Обществом определенных лиц для. Понятие группы лиц в антимонопольном законодательстве российской федерации. Критерий формирования группы лиц

В статье исследуются понятие «группа лиц», возможности применения этого понятия в отношениях между резидентами и нерезидентами РФ.

Более 15 лет ведутся споры о вопросах правильности применения законодательства о конкуренции и необходимости его изменения. После долгих дискуссий 27.07.2006 г. был принят и 26.10.2006 г. вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Свободная рыночная экономика, где конкуренция свободна от частных или государственных ограничений, обеспечивает лучшие товары и услуги по самым низким ценам для потребителей. Антитеррористический закон Шермана запрещает любую деловую «комбинацию» или «заговор», которая необоснованно сдерживает торговлю или торговлю между государствами и иностранными государствами.

В этом случае сдерживание торговли или торговли означает препятствие или предотвращение конкуренции. Соглашения или «заговоры» между конкурентами по установлению цен, выстраивание процесса торгов по контракту или разделить клиентскую базу - все это примеры незаконной конкуренции. Этот акт также запрещает компании «монополизировать или пытаться монополизировать» продукт или услугу, используя необоснованные или несправедливые методы. Бизнес-монополия - это полный контроль над производством и распространением продукта или контролем службы одной компанией, тем самым устраняя конкуренцию.

Данный Закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, обновлению правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, уточнению правовых основ государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции, а также создание единообразия правового регулирования отношений в сфере защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Рост доверия в конце девятнадцатого века

Более 250 конкурентов также рафинировали нефть. Рокфеллер заключил соглашения с другими нефтяными компаниями о путях транспортировки их нефти, чтобы получить очень дешевые тарифы на железнодорожные перевозки. Только те, кто согласился сотрудничать, получили дешевые тарифы. Акционеры этих компаний передали свои доли девяти физическим или попечителям, которые выполняли все операции. Взамен акционеры получили «сертификаты доверия». Попечители выплачивали заработную плату держателям сертификатов доверия.

Прежде всего, необходимо отметить принципиально новый подход к определению группы лиц в ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции». Правовая категория «группа лиц», применяемая в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, позволяет признавать деятельность участников бизнес-групп согласованной и рассматривать их как взаимосвязанную совокупность организаций в отношениях с третьими лицами.

Верховный суд Стандартной нефти Нью-Джерси против Соединенных Штатов Америки признал Стандарт в нарушение Закона о антимонопольном законодательстве Шермана. Суд приказал разбить стандартную нефть на более мелкие компании. Конкуренция среди мелких нефтяных компаний возобновилась. В конце девятнадцатого века и начале двадцатого века слово «доверие» обычно использовалось для описания соглашения, в котором акционеры нескольких компаний передавали свои акции компании одной группе лиц, называемых попечителями, которые затем управляли и контролировали дела недавно объединенных компании.

С момента нормативного закрепления понятия «группа лиц» в российском антимонопольном законодательстве подходы к содержанию этого понятия постоянно эволюционировали и трансформировались. Если изначально физические лица могли входить в группу лиц только вместе с юридическими лицами, то сейчас физические лица (их ближайшие родственники - супруги, родители, дети, братья и сестры) также относятся к группе лиц.

Объединенные компании назывались трастом. Акционеры получили доверенные сертификаты, дающие им право получать доходы от траста. Девять доверенных лиц управляли нефтяным трастом и монополизировали деятельность нефтеперерабатывающего завода в Америке. Термин монополия более широко используется и понимается в двадцать первом веке, чем термин доверия. Эти два условия могут использоваться взаимозаменяемо. Всякий раз, когда термин «антимонопольное законодательство» появляется в этой главе, он также может считаться антимонопольной.

К концу девятнадцатого века предприятия, производящие рафинированную нефть, сахар или предоставляя такие услуги, как железнодорожный транспорт, боролись за господство на рынке, согласившись стать доверительными собственниками. И правительство, и общественность были встревожены быстрым ростом трастов и их способностью ограничивать конкуренцию. Ограниченная конкуренция приводит к повышению цен, снижению доступности и снижению качества. Методы, используемые для ограничения конкуренции, включали принуждение конкурентов из бизнеса посредством установления цены; выкупа конкурентов; и, заставляя клиентов подписывать долгосрочные контракты с одним доверием.

Группа лиц выступает особым субъектом, действующим на товарном рынке. Деятельность группы лиц рассматривается наравне с деятельностью любого другого хозяйствующего субъекта. Это объясняется тем, что законодательно оно приравнено к понятию «хозяйствующий субъект».

При соблюдении определенных форм контроля и связи между участниками группы лиц ее можно рассматривать как самостоятельный субъект рынка - совокупность юридических и физических лиц.

Действие было названо в честь сенатора Джона Шермана из Огайо. Голосование показало высокий уровень обеспокоенности по поводу доверия между законодателями. Закон об антимонопольном законодательстве Шермана позволил федеральному правительству под руководством генерального прокурора преследовать доверие и распустить их. Любое доверие, обнаруженное для ограничения торговли или устранения конкуренции, было незаконным. Предприятия, а также лица, которые понесли экономические потери из-за действий доверия, могут подать в суд в три раза больше, чем они потеряли.

В рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как устойчивое формирование, способное вести скоординированную политику на определенном рынке. Квалификация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет большое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования могут применяться не только к одному из ее участников как к отдельному хозяйствующему субъекту, но и ко всем участникам группы лиц.

Следующим основным источником является весь антимонопольный закон Шермана, одобренный и подписанный в соответствии с законом в Разделах 1 и 2, запрещает формирование трестов, монополий или заговоров с целью сдерживания конкуренции между государствами или внешней торговлей. Раздел 3 сформулирован точно так же, как и в Разделе 1, и просто добавляет, что сдержанность торговли также является незаконной на территориях Соединенных Штатов и в округе Колумбия. Разделы 4, 5 и 6 определяют юридические процедуры, которые следует соблюдать, если лицо или компания подозреваются в сдержанности торговли.

В антимонопольном законодательстве Российской Федерации суть понятия «группа лиц» не раскрывается. Оно включает исчерпывающий перечень условий, необходимых для отнесения тех или иных юридических и (или) физических лиц к группе лиц.

В литературе встречаются различные классификации критериев формирования группы лиц.

К.Ю. Тотьев разделяет круг отношений в рамках группы лиц на имущественные, организационно-договорные, организационно-управленческие и родственные отношения. В соответствии с данной классификацией имущественные отношения основаны на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица. Договорные отношения внутри группы лиц возникают в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (лицами). Организационно-управленческие отношения затрагивают участие тех или иных лиц в органах управления юридических лиц (коллегиальном исполнительном органе, совете директоров) 1 .

Раздел 7 позволяет жертвам возмещать убытки. Раздел 8 определяет термины «человек» и «лица», обнаруженные в акте. Конкуренция постоянно проверяет бизнес и помогает им стать более успешными на мировом рынке. Будет ли он принят Сенатом и Палатой представителей Соединенных Штатов Америки в Конгрессе.

Настоящим объявляется незаконным каждый договор, сочетание в форме доверия или иным образом, или заговор, в сдержанности торговли или торговли между несколькими государствами или с иностранными государствами. Каждое лицо, которое заключает какой-либо такой договор или участвует в таком сочетании или заговоре, считается виновным в совершении проступка и, по его осуждению, наказывается штрафом в размере не более пяти тысяч долларов или лишением свободы на срок не более одного года, или обоими указанными наказаниями, по усмотрению суда.

По мнению А.Н. Варламовой, все взаимосвязи, при которых речь идет об аффилированных лицах, а значит, и о группе лиц, можно сгруппировать по следующим критериям:

  • по имущественным отношениям;
  • по родственным отношениям;
  • по взаимосвязи на основании договора;
  • по взаимоотношениям, возникшим в результате формирования управленческих органов 2 .

В Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» законодатель по-новому определяет понятие «группа лиц» в антимонопольном законодательстве.

Каждый человек, который монополизирует или пытается монополизировать или сочетать или сговариваться с любым другим лицом или лицами, монополизировать любую часть торговли или торговли между несколькими государствами или с иностранными государствами, считается виновным в совершении правонарушения и, по его осуждению, наказывается штрафом в размере не более пяти тысяч долларов или лишением свободы на срок не более одного года или обоими наказаниями по усмотрению суда.

Каждый договор, сочетание в форме доверия или иным образом, или заговор, в сдержанности торговли или торговли на любой территории Соединенных Штатов или в округе Колумбия или в ограничении торговли или торговли между любой такой территорией и другой или между любая такая территория или территории и любое государство или государства или округ Колумбия или с иностранными государствами или между округом Колумбия и любым государством или государствами или иностранными государствами объявляются незаконными.

В ст. 9 Закона о защите конкуренции названы условия, которые позволяют признать наличие группы лиц. Среди них можно выделить односложные, многосложные и единичные условия.

При односложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняется одно хозяйственное общество (товарищество).

При многосложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняются несколько хозяйственных обществ (товариществ).

Каждое лицо, которое заключает какой-либо такой договор или участвует в любом таком сочетании или заговоре, считается виновным в совершении правонарушения и, по его осуждению, наказывается штрафом в размере не более пяти тысяч долларов или лишением свободы на срок не более одного года, или обоими наказаниями, по усмотрению суда.

Принципы формирования группы лиц

Такое разбирательство может быть сделано в виде заявления, в котором излагаются обстоятельства дела и молятся о том, чтобы такое нарушение было предписано или иным образом запрещено. Всякий раз, когда он предстает перед судом, перед которым какое-либо разбирательство в соответствии с частью четвертой этого закона может быть приостановлено, что суды правосудия требуют, чтобы другие стороны предстали перед судом, суд может вызвать их для вызова, независимо от того, находятся ли они в район, в котором находится суд, или нет; и повестка в этом отношении может быть подана в любом районе маршалом.

Примером односложного условия является случай, когда физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Если же одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа в нескольких хозяйственных обществах, это пример многосложного условия.

