Кто создал сборочную линию в промышленности. Создание конвейера форда. Текущие проекты «Фабрики мысли»

К сожалению, как среди теоретиков, так и практиков нет единства мнений по поводу характеристики современного российского общества. Подходы к определению содержания нашего общества чрезвычайно разнообразны.

Наше общество - чрезвычайно сложное и противоречивое образование. Оно не является «застывшим», в нем идут интенсивные как открытые, так и латентные изменения. К сожалению, современные исследования социально-экономических и гуманитарных наук таковы, что в них ученые чаще всего «скользят» по поверхности социальных явлений, не подвергая анализу скрытые явления. Вторая причина слабого знания современного российского общества связана с тем, что наше общество развивается не автономно, оно «вплетено» в общемировые процессы. Они также слабо изучены, и как следствие нет научно обоснованного представления перспектив развития человеческой цивилизации.

Названные пробелы теоретической науки отчетливо проявились в период нынешнего финансового кризиса. Так, среди отечественных исследователей и политиков нет единства мнений даже по такому, на первый взгляд простому, вопросу, как: завершился ли переходный период в нашем обществе?

Здесь можно выделить две основные точки зрения. Суть первой была раскрыта Е.Гайдаром. По его мнению, «переходный период» - это «период социалистической рецессии, падения ВВП, дезорганизации хозяйственных связей, финансового кризиса, финансовой стабилизации, начала восстановительного роста, запуска тех мощностей, которые были созданы при социализме».

С такой трактовкой переходного периода никак нельзя согласиться. Это крайне примитивный подход к анализу современного состояния российского общества и перспектив его развития. Хорошо известно, что в советском обществе тоже шла борьба с «пережитками» прошлого, т.е. капиталистическими, которые считались главным тормозом в построении коммунизма. Аналогично поступают представители сегодняшнего российского ортодоксального либерализма, ведя борьбу с пережитками социализма и не ставя вопроса о том, в какой степени эти «пережитки» сами по себе являются необходимым и неизбежным элементом постсоветского капитализма, цивилизованного общества.

Известный американский социолог и экономист И. Валлерстайн справедливо подмечает, что на смену ортодоксальному марксизму пришел ортодоксальный либерализм. Вторая точка зрения на переходный период в нашей стране состоит в том, что он еще далек от завершения. Сторонников данной точки зрения несравненно больше, чем тех, кто стоит на иной позиции.

Переход от одной модели социального развития к другой - это сложный и противоречивый процесс, и он не может быть сведен только к экономике, политике, социальной сфере, какую бы значимость для общества эти сферы не имели. Основное содержание переходного периода, по моему мнению, это системный кризис общества. И такое положение характерно в целом для современного человечества, развитых и неразвитых стран.

Следовательно, проблемы переходного периода в современной России не есть только российские проблемы, тем более они не сводимы к «пережиткам» советского общества, многие из них связаны с общемировыми тенденциями и проблемами.

Но, конечно, есть и собственные проблемы, тормозящие переход нашего общества на качественно новый уровень развития. Нужно признать, что в нашей стране пока успешно не решена ни одна заявленная реформа. Все находятся в процессе непрерывной «доработки», а то и полной «переработки». По некоторым реформам процесс явно затягивается на очень неопределенное время.

Думается, что такая ситуация в стране дала основание Президенту РФ Д.Медведеву в Послании Федеральному собранию РФ (ноябрь, 2009 г.) достаточно точно определить наше общество как “архаическое”.

В контексте общего вопроса интерес представляет частный, но чрезвычайно важный вопрос, а именно: о социальной структуре современного российского общества.

Социальная структура общества - это упорядоченная совокупность различных по положению в обществе взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и общностей. К общностям относятся самые различные с учетом масштабов, устойчивости и сплоченности совокупности людей, объединенных процессом взаимодействия. Социальная группа, в узком смысле - одна из разновидностей социальной общности. В современном обществе существуют сотни групп, слоев и классов. Они занимают разное место в социуме и оказывают на него неодинаковое влияние.

Важность изучения социальной структуры объясняется рядом причин, но прежде всего тем, что она является своеобразным зеркалом, отражающим не только общее состояние социума, но и его основные проблемы и противоречия.

Сложность изучения социальной структуры современного российского общества состоит прежде всего, в том, что общество, как было установлено ранее, находится в переходном состоянии. Многие проблемы и тенденции его развития еще далеко не так очевидны и бесспорны.

В социальной структуре российского общества уже сейчас можно выделить целый ряд достаточно устойчивых проблем и тенденций. Одна из таких тенденций в развитии социальной структуры современного российского общества - ее усложнение. В социуме возникают все более подвижные, многообразные социальные группы и слои, все в большей степени перекрещивающиеся, взаимодействующие. Одновременно идет исчезновение старых и появление новых социальных групп и слоев. Основное влияние на этот процесс оказывают социально-экономические и политические трансформации в обществе.

Нынешняя социальная структура российского общества крайне затратная, не соответствующая задачам, нацеленным на инновационное развитие экономики и социальной сферы. В стране чрезмерно раздут управленческий аппарат. Государственных чиновников у нас больше, чем в советское время. В 2008 г. государственных и муниципальных чиновников насчитывалось 2 060 234 человек.

Всякие разумные пределы превысил в нашей стране и административный аппарат милиции. Ни одна даже самая развитая страна в мире не может позволить себе содержать такую армию полицейских - таково мнение начальника штаба регионального ГУВД генерал- майора А.Первухина. « РУВД превратилось в «монстров», где на одного работающего с населением приходится с десяток начальников».

О наличии существенных проблем в социальной структуре общества свидетельствует и наличие большой армии охранных структур (ЧОПов). Их сегодня более 27 тыс. В них работает почти 800 тыс. сотрудников. При этом налицо тенденция к их активному увеличению: ежегодно прирост численности составляет 1520%. Сотрудники этих ЧОПов, как правило, молодежь, в хорошей физической форме, нередко имеющая среднее специальное или даже высшее образование. И еще один показатель неблагополучного состояния социальной структуры и кадрового потенциала нашего общества: за последние 16 лет - с 1992 по 2007 - в стране осуждено свыше 15 млн. чел. Это больше чем каждый десятый во всем населении страны. И эта тенденция продолжает сохраняться. Наше общество незаметно для себя наращивает скрытый криминальный потенциал. Каждый год его подпитывает 300-тысячная армия недавних арестантов, многие из которых приходят на волю с устойчивыми уголовными привычками. Понятно, что это не может не влиять негативно на общество, сдерживать его развитие.

