Определение обгона пдд. Что такое обгон и что считать нарушением ПДД? Видео: Нарушение правил обгона. Сборник спорных ситуаций

Всё предельно ясно и доступно. Тем не менее по сей день у многих, даже самых опытных водителей возникают проблемы с выяснением разницы между обгоном и опережением, разграничением двух этих понятий. Как следствие, мы имеем дело с не самыми приятными встречами с инспекторами ГИБДД, а иногда даже с созданием аварийных ситуаций.

Учитывая тот факт, что любой автомобиль несёт потенциальную опасность как для жизни водителя, так и для жизни пешехода, человеку, который управляет им, необходимо помнить о том, насколько велика его ответственность за все те манёвры и движения, которые он совершает на трассе. Каждый автомобилист, садясь за руль своего четырёхколёсного друга, должен отдавать себе отчёт в том, что от тех мероприятий, которые он выполняет на дороге, зависит безопасность движения в целом, а потому необходимо трезво оценивать, насколько уместным будет то или иное движение и чем оно чревато на заданном отрезке пути.

Изучаем природу обгона

Обгоном, в дорожного движения, принято называть манёвр, при котором средство передвижения совершает выезд на полосу со встречным движением с целью опередить предшествующие транспортные средства, после чего снова возвращается на полосу трассы, по которой ранее производилось движение.

Для того чтобы сделать определение этого подвида маневрирования на дороге более комфортным для понимания, нелишним будет поговорить об особенностях, которые характерны исключительно ему:

  1. Во-первых, стоит отметить, что обгон - это частный случай опережения. Отсюда следует, что опережение отнюдь не обязано быть обгоном, а вот обгон, напротив, по своему существу всегда будет квалифицирован как опережение.
  2. Во-вторых, обгон без выезда на встречку невозможен как таковой в принципе. Всё дело в том, что для зачисления такого манёвра в категорию обгонных, водитель обязан вывести своё средство передвижения на встречную полосу. Если же настоящее условие не было выполнено, значит обгона не было.
  3. В-третьих, для того, чтобы зафиксировать совершение обгона по встречке, после выведения автомобиля на полосу со встречным движением водитель обязательно должен вернуть его на прежнюю полосу.

Ну а для закрепления вышеуказанного материала, мы предлагаем вам рассмотреть наиболее яркие примеры, которые помогут нам научиться отличать обгонные манёвры от опережающих. Итак, давайте сравним следующие ситуации и разберём их:

  1. Если мы видим, что водитель пытается опередить предшествующие его средству передвижения автомобили посредством объезда их по левой стороне трассы, имеющей всего две полосы, интерпретировать его действия как обгон по встречной полосе мы не можем.
  2. Если движение происходит на трассе с тремя полосами, то опережение в этом случае происходит путём объезда автомобилем прочих транспортных средств по средней полосе. Такая ситуация опять-таки не может быть признана обгоном.
  3. А вот если дорожная разметка показывает, что на трассе более четырёх полос, автомобиль выходит на опережение по левой стороне или даже выскакивает на полосу встречного движения, значит, мы имеем дело с самым настоящим обгоном. Выполнение такого манёвра нередко приводит к изъятию водительского удостоверения работниками ГИБДД у лихачей, стремящихся во что бы то ни стало оставить позади все прочие авто, едущие по трассе.

Анализируем оба понятия

Итак, продолжая разбираться, в чём разница опережения и обгона, имеет смысл обратиться за помощью к Правилам . В первую очередь стоит сказать, что особенности обгона делают его одним из опаснейших дорожных манёвров.

Для большего понимания, чем отличается обгон от опережения, стоит сказать, что опережение связано с движением транспортного средства на скорости, превышающей ту, с которой движется попутное транспортное средство. Считается опережением и случай, когда автомобиль выезжает на встречную полосу и продолжает движение по ней, не возвращаясь на свой путь. Важно понимать, что обгон необязательно связан с . Существуют случаи, в которых дорожная разметка и отсутствие запрещающих знаков разрешают выполнение этого манёвра.

