Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.
Значение слова конкорд
конкорд в словаре кроссвордиста
Энциклопедический словарь, 1998 г.
конкорд
сверхзвуковой пассажирский (до 150 мест) самолет фирм БАК (Великобритания) и "Аэроспасьяль" (Франция). Первый полет в 1969. Выпущено 20 самолетов. Взлетная масса 175 т, скорость 2200-2500 км/ч.
Конкорд (значения)
Слово конкорд происходит от имени древнеримской богини Конкордии, богини согласия и взаимопонимания:
Конкорд (Нью-Гэмпшир)
Ко́нкорд - город на северо-востоке США, административный центр штата Нью-Гэмпшир и округа Мерримак. Население - 42,7 тыс. человек (2010 год).
Конкорд (Массачусетс)
Конкорд - американский город в штате Массачусетс, на одноимённой речке, в 32 км к северо-западу от Бостона. Численность населения - 17 тысяч 668 жителей (2010).
Конкорд (музыка)
Конкорд в системе старомодальной гармонии. Термин предложен Ю. Н. Холоповым и разработан впервые в исследованиях его ученика С. Н. Лебедева. Термин «конкорд» указывает только на число разновысотных звуков в звукосочетании (большее, чем 2). Поэтому он не дублирует общеизвестный термин « консонанс », который в равной мере приложим и к интервалам и к многозвучиям.
Конкорд (Арканзас)
Конкорд - город , расположенный в округе Клиберн (штат Арканзас, США) с населением в 255 человек по статистическим данным переписи 2008 года.
Конкорд (Калифорния)
Ко́нкорд - самый крупный город в округе Контра-Коста, штат Калифорния, США, и 46-й по величине во всей Калифорнии по данным переписи 2010 года. Общая численность населения - 122 067 жителей.
Основан в 1869 году, как сообщество Todos Santos Salvio Пачеко. Город находится в 50 км к северо-востоку от Сан-Франциско. В течение последних сорока лет Конкорд был в первую очередь спальным районом городов Сан-Франциско и Окленд, но в последнее время, благодаря компаниям « Шеврон » и « Bank of America », количество рабочих мест в городе увеличилось.
В калифорнийском Конкорде родились:
- Том Хэнкс - известный актёр.
- Марк Хэмилл - известный актёр.
- Дэйв Брубек - американский джазовый композитор, аранжировщик, пианист.
Конкорд (вокальный ансамбль)
Вокальный ансамбль «Конкорд» - украинский вокальный секстет, основанный в 2006 году. В репертуаре коллектива обработки украинских народных и эстрадных песен, старинная музыка (украинские мотеты 17 -18 вв.), духовная музыка, джазовые композиции, хиты зарубежной эстрады. Большая часть репертуара исполняется без сопровождения, a capella. "Конкорд" - это коктейль, в котором классика, джаз, поп, фольк, регги и другие музыкальные стили смешаны в оригинальных пропорциях и приправлены острым ритмом и импровизацией.
Коллектив принимал участие в музыкальных фестивалях Украины и за рубежом:
- 16-й международный фестиваль "Бах-фест" (Сумы, 2011),
- Фестиваль вокальной музыки A Capella "4th International A CAPELLA Contest" (Лейпциг, 2010)
- Этнофестиваль "Трипільське коло" (2010)
- 11-й фестиваль классической и камерной музыки «Полесская рапсодия» (Шостка, 2010)
- Этнофестиваль "Свирж 2009" (Львовская область, Свирж, 2009)
- «Рождество в волынской семье" (Луцк, 2009).
Ансамбль также участвовал в различных медиа-проектах и телешоу:
- "От пацанки до панянки" (2011)
- "Україна має талант" (2010)
- "Классика по пятницам" ,
- авторском проекте И.Сиренко «Музыкальные журфиксы в доме М.Булгакова».
В 2007 г., сотрудничая с кафедрой старинной музыки Национальной музыкальной академии Украини им. П.И.Чайковского, ансамбль "Конкорд" участвовал в реконструкции рукописей XVII-XVIII веков и впервые исполнил несколько партесных мотетов из киевского нотного собрания.
Конкорд (река)
Конкорд - приток реки Мерримак на востоке штата Массачусетс в США. Это одна из наиболее известных маленьких рек в американской истории, на ней происходила важная битва Войны за независимость США, а также об этой реке написано в книге писателя XIX века Генри Дэвида Торо.
Конкорд (Северная Каролина)
Конкорд - город в штате Северная Каролина, США. По данным переписи 2010 года, население составляет 79 066 человек. Конкорд является окружным центром и самым крупным городом округа Кабаррус. По численности населения, Конкорд является вторым по величине городом в агломерации Шарлотт и двенадцатым по величине городом в Северной Каролине.
Примеры употребления слова конкорд в литературе.
У меня к вам есть просьба: позовите доктора Аша Дэвиса и миссис Дэвис и, пожалуй, мисс Софи Конкорд и позвольте мне угостить вас всех обедом в закусочной, которую я приметил тут недалеко.
Ктаадн и Вахусетт, мысу Код, в Канаду, леса штата Мэн, по рекам Конкорд и Мерримак и, наконец, по уолденскому пруду и его окрестностям.
Спустя три года он и еще три бизнесмена финансировали строительство торговых рядов на окраине Конкорда , столицы штата, где он теперь заседал как полномочный представитель от третьего избирательного округа.
Он поселился на берегу уолденского пруда, в полумиле от Конкорда , в построенной собственными руками бревенчатой хижине и прожил в лесу два года, организовав что-то вроде натурального хозяйства.
Увидимся в Конкорде , - бросил он через плечо Анжеле, выходя из конюшни.
Вернувшись в Америку, поселился в Конкорде и посвятил себя лекторской и писательской деятельности.
Они сделали несколько остановок, чтобы перекусить - в Эпсоне, Конкорде и Уорнере.
Он, видите ли, весной на рысистых испытаниях на Конкорде установил рекорд, а позавчера в третьем заезде.