Положение с человеческим потенциалом усугубляет демографическая проблема. По мнению многих известных ученых и политиков, ее наличие таит самую большую опасность для нашего общества. Так, по данным ООН к 2050 г. население России сократится на 50 млн. По продолжительности жизни Россия находится на 119-м месте в мире.

С сокращением численности населения неизбежно будет расти нагрузка на молодежь и пенсионеров. Именно молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, и на нее ляжет большая часть социального обеспечения нетрудоспособной части населения (коэффициент демографической нагрузки - количество нетрудоспособных на 1000 чел. трудоспособного населения - с 2005 до 2016 г. вырастает на 20 % и составит 709 чел.). В соответствии с этим прогнозом от молодежи требуется значительно большая вовлеченность в жизнь общества, чем та, что мы наблюдаем сейчас. А тенденция пока такова, что за последние 10 лет, по расчетам специалистов, число работающих пенсионеров увеличилось на 13 %. Если раньше трудилась треть российских пенсионеров, то в настоящее время - 40%. 90% россиян после выхода на пенсию работают еще три года, 60% - еще 6 лет. Таким образом, пенсионный возраст для большей части мужчин наступает в 58-61 год и в 63-66 лет - для женщин. В настоящее время в стране пенсионеров 37 млн.

На состояние демографии отрицательное влияние оказывают многие широко распространенные негативные явления в нашем обществе. К их числу относятся алкоголизм, табакокурение, наркомания и др.

Если верить статистике, то в стране ежегодно умирает только от суррогатного алкоголя больше 35 тыс. чел. На дорогах в авариях гибнет столько же, столько же погибает от рук преступников, 30 тыс. людей бесследно исчезает. Не исключено, что из числа пропавших без вести большинство убиты. К этим потерям надо еще добавить и гибель людей при пожарах. В среднем по 34 чел. в стране гибнет за сутки при пожарах.

Смертность от алкогольной кардимиопатии в России в 100 с лишним раз больше, чем в США или во Франции, и даже в Финляндии (с северным типом потребления алкоголя) смертность примерно в 10 раз ниже, чем в России. Уровень смертности от отравлений алкоголем в России вообще кажется несравнимым с уровнем США и Франции, а в Финляндии она ниже всего в 3,5 раза. Огромный урон социальной структуре и обществу в целом наносит употребление людьми наркотиков. Количество таких больных колеблется по разным источников от 2 до 5 млн.

За пять лет за незаконный оборот наркотиков в тюрьме оказалось полмиллиона человек.

В стране, как свидетельствуют специалисты, сформировался гигантский спрос на наркотики. При этом только 10 % излечиваются от наркомании.

Огромны потери от суицидов. Их численность растет - за последние десять лет в полтора раза.

Справедливости ради следует отметить, что в демографии в последние год-два появилось два положительных факта: во-первых, в 2008 г. родилось на 107 тыс. детей больше, чем в 2007г.; во-вторых, снизилась фактически до европейского уровня младенческая смертность - до 8,5 на 1000 родившихся в 2008 г. Однако до 40 % родившихся детей уже имеют различные расстройства здоровья. В результате среди детей насчитывается почти полмиллиона инвалидов. А среди всего населения таковых уже более 13, 5 млн.

К этим проблемам необходимо еще добавить и кризис семьи, проявляющийся в самых различных формах и имеющий разные последствия, в том числе бесправное положение значительного числа детей и подростков, прогрессирующая их вовлеченность в асоциальные процессы. Количество разводов в России растет, выводя нас в этой общемировой тенденции на первые позиции. Так, по данным Нью-Йоркского института семьи и брака, на 10 браков в Германии приходится 3 развода, в США - 5, в России же - 6. Это, естественно, без учета распавшихся гражданских браков. По данным Федеральной службы государственной статистики, только в 2008 г. в стране был заключен 1 млн. 179 000 браков, а разводов зарегистрировано 703 412. Следствием этой безрадостной статистики становится другая, еще более мрачная: количество детей, ежегодно остающихся без одного из родителей по причине их развода, по разным упоминаемым в СМИ данным, - от 500 тыс. до 1 млн. Более 10 млн. российских детей уже живут в неполных семьях.

Важнейшей характеристикой социальной структуры, ее содержанием, служит социальная стратификация. Под последней понимается иерархическое расположение социальных групп в обществе в зависимости от дохода и уровня заработной платы.

В мировой и отечественной практике для оценки состояния социальной стратификации общества введен так называемый «децильный коэффициент» - соотношение в доходах 10 % самых богатых и 10 % самых бедных. В развитых странах внимательно следят за этим коэффициентом и не допускают большого разрыва в доходах различных категорий населения.

Децильный коэффициент в нашей стране по официальным данным за последние годы практически не изменяется и остается достаточно высоким -1 к 17. Это крайне опасно для общества и власти. Для сравнения: в Швеции доходы 10 % самых богатых превышают доходы 10 % самых бедных в 4 раза, в Европе - не более чем в 6-7 раз, в США - в 9.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года поставлена задача - снижение дифференциации населения по уровню доходов (с 16,8 раз в 2007 г. до 12 раз в 2020 г.).

Негативной тенденцией в развитии социальной структуры и стратификации современного общества является усиливающийся процесс маргинализации населения.

Маргинальность означает позицию на окраине социальной структуры, промежуточное положение по отношению к основным элементам. Маргинал - человек, находящийся на краю социальной структуры общества, лишенный полноправного духовного наследства, не адаптировавшийся к другой культуре, потерявший естественный стиль поведения, болезненно ощущающий неполноценность своего статуса, без четких ценностно-нормативных установок и ориентиров, с агрессивным поведением.

Маргинализация - процесс увеличения численности маргиналов в обществе. В узком смысле маргиналы - это часть населения, не участвующая в трудовом процессе, не выполняющая общественных функций. В расширительной трактовке основными проявлениями маргинальности являются: потеря объективной принадлежности индивидуума к конкретной общности без последующего вхождения в иную общность; потеря индивидом субъективной идентификации с определенной группой. Ученые и политики констатируют рост маргинализации в российском обществе. Это крайне опасный процесс. Он препятствует выводу страны на новый уровень развития.

Основными причинами маргинализации российского общества являются несистемное, некомплексное реформирование общественных отношений, ломка старых структур и отставание в создании новых; формирующаяся экономическая система не может дать работу всем желающим; социально-психологические и физиологические особенности людей, осложняющие адаптацию к новым условиям экономической, политической и социокультурной жизни.

В качестве одной из важнейших задач российская власть ставит увеличение численности среднего класса. Известно, что в развитых странах он составляет, у нас, по оценкам Всероссийского центра уровня жизни, средний класс в 2007 г. составлял порядка 13, 5 млн. чел., т.е. около 10 %.