Ещё одно отличие двух этих понятий говорит о том, что выполнение обгона может быть связано как с опережением справа, так и слева. Однако здесь мы опять же сталкиваемся с тем, что выполнение настоящего манёвра может осуществляться, только если в конкретной ситуации и на обозначенном отрезке пути нет знаков, которые бы запрещали его выполнение.

Что касается возможности езды на опережение, то здесь практически не существует каких-либо ограничений и запретов. Выполнение соответствующего в любых ситуациях, не считая случаев, когда речь идёт о полосах, занятых другими транспортными средствами. Проще говоря, опережение невозможно в случае, когда мы имеем дело с плотным движением на дороге.

В каких случаях не разрешён обгон?

Чтобы не стать виновником возникновения аварийной ситуации на дороге, крайне важно соблюдать правила обгона по встречной полосе. Давайте же выясним, при каких обстоятельствах запрещено выполнение обгона:

  1. Если на заданном отрезке пути присутствуют дорожные знаки, запрещающие обгон, значит, выполнение опасного манёвра на законных основаниях невозможно.
  2. Если у впереди движущегося автомобиля зажглись поворотники, сигнализирующие о том, что водитель собирается свернуть налево.
  3. Если впереди движущийся автомобиль или любое другое средство передвижения начинает совершение обгона, то вам необходимо выждать и дать предыдущему водителю завершить свой манёвр. После этого убедитесь в том, что по встречному пути не движутся машины, и только тогда начинайте обгонное перемещение.
  4. Если движущееся за вами средство передвижения приступило к обгону.

Следует принимать во внимание, что обгон или опережение транспортных средств по встречной полосе невозможны на перекрёстках, в регулируемых зонах, на железнодорожных переездах, при резких поворотах, на подъёмах в гору, в тоннелях, на эстакадах. Не разрешается обгонять соседние в потоке автомобиле и тогда, когда вы движетесь не по главной дороге. Кроме того, в правилах дорожного движения строго-настрого запрещается выполнение опасного обгонного манёвра в тех случаях, когда движение происходит на дорогах, которые отмечены двойной сплошной, или же в зонах, где установлены дорожные знаки, не разрешающие реализацию обгона.

Станет нарушением ПДД и обгон на пешеходных переходах, на которых в момент совершения действия находятся люди, на мостах и пролегающих под ними территориях, на путепроводах, на участках пути, которые не имеют достаточной степени обзора.

Как выполнить обгон на законных основаниях?

Для того чтобы не стать нарушителем правил дорожного движения, выполнять обгон можно только при условии, что:

  1. Вам непременно хватит времени, скорости и расстояния на встречке для выполнения манёвра относительно впереди едущего средства передвижения.
  2. Вы можете максимально приблизиться к автомобилю, который планируете опередить, и включить сигнал поворотников.
  3. Вы сможете в кратчайший промежуток времени выполнить манёвр и вернуться на прежнюю полосу движения.
  4. Вы откажетесь от выполнения мероприятия и вернётесь в свою полосу, если почувствуете, что не успеете закончить манёвр.
  5. Заметив, что у предшествующего вам транспортного средства включились левые указатели поворота, вы примете решение отложить выполнение обгона и предоставите это право автомобилю, едущему впереди.
  6. Завершая опережение, вы обязуетесь включить правый поворотник, чтобы предупредить остальных водителей, которых вы обгоняете, о том, что вы перестраиваетесь в свой ряд.

Как вести себя в ситуации, когда обгоняют тебя?

Важным моментом является и поведение на дороге, когда в роли опережаемого оказывается ваше транспортное средство. Заметив, что следующий за вами автомобилист пытается пойти на объезд, постарайтесь приложить все свои усилия, чтобы помочь ему выполнить обгонный манёвр быстро и безопасно. Ни в коем случае не увеличивайте скорость своего четырёхколёсного коня в момент, когда вас пытаются перегнать. Если же вы видите, что водителю встречной машины не хватает времени, скорости и расстояния, для того чтобы завершить манёвр, разверните свой автомобиль правее и сбросьте скорость. Это позволит обгоняемому автомобилю выиграть ширину и длину на трассе, завершив тем самым начатое действие.