Любое имущество, находящееся под каким-либо договором или любой комбинацией или в соответствии с каким-либо заговором, упомянутым в первой части этого закона, и находящееся в процессе перевозки из одного государства в другое или в иностранную страну, утрачивается в Соединенных Штатах, и могут быть конфискованы и осуждены такими же разбирательствами, как и предусмотренные законом для конфискации, конфискации и осуждения имущества, ввозимого в Соединенные Штаты вопреки закону.

Любое лицо, которое будет ранено в своем бизнесе или собственности любым другим лицом или корпорацией по причине чего-либо, запрещенного или объявленного незаконным в соответствии с этим актом, может подать в суд в любом окружном суде Соединенных Штатов в районе, в котором находится подсудимый или находится без уважения к сумме в полемике и возмещает втрое убытки, причиненные им, и расходы по иску, включая разумную плату адвоката.

Единичными являются условия, которые не могут быть отнесены к односложным и многосложным условиям.

К односложным относятся следующие условия:

  1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеют в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества (товарищества).
  2. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.
  3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.
  4. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.
  5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

К многосложным условиям относятся следующие случаи:

То, что слово «лицо» или «лицо», когда оно используется в этом акте, считается включающим корпорации и ассоциации, существующие или уполномоченные законами Соединенных Штатов, законы любой из территорий, законы любого Государства или законов любой другой страны.

Формулировка антимонопольного закона Шермана не была конкретной. Он не смог определить такие ключевые термины, как «доверие», «заговор», «ограничение торговли или торговли», «монополизировать» или «объединить». Первым важным случаем, который должен был быть привлечен Шерман, было то, что администрация президента США.

  1. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).
  2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо либо одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
  3. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ или заключенных с этими хозяйственными обществами договоров вправе давать этим хозяйственным обществам обязательные для исполнения указания.
  4. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического или одного и того же юридического лица.
  5. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

К единичным относятся следующие случаи:

Верховный суд постановил, что производство сахара - это деятельность, которая имела место на объектах в конкретных государствах и не ограничивала межгосударственную торговлю. В то время решение, казалось, прекратило любую мысль о том, что положения Закона Шермана будут фактически использоваться для регулирования формирования трестов.

Небольшой прогресс был достигнут против доверия до избрания «доверчивого» президента Теодора «Тедди» Рузвельта. Новый отдел будет следить за действиями деловых и профсоюзных организаций. В рамках отдела Рузвельт основал Бюро корпораций, чтобы выявить нарушения Закона Шермана. Бюро начало изучать различные предприятия, такие как нефть, табак, сталь и мясорубка.

  1. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица.
  2. Физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Рассмотрим пример 1.

Критерий формирования группы лиц

Нокс, генеральный прокурор Рузвельта, инициировал сорок четыре антимонопольных иска во время правления Рузвельта. Один из самых ранних исков был против Северной компании по ценным бумагам. Объединение железных дорог остановилось, и популярный рейтинг одобрения Рузвельта достиг рекордного уровня. Несмотря на свою агрессию в отношении доверия, Рузвельт хотел только регулировать, а не разрушать крупный бизнес. Таффом, когда он взял на себя мощный стандартный нефтяной траст в Нью-Джерси. Закон Клейтона регулировал слияние компаний, чтобы избежать создания монополий.

Иностранное юридическое лицо А владеет 100% голосующих акций российского акционерного общества В. В свою очередь, иностранное юридическое лицо С является единственным участником юридического лица А и владеет 100% его акций. Компании А и С созданы не как хозяйственные общества или товарищества, а как компании или корпорации. Возникает вопрос: входят ли юридические лица А, В, С в одну группу лиц?

Контроль может осуществляться только в отношении хозяйственного общества или товарищества. Статья 66 Гражданского кодекса РФ дает исчерпывающий перечень форм хозяйственных обществ и товариществ. К ним относятся: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или с дополнительной тветственностью, а также полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Законодательством многих иностранных государств предусматривается создание юридических лиц не только в форме обществ или товариществ, но и в форме компаний или корпораций (например, в Англии и США).

Таким образом, компания А и общество В входят в одну группу лиц. Компания С, являясь единственным участником компании А, не входит в одну группу лиц ни с компанией А, ни с компанией В, поскольку не осуществляет контроль над хозяйственным обществом (товариществом). По старому Закону о конкуренции на товарных рынках все три юридических лица А,В, С входили бы в одну группу лиц. Это объясняется тем, что по старому Закону для отнесения юридических лиц к одной группе лиц не имела значения организационно-правовая форма лица, в отношении которого осуществляется контроль, важна была только величина участия в его уставном (складочном) капитале - более 50%.

Раньше понятие «группа лиц» было шире. Оно не ограничивалось правом распоряжения долями или акциями только хозяйственных обществ или товариществ. Контроль мог распространяться на любое юридическое лицо вне зависимости от того, является ли оно обществом, товариществом или компанией.

Закон о защите конкуренции также не предусматривает совместного контроля нескольких юридических и (или) физических лиц над хозяйственными обществами.

