Бюджетный авто до 400 тысяч. Лада Гранта – один из основных претендентов. KIA Rio седан

Невзрачный дизайн, простота конструкции выдают немалый возраст автомобиля - дебютировал он в 1997 году еще под маркой «Дэу». Неудивительно, что у него много общего с «Нексией». В 2003 году выпуск наладили на Запорожском автомобильном заводе. В 2006 году «Ланос» участвовал в первенстве заводской марки «»60 часов «За рулем», где занял второе место. В целом автомобиль весьма надежен и неприхотлив, что подтверждает и редакционный опыт. Однако в самой простой комплектации нет даже гидроусилителя руля, не говоря уже о подушке безопасности, кондиционере и электропакете, которые появляются в более дорогих версиях. Тест - ЗР, 2009, № 7; 2010, № 2 («Engine или двигун?»).

«Лада-Приора» универсал

Вложения в проект универсала составили почти миллиард рублей. Казалось бы, на что они ушли - ведь внешне универсал отличается от седана только кормой? Но многие изменения скрыты от глаз. Заводчане уверяют: в автомобиле 227 новых деталей, более четырехсот - модернизировано. Жаль только, на улучшение качества из этой суммы потратили, видимо, не так много... В отличие от седана, универсалам положен только один двигатель, зато самый мощный - 16-клапанный объемом 1,6 л. Предусмотрено три комплектации. В базовой нет ни ABS, ни кондиционера, зато есть водительская подушка безопасности. Тест - ЗР, 2009, № 12.

Great Wall Peri

Китайские дизайнеры, как правило, предпочитают копировать уже готовые решения. «Пери» не стал исключением: снаружи и внутри он уж больно похож на «ФИАТ-Панда», а светотехникой - на «Ниссан-Ноут». Хотя в целом выглядит гармонично. Существует полноприводная модификация, но нам ее пока только обещают. Самая дешевая версия хотя и оборудована кондиционером, по уровню оснащения довольно бедна, поэтому разумнее доплатить 35 000 рублей за более продвинутую комплектацию с ABS, передними электростеклоподъемниками, 14-дюймовыми легкосплавными колесными дисками и т. д. Тест - ЗР, 2008, № 9.

«Лада-Калина Спорт»

В базовой модификации с 1,4-литровым мотором к спорту, помимо названия, имеют отношение некоторые элементы внешнего вида и убранства салона (бамперы, пороги, спойлер на крышке багажника, легкосплавные диски, насадка на глушитель, новые сиденья, накладки на педали). Технических изменений минимум, а потому и ездовые качества на уровне стандартной «Калины». Более мощную версию с 1,6-литровым мотором, кроме двигателя и коробки передач, отличают: газонаполненные амортизаторы, легкосплавные 15-дюймовые колесные диски, дисковые тормоза по кругу. Правда, из-за последних пришлось отказаться от ABS - возникли сложности с адаптацией. Тест - ЗР, 2008, № 8.

Chevrolet Spark

По сути, это серьезная модернизация «Дэу-Матиз». Последний обновили не только внешне. Полностью переработали переднюю панель и салон. Изменения коснулись и технической части - лонжероны протянули по всей длине, а не до середины кузова, опустили пол багажника на 10 см, переработали подвеску. Кроме того, производитель решил привлечь покупателей обилием модификаций. Всего их дюжина - вариации на тему трех уровней оснащения, двух двигателей и двух коробок передач. Городская эксплуатация, учитывая назначение автомобиля, предпочтительнее с автоматом, вот только меньше чем за 400 000 рублей такую версию не купишь. Тест - ЗР, 2006, № 1.

Hyundai Accent

Впервые его показали в 1999 году, с 2002-го наладили производство в Таганроге. Нынче машины у нас не только собирают, но также сваривают и окрашивают кузова. Сама конструкция изучена досконально, проблем с запчастями нет, поэтому неудивительно, что многие владельцы, знакомые с техникой, предпочитают обслуживать свои «акценты» самостоятельно. О надежности косвенно говорит и тот факт, что автомобили трудятся во многих таксопарках. Предусмотрено шесть модификаций, включая версии с АКП. В самой бюджетной нет кондиционера, поэтому большинство покупателей выбирает более щедрую комплектацию, где он присутствует. Доплата - 21 000 рублей. Тест - ЗР, 2008, № 3.

Geely Vision

Несмотря на то что дизайн автомобиля достаточно самобытен, в нем угадываются черты «Тойоты-Королла» предыдущего поколения. Сходство особенно очевидно в оформлении салона. Но это скорее плюс. Выбирать двигатель и коробку передач не из чего - вариант один. Зато уровню оснащения позавидуют более именитые одноклассники. К примеру, в базовой комплектации есть кондиционер, ABS с EBD, подушки безопасности водителя и переднего пассажира. В более дорогой добавляются климат-контроль, литые колесные диски, парктроник, а в топовой, за которую просят 399 000 рублей, даже кожаный салон.

BYD F3/F3-R седан/хэтчбек

Очередная интерпретация «Тойоты-Королла» предыдущего поколения, выполненная инженерами из Поднебесной. При этом двигатели лицензионные, компании «Мицубиси». Список оснащения, как принято у китайских производителей, довольно обширный. Но лучше бы подтянули качество и озаботились эргономикой. В крэш-тестах EuroNCAP за фронтальный удар автомобиль получил 10 баллов из 16 возможных. Подобное испытание по инициативе дистрибьютора провели и в России, и F3 показал неплохие результаты. Базовые цены седана и хэтчбека совпадают. На автомобили 2008 года выпуска предлагают скидки от 5000 до 49 000 рублей. Тест - ЗР, 2008, № 5.

Конструкции автомобиля уже больше 35 лет, и этим все сказано. В 2003 году машину серьезно обновили и назвали «Хантером». Основные нововведения: цельнометаллический кузов, пластиковые бамперы, иная передняя подвеска, модифицированная трансмиссия, облагороженный салон. Позже предложили и новые моторы, включая дизельный ЗМЗ-514 объемом 2,2 л (91 л.с.). Все бы хорошо, вот только в ходе модернизации УАЗ так и не научили нормально ездить по асфальту, и при этом он стал менее практичным на бездорожье. Но за такие деньги у рыбаков и охотников особого выбора нет. На самых доступных машинах крыша тентованная. Тест - ЗР, 2005, № 10.