Подытоживая всё вышесказанное, хотелось бы ещё раз призвать всех водителей трезво оценивать свои силы, анализировать ситуацию на дороге и принимать адекватные решения. Если вы, находясь за рулём транспортного средства, ощущаете нехватку опыта для правильного расчёта параметров, необходимых для выполнения безопасного обгона, откажитесь от этой затеи. Не стесняйтесь обратиться за помощью к обгоняемому автомобилю при помощи сигналов поворотников. Если в момент выполнения манёвра направляющийся на вас по встречной полосе автомобиль начинает набирать скорость, не паникуйте и не пытайтесь свернуть к встречной обочине. Помните, на дороге хватит места всем, а потому максимально используйте её пространство, для того чтобы не попасть в аварию и не навредить себе и другим автомобилистам.

Каждый водитель в своей автомобильной жизни не сможет двигаться:

  • исключительно по прямой дороге;
  • на одной скорости;
  • без маневрирования.

Чаще всего как раз и приходится совершать различные действия – повороты, развороты, движение задним ходом и прочие маневры.

Все перечисленные элементы являются нормальными и естественными условиями деятельности водителя. Поэтому Правилами предусмотрен целый ряд специальных режимов движения или использования транспортного средства, а также ситуаций, при которых водитель должен выполнять определенные требования ПДД.

Среди наиболее важных режимов и ситуаций особо выделяются:

  • опережение;
  • обгон;
  • остановка;
  • стоянка;
  • вынужденная остановка;
  • препятствие;
  • организованная транспортная колонна;
  • организованная перевозка группы детей.

Поговорим о них подробнее.

Перестроение

Самый, пожалуй, распространенный вид маневра, совершаемого водителем, — это перестроение. Правила определяют его так.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Перестроение » — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

В своей практике движения водители (особенно живущие в больших городах) не могут двигаться только по одной полосе (или в одном ряду). Они вынуждены перестраиваться из одной полосы (ряда) в другую.

Цели перестроения могут быть различными.

  • для занятия крайних положений перед поворотом, разворотом;
  • для опережения или обгона;
  • для объезда (например, препятствия);
  • для совершения остановки или стоянки и пр.

На первый взгляд, перестроение может показаться незамысловатым и элементарным маневром. Но в действительности это не так. Важно помнить, что, перестраиваясь, водитель чаще всего обязан уступать дорогу транспортным средствам, которые уже двигаются по той полосе, на которую он собирается перестраиваться. И это правило очень часто нарушается, что и приводит к аварии.

Поэтому желание водителя занять другую полосу для движения должно предваряться четким убеждением в том, что указанная полоса свободна, и своими действиями он не создаст помех тем ТС, которые двигаются по ней без изменения направления своего движения.

Важно помнить, что нарушение правил перестроения в плотном транспортном потоке – одна из причин конфликтов на дороге и, конечно же, ДТП.

Что такое обгон, опережение и объезд

Если водителя не устраивает скорость перемещения двигающегося впереди него транспортного средства, то он, как правило, решается на его опережение. Правила регламентируют и эту ситуацию.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Опережение » — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Опережение чаще всего связано с перестроением из полосы или ряда.

ПДД знают два вида опережения:

1) собственно опережение — без выезда на полосу (сторону дороги) для встречного движения;

2) обгон – опережение, связанное с выездом на полосу (или сторону дороги) для встречного движения.

Данный вопрос является принципиальным, ибо нарушение правил обгона сурово наказывается российским законодательством – штраф 5000 рублей или лишение водительских прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Правильная квалификация обгона (или его отсутствия) поможет, таким образом, избежать серьезных неприятностей с законом. Что же такое «обгон», согласно ПДД? Для водителя это знание является приоритетным.

Определение из ПДД (п.1.2):

«Обгон » — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Данное определение весьма емко, и оно требует дополнительного комментирования.

Обгон – это маневр, который выполняется исключительно с использованием встречной полосы – выездом на нее. Это важнейший критерий обгона.

Сделаем несколько уточняющих понятие «обгон» замечаний.

1. Водителю не следует путать «чистое» опережение и обгон.

Обгон всегда связан с выездом на «встречку» — встречную полосу или сторону дороги, которая используется для встречного движения. Именно поэтому понятие «обгон» должно у водителя ассоциироваться с понятием «встречка».

