Сколько весит лебедка трубоукладчика 1224. Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков. в аварийных ситуациях

Неофициальная редакция

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ДЛЯ КРАНОВЩИКОВ (МАШИНИСТОВ) ПО БЕЗОПАСНОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИИ КРАНОВ-ТРУБОУКЛАДЧИКОВ

РД 10-276-99

Краны-трубоукладчики относятся к грузоподъемным машинам повышенной опасности, поэтому их должны обслуживать высококвалифицированные и опытные крановщики (машинисты)*.

Согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков, утвержденных Госгортехнадзором России 22.11.97**, для управления кранами-трубоукладчиками и их обслуживания организация, эксплуатирующая краны-трубоукладчики, обязана назначить крановщиков и выдать им производственную инструкцию, разработанную на основании настоящей Типовой инструкции.

1. Общие положения

1.1. Выполнять обязанности крановщика могут лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования.

1.2. Подготовка и аттестация крановщиков должны проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях, располагающих соответствующей нормативной базой, базой для теоретического и производственного обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора.

Подготовка рабочих указанных специальностей должна осуществляться по программам, разработанным учебными центрами и согласованным с Госгортехнадзором России.

1.3. Аттестацию (экзамен) крановщиков проводит аттестационная комиссия при обязательном участии представителя органа Госгортехнадзора.

Аттестованным рабочим выдаются удостоверения установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя органа Госгортехнадзора. В удостоверении крановщика обязательно указываются тип и конструкция крана-трубоукладчика, к управлению которым он допущен. В удостоверение крановщика должна быть вклеена фотокарточка. Это удостоверение во время работы крановщик должен иметь при себе.

Допуск к работе крановщика должен оформляться приказом владельца крана-трубоукладчика.

1.4. Крановщики, переводимые с крана-трубоукладчика одной модели и конструкции (с механическим приводом лебедки) на другой (с гидромеханическим или гидравлическим приводом лебедки), а также на кран-трубоукладчик, изготовленный на другом предприятии, перед назначением на работу на кране-трубоукладчике должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном Правилами. Обучение в этом случае может проводиться по сокращенной программе, согласованной с органами Госгортехнадзора.

При переводе крановщиков с одного крана-трубоукладчика на другой той же конструкции, но другой, модернизированной модели владелец крана-трубоукладчика обязан ознакомить их с особенностями устройства и обслуживания такого крана-трубоукладчика и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков они могут быть допущены к самостоятельной работе. Порядок проведения стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцем.

1.5. Крановщики после перерыва в работе по специальности более одного года должны пройти проверку знаний в аттестационной комиссии и при удовлетворительных результатах могут быть допущены к стажировке для восстановления необходимых навыков.

1.6. Повторная проверка знаний крановщиков должна проводиться:

периодически, не реже одного раза в год;

при переходе на другое место работы;

по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний должна проводиться комиссией в объеме производственных инструкций. Участие представителя Госгортехнадзора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала не обязательно.

Результаты аттестации и периодической проверки знаний обслуживающего персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

1.7. Допуск к работе крановщиков должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана-трубоукладчика. Перед допуском к работе владелец обязан выдать (под расписку) каждому крановщику производственную инструкцию по безопасной эксплуатации крана-трубоукладчика, утвержденную в установленном порядке, и ознакомить его с приказом о порядке работы кранов-трубоукладчиков вблизи линии электропередачи, вблизи действующих трубопроводов, находящихся под давлением.

Производственная инструкция разрабатывается владельцем крана-трубоукладчика на основании настоящей Типовой инструкции с учетом требований руководства по безопасной эксплуатации крана-трубоукладчика, а также специфики местных условий эксплуатации крана-трубоукладчика.

1.8. Крановщик, прошедший обучение и имеющий на руках удостоверение на право управления краном-трубоукладчиком и его обслуживания, должен знать:

1) производственную инструкцию, руководство по эксплуатации крана-трубоукладчика, параметры и техническую характеристику крана-трубоукладчика (грузоподъемность крана указана в его паспорте и руководстве по эксплуатации);

2) устройство крана-трубоукладчика, расположение механизмов и приборов безопасности;

3) факторы, влияющие на устойчивость крана-трубоукладчика, и причины потери устойчивости при движении с грузом, в составе колонны и т.д.;

4) ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана-трубоукладчика;

5) установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиками;

6) безопасные способы строповки и зацепки грузов. Необходимо также уметь определять пригодность к работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс, тары);

7) установленный Правилами порядок производства работ краном-трубоукладчиком вблизи линии электропередачи, вблизи действующих трубопроводов, при ремонте и обслуживании трубопроводов под давлением, действия при обнаружении утечки газа, нефти, нефтепродуктов, при работе в топкой местности, на водных переправах, косогорах и уклонах;

8) установленный на предприятии порядок выделения и направления кранов-трубоукладчиков на объекты производства работ;

9) приемы освобождения от действия электрического тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;

10) инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией кранов-трубоукладчиков и ответственных за содержание грузоподъемных кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, а также лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками.

1.9. Крановщик координирует работу стропальщика (бригадира-монтажника), отвечает за действия прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика и за нарушение указаний по управлению краном-трубоукладчиком и его обслуживанию, изложенных в производственной инструкции.

2. Обязанности крановщика перед началом работы

крана-трубоукладчика

2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик обязан убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана-трубоукладчика. При этом он должен:

1) осмотреть механизмы крана-трубоукладчика, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые устройства;

2) проверить наличие и исправность ограждений механизмов;

3) проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

4) осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементы ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (трактора);

5) осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

6) осмотреть крюк и его крепление в обойме, а также цепи и кольца подвески крюка;

7) проверить исправность выносных опор (выдвижных балок, домкратов), стабилизаторов;

8) проверить комплектность противовеса и надежность его крепления;

9) проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности на кране-трубоукладчике (концевых выключателей, указателя грузоподъемности в зависимости от вылета, указателя наклона крана-трубоукладчика, сигнального прибора, ограничителя грузоподъемности и др.);

10) проверить исправность освещения крана-трубоукладчика, буферных фонарей и фар;

11) осмотреть систему привода, гибких шлангов, если они применяются, насосов и предохранительных клапанов, распределителей, гидромоторов, тормозных цилиндров, управляющих и регулирующих блоков, панелей, клапанов.

2.2. Крановщик обязан вместе со стропальщиком проверить соответствие съемных грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и наличие на них клейм или бирок с указанием грузоподъемности, даты испытания и номера.

2.3. При приемке работающего крана-трубоукладчика осмотр должен производиться совместно с крановщиком, сдающим смену. Для осмотра крана-трубоукладчика лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками, обязано выделить крановщику в начале смены необходимое время.

2.4. Осмотр крана-трубоукладчика должен осуществляться только при неработающих механизмах с проверкой необходимых блокировок.

2.5. При осмотре крана-трубоукладчика крановщик должен пользоваться переносной лампой напряжением не более 24 В.

2.6. После осмотра крана-трубоукладчика перед его пуском в работу крановщик, убедившись в соблюдении требуемых габаритов приближения, обязан опробовать все механизмы на холостом ходу и проверить при этом исправность действия:

1) механизмов крана-трубоукладчика;

2) приборов и устройств безопасности, имеющихся на кране-трубоукладчике;

3) тормозов;

4) гидросистемы;

5) противовеса.