В ее внешности прослеживается корейская школа дизайна начала века. Никаких откровений и смелых решений, при этом смотрится машина весьма органично. В 2006 году «Спектра» участвовала в 60-часовом испытательном марафоне, проведенном ЗР, и заняла первое место, что подтверждает надежность конструкции. Та машина до сих пор трудится в редакции, не доставляя особых проблем. Двигатель на «Спектру» устанавливают один - 1,6-литровый, который с 2008 года соответствует экологическим нормам Евро III. Помимо механики, машины оснащают и 4-ступенчатой АКП. На выбор предлагают пять комплектаций. Тест - ЗР, 2006, № 8.

FIAT Albea

Еще один победитель первенства заводской марки, только 2007 года. Автомобиль и сейчас выглядит свежо, хотя впервые он появился на свет почти 15 лет назад под именем «Палео». С декабря 2006 года «Албеа» собирают в Набережных Челнах. Альтернативы мотору объемом 1,4 л (77 л.с.), так же как и 5-ступенчатой МКП, не предусмотрено. Зато покупателям доступно три уровня оснащения: Base, Classic и Comfort. В самой простой комплектации зеркала и стекла без электропривода, нет кондиционера, спинка заднего дивана не раскладывается. Отсутствующие опции появляются в Classic. Comfort предполагает наличие ABS с EBD и подушки безопасности пассажира (водительская положена всем комплектациям). Тест - ЗР, 2009, № 12.

Skoda Fabia - хэтчбек

Второе поколение модели представили на Женевском автосалоне в 2007 году. По сравнению с моделью 2000 года эта выглядит намного интереснее, но все же скучновато - особенно на фоне конкурентов. То же самое относится и к строгому, довольно простому интерьеру. А ведь в этом классе многих покупателей подкупает именно дизайн. Но такова философия марки - функциональность и практичность на первом месте. И с этим никаких проблем. Производитель предлагает два типа кузова, три двигателя и четыре комплектации. Жаль только, что «Фабию»-универсал или версию с АКП меньше чем за полмиллиона рублей не купить. Тест - ЗР, 2009, № 5.

Chevrolet Aveo: 3-дв. хэтчбек, седан, 5-дв. хэтчбек

Покупателям непросто выбирать «Авео». Производитель предлагает два двигателя и две коробки передач, да еще для каждого типа кузова (а их три) предусмотрен свой список комплектаций. Но и это не все. Различные уровни оснащения включают в себя подуровни. Всего набегает 56 модификаций! Такое изобилие удовлетворит любого. Трехдверные машины размерами не отличаются от собратьев с пятью дверями и выглядят почти одинаково. А вот седаны, помимо иной внешности, длиннее на 390 мм и шире на 30 мм. Основной прирост пришелся на багажник, который здесь больше почти вдвое (400 л против 220 л). Тест - ЗР, 2009, № 5.

FIAT Panda

Этот «медвежонок» не самый частый гость на наших дорогах. Виной тому, думается, немаленькая цена. Правда, сейчас машины 2008 года выпуска подешевели почти на 90 000 рублей. Комплектаций всего две. Базовая предусматривает двигатель объемом 1,1 л (54 л.с.) и минимальный набор оборудования: ни тебе кондиционера, ни электростеклоподъемников. Зато есть водительская подушка безопасности. В более продвинутой комплектации с 1,2-литровым мотором (60 л.с.) все это имеется. Плюс ABS с EBD, электроусилитель руля, бортовой компьютер, а еще появляется возможность заказать роботизированную коробку передач. Доплатить за нее придется 50 000 рублей. Тест - ЗР, 2007, № 7.

Peugeot 107: 3-дв. хэтчбек

Самый маленький автомобиль в линейке этого французского производителя. В России продается с 2007 года, хотя модель представили еще в 2005-м. Собирают в Чехии вместе с близнецами «Тойотой-Айго» и «Ситроеном-С1». Несмотря на скромные размеры. «львенок» готов принять на борт четверых взрослых. Багажник формально присутствует, но влезет туда разве что косметичка. Уровень оснащения вполне взрослый - даже в самой простой комплектации есть передние подушки безопасности и ABS. Не любите сами переключать передачи - доступен робот. Вот только цены малышей гуманными не назовешь. Тест - ЗР, 2007, № 7.

FIAT Doblo Cargo

Самый доступный «каблучок» на отечественном рынке. Его главный козырь - грузовые возможности. К примеру, за один раз «Добло» способен увезти до 730 кг всякого скарба, а объем багажного отсека составляет 3,2 м³. В качестве опции (за 30 000 рублей) можно заказать фургон с высокой крышей, в который войдет уже 3,8 м³ всякого добра. Еще за 7000 рублей увеличат грузоподъемность до 850 кг. Версии с 1,3-литровым (70 л.с.) дизельным двигателем обойдутся дороже на 25 000 рублей вне зависимости от комплектации. «Добло» 2008 года выпуска продают со скидкой 50 000 рублей. Тест - ЗР, 2007, № 12.

Great Wall Florid

Новинка 2009 года. В прошлой жизни «Флорид» звался «Тойотой-Ист». На этот раз китайские инженеры не стали изобретать велосипед - салон и внешность скопировали практически без изменений. Двигатели также с тойотовскими корнями. Здесь их два: 1,3 л (92 л.с.) и 1,5 л (105 л.с.). Коробка передач механическая. У нас «Флорид» продают с конца января в хорошо оснащенных комплектациях Luxury и Elite. Уже в начальной есть фронтальные подушки безопасности, ABS, кондиционер. Доплатив 50 000 рублей, получите более мощный мотор, электропривод зеркал, раскладывающуюся спинку заднего дивана, легкосплавные колесные диски, парктроник и т. д.

KIA Rio седан

Совсем недавно «Рио» обновили, придав автомобилю черты актуального корпоративного стиля. Надо признать, выглядеть он стал еще привлекательнее. Технических изменений немного. Главное - электрический усилитель руля с переменной производительностью вместо гидравлического. Помимо внешности, КИА подкупает сбалансированными ездовыми качествами и щедрым оснащением. Не часто встретишь в этом классе две фронтальные подушки безопасности, полный электропакет, аудиосистему с USB-портом и т. д. уже в базе. Возможностей единственного двигателя, несмотря на объем, вполне хватает. Доплата за автомат составит 30 000–40 000 рублей. Тест - ЗР, 2008, № 5.

