Швеция в поездке - наиболее удобные способы передвижения. Передвижение по болоту

Существование право- и левостороннего движения не первое десятилетие добавляет работы автопроизводителям и головной боли водителям, вынужденным в отпуске или командировке ездить "не по той" стороне. А в этой существующей до сих пор двойственности, виноваты, как оказывается, лошади.

Как нетрудно догадаться, правостороннее движение ничем не хуже и не лучше левостороннего - лишь бы к нему были полностью адаптированы и автомобили, и дорожная инфраструктура. Начинающие английские или австралийские водители осваиваются на дороге не медленнее и не быстрее, чем немецкие и российские "чайники". Может быть, поэтому все страны мира так долго не могут прийти к единому варианту - и к примеру, небольшое государство Самоа в Океании пять с небольшим лет назад перешло с правостороннего варианта на левосторонний. Дело в том, что сто лет назад Самоа было немецкой колонией и при прокладке дорог вводилось привычное немцам правостороннее движение - однако машины на острова удобнее возить из Австралии и Новой Зеландии, где они в абсолютном большинстве "праворукие". Поэтому местный премьер-министр осенью 2009 года дал стране команду ездить по другой стороне дороги.
Но если две схемы движения одинаково хороши (или одинаково плохи) - как же тогда осуществлялся выбор? Неужели наши предки в какой-то момент банально подкидывали вверх монетку? Отнюдь.
В конце прошлого века археологи проводили раскопки на территории каменоломни древнеримских времен и обнаружили в том числе дорогу к ней. На основании того, что с одной стороны колея была ощутимо глубже, чем с другой (причиной чего была разница в весе между пустой и груженой телегой), специалисты сделали вывод, что на территории этого древнего "предприятия" было принято левостороннее движение. Ряд других находок подтверждают этот вывод: в древности люди явно предпочитали двигаться по левой стороне.

Жокеям, управляющим самой роскошной каретой из имеющихся в распоряжении британской королевской семьи, не надо никуда прижиматься: на улицы, по которым должен проехать экипаж, ни одно другое транспортное средство просто не пустят.

Дело в том, что это для автомобилиста нет принципиальной разницы, какими боками разъезжаться. Но тысячи лет назад самым популярным средством передвижения по суше была лошадь, а вот для всадника или правящего повозкой кучера разница уже имеется. Большинство людей - правши, и предпочитает садиться на лошадь с левой стороны, а оружие или, к примеру, кнут держать в правой руке. Именно из-за этого всадники, к примеру, предпочитали расходиться правыми боками - чтобы находиться в более удобной на случай нападения позиции. А кучерам было сподручнее ехать слева, чтобы у кнута было меньше шансов зацепиться за кусты или изгородь на краю дороги - или зацепить кого-то из идущих по обочине.
Таким образом, левостороннее движение выглядит более привычным и естественным - но кому же тогда пришла в голову мысль занять другую сторону дороги? Ряд историков считает, что во всем виноваты многоконные упряжки, где кучер сидел не на карете или повозке, а непосредственно на одной из лошадей. Удобнее всего кучеру было на левой задней лошади - однако в этом случае он не особо хорошо "чувствовал габариты" экипажа, разъезжаясь со встречными повозками. Поэтому и роскошные экипажи знати ("шестисотые мерсы" своего времени), и тяжелые грузовые телеги (сталкиваться с которыми было себе дороже) начали держаться правой стороны. Со временем привычку ездить справа приобрели и те, кто правил менее громоздкими и престижными экипажами. В результате в XVIII веке правосторонняя схема движения была официально закреплена во многих европейских странах: к примеру, во Франции это сделали в 1794 году, а в России - еще раньше, в 1752 году, указом императрицы Елизаветы Петровны.

Не было бы Англии - не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

Попытаемся разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф - фунт серебра.
Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

Римская версия

В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.

Морская версия

Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.

В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?

Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:

Колониальный фактор

Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.

Политический фактор

Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт, схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, - Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания - установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия - оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.

Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.

Когда в России утвердилось правостороннее движение?

В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.

Левостороннее движение во Владивостоке

Восток - дело тонкое. А Дальний Восток - вообще не понятное):

Как вы наверно слышали, в центре Владивостока появились две улицы с левосторонним движением.

Из-за открытия моста через бухту Золотой Рог была изменена организация движения в центре города, «в целях оптимизации дорожного движения и исключения пересечения транспортных потоков». В том числе на двух улицах весьма необычно - по сути там ввели левосторонние движение. Зато теперь праворульные машины на них смотрятся очень гармонично.

Страны, которые поменяли движение

История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:

«Назло вчерашним оккупантам»

США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.

Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.

Географическая целесообразность

На правостороннее движение в середине 1960-х – начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H»*, когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.

В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.

«Левые» исключения

В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).

Какое движение безопаснее?

По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения - это всего лишь вопрос привычки.

Страны с левосторонним движением

Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % - по левой.

В Северной Америке

Антигуа и Барбуда
Багамские Острова
Барбадос
Ямайка

В Южной Америке

Гайана
Суринам
Европа

Великобритания
Ирландия
Мальта
Азия

Бангладеш
Бруней
Бутан
Восточный Тимор
Гонконг
Индия
Индонезия
Кипр
Макао
Малайзия
Мальдивские о-ва
Непал
Пакистан
Сингапур
Таиланд
Шри-Ланка
Япония
Африка

Ботсвана
Замбия
Зимбабве
Кения
Лесото
Маврикий
Мозамбик
Намибия
Сейшельские острова
Свазиленд
Танзания
Уганда
ЮАР
Океания

Австралия
Кирибати
Науру
Новая Зеландия
Папуа - Новая Гвинея
Самоа
Тонга
Фиджи

Способы передвижения разведчиков в населенных пунктах и в помещениях зависят от задач поставленных разведчикам, характера местности, погоды, времени суток действий противника и. наконец, от наличия всякого рода инженерных укреплений и заграждении. Однако имеется ряд общих и частных способов действии, которые разведчик обязан знать.
В крупных населенных пунктах дальность наблюдения ограничена, так как дома в городах имеют различную высоту; поэтому для выдвижения на выгодный наблюдательный пункт разведчику приходится зачастую передвигаться среди развалин зданий, внутри знания, по крышам зданий чердакам и т. п.
Трудность передвижений в населенных пунктах увеличивается вследствие большого количества битого кирпича, железного лома, проволоки, глыб разваленных зданий, минированных заграждений и оплетенных проволокой препятствий Искусное преодоление всевозможных препятствий и безукоризненное ведение ближнего боя - важнейшие требования, предъявляемые разведчику при действиях в населенных пунктах.
Прежде чем передвигаться к отдельному строению, постройке, двору или группе домов, следует начать скрытное наблюдение за окраинами населенного пункта, за отдельно стоящими строениями, а затем последовательно за основными местными предметами. После этого под прикрытием складок местности и местных предметов передвигаться пригнувшись, на четвереньках или ползком.
В целях скрытного передвижения двигаться по обочинам дорог, канавам, вдоль заборов, кустарника и деревьев.

