Больше экономии топлива при длительной эксплуатации. Факторы, влияющие на топливную экономичность автомобиля

От 15 до 60% экономии на бензине. Именно столько можно получить, если применить все способы, перечисленные мною в этой статье. Удивительно, сколько бензина мы жжем зря буквально на ровном месте.

Узнайте, сколько лишних литров тратите ВЫ!

Способ №0: Посетите сервис

Вне конкурса.

Повышенный расход топлива может быть вызван целым рядом поломок. Все написанное в этой статье предполагает, что ваш автомобиль исправен.

Регулярно посещайте сервис.

Способ №1: Снижение Cx

Cx – это коэффициент аэродинамического сопротивления. Чем больше машина похожа на кусок мыла, тем он меньше.

Например, Гелендваген, Cx=0,55:

Лада Приора, Cx=0,32:

Тойота Приус, Cx=0,25:

Гоночный болид: Cx=0,16:

«Ну, хорошо, понятно. А что мне делать с моим Гелендвагеном? Кувалдой что ли острые углы обстукивать?»

Углы обстукивать не будем, а вот поубирать кое-что из ненужного – хорошая идея. Вот и табличка полезная:

»
Если вы уже забыли, когда в последний раз пользовались багажником на крыше, то почему бы его не снять?

А зачем каждый третий уродует свою машину «мухобойкой», мне, видимо, никогда не понять. Можете попытаться меня «просветить» в комментариях.

Способ №2: Снижение массы автомобиля

Ну, это понятно: меньше масса – меньше расход.

Проверьте, не возите ли вы с собой ненужные вещи (детское кресло, зимняя резина и баллоны с «незамерзайкой» летом).

Надумали ставить дополнительную шумоизоляцию? Помните, что она увеличит массу вашего авто на 50-100 кг, а расход на 0,4–0,7 л. То есть за шумоизоляцию вы будете платить весь срок службы авто.

В странах с отличными дорогами разумно снять запаску. Правда, я слышал, что там новые машины и так ею не комплектуются. В России такой «трюк» вряд ли можно назвать удачным. Не знаю, как в Украине с дорогами.

Способ №3: Измените свой стиль вождения

Для кого-то здесь кроются бесконечные запасы экономии (А по данным скучного немецкого совета безопасности движения — до 25%).

Какой стиль вождения самый экономный?

Спросите у вашего дедушки: «умный» выбор скорости, плавные разгоны и торможения. Также нужно учитывать работу светофоров и дорожную обстановку в целом. Если в двух словах: чем реже вы используете тормоз, тем меньше расход.

Способ №4: С умом выбирайте время для поездки

Стоишь в пробке – тратишь бензин.

Может быть, имеет смысл выехать с запасом? Может, вообще в 6 утра? Да, вы приедете раньше, но вы сэкономите время и топливо, а оставшийся часок можно посвятить, например, чтению Лайфхакера.

Еще я не суюсь в центр по будним дням. Коплю все такие дела и делаю их одним махом в воскресенье, когда дороги намного свободнее.

Способ №5: Разумно выбирайте маршрут

Лайфхакер исправно статьи о навигаторах. Многие навигаторы снабжены функцией оповещения о пробках. В иные дни это может спасти вам несколько часов времени и пару литров бензина.

Кстати, друзья, будет здорово, если в комментариях вы напишите свой любимый сервис. Я как раз присматриваюсь к этой теме.

Способ №6: На трассе используйте крейсерскую скорость

Крейсерская скорость – это скорость, при которой расход топлива минимален. Чаще всего она достигается на последней передаче при частоте оборотов 2-2,5 тыс. об/мин.

Чем мощнее авто, тем выше крейсерская скорость. Для моего «задохлика» Форда Фиесты (83 л.с.) эта скорость — примерно 90 км/час.

Увеличение скорости выше крейсерской неминуемо приведет к росту расхода. Насколько? Возьмем для примера ВАЗ 2105:

  • 80 км/час — 7 л на 100 км
  • 100 км/час — 11 л на 100 км ( .

Очень часто крейсерскую скорость указывают в сервисной книжке автомобиля. Посмотрите, может и у вас она указана там.

Способ №7: Правильно выбирайте передачи

Как я уже говорил, расход топлива минимален, когда на тахометре — 2-2,5 тыс. об/мин. Старайтесь всегда выбирать такую передачу, чтобы двигаться именно на этих оборотах.

В современных машинах иногда устанавливают специальный подсказчик, который сигнализирует, когда надо переключиться вверх или вниз. В конце поездки такая машина может даже выставить вам «оценку по экологии».

