 738 -0,3 94 969 12,6
4. Lada 2110 10 992 -10,1 92 107 -6,8
5. Toyota Corolla 9 191 1,7 77 450 10,9
6. Lada 2170 8 873 6,1 72 725 13,5
7. Lada 4x4 8 630 -4,1 71 565 1
8. Lada 2112 8 092 -5,9 66 711 -3,8
9. Lada 2115 7 782 -5,4 64 734 -1,6
10. Lada 2109 7 005 -20,6 61 229 -17
11. Toyota Camry 6 327 24,6 52 277 30,6
12. Hyundai Solaris 6 065 51,4 44 599 59,6
13. Daewoo Nexia 6 023 -2,3 49 652 2,1
14. Chevrolet Niva 5 853 6,1 48 528 16
15. Renault Logan 5 825 -2,7 49 425 7,8
16. Opel Astra 5 611 6,2 44 494 18,1
17. Lada 2106 5 557 -24,3 48 816 -20,7
18. Lada 21099 5 494 -20,3 49 084 -16,4
19. Volkswagen Passat 5 266 3,4 42 693 8
20. Mitsubishi Lancer 4 980 3,7 41 482 10,5
21. Kia Rio 4 939 23,2 38 530 39,7
22. Lada 2190 4 816 28,4 37 670 48,2
23. Lada 2172 4 694 1,5 38 810 11,2
24. Daewoo Matiz 4 223 -3,1 33 751 5,5
25. Skoda Octavia 3 798 8,3 30 462 21,3

Как отмечают эксперты «Avito Авто», сейчас в структуре авторынка новых и подержанных машин существует перекос: в продажах новых машин значительно выше доля SUV по сравнению со вторичным рынком, в продажах подержанных авто - доля сегментов B и С, на которые приходится львиная доля отечественных марок. Но рано или поздно проданные новые SUV поступают на вторичный рынок , и их доля неизбежно растет, а доля сегментов B+C снижается, и спрос на отечественные авто вместе с ними.

Что касается динамики цен, наибольший рост стоимости показывают преимущественно автомобили возрастом 6–7 лет, а также до 3-х лет. К примеру, автомобили Toyota 2009–2010 года выпуска предлагаются в среднем за 964 тыс. рублей, за последний год подорожав в среднем на 33%. Значительный рост стоимости зафиксирован и у автомобилей Hyundai аналогичного возраста - их средний ценник увеличился на 28% и составил 517,9 тыс. рублей, говорят в «Avito Авто». Модели BMW, бывшие в эксплуатации до трех лет, прибавили в цене 28% и сегодня стоят в среднем 2 млн 463 тыс. 800 рублей. «С осени 2014 года стоимость новых „немцев“ поднялась на 30%, примерно в таких же цифрах мы наблюдаем рост их цены на вторичке. Сегодня можно продать BMW, купленный в 2014–2015 годах, по цене покупки нового. Это уникальная ситуация на автомобильном рынке», - констатирует Денис Еременко.

А вот машины старше семи лет в некоторых случаях даже подешевели. Так, средняя стоимость автомобилей Chevrolet снизилась на 18% до 248,6 тыс. рублей, а Daewoo - на 2%, хотя они и без того являются наиболее доступными на рынке со средним ценником в 101,5 тыс. рублей. «Покупатели знают, что эти марки ушли с российского рынка, вот и стали меньше их покупать, боясь, к примеру, остаться без запчастей», - отмечает директор GiPA Russia Александр Груздев. В основном же машины этого возраста все-таки выросли в цене - от 1,3% (Lada) до 14% (Audi). Дорожали автомобили и всех остальных возрастных групп.

По словам Артема Самородова, цены на автомобили с пробегом зависят от цен на новые машины , но реагируют с задержкой на 2–3 месяца, и это в большей степени относится к дилерскому сегменту. Что касается автомобилей постарше, то они «зависают» где-то в диапазоне 400–600 тысяч, и на них колебания ценообразования на новые машины не оказывают серьезного влияния. В этом сегменте действуют свои суровые правила - реальный спрос, объективное состояние, эксплуатационные характеристики.

