Значение изобретения карла бенца. Карл Бенц: механик, который не любил паровозы. Смотреть что такое "Карл Бенц" в других словарях

Как минимум, с XVII века ученых Европы занимал вопрос создания повозки, которая могла бы двигаться и перевозить грузы без использования конной тяги. Но кто изобрел первый автомобиль, и почему это случилось только в конце XIX века?

Можно выделить несколько этапов развития идеи автомобилестроения:

  • Коляски XVII - XVIII веков, использующие педальный привод и делавшиеся только как забавные курьезы.
  • Самоходные машины с паровым приводом. Их испытания проходили в XVIII - XIX веках, но ни одна модель не стала массовой.
  • Электрические автомобили, разработанные в первой половине XIX века.
  • Автомобили на основе двигателя внутреннего сгорания. Именно благодаря ему Карл Бенц вошел в историю как человек, первый автомобиль в мире.

Когда изобрели первый автомобиль: история Карла Бенца

Карл Фридрих Михаэль Бенц родился в ноябре 1844 года в небольшом городе Мюльбурге в немецком княжестве Баден-Вюртемберг. Его отцом был машинист поезда Иоганн Георг Бенц. Он умер от воспаления легких, когда мальчику было два года.

Хотя семья жила небогато, мать решила дать Карлу хорошее образование. Он учился в школе грамматики в Карлсруэ, где проявил блестящие способности. В девять лет Карл продолжил образование в лицее, ориентированном на науку. В 15-летнем возрасте юноша начал изучать машиностроение в университете Карлсруэ, а в 1864 году окончил его.

В молодости Карл Бенц ездил на велосипеде и размышлял над идеей транспортного средства, которое бы заменило конную тягу. Годы после университета он работал в нескольких машиностроительных компаниях, но ни в одной не задерживался надолго.

В 1869 году молодой человек приехал в Мангейм, где начал работать чертежником на заводе весов, затем переехал в Пфорцхайм, потом – в Вену, где трудился в компании, занимавшейся строительством железных дорог.

В 1871 году Карл совместно с компаньоном основал свою первую фирму – механический завод в Мангейме. Вскоре он выкупил долю партнера. В 1872 году Карл женился на Берте Рингер, ставшей ему верной спутницей жизни и соратником во всех его начинаниях. Дела предприятия шли не очень хорошо, но Бенц трудился над идеей нового двухтактного двигателя. Ему удалось завершить работу 31 декабря 1878 года. В следующем году Карл Бенц получил на него патент.

Следом за этим предприниматель разработал и запатентовал систему регулирования скорости, зажигание с помощью искры, свечи зажигания, карбюратор, рычаг для переключения передач, сцепление и водяной радиатор.

Из-за финансовых проблем банк Мангейма потребовал, чтобы предприятие Бенцов было объединено с другими. Супруги создали совместную фирму с братьями Бюлерами, один из которых был фотографом, другой – торговцем сыра. Компания стала акционерным обществом, но Карл удержал только 5% от пакета акций. При разработке новых продуктов компаньоны не учитывали его предложений. Уже в 1883 году Карл Бенц оставил пост директора акционерного общества.

Создание автомобиля Бенца

В том же году он с двумя партнерами основал компанию по производству газовых двигателей. Дела нового предприятия шли хорошо, и у Карла было время заниматься своим главным увлечением – разработкой транспортного средства, не использующего конную тягу.

В 1885 году он завершил работу и сконструировал первый автомобиль, названный им «Motorvagen». Эта дата дает нам ответ на вопрос, когда изобрели первый автомобиль. Транспортное средство имело три проволочных колеса, четырехтактный двигатель, разработанный Бенцом и помещавшийся между задними колесами. Изобретение немецкого инженера считается первым настоящим автомобилем.

Вскоре Карл получил на свое изобретение патент, где оно называлось «автомобиль, питающийся газом». Первые его испытание в 1885 году из-за проблем с управлением привели к аварии – машина врезалась в стену. Через год прошли успешные пробы на дороге. Вскоре Бенц сделал две модификации своей модели. В 1887 году автомобиль с деревянными колесами был показан на Парижской выставке.