Если у вас автомат, то думать над выбранной скоростью вам, конечно, не приходится.

Способ №8: Выбор резины

Одни шины расходуют топлива больше, другие меньше. Разница может достигать 0,5 л на 100 км. Согласитесь, немало?

Выбирая экономичные шины, опирайтесь не на данные производителя, а на реальные тесты, которые проводят все ведущие авто-издания.

Способ №9: Не ставьте колеса большего радиуса

Многие ставят на свои авто колеса большего радиуса, например, R16 вместо R14. Конечно, можно согласиться с тем, что так машина смотрится «круче»:

Но, к сожалению, за это придется заплатить увеличением расхода.

На сколько?

Достоверных данных я не нашел, но ходит поверье, что 1 см радиуса прибавляет к расходу 1 л на 100 км. Немало.

Способ №10: Правильное давление в шинах

Я не буду советовать вам перекачивать шины. Да, это даст уменьшение расхода, но какой ценой?. Разумнее накачивать их по верхней планке, рекомендованной производителем.

Вот говорится, что снижение давления с 2,0 кг/кв. см до 1,5 кг/кв. см ведет к перерасходу топлива примерно на 3%.

Следите за давлением в своих шинах. Или платите рублем.

Способ № 11: Купите отапливаемый гараж

Отогреть машину зимой нелегко, и пока она греется, горит драгоценный бензин. Отапливаемый гараж может решить эту проблему на корню.

Способ №12: Заведите дисконтную карту

Вы будете смеяться, но я годами заезжал на одну и ту же заправку, а додумался оформить там дисконтную карту только недавно. Это заняло у меня 5 минут. Теперь экономлю 3% от каждой заправки. Уверен, что у большинства крупных сетей есть что-то подобное.

Плохой Способ №1: Выключение электроприборов

Конечно, если вы в жару выключите кондиционер и будете потеть, то расход снизится ощутимо (примерно на 2 л/100 км). Открыть окна – не вариант. Вы же помните, что в этом случае ухудшится аэродинамика машины. «За рулем» даже как-то проводил эксперимент: что больше топлива жрет — кондиционер или открытые окна. Хоть убейте, не помню его результат. Пишите в комментариях, кто тоже читал эту статью, чем все у них закончилось.

Из той же серии отключение фар, музыки, подогрева сидений.

Не считаю этот способ экономии удачным. Если уж отказываться от комфорта в машине, то надо идти до конца и пересаживаться на велосипед.

Плохой способ №2: Движение в «аэротени» большой фуры

На трассе можно плотно пристроиться позади ползущей фуры и ехать в ее «аэротени». Говорят , что так можно сэкономить аж 3% бензина.

Хотел бы я увидеть человека, который так сильно печется об экологии, что готов долгое время «глотать» выхлоп Камаза. Да и водитель фуры, как мне кажется, не станет долго терпеть такого «зайца» и попытается что-то сделать. Да и про «Соблюдай дистанцию» можно забыть.

Короче, способ для фриков.

Плохой способ №3: Присадки для двигателя

Я имею в виду «чудо-присадки», которые льют в бензобак или в картер и которые обещают экономию топлива. Я в свое время следил за этой темой, но ни разу еще ни одно автомобильное издательство не смогло выявить сколь-нибудь значимой экономии.

Для себя я поставил крест на этой теме. Или у вас есть другой опыт? Пишите в комментариях.

Плохой способ №4: Езда на «нейтралке»

Когда машина катится с горки или докатывается по инерции к светофору, можно поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение. Машина перестает тормозить двигателем, а значит, мы экономим. Вот такая вот теория.

Однако, доказывается, что даже экономии топлива достичь не удается. В то же время езда на «нейтралке» может быть опасна – в нужный момент вы просто не сможете быстро набрать скорость. А это может быть необходимо, например, в случае заноса.

Сказать по правде я и сам иногда так езжу. Буду изживать!

Плохой способ №5: Покупка электромобиля или гибрида

Электромобили имеют большие льготы в некоторых странах: налоговые послабления в Японии и Норвегии, бесплатное парковочное место в Лондоне, выделенные полосы движения в той же Норвегии.

Обладатели гибридов, а тем более электромобилей – замечательные люди, которые делают наш воздух чище. Но признать удачной покупку электромобиля только как средство экономии денег, я никак не могу. Даже в США гибрид начинает окупать себя только после 90 000 км пробега. Не удивлюсь, если в России он не окупается в принципе. Никаких тебе льгот, да и цены на данные авто задраны до небес.

Какие способы сэкономить я пропустил?

Пишите в комментариях!

Также буду рад вместе с вами посмеяться и над плохими идеями.