Исторический термин «средний класс» или «средний слой» возник довольно давно. К.Маркс и Ф.Энгельс под ним понимали антиреволюционный класс, играющий роль сдерживающего фактора революции.

Большинство современных исследователей и политиков полагают, что средний класс в обществе выполняет важные социальные функции. Главной среди них является обеспечение стабильности в обществе.

К среднему классу обычно относят:

    научных и инженерно-технических работников;

    управленческий, административный персонал, не занимающий высоких постов;

    интеллигенцию;

    городских и сельских местных собственников;

    рабочих высокой квалификации;

    работников сферы обслуживания и др.

Выделим основные черты среднего класса в различных сферах.

Экономическая сфера. В ней средний класс экономически независим от государства, имеет высокий материальный уровень жизни, свободно распоряжается своей собственностью: как материальной, так и интеллектуальной.

Политическая сфера. Средний класс - противник бюрократизации общества, идей ультраправых консервативных кругов, люмпенства; радикальных изменений. Таким образом, средний класс занимает центристские позиции, заинтересован в стабильности и устойчивости общества.

Социальная сфера. Средний класс выступает за более справедливое распределение духовных и материальных благ.

Духовная сфера. Для среднего класса характерен высокий уровень образования, культуры, развитое чувство гражданской активности и ответственности.

В оценке качественных характеристик, структуры среднего класса нет единства. Одни считают, что к нему можно отнести тех, у кого уровень дохода позволяет иметь благоустроенное жилище, легковой автомобиль и полный набор бытовой техники. Другие утверждают, что к среднему классу можно отнести всех граждан, имеющих личный автомобиль. Точнее будет, если использовать комплекс показателей. К числу таких показателей можно отнести:

    уровень благосостояния, уровень дохода;

    возможность использовать высокотехнологические предметы быта и услуг;

    уровень образования и культуры, который позволяет выполнять высококвалифицированную работу или руководить какими-либо предприятиями, организациями;

    стремление к экономической самостоятельности, наращиванию капитала;

    индивидуальное развитие и совершенствование.

Исторически «традиционные» средние слои за годы существования советской власти исчезли, их нужно восстанавливать заново. А «новые» средние слои не похожи на средние слои развитых стран мира. Для формирования среднего слоя в России пока нет необходимых условий. У значительной части наших людей нет чувства уверенности в завтрашнем дне. Исследования показывают, что сегодня средний период планирования жизни у россиян - от трех месяцев до полугода. Это серьезный недостаток в развитии общества.

ЛЕКЦИЯ 1

ЭТАПЫ И МЕРОПРИЯТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПО ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНОЙ КОНВЕНЦИИ МАРПОЛ 73/78 ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА МОРЕ.

План лекции

    Характеристика современного общества.

    Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

    Отрицательное воздействие судов на окружающую среду.

    Международная конвенция Марпол 73/78

Основные теоретические положения

1. Характеристика современного общества.

Современное общество характеризуется как общество, которому свойственно накопление и потребление, причем независимо от общественно-политического, этического и государственного уклада. Это является одним из наиболее очевидных и негативным отличием от общества устойчивого развития. Это противоречит принципу экологии и взаимодействия человека с окружающей его природной средой. Отсюда как следствие нарушения основополагающего принципа экологии возникшие в последнее время катаклизмы и проблемы:

Дефицит кислорода и питьевой воды;

Деградация озонового слоя;

Создание условий «парникового эффекта»;

Загрязнение окружающей среды химическими, физическими, биологическими и радиоактивными загрязнителями;

Интенсивное исчерпывание невозобновимых источников энергии, что приведет к энергетическому кризису и военно-политическим конфликтам;

Сокращение площадей лесных массивов, плодородных земель;

-«кислотные» дожди;

Демографический взрыв популяции человечества;

Снижение уровня иммунной системы человека, возникновение новых заболеваний, против которых еще не найдены рациональные пути их локализации, лечения.

Чтобы остановить этот процесс, подписаны международные соглашения, а во многих странах разработаны также и государственные постановления, направленные на предотвращение загрязнения морей.

Предотвращение загрязнения водоемов судовыми отходами – важная составная часть общей проблемы охраны окружающей среды. При эксплуатации судов происходит загрязнение сточными водами, сухим мусором, пищевыми отходами, а также нефтепродуктами при аварийных разливах, зачистке танков и т.п. Наиболее неблагоприятная обстановка складывается в местах скопления судов, например, в портах.

Наряду с этим большой вред окружающей среде наносят отработавшие газы дизелей, в которых содержатся сажа и компоненты неполного сгорания топлива.

Большое внимание уделяется предотвращению и ликвидации разливов нефтепродуктов с судов, специальным техническим средствам удаления их с водной поверхности. Все более острой становится проблема – снижение вредных выбросов с отработавшими газами энергоустановок.

2. Задачи дисциплины «Основы экологии и охраны окружающей среды».

Экология – это наука, которая старается получить ответы на вопросы взаимодействия живой и неживой природы. Греческое слово ойкос означает дом, жилище, а логос – слово, учение.

Экология – это изучение живых организмов в их собственном «жилище», или окружающей среде, включающей в себя все действующие на организм внешние условия и факторы, как живые (биотические), так и неживые (абиотические). Ученые изучают разные взаимодействия, исследуя различные экосистемы: леса, пустыни, степи, реки, озера, океаны или любой другой набор организмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их абиотической средой.

Экологическая система – это система, состоящая из живых и неживых элементов среды, между которыми имеет место обмен веществом, энергией и информацией (экологическая система Европы, страны, области, района, предприятия).

Основополагающим объектом изучения экологии является взаимодействие пяти уровней организации материи: 1) живые организмы; 2) популяции; 3) сообщества; 4) экосистемы; 5) экосфера.

1. Живой организм – это любая форма жизнедеятельности. Существует от трех до 20 категорий живых организмов. Для упрощения их подразделяют на три категории:

Растения;

Животные;

Деструкторы-редуценты (размеры варьируются от микроскопических размеров бактерий до грибков).

2. Популяция – это группа организмов одного вида (все окуни в пруду, население в отдельной стране или население Земли в целом).

3. Сообщества (вид) – совокупность популяций особей, представители которых фактически или потенциально скрещиваются друг с другом в естественных условиях. В мире существует от 3 до 30 млн. видов живых организмов. Каждый организм или популяция имеет свое местообитание: местность. Когда несколько популяций различных видов живых организмов живут в одном месте и взаимодействуют друг с другом, они создают так называемое сообщество, или биологическое сообщество.