2.7. При обнаружении во время осмотра и опробования крана-трубоукладчика неисправностей или недостатков в его состоянии, препятствующих безопасной работе, и невозможности их устранения своими силами крановщик, не приступая к работе, должен доложить об этом инженерно-техническому работнику, ответственному за содержание крана-трубоукладчика в исправном состоянии, и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками.

2.8. Крановщик не должен приступать к работе на кране-трубоукладчике, если имеются следующие неисправности:

1) трещины или деформации в металлоконструкции крана-трубоукладчика;

2) трещины в элементах подвески стрелы (серьгах, тягах и т.п.), отсутствие шплинтов и ранее имевшихся зажимов в местах крепления канатов или ослабление крепления;

3) число обрывов проволочек стрелового или грузового каната или поверхностный износ, превышающие установленную руководством по эксплуатации норму, а также оборванная прядь или другие повреждения;

4) дефекты механизма подъема груза или механизма подъема стрелы, угрожающие безопасности работы, в том числе при значительных утечках в гидросистеме, отсутствии масла в гидробаке, попадании воздуха в гидросистему, повреждении шлангов, цилиндров, клапанов;

5) повреждения деталей тормоза механизма подъема груза или стрелы;

6) износ крюков в зеве, превышающий 10% от первоначальной высоты сечения, неисправность устройства, замыкающего зев крюка, нарушение крепления крюка в обойме;

7) повреждение канатных блоков и устройств, исключающих выход каната из ручьев блока.

2.9. Перед началом работы крановщик обязан:

1) ознакомиться с проектом строительно-монтажных работ, технологическими картами погрузки, разгрузки и складирования грузов;

2) проверить состояние площадки для установки крана-трубоукладчика;

3) убедиться в том, что на месте производства работ отсутствует линия электропередачи или она находится на расстоянии более 30 м, отсутствует действующий трубопровод под давлением;

4) получить наряд-допуск на работу крана-трубоукладчика на расстоянии менее 30 м от линии электропередачи или на ремонт и обслуживание трубопровода под давлением;

5) проверить достаточность освещенности рабочей зоны;

6) убедиться в наличии удостоверений и отличительных знаков у стропальщиков.

2.10. Произведя приемку крана-трубоукладчика, крановщик делает соответствующую запись, в вахтенном журнале и после получения задания и разрешения на работу от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, приступает к работе.

2.11. Разрешение на пуск в работу кранов-трубоукладчиков после перестановки их на новый объект выдается инженерно-техническим работникам по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин с записью в вахтенном журнале.

3. Обязанности крановщика во время работы

крана-трубоукладчика

3.1. При работе крана-трубоукладчика крановщик должен соблюдать требования, изложенные в производственной инструкции и руководстве по эксплуатации крана-трубоукладчика.

3.2. Крановщик во время работы механизмов крана-трубоукладчика не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей, а также производить чистку, смазку и ремонт механизмов.

3.3. При обслуживании крана-трубоукладчика двумя работниками (при наличии стажера) ни один из них не должен отходить от крана-трубоукладчика даже на короткое время, не предупредив об этом остающегося на кране-трубоукладчике.

При необходимости ухода с крана-трубоукладчика крановщик обязан остановить двигатель, приводящий в движение механизмы крана-трубоукладчика, и заблокировать механизмы.

В отсутствие крановщика стажеру и другим лицам управлять краном не разрешается.

3.4. Крановщик не должен входить на кран-трубоукладчик и сходить с него во время работы механизмов передвижения, вращения или подъема.

3.5. Прежде чем осуществить какое-либо движение краном-трубоукладчиком, крановщик обязан убедиться в том, что стажер находится в безопасном месте, а в зоне работы крана-трубоукладчика нет посторонних людей.

3.6. Если в работе механизмов крана-трубоукладчика был перерыв, то перед их включением крановщик обязан дать предупредительный сигнал.

3.7. Во время перемещения крана с грузом положение стрелы и грузоподъемность крана следует устанавливать в соответствии с указаниями, содержащимися в руководстве по эксплуатации крана-трубоукладчика.

3.8. Установка для работы одного крана-трубоукладчика на краю откоса траншеи допускается при условии соблюдения расстояний от основания откоса траншеи до опорной части гусеницы не менее указанных в таблице. При невозможности соблюдения этих расстояний откос должен быть укреплен. Условия установки крана-трубоукладчика на краю откоса траншеи должны быть указаны в проекте производства работ.

Минимальное расстояние (в м)

от основания откоса траншеи до ближайшей опоры

крана-трубоукладчика при ненасыпном грунте

3.9. Для работы группы кранов-трубоукладчиков в составе колонны расстояние до края откоса определяется по проекту производства работ.

3.10. Устанавливать краны-трубоукладчики для выполнения строительно-монтажных работ следует в соответствии с проектом производства работ.

3.11. Установка кранов-трубоукладчиков должна производиться на спланированной и подготовленной площадке с учетом категории и характера грунта. При работе на свеженасыпанных грунтах слабой несущей способности, на уклонах необходимо следить, чтобы угол наклона крана-трубоукладчика не превысил значений, указанных в проекте производства работ.

3.12. Устанавливать краны-трубоукладчики следует так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью крана-трубоукладчика при любом его положении и строениями, штабелями грузов и другими предметами было не менее 1 м.

3.13. Крановщик не должен самовольно устанавливать кран-трубоукладчик для работы вблизи линии электропередачи (до получения задания от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками), а также переезжать через действующий трубопровод.

3.14. Крановщик должен работать под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками, при загрузке и разгрузке специализированных транспортных средств, при перемещении груза несколькими кранами-трубоукладчиками, вблизи линии электропередачи, при работе в составе изоляционно-укладочной колонны, при врезке арматуры, катушек и т.д., при перемещении груза, на который не разработана схема строповки, а также в других случаях, предусмотренных проектами или технологическими регламентами.

3.15. Совместная работа по перемещению груза двумя или несколькими кранами-трубоукладчиками должна осуществляться в соответствии с проектом или технологической картой, в которых должны быть приведены схемы строповки и перемещения груза с указанием последовательности выполнения операций, положения грузовых канатов, а также содержаться требования к подготовке площадки и другие указания по безопасному перемещению груза.

3.16. При перемещении грузов крановщик должен руководствоваться следующими правилами:

1) работать краном-трубоукладчиком можно только по сигналу стропальщика. Если стропальщик подает сигнал, действуя в нарушение требований производственной инструкции, то крановщик по такому сигналу не должен производить требуемого маневра крана-трубоукладчика. Обмен сигналами между стропальщиком и крановщиком должен производиться по установленному на предприятии (в организации) порядку. В аварийных случаях сигнал «Стоп» крановщик обязан выполнять независимо от того, кто его подает;

2) необходимо определять грузоподъемность крана-трубоукладчика для каждого вылета по указателю грузоподъемности;

3) перед подъемом груза следует предупреждать звуковым сигналом стропальщика и всех работающих, находящихся около крана-трубоукладчика, о необходимости уйти из опасной зоны (зона перемещаемого груза, зона возможного падения груза и зона опускания стрелы). Перемещать груз можно при отсутствии людей в опасной зоне. Стропальщик может находиться рядом с грузом во время его подъема или опускания, если груз находится на высоте не более 1 м от уровня площадки;

4) загружать и разгружать автомашины и прицепы к ним разрешается только при отсутствии людей на транспортных средствах, в чем крановщик должен предварительно убедиться;