В 1888 году началось производство автомобилей Бенца на продажу. Через своего партнера предприниматель начал продавать машины в Париже, где к ним проявляли больший интерес.

Поездка Берты Бенц и улучшение автомобиля

Когда был изобретен первый автомобиль, у него еще не было коробки передач, и он не мог самостоятельно одолеть подъем в гору. В августе 1888 года Берта ничего не сообщила мужу, взяла с собой двух их сыновей и отправилась в поездку на изобретении супруга. Она проехала из Мангейма в Пфорцхайм, преодолев расстояние в 106 километров. Это стало первым автомобильным путешествием на большое расстояние в истории.

Берта хотела показать мужу, что у его изобретения есть будущее, оно полезно для людей, и автомобиль принесет ему финансовый успех. Фрау Бенц выехала из Мангейма перед рассветом. У изобретения ее мужа еще не было топливного бака, поэтому бензин заливали прямо в карбюратор. По пути она покупала в аптеках бензиновый растворитель и заправляла им машину.

По пути Берта чистила топливопровод булавкой для шляпы, заменила у кузнеца цепь автомобиля. Когда стали плохо работать деревянные тормоза, она попросила заменить их на кожаные. Участники поездки добавляли воду, чтобы охлаждать двигатель. Автомобиль не мог преодолеть подъем, и фрау Бенц с сыновьями приходилось его толкать. Несмотря на эти испытания, к ночи они достигли Пфорцхайма, где жила мама Берты. Жена Карла Бенца послала своему мужу сообщение по телеграфу, где рассказала о поездке, а через несколько дней она вернулась домой.

Хотя некоторые люди, видя едущий по дороге автомобиль, пугались, поездка Берты Бенц вызвала общественный резонанс и привлекла внимание к изобретению. После путешествия супруги доработали транспортное средство, добавив механизм для преодоления подъема в гору и лучшего торможения.

Эра ветеранов в автомобилестроении

После этого супруги продолжали развивать свое предприятие, которое стало к концу XIX века крупнейшим производителем машин в Германии. Деятельность Карла Бенца дала толчок развитию автомобильной промышленности в Европе. В истории автомобилестроения это называется «эрой ветеранов». Свои модели представили Эдуард Батлер в Англии, Рудольф Эгг в Швейцарии, Леон Болле во Франции.

В начале XX века производство автомобилей стартовало в и Франции. Французские машины составили в 1903 году почти половину всех произведенных в мире. Но именно Германия осталась в истории страной, где жил тот, кто изобрел первый автомобиль.

Карл Фридрих Михаэль Бенц (Carl(Karl)Friedrich Michael Benz, 25 ноября 1844, Мюльбург, Германия - 4 апреля 1929, Ладенбург, Германия) – его имя, занявшее половину наименования одной из престижнейших на сегодня автомобильной компании Daimler-Benz AG, уже стало привычным для любого автомобилиста. Именно ему мы обязаны созданием машин с бензиновыми двигателями, которые ездят сегодня по всем дорогам планеты.

Карл Фридрих Михаэль Бенц
(Karl Friedrich Michael Benz)

Детство

У Бенцев была целая фамильная династия, которая долгое время (несколько поколений) жила в Пфаффенорте, а большинство ее представителей занимались кузнечным ремеслом.

Рождение Карла Бенца произошло в городе Карлсруэ 25 ноября 1844 года. Но уже в 2 года он наполовину осиротел, так как его отец, работавший в то время машинистом, сильно простудился, слег в постель и скоро умер. Карл остался с матерью, которая старалась обеспечить его хорошим образованием, хотя приходилось постоянно бороться с нуждой.