Передвижение по местности с развалинами

При передвижении в местах, где имеются груды битого кирпича, разрушенные строения поваленные стены, завалы, воронки, стремиться обходить их, внимательно прислушиваться и на укрытия просматривать ямы углы, отверстия. Если нужно пройти по ним или через них бесшумно, то ногу ставить сверху и, нащупав твердую точку опоры, перенести на нее тяжесть тела, после чего делать следующий шаг (рис. 47).
При перелезании через препятствие проходить над ним возможно ниже и не спрыгивать с него, а опускаться. Во всех случаях остерегаться предметов, производящих шум (консервные банки, проволока, гильзы, деревянные предметы и т. п.)
Если разведчикам предстоят длительное переползание по местности с твердым и неровным грунтом, то желательно, чтобы они имели примитивные наколенники, сшитые из тряпок и подбитые паклей или ватой: эти наколенники пришиваются к брюкам в местах, соответствующих коленному суставу.
В солнечные дин и лунные ночи для передвижения рекомендуется избирать теневые стороны и маскироваться за самими предметами.
При встрече транспорта противника разведчик обязан (в том случае, если он не имеет специальных указаний), не обнаруживая себя, вести наблюдение: если имеются скрытые участки местности, то разведчик должен, просмотрев и заметив то, что ему необходимо, использовать шум мотора для свободного передвижения броском в заданном направлении. С этой же целью нужно использовать и ветер. Бесшумно подходить к противнику удобнее в тех случаях, когда ветер дует от него в сторону разведчика.
Во всех случаях передвижения в населенных пунктах и селениях, а также в помещении остерегаться собак. При появлении собаки обойти это место или строение и продолжать движение.

Передвижение внутри зданий

В большинстве случаев разведчики, прежде чем проникнуть в здание, изучают режим и поведение противника; оценивают условия проникновения в здание и выгодные для этого время и момент. Для успешного проникновения в здание иногда целесообразно бывает использовать отвлекающие действия - поджечь соседний дом или поднять шум поблизости. Во время разведки внутри здания разведчикам часто приходится действовать стремительно, пуская в ход гранату, пулю в упор и холодное оружие; в этих случаях передвигаться нужно быстро, в некоторых местах бесшумно и всегда действовать осторожно, но решительно.
При скрытном и бесшуном передвижении в помещении, по коридорам и лестницам надевать мягкую обувь, обвернуть сапоги тряпками или снимать обувь.
По коридорам и комнатам передвигаться вдоль стен небольшими шагами, на цыпочках. Подниматься по лестницам через 2-3 ступени, спускаться по одной, двигаться ближе к перилам. Постоянно остерегаться скрипа пола или лестницы. В помещении рекомендуется маскироваться за дверями, шкафами, в нишах стен, чуланах, под лестницами и т. п. Из-за угла, на поворотах в коридорах выходить быстро; в комнаты также входить быстро. Оружие всегда держать в полкой готовности; остерегаться минированных предметов.

Указания по обучению передвижениям в населенных пунктах и внутри строения

Обучение разведчиков проводить на окраинах населенных пунктов (при подходе к ним) среди строений и внутри учебного строения, сарая или землянки как на слециальных занятиях и на занятиях по физической подготовке, так и при следовании на другие занятия.
Тренировку проводить в виде двусторонних действий в следующих формах: одному подразделению скрытно и бесшумно подойти к группе домов; при этом другое подразделение укрывается среди строений и наблюдает; одна группа разведчиков маскируется среди строений, в сарае, в учебном повешении, другая же стремится обнаружить противника и вступить с ним в рукопашную схватку на винтовках или ножах с мягким наконечником; двум, трем различным группам с разных сторон подойти к строению, войти в него и захватить пленного и т. п.
Тренировать разведчиков в скрытном и бесшумном передвижении по участку местности с битым кирпичом, консервными банками, кусками проволоки, с одновременным преодолением на пути завалов, ям, разрушенных стен с передвижением вдоль забора, плетня, с влезанием в окна учебного строения, с движением по лестницам, коридорам, чердакам и т. п. Помимо этого тренировать разведчиков в быстром передвижении и преодолении препятствий в населенных пунктах и помещениях.

5. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ РАЗВЕДЧИКА ПО МЕСТНОСТИ С РАЗЛИЧНЫМ РАСТИТЕЛЬНЫМ ПОКРОВОМ

(луга, посевы, насаждения, камыши и кусты)

При передвижении шагом или бегом по местности с различной растительностью в той зоне, где противник не видит и не слышит разведчика, двигаться большими шагами; нога чаще всего ставится с пятки на всю ступню или сверху сразу на весь след. Смотреть нужно вперед и вниз стараться не ставить ногу на лежачие камни и ветки во избежание легких ушибов и травм. Встречающиеся на пути посевы, камыши, кусты плавно отводить, разводить руками или левой рукой, если правая держит оружие (рис. 48). После прохождения плавно опускать растительность на место за собой.
При бесшумной ходьбе по высокой траве (особенно сухой) и листопаду поднимать ногу выше и ставить ее с носка (рис. 49).

При бесшумном переползании по сухой траве и листопаду передвигаться на получетвереньках медленно, попеременно переставляя вперед руки и ноги, или на боку; в последнем случае вначале осторожно переставить левую руку, затем передвинуть тело и переставить правую ногу.
Перед прохождением участка местности с посевами, камышом, кустами и травой в рост человека разведчик при возможности предварительно должен присмотреться к этому участку местности с высоты (с холма, дерева и т. п.) и наметить выгодные, скрытные подступы и проходы.
Если местность просматривается противником с высоты, то разведчик, передвигаясь по ней, обязательно должен быть в маскировочном халате и замаскировать себя под цвет местности. Передвигаться нужно так, чтобы не шевелить верхушки посевов, камыша или кустов ввиду того, что с высоты шевеление верхушек на большом расстоянии заметно и демаскирует разведчиков. Поэтому нужно передвигаться пригнувшись, на четвереньках или лежа по дорожкам, межам посевов, под кустами и между кустами (рис. 50); при движении соблюдать осторожность, чтобы не наступить на сухие ветки, производящие шум.

Указания по обучению передвижениям по местности с различным растительным покровом.

При обучении не портить посевы и насаждения. Подбирать местность, приближенную к посевам и насаждениям, как, например, бурьян с высокой травой, мелкий кустарник камыш (вблизи от дорог, в оврагах, на пустырях и т. п.)
Тренировку в передвижениях проводить в колонне, в змейке, в цепи, группами; при встречном движении - одиночно и группами. Передвигаться низко пригнувшись, переползанием. с переноской грузов, лестниц, досок, с бойцом, обозначаюшим пленного, и с различным тяжелым пехотным оружием.
Проводить тренировку на скрытные и бесшумные передвижения и действия: одновременно бойцы должны вести наблюдение (одна группа за другой или один боец за другим) из кустов, камыша, бурьяна, с высоты и прислушиваться к действиям "противника"; тренировать разведчиков в быстрых открытых действиях в виде максимально быстрого бега, переползания с преодолением на пути препятствий.
Тренировку в передвижениях сочетать с боями на палках с мягким наконечником, с нападением на "противника" и захватом пленного.

6. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ РАЗВЕДЧИКА ПО ЛЕСИСТО-БОЛОТИСТОЙ МЕСТНОСТИ

В лесисто болотистой местности передвижение затрудняется вследствие ограниченности наблюдения и трудности обстановки; ограниченности дорог, а иногда и полного отсутствия их, ввиду опасности внезапной встречи с засадами, завалами и минными заграждениями противника.
Для обеспечения скрытного и бесшумного передвижения в лесу разведчик должен:
тщательно замаскирокать себя ветками и травой под общий фон местности;
избегать движения по валежнику и сухому кустарнику:
в случае необходимости обматывать обувь тряпкой или войлоком.