5) устанавливать крюк подъемного механизма над грузом следует так, чтобы при подъеме груза исключалось косое натяжение грузового каната;

6) при подъеме груза необходимо предварительно поднять его на высоту не более 200-300 мм, чтобы убедиться в правильности строповки, устойчивости крана-трубоукладчика и исправности действия тормозов, после чего можно поднимать его на нужную высоту;

7) при подъеме груза расстояние между обоймой крюка и блоками на стреле должно быть не менее 500 мм;

8) перемещаемые в горизонтальном направлении грузы (грузозахватные приспособления) следует предварительно приподнять на 500 мм выше встречающихся на пути предметов;

9) при подъеме стрелы необходимо следить, чтобы она не поднималась выше положения, соответствующего наименьшему рабочему вылету;

10) при перемещении груза, находящегося вблизи стены, агрегатов, крановых задвижек, арматуры, колонны, штабеля, автомашины, станка или другого оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии стропальщика и других работающих между перемещаемым грузом и указанными частями здания, транспортными средствами или оборудованием, а также в невозможности задевания стрелой или перемещаемым грузом за стены, колонны, сооружения и т.п.;

11) перемещение мелкоштучных грузов должно производиться в специально предназначенной для этого таре; при этом должна исключаться возможность выпадения отдельных грузов. Подъем изолировочных материалов на поддонах без ограждения разрешается производить только при загрузке и разгрузке (на землю) автомашин и прицепов;

12) перед подъемом груза из траншеи и перед опусканием груза в траншею следует предварительно убедиться путем опускания свободного (ненагруженного) крюка в том, что при его низшем положении на барабане остается не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;

13) укладывать и разбирать груз следует равномерно, не нарушая установленные для складирования грузов габариты и не загромождая проходы;

14) необходимо внимательно следить за канатами, в случае спадания их с барабанов или блоков, образования петель или обнаружения повреждений канатов следует прекратить работу крана-трубоукладчика;

15) строповка грузов должна производиться в соответствии со схемами строповки. Для строповки должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения подбираются так, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°;

16) опускание груза или стрелы должно осуществляться только от работающего двигателя;

17) опускать перемещаемый груз разрешается только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза. На место установки груза должны быть предварительно уложены подкладки соответствующей прочности.

3.17. Производство работ кранами-трубоукладчиками на расстоянии менее 30 м от подъемной части крана-трубоукладчика (стрелы) в любом ее положении, а также от груза до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода воздушной линии электропередачи напряжением 42 В и более, должно выполняться по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа рабочих устанавливается приказом владельца крана-трубоукладчика. Безопасные расстояния от частей крана-трубоукладчика или груза в любом их положении до ближайшего провода линии электропередачи составляют при напряжении до 1 кВ - 1,5 м, от 1 до 20 кВ - не менее 2 м, от 35 до 110 кВ - не менее 4 м, от 150 до 220 кВ - не менее 5м, до 330 кВ - не менее 6 м, от 500 до 750 кВ - не менее 9 м.

3.18. В случае производственной необходимости, если невозможно выдержать указанные расстояния, работа краном-трубоукладчиком в запретной зоне может производиться при отключенной линии электропередачи по наряду-допуску, в котором указывается время проведения работ.

3.19. Крановщик не должен приступать к работе, если лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками, не обеспечило выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы, не указало место установки крана и не сделало следующую запись в вахтенном журнале: «Установку крана на указанном мною месте проверил. Работы разрешаю» (дата, время, подпись).

3.20. При работе кранов-трубоукладчиков на линиях электропередачи, подстанциях, компрессорных и насосных станциях, если работы с применением кранов-трубоукладчиков ведутся персоналом, эксплуатирующим электроустановки, насосы, турбокомпрессоры, а крановщики находятся в, штате энергопредприятия, насосной или компрессорной станции, наряд-допуск выдается крановщику лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками.

3.21. Работа кранов-трубоукладчиков под неотключенными контактными проводами городского транспорта может производиться при соблюдении расстояния между стрелой крана-трубоукладчика и контактными проводами не менее 1 м при установке ограничителя (упора), не позволяющего уменьшить указанное расстояние при подъеме стрелы.

3.22. К выполнению работ во взрывопожароопасных зонах или с ядовитыми, едкими грузами крановщик может приступить только после получения специального (письменного) указания от лица, ответственного за безопасное производство работ "кранами-трубоукладчиками.

3.23. При производстве работ крановщик не должен:

1) допускать к обвязке или зацепке грузов случайных лиц, не имеющих прав стропальщика, а также применять грузозахватные приспособления, не соответствующие массе и характеру груза, без бирок или клейм. В этих случаях крановщик должен прекратить работу краном-трубоукладчиком и поставить в известность лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками;

2) поднимать или кантовать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана-трубоукладчика для данного вылета. Если крановщик не знает массы груза, то он должен получить в письменном виде сведения о фактической массе груза у лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками;

3) опускать стрелу с грузом до вылета, при котором грузоподъемность крана-трубоукладчика будет меньше массы поднимаемого груза;

4) производить резкий поворот или резкое торможение при повороте крана с грузом;

5) подтаскивать груз по земле, рельсам и лагам крюком крана-трубоукладчика при наклонном положении канатов, а также передвигать железнодорожные вагоны, платформы, вагонетки или тележки при помощи крюка;

6) отрывать крюком груз, засыпанный землей или примерзший к земле, подвергнутый сильному всасыванию в грунт, заложенный другими грузами, укрепленный болтами, залитый бетоном и т.п.;

7) освобождать краном-трубоукладчиком защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, цепи, клещи и т.п.);

8) поднимать железобетонные изделия с поврежденными петлями, неправильно застропованный (обвязанный) груз, находящийся в неустойчивом положении, а также в таре, заполненной выше бортов;

9) укладывать груз на электрические кабели и трубопроводы, а также на краю откоса или траншеи;

10) поднимать груз с находящимися на нем людьми, а также груз, поддерживаемый руками;

11) передавать управление краном-трубоукладчиком лицам, не имеющим право на управление краном-трубоукладчиком, а также допускать к самостоятельному управлению учеников и стажеров без своего наблюдения за ними;

12) производить погрузку и разгрузку автомашин при нахождении водителя или других людей в кабине;

13) поднимать баллоны со сжатым или сжиженным газом, не уложенные в специальные контейнеры;

14) подавать груз в проемы и без специальных приемных площадок или специальных приспособлений;

15) поднимать груз непосредственно с места его установки (с земли, площадки, штабеля и т.п.) стреловой лебедкой;

16) работать при выведенных из действия или неисправных приборах безопасности и тормозах.

3.24. При возникновении неисправностей крановщик обязан опустить груз, прекратить работу крана-трубоукладчика и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками. Так же должен действовать крановщик в следующих случаях:

1) при приближении грозы, сильном ветре, скорость которого превышает допустимую для данного крана-трубоукладчика и указанную в его паспорте;

2) при недостаточной освещенности места работы крана-трубоукладчика, сильном снегопаде или тумане, а также в других случаях, когда крановщик плохо различает сигналы стропальщика или перемещаемый груз;

3) при температуре воздуха ниже допустимой минусовой, указанной в паспорте крана-трубоукладчика;

4) при закручивании канатов грузового полиспаста.

