Допустимая масса автопоезда. Россия: изменения в весовых нагрузках. Расположение осей транспортного средства

Перегруженный автомобиль как легковой, так и грузовой — это большая опасность для водителя и других участников движения. Кроме того он создает повышенную нагрузку для дорожного полотна, которое страдает в любом случае. Как рассчитать перегруз, и каковы на сегодня штрафы за езду с нарушениями? Каждый водитель должен понимать свою ответственность и знать, что ему грозит.

Допустимая масса транспортных средств

Летом 2015 года в силу вступили изменения в соответствующие акты о перевозке грузов по российским дорогам. На основании этого документа введены новые нормы допустимой массы автомобилей.

Например, максимальный вес машины, которая имеет право без дополнительного разрешения выезжать на дорогу, составляет 44 тонны. Это предельный максимум.

Для легковых автомобилей таких норм, конечно, не существует. Но значит ли это, что можно перегружать свою машину и ездить безнаказанно? Предел все-таки существует. Он заключен в том, что запрещается перевозить большое число пассажиров. Это наказывается соответствующим штрафом.

В отношении грузового транспорта действует правило нагрузки на ось. Это важнейший момент при расчетах. Для того чтобы понять, как именно рассчитывается нагрузка, нужно разобраться в простейших понятиях.

Итак, все автомобили разделяют на два класса:

  1. «А» — эксплуатируемые на трассах трех категорий: первой, второй и третьей соответственно.
  2. «В» — осуществляемые передвижение по любой дороге.

Ниже указаны допустимые значения.

В первую очередь, для автомобилей:

  • с двумя осями — 18 тонн;
  • с тремя осями — 25 тонн;
  • с четырьмя осями — 32 тонны;
  • с пятью осями — 35 тонн.

Что касается автопоездов, то для них установлены иные нормативы:

  • с тремя осями — 28 тонн;
  • с четырьмя осями — 36 тонн;
  • с пятью осями — 40 тонн;
  • с шестью осями и более — 44 тонны.

Как рассчитать?

Расчет нагрузки производится по сложной формуле. Также нужно учитывать максимальную массу для дорог определенной категории. Нагрузка грузового автомобиля распределяется так: на переднюю ось она меньше, на заднюю (или задние) она значительно выше.

Когда автомобиль заезжает на весы на посту, сотрудник контроля пользуется специальным справочником, где собрано огромное число типов транспортных средств и расписана подробная нагрузка на их оси. Рассмотрим несколько примеров и определим, как она складывается на каждую ось.

Грузовая «ГАЗель» имеет две оси: переднюю и заднюю. Общий вес автомобиля складывается по формуле:

М ТС =Н ПО +Н ЗО, где:

Казалось бы, все просто, но для иных транспортных средств не всегда можно применить эту формулу. Трехосные автомобили с двумя объединенными осями нужно рассчитывать иначе. Например, возьмем автомобиль «Камаз»-53215. Расчет уже ведется по формуле:

М ТС =Н ПО +Н т, где:

  • М ТС — это масса транспортного средства;

Таблица

Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.

Расчет должен производиться максимально точно, поскольку погрешность может быть не более 5%. Чем ближе оси располагаются друг к другу, тем сильнее давление на дорожное полотно. Именно этим объясняется зависимость от расстояния.

Законодательные ограничения других стран

Отправляя груженый автомобиль за пределы России или за товаром, важно изучить законодательство, чтобы избежать штрафов, которые могут значительно сказаться на бюджете.

Ниже приведена таблица, с помощью которой можно определить полную допустимую массу автомобилей в некоторых странах.

Страны/автомобиль двухосный трехосный четырехосный прицеп в 2 оси прицеп в 3 оси автопоезд в 4 оси автопоезд в 5 и 6 осей автопоезд седельный 3 оси автопоезд седельный 4 оси
Польша 19 26 30 18 24 37 40 29 38
Германия 17 24 32 18 24 35 40 27 35
Франция 19 26 26 19 24 38 40 38
Бельгия 19 28 32 20 30 38 44 29 39
Испания 20 26 26 20 26 38 38 38
Беларусь 20 25 26 20 26 36 44 38
Казахстан 18 25 32 18 24 32 44 28 38

Транспортные компании тщательно изучают информацию и законы других стран и страхуют тех, кто к ним обратился.

Статистическое и динамическое взвешивание

На специальных пунктах, расположенный на трассе, происходит контрольное взвешивание с целью определить, перегружен ли автомобиль, и какова нагрузка на ось.

Взвешивают его двумя способами:

  • в статике;
  • в динамике.

Оба эти способа применяются сегодня, выясним, в чем их различие. Итак, взвешивание в статике происходит так: автомобиль заезжает на весы и останавливается. Такой способ определяет точный вес транспортного средства на данный момент.

Взвешивание в динамике происходит при медленном движении транспортного средства. Такой способ необходим для определения нагрузки на каждую ось. Автомобиль двигается по весам со скоростью не выше 5 км/ч.

Единственный минус такого способа — это погрешность, о которой обязательно нужно знать. Максимально она может составить 3%.

Все весы, используемые сегодня на пунктах взвешивания, преимущественно электронные. Въезд на них производится с помощью пандуса. Не всегда на одном посту установлены сразу два типа весов.

Ответственность за перегруз

Несомненно, все граждане, имеющие автомобили, знают о том, что существует ответственность за перегруз. Чаще всего с этим сталкиваются водители грузовых машин. Владельцы легкового автотранспорта в большинстве своем не задумываются о перегрузе воообще.

Максимально допустимая масса авто, если не брать в расчет нагрузку на оси, устанавливается еще до того момента, как машина сойдет с конвейера. В каждом документе на транспортное средство есть строчка касательно этого момента.

Сам производитель знает, какую нагрузку может выдержать автомобиль. На это влияет множество факторов: от деталей, используемых в производстве, до расстояния между осями.

К чему приводит перегруз?

Ответственность за перегруз — это очень серьезно дело. Подобные действия порой приводят к серьезным последствиям, среди них:

  1. Создание аварийной ситуации. Перегруженный автомобиль движется по дороге не стабильно. Помимо этого, нагрузка создает давление на ось, которая в один момент может не выдержать.
  2. Разрушение дорожного полотна. С этим сложно поспорить, но перегруженные автомобили действительно разбивают дороги. Ямы на них — это огромная проблема страны, штрафы не всегда способны покрыть наносимый ущерб.
  3. Детали автомобиля и его части быстрее приходят в негодность, устаревает и ломается также само транспортное средство.
  4. Если авто перегружено, то путь торможения будет более длинным, что создаст дополнительный риск аварийной ситуации.

Это не все факторы, на основании которых водителей могут строго оштрафовать.

Грузовой автомобиль

Водителям грузового автотранспорта также нужно помнить о том, как правильно перевозить определенные типы грузов:

  • крупногабаритные;
  • опасные и другие.

Штрафы за нарушение предусмотрены статьей 12.21 КоАП. Они разделяются на три типа:

  • для физического лица — 1500-2000 рублей;
  • для должностного лица — до 15 000 рублей;
  • для юридического лица — до 400 000 рублей.

В некоторых случаях при перевозке грузов может понадобиться разрешение на провоз. Если его нет, то вас также ждет штраф.

В некоторых ситуациях, когда на груз оформлены документы, и вес не совпадает с тем, что представлен в бумагах, дополнительно инспектор может наложить штраф в размере 5 000 рублей. Для компаний он возрастет минимум в 50 раз.

Инспектор ГИБДД не имеет права выписывать штраф, если не произошло контрольное взвешивание. На глаз перегруз определить можно, но доказать его нельзя никак.

Легковой автомобиль

В Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова о перегрузе легковых транспортных средств. Никто не взвешивает их на дороге. В этом случае у инспектора может найтись иной повод для того, чтобы выписать штраф.

Те, кто нагружает легковой автомобиль под завязку, знают, как это влияет на управляемость, заносы и износ деталей. Чаще всего водителям легковых машин выписывают штраф за неправильную перевозку пассажиров. Их можно разместить ровно столько, сколько было утверждено в документах.

Штрафы предусмотрены следующие:

  • предупреждение;
  • 500 рублей за нарушение правил перевозки;
  • 1000 рублей за не пристёгнутый ремень безопасности.