Nissan Almera Classic

Нынешнее поколение «Алмеры» имеет корейское происхождение. Внешне «Алмера Классик» смотрится солидно благодаря своим размерам. Однако при длине 4510 мм колесная база - всего 2535 мм, а это означает, что внутри места меньше, чем кажется снаружи. Интерьер прост и скучен (взять, к примеру, блок управления климатом), но на удобстве пользования это не сказалось. А вот нетрансформируемое заднее сиденье - очевидный минус. На выбор предлагается восемь уровней оснащения. В самой дешевой комплектации кондиционер не предусмотрен - досадно, учитывая стоимость машины. Хорошо, хоть есть водительская подушка безопасности. Тест - ЗР, 2008, № 5.

Имея четыреста тысяч рублей, можно выбрать: или приобрести новую машину, или подержанную, которая будет классом выше и лучше оснащена. На вторичном рынке всегда полно интересных предложений. В этом обзоре мы рассмотрим пять автомобилей, на которых часто останавливают выбор, имея четыреста тысяч.

Ford Focus. Фото Ford

Новый Ford Focus сейчас стоит от 615 до 911 тысяч рублей, а в запланированные 400 тысяч рублей укладывается его . За эти деньги можно подыскать машину в хорошем состоянии и с множеством опций, среди которых будут ABS, ESP, кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники всех дверей, электрозеркала, подогрев передних сидений, литые колесные диски и сигнализация.
При покупке эксперты рекомендуют обратить внимание на исправность обогрева ветрового стекла и передних сидений, в седанах - осмотреть жгут проводов электропривода замка, который может быть поврежден.

Предыдущий «Фокус» выпускался в кузовах седан, трех- и пятидверный хэтчбеки и универсал, оснащался двигателями объемом 1,6 л, 1,8 л и 2,0 л, 5-ступенчатой механической коробкой передач и 4-дипазонным «автоматом». За 400 тысяч можно найти трехлетнюю машину с 1,8-литровым двигателем на «механике» и даже автомобиль с автоматической коробкой в паре с 1,6-литровым двигателем.



Skoda Octavia. Фото Skoda

К категории «бэушных» машин за 400 тысяч относится , вы вполне сможете приобрести автомобиль с двигателем 1,6 литра мощностью 102 силы. Оснащение окажется скромнее, чем у «Фокуса», и будет включать в себя ABS, аудиосистему, кондиционер, электростеклоподъемники передних дверей, стальные штампованные диски, сигнализацию.
Подвеска у этого автомобиля достаточно энергоемкая - как раз для наших дорог. К другим достоинствам лифтбека можно отнести вместительный салон и огромный багажник. При покупке подержанной «Октавии» следует обратить внимание на амортизаторы крышки багажника, которые могут дать течь, а также на исправность электростеклоподъемников задних дверей.


Mitsubishi Lancer


Mitsubishi Lancer. Фото Mitsubishi

За эти деньги можно найти седан , оснащенный 1,5- либо 1,8-литровым двигателем, как с механической коробкой, так и с вариатором. В комплектации будет ABS, ESP, кондиционер, аудиосистема, подогрев передних сидений, легкосплавные диски, сигнализация.
Все двигатели Lancer X имеют цепной привод газораспределительного механизма, который, со слов механиков, выдерживает порядка 300 тысяч километров. Самым неудачным считается 1,5-литровый агрегат, который к 150 тысячам пробега из-за залегания колец может начать подъедать масло - до литра на 3-4 тысячи километров. К остальным моторам претензий нет.

Подвеска в Lancer жесткая, но достаточно надежная. К механической коробке есть замечания: владельцы часто жалуются на подтекающие сальники приводов и выход из строя синхронизатора первой передачи, поэтому перед покупкой проведите диагностику.


Kia Cee"d. Фото Kia

За 400 тысяч можно найти . Это будет автомобиль, оснащенный двигателем 1,6 литра мощностью 122 л. с., и 4-ступенчатым «автоматом». Напомним, что предыдущий Cee’d выходил в версиях трех- и пятидверный хэтчбеки и универсал.
В комплектации автомобиля по этой цене можно встретить ABS, двухзонный климат-контроль, подогрев сидений, аудиосистему, датчик света, электростеклоподъемники всех дверей, легкосплавные диски, задний парктроник.

При покупке подержанного «Сида» стоит обратить внимание на генератор, который часто ломается, на электростеклоподъемник водительской двери, в котором может заедать доводчик, а также на кнопки управления аудиосистемой на руле. Подвеска хэтчбеков известна своей жесткостью, из-за этого многие владельцы ее меняют, а также ставят шины с более высоким профилем. На универсале подвеска мягче.


Renault Megane. Фото Renault

За эти деньги можно купить хэтчбек , оснащенный 1,6-литровым мотором и механической коробкой передач. Что в комплектации: ABS, легкосплавные диски, электропривод и обогрев зеркал, передние электростеклоподъемники, кондиционер, аудиосистема.

Покупая пятидверный «Меган», следует проверить задние фонари, в которые часто попадает вода, состояние кондиционера, в котором ломается вентилятор. Моторы француза (1,6 л и 2,0 л) довольно надежны, однако встречаются поломки механизма изменения фаз газораспределения, а в двигателе 1,6 л из строя выходит датчик положения распределительного вала. Каждые 60 тысяч километров необходимо менять ремень ГРМ с роликами.

От «автомата» при покупке подержанного «Мегана» лучше отказаться. Механики отмечают, что клапаны модуляции, гидроблок, сальники и гидротрансформатор могут выйти из строя уже после пробега в 70 тысяч километров. Механическая коробка надежнее, но случаются течи масла.

Стремительно выросшие цены на все товары, в том числе и на автомобили, вынудили людей, которые желают обзавестись «железным» другом, обходить стороной автосалоны и присмотреться к . Проблема выбора крайне актуальна на этот момент и ещё долго будет тревожить умы наших граждан. Так что выбираем б/у авто за 400000 рублей вместе, учимся и набираемся теоретических знаний, которые можно будет воплотить на практике.

Выбираем легковой автомобиль

Ведь 400 тыс. рублей - сумма приличная и её вполне хватит для покупки автомобиля. Если выбор новых хороших машин не особо велик, то б/у авто за 400 тысяч рублей выбрать можно без особого труда.

Если надёжность автомобиля для вас играет первостепенную роль, то в первую очередь нужно рассматривать Hyundai Getz. Для передвижения в условиях города этот вариант не имеет себе равных. И даже если через некоторое время вы захотите , то ваши убытки будут невысокими.