Во времена, когда цены на бензин и дизтопливо неудержимо лезут вверх, большую актуальность приобретает экономия моторного топлива, особенно на многотонных грузовиках. Факторы, влияющие на расход жидкого топлива автомобиля, давно известны. В основном они одинаковы – как для большегрузного состава, так и для легковушки. Их можно сгруппировать в четырех пунктах:

  1. Сопротивление качению автомобиля;
  2. Воздушное сопротивление;
  3. Условия движения;
  4. Индивидуальный стиль вождения.

Но все-таки главное условие – думать! Причем: не как украсть его из бака эксплуатируемой машины, а как сэкономить – на благо себе или хозяина.

Топливные кризисы заставляют конструкторов изобретать все более экономичные двигатели автомобилей, искать и другие пути экономии топлива (электропривод, различные приспособления исключающие пробуксовку колес, улучшения аэродинамики и др.).

Применяя на грузовых автомобилях специальные синтетические масла – можно облегчить запуск двигателя в холодное время, сократить время на его прогрев. Но нужна внимательность при выборе масла: ведь даже известный бренд производителя не может гарантировать универсальности и нужного качества для всех марок грузовиков.

А вот к всевозможным топливным присадкам нужно относиться с осторожностью. Если на этот счет есть рекомендации производителя или советы бывалого водителя такой же марки – к ним стоит прислушаться.

Не зевай за рулем

Крайне важно уметь прогнозировать обстановку и не давить на педаль газа, когда на перекрестке впереди горит красный свет. На тяжелых автомобилях (фура, автопоезд) чрезвычайно значимо уметь использовать накат и силу инерции. К светофору нужно так суметь подъехать, чтобы дальше продолжить движение без остановки. Известно, что расход топлива при разгоне с места или с небольшой скорости – будет отличаться в разы.

Желательно избегать продолжительной работы двигателя на холостых оборотах при остановке на длительную стоянку. Подсчитано, что потребление автомобилем этого топлива составляет от 10 до 15% перерасхода. Многие водители после запуска начинают прогревать двигатель на холостом ходу. Этого делать не рекомендуется. Гораздо лучше начать движение на пониженной передаче сразу после устойчивой работы двигателя. В этом случае вместе с ним прогреется и ходовая система.

Минимального расхода дизтоплива можно добиться, если ездить плавно без резких торможений и разгонов, рывков. Нужно поддерживать в шинах нормальное давление. Опытные водители почти на каждой остановке проверяют накачаность колес пинками по ним. Гораздо эффективнее постукивание баллонным ключом: глухой звук подскажет, какое колесо требует подкачки. Но самый достоверный способ – шинный манометр. Кондиционер использовать умеренно, машину стараться летом парковать в тени.

На спусках не рекомендуется двигаться накатом, так как это может лишить грузовик маневренности, а то и возможности экстренно затормозить. Если спуск затяжной – эффективнее пользоваться самой высокой передачей, не нажимая на педаль газа.

Следи за весом и тонусом автомобиля

На расход горючего влияет общая масса автомобиля. Сегодня можно признать неоправданной постановку емкости под дизтопливо на 1000 литров на автопоезда. Это раньше было выгодно, когда сильно разнились цены по регионам, а заправок было маловато – особенно в сельской местности. Сейчас обстановка кардинально изменилась и возить с собой тонну лишнего груза накладно.

Давно считается нужным установка спойлера на кабинах автопоездов. Если он поставлен правильно, экономия топлива очень ощутима, особенно при движении со скоростью 100 км/час и выше. При перевозке сыпучих грузов на открытых грузовиках необходимо обязательно использовать тент. Крайне важно с точки зрения экономии горючего, чтобы он был хорошо натянут, – не пузырился. Так он и дольше прослужит, и аэродинамику улучшит.

И не забывать следить за техническим состоянием автопоезда. Здесь нет мелочей. Своевременная регулировка топливной аппаратуры, постоянный осмотр агрегатов ходовой части, тормозной системы, состояние протектора автошин – все важно для безопасной езды и экономной эксплуатации транспортного средства.

Б езо всяких напоминаний водитель обязан проверять давление в шинах. И не таким распространенным элегантным способом, как постукивание по колесу ногой. Таким образом можно проверить, на месте ли покрышка… Правильный подход – манометр, на холодном колесе, перед рейсом.