Пример 2. Юридические лица А и В являются оффшорными компаниями и на 100% принадлежат двум физическим лицам. Одно из физических лиц исполняет функции единоличного исполнительного органа в обществе, зарегистрированном в Российской Федерации и имеющем разветвленную группу лиц по новому законодательству. Однако компании А и В по 50% контролируют совместно несколько хозяйственных обществ. По Закону о конкуренции на товарных рынках все вышеперечисленные лица (юридические и физические) входили бы в одну группу лиц. Новый Закон о защите конкуренции не предус –
матривает возможности совместного распоряжения юридическими или физическими лицами акциями (долями) хозяйственных обществ.

Таким образом, в настоящее время в качестве группы лиц антимонопольный орган не вправе рассматривать хозяйственные общества, совместно контролируемые оффшорными компаниями А и В.

Существенный вопрос также касается совместного распоряжения близкими родственниками (супругами, родителями, детьми) акциями (долями) хозяйственных обществ.

Некоторые юристы-теоретики считают, что в Законе о защите конкуренции необходимо расширить состав группы лиц за счет совместного контроля над хозяйственными обществами, осуществляемого несколькими юридическими и (или) физическими лицами.

Классификация отношений, возникающих внутри группы лиц, по способу установления связи между ее участниками в соответствии с Законом о защите конкуренции приведена в таблице 1 .

Пример 1 показывает, что в соответствии с Законом о защите конкуренции не каждое иностранное лицо может входить в одну группу лиц с другими иностранными лицами. В данном случае Закон о защите конкуренции говорит о необходимости наличия двух условий:

  • контролируемое юридическое лицо должно быть определенной организационно-правовой формы (либо хозяйственным обществом, либо хозяйственным товариществом);
  • доля участия в его уставном (складочном) капитале должна превышать 50%.

Таблица 1. Критерии формирования группы лиц, приведенные в Законе о защите конкуренции.

Критерий формирования группы лиц

Распорядительный характер

1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в дическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

2. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).

Договорный характер

Лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора.

Управленческий характер

1. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.

2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

4. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания.

5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.

6. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

7. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

8. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению физического лица или юридического лица.

Родственный характер

Физическое лицо, его супруг(а), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Организационно-правовой характер

Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.

Закон о защите конкуренции значительно расширил перечень отношений, имеющих управленческий характер, и сократил общее количество отношений внутри группы лиц. Это объясняется тем, что на практике профессионально-управленческие и распорядительно-управленческие связи не очень распространены и фактически не имеют влияния на отношения внутри группы лиц.

Эта схема таит в себе один существенный недостаток: невозможность совершения нескольких взаимосвязанных сделок с акциями (долями) внутри группы лиц в ограниченные сроки, поскольку после совершения первой из цепочки сделок меняется основание, по которому юридическое и физическое лицо признаются участниками группы лиц.

Закон о защите конкуренции предусматривает, что запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц. В частности, это касается запрета на употребление группой лиц доминирующего положения, недобросовестную конкуренцию. Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается группа лиц, а не отдельный ее участник.

Все вышеизложенное показывает, что Закон о защите конкуренции призван создать благоприятную правовую среду для деятельности группы лиц, снизить административную нагрузку на участников рынка, в том числе участников группы лиц, что должно положительно отразиться на развитии конкуренции между различными группами лиц.

Закон о защите конкуренции позволяет совершать сделки внутри группы лиц без получения предварительного согласия антимонопольного органа при наличии в совокупности следующих условий:

  • сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
  • перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в Федеральную антимонопольную службу в утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий. Форма предоставления группы лиц предусмотрена Приказом ФАС России от 20.11.2006 года;
  • перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в Федеральную антимонопольную службу перечнем таких лиц.

Конечно, данная норма позволяет без предварительного согласования с антимонопольным органом заключать сделки внутри группы лиц. Но это касается только сделок с имуществом, входящим в состав основных производственных средств.

1 Тотьев К.Ю. Конституционное право. М., 2003 г. , с. 209-210.

2 Варламова А.Н. Российское законодательство о понятии аффилированного лица // Право и экономика, 2006 г., №19-20, с. 65-66.

В журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 8 (51) за 2008 г. была опубликована статья Шмелевой Ю.В. «Понятие группы лиц в антимонопольном законодательстве Российской Федерации», текст которой представляет собой сокращенный вариант текста статьи Денисковой О. В. «Новая группа лиц в российском антимонопольном законодательстве» (журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», № 6 за 2007 г.) без ссылки на источник. Редакция журнала приносит свои извинения Денисковой О.В. за недобросовестного автора.

В статье исследуются понятие «группа лиц», возможности применения этого понятия в отношениях между резидентами и нерезидентами РФ.

Более 15 лет ведутся споры о вопросах правильности применения законодательства о конкуренции и необходимости его изменения. После долгих дискуссий 27.07.2006 г. был принят и 26.10.2006 г. вступил в силу Федеральный закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Свободная рыночная экономика, где конкуренция свободна от частных или государственных ограничений, обеспечивает лучшие товары и услуги по самым низким ценам для потребителей. Антитеррористический закон Шермана запрещает любую деловую «комбинацию» или «заговор», которая необоснованно сдерживает торговлю или торговлю между государствами и иностранными государствами.