Совсем немного уступает в показателях надёжности Nissan Almera Classic своему оппоненту. Преодоление 100 тыс. км не показатель для этой машины, она ещё долго не будет создавать для вас проблем и требовать финансовых вложений в проведение ремонта. Второго такого хорошего седана за имеющуюся у вас сумму найти будет крайне сложно.

Приятно стать обладателем автомобиля, надёжность которого проверена временем. Под это определение подходит Skoda Fabia II. Картину портит дорогое обслуживание, которое даже становится причиной отказа от совершения такой покупки.

Ну какой рейтинг может обойтись без представителей японской автомобильной промышленности? В качестве хорошего варианта для приобретения бюджетного автомобиля выступает Nissan Note. Этот автомобиль российским водителям хорошо известен и даже имеет приличные рекомендации. Все проблемы, которые встречаются у этих Ниссанов, легко и безболезненно для семейного бюджета устраняются.

Сразу два варианта можно выбрать для сравнения из автомобилей Mitsubishi - это Lancer IX и Colt. На российских дорогах эти автомобили хорошо себя ведут и демонстрируют хороший запас рабочих возможностей. Всё было бы хорошо и эти автомобили даже могли стать идеальным вариантом для бюджетного приобретения, но всё портит их дорогая эксплуатация. Любая поломка из разряда серьёзных потребует потратить на ремонт все семейные сбережения.

Со стороны поступили сразу два предложения, которые подходят для нашего бюджета. Kia Cee’dI и Rio II обладают достойной надёжностью, приличной безопасностью и сносными ценами на эксплуатационные затраты.

По поводу автомобиля Renault Logan, который стал любимцем российских водителей, возникает немало раздумий и сомнений. Здесь и качество хромает, и хронические проблемы присутствуют, но всё это компенсируется за счёт доступного обслуживания, которое под силу сделать умельцам, работающим в гаражах. А это, кстати, не самый плохой вариант, как показывает практика.

На худой конец можно выбрать автомобиль для города Peugeot 308. Он довольно симпатичен, обладает хорошим уровнем комфорта, дарит приятные ощущения при езде, но всё портит дорогая эксплуатация и большое количество поломок, которое увеличивается прямо пропорционально пройденным километрам.

Всё ещё не знаете какую машину купить за 400000 рублей с пробегом? Тогда, возможно, внедорожники вас больше вдохновят.

Выбираем внедорожник

Если подойти с умом к выбору машины, приложить к этому делу усилия и потратить время на поиски, то возможно выбрать авто с пробегом до 400 тысяч рублей даже из внедорожников.

УАЗ Patriot - российский внедорожник

Два года назад вышла обновлённая версия известного , цена которого после этого сильно возросла. Бюджетным автомобилем его никак нельзя назвать. Но подержанные модели можно приобрести за 400 тыс. рублей. Русский внедорожник порадует своего владельца следующими характеристиками:

  • двигатель на 2,7 литра, который включён в базовую комплектацию, демонстрирует силу 128 лошадей;
  • возможность выбрать альтернативный вариант двигателя из линейки дизельных агрегатов с объёмом 2,3 литра (мощность 114 лошадей);
  • исключительно механическая трансмиссия;
  • мягкие подвески с простой конструкцией гарантируют комфортную езду и мягкое преодоление бездорожья.

Про комплектации говорить не приходится, хоть производитель изрядно потрудился над их созданием, ведь мы выбираем подержанное авто. И здесь главным ориентиром служит низкая цена и хорошее состояние машины.

Great Wall Hover H3 - хороший китаец

Если вы рассчитываете только на 400 тысяч рублей, то можно поинтересоваться предложениями относительно китайского джипа Great Wall Hover H3, которые присутствуют на вторичном рынке. Ориентируйтесь на экземпляры, которые были выпущены в период с 2006 по 2008 года. Найти хороший вариант в базовой комплектации наверняка удастся. Довольствоваться придётся самым простым двигателем с объёмом 2,5 литра, сила которого будет приравниваться к 140 лошадям. Подготовьтесь к затратам на бензин, поскольку расход у этого автомобиля не самый низкий.

Корейский внедорожник SsangYong Kyron

Итогом совместной работы корейской компании SsangYong и немецкого концерна Mercedes стал большой джип Кайрон. Его дизайн даже на этот момент признаётся удачным и актуальным. Кроме внешнего вида, этот внедорожник выделяется ещё некоторыми преимуществами:

  • два варианта двигателя (2 литра на 141 лошадей и 2,3 на 150), которые входят в наш бюджет;
  • два вида трансмиссии, которые включаются в доступные для нас комплектации;
  • отличная система полноприводной подвески;
  • комфорт даже во время преодоления бездорожных участков.

Не стоит ждать чудес и надеяться, что за 400 тыс. рублей вы отхватите отличную машину. Большой пробег и наличие проблем станут обязательным довеском к вашему приобретению. В дальнейшем обязательно придётся делать финансовые вложения и заниматься ремонтом.

Ещё один интересный китаец Lifan X60

Китайцы не устают нас удивлять. Вот и сейчас мы будем рассматривать бюджетный кроссовер, который прибыл к нам из Поднебесной. Не стоит слишком обнадёживать себя и надеяться на высокую надёжность этого автомобиля. Зато вам может достаться экземпляр с небольшим пробегом и хорошим состоянием. Старой модели найти не получится, поскольку выпуск начался только в 2012 году. Общее качество сборки и использованных материалов довольно высокое, да и ресурс этого автомобиля впечатляющий - 500000 км. На обслуживание и не придётся тратить заоблачных сумм. Если вы не испытываете предвзятого отношения к китайскому автопрому, то есть смысл остановиться на этом кроссовере.

Поиск хорошего б/у Nissan Terrano может увенчаться успехом

Обратив внимание на 1993 год выпуска Террано от Ниссан, можно без особых сложностей найти хороший вариант и уложиться в 400 тыс. рублей. По мере повышения года выпуска стоимость на подержанные автомобили сильно возрастает. И если вам предлагают более новый автомобиль за низкую стоимость, то наверняка он побывал в ДТП, последствия которого были умело скрыты.