Оптимальное давление в колесах, рекомендованное заводом-изготовителем, обеспечивает и безопасность движения, и максимальный ресурс. Повышение давления на 20 процентов ведет к неравномерному износу протектора в его центральной части, и укорачивает жизнь колеса на 15-20 процентов Снижение давления на 20 процентов от рекомендованного уменьшает срок службы колеса на 26 процентов, и из-за увеличения трения качения добавляет полтора литра расхода топлива на каждые 100 километров. Падение давления на 30 процентов снижает ресурс колеса уже вполовину! Цифры, большие чем 30 процентов, мы не рассматриваем, потому что такой разброс давления уже опасен для окружающих участников дорожного движения. Таким образом, одна регулярная операция по инструментальной проверке давления в колесах позволяет контролировать безопасность движения, расход топлива и ресурc покрышек, которые, кстати, стоят немалых денег...

Если вы повышаете давление, колесо как бы приподнимается, площадь контакта уменьшается. При уменьшении давления площадь увеличивается. Казалось бы, для экономии топлива выгоднее, чтобы пятно контакта было меньше – это уменьшает силу трения.

Однако в движущемся автомобиле все взаимосвязано, и в расчет необходимо брать совокупность всех факторов. Хорошо, вы подняли давление. Сила трения меньше. Но! Уменьшается и тормозное усилие от колеса к дороге! А износ протектора увеличивается. Причем износ будет неравномерным. Покрышка потребует внеплановой замены…

Гораздо опаснее понижение давления. Контакт с дорогой увеличен, происходит опасный перелом профиля покрышки, значительная энергия тратится на преодоление сил трения, что в свою очередь ведет к нагреву колеса. Снижение давления всего на 0,3 бара (0,295 атм.) приводит к нагреву покрышки в движении до 100 градусов! Объяснять, чем заканчивается взрыв перегретой покрышки, я думаю - никому не надо… А определить такое снижение постукиванием по колесу… Не знаю, я бы больше доверял манометру…

«Не дергайте машину понапрасну...»

Общие правила для грузовых и легковых автомобилей едины.

Первое. Не заливайте двигатель топливом. То есть аккуратно пользуйтесь педалью газа. Если для поддержания скорости достаточно слегка придавить акселератор, по меньшей мере глупо давить его до упора.

Второе. Чем меньше ходов совершают поршни на единицу расстояния, пройденного автомобилем, тем меньше топлива впрыскивается в камеры сгорания. Речь идет о пользе скорейшего перехода на высшие передачи.

И третье. Движущийся автомобиль уже обладает немалой кинетической энергией. Ее выгоднее поддерживать, а не набирать заново. То есть – оценивая ситуацию, пореже тормозить, чтобы потом не жечь топливо при разгоне.

1 ...Нет никакой необходимости поддавать газ, догонять и прижиматься к впереди идущим машинам, чтобы через пятьдесят метров оттормаживаться перед сужением дороги.

2 Рывки с пробуксовками, ненужные разгоны, немотивированные ускорения, вслед за которыми следует торможение, во-первых, приводят к перерасходу топлива, преждевременному износу компонентов автомобиля, а во-вторых, лихорадочный, дерганный стиль езды демонстрируют неумение водителя предугадывать обстановку. Не говоря уже об опасности такого стиля вождения для окружающих....

Главное для экономичного вождения – избегать ненужных ускорений.

Что происходит в двигателе наших автомобилей MAN, когда вы полностью убрали ногу с акселератора? Бортовой компьютер принимает ваше действие, и клапан перекрывает подачу топлива. С этого момента машина катится по инерции, за счет накопленной кинетической энергии. Вы продолжаете движение, не расходуя топлива. Двигатель не заглохнет, потому что передача осталась включенной, коленвал вращается от колес. Переключать в такой ситуации на «нейтраль» неправильно. Катиться на нейтральной передаче вообще противопоказано, а кроме того, в режиме холостого хода двигатель все равно продолжает потреблять топливо. Немного, 3-4 литра в час в зависимости от мощности и состояния двигателя, но – расходует

Очень важно, говоря о ненужных торможениях и ускорениях, выдерживать дистанцию до впереди идущего транспорта. Не сможете предусмотреть его действий, не рассчитаете свою скорость – возможно, придется подтормаживать за ним вслед…

Возможности электроники надо использовать... Но с умом!

На современных тягачах в штатной комплектации, как правило, установлены системы ограничения скорости и круиз-контроля (темпомат). Практика показывает, что даже профессиональные водители либо не пользуются ими вообще, либо используют неправильно. Хотя их умелое применение – еще один резерв экономичной езды.

Темпомат, который чаще называют круиз-контролем, предназначен для длительного поддержания заданной скорости без вмешательства водителя. Машина едет – нога отдыхает. Все здорово. Однако у темпомата, как у любой электроники, есть один недостаток. Образно говоря, он не может смотреть из окна на дорогу. Не может прогнозировать дорожную ситуацию.