Воздухозаборники «Конкорда»Для каждого двигателя имеется отдельный плоский воздухозаборник прямоугольного сечения с регулируемым горизонтальным клином. Воздухозаборник имеет систему слива пограничного слоя, и весьма сложную кинематику дополнительных створок. На крейсеркой скорости 2,0 М поступающий в воздухозаборники воздух тормозился в системе создаваемых скачков уплотнения до скорости около 0,45 М, его давление при этом повышалось примерно в 7 раз. Таким образом, общая степень компрессии воздухозаборника и компрессора двигателя приблизительно 80:1. Механизация воздухозаборника гидравлическая, управление автоматическое, электронное, аналоговое.Двигатели оборудованы регулируемыми соплами и системой реверсирования тяги ковшового типа, которая позволяла давать обратную тягу около 40 % от номинальной. Створки системы реверса служат также вторичными регулируемыми инжекционными соплами двигателей. В задней части каждого пакета из двух двигателей установлены специальные вертикальные теплошумоотражатели. Эти отражатели оснащены отклоняемые внутрь законцовками, «сплющивавшими» с боков выхлопную струю двигателей на взлёте, что также служило целям шумоподавления. Кроме этого, в основном сопле каждого двигателя установлено по 8 лопатообразных шумоподавителей, которые вводились в реактивную струю при пролёте густозаселённых районов на дозвуковой скорости. Механизация регулируемого сопла, системы реверса и шумоподавления пневматическая, с электронным управлением.Двигатели «Конкордов» имели следующие характеристики:
- Olympus 593 - первоначальный вариант, был установлен на прототипы № 001 и 002. Тяга в бесфорсажном режиме 89 кН, форсированная тяга 136 кН.
- Olympus 593-22R - более мощный вариант двигателя, сменивший предыдущий на предсерийных 01 и 02. Тяга в бесфорсажном режиме 154 кН, форсированная тяга 165 кН.
- Olympus 593-610-14-28 - устанавливался на серийные самолёты. Тяга в бесфорсажном режиме 142 кН, форсированная тяга 169 кН. Одно из основных отличий от предыдущих вариантов - камера сгорания с предварительным испарением топлива, что позволило повысить эффективность сгорания топлива и снизить дымность.
Шасси
«Конкорд» в посадочной кофигурации. Хорошо видны все три стойки шасси, а также выдвижные посадочные фары. Светлые элементы в районе колёс основных стоек - водоотражатели, на передней стойке водоотражатель находится с задней стороны, и потому не виденШасси «Конкорда» трёхстоечное, с носовой опорой. В связи с тем, что на взлёте и на посадке самолёт выходил на весьма большие углы атаки, стойки шасси имеют необычно большую высоту, около 3,5 м. Это привело к тому, что двери «Конкорда» находились примерно на той же высоте, что и двери намного более крупного Boeing 747.Основные стойки шасси имеют по две пары колёс, расположенных друг за другом, и убираются поворотом внутрь к фюзеляжу. Передняя стойка имеет два колеса и убирается поворотом вперёд. Передняя стойка снабжена гидравлическим механизмом разворота для управления самолётом на земле. К стойкам шасси крепятся композитные водоотражатели, служащие для предотвращения попадания воды, поднимаемой колёсами, в воздухозаборники двигателей. Механизмы уборки стоек шасси гидравлические, причём уборка шасси происходит от одной основной гидросистемы, а для выпуска может быть использована резервная.
Дополнительная хвостовая стойка шассиТормозная система самолёта дисковая, с гидравлическим приводом от двух независимых гидравлических систем. Система управления тормозами электронная (en:brake-by-wire ), аналоговая, с антиблокировочной функцией, «Конкорд» стал первым в мире авиалайнером, имеющим подобную систему. Пакеты карбоновых тормозных дисков основных стоек шасси охлаждаются при помощи электровентиляторов, встроенных в ступицы колёс.Колея основных стоек шасси 7,72 м, давление в пневматических шинах колёс передней стойки 1,23 МПа, а в основных 1,26 МПа.Для предотвращения повреждения хвостовой части фюзеляжа при взлёте и посадке, на «Конкордах» установлена дополнительная наклонная хвостовая стойка шасси с двумя небольшими пневматиками. Стойка убирается в фюзеляжный отсек поворотом назад.
Основные системы
Топливная система «Конкорда» достаточно сложна, и помимо своей основной функции служит также для перебалансировки самолёта при переходе звукового барьера. Топливная система включает в себя 17 топливных баков общей ёмкостью 119280 литров, располагающихся в кессонах крыла и в нижней части фюзеляжа. Кроме основных баков, в топливную систему включён балансировочный бак, расположенный в одной из секций хвостовой части фюзеляжа, сразу за хвостовым багажным отделением. Кроме него, в качестве балансировочных используются 4 бака в корневой части крыла. Всего в балансировочных баках могло находится 33 тонны топлива.При достижении околозвуковой скорости, и перед дальнейшим разгоном, насосы топливной системы перемещали около 20 тонн топлива из передних балансировочных баков в хвостовой балансировочный бак. Это позволяло сместить центр тяжести самолёта приблизительно на 2 метра назад, что было необходимо для сверхзвукового полёта. После торможения до околозвуковой скорости производилась обратная операция. Кроме того, незначительное перемещение топлива в основных баках использовалось для общей продольной и поперечной балансировки самолёта, на всех полётных режимах. Основные помпы подачи топлива в двигатели имели механический привод, помпы перекачки топлива между балансировочными баками гидравлические, вспомогательные помпы основных баков и помпы сброса топлива электрические. Управлением топливной системой «Конкорда» занимался бортинженер, что являлось его основной задачей в течение всего полёта.Топливная система самолёта использовалась также для отвода в поступающее в двигатели топливо излишков тепла от различных систем, таких как система кондиционирования, гидравлические системы и системы смазки двигателей. Самолёт оборудован системой сброса топлива в процессе полёта, с выходными патрубками в хвостовом обтекателе фюзеляжа.«Конкорд» оборудован тремя независимыми гидравлическими системами, двумя основными и резервной:- «Зелёная» гидравлическая система левого борта, подключена к гидравлическим помпам 1 и 2 двигателей.
- «Синяя» гидравлическая система правого борта, подключена к гидравлическим помпам 3 и 4 двигателей.
- «Жёлтая» резервная гидравлическая система, подключена к гидравлическим помпам 2 и 4 двигателей.
Кабина пилотов серийного «Конкорда»Для своего времени «Конкорд» имел весьма совершенную авионику, высокую степень автоматизации и широкий набор приборного оборудования. Это позволяло управлять самолётом экипажу их трёх человек (КВС, второй пилот и бортинженер).Основное приборное оборудование:
- Три независимых инерциальных навигационных системы (ИНС), каждая из которых имеет отдельную гиростабилизированную платформу и цифровой вычислитель. ИНС может сохранять в памяти маршрут из 10 пунктов, автоматически переключаться между пунктами маршрута по мере их прохождения, рассчитывать курс на перехват ЛЗП, определять и отображать скорость и направление ветра, угол сноса, и множество других навигационных параметров. Управление ИНС осуществляется при помощи двух пультов управления с цифровой индикацией.