4. Экосистемы – это взаимосвязь сообществ с химическими и физическими факторами, создающими неживую окружающую среду. Это вечно меняющаяся (динамическая) сеть биологических, химических и физических взаимодействий, которые поддерживают жизнеспособность сообществ и помогают им приспосабливаться к изменениям условий окружающей среды.

5. Экосфера включает в себя все экосистемы Земли.

Планетарная совокупность живых и мертвых организмов, взаимодействующих друг с другом и с неживой средой (энергией и химическими веществами) называется экосферой.

Целью изучение экологии является: 1 - формирование умения понимать, анализировать и действовать в различных экологических системах; 2 – индивидуальная информированность и на этой1 основе способность принимать уверенные и эффективные решения.

Задачи дисциплины «экология» являются изучить:

Основные источники загрязнения атмосферного воздуха, водного бассейна и литосферы;

Пути совершенствования технологических процессов, оборудования, аппаратов и машин, снижающие отрицательные влияния на окружающую природную среду;

Технологию и оборудование очистки, утилизации промышленных отходов;

Принципы предотвращения загрязнения окружающей среды от объектов водного транспорта и судов.

Круговорот химических веществ в природе;

Этапы развития жизни на Земле;

Концепцию устойчивого развития общества.

История развития экологических проблем. Этапы развития жизни на Земле.

Возраст планеты составляет 9-12 млрд. лет.

В развитии жизни на Земле выделяют три основных периода:

Добиологический;

Возникновение биосферы;

Формирование ноосферы.

Добиологический период охватывает от возникновения Земли до появления на ней жизни, т.е. мельчайшие микроорганизмы существовали за счет органического вещества, синтезированного в абиотических условиях. В это время атмосфера Земли содержала, и другие ядовитые газы. Свободный кислород в атмосфере практически отсутствовал. Однако благодаря ультрафиолетовому излучению стали возможны химические реакции, которые привели к образованию сложных органических молекул – аминокислот. Они в свою очередь послужили материалом для построения простейших живых организмов. Увеличение содержания кислорода за счет абиотических процессов и наличие ультрафиолетового излучения дало толчок к образованию вокруг планеты защитного озонового слоя. Это обеспечивало надежную защиту живых организмов от губительного действия ультрафиолетовых лучей Солнца.

При накоплении кислорода в атмосфере до 3% появились первые многоклеточные микроорганизмы. Это было примерно 600 млн. лет назад.

В дальнейшем при развитии растительности обеспечило выделение большого количества кислорода и питательных веществ, что в свою очередь обеспечило эволюцию животных. Живые организмы в процессе своей жизнедеятельности преобразовали часть недр и поверхностный слой суши, изменили качественный и количественный состав водного и воздушного бассейнов.

Второй этап развития характеризуется возникновением биосферы – сферы жизни. За длительный период времени организмы в процессе своей жизнедеятельности значительно изменили круговорот веществ, природные процессы, а также обеспечили появление новых направлений круговорота веществ. Изменилась энергетика план6еты, а также состав ее околоповерхностной части. Процесс эволюции живых организмов привел к появлению высшего биологического вида – человека.

Третий этап характеризуется появлением человека. В это время идет формирование ноосферы – сферы разума. В этом периоде развития планеты выделяют ряд этапов, отличающихся характером взаимодействия общества и природы.

На первом этапе продукты, создаваемые природой, присваивались людбми при помощи созданных им средств труда. Основной источник энергии в этот период – мускульная сила человека. В этот период человек целиком зависел от природы, его поведение и сознание можно характеризовать как единство общества и природы.

На втором этапе основным способом получения средств существования стало земледелие и скотоводство. На этом этапе развития общество в значительной степени зависело от климатических и других природных условий, и человек не противопоставлял себя природе, считая ее неотъемлемой частью, а поведение и сознание людей этого периода можно характеризовать как взаимодействие с природой.

Третий этап характеризуется переходом от аграрной экономики к индустриальной. Отличительной особенностью этого периода является то, что общество и природа представляются как две самостоятельно существующие стороны, противостоящие друг другу и развивающиеся обособленно друг от друга.

История развития общества показывает, что его взаимодействие с природой может привести к возникновению экологических кризисов, которые до настоящего времени носили локальный характер. История развития общества свидетельствует, что технический прогресс приводит к увеличению интенсивности вредного воздействия на окружающую среду. При этом с переходом на более высокий уровень развития общества всегда создавались предпосылки для возникновения более тяжелых экологических кризисов.

Развитие цивилизации уменьшает зависимость людей от стихийных сил природы. Но, воздействуя на природу, общество создало новую вторичную окружающую среду – техносферу.

В связи с глобальным загрязнением природной среды возникает еще одна важная проблема – адаптация живых организмов к новым условиям. В отличие от процесса изменения качества природной среды, которое происходит в результате антропогенной деятельности человека, эволюция живых организмов и человека – процесс очень медленный.

Современное общество - сложная система разнородных элементов: в нем сосуществуют сообщества традиционного типа и постиндустриального, развитые страны и развивающиеся, авторитарные режимы и демократические, различные культурные и религиозные практики, несовместимые стили жизни и формы государственного устройства и т.д.

Как говорилось выше, общество является открытой системой (оно взаимодействует с внешней средой - природой) и динамичной (оно исторически изменчиво). В соответствии с этим основными факторами многообразия, которое мы наблюдаем в современном мире, являются природные и исторические условия.

Природа - климат, географическое положение страны, присутствие в ней полезных ископаемых и их количество, соотношение пустынь и плодородных земель, наличие больших рек, выхода к морю и т.д. - влияет на различные стороны жизни общества, особенно на экономическую сферу. Эти и подобные им объективные условия в свое время стали основанием для формирования различных хозяйственных и культурных практик, ускорили темпы развития в одних регионах и замедлили в других.

История развития, особая у каждого народа, каждого государства, наложила отпечаток на культуру, политику и т.д. Каждое государство находится на определенном этапе развития: население одних стран живет традиционным укладом, других - индустриальным, а некоторые совершают переход к информационному этапу развития.

Несмотря на многообразие элементов современного мира, все они тесно связаны между собой, причем со временем эта связь становится все теснее. Назовем факторы этой целостности.

Развитие массовых коммуникаций является важнейшим фактором. Люди стали гораздо ближе друг другу, и пространство общения сжалось: в плане коммуникаций мы все ближе к «глобальной деревне», о которой писал Х.М. Маклюэн. Мы почти мгновенно узнаем о новостях в других регионах и можем общаться с людьми в любой части планеты при помощи Интернета и т.д.