В этом случае сдерживание торговли или торговли означает препятствие или предотвращение конкуренции. Соглашения или «заговоры» между конкурентами по установлению цен, выстраивание процесса торгов по контракту или разделить клиентскую базу - все это примеры незаконной конкуренции. Этот акт также запрещает компании «монополизировать или пытаться монополизировать» продукт или услугу, используя необоснованные или несправедливые методы. Бизнес-монополия - это полный контроль над производством и распространением продукта или контролем службы одной компанией, тем самым устраняя конкуренцию.

Данный Закон предусматривает совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, предупреждению и пресечению монополистической деятельности, обновлению правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на товарных и финансовых рынках, уточнению правовых основ государственной политики в сфере защиты и развития конкуренции, а также создание единообразия правового регулирования отношений в сфере защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках.

Рост доверия в конце девятнадцатого века

Более 250 конкурентов также рафинировали нефть. Рокфеллер заключил соглашения с другими нефтяными компаниями о путях транспортировки их нефти, чтобы получить очень дешевые тарифы на железнодорожные перевозки. Только те, кто согласился сотрудничать, получили дешевые тарифы. Акционеры этих компаний передали свои доли девяти физическим или попечителям, которые выполняли все операции. Взамен акционеры получили «сертификаты доверия». Попечители выплачивали заработную плату держателям сертификатов доверия.

Прежде всего, необходимо отметить принципиально новый подход к определению группы лиц в ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции». Правовая категория «группа лиц», применяемая в антимонопольном законодательстве Российской Федерации, позволяет признавать деятельность участников бизнес-групп согласованной и рассматривать их как взаимосвязанную совокупность организаций в отношениях с третьими лицами.

Верховный суд Стандартной нефти Нью-Джерси против Соединенных Штатов Америки признал Стандарт в нарушение Закона о антимонопольном законодательстве Шермана. Суд приказал разбить стандартную нефть на более мелкие компании. Конкуренция среди мелких нефтяных компаний возобновилась. В конце девятнадцатого века и начале двадцатого века слово «доверие» обычно использовалось для описания соглашения, в котором акционеры нескольких компаний передавали свои акции компании одной группе лиц, называемых попечителями, которые затем управляли и контролировали дела недавно объединенных компании.

С момента нормативного закрепления понятия «группа лиц» в российском антимонопольном законодательстве подходы к содержанию этого понятия постоянно эволюционировали и трансформировались. Если изначально физические лица могли входить в группу лиц только вместе с юридическими лицами, то сейчас физические лица (их ближайшие родственники - супруги, родители, дети, братья и сестры) также относятся к группе лиц.

Объединенные компании назывались трастом. Акционеры получили доверенные сертификаты, дающие им право получать доходы от траста. Девять доверенных лиц управляли нефтяным трастом и монополизировали деятельность нефтеперерабатывающего завода в Америке. Термин монополия более широко используется и понимается в двадцать первом веке, чем термин доверия. Эти два условия могут использоваться взаимозаменяемо. Всякий раз, когда термин «антимонопольное законодательство» появляется в этой главе, он также может считаться антимонопольной.

К концу девятнадцатого века предприятия, производящие рафинированную нефть, сахар или предоставляя такие услуги, как железнодорожный транспорт, боролись за господство на рынке, согласившись стать доверительными собственниками. И правительство, и общественность были встревожены быстрым ростом трастов и их способностью ограничивать конкуренцию. Ограниченная конкуренция приводит к повышению цен, снижению доступности и снижению качества. Методы, используемые для ограничения конкуренции, включали принуждение конкурентов из бизнеса посредством установления цены; выкупа конкурентов; и, заставляя клиентов подписывать долгосрочные контракты с одним доверием.

Группа лиц выступает особым субъектом, действующим на товарном рынке. Деятельность группы лиц рассматривается наравне с деятельностью любого другого хозяйствующего субъекта. Это объясняется тем, что законодательно оно приравнено к понятию «хозяйствующий субъект».

При соблюдении определенных форм контроля и связи между участниками группы лиц ее можно рассматривать как самостоятельный субъект рынка - совокупность юридических и физических лиц.

Действие было названо в честь сенатора Джона Шермана из Огайо. Голосование показало высокий уровень обеспокоенности по поводу доверия между законодателями. Закон об антимонопольном законодательстве Шермана позволил федеральному правительству под руководством генерального прокурора преследовать доверие и распустить их. Любое доверие, обнаруженное для ограничения торговли или устранения конкуренции, было незаконным. Предприятия, а также лица, которые понесли экономические потери из-за действий доверия, могут подать в суд в три раза больше, чем они потеряли.

В рамках антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как устойчивое формирование, способное вести скоординированную политику на определенном рынке. Квалификация группы лиц как единого хозяйствующего субъекта имеет большое значение, поскольку меры государственного антимонопольного регулирования могут применяться не только к одному из ее участников как к отдельному хозяйствующему субъекту, но и ко всем участникам группы лиц.