- Два независимых автопилота, имеющих большое количество режимов.
- Два автомата тяги, работающих совместно с автопилотами.
- Два приёмника VOR/ILS
- Один приёмник ADF
- Два комплекта DME
- Погодный радар с двумя дисплеями
- Две радиостанции УКВ диапазона
- Система SELCAL
- Два транспондера УВД
- Различное контрольное оборудование, включающее в себя стрелочные и линейные аналоговые приборы.
Пассажирский салон
Один из вариантов салона «Конкорда»Гермокабина «Конкорда» занимает порядка 85 % общего объёма фюзеляжа. В кабине размещено два пассажирских салона, передний и задний, задний салон немного длиннее переднего. Максимальная ширина салонов 2,62 м, что меньше чем, например, у Ту-134. Изначально предполагалась следующие варианты конфигурации салонов:
- 108 пассажиров в одноклассной конфигурации первого класса
- 124 пассажира в одноклассной конфигурации стандартного класса
- 144 пассажира в одноклассной конфигурации туристического класса
Аэродинамические проблемы
Пассажирский самолёт, способный совершать длительный сверхзвуковой крейсерский полёт, должен удовлетворять нескольким достаточно противоречивым требованиям:- Максимально высокое аэродинамическое качество на крейсерской скорости, для обеспечения экономичности и дальности полёта.
- Достаточно высокие взлётно-посадочные характеристики для обеспечения безопасного действия с обычных коммерческих аэродромов. Самолёт должен иметь возможность выполнения стандартных посадочных схем, в частности угла глиссады, определяемого установленным на аэродроме оборудованием.
- Для обеспечения удобства пассажиров пол пассажирского салона должен быть горизонтальным (или максимально близким к горизонтальному) при нахождении самолёта на земле.
Двигательная установка
Двигатели СПС должны обладать достаточной тягой для того, чтобы самолёт мог достичь сверхзвуковой скорости, и в то же время иметь высокую топливную эффективность на крейсерских скоростях, чтобы достичь приемлемой дальности полёта.Изначально рассматривалось применение турбовентиляторных (ТВРД ) двигателей, как обладающих наибольшей экономичностью, но этот вариант был отвергнут из-за того, что большой диаметр вентилятора создаёт неприемлемо высокое сопротивление на крейсерской скорости. В результате было решено использовать турбореактивные двигатели (ТРД ).Для того, чтобы ТРД работал максимально эффективно, и давал максимальную тягу, он должен иметь высокую степень компрессии. Проблема заключается в том, что на высоких сверхзвуковых скоростях воздух, поступающий в двигатель, подвергается аэродинамическому сжатию, и результирующая степень компрессии оказывается настолько высока, что двигатель получается очень теплонагруженным, а в результате сложным, дорогим и малоресурсным. Данная проблема была решена за счёт применения ТРДФ с относительно небольшой степенью компрессии 11:1, хорошо работающих на крейсерских скоростях, а их недостаточная тяга на взлётных режимах компенсировалась за счёт применения форсажа.Несмотря на то, «Конкорд» мог преодолевать звуковой барьер и достигать крейсерской скорости и без применения форсирования двигателей, форсаж также использовался для разгона с околозвуковых скоростей до скорости 1,7 Маха. Причиной этого стало то, что без использования форсажа такой разгон происходил бы очень медленно, и общее количество топлива, затраченное на этот маневр, было бы слишком большим.Из-за того, что ТРД не могут работать в случае если поступающий поток воздуха имеет сверхзвуковую скорость, пришлось разработать сложные автоматически регулируемые воздухозаборники, способные тормозить воздушный поток до дозвуковой скорости во всём диапазоне сверхзвуковых скоростей самолёта. Помимо своей основной задачи воздухозаборники служили также для перенаправления основного воздушного потока в обход двигателя, в случае его отказа на сверхзвуковой скорости. Без возможности такого перенаправления резко возросшее сопротивление отказавшего двигателя могло создать чрезмерные нагрузки, которые могли привести к разрушению самолёта в воздухе.Аэродинамический нагрев конструкции
При полёте на высоких скоростях торможение воздуха, обтекающего самолёт, вызывает сильный аэродинамический нагрев его обшивки, причём величина нагрева имеет квадратичную зависимость от скорости. При скоростях в районе 3 Махов аэродинамический нагрев может достигать величины около 350 °C, что находится за пределами диапазона температур, в которых алюминиевые сплавы остаются достаточно прочными. Решением данной проблемы может стать или применение более жаростойких конструкционных материалов (сталь, как в XB-70 , титан как в Т-4), или ограничение максимальной скорости самолёта значениями, при которых нагрев не превышает возможности традиционных материалов.Так как для обеспечения приемлемого взлётного веса, цены и технологичности в качестве основного конструкционного материала для «Конкорда» был выбран алюминий, его крейсерская скорость ограничена величиной 2,03 Маха, при которой аэродинамический нагрев наиболее теплонагруженных элементов конструкции не превышает 127 °C. Примерно такие же ограничения справедливы и для Ту-144, который также построен из алюминиевых сплавов. Американцы, при проектировании «трёхмахового» Boeing 2707 , были вынуждены использовать другие материалы, такие как сталь и титан. Дополнительная проблема состоит в том, что возникает существенное тепловое расширение материалов, что требует усложнения конструкции самолёта.Аэродинамический нагрев также создаёт сложности с обеспечением комфортной температуры в кабине самолёта. Система кондиционирования «Конкорда», помимо обычных воздушных теплообменников, сбрасывающих излишнее тепло отводимого от двигателей воздуха, имела также теплообменники, позволяющие отводить излишнее тепло в поступающее в двигатели топливо. Кроме того, это требует лучшей термоизоляции кабины и большей производительности системы кондиционирования, чем в обычных авиалайнерах. Например, стекла иллюминаторов «Конкорда» в процессе полёта нагревались так, что могли обжечь, в то время как стекла иллюминаторов обычного авиалайнера часто остывают до отрицательных температур.Особенностью «Конкорда» стало то, что в крейсерском полёте температура носового обтекателя являлась одним из наиболее важных факторов, контролируемых экипажем и даже автопилотом, то есть автопилот ограничивал скорость исходя именно из этой величины.Прочность конструкции