Развитие транспортных коммуникаций позволило сжать в часы то, на что раньше уходили месяцы, и мы стали ближе друг к другу не только виртуально - поезда, автомобили, самолеты значительно изменили временные масштабы передвижений по миру.

Оптимизация производственного процесса стала следствием относительной легкости транспортирования. Специализация разных стран на определенных производственных операциях привела к удешевлению товаров.

Однако экономическое развитие стало значительной нагрузкой на природу. Загрязнение воздуха и воды перешагнуло национальные границы. Появление глобальных проблем, частью которых является проблема охраны природы, - также показатель (но негативный) целостности мира.

В связи с бурным развитием коммуникаций процессы мировой интеграции ускоряются. Процесс системной интеграции и унификации в обществе называется глобализацией. Глобализация происходит во всех сферах общественной жизни, но прежде всего в экономике и культуре. В экономике она выражается в деятельности крупных транснациональных корпораций и наднациональных финансовых институтов (таких, как Всемирная торговая организация), системе международной торговли, мировом разделении труда (когда разные страны специализируются на производстве определенных товаров и услуг), свободном движении капитала и т.д. Культурная глобализация выражается в сближении культур. Например,в различных странах сейчас читают в основном одни и те же книги и смотрят одни и те же фильмы. Французский философ Жан Франсуа Лиотар (1924-1998) описывал современную культуру так:

Мы слушаем регги. Смотрим вестерн, обедаем в Макдональдс, а вечером пользуемся услугами местной кухни; в Токио душатся по-парижски, в Гонконге одеваются в стиле ретро; знание есть то, о чем задаются вопросами в телевизионных играх .

Глобализация делает страны ближе друг к другу, стимулирует экономику, упрощает процесс культурного взаимопонимания. Однако у нее есть и минусы. Самым очевидным негативным следствием глобализации является обострение глобальных проблем. С экономической специализацией связан растущий разрыв между богатыми странами и бедными, а также увеличение чувствительности национальных экономик к кризисам в разных странах. Однако чаще всего глобализацию обвиняют в навязывании унифицированных стандартов - стандартов потребления (одинаковые товары) или стандартов массовой культуры - одинаковые фильмы, музыка и т.д. Унификацию культур называют угрозой национальным традициям, исчезающим под натиском массовой культуры.

Антиглобализмом называется движение против глобализации. Антиглобалисты критикуют социальную несправедливость, однополярный мир, вестернизацию, экономический диктат транснациональных корпораций и т.д. Однако представляется маловероятным, что процессы глобализации могут быть остановлены или обращены вспять. Мир входит в постиндустриальный этап развития, где глобализация неизбежна. Но в этих условиях необходимо сохранить себя, свое культурное своеобразие.

Многообразие культур - важный фактор стабильности общества. По функциональности его можно сравнить с биоразнообразием. Вообразим лес из одинаковых деревьев, например кленов. Любая болезнь, поражающая клены, быстро распространится и уничтожит весь лес. Но если в лесу растут деревья разных видов, он устоит даже тогда, когда некоторые клены будут уничтожены. То же можно сказать о культурах: чем больше культур, тем устойчивее общество.

В середине XX в. общество впервые осознало, что существование человечества и жизнь человека как биологического вида чрезвычайно хрупки и уязвимы. Человек оказался в уникальной, абсолютно новой для себя ситуации. Научные обоснования этой уязвимости во второй половине XX в. были представлены Римским клубом - международной организацией, объединившей экологов, математиков, социологов и других ученых разных стран. В работах Клуба было конкретизировано понятие «глобальная проблема». Это проблема, которая: (1) угрожает самому существованию человека в будущем; (2) затрагивает интересы всех стран и народов мира, человечества в целом, а не отдельных его представителей или групп; (3) может быть решена только в результате коллективных действий всех народов; (4) требует неотложных действий от межправительственных организаций, правительств, отдельных людей.

К глобальным проблемам отнесены: о экологический кризис; о угроза мировой войны; о терроризм;

о демографический кризис (перенаселение или сокращение населения);

о проблема «Север-Юг» (разрыв между богатыми и развивающимися странами); о голод и опасные болезни; о наращивание оружия массового поражения; о сокращение пищевых и водных ресурсов;

о использование космоса в военных целях; о стихийные бедствия и техногенные катастрофы; о сохранение человека как биологического вида.

Для примера рассмотрим первые четыре проблемы и меры, предлагаемые для их решения.

Сущность экологической проблемы состоит в углубляющемся разрыве между экономической деятельностью человека и равновесием среды его обитания. Формами проявления экологического кризиса выступают: нарушение органической связи человека с природой; загрязнение воды, почвы и атмосферы Земли; изменение климата на планете; истончение защитных слоев атмосферы; истощение жизненно важных для человека ресурсов; уменьшение биоразнообразия; сокращение площадей лесов и плодородных земель; загрязнение космического пространства и т.д.

Для борьбы с экологическим кризисом Организация Объединенных Наций предложила перейти к принципам устойчивого развития - «развития с учетом потребностей современников, но без угрозы для удовлетворения нужд грядущих поколений» . Основными принципами этой стратегии являются: сокращение потребления невосполнимых ресурсов; уменьшение количества отходов и их вторичное использование; минимизация загрязнений; рационализация потребления энергии и потребностей в целом; поддержка биоразнообразия, посадка лесов, восстановление земель; соблюдение предосторожности при вмешательстве в природу и т.п.

Война сопровождала человечество на всем протяжении его истории: конфликты различных масштабов проходили в том или ином регионе планеты почти постоянно. В XX в. в две мировые войны были вовлечены многие страны мира; число жертв в этих войнах было значительно больше, чем во всех предшествующих конфликтах. Такие грандиозные масштабы стали основной причиной превращения войны из локальной проблемы в глобальную. Второй важной причиной глобализации проблемы стало создание ядерного вооружения, биологического и химического оружия; еще более масштабными могут стать последствия использования космоса в военных целях.

Условия выживания человечества в будущем - разоружение, развитие межгосударственного диалога и сотрудничества и создание мира без войн.

Терроризм можно определить как противозаконные публичные действия, направленные на устрашение населения ради достижения политических целей. Превращению терроризма в глобальную проблему способствовали факторы, оформившиеся к началу XXI в. Уязвимость человека возросла из-за усложнения технологической среды его жизнедеятельности; сформировалась глобальная информационная среда для превращения терактов в резонансные публичные акции устрашения (без которых терроризм не имеет смысла). Наконец, в последние десятилетия резко увеличилась пропасть между Севером и Югом, а бедность и малообразованность всегда служила питательной средой для идеологии фундаментализма.