Передвижение в лесу

При передвижении в лесу двигаться осторожно, не наступать на сухие ветки, кору, шишки; пользоваться для маскировки толстыми деревьями, кустами, высокой травой, кочками, всегда внимательно наблюдать и вслушиваться, отличать естественный шум от искусственного. Быстро перебегать через отдельные открытые участки местности (от одного дерева или куста к другому), а также далеко просматриваемые лесные дороги, тропы и просек, после чего переходить в положение приседа, лежа и продолжать движение в рост или переползать.

Передвижение по болоту

Передвигаясь по болоту (если его нельзя обойти), разведчики должны держаться группой, поблизости друг от друга, чтобы в случае необходимости можно было оказать помошь товарищу.
Путь перехода через болото надо выбирать очень тщательно.
Прежде чем переправляться через болото, нужно установить нет ли тропы, которой пользуются местные жители, какова глубина болота, насколько тверд верхний покров. Через болото надо переходить осторожно и не спешить, чтобы не попасть в трясину. Вначале нужно осторожно ступить у самого края болота. Если оно выдерживает, то надо ударить несколько раз ногами по поверхности и. убедившись, что поверхность не проваливается, осторожно двигаться вперед, прошупывая путь впереди себя палкой. Рекомендуется выбирать путь с кочками, корневищами кустарника, расположенными близко одни от другого. В особо опасных местах нужно набрасывать хворост, жерди, доски или плетневые шиты. При этом целесообразно перекладывать жерди и доски или плетневые шиты после прохождения по ним.
Для облегчения передвижения по болоту можно пользоваться палками, такими, как при движении на лыжах (рис. 51). Палки изготовляются так: связать два кольца из гибких прутьев, перевязать их крест-накрест веревкой (лыком, проволокой). Изготовленное кольцо прочно привязать к палке с зарубкой или рогулькой на коте.
Кроме палок, разведчик может пользоваться болотоступами, которые изготовляются в виде пучка ветвей либо в виде плетенки и подвязываются к ногам (ряс. 52) веревками, лыком и т. п. так, чтобы они легко снимались.

Если путь перехода выбран, намечен и проверен, то проходить его нужно быстрыми небольшими шагами по моховой полосе или скачками по грядам с кустарником.
Если обстановка требует скрытного и бесшумного передвижения по болоту, то двигаться осторожно шагом, низко пригнувшись, ощупывая в разгребая руками траву, мох и т. п. (ряс. 53), или переползать лёжа на животе (на боку).
Разведчик должен помнить, что по болоту можно пройти и пронести с собой груз (противотанковое ружье, станковый пулемет, ящики с взрывчаткой и т. л.) в тех случаях, когда болото покрыто сплошным мхом, густой травой вперемежку с осокой или поросло кустарником (ивы, ольхи), а также при условии, если участки болота покрыты еловым и ольховым лесом.
Трудно пройти по болоту если оно покрыто пушицей (травой, головки которой после цветения образуют пух) и если на нем среди мха часто встречаются лужи застойной воды. Наличие камыша вместе с осокой и редкого молодого березняка также указывает на слабую сопротивляемость поверхностного покрова.
Очень трудно пройти по болоту, если оно покрыто тонким слоем покрова, под которым находится вой, или редкими кустами камыша.
При переходах через болота нужно избегать мест, покрытых яркой сочной зеленью. Это "окна", в которые можно провалиться.

Указания по передвижениям в лесисто-болотистой местности

Обучение передвижениям в лесисто-болотистой местности производить в хвойном лесу, лиственном, смешанном, вырубленном, в лесу на болоте и с кустарником, по лесным просекам, склонам, холмам, лесным горам и оврагам.
Способы передвижения отрабатывать соответственно характеру местности. Передвигаться следует пригнувшись, бесшумно, скрытно я открыто, шагом, бегом, а также переползанием. Одновременно преодолеть встречающиеся препятствия (рвы, завалы, коряги); вести наблюдение, влезать на деревья и закрепляться на них, метать гранаты и действовать оружием.
Во всех случаях тренировки требовать от бойцов умения маскировать себя ветками под фон местности и обвертывать обувь тряпьем для того, чтобы осуществлять движение бесшумно.
Обучение передвижениям по лесисто-болотистой местности проводить и на болотистой местности с разведкой проходимых мест палкой; бойцов, производящих разведку в опасных местах, следует страховать веревкой.
По болотам передвигаться пригнувшись, низко пригнувшись я посредством переползания. После таких тренировок отводить время на мытье и просушку обуви и обмундирования.
При обучения передвижениям в лесисто-болотистой местности, так же как и в другой местности, способы передвижения сочетать с ведением огня и приемами рукопашного боя.

7. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ РАЗВЕДЧИКА В ГОРАХ.


Особенности горных условий

Действуя в горах, разведчик должен быть выносливым, осторожным, дерзким я обладать особым терпением и вниманием в наблюдении за противником и местностью; при необходимости он обязан, притаившись, часами выслеживать я выжидать врага; по мере надобности ползти сотни метров скрытно и бесшумно, невзирая на непогоду, преодолевая усталость.
Каждый разведчик Красной Армии должен отлично знать особенности горной обстановки и учитывать все опасности, с которыми он может встретиться при действиях в горах. Ему необходимо владеть основными элементами передвижения в горах и преодоления горных препятствий.
Обучение разведчиков и тренировка их в овладении различными моментами горной подготовки, даже и вне гор, являются хорошим средством общего физического развития облегчают выполнение разведывательных задач в горах.
На всех занятиях по боевой подготовке, а также в часы физической тренировки разведчиков при наличии времени и условий использовать любые возможности местности, вводя элементы горной тренировки.
Из опыта войны следует, что войска могут действовать в горах не имея специального горного снаряжения, при условии широкого использования шанцевого инструмента, подручных средств и материалов.
При действиях разведчиков в высокогорных районах желательно иметь для них специальное снаряжение (кошки, защитные цветные очки и т. д.).
На передвижение бойца в лесисто-горных и высокогорных районах оказывает влияние ряд факторов, которые должен знать и учитывать каждый разведчик, действующий в горах.

Трудность ориентировки

Трудность ориентировки возникает при отсутствии характерных ориентиров и наличии богатой растительности с резкими тенями; вследствие неожиданных изменений атмосферных явлений (снижение облачности, дожди, снегопады, резкие колебании погоды в любое время года, ухудшение видимости в туманы): из-за ограниченности дорог и большого количества однотипных тропинок.

Естественные опасности

К естественным опасностям относится: камнепады вызываемые разрушением горных пород под воздействием ветра, дождя и при неаккуратном движении по камнепадным местам; осыпи, когда с поверхности склона срываются нагроможденные обломки скал, камней и т. п.; снежные лавины сползающие со склона с большой скоростью; снежные обвалы. Весной: земляные оползни, грозы, дожди и бури. После дождя тропинки, склоны и скаты становятся скользкими и увеличивается опасность срыва всяких пород. Особенно опасны трещины в горах, зачастую покрытые снегом.