4. Обязанности крановщика

в аварийных ситуациях

4.1. При потере устойчивости крана-трубоукладчика, работающего вне колонны, вследствие проседания грунта, перегруза и т.п. крановщик должен немедленно прекратить подъем груза, подать предупредительный сигнал, опустить груз на землю или площадку и выяснить причину аварийной ситуации.

4.2. Если элементы крана-трубоукладчика (стрела, канаты) оказались под напряжением, крановщик должен предупредить работающих об опасности и отвести стрелу от проводов линии электропередачи. Если это выполнить невозможно, крановщик должен покинуть кабину крана-трубоукладчика, не касаясь металлоконструкций и соблюдая меры личной безопасности от поражения электрическим током.

4.3. Если во время работы крана-трубоукладчика работающий соприкоснулся с токоведущими частями, крановщик прежде всего должен принять меры по освобождению пострадавшего от действия электрического тока, соблюдая меры личной безопасности, и оказать необходимую первую помощь.

4.4. При возникновении на кране-трубоукладчике пожара крановщик обязан немедленно вызвать пожарную охрану, прекратить работу и приступить к тушению пожара, пользуясь имеющимися на кране средствами пожаротушения.

4.5. При возникновении стихийных природных явлений (ураган, землетрясение и т.п.) крановщик должен прекратить работу, опустить груз на землю, покинуть кабину и уйти в безопасное место.

4.6. При возникновении других аварийных ситуаций крановщик должен выполнять требования безопасности, изложенные в руководстве по эксплуатации крана-трубоукладчика и производственной инструкции.

4.7. Если во время работы крана-трубоукладчика имели место авария или несчастный случай, то крановщик должен немедленно поставить в известность об этом лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками, и обеспечить сохранность обстановки аварии или несчастного случая, если это не представляет опасности для жизни и здоровья людей.

4.8. Обо всех аварийных ситуациях крановщик обязан сделать запись в вахтенном журнале и поставить в известность инженерно-технического работника, ответственного за содержание кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии.

5. Обязанности крановщика но окончании работы

крана-трубоукладчика

5.1. По окончании работы крана-трубоукладчика крановщик обязан соблюдать следующие требования:

1) не оставлять груз в подвешенном состоянии;

2) поставить кран-трубоукладчик в предназначенное для стоянки место, затормозить его и закрыть кабину на замок;

3) установить стрелу и крюк в положение, указанное в руководстве по эксплуатации крана-трубоукладчика;

4) занести в вахтенный журнал сведения о выявленных дефектах и неисправностях узлов и элементов крана-трубоукладчика.

5.2. При работе крана-трубоукладчика в несколько смен крановщик, сдающий смену, должен сообщить своему сменщику обо всех неполадках в работе крана и сдать смену, сделав в вахтенном журнале соответствующую запись.

6. Обслуживание крана-трубоукладчика

и уход за ним

6.1. При обслуживании крана-трубоукладчика крановщик должен выполнять требования, изложенные в руководстве по эксплуатации крана-трубоукладчика.

6.2. Крановщик обязан:

2) своевременно производить смазку всех механизмов крана-трубоукладчика и канатов;

3) знать сроки и результаты проведенных технических освидетельствований и технических обслуживании (ТО-1, ТО-2, ТО-3, СО) крана-трубоукладчика;

4) знать сроки и результаты проведенных слесарями профилактических периодических осмотров крана-трубоукладчика и его отдельных механизмов и узлов по записям в журнале периодических осмотров.

6.3. Устранение неисправностей, возникающих во время работы крана-трубоукладчика, производится по заявке крановщика. Другие виды ремонта производятся согласно графику планово-предупредительного ремонта.

7. Ответственность

Крановщик крана-трубоукладчика несет ответственность за нарушение требований производственной инструкции и руководства по эксплуатации крана-трубоукладчика в установленном законодательством порядке.

1. Общие положения

2. Обязанности крановщика перед началом работы крана-трубоукладчика

3. Обязанности крановщика во время работы крана-трубоукладчика

4. Обязанности крановщика в аварийных ситуациях

5. Обязанности крановщика по окончании работы крана-трубоукладчика

6. Обслуживание крана-трубоукладчика и уход за ним

7. Ответственность

  • Контрольная работа - Экскаватор одноковшовый ЭО-3325. Кран башенный КБ-836.2 (Лабораторная работа)
  • Дипломный проект - Кран башенный на гусеничном ходу (Дипломная работа)
  • Реферат - Чертежи. Библиотека CAD строительных машин (Реферат)
  • (Курсовая)
  • Кран-манипулятор автомобильный ИФ 300С-12. Руководство по эксплуатации ИФ 300С-12.00.000 РЭ (Документ)
  • Курсовой проект - Двухбалочный мостовой кран (Курсовая)
  • Чертеж - Кран пробковый для катализатора Ду50 (Документ)
  • Курсовой проект - Кран поворотный на колонне (Курсовая)
  • n1.doc

    Ведение

    Трубоукладчиками (с англ. - Pipelaying crane) называют самоходные грузоподъемные машины, которые относятся к специальным видам тракторных кранов. Они предназначаются для подъема, транспортировки и монтажа труб и оборудования трубопроводов при прокладке различного назначения магистральных трубопроводов большой протяженности. Трубоукладчики в большинстве случаев эксплуатируют на значительном удалении от баз обслуживания и ремонта. Выход из строя одной машины, входящей в состав изоляционно-укладочной колонне, приводит к остановке большого комплекса механизмов. Это обстоятельство требует высокой надежности и хорошей ремонтопригодности всех без исключения узлов трубоукладчиков. При сооружении линейной части магистрального трубопровода трубоукладчики передвигаются по бездорожью, что предъявляет высокие требования к их проходимости, определяемой совокупностью ряда показателей: среднего давления на грунт, дорожного просвета и тяговой характеристики.
    Особенности устройства кранов-трубоукладчиков.
    Конструкция этих кранов учитывает то, что при прокладке магистральных трубопроводов основная нагрузка приходится на одну их боковую сторону, что определило их конструктивное исполнение как стреловых самоходных грузоподъемных машин без поворотной части с боковым расположением стрелы. Ходовая часть современных кранов-трубоукладчиков может быть двух типов: гусеничная и пневмоколесная.

    Трубоукладчики на гусеничном ходу, наиболее распространенные (рис. 1), состоят из базового шасси и установленного на нем грузоподъемного оборудования, включающего лебедку 6, раму 5, противовес 8, стрелу 4, подвеску крюка, подвесную 2 и стреловую 3 обоймы и гидросистему 7.

    Сейчас на строительстве трубопроводов используются различные виды кранов-трубоукладчиков, конструкции которых и технические характеристики приведены ниже.

    Краны-трубоукладчики ТГ-61 и ТГ-62 предназначены для укладки в траншею трубопроводов, сопровождения очистных и изоляционных машин, выполнения различных подъемно-транспортных операций при строительстве трубопроводов диаметром до 426 мм и могут быть использованы на аналогичных работах (в пределах их технической характеристики) при сооружении трубопроводов больших диаметров.

    Краны-трубоукладчики ТГ-61 и ТГ-62 смонтированы на специальных гусеничных шасси, в которые входят силовая установка, трансмиссия и кабина трактора ДТ-75Р-СЗ, специальная гусеничная тележка с жесткой подвеской опорных катков от трактора Т-130, уширенной колеей, удлиненной базой и дополнительными бортовыми редукторами. Привод грузоподъемного оборудования гидравлический (от трех насосов НШ-46, установленных на редукторе отбора мощности). Два насоса предназначены для привода грузового барабана, а один - для стрелового. Лебедка трубоукладчиков одновальная, двухбарабанная с независимым приводом каждого барабана от своего цилиндрического трехступенчатого редуктора, что обеспечивает возможность совмещения любых операций крюком и стрелой.