Главное правило, которое позволит водителю защитить свои права перед недобросовестным сотрудником ДПС, звучит так: «Если не было выезда на встречку, то это не обгон!». И наказание за обгон будет противозаконным действием работника ГИБДД.

2. Водителю не следует путать обгон и объезд.

Проблема здесь состоит в том, что Правила не персонализируют и не дают нам понятия «объезд». Поэтому водитель должен использовать при квалификации понятия «объезд» здравый смысл и логику.

Обгон – это маневр, связанный с опережением движущихся транспортных средств. А объезд осуществляется только в отношении неподвижного объекта (и не обязательно транспортного средства).

Это также принципиальный вопрос, потому что наказания за нарушение правил обгона и правил объезда (с выездом на встречную полосу) существенно разнятся.

Подобный режим для информированности иных участников движения обеспечивается установкой на транспортном средстве, осуществляющем перевозку, специального опознавательного знака – «Перевозка детей». Он выставляется спереди и сзади транспортного средства.

К водителям, приближающимся к такому транспортному средству, осуществляющему посадку или высадку детей, предъявляются особые требования: необходимо снизить скорость, а если потребуется – остановиться, чтобы пропустить находящихся на дороге детей.

Подведем итог

Особые режимы движения, особые способы использования транспортного средства и особые ситуации – нормальное явление и в практике дорожного движения, и в деятельности водителя. Как правило, все они требуют от автолюбителя знания специальных норм, предусмотренных ПДД.

Так, правила обгона и опережения регулируются 11-м разделом Правил, остановка и стоянка – 12-м и т.д. Это является свидетельством важности и сложности таких режимов, и водитель должен быть к этому готов.

Проложить и можно с помощью онлайн сервисов.

Если вы еще не определились какой автомобиль покупать, то советуем эмблем автомобилей многих производителей.

Сколько нужно учиться на права с учетом последних программ подготовки водителей.

Может заинтересовать:


Уникальный автомобильный сканер Scan Tool Pro

Недавно в силу вступили изменения ПДД, касающиеся всех водителей без исключения. Автоинструкторы подчеркнули, что основные поправки связаны с правилами опережения и обгона.

Что такое обгон?

Согласитесь, что с такого расстояния объективно оценить ситуацию просто невозможно, но и спорить с инспектором себе дороже.

В этом случае вам выпишут протокол. Рекомендуется записать номер ТС, в нашем случае это трактор, который вы обогнали и даже записать его контактные данные, чтобы потом вызвать в суд в качестве свидетеля. Подобная история может случиться не только на трассе, но и в городе. По одной полосе вполне проедут два авто, и тот, который едет слева, выполняет опережение, но не выезжает на встречную полосу. Оформление правонарушения здесь (хотя вы его, по сути, не совершали) происходит по точно такой же схеме, как описано выше.

Видеоматериал о том, что может случиться при опережении:

Удачи на дорогах и будьте предельно внимательны!

В статье использовано изображение с сайта avtohod.ru

Под двойным обгоном понимается обгон сразу двух или более автомобилей по встречной полосе (без возвращения на свою полосу после обгона первого авто) либо обгон уже обгоняющего автомобиля, а под обгоном "паровозиком" или "гуськом" - когда Вы выезжаете на обгон за уже обгоняющим автомобилем (автомобилями), то есть на встречной полосе сразу две и более обгоняющих машины.




Обгон паровозиком

Разрешены ли двойной обгон и обгон паровозиком на 2019 год, выяснить совсем не сложно, хотя однозначного ответа в ПДД нет. Но мы расставим все точки в этом вопросе!

Какие правила обгона регламентируют правильный манёвр?

Вообще, за правила отвечает целый раздел ПДД. Там указывается обязательное условие безопасности обгона, его запрет при определённых условиях, а также правила поведения обгоняемого авто.

Правила обгона вполне самодостаточны, но наказание предусмотрено всё же не за обгон как таковой, а за выезд в нарушение ПДД на встречную полосу. То есть в принципе обгон обязательно включает в себя выезд на встречку, но вот выезд на встречку не обязательно должен быть обгоном, так как при последнем совершается опережение по встречной полосе других транспортных средств.