Обширный выбор из нескольких поколений от KIA Sportage

Не составит труда купить авто до 400000 рублей с пробегом, если обратить внимание на Спортейдж от компании КИА. Вторичный автомобильный рынок располагает большим количеством хороших вариантов со средним пробегом, без ДТП и в хорошем качестве. Оставшегося ресурса работы хватит на длительное время эксплуатации. Ориентироваться необходимо на Спортейдж, который был выпущен с 1998 по 2000.

Мы отобрали для вас лучшие подержанные автомобили до 400 тысяч рублей, которые, по нашему мнению, заслуживают внимания в первую очередь. Вы можете не согласиться с этим рейтингом или взять его за основу и руководствоваться при выборе автомобиля.

Новый автомобиль купить могут не все, а если учесть то, как огромен рынок б/у машин, становится ясно, почему многие ищут себе «железного коня» именно там. Кроме того, далеко не каждый хочет влезть в кредитную кабалу, чтобы несколько лет выплачивать , тем более что за это время она значительно вырастает. Так что же делать тем покупателям, бюджет которых ограничен небольшой суммой в 400 000 руб.?

Машина не новая, а потому основные моменты стоит выяснить:

  • Тип кузова;
  • Объем двигателя;
  • Коробка передач.

Непосредственно при покупке нужно тщательно инспектировать состояние конкретного экземпляра. Также нужно изучить темы на многочисленных форумах, где владельцы уже осветили наиболее характерные моменты, основные неисправности и прочее.

Учитывая, что бюджет невелик, покупатели, как правило, делятся на 2 категории:

  1. Желающие купить максимально свежий автомобиль, пусть это будет отечественный или «китаец»;
  2. Те, кто готов взять авто постарше, но более престижной марки.

Тем не менее, брать авто, возраст которого превышает 10 лет, уже нет смысла, так как расходы на него в будущем окажутся запредельными.

Типы кузова

Если рассмотреть кандидатов на покупку среди седанов, хэтчбеков и кроссоверов, можно выделить нескольких фаворитов.

  1. LADA Granta;
  2. Chevrolet Aveo;
  3. Mazda 3.

Хэтчбеки:

  1. LADA Priora;
  2. Opel Astra Н;
  3. Skoda Octavia.

Кроссоверы:

  1. Chevrolet Niva;
  2. Chery Tiggo;
  3. Great Wall Hover.

1. Седаны

LADA Granta – 2011-2015 годы

Это наиболее свежий вариант, причем бюджет на покупку может быть меньше 400 000 руб. Котировки на самые дешевые машины начинаются с отметки в 120 000 руб. и

Выглядит Гранта довольно скромно, поэтому подойдет тем, для кого экстерьер не имеет большого значения, а также тем, кому нужен неприхотливый и простой автомобиль.

На вторичном рынке есть машины как с 87-сильным, так и со 106-сильным двигателем. Рекомендуется выбирать все же 106-сильные модификации – при прочих равных они заметно динамичнее и тяговитее. Оба мотора – простые атмосферники с инжектором. Коробки разные – и робот. Учитывая, что машина свежая, можно выбрать желаемый вариант. Ходовая часть представлена торсионной балкой сзади и стойками МакФерсон спереди. Салон также прост и непритязателен. Однако все необходимое внутри есть.

Запчасти довольно дешевы, хотя большим ресурсом не отличаются, поэтому стоит быть готовым к частой замене комплектующих. Впрочем, в обслуживании Гранта не требует каких-либо особых знаний, а многие операции можно выполнять самостоятельно.

Chevrolet Aveo 2006-2014 годы

В данную ценовую категорию входят оба поколения седана. Те, чей бюджет ограничен, могут выбрать машину I генерации, стоимость которых начинается со 105 000 руб. А вот обладатели максимальной оговоренной суммы могут рассчитывать на авто II поколения, цены на которые стартуют с 310 000 руб.

Седаны комплектовались атмосферными бензиновыми моторами, объемом в 1.2, 1.4 и 1.6 литра, отдачей в 72 л. с., 84 л. с. и 106 л. с., соответственно. Рекомендуется выбирать авто с максимально мощным двигателем, так как аэродинамика у I-го поколения неважнецкая. Кроме того, нужного тщательно проверять кузов, ведь металл элементов довольно тонкий, а сами элементы объемные (особенно двери), что уже стало бичом Авео I-го поколения.

II поколение комплектовалось моторами, объемом в 1.4 и 1.6 л, с отдачей в 100 л. с и 115 л. с. Серьезных проблем с ними не отмечено, а вот коробку передач, если машина старше 5-летнего возраста, все же рекомендуется выбирать механическую. Несмотря на то, что линейка новых моделей Шевроле в России представлена только премиальными авто, с запчастями на Авео всех поколений проблем нет.

Mazda 3 2006-2009 годы

Эта рестайлинговая модель I поколения, которая выпускалась до 2009 года, отлично подойдет для молодежи. и спортивного толка интерьер понравятся многим.

Гамма двигателей представлена 1.6-литровым и 2-литровым агрегатами, мощностью в 105 л. с. и 150 л. с. Любителям динамики, конечно, придется по душе динамичный 2-литровый мотор, однако цены на такие модификации выше и начинаются с 280 000 руб., тогда как 1.6-литровую версию можно взять и за 240 000 руб. Кроме того, целых «двушек» почти не осталось, и это стоит учитывать.

Полностью независимая, многорычажная ходовая часть довольно жесткая, благодаря чему седан отлично рулится, однако большим ресурсом ее компоненты не отличаются, поэтому подвеска – наиболее затратная сфера при покупке (стойки, сайлент-блоки, подшипники и прочее). Автоматические коробки уже изношены, учитывая минимальный возраст машины в 7 лет, поэтому лучше выбрать механическую, тем более что на 2-литровых версиях она 6-ступенчатая.

2. Хэтчбеки

LADA Priora – 2007 г – наше время

Этот раздел также начинается с отечественного представителя, что неудивительно ведь в серию она пошла в 2007 году. Отличительная черта кузова – возможность выбора 3- и 5-дверной версии. Цены на Приору начинаются со 100 000 руб.

Особенностью отечественного хэтчбека является широкая моторная гамма. Все двигатели 1.6-литровые, но число клапанов разное (8 и 16), поэтому и мощность составляет 81 л. с., 87 л. с., 90 л. с., 98 л. с. и 106 л. с. Коробки 5-ступенчатые, причем можно найти и версии с МТ (коих подавляющее большинство), и модификации с «роботом». Ходовая полузависимая, с торсионной балкой.