Итак, перегруз автомобиля — это серьезное нарушение, за которое предусмотрена ответственность. Прежде чем отправляться в дорогу, хорошо изучите правила. Если транспортные компании берут всю ответственность на себя, то частному водителю придется за все отвечать самостоятельно.

Уважаемые покупатели и продавцы нерудных материалов!

24 июля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ, который внес существенные изменения в статью 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, устанавливающую ответственность за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов (в т.ч. нерудных материалов).

Что изменилось в перевозках песка и щебня и какие нормы действуют в 2018 году?

Теперь ответственность за правонарушения, связанные с перегрузом ТС, распространяется не только на перевозчика, но также и на грузоотправителя.

Раньше за последствия перегруза отвечал только один участник доставки нерудных материалов - перевозчик. Грузоотправитель, который нанимал перевозчика для доставки, мог даже и не знать, с какими рисками сталкивается транспортная компания при перевозке нерудных материалов.

После вступления в силу вышеупомянутого закона ситуация кардинально изменилась. Теперь при перевозке песка и щебня рискуют не только перевозчики. Риски несут грузоотправители, а также карьеры (перевалки), которые осуществляют погрузку этих материалов в автотранспорт.

В таблице ниже представлены наиболее важные изменения ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Нормы законодательства Было до 24 июля 2015 года Действует в 2018 году
Возникновение ответственности на этапе загрузки автомобиля Ранее такая ответственность в законе отдельно не прописывалась. Если юридическое лицо (ИП), осуществляющее погрузку автомобиля, допустило превышение допустимой величины полной массы или нагрузки на ось автомобиля, такому лицу грозит штраф:
- для юридического лица - 250-400 тыс. руб.;
- для ИП - 80-100 тыс. руб.
Ответственность грузоотправителей Ответственность грузоотправителя могла наступить только в случае, когда грузоотправитель указывал в документах недостоверные сведения о весе груза (занижал вес).
Например, если на посту останавливали самосвал, в котором фактический вес груза 45 т, а в накладной было указано 20 т, тогда помимо перевозчика штраф грозил и грузоотправителю.
Если в накладной грузоотправитель указывал вес 45 т, тогда штраф платил только перевозчик.
Добавлена ответственность грузоотправителя за неуказание в накладной номера, даты и срока разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также маршрута перевозки этого груза.
Т.е. теперь, если грузоотправитель указывает истинный вес груза 45 т, но не указывает сведения о специальном разрешении на перевозку этого груза (если эти сведения необходимо указать) или маршрут движения этого груза, тогда грузоотправителю грозит штраф.
Ответственность водителей При возникновении перегруза по массе или осям более чем на 5% водителю грозило лишение прав в независимости от размера такого превышения (5%, 20% или более %). Водителю грозит лишение прав только при перегрузе более 20%.
Ответственность ИП Ответственность индивидуальных предпринимателей, за редким исключением, была приравнена к ответственности физических лиц. Ответственность индивидуальных предпринимателей, также за редким исключением, приравнена к ответственности юридических лиц.
Возникновение ответственности за правонарушение и штрафы Ответственность возникала при превышении веса груза или осевой нагрузки более чем на 5% от допустимой величины.
Размер штрафа не зависел от такого превышения (за превышении контрольной величины на 5% и на 50% грозил один и тот же штраф).
Снижен порог превышения допустимого веса груза или осевой нагрузки, при котором возникает ответственность, - до 2%.
При этом штраф теперь зависит от размера такого превышения (чем больше превышение - тем больше штраф).

Прописана возможность фиксации правонарушения в автоматическом режиме с помощью специальных технических средств (фото, видео). В случае фиксации такого правонарушения штраф грозит юридическому лицу (ИП) - владельцу автомобиля.

Поскольку ситуация с ответственностью за указанные правонарушения кардинально изменилась, мы решили рассказать сначала в целом, что такое перегруз, а в дальнейшем с помощью экспертов в этом направлении разобрать этот вопрос более детально.

1. ВИДЫ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Для перевозки нерудных материалов используются различные виды грузовых автомобилей.

По своему составу самосвалы подразделяются на 2 вида:
1) одиночный автомобиль ;
2) автопоезд (седельный или прицепной).

Одиночный грузовой автомобиль - это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.

Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды одиночных автомобилей - самосвалов.

Автопоезд - это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.

Автопоезда подразделяются на 2 вида:
1) седельный автопоезд (в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп);
2) прицепной автопоезд (в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы)).

Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды самосвальных автопоездов.

Грузовые автомобили (как одиночные, так и автопоезда) могут иметь одиночные оси и сближенные оси (сдвоенные, строенные и др.).

Одиночные оси автомобиля расположены друг от друга на расстоянии не менее 2.5 м.
Сближенные оси находятся на более близком расстоянии и могут объединяться по 2, 3, 4 или даже более осей, образуя так называемую "тележку".

Необходимо еще рассказать о видах автомобильных колес.
Двускатные колеса - колеса, у которых на один диск одновременно устанавливается 2 шины. Диск, соответственно, имеет другие размеры по сравнению с диском для односкатных колес, на который устанавливается только одна шина.
Двускатные колеса устанавливаются, как правило, на задние оси грузовых автомобилей и седельный тягачей, а также на полуприцепы.

Ниже показаны оси с односкатными и двускатными колесами.

2. ПОЛНАЯ И ДОПУСТИМАЯ МАССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Теперь дадим определение величине полная масса ТС , которая чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.
Полная масса ТС - это масса груза вместе с массой автомобиля, в котором этот груз перевозится.

Рассмотрим пример №1 .

Имеется седельный автопоезд в составе которого:
- седельный 3-х осный тягач массой 9 т;
- самосвальный 3-х осный полуприцеп массой 9 т.

Масса автопоезда будет равна 18 т (9 т + 9 т).
В кузов автомобили загрузили 30 м3 карьерного песка весом 45 т.
Получаем полную массу ТС - 63 т (18 т + 45 т).


Допустимая масса ТС - это максимально допустимая величина полной массы автомобиля.

Допустимая масса ТС зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества установленных осей.

Значения допустимой массы ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" и представлены в таблице ниже:

Таким образом, если полная масса ТС превышает допустимую массу ТС, возникает перегруз.

Обратимся снова к нашему примеру 1. Наш автопоезд имеет 6 осей (3 оси у тягача и 3 оси у п/прицепа). Получаем из таблицы значение допустимой массы - 44 т. Полная масса нашего автопоезда - 63 т, что значительно превышает допустимое значение (перегруз по массе - 19 т (43%)! ).

3. НАГРУЗКА НА ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Другой не менее важный контрольный показатель - это .
- это нагрузка, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси автомобиля.

Полная масса ТС и нагрузка на ось связаны между собой простым соотношением:

Полная масса ТС = нагрузка на ось 1 + нагрузка на ось 2 + .. + нагрузка на ось N

Рассмотрим пример №2 .

Поставим на статические весы 2-х осный седельный тягач массой 9 т (на задней оси установлены двускатные колеса).

Нагрузка на переднюю ось значительно превышает нагрузку на заднюю ось. Это вызвано тем, что центр тяжести тягача сильно смещен к его передней части, т.к. в ней расположены наиболее тяжелые элементы автомобиля: силовой агрегат и кабина.

Масса тягача равна сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси.

Теперь зацепим к тягачу пустой 3-х осный самосвальный полуприцеп такой же массой 9 т.

Масса автопоезда равна 18 т (9 т + 9 т). Эта масса также равна сумме нагрузок по всем осям автопоезда.
Как теперь изменились нагрузки на оси тягача? Зацепленный полуприцеп "давит" на седло тягача с усилием 1.8 т, поэтому сумма нагрузок по всем осям тягача увеличилась на 1.8 т и составила 10.8 т (9 т + 1.8 т). Как видно из примера, основная часть усилия, приложенного полуприцепом на седло тягача, перешла на заднюю ось тягача.

Нагрузка на заднюю тележку полуприцепа составляет 7.2 т. Ее можно посчитать 2-мя способами:
1) сложить нагрузки по всем осям задней тележки полуприцепа (2.5 т + 2.6 т + 2.1 т);
2) из массы полуприцепа вычесть нагрузку, которая передается на седло тягача (9 т - 1.8 т).