Следующим основным источником является весь антимонопольный закон Шермана, одобренный и подписанный в соответствии с законом в Разделах 1 и 2, запрещает формирование трестов, монополий или заговоров с целью сдерживания конкуренции между государствами или внешней торговлей. Раздел 3 сформулирован точно так же, как и в Разделе 1, и просто добавляет, что сдержанность торговли также является незаконной на территориях Соединенных Штатов и в округе Колумбия. Разделы 4, 5 и 6 определяют юридические процедуры, которые следует соблюдать, если лицо или компания подозреваются в сдержанности торговли.

В антимонопольном законодательстве Российской Федерации суть понятия «группа лиц» не раскрывается. Оно включает исчерпывающий перечень условий, необходимых для отнесения тех или иных юридических и (или) физических лиц к группе лиц.

В литературе встречаются различные классификации критериев формирования группы лиц.

К.Ю. Тотьев разделяет круг отношений в рамках группы лиц на имущественные, организационно-договорные, организационно-управленческие и родственные отношения. В соответствии с данной классификацией имущественные отношения основаны на участии в уставном (складочном) капитале конкретного юридического лица. Договорные отношения внутри группы лиц возникают в случае, когда лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора определять решения, принимаемые другим лицом (лицами). Организационно-управленческие отношения затрагивают участие тех или иных лиц в органах управления юридических лиц (коллегиальном исполнительном органе, совете директоров) 1 .

Раздел 7 позволяет жертвам возмещать убытки. Раздел 8 определяет термины «человек» и «лица», обнаруженные в акте. Конкуренция постоянно проверяет бизнес и помогает им стать более успешными на мировом рынке. Будет ли он принят Сенатом и Палатой представителей Соединенных Штатов Америки в Конгрессе.

Настоящим объявляется незаконным каждый договор, сочетание в форме доверия или иным образом, или заговор, в сдержанности торговли или торговли между несколькими государствами или с иностранными государствами. Каждое лицо, которое заключает какой-либо такой договор или участвует в таком сочетании или заговоре, считается виновным в совершении проступка и, по его осуждению, наказывается штрафом в размере не более пяти тысяч долларов или лишением свободы на срок не более одного года, или обоими указанными наказаниями, по усмотрению суда.

По мнению А.Н. Варламовой, все взаимосвязи, при которых речь идет об аффилированных лицах, а значит, и о группе лиц, можно сгруппировать по следующим критериям:

  • по имущественным отношениям;
  • по родственным отношениям;
  • по взаимосвязи на основании договора;
  • по взаимоотношениям, возникшим в результате формирования управленческих органов 2 .

В Федеральном законе от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» законодатель по-новому определяет понятие «группа лиц» в антимонопольном законодательстве.

Каждый человек, который монополизирует или пытается монополизировать или сочетать или сговариваться с любым другим лицом или лицами, монополизировать любую часть торговли или торговли между несколькими государствами или с иностранными государствами, считается виновным в совершении правонарушения и, по его осуждению, наказывается штрафом в размере не более пяти тысяч долларов или лишением свободы на срок не более одного года или обоими наказаниями по усмотрению суда.

Каждый договор, сочетание в форме доверия или иным образом, или заговор, в сдержанности торговли или торговли на любой территории Соединенных Штатов или в округе Колумбия или в ограничении торговли или торговли между любой такой территорией и другой или между любая такая территория или территории и любое государство или государства или округ Колумбия или с иностранными государствами или между округом Колумбия и любым государством или государствами или иностранными государствами объявляются незаконными.

В ст. 9 Закона о защите конкуренции названы условия, которые позволяют признать наличие группы лиц. Среди них можно выделить односложные, многосложные и единичные условия.

При односложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняется одно хозяйственное общество (товарищество).

При многосложном условии одному физическому или юридическому лицу подчиняются несколько хозяйственных обществ (товариществ).

Каждое лицо, которое заключает какой-либо такой договор или участвует в любом таком сочетании или заговоре, считается виновным в совершении правонарушения и, по его осуждению, наказывается штрафом в размере не более пяти тысяч долларов или лишением свободы на срок не более одного года, или обоими наказаниями, по усмотрению суда.

Принципы формирования группы лиц

Такое разбирательство может быть сделано в виде заявления, в котором излагаются обстоятельства дела и молятся о том, чтобы такое нарушение было предписано или иным образом запрещено. Всякий раз, когда он предстает перед судом, перед которым какое-либо разбирательство в соответствии с частью четвертой этого закона может быть приостановлено, что суды правосудия требуют, чтобы другие стороны предстали перед судом, суд может вызвать их для вызова, независимо от того, находятся ли они в район, в котором находится суд, или нет; и повестка в этом отношении может быть подана в любом районе маршалом.

Примером односложного условия является случай, когда физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества.

Если же одно и то же физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа в нескольких хозяйственных обществах, это пример многосложного условия.