Метеорологические изменения

В высокогорных районах температура воздуха после захода солнца понижается даже летом. При наличии льда и снега на зрение действуют отраженные солнечные лучи, вследствие чего требуются предохранительные очки: разряженность воздуха влечет за собой затрудненное дыхание и головокружение, однако эти явления по мере тренировки исчезают. Для высокогорных районов характерно также быстрое изменение уровня воды в горных реках во время дождей и таяния снегов; в этот период мелководные ручьи превращаются в бурные, быстротечные потоки, а реки отличаются труднопроходимыми широкими рукавами.
Признаки ухудшения погоды: алая утренняя заря, понижение температуры воздуха в утренние часы, затуманенное солнце, венец вокруг луны и заметное мерцание звезд.
Признаками неустойчивости погоды являются: ветры, дующие ночью из долины в горы, а днем с гор.
Признаки улучшения погоды: алая вечерняя заря, понижение температуры в долинах в вечерние часы, вечерний туман в долинах, безветрие, ясное небо, утренняя роса, покрытые дымкой вершины, холодные ночи в долинах.
Признаком приближения грозы является появление на 2 - 3 часа до начала грозы массы кучевых облаков. Для укрытия от грозы нужно использовать прочные скальные выступы. В лесу не следует останавливаться под высокими и одиноко стоящими деревьями.
Место для отдыха и ночлега в горах разведчик должен выбирать там, где он будет защищен от сильного ветра, при этом необходимо учитывать возможность неожиданного наводнения, камнепада и лавины.

Возможности действий

Горно-лесистая местность, как правило, труднопроходима вследствие густых зарослей, бурелома и малочисленности дорог; в такой местности обычно имеются небольшие населенные пункты, отмечающиеся малой плотностью населения. У противника, действующего в горах, имеется большая возможность легко укрыться на местности, организовывать засады, ловушки, создавать естественные преграды, препятствия и минировать проходимые участки.
Несмотря на опасности, трудности и суровые природные условия лесистые и скалистые горы благоприятствуют активным, внезапным, смелым и дерзким действиям разведчиков. Вследствие разнообразия местности, а также возможности скрытого передвижения и занятия высоких точек в горах создается широкое поле видимости и наблюдения; многообразие всяких щелей, камней, кочек, кустов и деревьев дает возможность разведчику легко укрыться от неприятельского огня; занятие более высокого места, чем противник, использование узких проходов, зарослей, камнепадов и т. п. помогают разведчику легко уходить от преследования и уничтожать противника.
Разведчики, действующие в горах, должны брать с собой только то, что крайне необходимо для выполнения задачи. Предварительное внимательное изучение местности и наблюдение за ней должны быть правилом разведчика при всех его передвижениях и перед началом действий.
При действиях в горах разведчики должны иметь с собой пищевые концентраты на 1 - 2 суток, а при действиях в высокогорных районах - специальное горное снаряжение, теплую одежду, обувь и запас концентратов на 3-4 суток.
Во избежание опасностей, которые встречаются при передвижениях в горах, разведчик должен знать и выполнять меры предосторожности и страховки.

Основные элементы страховки и самостраховки

На опасных участках передвигаться в связке по три человека на одной веревке. Каждый разведчик обвязывает грудь веревкой, делая петлю и закрепляя ее узлом (рис. 54).

Для того чтобы веревочная петля не сползала с груди, подвязывать ее вспомогательным куском веревки, продевая один конец под петлю сзади, вокруг шеи, а другой под петлю спереди; концы веревки связываются (рис. 55)
Для того чтобы на крутых скатах ноги не скользили, нужно обвязывать обувь веревкой или проволокой (рис. 56).

Для того чтобы избежать падений и срывов при движении в связке по скалам, боец, обеспечивающий страховку, должен выбирать удобные выступы, площадки или углубления, принимать устойчивое положение для упора и использовать подручные средства.
Для самостраховки можно пользоваться винтовкой, лопатой и палкой с заостренных концом, имея их всегда наготове; (рис 57), в опасных местах при спусках или переходах следует пользоваться для страховки веревкой, перекидывая ее через дерево, выступ (рис. 58) и через плечо; можно пользоваться также страховкой через поясницу с хорошей опорой ногами (рис. 59), подъемы рекомендуется совершать путем переступания по склону; боец переступает, держась за веревку, которая закреплена и держится товарищем (рис. 60).

Способы передвижения в горах


Передвижение в горно-лесистой местности

В горно-лесистой местности разведчик может совершать передвижение по горным лесным и грунтовым дорогам и тропам, а также вне дорог я троп, а иногда и даже в самых опасных местах, в зависимости от обстановки и стоящих перед ним задач.
Передвигаться по горным, лесным и грунтовым дорогам следует по сторонам дороги справа или слева небольшим ровным шагом, с возможно меньшим количеством остановок. При передвижении осматривать впереди лежащие кусты, деревья, обрывы и т. д. Мосты через овраги, насыпи следует проходить только после тщательной разведки; охрану снимать бесшумно, холодным оружием; при необходимости двигаться вне моста переходить овраги или обходить их.
Передвижение по горным тропам приходится совершать по травянистым, поросшим кустарником и по лесным склонам, среди которых находятся камни, осыпи и различные скалистые обломки горных пород.
Скорость движения по тропам зависит от крутизны склона, степени заостренности тропы, опасности со стороны вышележащих склонов и состояния погоды.
При движении по горным тропам шаг должен быть равномерным и средней длины. При подъемах ногу ставить на полную ступню. Если тропа засорена, стараться, чтобы нога не попадала на ненадежно лежащие камни. Прочно лежащие камни использовать для опоры каблуком. Чем круче тропа, тем больше помогать движением рук, придерживаясь одновременно за прочные выступы камней, ветви кустов и деревья.
При передвижении вне дорог и троп двигаться по краю их или параллельно им по зарослям, кустарнику, обочинам и между деревьями: способ движения избирать соответственно характеру местности - двигаться пригнувшись, на четвереньках или переползанием.
При движении в дождь, снег и туман соблюдать особую осторожность; тщательно выбирать место для постановки ноги и переносить вес тела на другую ногу только тогда, когда она прочно поставлена. При этом можно пользоваться палкой с заостренным концом или лопатой для самостраховки.
При передвижении в незнакомой горно-лесистой местности для уточнения направления обратного пути в некоторых случаях можно пользоваться специально сделанными мелом или углем знаками на скалах или больших камнях, а также надломанными ветками, специально уложенными камнями или пучками травы.
Передвигаясь в горах с богатым растительным покровом, разведчики должны прислушиваться к малейшему шороху и шуму с целью отличить естественный шорох и шум (создаваемый животными) от искусственного (создаваемого противником). Особое внимание обращать на деревья, дупла и гнезда больших птиц.
При передвижении по тропам, проходящим по гребню высот или через вершины, которые находятся под наблюдением противника, двигаться вне троп и по обратным скатам.
Гребни или вершины преодолевать скрытно: использовать мелкие трещины и другие углубления, при необходимости передвигаться путем переползания.

Передвижение по травянистым склонам, оврагам и осыпям

Передвижение по травянистым склонам (подъем) при не большой крутизне производить "в лоб", ставя ноги "елочкой": разворот ног (угол между ступнями) тем больше, чем круче подъем. При более крутом подъеме (свыше 40°) следует совершать движение зигзагом или "лесенкой", двигаясь попеременно то правым, то левым боком к склону (рис. 61).
Если склон покрыт отдельными крупными камнями, кустами или осыпью, разведчики не должны двигаться один над другим.
При подъеме корпус следует держать свободно, подавая его несколько вперед, ногу ставить на всю ступню.
При большой крутизне совершать подъем на четвереньках, держась за траву и выступы прочных камней (рис. 62).