Загрузим этот автопоезд карьерным песком объемом 30 м3 весом 45 т и снова поставим его на весы.

Теперь полуприцеп передает на седло тягача вес 16.8 т и максимальная нагрузка в данном случае приходится на заднюю ось тягача.
Для груза такой массы более подходящим был бы 3-х осный тягач (со сдвоенной осью сзади). Тогда нагрузка на каждую ось задней тележки тягача уменьшилась бы в приблизительно в 2 раза и составила бы около 8 т.

Допустимые значения массы и осевой нагрузки ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом".

Ознакомимся с допустимыми осевыми нагрузками. Они зависят как от вида оси автомобиля, так и от вида установленных на ней колес.

Допустимые осевые нагрузки транспортного средства установлены также Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" и представлены в таблице ниже:

Вид колес,
установленных
на оси ТС
Вид оси Расстояние между осями
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
6 т/ось
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
10 т/ось
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
11.5 т/ось

одиночная ось
от 2.5 м 5.5 т/ось 9 т/ось 10.5 т/ось

сдвоенная ось
до 1 м 8 т/тележку 10 т/тележку 11.5 т/тележку
1 - 1.3 м 9 т/тележку 13 т/тележку 14 т/тележку
1.3 - 1.8 м 10 т/тележку 15 т/тележку 17 т/тележку
1.8 - 2.5 м 11 т/тележку 17 т/тележку 18 т/тележку


строенная ось
до 1 м 11 т/тележку 15 т/тележку 17 т/тележку
1 - 1.3 м 12 т/тележку 18 т/тележку 20 т/тележку
1.3 - 1.8 м 13.5 т/тележку 21(22.5*) т/тележку
23.5 т/тележку
1.8 - 2.5 м 15 т/тележку 22 т/тележку 25 т/тележку


4 и более
сближенных осей
до 1 м 3.5 т/ось 5 т/ось 5.5 т/ось
1 - 1.3 м 4 т/ось 6 т/ось 6.5 т/ось
1.3 - 1.8 м 4.5 т/ось 6.5 т/ось 7.5 т/ось
1.8 - 2.5 м 5 т/ось 7 т/ось 8.5 т/ось
Двускатные колеса
одиночная ось
от 2.5 м 6 т/ось 10 т/ось 11.5 т/ось

сдвоенная ось
до 1 м 9 т/тележку 11 т/тележку 12.5 т/тележку
1 - 1.3 м 10 т/тележку 14 т/тележку 16 т/тележку
1.3 - 1.8 м 11 т/тележку 16 т/тележку 18 т/тележку
1.8 - 2.5 м 12 т/тележку 18 т/тележку 20 т/тележку


строенная ось
до 1 м 12 т/тележку 16.5 т/тележку 18 т/тележку
1 - 1.3 м 13 т/тележку 19.5 т/тележку 21 т/тележку
1.3 - 1.8 м 15 т/тележку 22.5 т/тележку 24 т/тележку
1.8 - 2.5 м 16 т/тележку 23 т/тележку 26 т/тележку


4 и более
сближенных осей
до 1 м 4 т/ось 5.5 т/ось 6 т/ось
1 - 1.3 м 4.5 т/ось 6.5 т/ось 7 т/ось
1.3 - 1.8 м 5 т/ось 7 т/ось 8 т/ось
1.8 - 2.5 м 5.5 т/ось 7.5 т/ось 9 т/ось
(*) Для транспортных средств, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.

Обратимся к примеру 2.
Предположим, что на переднюю ось тягача установлены односкатные колеса, а на заднюю ось тягача и на все оси полуприцепа - двускатные колеса. Расстояние между осями полуприцепа составляет 1.31 м.
Допустим также, что маршрут нашего автопоезда проходит по федеральной трассе М1.
Получаем следующую таблицу нормативных и фактических значений нагрузок на оси автопоезда:

Вид показателя Передняя ось
тягача
Задняя ось
тягача
1-я ось
полуприцепа
2-я ось
полуприцепа
3-я ось
полуприцепа
Нагрузка на ось
(нормативное значение)
10.5 т 11.5 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т
Нагрузка на ось
(фактическое значение)
8.3 т 17.5 т 12.7 т 12.8 т 11.7 т
Перегруз по осям - 6.0 т
(52%)
4.7 т
(59%)
4.8 т
(60%)
3.7 т
(46%)

Нормативное значение нагрузки на каждую ось полуприцепа получается путем деления нагрузки на тележку, указанной в таблице допустимых осевых нагрузок (24 т), на 3 (количество осей в тележке).
Из таблицы видно, что у автопоезда перегруз по всем осям, кроме передней оси тягача. Есть также перегруз по массе - 23 т (58%).


Получаем новые нормативные и фактические данные нагрузок на оси автопоезда:

Вид показателя Передняя ось
тягача
1-я задняя ось
тягача
2-я задняя ось
тягача
1-я ось
полуприцепа
2-я ось
полуприцепа
3-я ось
полуприцепа
4-я ось
полуприцепа
Нагрузка на ось
(нормативное значение)
10.5 т 9.0 т 9.0 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т
Нагрузка на ось
(фактическое значение)
8.3 т 9.0 т 8.5 9.3 т 9.4 т 9.5 т 9.0 т
Перегруз по осям - -
-
1.3 т
(16%)
1.4 т
(18%)
1.5 т
(19%)
1.0 т
(13%)

Нормативное значение нагрузки на каждую заднюю ось тягача получается путем деления нагрузки на заднюю тележку, указанной в таблице (18 т), на 2 (количество осей в тележке). Нормативное значение нагрузки на каждую ось полуприцепа - 8 т.
Как видим из таблицы, перегруз по осям полуприцепа значительно уменьшился, а у тягача перегруза по осям не стало совсем.

Если бы мы решили полностью избавиться от перегруза по осям (например, высыпали бы из кузова 10 т песка), все равно бы остался перегруз по массе 9 т (9 т + 9 т + 45 т - 10 т - 44 т) или 9%.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕГРУЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Существуют 3 группы "ограничителей" при перевозках нерудных материалов по автомобильным дорогам:
1) Правила перевозок грузов автомобильным транспортом - основной документ, регламентирующий допустимую массу и допустимые осевые нагрузки, которые были нами рассмотрены ранее:
2) решения о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам , принимаемые местными органами власти в период весеннего закрытия дорог;
3) запрещающие дорожные знаки 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства".

Ответственность за перегруз транспортного средства устанавливается ст. 12.21.1 КоАП РФ:

Участник поставки нерудных материалов ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОЙ МАССЫ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ
НАД ДОПУСТИМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ ПОЛНОЙ МАССЫ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ
(без наличия специального разрешения)
НАД ЗНАЧЕНИЕМ ПОЛНОЙ МАССЫ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ,
УКАЗАННЫМ В РАЗРЕШЕНИИ
(при наличии специального разрешения)
более 2%
и до 10%
более 10%
и до 20%
более 20%
и до 50%
более 50% более 2%
и до 10%
более 10%
и до 20%
более 20%
и до 50%
более 50%
Водитель Штраф 1-1.5 тыс. руб. Штраф 3-4 тыс.руб. Штраф 5-10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 мес. Штраф 1-1.5 тыс. руб. Штраф 3-3.5 тыс. руб. Штраф 4-5 тыс. руб. или лишение прав на 2-3 мес. Штраф 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес.
Должностное лицо, ответственное за перевозку Штраф 10-15 тыс. руб. Штраф 25-30 тыс.руб. Штраф 35-40 тыс. руб. Штраф 45-50 тыс. руб. Штраф 10-15 тыс. руб. Штраф 20-25 тыс. руб. Штраф 30-40 тыс. руб. Штраф 45-50 тыс. руб.
Транспортная компания
(юридическое лицо или ИП)
Штраф 100-150 тыс. руб. Штраф 250-300 тыс.руб. Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 400-500 тыс. руб. Штраф 100-150 тыс. руб. Штраф 200-250 тыс. руб. Штраф 300-400 тыс. руб. Штраф 400-500 тыс. руб.
Собственник транспортного средства
(юридическое лицо или ИП) в случае автоматической фиксации правонарушения средствами фотозаписи (видеозаписи)
Штраф 150 тыс. руб. Штраф 300 тыс.руб. Штраф 400 тыс. руб. Штраф 500 тыс. руб. Штраф 150 тыс. руб. Штраф 250 тыс. руб. Штраф 400 тыс. руб. Штраф 500 тыс. руб.
Грузоотправитель (физическое лицо) в случае занижения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 1.5-2 тыс. руб. Штраф 1.5-2 тыс. руб.
Штраф 5 тыс. руб. Штраф 5 тыс. руб.
Штраф 1.5-2 тыс. руб.
Штраф 1.5-2 тыс. руб.
Штраф 5 тыс. руб.
Штраф 5 тыс. руб.
Грузоотправитель (должностное лицо) в случае искажения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 15-20 тыс. руб. Штраф 15-20 тыс. руб.
Штраф 25-35 тыс. руб. Штраф 25-35 тыс. руб.
Штраф 15-20 тыс. руб.
Штраф 15-20 тыс. руб.
Штраф 25-35 тыс. руб.
Штраф 25-35 тыс. руб.
Грузоотправитель (юридическое лицо или ИП) в случае искажения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 200-300 тыс. руб. Штраф 200-300 тыс. руб.
Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 350-400 тыс. руб.
Штраф 200-300 тыс. руб.
Штраф 200-300 тыс. руб.
Штраф 350-400 тыс. руб.
Штраф 350-400 тыс. руб.
Юридическое лицо, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
ИП, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.

5. КАЛЬКУЛЯТОР ПЕРЕГРУЗА АВТОМОБИЛЯ ПО ОСЯМ И МАССЕ

Ниже представлены калькуляторы расчета перегруза для следующих видов самосвалов:

Кликните на картинку самосвала:

Российское правительство внедряет на дорогах страны автоматическую систему весогабаритного контроля для большегрузного автотранспорта. Работа этой системы пока вызывает нарекания автоперевозчиков. В интервью ГиД генеральный директор компании «Нева-Трейлер» - член Межотраслевого экспертного совета () Тарас Коваль рассказал о своем видении решения этой проблемы и о том, насколько в этом вопросе может помочь зарубежный опыт.

– Тарас Иванович, на заседании МОЭС вы озвучили собственное видение решения вопроса весогабаритного контроля. Расскажите, пожалуйста, об истоках возникновения данной концепции…

– Тема соблюдения весовых и габаритных параметров является основной для производителей прицепов и кузовостроителей. Проблемы российских весовых ограничений мне хорошо знакомы с начала нулевых годов - со времен работы в международных автоперевозках. На международных пунктах пропуска взвешивание производилось почти всегда. И не всегда наши машины его успешно проходили. Иногда даже с весом груза в 20–21 т мы попадали на перегруз по осям.

В 2013 году в главный офис Schwarzmüller поступил запрос от компании Heineken. Один из мировых лидеров производства пива работал над улучшением эффективности логистики в восточноевропейских странах и попросил сделать предложение на полуприцепы, которые имели бы максимальные возможности по грузоподъемности при условии соблюдения российских весовых параметров и европейских размерах упаковки.

Но посоветовавшись с австрийскими коллегами, мы решили попробовать просчитать специальную комплектацию трехосного шторного полуприцепа для российского рынка и геометрию седельного тягача, чтобы получить максимальную грузоподъемность при соблюдении требований Постановления Правительства России № 272.

– Почему не устраивала комплектация, которую используют австрийские и немецкие перевозчики?

– Во-первых, речь шла о модели UltraLight собственной массой всего 5200 кг. Во-вторых, при использовании такого полуприцепа с седельным тягачом 4х2, колесной базой 3600 мм и полной массой автопоезда 40000 кг нагрузка на ведущую ось тягача получается 10600 кг (перегруз по нашим правилам на 600 кг), а на осевые агрегаты полуприцепа - 22600 кг (перегруз на 100 кг входит в погрешность измерения; слайд 1 ). При этих значениях полезная нагрузка автопоезда почти 27300 кг и он полностью соответствует весогабаритным правилам Австрии, Германии и большинства стран ЕС.

Слайд 1

– Удалось ли создать комплектацию для России?

– Перебрав массу вариантов изменения расположения осевых агрегатов и требований к седельному тягачу, австрийские конструкторы пришли к выводу: нам не удастся создать автопоезд, который при равномерной загрузке не будет превышать разрешенные осевые ограничения и иметь полную массу более 39,5–39,6 т. При использовании европейской комплектации и седельного тягача с базой 3900 мм можно достичь полной массы 39,3 т с полезной нагрузкой почти 26 т, не превышая осевые нагрузки. Ставки на перевозки в России относительно низкие, поэтому стоимость изготовления модификации полуприцепа специально для России ради 200–300 кг экономически неоправданна.

– На мой взгляд, 26 т - хороший показатель. В основном грузят по 20–21 т. Почему же все-таки вопрос осевых нагрузок вызывает такую бурю эмоций? Может быть, вы плохо показываете перевозчикам возможные конструкторские решения?

– Копий о проблемы весовых ограничений сломано немало. С разной долей успеха в последние два года о них говорится очень много. Но, видимо, только введение автоматического весового контроля с высокими штрафными санкциями и невозможностью договориться «на месте» заставили сообщество перевозчиков серьезно задуматься и искать решение проблемы.

С самого первого заседания МОЭС, проведенного в январе 2017 года, мы каждый раз обсуждаем весовую проблему. При этом вносим важные, но в целом мелкие изменения в «лоскутное одеяло» Постановления № 272. А проблемы при его исполнении как были, так и остаются. Мне порой кажется, что все эти бесконечные исправления похожи на установку узлов и агрегатов от современного автомобиля в конструкцию машины 1960-х годов.

А толчком к моему нынешнему выступлению на собрании послужило предшествующее обсуждение в узкой группе членов МОЭС назревших проблем c внедрением систем автоматического контроля. С докладом по этой теме должна была выступать Ольга Федоткина. Но прочитав в очередной раз большой список поправок, я не выдержал и предложил свою концепцию, основанную на европейском опыте.

Пользуясь случаем, хочу сказать Ольге большое спасибо за согласие сделать совместный доклад и в качестве отправной точки подачи материала оттолкнуться от характеристик используемого подвижного состава. Этот вопрос тесно переплетен с безопасностью дорожного движения и сохранностью грузов при транспортировке, предложенной известным сюрвейером Анатолием Шмелевым.

Основная часть используемого сегодня в России грузового подвижного состава сертифицирована по европейским нормам, которые очень близки к российским. Но при этом у нас есть проблема со штрафами за нарушение осевых ограничений, а в Европе она минимальна.

Слайд 2

Самое время ответить на вторую часть вашего вопроса. Любая единица грузового подвижного состава имеет эпюру допустимой технической нагрузки или план распределения загрузки. Если посмотреть на такой план для полуприцепа марки Kögel (слайд 2 ), то мы с вами увидим четыре основные линии. Это ограничение допустимой нагрузки на седельное устройство (1), ограничение допустимого общего веса ТС (2), ограничение нагрузки на осевые агрегаты (3) и ограничение минимальной нагрузки на ведущую ось тягача 20% (4).

Данная эпюра построена на допустимых технических нагрузках. Мое же предложение - попробовать нарисовать эпюру на основании разрешенных в России нагрузок - почему-то вызвало ожесточенное сопротивление со стороны некоторых членов МОЭС. Видимо, их устраивает сегодняшнее положение дел…

– В вашем докладе присутствовал также план загрузки для одиночных грузовиков…

– Действительно. На представленном плане (слайд 3 ) для одиночных грузовиков правая часть эпюры показывает минимальную загрузку на рулевую ось. При ее недостаточной загрузке возникает нехватка силы трения между колесами и дорогой. Направить машину в поворот без бокового увода в таком случае становится проблематично.

Слайд 3

При погрузке разнородных грузов центр тяжести может смещаться (слайд 4 ). Если в приведенном примере центр тяжести расположен на расстоянии 2,56 м от передней стенки, то план распределения нагрузки допускает полезную нагрузку только 8 т вместо необходимых к перевозке 10 т.