Например, как поведет себя темпомат при подъеме в гору? Электроника будет стремиться поддержать заданную водителем скорость, установленную, допустим, на 85 км/ч. При подъеме в гору скорость будет падать, а автоматика начнет увеличивать количество подаваемого топлива для увеличения мощности двигателя. Но скорость уже потеряна… Для «вытягивания» подача топлива увеличивается еще и еще… При скорости 70-75 на вершине подъема темпомат станет резко разгонять машину, снова расходуя топливо. Хотя при движении вниз автомобиль в состоянии разгоняться самостоятельно, и вам придется даже притормаживать автопоезд для безопасного спуска.

В итоге при использовании темпомата в таких условиях расход топлива будет больше: опытный водитель, управляя оборотами двигателя и своевременно переключая передачи на пониженные, справится с этим лучше.

Темпомат незаменим на ровных участках трассы. Там, где обстоятельства вынуждают постоянно менять скорость, эффективнее использовать функцию ограничения скорости. Символы работы программы высвечиваются на дисплее приборного щитка, а органы управления расположены на руле.

В чем принципиальная разница темпомата и ограничителя скорости? Темпомат «вытягивает», порой через силу, скорость до заданного значения. Ограничитель скорости, напротив, не позволяет превысить назначенный режим.

крутящий момент и мощность

Основные характеристики двигателя, влияющие на динамику движения автомобиля – это мощность и крутящий момент. Можно углубиться в технические детали, но можно обойтись описанием этих процессов попроще.

Рекомендуем следующий алгоритм переключения: вторая пониженная, четвертая пониженная, пятая повышенная, седьмая пониженная, восьмая пониженная. Наша методика разработана для груженого автопоезда, начинающего движение на ровной дороге. Для таких условий рекомендуемая заводом-изготовителем передача – 2 пониженная. Если речь идет о трогании на подъем – начинать надо с первой передачи…

Итак, вы начали движение со второй пониженной. При переключении на более высокую передачу из-за изменения передаточного числа в КПП двигатель теряет 200 об/мин. То есть, для того чтобы сохранить крутящий момент и мощность двигателя при переходе со второй пониженной на четвертую пониженную, необходимо раскрутить дизель до 1800 об/мин. Тогда после переключения обороты останутся на уровне 1200 – нормальный режим. Доводим обороты снова до 1800. Это дает нам возможность переключиться на пятую повышенную. Падение оборотов все равно оставляет двигателю достаточный уровень крутящего момента и мощности, чтобы продолжать разгон. С пятой повышенной, доведя обороты снова до 1800, переключаемся на седьмую пониженную. Все, автомобиль набрал скорость 60 км/ч. Экономия времени, топлива, сокращение пути разгона. Всего четыре переключения – это серьезное сохранение ресурса сцепления…

На сцеплении стоит остановиться особо. Почему завод-производитель настаивает на начале движения по ровной дороге со второй пониженной передачи? Чем выше обороты двигателя, тем больше выделяется тепловой энергии на диске сцепления. Конструкция двигателя позволяет начинать движение тягача MAN, не нажимая на педаль газа. Машина тронулась – можно газовать… Если при отпускании сцепления вы одновременно увеличиваете обороты с положенных 600-700 до 1000 (а это укоренившаяся, неистребимая привычка водителей – газануть, добавить оборотов на старте!), ресурс сцепления уменьшается на 40 процентов. Если повысить обороты до 1200 – ресурс «сгорает» на 60 процентов. Это абсолютно очевидная вещь – чем выше обороты на маховике, и чем дольше отпускается педаль (а резко бросить не получится – машина дернется и двигатель заглохнет!), тем больше выделяется тепловой энергии и тем больше нагрузка на фрикционные элементы и шлицы диска сцепления.

Данные по разгону от 0 до 60 км/ч на ровном прямолинейном отрезке дороги тягача MAN TGA с груженым полуприцепом (полная масса автопоезда 40 тонн) при использовании различных схем переключения передач.

Алгоритм переключения передач по методике MAN driver training: 2 пониж.> 1800об/мин 4 пониж.>1800 об/мин 5 повыш.>1800 об/мин 7 пониж.> 1600 об/мин 8 пониж.>1400 об/мин 8повыш. Скорость 60 км/ч достигается уже на четвертом преключении передачи

Бортовой компьютер накапливает информацию о большинстве режимов работа автомобиля. При необходимости эта информация помогает понять особенности эксплуатации и причины возникновения неисправностей, как, например, влияние на ресурс сцепления положения рычага КПП в момент начала движения.