Из-за требования сверхзвукового полёта «Конкорд» имел очень тонкий профиль крыла, длинный и тонкий фюзеляж, кроме того, толщина панелей обшивки самолёта составляла всего 1,5 мм. Всё это накладывало очень серьёзные требования в области обеспечения прочности конструкции. Дополнительно проблема усугублялась тем, что на больших скоростях отклонение поверхностей управления может дать очень сильную и резкую нагрузку на конструкцию самолёта.Эту проблему решали следующим образом:«Конкорд» отличался от всех предшествовавших ему авиалайнеров тем, что многие основные элементы его конструкции не собирались из отдельных деталей, а фрезеровались из цельных алюминиевых отливок, например очень крупные элементы были применены в конструкции крыла. Это сокращало количество соединений, облегчало конструкцию, и давало ей дополнительную прочность. Обшивка самолёта была включена в силовую структуру, и выполнялась из предварительно натянутых цельных панелей очень большого размера.Проблему влияния поверхностей управления на сверхзвуковых скоростях частично устранили за счёт отключения на большой скорости внешних элевонов. Для управления использовались только средние и внутренние, которые нагружали конструкцию намного меньше, поскольку находились ближе к центру масс, и к тому же были установлены на наиболее прочную часть крыла.Тем не менее, ограничения по перегрузкам на «Конкорде» были достаточно низкими, и составляли всего +2,5/-1,0, что меньше, чем на обычных дозвуковых авиалайнерах.Шасси и тормоза
Из-за дельтовидного крыла «Конкорд» имел очень большую для коммерческого авиалайнера взлётную скорость, около 400 км/ч. Для обеспечения безопасности тормозная система самолёта должна была обеспечить возможность прерывать взлёт в пределах полосы обычного коммерческого аэропорта. Потребовалась разработка системы, которая могла бы полностью остановить авиалайнер весом в 188 тонн со скорости 305 км/ч на протяжении 1600 м, даже в условиях мокрой полосы. В результате тормозная система «Конкорда» стала наиболее совершенной для своего времени, при этом многие решения, такие как полностью электронное управление тормозами (англ. brake-by-wire ), были применены впервые в коммерческой авиации.Стойки шасси также потребовали больших усилий со стороны разработчиков, поскольку из-за очень большого угла атаки самолёта на взлёте, стойки получились очень длинными и испытывали большие нагрузки.История эксплуатации
После того, как в воздух поднялись первые серийные самолёты 201 и 202, началась обширная программа сертификации, закончившаяся в 1975 году выдачей британского и французского сертификатов. Помимо, собственно, пассажирских перевозок, «Конкорды» также участвовали в большом количестве выставок, показательных полётов и рекламных акций.Рекламные турне
Продажа «Конкордов» авиакомпаниям
В 1960-е годы, во время зарождения и развития проекта «Конкорд», считалось, что будущее мировых пассажирских авиаперевозок за сверхзвуковыми авиалайнерами, что повлияло на планы ведущих мировых авиапроизводителей и авиакомпаний. Например, Boeing, выводивший в начале 1970-х на рынок свой амбициозный лайнер Boeing 747, очень осторожно оценивал перспективы этого самолёта, предполагая даже, что после выхода на линии сверхзвуковых пассажирских самолётов, 747-е придётся перевести на грузовые авиаперевозки. Разработка сверхзвуковых коммерческих авиалайнеров шла не только в Европе, но и в СССР , где Ту-144 взлетел даже немного раньше «Конкорда», а также в США, причём американцы, используя свой опыт создания крупных тремаховых самолётов (XB-70 «Валькирия»), создавали вариант СПС, Boeing 2707 , существенно превосходивший по своим характеристикам как англо-французский, так и советский самолёты.Заявки на новый самолёт начали поступать с 1963 года, задолго до его первого полёта, и к 1972 году 16 авиакомпаний по всему миру сделали предварительные заказы на 74 «Конкорда». Коммерческое будущее первого сверхзвукового пассажирского лайнера выглядело если не безоблачным, то во всяком случае вполне определённым.Авиакомпания | Дата заказа | Количество заказанных самолётов |
---|---|---|
Pan American | 1963 | 6, опцион на 2 |
BOAC | 1963 | 6 |
TWA | 1964 | 4 |
Continental Airlines | 1964 | 3 |
BOAC | 1964 | 8 |
Air France | 1964 | 2 |
American Airlines | 1964 | 4 |
United Airlines | 1965 | 6 |
TWA | 1965 | 6 |
Sabena | 1965 | 2 |
Quantas | 1965 | 6 |
MEA-Air | 1965 | 2 |
Lufthansa | 1965 | 3 |
JAL | 1965 | 3 |
Eastern Airlines | 1965 | 2 |
Braniff | 1965 | 3 |
American Airlines | 1965 | 6 |
Air India | 1965 | 2 |
Air Canada | 1965 | 4 |
Eastern Airlines | 1966 | 6 |
Quantas | 1966 | 4 |
BOAC | 25 мая 1972 | 5 |
CAAC | 24 июля 1972 | 2, опцион на 2 |
Air France | 28 июля 1972 | 4 |
Iran Air | 1972 | 2, опцион на 2 |
Air France | 14 апреля 1980 | 1, ранее бывший в аренде |
British Airways | 1 апреля 1984 | 1, на запчасти |
- В 1973 году разразился нефтяной кризис, вызванный, в первую очередь Войной Судного Дня между Израилем и арабскими странами. В результате этого кризиса мировые цены на авиационное топливо выросли в несколько раз, что ставило под сомнение коммерческую привлекательность сверхзвуковых полётов, так как «Конкорд» затрачивал намного больше топлива на перевозку одного пассажира, чем современные ему дозвуковые авиалайнеры.
- В начале 70-х, особенно после выхода на линии таких самолётов, как Boeing 747, стало ясно, что авиаперелёты на дальние расстояния более не являются прерогативой бизнесменов и элиты, и что доля среднего класса в общем пассажиропотоке постоянно растет. Это сделало более актуальным для авиакомпаний снижение цен на билеты, а не сокращение времени перелётов, столь привлекательное для бизнесменов.
- Затянувшаяся разработка «Конкорда», очень большой коэффициент новизны, привели к тому, что совместная англо-французская программа вышла далеко за рамки бюджета, общие расходы составили почти миллиард фунтов стерлингов. Цена авиалайнеров, соответственно, также постоянно росла. Кроме того, выяснилось, что авиакомпании недооценивали масштабов расходов, необходимых для обслуживания парка сверхзвуковых лайнеров и поддержания его в состоянии лётной годности.
- Цена самолётов составляла всего 1 фунт стерлингов для английских, и 1 франк для французских.
- Авиакомпании обязывались ввести приобретённые самолёты в коммерческую эксплуатацию.
- Авиакомпании имели право продать свои самолёты, но по той же самой символической цене.