МОСКВА, 7 ФЕВРАЛЯ 2017 ГОДА. В 2017 году возможно начало восстановления российского автомобильного рынка: в базовом сценарии продажи начнут расти и достигнут 1,5 млн легковых и легких коммерческих автомобилей. Таковы результаты исследования компании EY «Автомобильный рынок России и СНГ». Согласно прогнозу, к 2020 году объемы продаж в России достигнут уже 2 млн легковых автомобилей, чему будет способствовать восстановление покупательной способности населения, низкая степень обеспеченности населения автомобилями, солидный возраст автопарка и развитие бизнеса в России крупными международными игроками.

Как показало исследование EY, по результатам 2016 года автомобильный рынок РФ занял пятое место среди европейских стран, уступив свои позиции Германии, Великобритании, Франции и Италии. Цены на автомобили в России в течение 2015-2016 годов увеличились в среднем на 40%, а объем продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 2016 году приблизился к минимальной отметке за последние 10 лет и составил 1,4 млн единиц. Тем не менее, в 2016 году спад автомобильных продаж замедлился, составив 11%.

Андрей Томышев, старший менеджер EY, руководитель группы по оказанию услуг предприятиям автомобильной отрасли в СНГ , отмечает: «Восстановление рынка может начаться уже в 2017 году, а факторами, определяющими темпы восстановления, будут являться обменный курс рубля, цены на нефть, уровень ставок по автомобильным кредитам, эффективность мер государственной поддержки и перспективы снижения стоимости владения автомобилем. Кроме того, российский рынок по-прежнему представляет значительный интерес в долгосрочной перспективе, поскольку сохраняется низкая степень обеспеченности населения автомобилями и солидный возраст автопарка».

Так, по итогам 2016 года количество легковых автомобилей в России на 1000 человек взрослого населения (358 единиц) на 42% ниже, чем в среднем в Западной Европе (615 единиц), и на 55% ниже по сравнению со странами Северной Америки (776 единиц).

Средний возраст легкового автопарка в России составляет около 12,5 года. При этом средний возраст иномарок намного меньше - 9,9 года, а отечественных легковых автомобилей - 16 лет. Возрастная структура автопарка указывает на растущую необходимость замены морально устаревших и технически изношенных транспортных средств.

Андрей Томышев отмечает: «Потенциал восстановления рынка подтверждается и продолжением реализации иностранными компаниями своих планов по увеличению доли локальных мощностей, включая появление новых заводов, а также производство автокомпонентов. Несмотря на то что существенный спад продаж приостановил выпуск ряда марок и моделей, а также спровоцировал снижение загрузки мощностей, локализовавшие производство компании не отказываются от планов по дальнейшему развитию бизнеса».

Кроме того, российские автомобильные концерны планируют активное расширение экспорта, который рассматривается в качестве дополнительной возможности восстановления продаж в условиях сократившегося внутреннего спроса. Развитию отечественного автопрома также способствует государственная политика, направленная на стимулирование создания нового и увеличение существующего производства, а также на привлечение дополнительных инвестиций в отрасль.

Рынок легковых и легких коммерческих автомобилей

Как показало исследование, основную долю рынка занимают отечественные (26%) и иностранные марки, произведенные в России (57%). Главной причиной является ценовое преимущество производителей, которые имеют производственную площадку в РФ, что в условиях обесценивания российского рубля позволяет им проводить более гибкую ценовую политику.

В то же время доля российских брендов в общем объеме парка сокращается, поскольку устаревшие отечественные модели (снятые с производства модели LADA, Иж, Москвич) замещаются бюджетными иномарками. Эта тенденция усиливается благодаря растущей локализации производства зарубежных игроков и выходу на рынок новых бюджетных моделей иномарок в субкомпактном и компактном классах внедорожников.

Рынок грузовых автомобилей

Объемы продаж грузовых автомобилей зависят от количества текущих инвестиционных проектов в нефтегазовой и других крупных потребляющих отраслях, от объема коммерческих грузоперевозок, а также от оборота оптовой и розничной торговли.