    Рис. 1 Принципиальная схема устройства крана-трубоукладчика ТГ-61 и ТГ-62
    Тормоза грузового и стрелового барабанов нормально замкнутые, автоматически размыкаемые при включении гидропривода. Для управления лебедкой и редуктором привода насосов установлены три рычага. Трубоукладчики не имеют откидных противовесов, что упростило их конструкцию и уменьшило число рычагов управления. На трубоукладчиках установлены следующие приборы безопасности: указатель грузового момента, визуальный указатель фактической нагрузки на крюке, автоматический выключатель подъема стрелы, указатель грузоподъемности и вылета крюка, устройство для освобождения крюка от нагрузки при выходе из строя привода, автоматический сигнализатор опасного напряжения. Кран-трубоукладчик ТГ-62 является модификацией трубоукладчика ТГ-61 и отличается от последнего уширенным траком гусениц. Эта машина имеет пониженное среднее давление на грунт и предназначена для прокладки трубопроводов на грунтах с пониженной несущей способностью. По проходимости трубоукладчик ТГ-62 не имеет аналогов ни в отечественной, ни в мировой практике.

    Кинематическая схема кранов-трубоукладчиков ТГ-61 и ТГ-62 состоит из двух трансмиссий: приводов гусеничного хода и лебедки. Трансмиссия привода гусеничного хода трубоукладчиков идентична трансмиссии трактора ДТ-75Р-СЗ и отличается от последней только наличием дополнительных одноступенчатых бортовых редукторов с внутренним зацеплением. Трансмиссия привода лебедки включает в себя двухступенчатый редуктор привода насосов и два трехступенчатых редуктора привода барабанов. Редуктор привода насосов получает вращение от вала отбора мощности трансмиссии трактора ДТ-75Р-СЗ.

    Трактора трубоукладчиков ТГ-61 и ТГ-62 состоят из двух частей: силовой установки и трансмиссии трактора ДТ-75Р-СЗ; специальной гусеничной тележки, включающей сварную раму, на которой смонтированы дополнительные бортовые редукторы, опорные и поддерживающие катки, натяжные колеса с механизмом натяжения. Силовая установка и трансмиссия трактора ДТ-75Р-СЗ состоит из двигателя, муфты сцепления, карданной передачи, реверс-редуктора, коробки перемены передач и механизмов заднего моста. На тракторе установлен дизель СМД-14МГ - четырехтактный, четырехцилиндровый, рядный двигатель жидкостного охлаждения с непосредственным вспрыском топлива в камеру в поршне. Дизель установлен на раме силовой установки и трансмиссии на эластичных резинометаллических амортизаторах и закреплен в трех точках. Запуск дизеля производят пусковым двигателем П-10УД через редуктор, а пускового двигателя П-10УД - стартером СТ-362. На дизеле установлена двухдисковая постоянно замкнутая муфта сцепления, обеспечивающая соединение коленчатого вала дизеля с трансмиссией через карданную передачу и ведущий вал реверс-редуктора. Карданная передача находится между выходным валом муфты сцепления и ведущим валом реверс-редуктора и служит для компенсации несоосности и перекосов между ними. Реверс-редуктор - механический одноступенчатый редуктор с реверсивным устройством. Он смонтирован на передней плоскости корпуса трансмиссии и имеет две передних и одну заднюю передачу. Коробка передач механическая, четырехходовая, семиступенчатая с подвижными шестернями и блокировкой механизма переключения передач. Она обеспечивает семь скоростей переднего и одну скорость заднего хода. При включенном реверс-редукторе число скоростей заднего хода увеличивается до семи.

    Задний мост состоит из главной передачи, планетарных механизмов поворота и тормозов. Механизмы заднего моста передают крутящий момент от коробки перемены передач конечным передачам, осуществляют поворот и торможение трактора. Конечные передачи одноступенчатые цилиндрические. На выходных вдлах этих передач установлены зубчатые втулки, передающие вращение одноступенчатым дополнительным редукторам с внутренним зацеплением, предназначенным для повышения тягового усилия. В дополнительный редуктор входят стальной литой корпус, ведущая шестерня, ведомое зубчатое колесо, вал, крышка, уплотнение и ведущая звездочка.

    Установка дополнительных редукторов на раме гусеничной тележки исключила нагружение корпуса трансмиссии трактора усилиями от ведущих звездочек гусеничного хода. Применение редуктора с внутренним защеплением сохранило направление движения трактора и позволило при значительном повышении тягового усилия получить компактную конструкцию.

    Опорные катки двухбортные на подшипниках качения, поддерживающие катки также на подшипнике качения. Гусеница сборная. Она состоит из гусеничной цепи и соединенных с ней болтами башмаков. На трубоукладчике ТГ-61 башмак имеет ширину 500 мм, на ТГ-62 - 920 мм.

    Натяжное колесо установлено на подшипниках качения. Оно выполнено опорным. Механизм натяжения гидравлический. Механизм сдавания состоит из двух пружин.

    Кабина такая же, как на тракторе ДТ-75Р-СЗ. Незначительные доработки увеличивают площадь остекления. Для улучшения обзорности фронта работ сиденье и механизмы управления базовым трактором перенесены влево (по ходу машины).

    Редуктор привода насосов предназначен для привода трехшестеренчатых насосов НШ-46У, питающих гидромоторы лебедки.

    Гидравлические системы кранов-трубоукладчиков ТГ-61 и ТГ-62 предназначены для привода грузового и стрелового барабанов лебедки. Отличительная особенность гидравлической системы - оригинальная конструкция тормозного клапана, установленного в подсистеме привода грузового барабана. Обычно по такой схеме тормозные клапаны регулируют на давление, которое равно давлению, создаваемому массой максимального груза на входе в тормозной клапан при его опускании (тормоз выключен). Следовательно, при опускании меньших грузов или отсутствии нагрузки насосы должны создавать давление, равное разнице между давлением настройки тормозного клапана и давлением, создаваемым массой опускаемого груза, т. е. давление, создаваемое насосом, обратно пропорционально величине опускаемого груза: чем меньше нагрузка на крюке при его опускании, тем выше давление насоса. Это приводит к интенсивному нагреву жидкости и требует установки гидробаков увеличенной вместимости. В тормозных клапанах, установленных в подсистеме привода грузового барабана трубоукладчиков ТГ-61 и ТГ-62, давление, создаваемое насосами при опускании крюка, не зависит от нагрузки на крюке и составляет 1-1,2 МПа.

    Лебедка трубоукладчиков ТГ-61 и ТГ-62 используется для подъема, опускания и изменения вылета крюка. Она состоит из двух установленных на оси барабанов (грузового и стрелового) и двух редукторов, один из которых предназначен для привода грузового барабана, второй - для привода стрелового барабана. Корпуса редукторов жестко связаны между собой осью барабанов и двумя специальными стяжками. Отличительные особенности лебедки - компактность и простота изготовления. Компактность обеспечивается установкой гидромоторов между редукторами, корпуса которых не имеют разъемов в горизонтальной плоскости.