О надежности отечественных авто многие наслышаны. Некоторым везет и машина почти не ломается, однако другим приходится постоянно менять разные детали (особенно в подвеске), что, учитывая качество запчастей, превращается в проблему. Стойкость кузова к коррозии тоже не на высоте. Впрочем, простота конструкции и дешевизна запчастей делают эту модель неплохим выбором.

Opel Astra Н 2006-2015 годы

Ценник на Астру начинается с 200 000 руб. Как и с Приорой, в продаже есть 5-ти и 3-дверные версии. У автомобиля 3 наиболее распространенных двигателя:

    1. 1.4 л – 90 сил;
    2. 1.6 л – 115 лошадок;
    3. 1.8 л – 140 коней.

Видео: Opel Astra H 2007 — Секонд Тест

Коробки передач механические и роботизированные. Если машина свежая, можно найти вариант с «роботом», однако Опель первых годов выпуска лучше выбрать с механикой, тем более что на модификациях 2006/2007 годов могут начаться проблемы с ЭБУ трансмиссии. Подвеска в целом надежна, однако могут возникнуть сложности с чашками опорных и наконечниками рулевых тяг. Из прочих частых проблем – вой компрессора кондиционера и поломки генератора. Тем не менее, в целом автомобиль надежен и не докучает своим владельцам, если предыдущий собственник относился к машине бережно, разумеется.

Skoda Octavia 2006-2010 годы

Этот хэтчбек давно стал одним из наиболее любимых россиянами. В указанную сумму можно приобрести как рестайлинговую версию I поколения, так и Октавию А5. В первом случае ценник начинается с 200 000 руб., а во 2-м уже с 340 000 руб.

Двигатели разные – 1.4 л (75 л. с.), 1.6 л (102 коня), 1.8Т (150 лошадей), 1.9 TDI (90 л. с.), 2.0 л. (150 л. с.). Машины моторами в 1.4 л брать не рекомендуется (хоть они и самые дешевые), так как Октавия тяжелая (особенно I поколения), поэтому даже 1.6-литрового движка ей маловато. Версии 1.8 л и 1.9 л очень неплохи, однако в таком возрасте большая вероятность купить экземпляр с изношенной турбиной, причем замена отнюдь не дешевая. Поэтому лучший вариант – атмосферный 2.0, но и цена на такие версии близится к максимальной.

Ходовая часть достаточно надежна и редко доставляет хлопоты покупателю. А вот с электрикой могут возникнуть проблемы, что, впрочем, характерно для всех машин ВАГа. В группе риска находится и рулевая рейка. Если вы выбрали дизельную версию, будьте готовы к переборке мотора из-за , так как качество дизтоплива у РФ откровенно невысокое.

3. Кроссоверы

Chevrolet Niva – 2006 г – наши дни

Это наиболее демократичный и массовый представитель класса кроссоверов, который укладывается в оговоренные рамки бюджета. Двигатель в 1.7 л и отдачей в 80 л. с. откровенно слаб для Нивы, но другого нет. «Автомата» тоже не имеется. Любителям динамики Нива, с ее разгоном за 20 сек., точно не подойдет.

Видео: Chevrolet Niva. Выбираем б/у автомобиль

Цены – от 180 000 руб. Двигатель в целом проблем не доставляет, хотя залипание дроссельной заслонки и выход из строя бензонасоса могут подпортить настроение. Кузов успешно ржавеет, особенно если учесть, что на машине нередко ездят на дачу, рыбалку и охоту. Так что без царапин не обойтись, а тут и коррозия. Условия эксплуатации сказываются и на ходовой, компоненты которой в таких условиях обычно долго не живут. Особенно актуально это для амортизаторов. Если же перед покупкой слышен вой ГУРа – его замена не за горами. Поэтому перед покупкой стоит поинтересоваться условиями эксплуатации и осмотреть подвеску.

Chery Tiggo – 2006-2014 годы

Цена на этот начинается со 150 000 руб. за машины 2006 года. На рынке можно найти авто с разными движками:

  1. 1.6 л – 119 коней;
  2. 1.8 л – 132 лошадки;
  3. 2.0 л – 136 л. с.

В паре с движками может быть как механическая коробка, так и автоматическая. Кузов у паркетника не оцинкован, поэтому к следам коррозии при покупке стоит отнестись очень внимательно. С моторами серьезных проблем, как правило, нет, хотя протекающая клапанная крышка и прочие моменты могут раздосадовать. Относительно ходовой части, то самыми проблемными местами являются , которые часто клинят, а также шаровые опоры и амортизаторы. Ресурс запчастей невелик, так что нужно быть готовым к частым ремонтам, пусть и цена деталей невелика.

Видео: Chery Tiggo 2007 — Секонд Тест

Ездить на Тигго стоит очень аккуратно, так как пластик бамперов низкокачественный – он хрупкий и сразу рассыпается, особенно в мороз. В салоне довольно просторно и уютно, но регулировочный механизм спинки водительского кресла нередко ломается.

Great Wall Hover 2005-2010 годы

Этот еще один китайский представитель, причем многим он очень нравится – внешне выглядит мощно и больше похож на настоящий внедорожник, а полный привод и делает из него этот самый внедорожник. Цены на вторичном рынке на него стартуют с 260 000 руб. Можно найти как бензиновый (2.4 л, 130 л. с.), так и дизель (2.8 л, 95 л. с.) варианты.

Бензиновый мотор можно заправлять 92-м, но из-за детонации делать этого не стоит. Основные проблемы агрегатов Ховера в навесном оборудовании – датчики коленвала и лямбда-зонды. С механикой проблем нет, а вот сцепление редко живет дольше 80 000 км, поэтому его замена вполне реальна. Подвеска, как ни странно, очень живучая – сайтленты ездят по 80 000 — 100 000 км! А вот быстрый износ колодок налицо, но тут проблема в массе самого джипа.

В целом приобретение подержанного авто, при бюджете в 400 000 руб., более чем реальная задача и ограничиваться только российскими или китайскими моделями точно не придется. Однако нужно помнить, что у любого узла есть предельный ресурс, поэтому, если вы покупаете авто 2006-2009 годов, стоит быть готовым к замене многих компонентов, даже если к машине относились бережно.