Пассажирские перевозки
Коммерческая эксплуатация «Конкордов» началась 21 января 1971 года, когда G-BOFA (№ 206) компании British Airlines вылетел в свой первый рейс по маршруту Лондон - Бахрейн. В тот же день полётом F-BFBA (№ 205) была открыта линия Париж - Дакар компании Air France.Первое время для «Конкордов» было закрыто наиболее перспективное трансатлантическое направление, поскольку 18 декабря 1975 года Палата Представителей Конгресса США наложила шестимесячный запрет на посадки «Конкордов» на территории США. Официальной причиной такого запрета стал производимый самолётами шум, особенно после преодоления звукового барьера, но вероятнее всего, что основной причиной стало то, что англо-французский самолёт вышел на коммерческие линии раньше, чем американский СПС.После окончания действия запрета, несмотря на протесты нескольких общественных и природоохранных организаций, были открыты регулярные рейсы в вашингтонский аэропорт Даллес , первый из которых состоялся 24 мая 1976 года. Полёты в Нью-Йорк начались только после 22 ноября 1977 года, в основном из-за противодействия мэрии Нью-Йорка.Основными маршрутами «Конкордов» стали:- Лондон - Нью-Йорк компании British Airways, в разное время линию обслуживало до 4 самолётов, совершавших ежедневные полёты.
- Лондон - Барбадос компании British Airways, полёты раз в неделю в течение сезона.
- Париж - Нью-Йорк компании Air France, пять раз в неделю.
Катастрофа Конкорда в Париже 25 июля 2000 года
25 июля 2000 в Париже, при вылете из аэропорта "Шарль де Голль", разбился «Конкорд» F-BTSC авиакомпании Air France, совершавший рейс Париж - Нью-Йорк. Основной причиной катастрофы стал наезд на металлическую деталь другого самолёта, находившуюся на взлётной полосе, часть покрышки лопнувшей при этом шины пробила топливный бак самолёта, а выливавшееся топливо загорелось, попав в форсажные камеры двигателей. А так же часть покрышки колеса повредила провода, отвечающие за выпуск шасси, которые при взлёте не убрались, и этим оголённые провода дали искру, поэтому топливо вспыхнуло. Последовавший пожар привёл к отказу двигателей не успевшего набрать скорость самолёта и к последовавшему за ним падению на ресторан небольшого отеля в нескольких километрах от аэропорта.Все находившиеся на борту - 100 пассажиров и 9 членов экипажа - погибли. Также погибло 4 человека среди посетителей ресторана.Снятие с эксплуатации
После катастрофы в Париже, полёты «Конкордов» были приостановлены. Тем не менее, уже на следующий день, 26 июля 2000 года, руководство BA приняло решение продолжить эксплуатацию своих самолётов, полёты AF не возобновлялись. 16 августа сертификат лётной годности «Конкордов» был отозван, и полёты полностью приостановились, за исключением перелёта без пассажиров F-BVFC из Нью-Йорка, где его застал отзыв сертификата, в Париж.В течение всего следующего года велись работы по модификации парка самолётов и 5 сентября 2001 года, более чем через год после отзыва, сертификат лётной годности был восстановлен. Регулярные пассажирские перевозки возобновились только 7 ноября, полётом G-BOAE из Лондона в Нью-Йорк. После возобновления перевозок последовала череда инцидентов, наиболее заметными из которых стали отказ одной из секций руля направления 27 ноября 2002 года на G-BOAC, и утечка топлива, повлёкшая отключение двигателя 18 февраля 2003 года на F-BTSD.10 апреля 2003 года British Airways и Air France объявили о решении прекратить коммерческую эксплуатацию своего парка «Конкордов». Последние рейсы состоялись 24 октября. Последний полёт «Конкорда» состоялся 26 ноября 2003 года, G-BOAF (последний построенный самолёт) вылетел из Хитроу, пролетел над Бискайским заливом, совершил проход над Бристолем, и приземлился в аэропорту Филтон.«Конкорды» сегодня
К 2003 году в эксплуатации находилось 8 «Конкордов». Все построенные самолёты, кроме № 211, каннибализированного в 1982 году и разобранного в 1994 году, и разбившегося в 2000 году в Париже № 203, сохраняются в различных музеях и экспозициях.Завод-
ской № | Регистра-
ционный № | Полёты | Налёт, часов | Текущее местонахождение | |
---|---|---|---|---|---|
Первый | Последний | ||||
001 | F-WTSS | 2 марта 1969 | 19 октября 1973 | 812 | Аэрокосмический музей, Ле Бурже, Франция |
002 | G-BSST | 9 апреля 1969 | 4 марта 1976 | 836 | Fleet Air Arm Museum, Йовилтон, Великобритания |
101 | G-AXDN | 17 декабря 1971 | 20 августа 1977 | 632 | Имперский Военный Музей, Даксфорд , Великобритания |
102 | F-WTSA | 10 января 1973 | 20 мая 1976 | 656 | Музей Delta, Аэропорт Орли, Париж, Франция |
201 | F-WTSB | 6 декабря 1973 | 19 апреля 1985 | 909 | Airbus, Тулуза, Франция |
202 | G-BBDG | 13 декабря 1974 | 24 декабря 1981 | 1282 | Бруклендский Музей, Вейбридж, Великобритания |
203 | F-BTSC | 31 января 1975 | 25 июля 2000 | 11 989 | Разбился в Париже в 2000 году |
204 | G-BOAC | 27 февраля 1975 | 31 октября 2003 | 22 260 | Аэропорт Манчестера , Велибритания. Этот «Конкорд» был первым поставленным British Airways, и флагманом авиакомпании. |
205 | F-BVFA | 27 октября 1976 | 12 июня 2003 | 17 824 | Смитсоновский национальный Аэрокосмический Музей, около Вашингтона, США |
206 | G-BOAA | 5 ноября 1975 | 12 августа 2000 | 22 768 | Национальный Музей Полёта, Восточный Лотиан, Шотландия, Великобритания |
207 | F-BVFB | 6 марта 1976 | 24 июня 2003 | 14 771 | Sinsheim Auto & Technik Museum, Германия |
208 | G-BOAB | 18 мая 1976 | 15 августа 2000 | 22 296 | Аэропорт Хитроу , Лондон, Велиобритания |
209 | F-BVFC | 9 июля 1976 | 27 июня 2003 | 14 332 | Airbus, Тулуза, Франция |
210 | G-BOAD | 25 августа 1976 | 10 ноября 2003 | 23 397 | Intrepid Sea-Air-Space Museum, Нью-Йорк, США |
211 | F-BVFD | 10 февраля 1977 | 27 мая 1982 | 5814 | Пущен на запчасти в 1982 году и разобран в 1994 году |
212 | G-BOAE | 17 марта 1977 | 17 ноября 2003 | 23 376 | Международный аэропорт Грэнтли Адамса, Барбадос |
213 | F-BTSD | 26 июня 1978 | 14 июня 2003 | 12 974 | Аэрокосмический Музей, Ле Бурже, Франция |
214 | G-BOAG | 21 апреля 1978 | 5 ноября 2003 | 16 239 | Museum of Flight, Сиэттл , США |
215 | F-BVFF | 26 декабря 1978 | 11 июня 2000 | 12 421 | Аэропорт Шарль Де Голль, Париж, Франция |
216 | G-BOAF | 20 апреля 1979 | 26 ноября 2003 | 18 257 | Аэродром Филтон, Бристоль, Великобритания |
Восстановление
Группа добровольцев поддерживает один из «Конкордов» (F-BTSD) в состоянии лётной годности в Аэрокосмическом музее в Ле-Бурже, планируя поднять самолёт в воздух в 2010 году.G-BBDG был восстановлен до выставочного состояния практически из одного корпуса в Брукландском музее.Технические характеристики
- Экипаж : 3 человека (командир, пилот, бортинженер)
- Пассажировместимость
:Длина
: 56,24 (58,83) м
- в текущей компоновке : 92 (Эр Франс) или 100 (Бритиш Эируэйз)
- максимально разрешённая : 128
- Размах крыла : 25,57 м
- Высота : 12,19 (11,58) м
- Площадь крыла : 358,6 м?