    По аналогичной конструктивной и кинематической схеме промышленностью освоен выпуск широко используемых на практике кранов-трубоукладчиков Т-3560М, ТГ-201 и Т0-1224Г (рис. 2, 3 и 4), отличающихся повышенными показателями грузоподъемности, момента устойчивости, вылета крюка и высоты его подъема (см. табл. 21.118). Последним по времени начат выпуск наиболее мощного крана-трубоукладчика ТГ-502.

    Кран-трубоукладчик ТГ-502 предназначен для укладки в траншею трубопроводов, сопровождения очистных и изоляционных машин и выполнения различных подъемно-транспортных операций на строительстве магистральных трубопроводов диаметром 1220 и 1420 мм. Он может быть использован на аналогичных работах (в пределах его технической характеристики) при сооружении трубопроводов больших диаметров. Трубоукладчик подобного класса в нашей стране создан впервые. По основному показателю - моменту устойчивости он превосходит зарубежные трубоукладчики 594Н (США) и Д355С-3 (Япония).

    Рис. 2. Кран-трубоукладчик Т-3560М: 1 - грузовая стрела, 2 -двигатель 3 - лебедка, 4 - контргруз, 5 - верхняя рама, 6 - ходовое устройство, 7 - силовая

    Передача, 8- механизм отбора мощности

    Рис. 3. Кран-трубоукладчик ТГ-201

    Рис.4.Кран-трубоукладчик ТО-1224Г

    Кран-трубоукладчик ТГ-502 смонтирован на тракторе ТТ-330 - трубоуклад очной модификации трактора Т-330. Его грузоподъемное оборудование (лебедка, противовес, стрела и портал) смонтированы на верхней раме, установленной на базовом тракторе. Привод грузоподъемного оборудования гидравлический от двух гидронасосов 210.32 и одного 210.12. Гидросистема трубоукладчика обеспечивает привод лебедки, откидывание и продвижение противовеса. Она имеет гидравлическое сервоуправление распределителями силового потока, что уменьшает усилия управления.

    Лебедка трубоукладчика одновальная, двухба-рабанная с независимым приводом каждого барабана от своего цилиндрического трехступенчатого редуктора. На входных валах редукторов привода грузового и стрелового барабанов смонтированы ленточные тормоза нормально замкнутого типа, автоматически размыкаемые при включении гидропривода. При выключении гидропривода тормоза автоматически затягиваются.

    Грузоподъемный механизм обеспечивает две скорости крюка: первую - при подаче гидрожидкости от одного насоса, вторую - при подаче гидрожидкости От двух насосов гидромотору редуктора привода грузового барабана. При включении первой скорости крюка можно совмещать любые операции крюком и стрелой.

    Трубоукладчик ТГ-502 имеет оригинальную конструкцию портала, на котором установлены блоки стрелового полиспаста. Размещение шарниров портала таково, что корпус лебедки разгружен от растягивающих усилий.

    Трубоукладчик имеет переднюю кабину и поворотное сиденье, обеспечивающее удобное управление механизмами трактора и грузоподъемного оборудования. На машине установлены устройства безопасности: автоматический ограничитель подъема стрелы, устройство для контроля нагрузки на крюке при работе в ИУК, визуальные указатели грузового момента со световой сигнализацией и допустимой грузоподъемности в зависимости от вылета крюка, автоматический сигнализатор опасного напряжения УАС-1. Трубоукладчик оборудован устройством для опускания груза (освобождения от нагрузки) при выходе из строя двигателя или гидропривода.

    Прогрессивные технические решения, заложенные в конструкцию машины, обеспечили ей высокие технико-эксплуатационные качества, важнейшими из которых являются широкий диапазон скоростей крюка и стрелы, управление грузоподъемными механизмами с помощью трех рычагов, возможность совмещения операций крюком и стрелой, опускание крюка и стрелы только двигателем. К достоинствам трубоукладчика следует отнести также его хорошую маневренность, которая обеспечивается поворотом машины за счет разных скоростей гусениц и включением для одной гусеницы переднего хода, для другой - заднего. Удлиненная гусеничная база увеличивает продольную устойчивость машины.
    Трубоукладчик с демонтированными стрелой, противовесом и боковыми кронштейнами верхней рамы вписывается в негабаритность «нулевой» степени при его транспортировке по железной дороге, что значительно лучше транспортабельности трубоукладчика 594Н (II и III степени негабаритное) и Д355С-3 (I степень негабаритности).

    Кинематическая схема грузоподъемного оборудования включает в себя редукторы привода насосов, грузового и стрелового барабанов, грузо- и стрелоподъемные полиспасты. Редуктор привода насосов двухступенчатый цилиндрический с зубчатой муфтой включения.

    На трубоукладчике установлен 8-кратный грузовой и 6-кратный стреловой полиспасты.

    Трактор ТТ-330 отличается от отечественных и зарубежных расположением кабины и необычной компоновкой его основных агрегатов и систем, размещенных внутри рамы коробчатого типа. В средней части основной рамы установлен двигатель 9ДВТ-330 (мощность 243 кВт) воздушного охлаждения с электростартерным запуском. Крутящий момент от двигателя распределяется вперед через гидротрансформатор к коробке передач и назад к редуктору привода насосов. Трансмиссия трактора гидромеханическая с раздвоением потока мощности по бортам в коробке передач.

    К кожуху маховика двигателя (в передней его части) крепится одноступенчатый трехколесный гидротрансформатор для передачи крутящего момента двигателя к коробке передач, автоматического изменения крутящего момента в зависимости от изменения момента сопротивления на ведущих колесах. Турбинное колесо гидротрансформатора карданным валом соединено с коробкой перемены передач.

    На тракторе установлена механическая коробка передач с косозубыми шестернями постоянного зацепления и гидроподжимными фрикционными муфтами переключения передач на ходу, обеспечивающая три скорости передвижения переднего и заднего хода.

    Крутящий момент от коробки передач двумя карданными валами передается двум коническим редукторам, выходные валы которых шлицами соединены с ведущими шестернями бортовых передач.

    Эти передачи представляют собой двухступенчатые редукторы, первой ступенью которых является цилиндрическая передача наружного зацепления. Вторая ступень планетарного типа с установленным водилом.

    Управление механизмами трансмиссии гидравлическое.

    Рама трактора с установленными в ней двигателем и трансмиссионными узлами соединена с гусеничными тележками в трех точках. Ходовая часть трактора ТТ-330 состоит из тележек гусениц, на которых расположены опорные и поддерживающие катки, натяжные колеса с механизмами натяжения и сдавания, гусеницы. Опорные катки двухбортные, на подшипниках скольжения, поддерживающие - установлены на подшипниках качения. Натяжное колесо, находящееся на подшипниках скольжения, опорное. Гусеница сборная. Она состоит из гусеничной цепи и асимметрично закрепленного на ней башмака. Механизм натяжения гидравлический. Механизм сдавания состоит из четырех пружин.

    Кабина трактора имеет большую площадь остекления и аварийный люк в крыше. Сиденье поворотное (на 90° в сторону грузовой стрелы). Привод гидронасосов гидросистемы грузоподъемного оборудования осуществлен от цилиндрического двухступенчатого редуктора, который закреплен на двигателе. Гидронасосы соединены с приводными валами редуктора зубчатыми муфтами. Включение редуктора механическое.