При спусках идти на полусогнутых ногах и стремиться опираться на всю ступню или на каблук.
При движении по сухому травянистому склону, покрытому густой и мягкой травой опасаться скольжения ноги по траве; на мокрых травянистых склонах опасность возрастает; для облегчения движения по таким склонам и самостраховки применять заостренную палку, держа ее острым концом к склону, а на крутых скользких склонах можно пользоваться лопатой, вырубая ею ступени для того, чтобы обеспечить надежную постановку ноги.
Для облегчения спуска по крутым склонам в целях самостраховки также применить палку (лопату) или самостраховаться при помощи веревки.
При переползании по травянистым склонам не хвататься за непрочно лежащие мелкие камни, а также за пучки травы в кусты. Спускаться, переползая спиной к скату (рис. 63) или лежа на животе, ногами вниз.
Передвижение по осыпям производить с опробованием места для постановки ноги, после чего переносить на нее тяжесть тела. По мелкой осыпи ставить ногу еще осторожнее и переносить на нее вес тела только тогда, когда грунт на ней не сползает, или до тех пор, пока перемещение грунта не прекратилось.
При спусках с коротких склонов с мелкой осыпью (если осыпь достаточной толщины и лежит не на крутом ледовом или травянистом склоне) можно двигаться прямо вниз, используя сползание осыпи для ускорения движения.
При сползании по осыпям выставлять наблюдение за вышележащим склонами.

Передвижение в местах, опасных камнепадами

Стремиться обходить места, опасные камнепадами, избегать переходов по выветрившимся скалам и непрочно лежащим камням. При необходимости передвигаться идти осторожно, небольшими шагами, иногда держась за выступы. Менее опасное время для перехода - утро и начало вечерних сумерек.
Места, подверженные камнепадам, определяются по следующим признакам: образование желобов, заглаженные края скальных выступов, наличие щебня и пыли на ступенчатых участках ската и скальных площадках, свежие осыпи у подножья.
Через места, опасные камнепадами, разведчики должны передвигаться поодиночке в это время остальные находятся в укрытии. Если камень скрывается, нужно попытаться задержать его и предупредить товарищей возгласом "камень".
Если невозможно отойти в сторону при начале камнепаде нужно прижаться к склону, предварительно защитив голову подручным материалом (вещевой мешок, ранец, скатка).

Передвижение в лавиноопасных местах

Если крутизна склона снежных скал превышает 25°, она может быть лавиноопасной. Наличие сильных ветров также способствует образованию лавин.
Небольшая вероятность падения лавин существует в первые два дня после снегопадов, особенно в узких ущельях
Признаками лавиноопасности являются следы прошедших лавин: вырванные или согнутые деревья и кусты, выносы масс снега, наличие желобов, таких же, как при камнепадах.
В лавиноопасных местах двигаться по выпуклым участкам скал, изобилующих крупными камнями; выступающие скалы, деревья, кустарники и трава препятствуют образованию и движению снежных лавин.
По лавиноопасному склону передвигаться по одному, выставляя наблюдателей, которым вменяется в обязанность предупреждать о движении лавины. Определить движение лавин можно и по слуху; в начале их движения слышны громкий шорох, шипение, а затем громоподобный шум.
Пересекать лавиноопасные склоны наискось или поперек нужно в наименее теплые часы дня, причем вблизи скал или гребней, на которых нет снежных карнизов. Двигаться следует широкими шагами, след в след, по возможности меньше нарушая целину снега. Между идущими выдерживать дистанцию в 30-50 м.
Подъем и спуск по лавиноопасным склонам производить прямо вверх или вниз, чтобы в меньшей степени нарушать целость смежных пластов.
При подаче сигнала "лавина" разведчики должны (в том случае, если нельзя быстро вернуться или укрыться) прижаться к склону горы, по возможности используя для укрытия выступающие участки скал, затем укрепиться, применяя ледоруб, малую лопату или выступы пол участком скалы, и прикрыть голову вещевым мешком.
При пылевой лавине прикрыть нос и рот рукой, чтобы не задохнуться от снежной пыли.
В ненастную погоду (дождь, буря, ливень, снегопад и т. п.) действия разведчика в горах не прекращаются. Двигаться нужно еще более осторожно, соблюдая все меры предосторожности и страховки. Действовать смело, дружно и дерзко, группами по 3-6 человек. В труднопроходимых горах разведчики должны действовать вдоль основных дорог и троп.

Передвижение по скалам

Перед тем как начать движение по скалам, просмотреть путь и наметить более скрытное и выгодное направление движения.
Во время преодоления скального участка скачала посмотреть путь движения и выбрать наиболее скрытные и удобные песта для движения.
При движении по крутым скалам сохранять три точки опоры: передвигая одну ногу, удерживать вес тела на другой ноге и обеих руках: при передвижении руки удерживать вес тела на обеих ногах и другой руке.
Во время движения стремиться ставить ногу на всю подошву: руками упираться в выступы или захватывать неровности кистью: всемерно использовать для опоры выступы, углубления и трещины, а при отсутствии таковых плотно прилегать к скале и медленно переползать вверх или вниз. Движение на трудных участках местности проводить при наличии надежной страховки.
Движение по вертикальным расщелинам производить при помощи веревки; спускаясь или поднимаясь по расщелине, использовать выступы и углубления для опоры ногами, руками и спиной.
По большим наклонным плитам и горизонтальным расщелинам передвигаться на четвереньках или ползком.
По гребням в целях лучшей маскировки двигаться по склону несколько ниже гребня.
Движение по скалам проводить в связке по 2-3 человека. При подъёмах впереди должен двигаться самый опытный боец, при спусках опытный боец движется сзади слабый в середине.
Во время преодоления трудных скал снимать часть снаряжения и производить подъем на веревке.
При ощущении усталости выбрать безопасное место для отдыха и продолжать движение после отдыха.
Во время передвижения по скальным участкам внимательно и осторожно наблюдать и разведывать щели, скальные пещеры, крупные камин я выступы, за которыми может укрываться противник.

Передвижение по льду и снегу в горах

Передвижение во льду производить при помощи шанцевого инструмента вырубая ступени. На пологих склонах двигаться "в лоб" и ставить ноги "елочкой"; на более крутых склонах совершать движение зигзагами или поперек склона и двигаться боком.
По льду можно успешно передвигаться в специальных горных ботинках или на кошках при помощи ледоруба.
При вырубке ступеней принимать устойчивое положение и периодически сменить бойцов.
В высокогорных районах снег лежит на вершинах даже летом, а склоны покрыты зернистым снегом и льдом.
При движении по снежным склонам нужно вытаптывать ступени боком, носком ботинка или вырубать их лопаткой и двигаться так же, как по льду, - "в лоб" или "елочкой".
Значительно облегчает движение упор на палку с заостренным комком или на малую лопату.
При спусках выбивать ступени каблуком ботинка, а палку или лопату использовать для страховки.
По закрытому снегом леднику следует передвигаться в связке по три и прощупывать впереди себя трещины и снежные мосты.
При переходе через снежные желоба выбирать наиболее узкие места. Снежные гребни преодолевать переползанием. Большие карнизы обходить или прорубать в них проходы.