- Коэффициент удлинения крыла : 1,85
- Угол стреловидности по передней кромке : от 60° до 80°
- Масса пустого : 78 700 кг
- Максимальная взлётная масса : 187 700 кг
- Масса полезной нагрузки : 12 000 кг
- Масса топлива : 95 680 кг
- Двигатели
: 4? ТРДФ Rolls-Royce / SNECMA «Olimpus» 593
- Тяга, максимальная : 140 кН
- Тяга на форсаже : 169 кН
- Расход топлива : 25 т/ч (при максимальной полезной нагрузке)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость : 2330 км/ч (2,2 М)
- Крейсерская скорость : 2150 км/ч (2,02 М)
- Практическая дальность : 6470 км (с нагрузкой 8845 кг при М=2,05 на высоте 16 000 м)
- Перегоночная дальность : 7250 км
- Практический потолок : 18 300 м
- Скороподъёмность : 25,41 м/с
- Тяговооружённость : 0,373
- Аэродинамическое качество
:Максимальная температура носовой части
: 127 °C
- на малой скорости: 3,94
- при М = 0,94: 11,47
- при М = 2,04: 7,14
Этот самолет всегда считался символом достатка и роскоши. Если ты мог себе позволить полетать на Конкорде, значит, жизнь удалась. Жаль, но из-за слишком больших расходов в свое время эксплуатация Конкордов оказалась убыточной. В итоге самолет был снят с эксплуатации в 2003 году. И, тем не менее, до сих пор это название ассоциируется с верхом роскоши, крутизны и успеха.
- В процессе выполнения полета самолет Конкорд разгонялся до скорости 2150 км/ч, при этом фюзеляж нагревался до 127 градусов Цельсия, ограничение скорости было вызвано именно тепловым нагревом. Фюзеляж мог удлиняться примерно на 24 см, в связи с тепловым расширением конструкции.
- В носовой части фюзеляжа расположен обтекатель в виде конуса, который мог отклоняться вниз, обеспечивая пилотам обзор на взлете, посадке и рулении. В обтекатель встроено подвижное дополнительное остекление, прикрывавшее основное остекление кабины пилотов в режиме сверхзвукового полета.
- Топливная система Конкорда достаточно сложна, и помимо своей основной функции служит также для перебалансировки самолета при переходе звукового барьера. Топливная система включает в себя 17 топливных баков общей емкостью 119280 литров. При достижении околозвуковой скорости, насосы топливной системы перемещали около 20 тонн топлива из передних балансировочных баков в хвостовой балансировочный бак. Это позволяло сместить центр тяжести самолета на 2 метра назад, что было необходимо для сверхзвукового полета.
- Для повышения надежности авиалайнер Конкорд оборудован тремя самостоятельными гидравлическими системами, двумя основными и одной резервной, которые различались по цветам – зеленая, синяя и желтая.
- Конкорд был первым самолетом, на котором применили электродистанционную систему управления: органы управления формировали сигналы, которые передавались к исполнительным гидравлическим элементам. При этом все же существовала автономная механическая система управления по средствам тросиков и тяг, оборудованных гидроусилителями.
- К 1972 году различные авиакомпании по всему миру разместили заказов на 74 Конкорда, однако ряд факторов помешал этому. В частности, нефтяной кризис 1973 года привел к удорожанию топлива. Также появление самолета Боинг-747 делало авиаперевозки более бюджетными и возрастала роль стоимости билета, а не скорости перевозки. По этой причине большинство авиакомпаний отозвали свои заявки, и было продано лишь 5 самолетов авиакомпании British Airways и 4 Air France, оставшиеся 4 самолета из 14 серийных были предложены им же по цене 1 фунт стерлингов.
- Самолет Конкорд не следовал на определённой высоте, как обычные авиалайнеры. Поскольку на высоте полета Конкорда не было никакого воздушного движения, использовался более выгодный режим полета - постоянный набор высоты по мере облегчения самолета из-за выработки топлива. Полет а этом режиме осуществлялся полностью автоматически.
- Авионика Конкорда позволяла в автоматическом режиме осуществлять посадку и трансатлантический перелет практически в любых погодных условиях.
- За все время эксплуатации Конкорд показал высокую надежность, единственная авария повлекшая катастрофу 25 июля 2000 года в Париже, была вызвана наездом Конкорда при взлете на металлическую деталь, отвалившуюся от другого самолета. В результате было повреждено колесо, которое, разлетевшись, повредило топливный бак и провода управления шасси. После взлета возник пожар, который нарушил работу двигателей и самолет рухнул на землю, погибло 100 пассажиров, 9 членов экипажа и 4 человека на земле.
- Британская компания Reaction Engines Limited занимается программой по названием LAPCAT, которая планирует построить самолет на водородном топливе на 300 пассажиров под названием А2, способным преодолеть расстояние от Брюсселя до Сиднея на скорости 5000 км/час за 4,5 часов. Это можно считать продолжением эры сверхзвуковых самолетов и даже проектом Конкорд-2.