За период с 2012 по 2015 год объем продаж в сегменте грузовиков снизился на 52%, в то время как в сегменте легких коммерческих автомобилей аналогичный показатель оставил 43%. В 2016 году рынок грузовиков начал восстанавливаться на фоне сокращения активности на рынке легких коммерческих автомобилей. В 2017 году продажи, согласно прогнозу, составят 76 тыс. единиц, а производство - 70 тыс. единиц.

В условиях экономического спада спрос на рынке грузовых автомобилей смещается в сторону российских брендов ввиду их ценового преимущества, большей степени локализации производства, а также меньшей подверженности себестоимости и цен влиянию девальвации рубля. Их доля на рынке в 2016 году составила 76%.

Дилерские сети

В настоящее время наблюдается тенденция к сокращению количества дилерских центров: в 2015 году оно уменьшилось на 16% - до 3,8 тыс. К середине 2016 года число дилеров составило 3,5 тыс. Основными причинами стали снижение прибыли ввиду низкой диверсификации бизнеса, высокая закредитованность и повышение риска банкротства дилеров.

На протяжении многих лет ключевым источником дохода дилеров были продажи новых автомобилей, в то время как на западных рынках доход формируется главным образом за счет прибыли от продажи подержанной техники, оказания сервисных услуг и послепродажного обслуживания. Для сравнения: доля подержанных автомобилей, продаваемых через дилерские сети в России, составляет около 7%, в Великобритании - порядка 40%, а в ряде стран Западной Европы - около 50%. В России у официальных дилеров обслуживаются в основном гарантийные автомобили, возраст которых не превышает трех лет. В то же время в Германии официальные дилеры обслуживают почти половину всех машин в стране в возрасте до восьми лет.

Сравнение РФ с западными странами также демонстрирует относительно невысокую степень охвата рынка дилерскими центрами - около 30 дилеров на 1 млн человек взрослого населения против 80-120 дилеров в Западной Европе. Это указывает на потенциал развития отрасли, который будет раскрываться по мере восстановления экономики и авторынка, роста автомобильного парка и показателя автомобилизации населения.

Информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

Мы взаимодействуем c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 20 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4500 специалистов.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на нашем сайте: ey.com.

Лидеры авторынка России в 2016 году

За прошедший год в России было продано 1,43 млн новых автомобилей (по данным АЕБ, включая LCV). Таким образом, по сравнению с 2015 годом российский авторынок сократился на 11%.

ТОП-10 производителей возглавляет группа AVTOVAZ-Renault-Nissan, реализовавшая за отчетный период 477,3 тыс. машин (-7,9%), что соответствует третьей части от общего объема российского рынка (33,5%). На втором месте находится Hyundai-KIA с 294,9 тыс. проданных экземпляров (-9,2%) и рыночной долей 20,7%. Третью строчку занимает Volkswagen Group с объемом 156,7 тыс. автомобилей (-4,9%) и долей 11%. Три этих группы вместе охватывают более 65% российского авторынка.

В первой десятке представленных групп автопроизводителей только у половины отмечен рыночный рост. Лучше всего это удалось сделать Ford, у которого в 2016 году продажи выросли на 10,2%. В «плюсе» еще оказались отечественные ГАЗ (+9%) и УАЗ (+0,5%), а также японская Toyota Group (+0,3%) и немецкая BMW Group (+0,1%). У других участников рынка наблюдается снижение продаж, причем наибольшее по-прежнему у GM Group (-53%).

Лидером среди моделей остается Hyundai Solaris, продажи которого за прошлый год составили 90,4 тыс. единиц – на 22% меньше, чем годом ранее. Вторую строчку в модельном рейтинге занимает отечественная LADA Granta с показателем 87,7 тыс. автомобилей (-27%). Совсем чуть-чуть отстает KIA Rio (87,7 тыс. шт.; -9,7%), который и замкнул тройку лидеров.