Слайд 4

– Но в такой ситуации груз можно отодвинуть от передней стенки?

– Вы правы. Однако в связи с этим возникает ряд проблем. При необходимости размещения груза не вплотную к передней стенке необходимы дополнительные средства фиксации груза - от смещения вперед при резком торможении. При нашем безобразном уровне понимания и исполнения правил крепления грузов, упаковки и в целом подготовки грузов к отправке возникают серьезные проблемы. Иногда с летальными случаями (см. фото ниже ).

Слайд 5

А когда к физико-техническим проблемам добавляются законодательные - в виде наложения неразумных осевых ограничений, то ситуация с соблюдением необходимых требований становится катастрофической. Для того чтобы избежать перегруза по осям, приходится более чем на 10% недогружать машину и расставлять груз в различных замысловатых комбинациях в попытках разгрузить ведущую ось тягача (слайд 5 ). И тем не менее груз все равно падает и товар портится!



– Ваши коллеги рассказывали, что существует программное обеспечение, позволяющее упростить процесс правильной погрузки.

– Действительно, существует программное обеспечение, которое помогает и позволяет эффективно расставить груз. Для корректной работы такой программы необходимо взвесить каждое грузовое место и определить центр тяжести. Затем, при погрузке четко расставить палеты по составленному плану.

Но на это уходит большое количество дополнительного времени и людских ресурсов. Присутствие этих факторов приводит к удорожанию логистики и себестоимости товара. При действующих в России ограничениях вес одной палеты в среднем ниже, чем в Европе. Это также одна из статей удорожания логистики.

Вариант установки контрольных весов у каждого грузоотправителя по эффективности примерно такой же. На вопрос, кто оплатит перевозчику рабочее время, дополнительно затраченное на заезд на весы, и на возврат к рампе в случае превышения осевых нагрузок, и на перезагрузку, - ответа нет. Многие даже вообще не понимают, что потеря времени перевозчиков - это действительно проблема. При тарификации простоя сутками, при отсутствии контроля режима труда и отдыха водителя дополнительные час-два простоя - рабочая ситуация. И все эти «упражнения» - из-за существующих нелогичных правил.

Слайд 6

– Если перевозка генеральных грузов автопоездом в составе двухосного седельного тягача и трехосного полуприцепа длиной 13,6 м связана с превышением нагрузки на ведущий мост, то почему не использовать трехосный тягач?

– Именно это и предлагают делать дорожники (слайд 6 ). Тягач с колесной формулой 6х4 тяжелее примерно на 1400 кг, имеет на 4 колеса больше, расход топлива больше, топливные баки меньше, радиус разворота больше. Стоимость такого тягача выше, от 800 тыс. руб. Кроме того, передняя часть рамы полуприцепа должна иметь более длинный участок с минимальной высотой лонжерона.

Слайд 7

Это требует ее локального усиления и удорожания стоимости. Эксплуатационные расходы и первоначальная стоимость автопоезда «3+3» выше, а экологичность ниже. И все из-за осевых ограничений. Сцепка «3+3» по сегодняшним правилам может везти 44 т (слайд 7 ). Но в этой ситуации при равномерной загрузке получается перегруз по осевым агрегатам. Возникает необходимость грузить неравномерно, загружая больше переднюю часть.

– Какая ситуация в перевозках сыпучих грузов?

– Самосвальный автопоезд имеет полуприцеп длиной до 10 м, поэтому у него возникает проблема с перегрузом осевого агрегата (слайд 8 ). Седельно-сцепное устройство можно сместить вперед, перенеся нагрузку с осевого агрегата полуприцепа на рулевую ось тягача. Именно так сделали для известной дорожно-строительной компании. Но автоматический весовой контроль выявил неожиданную проблему. Расстояние между ведущей осью тягача и первой осью полуприцепа стало меньше 2,5 м. При проезде пункта автоматического весового контроля система определила группу из четырех сближенных осей. Вместо допустимой нагрузки в 10 т на ведущую ось дала семь, зафиксировав «перегруз» более 30%. В Постановлении № 272 нет прямого указание на расстояние между осями двух транспортных средств. Судебная тяжба перевозчика и Ространснадзора продолжается.

Слайд 8

– В Питере продолжается история с контролем весовых габаритов. Когда можно будет утверждать, что перегруз побороли?

– Действительно, при участии НП «Грузавтотранс» и контролирующих органов происходит попытка привести перевозчиков и грузоотправителей к работе в рамках допустимых габаритов. До начала контроля ситуация с перегрузом была катастрофическая (слайд 9 ). Нормативы превышались на 30–80%! На картинке с сайта самосвальщиков представлены нагрузки с полуприцепом, имеющим объем кузова 28м 3 .

Слайд 9

На практике работают полуприцепы с кузовами и 34м 3 . Нагрузки у них еще выше. Если сделать комплектацию самосвального автопоезда для работы без перегруза в составе седельного тягача с колесной формулой 6х4 и трехосного полуприцепа, то осевые нагрузки будут выглядеть следующим образом (слайд 10 ).

Слайд 10

Теперь сравним эти два автопоезда (слайд 11 ). Эксплуатационные расходы и стоимость пятиосного автопоезда заметно ниже по сравнению с шестиосным. При этом последний может везти всего на одно тонну больше. Как только прицепные производители почувствуют устойчивый спрос на самосвальные полуприцепы в европейской комплектации - с объемом кузова до 24м 3 , тогда можно будет утверждать, что перегруз побороли. А пока шестиосные самосвальные автопоезда способствуют перегрузу.

Слайд 11

– Как обстоят дела с одиночными грузовиками-самосвалами?

– На развесовке четырехосного самосвала с колесной формулой 8х4 (слайд 12 ) хорошо виден абсурд наших ограничений. На группу передних рулевых осей с одиночной ошиновкой и межосевым расстоянием в данном случае 1940 мм допускается нагрузка в 17 т. На практике больше 13 т загрузить сложно. На задние сдвоенные ведущие оси при наличии двойной ошиновки и с межосевым расстоянием 1350 мм допускается всего 16 т. Загрузить до полной массы без нарушения осевых ограничений невозможно. Потери составляют более 10%.

Слайд 12

– В вашем докладе прозвучала мысль об «аккуратном подходе» к полной массе автопоезда в 44 т. Объясните, пожалуйста, подробнее, с чем это связано?

– В вопросе увеличения полной массы автомобилей и автопоездов существует два ключевых момента. Исторически в России весовые нагрузки - это ограничение воздействия колеса на дорогу для уменьшения ее разрушения. На самом деле весовые ограничения - один из главных регуляторов деятельности транспортной системы страны.

Технологические возможности современных грузовых автомобилей позволяют возить значительно больше установленных на сегодня норм. Некоторые страны, например Финляндия, Швеция, Австралия, значительно увеличивают разрешенную полную массу многозвенных автопоездов. А Нидерланды - еще и разрешенную осевую нагрузку. При плохо развитой железнодорожной сети и проблемах с внутренним водным транспортом, а также в местах с низкой плотностью населения такой подход оправдан. В иных случаях повышенные нормативы приводят к перетеканию грузопотока на автотранспорт. Примеры перетекания грузопотока при изменении полной массы были в истории Германии. На мой взгляд, увеличение в России полной массы автопоездов до 44 т - ошибка.

С другой стороны, без увеличения полной массы до 44 т в ряде перевозок, существенно влияющих на работу других видов транспорта и ряда отраслей промышленности, не обойтись. Это в первую очередь контейнерные перевозки и перевозки леса. При массе брутто контейнера 32 т и собственной массе автопоезда в 12 т он остается в допустимых параметрах.

Второй нюанс касается соотношений полной массы и осевых нагрузок для соблюдения безопасности дорожного движения и возможности манипуляций с осевыми нагрузками.