В середине 50-х годов английская фирма «Бристоль» (в 1960 вошла в состав корпорации ВАС) и французская «Сюд авиасьон» (SNCASE), начали самостоятельные исследования по созданию сверхзвукового пассажирского самолета. Эти работы, ведущиеся во Франции по проекту
«Супер Каравелла», показали, что стоимость разработки такого самолета, достаточно крупного для обеспечения воздушной транспортировки экономически целесообразной полезной нагрузки, выходила за финансовые возможности любой отдельно взятой западной авиационной фирмы.
26 октября 1962 года правительства Франции и Великобритании подписали финансово-экономическое соглашение о совместном создании сверхзвукового пассажирского самолета "Конкорд".
Днем раньше было подписано соглашение между английской фирмой ВАС и французской SNCASE, из которого следовало, что англичане берут на себя две трети работ по двигательным установкам, а французы — примерно шестьдесят процентов всех работ по планеру и его системам. При этом фирмы взяли на себя обязательства организовать и координировать работы десятков фирм Франции и Англии, которые примут участие в программе.
Первый опытный самолет "Конкорд" 001, построенный во Франции, совершил первый полет 2 марта 1969 г., уступив пальму советскому самолету Ту-144, впервые вылетевшему 31 декабря 1968 г. Британский "Конкорд" 002 взлетел в Бристоле 9 апреля. Первый полет Конкорда был достижением сам по себе, ведь его американский соперник, Boeing 2707-300, был оставлен на стадии макета, несмотря на огромные финансовые издержки.
После этих двух опытных образцов, были построены два предсерийных Конкорда и два для статических и испытаний на усталость.
Затем, с французского завода в Тулузе 6 декабря 1973 г. взлетел первый серийный самолет. Он и следующие три Конкорда летали в арктических и тропических условиях для оценки их летных и эксплуатационных характеристик. Один из них сделал рейс через Северную Атлантику и обратно
за один день 1 сентября 1975 г.
Для «Конкорда» была выбрана аэродинамическая схема "бесхвостка" с низкорасположенным треугольным крылом оживальной формы. Самолёт оптимизирован для выполнения длительного крейсерского полёта на сверхзвуковой скорости. Основным конструкционным материалом стал
алюминиевый сплав RR58. Кроме этого в конструкции самолёта использована сталь, титан, никелевые сплавы. Одной из основных особенностей Конкорда стало треугольное крыло с непрерывно меняющимся по размаху углом стреловидности: от очень большого у корня (75-85°) до средних значений в концевой части (50-65°), получившее название «оживального».
Для испытания такого крыла в условиях реального полета было решено, помимо испытаний в аэродинамических трубах, построить самолет-аналог. Такой летающей моделью стал одноместный экспериментальный самолет BAC-221 фирмы Бритиш Эркрафт. У него был более узкий, чем у Конкорда, диапазон исследуемых скоростей - от посадочных до 1700 км/ч, но
испытания, начатые в мае 1964, затянулись. Использование "оживального" крыла снижало смещение аеродинамического фокуса при преодолении "звукового барьера", но для сохранения равновесного состояния самолета в этот момент топливо перекачивалось в специальные центровочные баки.
Наиболее интересные результаты в процессе создания Конкорда были получены при усталостно-тепловых испытаниях его планера, проведенных в Тулузе во Франции и в Фарнборо в Англии. По данным летных испытаний было известно, что носок крыла Конкорда мог нагреваться до 135 °С при перепаде температур за цикл в 15 мин на величину до 145° С. При этом перегрузка могла меняться от +2,5 до -1,0. В Тулузе эти испытания были начаты в 1972 г. в термокамере с 35 000 кварцевыми нагревателями общей мощностью в 30 000 кВт. Регулируемый нагрев воспроизводил полетный термический режим нагружения. Одновременно планер самолета нагружался механическим путем посредством силовозбудителей через рычажную систему подвески. Эти испытания и доработки позволили фирмам назначить технический ресурс для планера в 45 000 летных часов, что означало 12 - 15 лет эксплуатационной жизни самолета.
Важной особенностью Конкорда явилось использование основной электрической системы
управления самолетом. Жесткая механическая связь оставалась в резерве. Такое решение было новинкой для самолетов гражданской авиации.
Для повышения надежности работы систем Конкорда имел три гидравлические системы: две основные и одну аварийную. Эти системы обеспечивали работу гидроусилителей рулевых поверхностей, выпуска и уборки шасси, управление передними колесами при маневрировании на земле,перемещение передней части фюзеляжа вверх или вниз, топливных насосов балансировочной системы самолета и регулирование входных и выходных устройств двигателей.
Поскольку полет со сверхзвуковой скоростью требовал повышенного расхода топлива по сравнению с дозвуковыми самолетами, в крыле и фюзеляже самолета "Конкорд" в 17 баках размещалось 119 786 л топлива. Так же как и планер Ту-144, у "Конкорда" планер собирался из фрезерованных панелей.
Планер "Конкорда", хотя и имеет полетный ресурс 45000 часов (на 15000 больше, чем у Ту-144), рассчитан на небольшие перегрузки (+2,5 - 1) и это накладывает серьезные ограничения на возможности маневрирования при снижении и заходе на посадку. В целом, по техническим характеристикам, "Конкорд" почти не уступает Ту-144, который весил на 10 000 кг больше. Другая проблема - плохой обзор из кабины на взлетно-посадочных режимах была решена отклонением носовой части фюзеляжа вниз на 12,5°.
12.
Гермокабина «Конкорда» занимает порядка 85 % общего объёма фюзеляжа. В кабине размещено два пассажирских салона, передний и задний, задний салон немного длиннее переднего. Максимальная ширина салонов около 260 см, что примерно соответствовало ширине салонов наиболее популярных пассажирских лайнеров, современных "Конкорду", таких как Boeing 707.
Расположение пассажирских кресел по схеме 2+2, с одним центральным проходом. Максимальное количество пассажиров, на перевозку которого был сертифицировн "Конкорд", составляло 128, но в реальности такая конфигурация салонов никогда не использовалась. Выпускаемые "Конкорды" имели салоны одноклассной компоновки на 108 человек, впоследствии салоны несколько раз модернизировались авиакомпаниями. На момент вывода из эксплуатации "Конкорды" British Airways имели двухклассную компоновку салона на 100 мест, а "Конкорды" Air France двухклассную на 92 места.
В передней части гермокабины, непосредственно за кабиной экипажа и отсеками оборудования находится тамбур основного входа, от переднего салона его отделяет отсек с небольшим гардеробом и туалетом. Между салонами располагается тамбур второго входа, а также ещё два туалета, размещённые по бортам кабины.