Наибольший рост продаж среди 20 моделей-лидеров демонстрирует LADA Vesta (в 20 раз), которая появилась на рынке только в конце 2015 года. За 12 месяцев минувшего года было реализовано 55,2 тыс. таких автомобилей. Положительную динамику также показали: Toyota RAV4 (+12,9%), Skoda Rapid (+5,6%), Volkswagen Polo (+5,1%), Skoda Octavia (+1,8%) и Renault Duster (+0,2%).

Большинство же моделей, вошедших в ТОП-20, испытывают падение продаж, причем самое сильное – у LADA Kalina (-41,5%).

Автомобильный рынок России в минувшем году сократился в массовом сегменте на 12,2%, в премиальном – на 7,2%. Продажи в этих сегментах за год составили 1216,7 и 139,1 тыс. штук соответственно. Как следствие, на долю массового сегмента пришлось 89,7% рынка, в то время как премиум-класс занял 10,3%.

Как отмечают специалисты аналитического агентства «АВТОСТАТ», в массовом сегменте рост продаж показали четыре марки из ТОП-25. Причем лучше других это удалось китайскому бренду Lifan (+15,4%). Положительную динамику также продемонстрировали американский Ford (+10,2%), чешская Skoda (+0,7%) и отечественный УАЗ (+0,5%).

У остальных представленных производителей массового сегмента зафиксировано снижение объемов реализации автомобилей. При этом у четырнадцати из них оно оказалось хуже, чем в среднем по сегменту. В критической ситуации тут пребывают Mitsubishi, Daewoo, Geely и Honda, которые потеряли свыше половины продаж.

В премиум-классе в «плюсе» присутствуют семь брендов: Alfa Romeo (+127,3%), Jaguar (+113,3%), smart (+47,8%), Lexus (+19,2%), Cadillac (+11,7%), MINI (+0,7%) и BMW (+0,1%). Рыночное снижение отмечено у остальных семи премиальных марок, причем хуже рынка здесь себя чувствуют шесть из них. Самые большие потери понесла Acura (-77,4%), продажи которой в России приостановлены.

Эксперты не включили в данные рейтинги Ravon (в массовом сегменте) и Genesis (в премиальном), поскольку отсутствует возможность увидеть их продажи в динамике: бренды меньше года присутствуют на рынке России. Тем не менее, свой вклад в авторынок по итогам 2016 года они внесли: Ravon – 1811 единиц, Genesis – 46 штук.

Средневзвешенные цены автомобилей в России в январе - ноябре 2016 года

Средневзвешенная цена нового легкового автомобиля на российском рынке за 11 месяцев 2016 года составила 1 367 тыс. рублей. При этом средняя цена иномарки за указанный период времени достигла 1 580 тыс. рублей, автомобиля российской марки - 589 тыс. рублей.

В рейтинг, составленный специалистами аналитического агентства «АВТОСТАТ» с учетом продаж с января по ноябрь 2016 года, вошли 40 марок, показавшие объем реализации свыше 700 штук. Самая высокая средневзвешенная цена по результатам исследования оказалась у автомобилей Porsche - 6 998 тыс. рублей.

Аналитики отмечают, что цены на автомобили премиум-сегмента находятся в довольно широком диапазоне: от 3 до 7 млн рублей. Причем к сегменту дорогих автомобилей приблизились японские марки из массового сегмента: Toyota (2 229 тыс. руб.) и Subaru (2 163 тыс. руб.), Mitsubishi (1 921 тыс. руб.), Honda (1 858 тыс. руб.) и Mazda (1 644 тыс. рублей). Их средняя цена уже превысила средневзвешенную цену иномарки (в целом по России).

Массовый сегмент замыкают Hyundai и отечественный УАЗ, средневзвешенные цены которых составляют 943 и 900 тыс. рублей соответственно.

Низкоценовой сегмент возглавил французский Renault (734 тыс. руб.). Кроме шести китайских брендов (Brilliance, Chery, Geely, DFM, Lifan, FAW), сюда же входит американский Chevrolet (685 тыс. руб.) и российская марка LADA (558 тыс. руб.). Замыкают этот сегмент представители узбекского автопрома - Daewoo (494 тыс. руб.) и Ravon (448 тыс. руб.). Эти автомобили являются самыми доступными на российском рынке по средневзвешенной цене.