Так что и этот момент стоит иметь в виду, когда мы слышим о том, что сцепление не выхаживает всего заявленного ресурса… Увы, чаще всего за этим стоят неграмотные действия водителя…

Па-а-адъем!

Понимание взаимной зависимости мощности и крутящего момента поможет выработать эффективную методику преодоления подъемов. Стандартная рекомендация: перед горой надо предварительно включить пониженную передачу. Но что значит предварительно? И какую передачу?

Обычно, если позволяют условия, водитель старается залететь в гору на скорости. Тянет до последнего, и только потом переключается. То, что приемлемо на сухой дороге, в снег или гололед может привести к аварии или зависанию автопоезда в режиме «приехали! шлифую!»

– Вы идете на восьмой повышенной, 75 км/ч, на тахометре 1230 оборотов,

– Используя инерцию автопоезда, вы начинаете подниматься в гору. И здесь многое зависит от вашего опыта и умения чувствовать машину. Как только вы понимаете, что скорость будет снижаться, следует довести обороты двигателя до 1400 оборотов и переключиться на седьмую повышенную. Если переход на одну передачу вверх снимает у двигателя 200 оборотов, то переключение вниз добавляет 200-250. То есть при переключении на седьмую повышенную стрелка тахометра будет находиться в самом верху «зеленой зоны», где оптимальные соотношения мощности и крутящего момента. Скорость остается прежней. Это наиболее эффективный способ. Нет необходимости, насилуя двигатель, проходить всю гору на «верхней» передаче. Как нет необходимости весь подъем проходить на «низких» передачах, раскручивая двигатель до 2300 оборотов, когда он из своих 410 л.с. вырабатывает только 200…

Экономичные шины: можно ли снизить расход топлива за счет покрышек

В рекламных материалах производителей шин наряду со словами "долговечность", "хорошее сцепление", "быстрое торможение" обязательно присутствуют заверения об "экономичности", то есть заметном сокращении расхода топлива. Объясняется подобный эффект более низким сопротивлением качению.

Разумеется, на то, с какой скоростью указатель уровня горючего в баке стремится к нулю, влияет множество факторов: от стиля вождения до массы пассажиров. Также не приходится говорить о "бережливости" зимних шин, поскольку при их эксплуатации на первое место выходят совсем другие качества, несовместимые с легкостью качения. Поэтому сегодня мы познакомимся с наиболее распространенными на российском рынке летними экономичными (или энергоэффективными) покрышками и узнаем, стоит ли рассчитывать на серьезную экономию бюджета при их использовании.

Немного теории

У новичков-автолюбителей, впервые узнавших о шинах с низким сопротивлением качению, возникает закономерный вопрос: что чему сопротивляется и как это связано с расходом топлива? Дело в том, что наружная (она же беговая) часть шины, соприкасаясь с дорожным покрытием, несколько деформируется - из округлой становится уплощенной - и образует так называемое пятно контакта. Когда же автомобиль начинает двигаться, процесс деформации становится непрерывным, "пятно" перемещается по покрышке и обеспечивает сцепление с дорогой. Таким образом, чем меньше энергии требуется для того, чтобы преодолевать изменение формы шины, и чем легче пятно контакта выходит из зацепления с покрытием, тем ниже величина сопротивления качению.

Лучше всего деформацию и пятно контакта демонстрирует полуспущенная шина

Основными конструктивными характеристиками шины, влияющими на то, насколько легко она катится по дороге, являются упругость материалов беговой части и боковин, а также "прилипчивость" материала протектора к дороге.

Среди шин одного диаметра увеличенное сопротивление качению имеют более широкие покрышки, обладающие большим пятном контакта. Не отличаются экономичностью и спортивные шины, предназначенные для езды на больших скоростях, так как состав материала, из которого их делают, должен обеспечивать максимальное сцепление с покрытием дороги.

Кстати, самый простой способ снизить сопротивление качению - подкачать шины. Тут и деформация снижается, и пятно контакта становится меньше. Вот только перекачивать колеса выше рекомендованных значений не стоит, так как при этом заметно увеличивается тормозной путь, автомобиль легче срывается в занос, да и комфортность езды заметно страдает, особенно на неровных дорогах.

Поскольку в обычном легковом автомобиле на преодоление сопротивления покрышек приходится примерно 20% всего расхода топлива, то неудивительно, что производители шин стараются повысить привлекательность своей продукции за счет этого показателя. В среднем снижение сопротивления на 10% позволяет сэкономить около 1-2% горючего.