    Лебедка крана-трубоукладчика ТГ-502 предназначена для подъема, опускания и изменения вылета крюка. Отличительной особенностью этой лебедки является то, что корпуса редукторов не имеют жесткой связи в нижней части, что позволило освободить пространство под барабанами, удобно разместить гидроцилиндр перемещения противовеса, автономно обрабатывать и собирать редукторы лебедки, снизить трудоемкость их изготовления.

    В лебедку входят два установленных на обшей оси барабана (грузовой и стреловой) и два редуктора: один для привода грузового барабана, другой - стрелового барабана. Каждый барабан лебедки снабжен ленточным тормозом простого действия нормально замкнутого типа, размыкаемым при включении привода. Тормоз стрелового барабана включает в себя шкив, тормозную ленту с приклепанной к ней фрикционной накладкой, гидроцилиндр, пружину, стакан, шток и регулировочный винт.

    Тормоз грузового барабана устроен так же, как и тормоз стрелового барабана. Отличие заключается лишь в том, что он снабжен рычагом ручного размыкания, которым пользуются при необходимости опустить груз в случае выхода из строя основного двигателя или гидравлического привода грузоподъемного барабана.

    Гидросистема крана-трубоукладчика ТГ-502 предназначена для привода грузового и стрелового барабанов лебедки и перемещения противовеса. Ее можно разделить на две основные и одну вспомогательную подсистемы. Назначение основных подсистем - гидропривод грузового и стрелового барабанов, вспомогательной подсистемы - сервоуправление распределителями силового потока основных подсистем. Кроме основных функций каждая из подсистем выполняет по одной дополнительной функции. Так, подсистема привода грузового барабана используется для перемещения противовеса, стрелового барабана - для образования второй скорости крюка, серво-управления - для выключения тормозов грузового и стрелового барабанов.

    В каждую из основных подсистем входят насос, гидромотор, распределитель силового потока с двумя рабочими секциями, тормозной клапан, тормозной гидроцилиндр, распределитель управления тормозом. Кроме того, в подсистему привода грузового барабана входит гидроцилиндр перемещения противовеса. Вспомогательная подсистема включает в себя насос, блоки сервоуправления, распределитель автоматического управления подъемом и опусканием крюка, датчик нагрузки на крюке, цилиндр-регулятор, ограничитель подъема стрелы и распределитель блокировки второй скорости крюка.

    Список используемой литературы:


    1. Дудалов «Кранные трубоукладчики»;

    2. Менаев «Машины для строительства магистральных трубопроводов»;

    3. Мустафин «Машины и оборудования газонефтепроводов».

    Федеральный горный и промышленный надзор

    Нормативные документы
    Госгортехнадзора России

    России
    (Госгортехнадзор России)

    Нормативные документы по безопасности, надзорной и разрешительной деятельности в области котлонадзора и надзора за подъемными сооружениями

    РД 10-276-99

    Типовая инструкция для крановщиков (машинистов) по безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков

    1. Общие положения

    Краны-трубоукладчики относятся к грузоподъемным машинам повышенной опасности, поэтому их должны обслуживать высококвалифицированные и опытные крановщики (машинисты)*1.
    _____
    *1 Далее по тексту - крановщики.

    Согласно требованиям Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков*1, для управления грузоподъемными машинами и их обслуживания организация, эксплуатирующая кран-трубоукладчик (владелец) обязан назначить крановщиков.
    _____
    *1 Далее по тексту - Правила.

    Выполнять обязанности крановщика могут лица не моложе 18 лет, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, что должно быть подтверждено результатами медицинского освидетельствования.

    Подготовка и аттестация крановщиков должны проводиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях, располагающих соответствующей нормативной базой, базой для теоретического и производственного обучения и имеющих специальное разрешение (лицензию) органов Госгортехнадзора.

    Подготовка рабочих указанных специальностей должна осуществляться по программам, разработанным учебными центрами и согласованным с Госгортехнадзором России.

    Аттестацию (экзамен) крановщиков и их помощников проводит квалификационная комиссия при обязательном участии представителя органа Госгортехнадзора.

    Аттестованным рабочим выдаются удостоверения установленной формы за подписью председателя комиссии и представителя органа Госгортехнадзора. В удостоверении крановщика обязательной указываются тип и конструкция крана, к управлению которым он допущен. В удостоверение крановщика должна быть вклеена фотокарточка. Это удостоверение во время работы крановщики должны иметь при себе.

    Допуск к работе крановщика должен оформляться приказом владельца крана.

    Крановщик, переводимый с крана-трубоукладчика одной модели и конструкции на другой (с механическим приводом лебедки на гидромеханический, с Т-1224, на Д355СЗ, или на гидравлический с Т-3560 на ТГ-502А, а также с крана-трубоукладчика одного завода на кран-трубоукладчик другого завода), перед назначением на должность должны быть обучены по соответствующим программам и аттестованы в порядке, установленном Правилами. Обучение в этом случае может проводиться по сокращенной программе, согласованной с органом Госгортехнадзора.

    При переводе крановщика с одного крана-трубоукладчика на другой той же конструкции, но другой модернизированной модели администрация предприятия обязана ознакомить их с особенностями устройства и обслуживания такого крана и обеспечить стажировку. После проверки практических навыков они могут быть допущены к самостоятельной работе. Порядок проведения стажировки и проверки практических навыков устанавливается владельцем крана.

    Крановщики после перерыва в работе по специальности более одного года должны пройти проверку знаний в комиссии и при удовлетворительных результатах могут быть допущены к стажировке для восстановления необходимых навыков.

    Повторная проверка знаний крановщиков и их помощников комиссией должна проводиться: периодически (не реже одного раза в 12 месяцев); при переходе указанных лиц на другое место работы; по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Госгортехнадзора.

    Повторная проверка знаний должна проводиться комиссией в объеме инструкций. Участие представителя Госгортехнадзора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала не обязательно.

    Результаты аттестации и периодической проверки знаний обслуживающего персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.

    Допуск к работе крановщиков должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана-трубоукладчика. Перед допуском к работе владелец обязан выдать (под роспись) крановщику (каждому в отдельности) производственную инструкцию по безопасной эксплуатации крана-трубоукладчика, утвержденную в установленном порядке, и ознакомить их с приказом о порядке работы кранов-трубоукладчиков вблизи линии электропередачи, вблизи действующих трубопроводов или работе и ремонте трубопроводов, обвязки, арматуры находящейся под давлением.

    Производственная инструкция разрабатываемая владельцем на основании настоящей Типовой инструкции с учетом требований инструкции предприятия-изготовителя по безопасной эксплуатации крана-трубоукладчика, а также специфики местных условий эксплуатации крана-трубоукладчика.