Слайд 13

В докладе я показал слайд (слайд 13 ) перевозки на трале дорожной фрезы массой 28,3 т. Она имеет смещенный центр тяжести, поэтому при постановке на трал передом или задом существенно изменяются осевые нагрузки. После введения в России разрешенной полной массы для шестиосных автопоездов в 44 т к нам поступил запрос от перевозчика на создание автопоезда, состоящего из двухосного седельного тягача и четырехосного полуприцепа-трала. На картинке - трехосный, но речь сейчас о минимальной нагрузке на ведущую ось тягача. Для приведения в движение автопоезда нагрузка на ведущую ось тягача должна быть достаточной, чтобы колесо не срывало в юз. Соблюдение минимальной нагрузки является важным при движении в поворотах на спуске для предотвращения «складывания автопоезда».

В Европе минимальная нагрузка на ведущую ось не должна быть ниже 25% от полной массы. Как видно из картинки, при любом расположении дорожной фрезы и полной массе автопоезда в 44 т нагрузка на ведущую ось ниже 25%. Для России с частыми сложными погодными условиями требование по минимальной загрузке ведущей оси особенно актуально.

Максим, мы с Вами не первый раз общаемся. Можно и я задам вам встречный вопрос?

Неожиданный ход…

– Какое техническое решение будет выходом из данной ситуации?

– Вспоминая эпюру нагрузок, груз надо сдвинуть вперед, но…

– У Вас правильный ход мысли. Если передвинуть вперед никак, то применяют раздвижной полуприцеп отодвигая осевые агрегаты назад. В России над этим пока не задумываются.

– Какие манипуляции могут быть при 44 т полной массы на шестиосном автопоезде?

– С одной стороны, при 44 т возникает необходимость увеличения ограничения нагрузки на трехосный осевой агрегат с общеевропейских 24 до 27 т. У нас этот показатель по-прежнему 22,5 т. С другой - комбинация контейнеровоза «3+3», особенно при планируемом значительном увеличении утилизационного сбора на тягачи полной массой более 20 т, дороже, чем «2+4», и тяжелее. Чтобы избежать перегруза на полуприцепе, перевозчики контейнеров стали использовать полуприцеп с четырьмя разнесенными осями (слайд 14 ). Даже человеку далекому от автотранспорта понятно, что при таком расположении осей не то что не повернуть, а и ездить сложно. При прохождении весового контроля первая по ходу движения ось полуприцепа опускается и все оси соответствуют нормативным нагрузкам. В транспортном положении ось поднимается и на ведущие колеса тягача может приходиться нагрузка даже более 12 т, а на три осевых агрегата полуприцепа - 26 т. Не пойму, кого мы обманываем, допуская эксплуатацию такого типа конструкции?

Слайд 14

Рассказ о проблемах из-за действующих весовых ограничений может быть бесконечным. В каждом виде перевозок они свои.

– Каким вам видится выход из создавшейся ситуации?

– Предотвратить проще, чем лечить. Правила, которые легко соблюдать, - решение проблемы. Система весогабаритных параметров должна соответствовать простой формуле для любой конструкции автомобиля и автопоезда (слайд 15 ): 7,5 т плюс сумма ограничений по всем осям, кроме рулевой, должны быть больше полной массы на 5–8%. Тогда появляется возможность смещения центра тяжести груза без ущерба для безопасности дорожного движения. Заметно упростится процесс погрузки и фиксации груза. Контроль фактически станет по полной массе. Собственная масса транспортных средств известна и записана в свидетельстве о регистрации автомобиля, масса груза - в товарно-транспортной накладной. Их сумма не должна превышать полную массу. Высокий штраф за недостоверное декларирование. Нарушить осевые параметры станет намного сложнее.

Слайд 15

– Что мешает осуществлению этой идеи?

– В первую очередь необходимо введение ограничения на ведущую ось автомобиля, имеющую двухскатные колеса и пневматическую подвеску, в 11,5 т для всех дорог, по которым разрешено движение грузовиков.

– И тут мы упираемся в категорийность дорог…

– Вы абсолютно правы. До введения системы «Платон» приходилось только мечтать об этой идее. Выступление министра Максима Соколова с приведением шокирующей, на первый взгляд, разницы в воздействии на дорогу между легковым и грузовым автомобилем в 60 тыс. раз заставило поискать источник информации и подсказало решение проблемы.

По моему мнению, главная проблема лежит в неправильном фундаментальном подходе советской, а теперь российской дорожной науки. Само понятие «для автомобильных дорог, рассчитанных на осевую нагрузку» вызывает вопросы. Каким именно образом рассчитано? Как учитываются негабаритные перевозки? Как учитывается интенсивность движения? По дачной дороге с толщиной асфальта 3 см с минимальной дорожной рубашкой, если ее так можно назвать, нечасто проезжают самосвалы с перегрузом, о котором мы говорили ранее, и такие же автомобили со строительными материалами. Дорога держится более 10 лет.

Трассы «Скандинавия» и «Сортавала» под Питером испытывают колоссальный перегруз от самосвалов и лесовозов. Увидев караван самосвалов с перегрузом на «Скандинавии», мои немецкие коллеги были в шоке. «Это у вас дороги плохо строят?! Представляю состояние немецких автобанов при движении по ним караванов с таким перегрузом».

Слайд 16

Намного логичнее и понятнее основная характеристика, принятая в Германии и ряде других стран. Это интенсивность нагрузки. Дороги делятся на строительные классы (слайд 16 ). Интенсивность нагрузки зависит от воздействия количества осей, отношения 10-тонного эквивалента осевой нагрузки к фактической осевой нагрузке, количества полос движения, ширины полосы, продольного рельефа дороги и ежегодного увеличения трафика. А также от временных факторов: долговечности дороги, количества дней эксплуатации в году и количества оттаиваний.

Эксплуатация грузового автомобиля в текущем году предусматривает ряд специфических нюансов. Основным из них является недопущение перегруза средства транспортирующего груз. Мера достигается за счет правильного распределения нагрузки от него ось автомобиля, поэтому резонно возникает вопрос, какая допустимая нагрузка на ось грузового автомобиля в России 2019 году?

Общие понятия

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В 2013 году законодатель ввел новые виды категорий и подкатегорий, что было продиктовано появлением в стране новых типов транспортных средств. На сегодняшний день по нормативам законодательных актов существует десять категорий и шесть подкатегорий транспортных средств.

Они подразделены соответственно определенного типа, который имеет свойственные только ему характеристики и отличительные признаки.

Что это такое

Под выражением «грузовой автомобиль» подразумевается техническое средство, предназначенное для транспортирования груза. Он перевозится в кузове либо на специально оборудованной платформе.

Его разрешенная масса должна быть соразмерна сумме нагрузки на переднюю и заднюю оси. Как правило, на переднюю ось приходится вес кабины и силового узла, а на заднюю – вес транспортируемого автомобилем груза.

Основные характеристики грузового автомобиля:

  • назначение;
  • грузоподъемность;
  • тип кузова;
  • разрешенная масса;
  • масса без груза;
  • расположение кабины водителя по отношению к передней оси;
  • полный вес буксируемого прицепа.

Всем типам грузовых автомобилей присвоена категория «С» и «С1» в зависимости от их габаритов и грузоподъемности. Прямое назначение автомобилей заключается в транспортировке грузов вне зависимости от их массы и габаритов.

Каждый грузовой автомобиль комплектуется соответственно технологической документацией, которая образуется в ходе сборки.

Она производиться на основании межгосударственного стандарта – . «Транспортные средства колесные. Массы и размеры. Технические требования и методы определения». Акт обрел законную силу с 1 февраля текущего года.

На кого распространяется

Законодатель ввел требование о прохождении водителями медицинского освидетельствования Федеральным законом перед выходом в рейс. Его основная цель заключается в обеспечении защищенности их самих и соприкасающихся с ними людей.

Если состояние здоровья не отвечает предъявляемым требованиям, то они отстраняются от исполнения функциональных обязанностей.

В соответствии с нормативами Федерального закона к управлению грузовым автомобилем допускаются физические лица, отвечающие определенным требованиям.

К ним относится:

  1. Обладание российским гражданством.
  2. Достижение совершеннолетия.
  3. Обретение дееспособности.
  4. Имение водительского удостоверения.
  5. Признание годности к управлению грузовым автомобилем по состоянию физического здоровья.
  6. Наличие регистрации по местожительству.