С терроризмом - показателем кризисного состояния в различных сферах современного общества - справиться смогут только меры, направленные на оздоровление ситуации в конкретных областях жизни (культурных, религиозных, экономических, политических и т.д.). Например, ликвидация бедности в развивающихся регионах планеты способна значительно ослабить питательную среду для развития идей терроризма.

Демографическая проблема связана с быстрым ростом населения в некоторых регионах, что может привести к непосильной нагрузке на ресурсы планеты. В то же время в ряде стран наблюдается сокращение населения, что создает угрозу их национальным интересам в будущем.

Решение демографической проблемы подразумевает комплексные меры по регуляции рождаемости и повышению качества жизни, которые в итоге должны привести к стабилизации населения планеты.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ

  • 1. Современное общество - сложная система разнородных элементов, характеризующаяся одновременно единством и многообразием.
  • 2. Глобализацией называют процесс интеграции и унификации в обществе.
  • 3. Глобальными называют серьезные, неотложные проблемы, затрагивающие интересы всего человечества и разрешимые только в результате коллективных действий всех государств мира.

ВОПРОСЫ

  • 1. Назовите основные факторы единства и многообразия современного мира. Как проявляются единство и многообразие в экономической, политической, социальной и культурной сферах общественной жизни?
  • 2. В чем состоит сущность глобализации? Каковы ее положительные и отрицательные стороны? Назовите примеры проявления глобализации в современном мире.
  • 3. Какие современные проблемы можно назвать глобальными? Какие меры предлагаются для их решения?
  • Лиотар Ж. Ф. Ответ на вопрос «Что такое постмодерн?» // Ежегодник лаборатории постнеклассических исследований ИФ РАН. М.,1994. С. 314.
  • Наше общее будущее: Доклад Международной комиссии по окружающейсреде и развитию. М., 1989. С. 51.

Последствия процесса глобализации.

J Позитивные:

Ø стимулирующее влияние на экономику: появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле;

Ø возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду;

Ø снижение издержек производства;

Ø появление возможностей для дальнейшего развития производства;

Ø рост прибыли;

Ø концентрация усилий на разработке новых передовых технологий;

Ø плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;

Ø сближение государств;

Ø стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;

Ø возникновение социокультурного единства человечества.

L Негативные:

Ø насаждение единого стандарта потребления;

Ø создание препятствий для развития отечественного производства;

Ø игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;

Ø навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;

Ø оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;

Ø утрата каких-то специфических черт национальных культур.

По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:

ü Единство человечества - только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

ü Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

ü Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.

Основные факторы единства современного человечества и их последствия:

Ø изменение средств коммуникации - в единый информационный поток соединились практически все уголки и регионы планеты;

Ø изменение транспорта - быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения;

Ø характер современной техники - реальна угроза уничтожения всего человечества;

Ø экономика - производство, рынки стали действительно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества;

Ø глобальные проблемы - их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое - как биологический вид, но и социальное - объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное - поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.

Социальный институт (от лат. institutum – установление, учреждение) – одно из главных понятий в социологии. Существует немало его определений и трактовок. В российском энциклопедическом социологическом словаре социальные институты определяются как относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Известный американский социолог Н. Смелзер (чье учебное пособие по социологии завоевало особую популярность в России) определяет социальный институт как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. Нередко социальный институт трактуется и как устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих наиболее важные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов.

При всех различиях подобные определения объединяет понимание социального института как специфического социального образования, призванного обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества. Благодаря социальным институтам в обществе достигается стабильность, предсказуемость поведения людей, устойчивость их социальных связей.

Социальный институт представляет собой сложную общественную конструкцию , в основе которой лежат нормативные связи, предписывающие определенные стандарты и типы поведения. Поэтому, с одной стороны, социальный институт – это совокупность лиц, учреждений, осуществляющих конкретную функцию (семья, религия, политика, образование, наука, государство), а с другой – система норм и ценностей, гарантирующих сходное поведение людей, согласование их интересов. Именно в социальном институте содержатся самые общие и универсальные ценностно-нормативные образцы поведения, ориентированные на реализацию базовых потребностей человека и общества.

Деятельность любого социального института определяется :

Ø набором специфических социальных норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;

Ø интеграцией института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуру общества, что позволяет узаконить его деятельность;

Ø наличием материальных средств и условий, обеспечивающих выполнение определенных функций.

В зависимости от целей и задач, выполняемых функций в обществе можно выделить следующие основные социальные институты:

Ø институт семьи и брака, выполняющий наиболее важную функцию – биологическое воспроизводство населения;

Ø экономические институты, занимающиеся производством и распределением благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда (собственность, предприятия, банки, торговая система, хозяйственные объединения различного типа);

Ø политические институты, связанные с завоеванием, осуществлением и распределением политической власти, с выполнением функций управления и мобилизации ресурсов, обеспечивающих социальный порядок, безопасность общества и его функционирование как целостной системы (государство, политические партии, армия, правоохранительные органы, профсоюзы, общественно-политические объединения и т. д.);

Ø социокультурные и воспитательные институты, ориентированные на создание, развитие и распространение научных знаний, духовных и культурных ценностей, на образование и воспитание молодого поколения (образование, наука, искусство, религия и др.).

Существуют и другие классификации социальных институтов. Многие социологи особо выделяют институт религии, подчеркивая уникальность его роли в жизни общества. Отмечают также существенное значение церемониально-символических институтов, регулирующих повседневные контакты, разнообразные формы группового и межгруппового поведения. В качестве важнейшего социального института современного общества рассматриваются средства массовой информации, формирующие общественное мнение и оказывающие идеологическое воздействие на сознание людей. Наконец, классификация социальных институтов часто дополняется институтами здравоохранения и социальной защиты.

Следует отметить известную условность любой типологии социальных институтов. В реальной жизни их функции настолько тесно переплетены, что порой бывает трудно провести грань между ними. Так, государство занимается хозяйственной деятельностью, способствует развитию духовных процессов, регулирует семейные отношения. А институт семьи фактически является пунктом пересечения функциональных связей всех других социальных институтов (собственности, финансов, образования, права, религии, культуры и т. д.).

Каждый социальный институт предполагает как внешние атрибуты, так и внутреннюю содержательную сторону. Так, если правовой институт внешне – это совокупность учреждений и лиц (адвокаты, судьи, прокуроры), то в содержательном отношении – это комплекс стандартизированных образцов поведения, выражающих социальные роли, присущие правоохранительной системе (роль прокурора, адвоката, судьи).