    Крановщик, прошедший обучение и имеющий на руках удостоверение на право обслуживания и управления краном-трубоукладчиком, должен знать:

    1) производственную инструкцию, руководство по эксплуатации крана-трубоукладчика, параметры и техническую характеристику крана-трубоукладчика (грузоподъемность крана указана в паспорте и руководстве по эксплуатации);

    2) устройство крана-трубоукладчика, расположение механизмов и приборов безопасности;

    3) факторы влияющие на устойчивость крана и причины потери устойчивости при движении с грузом, в составе колонны и т.д.;

    4) ассортимент и назначение смазочных материалов, применяемых для смазки трущихся частей крана-трубоукладчика;

    5) установленный на предприятии порядок обмена сигналами со стропальщиками;

    6) безопасные способы строповки и зацепки грузов. Необходимо также уметь определять пригодность к работе канатов, съемных грузозахватных приспособлений (стропов, клещей, траверс, тары);

    7) установленный Правилами порядок производства работ краном вблизи линии электропередачи, вблизи действующих трубопроводов, при ремонте и обслуживании трубопроводов под давлением. Действия машиниста при обнаружении утечки газа, нефти, нефтепродуктов, при работе в топкой местности, на водных переправах, косогорах и уклонах;

    8) установленный на предприятии порядок выделения и направления кранов-трубоукладчиков на объекты производства работ;

    9) приемы освобождения от действия тока лиц, попавших под напряжение, и способы оказания им первой помощи;

    10) инженерно-технических работников по надзору за безопасной эксплуатацией и ответственных за содержание грузоподъемных кранов-трубоукладчиков в исправном состоянии, а также лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками.

    Крановщик координирует работу стропальщика, (бригадира-монтажника), отвечает за действия прикрепленного к нему для прохождения стажировки ученика и за нарушение указаний по управлению и обслуживанию крана-трубоукладчика, изложенных в производственной инструкции.

    2. Обязанности крановщика перед началом работы крана-трубоукладчика

    2.1. Прежде чем приступить к работе, крановщик должен убедиться в исправности всех механизмов, металлоконструкций и других частей крана.

    При этом он должен:

    осмотреть механизмы крана-трубоукладчика, их крепление и тормоза, а также ходовую часть, тяговые устройства;

    проверить наличие и исправность ограждений механизмов;

    проверить смазку передач, подшипников и канатов, а также состояние смазочных приспособлений и сальников;

    осмотреть в доступных местах металлоконструкции и соединения секций стрелы и элементов ее подвески (канаты, растяжки, блоки, серьги и т.п.), а также металлоконструкции и сварные соединения ходовой рамы (трактора);

    осмотреть в доступных местах состояние канатов и их крепление на барабане, стреле, а также укладку канатов в ручьях блоков и барабанов;

    Укладка трубопроводов довольно трудоемкий процесс и без спецтехники здесь не обойтись. Поэтому многие строительные бригады используют .

    Возможности трубоукладчика ТО-1224

    Трубоукладчик ТО 1224 является гордостью своих производителей. Его используют для прокладывания трубопроводных путей в различных траншеях. Данный трубоукладчик часто сопровождает очистные механизмы и может также поднимать либо транспортировать груз при строительстве магистралей. Он работает на различных типах грунтов.

    Основные характеристики

    Внешне трубоукладчик выглядит довольно компактно. Ниже представлены на трубоукладчик ТО 1224 технические характеристики.

    • Двигатель ЯМЗ 238М2-2 с рабочим объемом в 14,8 л.с. и мощностью в 240 л.с на 2100 об/мин;
    • Электростартер в 8.1 кВт;
    • Гусеничная ходовая часть установлена на стальной раме с жесткой, четырехточечной подвеской. Такая конструкция гарантирует длительный срок эксплуатации и хорошую выносливость трубоукладчика;
    • Трансмиссия механическая с коробкой передач КПП 7СП с электросервированым управлением;
    • Гидравлическая система управления с гидронасосом производительностью около 180л /мин и максимальным давлением в 18 МПа;
    • Максимальную нагрузку, которую может выдержать трубоукладчик на вылете стрелы в 1,5 м, составляет 20 т, а минимальный ее показатель на стреле в 6,5м – 7 т.

    Может комплектоваться стрелою в 7 м либо 9 м. Сама стрела являет собой сварную коробчатую конструкцию, которая работает при помощи шестиметровой лебедки, оснащенной двумя барабанами и гидравлическим приводом. Это позволяет спокойно передвигать грузы и работать с трубами, аккуратно укладывая их на нужную глубину. Для прокладки трубопровода очень часто используется .

    Основными достоинствами данного типа спецтехники являются:

    • удобное управление при помощи джойстика;
    • бронированный корпус и наличие гусеничного хода позволяют работать даже в болотистой или лесной местности;
    • хорошая характеристика хода;
    • отличная ремонтная способность.

    Сервисное обслуживание спецтехники

    Что же касается сервисного обслуживания, то им занимаются специальные сервисные центры. Здесь можно заменить масло, гидронасосы, замки, уплотнители и прочие расходные материалы. Каждая городская служба или дорожно-строительное управление, занимающееся обустройством дорог должно обзавестись данной спецтехникой. Если оценить затраты труда на прокладку городских магистралей, то становится понятно, что какова бы ни была на трубоукладчик то 1224 цена, затраты на его приобретение или же аренду полностью окупятся в скором времени.

    Трубоукладчик ТО 12.24 с гидростатической трансмиссией (ГСТ- Германия, Италия аналог Либхерр ), создан для укладки в траншею трубопроводов, а также для осуществления разнообразных подъемно-транспортных работ на обычных почвах и почвах со сниженной несущей способностью.

    Трубоукладчик ТО 12.24 есть всегда в наличии на складе компании « Российский Торгово-Промышленный Альянс », и только у нас вы сможете его приобрести действительно по хорошей цене!

    Основные преимущества трубоукладчика ТО 1224

    1. На данной моделе установлены планетарные лебедки итальянского производства, с гидравлическим приводом. Срок эксплуатации гидромотора не меньше 5000 моточасов работы лебедки. Планетарный механизм лебедки с нормально замкнутым многодисковым тормозом. Отдельно есть комплектация с автосбросом.

    2. В трубоукладчике ТО 1224 используется двигатель базового трактора ЯМЗ-238М2-2 вместе с гидромеханической трансмиссией BOSCH-REXROTH , немецкого производства. Они обеспечивают наилучшие показатели с технико-экономической точки зрения. При отсутствии топливного бака позади кабины, появляется возможность разместить дополнительное оборудование, такое как, сварочный трансформатор. Также присутствует вместительный отсек для хранения инструмента.

    3. Кабина трубоукладчика ТО1224 шестигранная , что обеспечивает обзор на 120º по вертикали и 360º по горизонтали, позволяя оператору машины контролировать груз непрерывно. Для удобства оператора управление подъемным оборудованием происходит джойстиком. Это позволяет одновременно изменять местонахождение стрелы и менять подъем крюка. Управление поворотами также осуществляется джойстиком. Еще кабина оснащена автоматом защиты - АЗК 110. Это прибор безопасности разработан специально для самоходных кранов-трубоукладчиков различной грузоподъемности. Он обеспечивает защиту трубоукладчика от опрокидывания и перегруза при непосредственном подъеме груза. Показывает информацию о предельной грузоподъемности, массе поднимаемого груза, угле наклона стрелы относительно горизонта, величине вылета стрелы.

    Жесткая ходовая часть и гусеничные тележки соединены между собой жесткими связями, образуя единую конструкцию с рамой болтовыми соединениями.
    За счет обновленной рамы, производить ремонт бортовых редукторов и ходовой части, стало возможным без демонтажа грузоподъемных механизмов. А вынесение оси крепления стрелы позволило поднимать стрелу строго в вертикальное положение. Ровное, сплошное бронированное днище улучшает проходимость на слабонесущих грунтах и лесистых участках.

    «Российский Торгово-Промышленный Альянс» является дилером двадцати заводов-изготовителей спецтехники, поэтому, если Вы решили купить Трубоукладчик ТО 1224 по низкой цене, обращайтесь в нашу компанию.