Любое имущество, находящееся под каким-либо договором или любой комбинацией или в соответствии с каким-либо заговором, упомянутым в первой части этого закона, и находящееся в процессе перевозки из одного государства в другое или в иностранную страну, утрачивается в Соединенных Штатах, и могут быть конфискованы и осуждены такими же разбирательствами, как и предусмотренные законом для конфискации, конфискации и осуждения имущества, ввозимого в Соединенные Штаты вопреки закону.

Любое лицо, которое будет ранено в своем бизнесе или собственности любым другим лицом или корпорацией по причине чего-либо, запрещенного или объявленного незаконным в соответствии с этим актом, может подать в суд в любом окружном суде Соединенных Штатов в районе, в котором находится подсудимый или находится без уважения к сумме в полемике и возмещает втрое убытки, причиненные им, и расходы по иску, включая разумную плату адвоката.

Единичными являются условия, которые не могут быть отнесены к односложным и многосложным условиям.

К односложным относятся следующие условия:

  1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо имеют в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале этого хозяйственного общества (товарищества).
  2. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.
  3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое или юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.
  4. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.
  5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

К многосложным условиям относятся следующие случаи:

То, что слово «лицо» или «лицо», когда оно используется в этом акте, считается включающим корпорации и ассоциации, существующие или уполномоченные законами Соединенных Штатов, законы любой из территорий, законы любого Государства или законов любой другой страны.

Формулировка антимонопольного закона Шермана не была конкретной. Он не смог определить такие ключевые термины, как «доверие», «заговор», «ограничение торговли или торговли», «монополизировать» или «объединить». Первым важным случаем, который должен был быть привлечен Шерман, было то, что администрация президента США.

  1. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).
  2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо либо одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.
  3. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ или заключенных с этими хозяйственными обществами договоров вправе давать этим хозяйственным обществам обязательные для исполнения указания.
  4. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического или одного и того же юридического лица.
  5. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

К единичным относятся следующие случаи:

Верховный суд постановил, что производство сахара - это деятельность, которая имела место на объектах в конкретных государствах и не ограничивала межгосударственную торговлю. В то время решение, казалось, прекратило любую мысль о том, что положения Закона Шермана будут фактически использоваться для регулирования формирования трестов.

Небольшой прогресс был достигнут против доверия до избрания «доверчивого» президента Теодора «Тедди» Рузвельта. Новый отдел будет следить за действиями деловых и профсоюзных организаций. В рамках отдела Рузвельт основал Бюро корпораций, чтобы выявить нарушения Закона Шермана. Бюро начало изучать различные предприятия, такие как нефть, табак, сталь и мясорубка.

  1. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица.
  2. Физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Рассмотрим пример 1.

Критерий формирования группы лиц

Нокс, генеральный прокурор Рузвельта, инициировал сорок четыре антимонопольных иска во время правления Рузвельта. Один из самых ранних исков был против Северной компании по ценным бумагам. Объединение железных дорог остановилось, и популярный рейтинг одобрения Рузвельта достиг рекордного уровня. Несмотря на свою агрессию в отношении доверия, Рузвельт хотел только регулировать, а не разрушать крупный бизнес. Таффом, когда он взял на себя мощный стандартный нефтяной траст в Нью-Джерси. Закон Клейтона регулировал слияние компаний, чтобы избежать создания монополий.

Иностранное юридическое лицо А владеет 100% голосующих акций российского акционерного общества В. В свою очередь, иностранное юридическое лицо С является единственным участником юридического лица А и владеет 100% его акций. Компании А и С созданы не как хозяйственные общества или товарищества, а как компании или корпорации. Возникает вопрос: входят ли юридические лица А, В, С в одну группу лиц?

Контроль может осуществляться только в отношении хозяйственного общества или товарищества. Статья 66 Гражданского кодекса РФ дает исчерпывающий перечень форм хозяйственных обществ и товариществ. К ним относятся: акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или с дополнительной тветственностью, а также полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество).

Законодательством многих иностранных государств предусматривается создание юридических лиц не только в форме обществ или товариществ, но и в форме компаний или корпораций (например, в Англии и США).

Таким образом, компания А и общество В входят в одну группу лиц. Компания С, являясь единственным участником компании А, не входит в одну группу лиц ни с компанией А, ни с компанией В, поскольку не осуществляет контроль над хозяйственным обществом (товариществом). По старому Закону о конкуренции на товарных рынках все три юридических лица А,В, С входили бы в одну группу лиц. Это объясняется тем, что по старому Закону для отнесения юридических лиц к одной группе лиц не имела значения организационно-правовая форма лица, в отношении которого осуществляется контроль, важна была только величина участия в его уставном (складочном) капитале - более 50%.

Раньше понятие «группа лиц» было шире. Оно не ограничивалось правом распоряжения долями или акциями только хозяйственных обществ или товариществ. Контроль мог распространяться на любое юридическое лицо вне зависимости от того, является ли оно обществом, товариществом или компанией.

Закон о защите конкуренции также не предусматривает совместного контроля нескольких юридических и (или) физических лиц над хозяйственными обществами.