От первой машины новички за рулем много не требуют: главное, чтобы была на ходу и позволила поучиться ездить на ней хотя бы в течение нескольких месяцев. На большее, как правило, никто не рассчитывает. Сегодня наши критерии просты: ищем популярный в 90-х хэтчбек из расчета, что на нем начинающему водителю будет легче припарковаться в переполненном машинами городе. Изучая предложения на Автомалиновке, мы обнаружили, что в ценовом сегменте до 1000 «зеленых» насчитывается около 10 тысяч автомобилей, и из них почти 2,5 тысячи экземпляров приходится на искомые нами хэтчбеки. При этом следует учесть, что зачастую попадаются варианты, которые лучше сразу отсортировать в подраздел «машинокомплект».

Следуя нашим критериям, выбираем наиболее понравившиеся варианты из немолодых, но еще бодрых Ford Ka , Ford Escort , Mitsubishi Colt , Honda Civic , Mazda 626 , Fiat Brava , Ford Fiesta , Opel Corsa , Opel Astra, Skoda Felicia и Peugeot 106 . C некоторыми из владельцев под видом покупателя мы встретились лично, чтобы убедиться, что в обмен на 1000 долларов нам предложат реально жизнеспособный автомобиль, который еще поездит по столичным дорогам.

Один из первых бюджетных вариантов, который нам приглянулся, — Ford Fiesta 1996 года. К слову, семейство этих компактных 3-х и 5-дверных хэтчбеков выпускается с 1976 года и по сей день. Базовым силовым агрегатом для данной модели в свое время стал 1,0-литровый 40-сильный двигатель, но была и более мощная версия Ghia — c 53-сильным 1,1-литровым мотором, способным развивать максимальную скорость до 147 км/час.

На нашем сайте встречаются подходящие нашим запросам модели в ценовом диапазоне от 300 до 1000 долларов. Первым нам приглянулся один из самых дорогих вариантов. Один звонок, и вот мы уже едем оценивать красный хэтчбек с 1,3-литровым бензиновым мотором в агрогородок Озерцо. Проверить, завелась ли машина с 1 раза, нам так и не довелось: машина в перевернутом положении покоилась в сарайчике в 2 км от МКАД, там ее доводил до ума знакомый мастер владельца.

«Изначально покупал его у подруги сроком на три недели, пока ремонтировался мой BMW E60, там были проблемы с коробкой передач. Просто нужно было на чем-то передвигаться , — рассказывает по дороге владелец. — Достался мне этот «Форд» за $750, но ценник выставил $980 с учетом того, что будет перевариваться правый лонжерон. Также мастер зачистит и обработает эмалью днище, подкрасит капот и заднюю крышку багажника, чтобы все было красивенько. Весь объем ремонтных работ завершится примерно к концу недели и обойдется мне где-то в 200 долларов. По двигателю, коробке и подвеске проблем никаких нет. Передние электростеклоподъемники работают. Недавно поменял тормозные колодки и диски. Чистый и аккуратный салон. Здесь даже заводской иммобилайзер стоит».


«Можно было бы продавать ее в плачевном состоянии. Но чуть ли не каждый, кто приезжал посмотреть авто, хватался за голову: «Ой, переварить лонжерон, да это же стоит практически пол этой машины. Ерунда! Примерно 30-40 долларов у нормального и адекватного мастера. Как правило, звонят те, кто хочет купить первое авто, люди из периферии или перекупы. Правда, в объявлении я написал — последним не беспокоить. Они приезжают и просят $500, чтобы потом продать ее за ту же 1000 долларов и подзаработать» , — рассуждает мужчина.

По словам продавца, машина отъездит два года легко. Но все зависит от условий эксплуатации и хранения. Поторговаться даже не успели. Презентацию автомобиля владелец закончил словами: «Отдаю не ниже 980 долларов — меньше не могу, просто потому что много в нее вложил. Если никто не купит, пусть лучше стоит, из принципа. Самое главное — пороги целые, повторюсь, днище без дырок, есть ржавчина, но она будет зачищаться и обрабатываться» .

Другой мужчина продает Peugeot 106 1995 года с 1,1-литровым агрегатом. Эта модель «Пежо» выпускалась с 1991 по 2003 год. В линейке двигателей есть как дизели (1,4 — 1,5 л.), так и бензиновые версии (1,0 — 1,6 л.). В нашем каталоге автообъявлений всего несколько хэтчбеков, подходящих под наши критерии, и они продаются и за 450, и за 1000 долларов.

Выбранному нами экземпляру уже перевалило за 20 лет, он вполне соответствует авто из разряда «не жалко» и продается за $850. «Отъездил на ней три года. Успел сделать ручник, поменять задние тормозные колодки, шаровые, втулки стабилизатора, масла и воздушный фильтр, стоит новый аккумулятор с зимы, — рассказывает владелец, перебирая в руках недавние акты с автосервиса. — В 2015 году менял сцепление. Некоторые проблемы остались: не работает задняя щетка. Нужно переваривать пороги. Еще в прошлом году поставил резину шире, чем нужно, ошибся. Как следствие, она трется о подкрылки. Еще нужно менять заднюю балку, это стоит около $150, но я этим уже не хочу заниматься. Опять же, из-за резины протерся бачок омывателя, нужно заклеить. Передние колодки тоже под замену. Хотите — могу скинуть 100 долларов».



Небольшой тест-драйв подтвердил: машина заводится с первого раза и бодро едет. То есть завтра и послезавтра машина не станет мертвой грудой металлолома под окном. Также стоит упомянуть специфическую педаль тормоза — при нажатии она проваливается. А также потенциальные проблемы с прохождением ТО — тусклый свет фар, подгнившие пороги, неполадки в тормозной системе. Неприятный момент — при езде слышны звуки трения несоразмерной резины о подкрылки. Отсутствие кондиционера и современной магнитолы печалит, но за такие деньги — $750 (с торгом) — их отсутствие вполне объяснимо.

«Подкопил немного денег, поэтому захотелось купить Peugeot 107 2010 года. Продавать этот автомобиль еще дешевле не вижу смысла, и так уже вложил в него где-то 200-250 долларов», — говорит владелец.

Дальше едем смотреть Mitsubishi Colt 1994 года. Впервые городской автомобиль японского концерна представили в 1962 году. В основном на эту модель ставились малолитражные бензиновые моторы рабочим объемом от 1,1 до 1,5 литра. Был и полуторалитровый дизель. На нашем сайте можно отыскать около 14 подобных вариантов в состоянии «едет отлично и не дымит» и на сумму от 300 до 1000 долларов. Выбираем из немногочисленных предложений наиболее симпатичный красный хэтчбек за максимально предложенную цену — с виду аккуратный «Кольт» с 1,3-литровым бензиновым мотором.