Что нам обещают производители

Посмотрим, за счет чего компании-изготовители стараются уменьшить этот "вредный" показатель, насколько эффективно нововведения проявляют себя в реальных условиях и, самое главное, как подобные изменения сказываются на таких важных свойствах шин, как устойчивость на дороге в различных условиях и скорость торможения.

В тестах летних шин, проводимых по заказу авторитетных отечественных и зарубежных автомобильных журналов, характеристику "низкое сопротивление качению" чаще всего имеет продукция компаний , и . Разумеется, подобную резину сегодня предлагают практически все производители, но мы ограничимся названными выше популярными в России марками.

Флагманом энергоэффективной продукции компании Nokian Tyres являются шины . Как заявлено на сайте концерна, сопротивление качению этих покрышек снижено на 15% по сравнению с предшествующей моделью - . Если же брать "обычные" шины, то снижение достигает 40%.


Попытки понять, за счет чего достигнуты столь впечатляющие результаты, заканчиваются дежурными фразами пресс-релизов о "специально спроектированном протекторе и уникальной композиции резиновой смеси". Единственная подробность, которую озвучили маркетологи Nokian, - в состав покрышек входит масло финской сосны.

Другой известный производитель шин также имеет в своем арсенале "бережливую" покрышку - . Впрочем, и здесь о технологии и конструкции говорят крайне скупо. Компания Michelin гордится тем, что первой стала добавлять кремний (или, как его еще называют, силику) в состав резиновой смеси. Впрочем, сегодня этот минерал стал неотъемлемой частью авторезины любого производителя. А по существу вопроса информации практически нет: "Сниженная масса, уникальный состав, инновационная конструкция..."» Покупателям шин обещана экономия восьмидесяти литров топлива за весь срок пробега комплекта покрышек, который, в свою очередь, будет дольше на десять тысяч километров. Все это, разумеется, в среднем и по сравнению все с теми же "обычными" шинами.

Впрочем, наивно было бы ожидать, что производители шин начнут щедро делиться разработками инженеров и технологическими секретами. Вот и сообщает компания Pirelli об "инновационных материалах" и "ELRR (Extra Low Rolling Resistance)" - системе сверхнизкого сопротивления качению, использованной в шинах .

Чуть более многословны представители GoodYear, рассказывающие, что шина EfficientGrip имеет "улучшенный каркас с использованием специальных материалов, облегчающих вес продукта; усовершенствованный процесс разработки и производства резиновой смеси с новым составом, который обеспечивает превосходные показатели пробега, торможения на мокрой поверхности и сопротивления качению". Также утверждается, что расход топлива будет ниже на 1,9% "по сравнению с четырьмя ведущими конкурентами". О том, что это за конкуренты, правда, не сообщается.

Преимуществами экономичной покрышки должны стать "новый кремниевый состав материала беговой дорожки, доработанный контур и асимметричная форма протектора". Сопротивление качению у этой шины на 12% ниже, чем у предшествующей модели ContiEcoContact EP.

Обобщив разрозненные сведения, можно сделать вывод, что в последние годы основные усилия конструкторов направлены на снижение массы шины за счет уменьшения количества слоев корда и толщины протектора, а также на использование в составе резиновой смеси синтетических материалов, обладающих минимальными потерями энергии при деформации.

Практика - критерий истины

Что ж, пора от красивых обещаний изготовителей автомобильной "обувки" перейти к практическим результатам и посмотреть, что получает и что теряет автовладелец, купивший экономичные покрышки.

Главный вопрос всех тестов: можно ли при значимом снижении сопротивления качению сохранить на высоком уровне такие качества шины, как управляемость и сцепные свойства на сухой и мокрой дороге, устойчивость к аквапланированию, хорошее торможение и т. п.? И тут протоколы испытаний неумолимы: идеального сочетания экономичности и безопасности ни одному производителю пока достичь не удалось.

Да, все принимавшие участие в тестах "экономные" покрышки демонстрируют достоверное снижение сопротивления качению и более низкий расход топлива, но это всегда приводит к пусть и не фатальному, но все же заметному ухудшению других характеристик. Так, "зеленая шина" Hokian демонстрирует посредственные сцепные свойства и управляемость на сухом покрытии. Автомобиль с шинами будет иметь не самую лучшую управляемость на мокром асфальте и при аквапланировании. Система сверхнизкого сопротивления качению в покрышках от Pirelli приводит к заметному увеличению тормозного пути, особенно на влажном покрытии. Владельцам Goodyear EfficientGrip стоит быть максимально собранными во время дождя, особенно если на пути глубокие лужи. Шины держат водителя в напряжении на мокром асфальте и дают заметное увеличение тормозного пути на сухом.