Вместе с тем существуют определенные черты и признаки, характерные для всех социальных институтов. Социологи выделяют пять групп таких общих признаков:

Ø установки и образцы поведения (для института семьи – привязанность, уважение, доверие; для института образования – стремление к знанию);

Ø культурные символы (для семьи – обручальные кольца, брачный ритуал; для государства – герб, флаг, гимн; для бизнеса – фирменная марка, патентный знак; для религии – крест, иконы);

Ø утилитарные культурные черты (для семьи – дом, квартира, мебель; для бизнеса – магазин, фабрика, оборудование; для образования – классы, библиотека);

Ø устные и письменные кодексы поведения (для государства – конституция, законы; для бизнеса – контракты, лицензии);

Ø идеология (для семьи – любовь, совместимость; для бизнеса – свобода торговли, расширение дела; для религии – православие, католицизм, протестантизм, буддизм, ислам).

Деятельность социального института считается функциональной, если она приносит пользу обществу, способствует его стабильности и интеграции. Когда же социальный институт не выполняет своих основных функций, то его деятельность расценивается как дисфункциональная. Дисфункция выражается в падении общественного престижа и авторитета социального института, вырождении его функций в символическую, ритуальную деятельность, лишенную рациональных целей.

Неудовлетворенная общественная потребность может вызвать стихийное появление видов деятельности, имеющих целью восполнить дисфункцию института, однако за счет нарушения существующих норм и правил. В своих крайних формах активность подобного рода может выражаться в противоправной деятельности. Так, дисфункция некоторых экономических институтов является причиной развития «теневой экономики», выливается в спекуляцию, взяточничество, кражи и т. п. Преодоление дисфункции может быть достигнуто изменением самого социального института или же созданием нового социального института, удовлетворяющего данную общественную потребность.

Функции и дисфункции социальных институтов могут быть явными, если они очевидны и всеми осознаются, и неявными (латентными), если они носят скрытый характер и не всегда осознаются людьми. Для социолога особый интерес представляют неявные (латентные) функции, последствия которых не сразу можно обнаружить на поверхности социальных процессов.

Социальный опыт современного российского общества показывает, что появление дисфункций, особенно латентных, в деятельности целого ряда социальных институтов ведет не только к росту напряженности в обществе, но и чревато дезорганизацией социальной системы в целом.

Понятие «общество» в широком смысле слова можно определить как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество в узком смысле слова - это:
- круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание);
- отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество);
- исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество);
- человечество в целом.
Общество - продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существования или бытия общества. Общество вырастает из самого жизненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей. Не случайно латинское слово socio означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Вне непосредственного и опосредованного взаимодействия людей общество не существует.

Как способ существования людей общество должно выполнять набор определенных функций :

Ø производство материальных благ и услуг;

Ø распределение продуктов труда (деятельности);

Ø регламентация и управление деятельностью и поведением;

Ø воспроизводство и социализация человека;

Ø духовное производство и регулирование активности людей.

Сущность общества кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения - многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них).
Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, в то время как духовные (идеальные) отношения формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Примерами материальных отношений являются производственные отношения; экологические отношения; отношения по делопроизводству. Примеры духовных (идеальных) отношений – это моральные, политические, правовые, художественные, философские и религиозные отношения.

Общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система, т.е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность.
При этом система определяется как комплекс взаимодействующих элементов . В свою очередь, элементом называется некоторый далее неразложимый компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании.
Основные принципы системы :

Ø целое не сводимо к сумме частей;

Ø целое порождает черты, свойства, выходящие за пределы отдельных элементов;

Ø структуру системы образует взаимосвязь ее отдельных элементов, подсистем;

Ø элементы, в свою очередь, могут иметь сложное строение и выступать системами;

Ø существует взаимосвязь системы и среды.

Соответственно, общество - это сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система, включающая в себя отдельных индивидов и социальные общности, объединенные кооперативными, согласованными связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.
Для анализа сложноорганизованных систем , подобных обществу, выработано понятие «подсистема ». Подсистемами называют промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.
Определенные группы общественных отношений образуют подсистемы. Основными подсистемами общества принято считать сферы общественной жизни. Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека.

Базовые потребности человека :

Ø материальные потребности;

Ø потребность в контактах, общении с другими людьми, в той или иной форме общности или коллективности;

Ø потребность в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

Ø потребность в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины, красоты, в нравственном совершенствовании.

Основные сферы общественной жизни:

Ø Экономическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и соответствующие отношения. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это заводы, фирмы, банки, биржи и др.;

Ø Социальная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами; деятельность государства по обеспечению социальных гарантий. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это системы здравоохранения, социального обеспечения, коммунальные службы и др.;

Ø Политическая – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения между гражданским обществом и государством, между государством и политическими партиями. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это парламент, правительство, партии, общественные организации и др.;

Ø Духовная – выражается в таких видах деятельности людей и отношениях между ними, как отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления. Характерные учреждения (организации) данной сферы – это школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и др.

Деление на четыре сферы общественной жизни условно. Можно назвать и другие сферы: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы традиционно выделяются как наиболее общие и значимые.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:

Ø Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а целостная система, имеющая сверхсложный и иерархический характер: различного рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

Ø Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи и отношения даны людям в их языке, различных поступках, программах деятельности, общении и т. п., без чего люди не могут вместе существовать. Общество интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в целом, в совокупности отдельных образующих его компонентов.

Ø Обществу присуща самодостаточность, т.е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования. Общество характеризуется в данном случае как целостный единый организм, в котором тесно переплетены различные социальные группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечивающие жизненно необходимые условия существования.

Ø Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.

Ø Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. Человек есть универсальный компонент социальных систем, включенный в каждую из них. За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столкновение соответствующих потребностей, интересов, целей, воздействие таких социальных факторов, как общественное мнение, официальная идеология, политические установки и традиции. Неизбежным для общественного развития является острая конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обществе часто происходит столкновение альтернативных идей, осуществляется острая полемика и борьба.

Ø Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение интересов и целей различных людей создает предпосылки для реализации разных вариантов и моделей будущего развития общества. Однако это не означает, что развитие общества является абсолютно произвольным и неуправляемым. Напротив, ученые создают модели социального прогнозирования: варианты развития социальной системы в ее самых различных областях, компьютерные модели мира и др.

Общественное развитие может носить реформистский или революционный характер .
Реформа (от фр. reforme, лат. reformare - преобразовывать).
Революция (от лат. revolutio - поворот, переворот).
Общественное развитие -это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры);
- это коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.

Виды:

Ø Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России - Великие реформы Александра II);

Ø Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х - начала 90-х гг. XIX в. в России - «Контрреформы» Александра III);

Ø Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России);

Ø Долговременные (например, неолитическая революция - 3 тыс. лет; промышленная революция XVIII-XIX вв.).