Указания по обучению передвижениям в горах

Подготовка разведчика к передвижениям и действиям в горах должна обеспечиваться тренировкой на горной или на сильно-пересеченной местности и на учебном городке, где отрабатываются все основные способы предстоящих действий.
При расквартировании частей и разведывательных подразделений в удалении от пересеченной местности на расстояние суточного перехода они обязательно должны использовать эту местность; во всех остальных случаях следует оборудовать учебно-тренировочные городки, на которых и тренировать разведчиков во всех элементах горной подготовки.
Основы методики остаются такими же как и при отработке других приемов и способов передвижения, преодоления препятствий и действий оружием, т. е. краткое объяснение, показ и отработка бойцами приемов или действий по заданию командира. При комплексной тренировке необходим контроль за выполнением бойцами заданных им приемов и действий; короткие замечания даются командиром на ходу.
Тренировочные занятия по горной подготовке на пересеченной местности проводить на отдельных возвышенностях, встречающихся на равнинной местности, а также во время прохождения через овраги; широко использовать речные, лесные обрывы, склоны, холмы, деревья, завалы, густые заросли, лесные чащи: применять подручные средства, специальные крючья и снаряжение, изготовление силами подразделения.
Во время занятий на сильно-пересеченой местности проводить изучение приемов одновременно всем составом подразделения, по группам (одна группа за другой) или "поточно" (один боец за другим); при этом следует разъяснять бойцам, как эти способы применяются в горах и какие при этом могут возникнуть неожиданности и опасности. На этих же занятиях отрабатывать практические способы страховки, самостраховки, применение подручных средств и оказание помощи товарищу.
Обучение способам связывания узлов, обмотки обуви веревкой, подвязывания к обуви самодельной "кошки", связывания бойцов между собой можно отрабатывать и вне пересечённой местности, вводя эти элементы в занятия в учебном городке, изученные приемы и способы.


Времена больших автомобилей с большим мотором, сжигающим огромное количество топлива, прошли. Сейчас в моде компактные и экономные виды транспорта, некоторые из которых вообще можно возить с собой в рюкзаке. И сегодня мы расскажем про 7 самых запоминающихся миниатюрных средств передвижения .


Impossible – это идеальное персональное транспортное средство для жителей больших городов. Этот электрический скутер позволяет комбинировать разные виды частного и общественного транспорта в течение одного дня. В отличие от велосипеда или других мопедов, Impossible можно заносить в метро, автобус или трамвай, не боясь при этом наткнуться на отпор контролеров и упреки пассажиров.



Дело в том, что электроскутер Impossible легко помещается в обычном рюкзаке. Его можно сложить и разложить в течение нескольких секунд. А весит это транспортное средство всего 5 килограммов. Но, несмотря на свои малые размеры, Impossible может перевозить людей весом до 85 кг.



Impossible обладает литиево-ионным аккумулятором, который позволяет проехать на одной полной зарядке батарей примерно 25 км. При этом скутер можно разгоняться до скорости 20 километров в час.



– это еще один компактный электроскутер для поездок в пределах большого города, когда человеку необходимо в течение дня многократно пересаживаться с одного вида общественного транспорта на другой, а также ходить пешком.



Trikelet позволяет избавиться от пеших прогулок на большие расстояния, он легко довезет владельца до ближайшей станции метрополитена или остановки автобуса, после чего хозяин этого скутера может быстро сложить свое персональное транспортное средство и взять его с собой в салон.



Ведь в сложенном виде Trikelet настолько компактен, что может поместиться на багажной полке в вагоне электрички или в рюкзаке владельца. Правда, весит этот электроскутер заметно больше, чем упомянутый выше Impossible, - двенадцать килограммов.



Китайский фермер He Liangcai, в качестве хобби занимающийся инженерным делом, создал компактный , которому даже рюкзака для переноски не нужно, ведь это транспортное средство само является чемоданом.



Этот электроскутер является интегрированной частью сумки для путешествий. Его можно использовать как для передвижения по городу, так и для поездок внутри больших помещений – торговых центров, терминалов крупных аэропортов и прочих просторных зданий. Но при этом чемодан все еще можно использовать по прямому назначению – в нем достаточно место для хранения и перевозки одежды и других личных вещей.



Чемодан-скутер без вещей внутри весит 7 килограммов. Он может проезжать до 50 км, развивая при этом скорость максимум 20 километров в час. Это отличное транспортное средство для людей, которые много путешествуют и потому устали бесконечно передвигаться пешком с чемоданом в руке или за плечами.



– это, пожалуй, самый известный в мире пример интеграции сумки и транспортного средства, но мы никогда не устанем про него рассказывать. Речь идет об обычном рюкзаке для путешествий, в который встроен самокат.



Этим и ценен Gig Pack. Ведь данное транспортное средство значительно ускоряет среднюю скорость передвижения туриста, но при этом оно совершенно не зависит от уровня заряда аккумуляторов – человек может проехать ровно столько, на сколько у него хватит физических сил.



Рюкзак-самокат Gig Pack может выдержать человека весом до 90 килограммов. В нем есть защищенное отделение для ноутбука, а колеса в этом транспортном средстве сделаны из прочной резины, что значительно повышает его проходимость.



Onewheel – это необычное электрическое транспортное средство, которое дает человеку ощущение настоящего полета. В отличие от других скейтбордов, оно обладает не двумя и не четырьмя колесами, а всего одним.



Но электрический мотор и интеллектуальная система балансировки Onewheel позволяет человеку буквально парить в пространстве, не отрываясь ногами от доски. Ему не нужно отталкиваться при езде ногой от асфальта – доска сама несет его вперед, достаточно лишь выбирать направление движения, а делать это на Onewheel также интуитивно просто, как и на популярном электроскутере Segway.



Onewheel может передвигаться со скоростью 20 километров в час, проезжая на одном полном заряде батарей до 10 км. Скорость зарядки аккумуляторов – от 20 минут (80 процентов емкости) до двух часов (полная зарядка).



Solowheel – это еще одно одноколесное электрическое средство передвижения. Но, в отличие от упомянутого выше Onewheel, речь идет не об аналоге скайтборда, а о скутере. Правда, от мопеда у Solowheel осталось разве что колесо, да и то, одно.



Но в это колесо Solowheel встроено все, что нужно человеку для передвижения по городу. Это и две платформы для ног, и электрический мотор, и аккумулятор, и интеллектуальная система управления. Держать равновесие на Solowheel так же легко, как и на Segway. Но этот скутер имеет куда меньше масштабы и стоимость.



Одноколесный электрический мопед Solowheel имеет 43 сантиметра в диаметре и 13 см в ширину. Он весит всего 9 килограммов, а для удобства переноски с места на место это транспортное средство обладает встроенной сверху удобной ручкой.



Solowheel может проехать на одном заряде аккумуляторов до 19 километров. Его батареи можно полностью зарядить всего за сорок пять минут. Стоимость этого транспортного средства начинается от 1495 американских долларов.
Boosted Boards – это скейтборд, который и выглядит, как настоящий скейтборд. Но в отличие от своего оригинального предшественника, данное транспортное средство не обязательно приводить в движение за счет ног человека, ведь Boosted Boards обладает встроенным электрическим мотором.