Заднюю часть кабины занимает отсек с кухонным блоком, служащий также тамбуром запасного выхода. Так как средний выход вёл на крыло самолёта, для посадки и высадки пассажиров использовался передний выход.
Для подготовки к регулярным коммерческим рейсам 5 и 6 серийный самолет были переданы авиакомпаниям British Airways и Air France.
С 21 января 1976 г. эти два самолета "Конкорд" начали выполнять регулярные пассажирские рейсы Париж - Рио-де-Жанейро и Лондон - Бахрейн.
Несмотря на протесты борцов с загрязнением окружающей среды по обе стороны Атлантики, обе авиакомпании 24 мая 1976 г. начали рейсы в международный аэропорт Dulles в Вашингтоне, США. Но будущее Конкорда оставалось сомнительным.
Подсчеты ученых показали, что лишь один год эксплуатации 500 сверхзвуковых самолетов типа "Конкорд" в районе высот озонного слоя (20 - 25 км) приведет к необратимым процессам,
Чреватым гибелью биосферы планеты. К числу эксплуатационных недостатков самолетов этого типа следует отнести и ограничение полетов на сверхзвуковых скоростях: мощный акустический удар, возникающий при сверхзвуковом полете, считается недопустимым для заселенных территорий.
ТРДФ "Олимп" 593-1 обладали большим уровнем шума, чем даже НК-144, установленные на Ту-144. Это обстоятельство привело к тому, что ряд стран, и в первую очередь США и Япония, запретили полеты самолетов "Конкорд" над своей территорией. И если первоначально 16 авиалиний заказали 74 Конкорда, то в марте 1973 г. они отменили свои заказы. Это было вызвано также высокой стоимостью самолетов и их эксплуатации.
Всего за 9 лет было построено 16 (18) самолетов "Конкорд". Из них первоначально 5 самолетов оказались в эксплуатации у английской компании Бритиш Эруэйз и 4 самолета у французской Эр Франс, потом было поставлено еще 7.
Однако, 17 октября 1977 г., Верховный Суд США снял запрет властей Нью-Йоркского аэропорта на полеты Конкорда, таким образом решая многие из проблем. Коммерческие рейсы между Нью-Йорком и Лондоном начались в конце 1977 г., с января 1978 г. они стали ежедневными. В декабре 1977 г., началась совместная эксплуатация Конкорда British Airways и Singapore Airlines на авиалинии Лондон - Сингапур. Были также рейсы в Каракас, Рио-де-Жанейро и Дакар.
19.
В течение первых лет расходы на эксплуатацию "Конкорд" брали на себя в основном правительства Франции и Великобритании. Сделано это было по той причине, что довольно быстро была выявлена убыточность самолетов из-за больших расходов на топливо (а в 1970-х гг. разразился энергетический кризис) и обслуживание, а также из-за высокой стоимости билетов. В итоге снизился коэффициент загрузки самолета - до 0,4, и авиакомпании, в конечном итоге, вынуждены были прекратить полеты в Южную Америку, Африку и Азию.
В основном маршруты стали пролегать в США.
Последовала целая серия модификаций. Были усовершенствованы двигатели, что позволило снизить уровень шума и повысить их экономичность.
Для уменьшения воздействия окислов азота, разрушающих озоновый слой атмосферы, были снижены эксплуатационные диапазоны высот полета Конкорда и повышены требования к чистоте выхлопных газов, что удалось добиться путем снижения степени сжатия компрессоров двигателей. Была улучшена аэродинамика самолета, усовершенствована пассажирская кабина.
И в начале 1980-х эксплуатация "Конкорда" стала приносить прибыль.
В 1983 г. у авиакомпании Эр Франс она составила 3,1 млн. долларов, в следующем - уже 6,3 млн. Рост прибыли наблюдался и в последующие годы. Так, английская авиакомпания Бритиш Эруэйз, начиная с 1983 г., стала в среднем получать ежегодно 12-15 млн., долларов. Спустя десять лет после начала эксплуатации компании Эр Франс и Бритиш Эруэйз подвели некоторые "юбилейные" итоги. Они оказались достаточно впечатляющими. К примеру, самолеты Эр Франс за десять лет перевезли 620 000 пассажиров, преодолели расстояние протяженностью почти 70 млн. км и налетали 45 000 часов. Авиакомпания Бритиш Эруэйз перевезла за десятилетие более 800 000 пассажиров.
В настоящее время самолет не эксплуатируется из-за катастрофы 25 июля 2000 года. 10 апреля 2003 года British Airways и Air France объявили о решении прекратить коммерческую эксплуатацию своего парка "Конкордов". Последние рейсы состоялись 24 октября. Последний полёт "Конкорда" состоялся 26 ноября 2003 года, G-BOAF (последний построенный самолёт) вылетел из Хитроу, пролетел над Бискайским заливом, совершил проход над Бристолем, и приземлился в аэропорту Филтон.
Лётно-технические характеристики:
Технические характеристики:
Экипаж - 3 человека (командир, пилот, бортинженер)
Пассажировместимость:
в текущей компоновке - 92 (Эр Франс) или 100 (Бритиш Эируэйз)
максимально разрешённая - 128
Длина - 56,24 (58,83) м
Размах крыла - 25,57 м
Высота - 12,19 (11,58) м
Площадь крыла - 358,6 м²
Коэффициент удлинения крыла - 1,85
Угол стреловидности по передней кромке - от 60° до 80°
Масса пустого - 78 700 кг
Максимальная взлётная масса - 187 700 кг
Масса полезной нагрузки - 12 000 кг
Масса топлива - 95 680 кг
Двигатели - 4× ТРДФ Rolls-Royce/ SNECMA «Olimpus» 593
Тяга максимальная - 140 кН
Тяга на форсаже - 169 кН
Расход топлива - 25 т/ч (при максимальной полезной нагрузке)
Лётные характеристики:
Максимальная скорость - 2 330 км/ч (2,2 М)
Крейсерская скорость - 2 150 км/ч (2,02 М)
Практическая дальность - 6 470 км (с нагрузкой 8 845 кг при М=2,05 на высоте 16 000 м)
Перегоночная дальность - 7 250 км
Практический потолок - 18 300 м
Скороподъёмность - 25,41 м/с
Тяговооружённость - 0,373
Аэродинамическое качество:
на малой скорости - 3,94
при М = 0,94 - 11,47
при М = 2,04 - 7,14
Максимальная температура носовой части - 127 °C