Справедливости ради отметим, что все перечисленные недостатки более-менее заметны в тестах, проводимых в экстремальных условиях специализированных полигонов. При обычной езде по городу и загородным трассам вероятность серьезного влияния "минусов" экономичных шин на безопасность и комфорт вождения крайне невелика.

Наиболее полно недостатки покрышек можно выявить только на полигоне

Таким образом, при прочих равных условиях энергоэффективные шины действительно оправдывают свое название и способны снизить потребление топлива. Другое дело, что даже максимальные результаты, достигаемые в идеальных условиях тестов, измеряются 100-200 граммами на 100 километров пробега или экономией нескольких десятков литров в год. Соответственно, при ежедневных (включая выходные) поездках на 100 километров затраты на бензин сократятся на 100-150 рублей в месяц. В реальности же снижение расходов будет еще меньше.

Вот и получается, что, выбирая обновку для своего «железного коня», обращать внимание прежде всего следует на условия, в которых она будет эксплуатироваться, управляемость и хорошее сцепление с дорогой. А если к этому еще и экономичность (пусть и небольшая) прилагается - замечательно, приятный бонус еще никому не помешал.

Для того чтобы экономить на расходе топлива, надо учитывать несколько моментов. Первый, он же самый существенный – это стиль вождения. Специалисты даже разработали ряд правил. Если водитель грузового автомобиля будет их придерживаться, то сможет значительно меньше тратить на топливо.

Если вы водитель автопоезда, т.е. машины, которая имеет значительный вес, то должны научиться использовать накат и силу инерции. Причем ехать накатом – это не значит, что надо ехать на нейтральной скорости после существенного разгона, а это означает езду на передаче без нажима на педаль скорости. В этом случае клапан подачи топлива перекрывается, и расход становится нулевым. На нейтральной скорости хоть немного, но топливо расходуется. Если перед вами светофор, то надо уметь так рассчитывать свою езду, чтобы приблизится накатом к моменту, когда загорится зеленый сигнал. Когда вы набираете скорость не с места, топлива уходит значительно меньше.

Большое значение имеют расходные материалы. После ТО, автомобиль всегда меньше потребляет топлива, поэтому все надо проводить вовремя. Температура воздуха также оказывает влияние, но водитель, к сожалению, никак не может на это повлиять.

На расход влияет много факторов. Вот основные из них:

  • сопротивление качению;
  • условия движения;
  • сопротивление воздуха;
  • стиль управления.

Сопротивление качению

На сопротивление качению оказывают влияние следующие факторы.
1. Масса автопоезда.
Специалисты установили, что тонна балласта добавляет литр на 100 км к расходу топлива. Отрезать кусок железа от машины водитель, конечно, не сможет, а вот решить, сколько топлива с собой возить, вполне возможно. Если путь планируется в места, где нет заправок, то тащить с собой тонну топлива придется. Но если вы едете по обычной трассе, где заправки встречаются часто, то нет никакого смысла в полном большом баке. Для водителя даже полезно останавливаться на заправке и прогуливаться до кассы оплаты.
2. Колеса. То, насколько сильно накачены колеса на автопоезде, зависит расход топлива. Если при простукивании колес они звенят – значит все в порядке, если звук глухой, то следует подкачать. На этом тонком моменте можно экономить до 1,5 литров на 100 км.
3. Состояние подвески. Если у вас наблюдается езда с юзом, то топлива расходуется намного больше.

Условия движения

При езде в дождь колеса берут на себя воду. Чем выше скорость, тем тяжелее всю эту дополнительную автопоезду раскручивать. Поэтому в сильный дождь надо стараться ехать медленнее, если вы хотите сэкономить горючку.

Сопротивление воздуха

Грузовые автомобили имеют значительную лобовую площадь. Поэтому при движении машина должна преодолевать сильное сопротивление воздуха. Чем с большей скоростью вы едите, тем больше солярки сгорает для преодоления аэродинамического сопротивления. Для решения данной проблемы водители устанавливают специальный спойлер. Но мало кто знает, как правильно его установить. При неверной установке смысл от него нулевой. Поэтому следует обращаться к специалистам.

Стиль вождения

По данным исследований, если трогаться с места на холостых оборотах, то снижается расход топлива. Чтобы экономия была наибольшей, необходимо как можно быстрее пройти низкие передачи и всю дальнейшую дорогу ехать на повышенных, даже если обороты будут невелики. Если вы едите по городу, старайтесь максимально использовать накат. Плюс к этому, при снижении скорости не надо спешить переходить на пониженные передачи.

Используя все перечисленные советы, вы можете существенно снизить расход топлива и сэкономить свои деньги.