За счет электродвигателя доска Boosted Boards может ехать самостоятельно не только по горизонтальным поверхностям, но даже под легким уклоном вверх. Это отличное средство передвижения не только для ленивых скейтбордистов, но и для тех, чья профессиональная деятельность связана с постоянными разъездами по городу, к примеру, курьеров, почтальонов или разносчиков пиццы.



Boosted Boards может разгоняться за счет силы электрического двигателя до скорости 30 километров в час и проезжать на одном заряде батарей до 10 км. Но и после полной разрядки аккумуляторов доску Boosted Boards можно продолжать по-старинке приводить в движение за счет силы ног человека на ней.


Швеция является самой посещаемой страной Скандинавии, именно поэтому, и транспортная инфраструктура страны здесь очень хорошая. В стране множество дорог и автомагистралей с качественным покрытием. Местные власти постоянно расширяют развязки, так как в час пик во многих крупных городах образовываются пробки. На данный момент протяжённость автомагистралей составляет 600 000 километров. В городах хорошая сеть общественного транспорта. Помимо автобусов, в крупных городах ходят также трамваи и троллейбусы. Билеты можно приобрести в газетных киосках или же прямо у водителей при посадке, стоимость проезда вполне доступна, а дети до трех лет могут путешествовать бесплатно. Автобусная сеть имеет более 450 маршрутов, поэтому можно будет без труда добраться до любого уголка Королевства. Автобусы ходят строго по расписанию. В Стокгольме функционирует метро, которое имеет четыре ветки.

В Швеции работает множество таксомоторных предприятий. За километр пробега берётся 8-10 SEK, а за посадку 20-25 SEK. Но есть компании перевозчики с фиксированной ценой. В выходные, и праздничные дни цены на такси выше, чем в будни. Развита в стране и сеть воздушного сообщения, всего путешественником доступно около 45 воздушных гаваней. Крупнейший аэропорт расположен в Стокгольме, он имеет пять комфортабельных терминалов, где путешественник сможет найти абсолютно всё, что ему необходимо. Крупнейшей авиакомпанией является «Скандинавские авиалинии». Стоит отметить, что в Швеции набирает популярности велопередвижение. В крупных городах есть разветвлённые сети велодорожек. Турист может взять двухколёсный транспорт в любом пункте проката, и даже в некоторых аэропортах.


Доступна туристам и железнодорожная сеть. Первую железную дорогу построили в тысяча восемьсот пятьдесят пятом году. Имеется шесть железнодорожных линий, и все они принадлежат государству. Поезда внутреннего движения в определённый период года предоставляют льготный проезд. А если купить карточку Scan Rail Pass, это позволит путешествовать по всей стране бесплатно, пять, десять и тридцать дней. К тому же, этот билет дает скидку на проживание в отеле и даже на проезд на пароме. По Швеции можно передвигаться и на водном транспорте. Он курсирует по Балтийскому, и Северному морям. Поездки осуществляются большими автомобильными паромами. Они отправляются вечером и приходят в столицу только утром. Автомобильные паромы предлагают хорошую еду, развлечения, и интересную культурную программу. В разгар туристического сезона осуществляют перевозку крупные круизные лайнеры, а также небольшие яхты.

Крупнейшие аэропорты и авиасообщение

Швеция является экономически развитой страной. Именно поэтому транспортная инфраструктура находится на довольно высоком уровне. Особенно большое распространение получили воздушные сети сообщения. В современности на территории Швеции работает более полутора сотен аэропортов различного назначения, большая часть из них ориентирована на работу с международными авиакомпаниями. Самым статусным и габаритным аэропортом в Швеции считается Арланда. Этим воздушным воротам присвоен статус главного аэропорта страны. Ещё 35 лет назад аэропорт принимал только рейсы из других стран, однако, со временем, его территория была расширена, благодаря чему появилась возможность принимать и внутригосударственные рейсы. Расположен аэропорт менее чем 40 километрах от столицы Швеции. На территории этой воздушной гавани расположены все необходимые удобства для комфортного отдыха пассажиров перед полетом. Пропускная способность данного аэропорта превышает показатель в миллион человек в год. Копирайт www.сайт

В десяти километрах от Стокгольма по западному направлению находится аэропорт Бромма. Предназначен он как для внутренних авиаперевозок, так и для международных. Доехать до близлежащего населённого пункта можно с помощью автобусов или такси. Также вблизи аэропорта существует подземное сообщение с городом. При желании прямо в аэропорту можно взять в аренду автомобиль известных марок. Именно этот воздушный порт славится своей изысканной инфраструктурой. Здесь любителей шопинга порадуют восхитительные магазины известных брендов, а ценители автопрома смогут приобрести различные запчасти для своей машины в специализированном магазине. Гурманы смогут оценят прелести местной и европейской кухни в недорогих кафе и фешенебельных ресторанах, также на территории работают бары и закусочные. В аэропорту вы сможете найти комфортные зоны отдыха, залы для деловых переговоров и конференций, комнату матери и ребёнка, банкоматы, пункты обмена валют, и отделения местных и международных банков.


Не отстаёт по показателям пассажироперевозок и аэропорт Гетеборг. Расположен он всего в двадцати километрах от столицы страны и также является международным. На сегодняшний день на его территории функционируют два терминала. Инфраструктура аэропорта достаточно хорошо развита, есть несколько заведений общественного питания различной ценовой категории, магазины, колоритные лавки с местными сувенирами, комната отдыха, а также небольшая гостиница. Следующем, не менее важным аэропортом, является воздушная гавань Скавста. Пропускная способность этого аэропорта также составляет около миллиона пассажиров в год. При этом в разгар туристического сезона аэропорт начинают принимать сезонные чартерные рейсы. Одним из самых известных международных аэропортов Швеции также считается воздушная гавань Мальме. На сегодняшний день аэропорт оснащен только одним терминалом, тем не менее, это не мешает воздушному порту обслуживать около 800 000 клиентов ежегодно. Как правило, в данный аэропорт приземляются рейсы из Восточной Европы.

ЖД, автобусное сообщение, водный и другой транспорт


Швеция обладает одной из самых развитых транспортных инфраструктур на территории всей современной Европы. Обширная сеть дорог и автомагистралей с высококлассным дорожным покрытием позволяет с комфортом передвигаться по стране на автомобиле, собственном или арендованном. Для того чтобы взять транспорт в аренду необходимо будет предоставить права международного класса, а также расчетную карточку. Использование ремней безопасности является обязательным мероприятием. Двигаться необходимо со включенными фарами. Скорость движения за пределами города 90 км/час, а в пределах населённого пункта 50 км/час, в районах школ и других социальных учреждений 30км/час.

Стоит отметить, что в стране довольно сложно обстоят дела с парковочными местами, в крупных городах их не хватает. Хотя, при въезде в город можно встретить специальные табло с указанием свободных мест на парковках. Стоимость парковки восемь десять крон за час. Парковаться вблизи пешеходной зоны запрещается. Альтернативой автомобилю может стать велосипед, особенно если не планируются дальние поездки. По всей территории построены отличные велосипедные дорожки с качественным покрытием. Общественный транспорт хорошо развит как в крупных городах, так и провинциях. Как правило, основными видами общественного транспорта являются автобусы, трамваи и метро. Билеты можно приобрести в любом газетном киоске, в близлежащих магазинах или непосредственно у водителя.