Двойной обгон: разрешён или запрещён?

Правила обгона содержат запреты и предписания совершения такого манёвра. Это значит, что если что-то не запрещено, то это разрешено. В частности, в ПДД 2019 года нет никакого запрета на выполнение двойного обгона - сразу нескольких автомобилей, будь их хоть два, хоть три, хоть 20 автомобилей.

Главное условие - водитель обязан убедиться, что такой манёвр будет безопасен для него и для других участников движения. Факт того, убедился он или не убедился, прецедентен, то есть если во время двойного обгона не случилось ДТП, то безопасен, если случилось - опасен, и водитель подлежит лишению прав или штрафу.

Если быть точнее, то по правилам обгона водитель обязан убедиться сразу в нескольких обстоятельствах:

  • встречная полоса свободна на достаточном расстоянии;
  • впереди нет сплошной, знака "Обгон запрещён" , пешеходного перехода , ж/д переезда, моста, путепровода, тоннеля или эстакады, конца подъёма, опасного поворота;
  • никто другой впереди и сзади уже не обгоняет его;
  • никто впереди не включил левый поворотник.

Это исчерпывающий список запретов обгона, в том числе двойного.

Разрешён или запрещён обгон паровозиком?

Как мы уже говорили выше, обгон паровозиком - это когда Вы и ещё один или более автомобилей одновременно друг за другом обгоняете другие машины. Но ещё есть понимание двойного обгона не как обгон сразу нескольких автомобилей без возвращения на свою полосу, но и обгон уже обгоняющего автомобиля, когда первый обгоняющий уже на встречной, а второй обгоняющий обгоняет первого, двигаясь далее на полосу дальше.

И вот такой манёвр уже запрещён. Но для кого запрещён обгон паровозиком "гуськом"? Как Вы уже наверняка догадались, для того, кто вторым или последующим выехал на обгон - то есть для того, кто такой обгон паровозиком и создал. Впрочем, если Вы выехали на обгон первым, а уже кто-то другой создал "паровозик" из обгоняющих, то Вам будет легко только при наличии видеорегистратора.

Конкретно обгон паровозиком запрещается пунктом 11.2 ПДД:

11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:

  • транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
  • следующее за ним транспортное средство начало обгон;

Видите, даже если инспектор ГИБДД видел, что Вы двигались при обгоне впереди, это ещё не значит, что он видел, что не Вы выехали на встречную полосу, когда кто-то другой уже производил обгон.

Есть в этом пункте и ещё один момент. Если быть точнее, то это недоработанность. Кроется она во фрагменте "...транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия... ". А теперь представьте себе дорогу в степи, где видимость впереди десяток-другой километров. По трактовке этого пункта правил обгона Вы не имеете право обгонять, если кто-то впереди даже в 10 километрах от Вас уже обгоняет какое-либо другое транспортное средство. Даже если встречного транспорта нет по всей зоны видимости впереди. Понятно, что данный пункт задумывался для того, чтобы запретить обгонять один и тот же автомобиль паровозиком, но тут и речи не идёт о двойном обгоне.

И поэтому инспектор ДПС, увидевший такую ситуацию, может спокойно подвести Вас под лишение. И, как показывает практика, суды при назачении наказания не учитывают тот факт, что ну всем понятно, что данный пункт задумывался для другого.

Итак, главные ответы на вопросы статьи: в 2019 году двойной обгон разрешён, а обгон паровозиком запрещён сразу двумя трактовками ПДД.

Какое наказание за нарушения правил обгона?

Помните, выше мы писали, что нет наказания за обгон, будь то запрещённый двойной обгон или обгон паровозиком, как таковой? Факт заключается в том, что практически при любом обгоне вменяют часть 4 статьи 12.15 КоАП, которая предусматривает штраф или лишение за выезд в нарушение правил обгона на встречную полосу. Есть также следующая часть этой статьи, предусматривающая ещё более строгое наказание за повторность такого нарушения.