Пример 2. Юридические лица А и В являются оффшорными компаниями и на 100% принадлежат двум физическим лицам. Одно из физических лиц исполняет функции единоличного исполнительного органа в обществе, зарегистрированном в Российской Федерации и имеющем разветвленную группу лиц по новому законодательству. Однако компании А и В по 50% контролируют совместно несколько хозяйственных обществ. По Закону о конкуренции на товарных рынках все вышеперечисленные лица (юридические и физические) входили бы в одну группу лиц. Новый Закон о защите конкуренции не предус –
матривает возможности совместного распоряжения юридическими или физическими лицами акциями (долями) хозяйственных обществ.

Таким образом, в настоящее время в качестве группы лиц антимонопольный орган не вправе рассматривать хозяйственные общества, совместно контролируемые оффшорными компаниями А и В.

Существенный вопрос также касается совместного распоряжения близкими родственниками (супругами, родителями, детьми) акциями (долями) хозяйственных обществ.

Некоторые юристы-теоретики считают, что в Законе о защите конкуренции необходимо расширить состав группы лиц за счет совместного контроля над хозяйственными обществами, осуществляемого несколькими юридическими и (или) физическими лицами.

Классификация отношений, возникающих внутри группы лиц, по способу установления связи между ее участниками в соответствии с Законом о защите конкуренции приведена в таблице 1 .

Пример 1 показывает, что в соответствии с Законом о защите конкуренции не каждое иностранное лицо может входить в одну группу лиц с другими иностранными лицами. В данном случае Закон о защите конкуренции говорит о необходимости наличия двух условий:

  • контролируемое юридическое лицо должно быть определенной организационно-правовой формы (либо хозяйственным обществом, либо хозяйственным товариществом);
  • доля участия в его уставном (складочном) капитале должна превышать 50%.

Таблица 1. Критерии формирования группы лиц, приведенные в Законе о защите конкуренции.

Критерий формирования группы лиц

Распорядительный характер

1. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в дическое лицо, если такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества).

2. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеет в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ).

Договорный характер

Лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другим лицом (лицами), в том числе определять условия ведения другим лицом (лицами) предпринимательской деятельности либо осуществлять полномочия исполнительного органа другого лица (лиц) на основании договора.

Управленческий характер

1. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества.

2. Хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа.

3. Хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания.

4. Хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания.

5. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества.

6. Хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица.

7. Хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества.

8. Хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению физического лица или юридического лица.

Родственный характер

Физическое лицо, его супруг(а), родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры.

Организационно-правовой характер

Лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы.

Закон о защите конкуренции значительно расширил перечень отношений, имеющих управленческий характер, и сократил общее количество отношений внутри группы лиц. Это объясняется тем, что на практике профессионально-управленческие и распорядительно-управленческие связи не очень распространены и фактически не имеют влияния на отношения внутри группы лиц.

Эта схема таит в себе один существенный недостаток: невозможность совершения нескольких взаимосвязанных сделок с акциями (долями) внутри группы лиц в ограниченные сроки, поскольку после совершения первой из цепочки сделок меняется основание, по которому юридическое и физическое лицо признаются участниками группы лиц.

Закон о защите конкуренции предусматривает, что запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц. В частности, это касается запрета на употребление группой лиц доминирующего положения, недобросовестную конкуренцию. Эта норма вытекает из положения о признании группы лиц равноправным участником товарного рынка наравне с хозяйствующим субъектом. В случае нарушения группой лиц данных требований к ответственности привлекается группа лиц, а не отдельный ее участник.

Все вышеизложенное показывает, что Закон о защите конкуренции призван создать благоприятную правовую среду для деятельности группы лиц, снизить административную нагрузку на участников рынка, в том числе участников группы лиц, что должно положительно отразиться на развитии конкуренции между различными группами лиц.

Закон о защите конкуренции позволяет совершать сделки внутри группы лиц без получения предварительного согласия антимонопольного органа при наличии в совокупности следующих условий:

  • сделки, иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
  • перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в Федеральную антимонопольную службу в утвержденной форме не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий. Форма предоставления группы лиц предусмотрена Приказом ФАС России от 20.11.2006 года;
  • перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в Федеральную антимонопольную службу перечнем таких лиц.

Конечно, данная норма позволяет без предварительного согласования с антимонопольным органом заключать сделки внутри группы лиц. Но это касается только сделок с имуществом, входящим в состав основных производственных средств.

1 Тотьев К.Ю. Конституционное право. М., 2003 г. , с. 209-210.

2 Варламова А.Н. Российское законодательство о понятии аффилированного лица // Право и экономика, 2006 г., №19-20, с. 65-66.

В журнале «Акционерное общество: вопросы корпоративного управления» № 8 (51) за 2008 г. была опубликована статья Шмелевой Ю.В. «Понятие группы лиц в антимонопольном законодательстве Российской Федерации», текст которой представляет собой сокращенный вариант текста статьи Денисковой О. В. «Новая группа лиц в российском антимонопольном законодательстве» (журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», № 6 за 2007 г.) без ссылки на источник. Редакция журнала приносит свои извинения Денисковой О.В. за недобросовестного автора.