Стоит отметить, что автобусы выбирают не только для внутригородского перемещения, но и для междугородного сообщения. В Стокгольме функционирует современное метро, которое на сегодняшний день имеет четыре ветки. Все они пересекаются в центре, поэтому туристам будет очень удобно передвигаться по городу с помощью подземного транспорта. Поезда ходят достаточно часто, начиная с 5:00 утра и заканчивая полночью. На каждой станции установлены достаточно доступные и систематизированные указатели, которые не позволят туристам заблудиться. Также для туристов предусмотрено приобретение специальных, так называемых, карточек Стокгольма, которые не только дают право определенный промежуток времени ездить на метро, но и посещать бесплатно более восьми десятков музеев, а также побывать на различных культурных мероприятиях.

Из-за того, что территория Швеции является достаточно протяженный, в стране хорошо развито авиационное сообщение. На сегодняшний день в стране функционирует более полутора сотен аэропортов, международного и внутреннего назначения, включая чартерные и сезонные гавани. Система железнодорожных перевозок в стране также находится на довольно высоком уровне. Все поезда делятся на вагоны первого и второго класса, при этом находится транспорт в отличном исправном состоянии. Вагоны чистые и уютные, доступен достаточно высококлассный сервис. Также если поездка предусматривает путешествие ночью, то пассажирам будет предложено приобрести спальные места в соответствующих вагонах. Также в стране хорошо развито водное сообщение, которое большей частью представлено паромами, курсирующими не только вдоль прибрежной территории Швеции, но и между соседними странами.


Среди автомобилистов уже давно ходят споры по поводу подвески внедорожника. Несмотря на их многообразие, все они сводятся к одному — никто из водителей не может понять, почему подвеска джипа обеспечивает относительно удобное передвижение и, вместе с тем, не оправдывает ожидания в процессе езды по обычной асфальтированной дороге.

Чтобы это понять, для начала необходимо разобраться в том, что же представляет собой внедорожник. По большому счету, это обычный автомобиль, который предусматривает дополнительное пространство для водителя и пассажиров, а также обладает большой грузоподъемностью. При этом он создан для передвижения по проблемному дорожному покрытию.

Как бы ни старались разработчики внедорожников, но они не могут гарантировать их владельцам плавной езды по обычной дороге. Эта задача под силу лишь настоящим гоночным машинам.

Зато в условиях бездорожья джип незаменим. Благодаря независимым подвескам для колес, ему удается сохранять механическое сцепление с поверхностью ухабистой дороги. Ведь он становится с дорогой единым целым. При наезде на кочки подвеска джипа резко сжимается. Если же у него на пути попались ямы, то колеса плавно проваливаются в них, и подвеска разжимается, словно гармошка.

При этом многое зависит от так называемого дорожного просвета транспортного средства и конструкции шасси. Также на поведение джипа влияет ось — чем она тверже, тем плавней машина будет преодолевать неровности дороги.

Не стоит забывать и про интегрированную, сочлененную ось. С ее помощью все 4 колеса сохраняют контакт с бездорожьем. Что, в свою очередь, сказывается на положении шасси — оно становится более стабильным. Из-за чего внедорожник сохраняет сцепление с дорогой. То есть, он может удерживать равновесие, в то время как его левое колесо движется вверх, а другое, правое, наоборот - проваливается вниз, в яму.

Вместе с тем, подавляющее большинство внедорожников оснащены 3 дифференциалами. Один из них предусмотрен в переднем мосту, другой - в заднем, а третий представляет собой промежуточный привод, который отвечает за подачу энергии на заднюю и переднюю оси. Если колесо отрывается от поверхности дороги, а заблокирован, будет задействован противовес, который не даст машине перевернуться.

Когда же в процессе езды по бездорожью переднее и заднее колесо джипа теряют контакт с дорогой, он просто перестает двигаться дальше. Происходит блокировка дифференциалов. Оно и неудивительно, так как дифференциалы регулярно следят за тем, чтобы все 4 колеса одновременно находились на земле.



Большой «гибкостью» обладает Range Rover. Эта особенность объясняется тем, что его колесная база оснащена достаточно мягкими пружинами. При наезде на яму или рытвину колесо этого внедорожника может провалиться в нее настолько глубоко, насколько позволяет подвеска. А вот джипы с более жесткой подвески не способны на подобную «гибкость».

Наличие мягкой подвески делает джипы незаменимыми транспортными средствами в условиях бездорожья. При этом она же и является причиной столь неуверенного поведения внедорожника на обычной дороге. Ведь легковые автомобили, оснащенные жесткой подвеской, имеют более надежное сцепление с асфальтобетонным покрытием. В отличие от джипов, им не требуется постоянно регулировать центр тяжести.


Особенно «капризничает» внедорожник при движении вниз по извилистой горной дороге, так называемому «серпантину». При торможении на каждом повороте задние шины буквально отрываются от асфальта, отчего машину все время раскачивает. В такие моменты и водителя, и его пассажиров может укачать, будто они не в автомобиле находятся, а на борту катера, который раскачивается на морских волнах.



И снова вернемся к , так как это самый типичный представитель семейства внедорожников. Примечательно, что первоначально он задумывался не как элитный автомобиль — его разработчики ориентировались на обычных фермеров, которым было необходимо надежное и недорогое транспортное средство для ежедневного объезда своих угодий. Также им требовалось в чем-то перевозить сено. Классический Land Rover для этих целей не подходил, так как не обладал достаточной грузоподъемностью. Именно поэтому появился Range Rover, который, к слову, изначально оснащался жесткой подвеской. В противном случае он не смог бы перевозить тяжелые грузы. Но со временем этими внедорожниками стали пользоваться не только фермеры, и инженеры сделали подвеску более мягкой и пружинистой.


Характерные особенности современных внедорожников



При покупке джипа автолюбители должны обратить внимание на такой параметр, как боковина колес — часть шины, которая расположена между внутренним и внешним диаметром колеса. Естественно, чем толще боковина, тем лучше сцепление с дорожным покрытием. Что же касается тонких боковин, то они обеспечивают комфортное управление транспортным средством, ведь водителю приходится прикладывать меньше усилий при повороте рулевого колеса.


Как правило, джипы комплектуются укрепленными амортизаторами. Они позволяют джипу ровно держать корпус в процессе езды по бездорожью. Но некоторые автопроизводители используют для этих целей стабилизаторы поперечной устойчивости. Правда, многие водители их демонтируют, так как они затрудняют управление транспортным средством.

Большинство автолюбителей не зря регулируют подвеску на внедорожниках. Это позволяет им настраивать машину под определенные условия. Например, они делают высокий дорожный просвет, если планируют передвигаться по проселочным дорогам, которые изобилуют кочками и ямами. Если же их маршрут пролегает по обычным трассам с асфальтобетонным покрытием, то лучше всего подойдет низкий дорожный просвет.



Регулируемые подвески называют пневматическими, они применялись в первом поколении Range Rover. И все-таки, регулируемые подвески не способны предать джипу ту маневренность и устойчивость, которые демонстрируют на трассе.

Правда, существует еще один вид внедорожников. При этом производители не относят эти машины к джипам — они называют их обычными легковыми транспортными средствами, которые обладают большой грузоподъемностью, а также имеют просторный салон. Таким образом, у автовладельцев есть возможность стать обладателем этакого полуджипа.