За что наказание? Какая статья КоАП? Какое наказание?
За выезд в нарушение ПДД на встречную полосу 12.15, часть 4 Штраф 5000 рублей или лишение прав от 4 до 6 месяцев.
Повторное нарушение в виде выезда в нарушение ПДД на встречку 12.15, часть 5 Лишение прав на 1 год или штраф 5000 рублей, если было зафиксировано камерой автофиксации.
Объезд препятствия по встречной полосе 12.15, часть 3 Штраф от до 1500 рублей .

В некоторых случаях опытные водители не в состоянии четко понять, обгон и опережение в чем разница, что значат данные понятия .

С подобными сложностями часто сталкиваются опытные водители и тем более начинающие. Нередко отсутствие подобных знаний ведет к неожиданной встрече с инспекторами и к аварийным столкновениям.

Транспортное средство, как показывает практика, является источником повышенной опасности, потому водитель в процессе осуществления им соответствующего маневра должен четко понимать, что он делает – обгон или опережение.

Понятия обгона и опережения

Перед тем как изучить особенности и отличия обгона и опережения, необходимо выяснить, что обозначают данные понятия, то есть, что такое обгон и что такое опережение.

Опережение – это движение по трассе транспортного средства со скоростью, превышающей рядом едущие автомобили . Подобный маневр производится строго в границах своего положенного движения.

Обгон – определенная форма опережения одного, двух и более автомобилей с одновременным выездом на противоположную полосу и с обязательным возвращением на свою исходную полосу или часть проезжей части.

Обгон далеко не всегда является нарушением ПДД. Если дорожная разметка позволяет осуществлять данный процесс, если нет запрещающих обгон знаков, если обгон проводится по всем правилам, он не будет нарушением закона.

Разница между обгоном и опережением

Отвечая на популярный вопрос, в чем заключается разница и отличие между опережением и обгоном, можно отметить, что с точки зрения стандартного ПДД, это принципиально разные термины и действия. Вот чем отличается обгон от опережения по правилам ПДД.

Сразу стоит отметить, что обгон является более опасным маневром.

В этих случаях он напрямую связан не только с обычным опережением рядом перемещающихся автомобилей, но с такими сопутствующими процессами, как:

  • маневрирование влево;
  • выезд на стандартную встречку или на рядом идущую полосу;
  • последующее возвращение на исходную трассу.

К осуществлению стандартного обгона требуется относиться с особой внимательностью, так как в ПДД существует достаточно большое количество ограничений и запретов на совершение данного процесса.

Опережение – это движение, которое выполняется в границах принадлежащей водителю по правилам проезжей части.

При этом скорость движения превышает скоростные показатели рядом едущих транспортных средств.

В данном случае не предусмотрен выезд на рядом идущую встречную полосу, соответственно нет возвращения автомобиля на ранее занимаемую им дорожную полосу и сторону.

Порядок действий при совершении обгона или опережения – это не единственное отличие данных операций. Одним из основных отличий обгона от опережения является то, что второе можно осуществлять, как с левой стороны, так и справа.

Кроме того, обгон, как маневр, самым строгим образом ограничен ПДД, более того, запрещен в большинстве ситуаций. Для опережения подобных ограничений не существует. Водители имеют право совершать его в какой угодно ситуации.

Исключением может являться только очень плотное движение, когда все полосы на трассе заняты средствами передвижения.

Видео: ПДД 2019. Тема: Обгон, опережение, встречный разъезд простыми словами

В качестве заключения можно отметить, какие существуют наказания за не неправильный обгон.

Точно прописанных санкций за неправильно осуществленный обгон современный административный кодекс не предусматривает. При этом не нужно забывать о том, что выполнение автомобильного обгона может сопровождаться стандартным выездом на полосу идущего навстречу движения.

В 2019 году для наказания водителя задействуется статья 12.15 ч. 4. В зависимости от сложности нарушения водителю может быть назначен штраф, достигающий 5000 рублей . Также это может быть лишение человека водительского удостоверения примерно на 4-6 месяцев.

Заключение

Подводя итоги, можно отметить, что ПДД не нужно рассматривать частями. Изучение установленных правил подобным образом возможно, но, чтобы полностью понять свод условий, потребуется комплексно соблюдать все требования.