Каждый человек, управляющий грузовым автомобилем должен нести гражданскую ответственность за совершаемые им действия и бездействия во время езды. Он должен владеть как теоретическими знаниями по устройству технического средства и практическими навыками и умениями его вождения.

Что касается юридического лица, то оно должно быть зарегистрировано в государственных органах – Едином реестре юридических лиц и Федеральной налоговой службе. Мера позволяет установить его организационно-правовую форму и статус налогового резидента российского государства.

Где проверяется

Проверка соответствия допустимой нагрузки условиям безопасной езды осуществляется путем взвешивания на контрольно-пропускном посту. Процедура контроля грузоперевозок дозволяет установить реальную массу, которая воздействует на ось.

Способы контроля веса транспортируемого груза:

На сегодняшний день действуют стационарные и передвижные контрольные посты. Первый вид поста располагается в определенных местах по пути следования участников движения. Что касается второго, то он оборудован на базе автомобильного фургона.

Мера позволяет быстро и оперативно изменять свое местоположение, что доставляет для водителей грузовых машин некоторые неудобства.

Допустимая нагрузка на ось грузового автомобиля

При транспортировке грузов следует придерживаться указаний раздела 23 нормативного акта – . В нем отмечено, что никоим образом нельзя допускать превышение установленной заводом-производителем величины нагрузки на ось автомобиля.

Кроме того в акте предусмотрены условия транспортирования груза. Он не должен ограничивать обзор водителя, затруднять управление автомобилем, создавать чрезмерный шум и загрязнять дорогу.

Установленные нормы

В соответствии с классификацией грузовые автомобили делятся на одиночные и автопоезда, которые имеют различное число осей располагаемые в одиночку на расстоянии 2,5 м друг от друга и сближенные, объединенные из нескольких осей. Например, сдвоенные.

В соответствии с постановлением Правительства учреждены допустимые нагрузки на ось грузового автомобиля, таблица содержит их численные значения. Например, без получения разрешения можно эксплуатировать автомобиль с максимальным весом, равным 44 тоннам.

Одиночный:

Автопоезд:

Указанные показатели российских допустимых осевых нагрузок приближены к общеевропейским показателям. Нормирование производилось, исходя из показателя нагрузки на группу осей.

Обязанность по соблюдению допустимых нагрузок на ось грузового автомобиля возлагается на:

Размещение в грузовом автомобиле делимого груза должно производиться так, чтобы его общая масса вместе с грузом не превышала допустимую массу.

Как рассчитывается

Массу автомобиля и нагрузку, приходящую на каждую ось можно подсчитать, чтобы избегнуть административное наказание.

Они взаимосвязаны между собой нижеприведенным соотношением:

mа = Nпо + Nзо

Под формулировкой «нагрузка на ось или осевая нагрузка» понимается нагрузка, полученная от массы автомобиля, которая передается на поверхность дорожного полотна колесами одной оси. Как правило, на заднюю ось передается большая нагрузка, чем на переднюю.

Пример расчета

Исходные данные — требуется вычислить показатель нагрузки на ось тягача, имеющего 3 оси. К нему подсоединен прицеп с тремя осями. Автомобиль транспортирует груз, масса которого равна 20 тоннам. В соответствии с данными свидетельства о регистрации масса грузового автомобиля составляет 8 тонн, а масса прицепа – 10 тонн.

Нагрузка на прицеп составляет 75% от общей массы прицепа и транспортируемого груза:

Nпр = (10 + 20)*75% = 22,5 тонны

Расчет численного значения нагрузки:

(7,5*3) + (5,8*2) + 3,9 = 38 тоннам

Чем грозит перегруз автомобиля

В соответствии с общепринятыми правилами перегруз автомобиля влечет за собой ухудшение состояния покрытия, сделанного на дороге. Процесс чреват определенного рода негативными последствиями.

Например, нагрузка, превышающая допустимую норму способна передать на ось значительное давление, которая может не выдержать ее.

В их число входит:

  • возникновение аварийной ситуации вследствие нестабильного движения перегруженного автомобиля;
  • разрушение дорожного полотна;
  • увеличение длины тормозного пути автомобиля с грузом, что влечет за собой повышение аварийной ситуации;
  • управление перегруженным автомобилем значительно осложняется при наступлении гололеда, увлажнении асфальтового покрытия;
  • потеря управления груженого автомобиля при его резком торможении, вследствие заноса его задней части;
  • опрокидывание автомобиля с грузом из-за нарушения его устойчивости при неправильном распределении груза либо его крепления;
  • повышение износа грузового автомобиля;
  • выход из строя его деталей за счет воздействия груза большой по сравнению с допустимой нормой.

Видео: ограничения

Важные нюансы

По своей сути, грузовой автомобиль является машиной, то есть моторным техническим средством передвижения. Его основное назначение заключается в исполнении заданной функции путем совершения определенных движений по транспортировке груза различной массы и габаритов.

Он перемещается по путям сообщения без рельсов, входящего в состав объектов транспортной инфраструктуры.

Формулировка «автомобильная дорога» в соответствии с положениями Федерального закона № 196-ФЗ обозначает инженерную конструкцию. Она приспосабливается для движения транспортных средств вне зависимости от их категории.

В состав автомобильной дороги входят:

Показатели Описание
Конструктивные элементы дорожное полотно, покрытие, детали, которые являются технологической частью, специальные полосы, разделяющие ее на определенные проезжие части и трамвайные пути, предназначенные для пешеходов тротуары
Защитные дорожные конструкции инструментарии озеленения, приспособления, обеспечивающие защиту автомобильной дороги от снежных лавин, шума и ветра
Искусственные дорожные сооружения мосты, акведуки, тоннели, эстакады, трубопроводы
Отдельные детали обустройства дорожные знаки безопасности, ограждения, светофоры, приборы регулирования дорожного движения, специальные аппараты, выполняющие функции фото- и киносъемки, видеорегистраторы, осуществляющие запись нарушений правил дорожного движения

В дорожном движении участвует большое количество людей, такие как водители грузовых и легковых автомобилей, обычные граждане в лице прохожих, сотрудники ГИБДД. Виновником дорожно-транспортного происшествия может стать любой человек, участвующий в движение, образованного на автодороге.

Каждый из них наделен определенными обязанностями, которые они должны исполнять. Они обязаны соблюдать правила, позволяющие ездить по автодороге без создания на ней угроз и вероятных рисков, опасности для окружающих людей.

Сообразно нормативам нагрузки от массы самого автомобиля и груза должна быть распределена пропорционально на переднюю и заднюю оси. Например, на переднюю ось двухосновного автомобиля должна приходиться одна третья массы, а на заднюю – две третьих.

На эксплуатацию грузового автомобиля налагается запрет, если его масса либо нагрузка на ось превысит на 2 % допустимую нагрузку. Норма введена указаниями статьи 29 Федерального закона № 275-ФЗ.

В сложившейся ситуации применяется мера воздействия в виде штрафной санкции на определенных лиц, что отмечено в части 1 , а именно в статье .

Ее размер в зависимости от численного показателя превышения допустимой нагрузки составляет для:

При транспортировании опасного груза требуется получение специального разрешения. Его выдает соответствующий отдел Минтранса РФ, о чем подчеркнуто в приказе .

Помимо того на нем следует дополнительно установить впереди и сзади освещающие приборы, если груз перевозится в ночное время либо образуется туман в окружающей среде.

Каждый водитель грузовой машины в соответствии с указаниями нормативного акта «ПДД» должен установить специальный знак. Мера осуществляется в том случае, если габариты транспортируемого груза выступают за спереди либо сзади на 1 метр и более, а по бокам – 40 см.

Чем регулируется

Вопросы относительно владения и эксплуатации грузовых автомобилей регламентируются рядом законодательных подзаконных актов.