Рынок новых легковых автомобилей по федеральным округам

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», объем рынка новых легковых автомобилей в России за 11 месяцев 2016 года составил 1,12 млн единиц – на 5,1% меньше, чем за тот же период прошлого года.

Наибольшая доля российского рынка приходится на Центральный ФО – 36%. В количественном выражении это немного превышает 400 тыс. реализованных экземпляров, что на 6% ниже результата годичной давности.

Каждый четвертый автомобиль был продан в Приволжском ФО, объем рынка которого составил порядка 270 тыс. единиц (-3,2%). Вдвое меньше легковых машин было реализовано в Северо-Западном ФО (более 130 тыс. шт.), который единственным среди округов показывает рыночный рост (+0,2%).

Доля рынка каждого из оставшихся федеральных округов составляет менее 10%. При этом наименьший показатель имеет Дальневосточный ФО (1%), поскольку здесь в значительной степени преобладают продажи машин с пробегом. Отметим также, что на Дальнем Востоке, так же как и в Сибири, зафиксировано самое сильное падение рынка новых легковых автомобилей (свыше 10%).

Прогноз российского автомобильного рынка в 2017 году

Согласно оценке аналитического агентства «АВТОСТАТ», по итогам 2016 года в России будет продано более 1,3 млн новых легковых автомобилей. Таким образом, падение рынка по итогам нынешнего года может составить 12%. Отметим, что это практически соответствует тому прогнозу, который наше агентство давало год назад.

Что касается 2017 года, то мы традиционно представляем его в трех сценариях, каждый из которых имеет привязку к цене на нефть, являющейся одним из определяющих факторов развития российской экономики, от которой в свою очередь зависит и авторынок. При этом сам рынок также будет находиться под воздействием программ господдержки (льготное автокредитование, программа обновления парка). Кроме этого, может сказаться и так называемый отложенный спрос.

По оптимистическому сценарию развития (при среднегодовой цене нефти в 60 долларов за баррель) в следующем году автомобильный рынок может вырасти на 20% и достичь 1,6 млн единиц, что, впрочем, даже не дотягивает до уровня 2010 года.

При развитии ситуации по пессимистическому сценарию (цена на нефть – 40 долларов за баррель) – объем рынка новых легковых автомобилей может сохраниться приблизительно на уровне 2016 года (1,3 млн шт.). Как итог, рынок может достичь своего «дна».

Но наиболее вероятным мы считаем средний сценарий (при цене на нефть в 50 долларов за баррель), согласно которому продажи автомобилей в 2017 году могут вырасти на 10% до уровня 1,45 млн единиц.

Импорт легковых автомобилей в Россию за 10 месяцев 2016 года

Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», в январе – октябре 2016 года на территорию Российской Федерации юридическими лицами было ввезено 197,4 тыс. легковых автомобилей, что на 20,8% меньше, чем за аналогичный период 2015 года.

Десятка марок-лидеров обеспечивает около 85% импорта. Первое место по итогам 10 месяцев удерживает японская Toyota, доля которой чуть превышает 30%. На второй позиции располагается немецкий Mercedes-Benz (14,6%), на третьей – японский Lexus (10,5%). На четвертую строчку вышел немецкий Audi (8%), а замыкает пятерку лидеров корейский Hyundai (5,5%). Доля импорта оставшихся марок составляет менее 5%.

В рейтинге самых импортируемых в Россию легковых автомобилей с января по октябрь нынешнего года лидирует кроссовер Toyota RAV4 с показателем 22,7 тыс. единиц (+6,3%), что эквивалентно доле 11,5%. Замыкают тройку лидеров еще два представителя Toyota – внедорожники Land Cruiser Prado (11,6 тыс. шт.; +104,5%) и Land Cruiser (10,8 тыс. шт.; +19,2%), доля каждого из которых превосходит 5%. Кроме них, в ТОП-10 попадают также по одной модели Toyota и Hyundai, 2 – Mercedes-Benz и 3 – Lexus.