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни :
- экономические реформы - преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т. п.);
- социальные реформы - преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми);
- политические реформы - изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т. п.).

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I» реформы в России в начале 90-х гг. XX в.
В современных условиях два пути общественного развития - реформа и революция - противопоставляются практике перманентного реформирования в саморегулирующемся обществе. Следует признать, что и реформа, и революция «лечат» уже запущенную болезнь, в то время как необходима постоянная и возможно ранняя профилактика. Поэтому в современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа - революция» на «реформа - инновация». Под инновацией (от англ. innovation - нововведение, новшество, новаторство) понимается рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.
Модернизация (от фр. moderniser - современный) - это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным. Классические теории модернизации описывали так называемую «первичную» модернизацию, исторически совпавшую с процессом развития западного капитализма. Более поздние теории модернизации характеризуют ее через понятия «вторичная», или «догоняющая» модернизация. Она осуществляется в условиях существования «образца», например в виде западноевропейской либеральной модели, часто такая модернизация понимается как вестернизация, т. е. процесс прямого заимствования или насаждения. По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

Можно выделить несколько классификаций (типологий) общества:

Ø дописьменные и письменные;

Ø простые и сложные (в качестве критерия в данной типологии выступает число уровней управления обществом, а также степень его дифференциации: в простых обществах отсутствуют руководители и подчиненные, богатые и бедные, в сложных обществах существует несколько уровней управления и несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов);

Ø первобытное общество, рабовладельческое общество, феодальное общество, капиталистическое общество, коммунистическое общество (в качестве критерия в данной типологии выступает формационный признак);

Ø развитые, развивающиеся, отсталые (в качестве критерия в данной типологии выступает уровень развития);

Ø традиционное\индустриальное\постиндустриальное

Наиболее распространенными в российской исторической и философской науке подходами к анализу общественного развития являются формационный и цивилизационный.
Первый из них принадлежит марксистской школе обществознания, основоположниками которой являлись немецкие экономисты, социологи и философы К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Ключевым понятием этой школы обществознания выступает категория «общественно-экономическая формация».
Общественно-экономическая формация (от лат. formatio - образование, вид) - это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой.
Надстройка - это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений (философия, религия, мораль, государство, право, политика и др.), возникающая на основе определенного экономического базиса, органически связанная с ним и активно воздействующая на него.
Базис - это экономический строй (совокупность производственных отношений, т.е. отношений, не зависящих от сознания людей, в которые люди вступают в процессе материального производства).
Производительные силы - это средства производства и люди, обладающие производственным опытом, навыками к труду производства.
Несмотря на относительную самостоятельность, тип надстройки определяется характером базиса. Он же представляет собой основу формации, обусловливая принадлежность того или иного общества.
Производительные силы являются динамичным, постоянно развивающимся элементом способа производства, тогда как производственные отношения статичны и косны, не меняются веками. На определенном этапе возникает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, разрешающийся в ходе социальной революции, слома старого базиса и перехода на новую ступень общественного развития, к новой общественно-экономической формации. Старые производственные отношения заменяются новыми, которые открывают простор для развития производительных сил. Таким образом, марксизм понимает общественное развитие как закономерную, объективно обусловленную, естественно-историческую смену общественно-исторических формаций:
первичная (архаичная);
вторичная (экономическая);
первобытнообщинная;
рабовладельческая;
капитальная;
феодалистическая;
третичная;
коммунистическая:
1) социализм;
2) коммунизм.

Ключевым понятием цивилизационного подхода к анализу общественного развития является понятие «цивилизация», которое имеет множество трактовок.

Термин «цивилизация» (от лат. civis - гражданин) в мировой исторической и философской литературе употребляется:
- как определенная стадия в развитии локальных культур (например, О. Шпенглер);
- как ступень исторического развития (например, Л. Морган, Ф. Энгельс, О. Тоффлер);
- как синоним культуры (например, А. Тойнби);
- как уровень (Ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса.
Любая цивилизация характеризуется не столько производственным базисом, сколько специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром.
В современной теории цивилизации выделяются два подхода.
Стадиальный подход
Локальный подход.
Цивилизация - единый процесс, проходящий через определенные стадии.
Постиндустриальная (информационная) (переход совершается в наши дни).
Индустриальная (машинная; техногенная) (сер. XIX в. - поел, треть XX в.).

Доиндустриальная (аграрная, традиционная) (IV-III тыс. до н.э. - 60-80-е гг. XVIII в.).

Локальная цивилизация - большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития.
Современные типы: западная, восточноевропейская, мусульманская, индийская, китайская, японская, латиноамериканская
Культурно-психологическая подсистема (культура как область норм, ценностей, обеспечивающая взаимодействие людей). Политическая подсистема (обычаи и нормы, право, власть и общество, партии, движения и т.д.). Экономическая подсистема (производство, потребление, обмен продуктами, услугами, технологиями, система коммуникаций, принципы регулирования и т.д.). Биосоциальная подсистема (семья, родственные связи, половозрастные отношения, гигиена, питание, жилье, одежда, труд, досуг и т.д.)
Различными исследователями выделяется множество локальных цивилизаций (например, английский историк, социолог, дипломат, общественный деятель А. Тойнби (1889-1975) насчитывал в истории человечества 21 цивилизацию), которые могут совпадать с границами государств (китайская цивилизация) или охватывать несколько стран (античная, западная).

Таким образом, формация концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся, а цивилизация - на локально-региональном, уникальном, своеобразном.

Сравнительный анализ позволяет сделать вывод, что существующие в науке подходы не следует рассматривать как взаимоисключающие друг друга. К ним необходимо относиться с точки зрения принципа дополнительности, принимая во внимание отмеченные достоинства каждого из подходов.

В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям Запада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности её положения и роли в мире.

Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России
1. Снижение нормативности культуры , что характерно для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.
2. Бедность значительной части населения ведёт к отстранению её от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остаётся ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства - лучшие спектакли, концерты, книги, выставки - становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.
3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура - культура русского народа - и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое : коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своём организме элементы различных культур.
6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведёт к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т.д.
7. Осуществляется ломка культурных стереотипов , сформировавшихся ещё в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.

Искусство - центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.

Существует ряд теорий происхождения искусства:
- биологизаторская - происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
- игровая - причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
- магическая - искусство - форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
- трудовая - искусство - результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.

Искусство - практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность - художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.

В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство - подражание природе; «природа - лучший мастер форм». Искусство - творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.

Предмет искусства - человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства - художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета - з

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30