«Конечно, по кузову есть нюансы, но самое главное для подобного возраста — арки и пороги варить не нужно. Если захочется, можно облить авто краской за 200-300 долларов. Машина маленькая, уверен, в Минске возьмутся за такие деньги ее полностью перекрасить", — убеждает хозяин.

«Из очевидных недостатков: под замену лампочка дальнего света, это всего 40 тысяч рублей стоит. На лобовом никаких трещин. По технической части никаких проблем нет, только по подвеске нужно поменять два задних рычага, и можно ехать куда угодно. Правда, колеса обуты в «Белшину», пусть не самый хороший вариант, резина гудит, но поездить какое-то время можно. Сам брал этот Colt три месяца назад как рабочую лошадку, а продаю, потому что нужны деньги на развитие бизнеса. Это неубиваемая машина, у меня таких шесть было, периодически их покупаю, когда нужно активно поездить без особых затрат», — добавляет парень.


Да, облупившаяся местами краска слегка настораживает, зато ухоженный и добротный салон располагает этот "Кольт" к себе. Заводится машина с первого раза, никаких специфических нюансов в управлении мы не выявили. Что же, на первый взгляд, пожалуй, это самый интересный и приятный вариант из всех рассмотренных.

Еще один бюджетный вариантOpel Astra F 1992 года дожидается нас на паркинге в центре города. Первое поколение автомобиля компактного класса выпускалось с 1991 по 1998 годы. С бензиновыми моторами объемом от 1,4 до 2,0 литров (60 — 150 л.с.) и дизельными агрегатами объемом 1,7 л. (57 — 82 л.с.). Сегодняшняя цена на хэтчбек из 90-х на нашем сайте варьируется от 300 до 1000 долларов.



На вид ровесник самого владельца выглядит довольно «живым» авто и готов осчастливить начинающего водителя за $790. Из видимых проблем — ржавчина на порогах и жуки на арках.

«За два месяца проехал на ней 12 тысяч км. Продаю, потому что машина стала ненужной. Все, что вы видите под капотом, все новое, купил аккумулятор, свечи, полный комплект ГРМ, поменял моновпрыск, стартер, заменил практически все техжидкости. Машина каждый день на ходу, — убеждает меня молодой человек. — Сейчас на колесах стоит новая зимняя резина. Двигатель не перегревается, разве что иногда подпрыгивают обороты. Я не специалист, но знаю, что у нее неповрежденные лонжероны, переваренные пороги. В целом это надежная и простая машина. Буквально на выходных поставил новый дворник, старый что-то заклинило. Сразу скажу, меньше, чем за $700 продавать не буду, так как это достойный вариант, тот, на котором можно ездить каждый день».


Ну и напоследок, самый антикризисный вариант за половину указанной стоимости — 500 долларов, и он также на ходу. На сей раз, едем осматривать Opel Corsa 1990 года выпуска. К слову, в Интернете немногочисленные варианты продаются, стартуя с $350 и заканчивая $1000. Этот немецкий хэтчбек дебютировал в 1982 году. Бензиновые версии моделей предлагались с объемом двигателя от 1,0 до 1,8 л., дизель — от 1,3 до 1,7 литров.

«По машине достаточно много косяков, техосмотр вы точно не пройдете. Во-первых, кузов нужно варить, передняя фара сгорела, ее нужно менять. Требуется заменить передние суппорты, там что-то клинит, и машина плохо тормозит. Кстати, прогнивший бак уже заварили, но зиму она отъездила без проблем. Через 2 тысячи км надо менять масло. И вы в курсе, что здесь нет гидроусилителя руля? Нет ABS , так что на скользкой дороге может слегка заносить. Я разгонялась до 130 км/ч, больше — боялась. Думала, машина развалится на ходу. Вдобавок ко всему здесь стояла сигнализация, но она пищала все время, пришлось отключить блок питания. Также нужно заменить ремень генератора, но он стоит копейки» , — вкратце рассказывает о нюансах авто веселая хозяйка.

«Раньше на ней мой дедушка ездил. Потом два года она хранилась в гараже, примерно год назад машина досталась мне. С тех пор поменяли ГРМ, натяжной ролик, помпу, лямбда-зонд, тосол, все фильтра, тормозные колодки. Планирую заменить опорные подушки передних амортизаторов или отдать их будущему владельцу при продаже. Не обязательно, но можно заменить высоковольтные провода, идущие от трамплера к свечам зажигания. Иногда, когда туда попадает вода, машина может не завестись. Плюс еще подтекает масло. Лобовое стекло в мелких трещинках, в темноте не так хорошо видно. На номере есть небольшая вмятина, а однажды бус Volkswagen T4 протаранил наш «Опель», у него отвалился бампер, у нас — треснула задняя фара», — рассказывает начистоту продавец.


Решаем проехаться, 26-летний автомобиль начинает тарахтеть — ага, завелся, уже хорошо. Правда, разгоняется неохотно. По словам владелицы, машина не резвая, единственный плюс — запчасти дешевые, а вот расход топлива у этого "Опеля" немалый — старый 1,2-литровый бензиновый мотор с карбюратором потребляет до 8 литров топлива в городе.


«Продаю, потому что на горизонте замаячил Mercedes 1986 года за 1,5 тысячи долларов. Конечно, потрепанный, но ведь это «Мерседес»! Да и обычно машины больше года у меня не задерживаются. Это фактически эксклюзив, такой Opel Corsa я видела всего пару раз в Минске. Будете брать или нет, отзвонитесь. Если вам не продам, отдам товарищу в рассрочку за $400. Нынче кризис», — с такими словами прощается девушка.

Наверное, нужно быть неисправимым оптимистом, чтобы рассчитывать до 20 миллионов рублей найти нормальный автомобиль, не требующий серьезных вложений. Причем для того, чтобы отыскать такой вариант именно в Минске, нужно хорошенько прошерстить весь Интернет. Ведь большинство экземпляров из 90-х за такие деньги в основном находятся за пределами белорусской столицы. Однако, как мы убедились сами, отыскать подходящий вариант на ходу вполне возможно. Другое дело, что минимальных затрат на обслуживание такой иномарки в почтенном возрасте избежать вряд ли удастся — время не щадит никого.

Алина Вислоус