К ним относятся:

Показатели Описание
Федеральный закон акт издан 8 ноября 2007 года под номером 257-ФЗ. последние изменения в него внесены 19 сентября 2017 года
Постановление правительства РФ акт испущен 15 апреля 2011 за номером 272. Его последняя редактура датируется 22 декабря 2016 года
Кодекс об административных правонарушениях, часть первая акт испущен 30 декабря 2001 года под номером 195-ФЗ
Приказ Минтранса «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом» акт испущен 8 августа 1995 года за номером 73, а последняя его редактура датирована 14 октября 1999 года

Большегрузные автомобили являются одной из наиболее распространенных причин повреждения дорожного полотна. Именно поэтому на территории РФ действуют специальные правила проезда большегрузов, которые касаются и веса загруженного транспортного средства.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

За перегруз автотранспорта КоАП предусматриваются штрафные санкции. Какой вес грузового автомобиля допустим правилами? Что считается перегрузом и каково наказание за перегруз транспортного средства, читайте далее.

Какой разрешается вес грузовых авто

Контроль за большегрузами в РФ производится Госавтоинспекцией в соответствии со следующими нормативными актами:

Документами установлены:

  • допустимые массы грузового автотранспорта с прицепами или без них;
  • предельно допустимые нагрузки на ось автотранспорта;
  • разрешенные перегрузы;
  • правила транспортировки грузов, превышающих допустимые нормы.

Итак, проверка веса грузового автотранспорта производится по двум параметрам:

  • допустимой массе;
  • нагрузке на ось грузового автомобиля.

Допустимая масса – это параметр, который задается заводом изготовителем транспортного средства (указывается в паспорте автомобиля). Масса, разрешенная к использованию, состоит из веса самого автомобиля и веса перевозимого груза.

Например, в ПТС указано, что разрешенная максимальная масса автомашины составляет 25 т. При этом вес транспортного средства – 9 т. Это означает, что владелец автомашины может перевозить груз массой не более 25-9 = 16 т.

Допустимые массы отдельных видов грузового автотранспорта и автопоездов указаны в приложении 1 к Постановлению Правительства №272:

Тип автотранспорта Допустимая масса, тонн
Одиночные автомобили в зависимости от количества осей:
2 18
3 25
4 32
5 35
Автопоезда (прицепные и седельные) в зависимости от количества осей:
3 28
4 36
5 40
6 и более 44

Если масса автотранспорта с грузом составляет более 44 т, то для проезда автопоезда (грузового автомобиля) требуется оформление специального разрешения, в котором указывается маршрут движения и время отправки и прибытия.

Если масса грузовика вместе с массой груза составляет более 80 т, то автоинспекцией составляется определенный маршрут движения автотранспорта с учетом допустимости проезда по отдельным участкам (в том числе и мостам) трассы.

Второй параметр – нагрузка на ось представляет собой нагрузку, которая передается на дорогу колесами одной оси автотранспортного средства.

Нагрузка на заднюю ось во всех случаях больше чем нагрузка на переднюю ось, так как большинство грузовых автотранспортных средств имеют грузовой отсек сзади, а спереди располагается исключительно двигатель и иные агрегаты авто.

Для контроля за осевой нагрузкой транспортного средства было введено понятие «максимальная осевая нагрузка», которое подразумеваем нагрузку от самой большой оси автотранспорта.

Максимальная осевая нагрузка является основанием для введения ограничений проезда отдельных видов автотранспорта по дорогам.

Эти ограничения обозначаются соответствующими дорожными знаками, например, при введении ограничения в 5т на ось выставляется следующий знак:

Допустимые осевые нагрузки указаны в приложении 2 к Постановлению Правительства №272:

Примечание:

  • «*» допустимо в случае наличия соответствующих дорожных знаков и информации на официальных интернет ресурсах;
  • «**» для автомашин, которые оборудованы пневматической или эквивалентной ей подвеской.
  • Кем и где проверяется

    Проверка массы грузового автомобиля и осевой нагрузки производится инспектором ГИБДД:

    • на стационарных постах, которые устанавливаются в определенных местах (как правило, при выезде или подъезде к населенному пункту). На таких видах постах весового контроля передвижение оборудования с места на место запрещено;

    • на передвижных постах, оборудованных на базе грузового фургона. Передвижные посты могут в соответствии с регламентом менять свое место расположения.
    • Весовой контроль может осуществляться двумя способами:

  1. динамическим. Транспортное средство производит движение в определенном месте, оснащенном специальными датчиками со скоростью не более 5 км/ч. При данном способе определения параметров массы и осевой нагрузки погрешность измерения может составлять до 3%;
  2. статистическим. Измерения производятся на весах после полной остановки автотранспортного средства. Такой способ позволяет более точно определить исследуемые параметры.

Какой допускается перегруз, в том числе на ось

В соответствии со статьей 29 пункт 2 водителям запрещается эксплуатация транспортного средства, если масса автомобиля или нагрузка на ось превышают норму более чем на 2%.

Исключением из данного правила являются любые виды транспортных средств, принадлежащие Вооруженным Силам РФ.

Как рассчитывается

Чтобы не получить административное наказание перед транспортировкой грузов рекомендуется рассчитать массу авто и нагрузку на каждую ось автомобиля.

Масса автотранспорта и осевая нагрузка связаны между собой следующим соотношением:

Масса авто = нагрузка на переднюю ось + нагрузка на ось 2 + …+ нагрузка на ось N

Например, для автомобиля ГАЗ 3302, имеющего две оси, данное соотношением имеет следующий вид:

3200 (максимальная или полная масса авто) = 1200 (нагрузка на переднюю ось) + 2300 (нагрузка на заднюю ось).

Если расчет производится для автопоезда, состоящего из тягача и прицепа, то для определения параметров следует руководствоваться следующей инструкцией:

  • в соответствии с паспортными данными определяем массу автомобиля и массу прицепа;

  • узнаем у поставщика фактический вес груза. Этот параметр должен отражаться в накладной;

  • нагрузка между тягачом и прицепом, как правило, распространяется в соответствии 25% на 75% соответственно. Отсюда можно вычислить нагрузку на прицеп, которая равна 0,75*(массу прицепа + масса груза);
  • по правилам нагрузка на прицеп распространяется равномерно на каждую ось. Зная массу прицепа с грузом и количество осей можно определить, какая нагрузка распространяется на каждую ось (масса прицепа с грузом / количество осей);
  • далее определяется нагрузка на оси автомобиля. Для этого необходимо массу прицепа с грузом * 0,25 + масса авто;
  • нагрузка на заднюю ось составляет 75% всей нагрузки на автомашину и 25% на переднюю ось.
  • Например, масса автомобиля по паспорту составляет 5 т, а масса трехосного прицепа – 10 т. Планируется перевозка груза массой 15 т.

    То, есть полная масса авто 30 т

    Для определения перегруза следует воспользоваться таблицей, представленной в приложении 2 к Постановлению Правительства №272.

    В таблице указаны допустимые значения для определенных видов транспорта и процентные отклонения от полученных значений и будут являться перегрузом.

    Например, нормативные значения для автопоезда, состоящего из тягача и трехосного полуприцепа, составляют:

    После проверки в пункте весового контроля оказалось, что нагрузки распределены следующим образом:

    Перегруз составит:

    Допустимая масса автопоезда равна:

    8*3+10,5+11,5 = 46 т

    Масса загруженного авто в указанном примере составляет:

    12,8*3+8,3+17,5 = 64,2 т

    Это означает, что в рассматриваемом примере так же допущен перегруз по разрешенной максимальной массе в размере 18,2 т

    Как наказывается превышение

    За отклонение максимально разрешенной массы или нагрузки на ось предусмотрена административная ответственность.

    Индивидуальным предпринимателем

    В соответствии с примечанием к статье 12.21.1 индивидуальные предприниматели несут ответственность как юридические лица.

    Юридическим лицом

    Какое наказание предусмотрено Административным Кодексом за перегруз автотранспортного средства? Есть ли или законом предусматриваются исключительно штрафные санкции?

    Разберемся более подробно:

  1. Если превышение допустимой массы или нагрузки на какую-либо ось грузового автомобиля или автопоезда составляет в пределах 2% — 10%, то будут применены следующие санкции (статья 12.21.1.часть 1):
  2. Если перегруз оси или автомобиля составляет более 10%, но менее 20%, то статьей 12.21.1 часть 2 КоАП предусмотрены следующие санкции:
  3. Если перегруз автотранспорта находится в пределах 20% — 50%, то (статья 12.21.1.часть 3):
  4. Если после проведения проверки перегруз составит более 50%, то (статья 12.21.1. часть 6):