Юность

Начальное образование Карл Бенц получил в средней школе того же города Карлсруэ. Далее, в 1953 году, он поступил в гимназию Бисмарка, которая тогда называлась техническим лицеем, ее он закончил с блеском, на отлично сдав все выпускные экзамены. Там он всерьез увлекся изучением и конструированием различных транспортных средств, оснащенных паровыми двигателями – локомотивов и т. д.

После окончания гимназии последовало поступление Бенца в университет Карлсруэ, на факультет технической механики, который он и заканчивает 9 июля 1864 года, когда ему исполняется 19 лет.

Далее, вплоть до 1870 года, длятся тяжелые для Карла времена, так как ему катастрофически не хватает средств, чтобы открыть свое дело. В эти годы он вынужден работать простым служащим на различных машиностроительных предприятиях, причем он постоянно переезжает, работая в Карлсруэ, Пфорцгейме, Мангейме и Вене.

Начало разработок

Старт произошел в 1970 году, когда Бенц, совместно со своим компаньоном Августом Риттером, смог организовать механическую мастерскую, которая располагалась в Мангейме. Произошло это уже после похорон его матери. Он с Риттером купил небольшой земельный участок, на территории которого создали мастерскую, а в ней наладили производство запчастей из металла. Но к тому времени стали видны разногласия партнеров.

Фото: Двигатель разработки Карла Бенца

Бенц давно уже вынашивал идею создания принципиально нового силового агрегата, однако Риттер был против, так что в этом направлении движение застопорилось. Но все решилось уже в 1972 году, когда Карл Бенц женился на Берте Рингер, получившей большое приданое, которое помогло Бенцу выкупить долю своего друга в их общем производстве и стать единоличным собственником. Отныне ничто не мешало ему погрузиться в разработки.

Кризис

Он случился потому, что Карл слишком мало внимания уделял административной и коммерческой сторонам дела, целиком погрузившись в технический аспект работы. Как следствие, в 1877 году его фирма попросту обанкротилась, причем случилось это в тот момент, когда новый мотор уже был разработан, но денег на создание хотя бы прототипа не было, а компании отказали в кредитовании. Тем не менее, Бенц все-таки смог собрать пробный образец 2-тактного мотора и собирался его запатентовать, но оказалось, что одна из фирм Великобритании уже успела это сделать. Все же Патентное Бюро согласилось в 1878 году выдать патент на топливную систему, и этот толчок дал возможность Бенцу начать серийное производство.

Создание компании

На 1883 год приходится создание Бенцем акционерного общества «Gasmotoren Fabrik Mannheim», но всего через год сам же Карл его и покидает, основывая новую компанию «Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik». Сделано это было на базе старой велосипедной мастерской, где и начался выпуск двигателей.

Фирма была образована для производства 2-тактных, бензиновых силовых агрегатов. Они оказались очень востребованными, особенно на территории Германии. Но выпускали их также и во Франции, на заводе Panhard et Levassor. Одновременно с этим идет разработка собственного автомобиля Карла Бенца, а сам конструктор патентует все основные агрегаты и узлы будущего механизма. Это радиатор охлаждения, система зажигания, оснащенная свечами и аккумулятором, коробка передач, акселератор, сцепление и карбюратор.

Создание первого автомобиля

Фото: Реконструкция Benz Motorwagen (1886 год)

В 1885 году, заручившись поддержкой инвесторов, Карл открывает новую фирму. Днем он работает на своем предприятии, а ночью экспериментирует в небольшом сарае, прямо рядом с домом. Это упорство было вознаграждено – в том же 1885 году Бенц заканчивает конструирование и собирает свой первый автомобиль, названный «Motorwagen».

Это была 3-колесная повозка с металлическими колесами, причем 4-тактный двигатель располагался между задними коелсами, под сиденьем. Крутящий момент на заднюю ось передавался посредством цепной передачи. В январе 1886 года автомобиль запатентовали и провели испытания. А в следующем году его отправили на Парижскую выставку. Впрочем, он мало кого заинтересовал и продажи в Германской империи, стартовавшие в 1888 году, шли не очень хорошо. В результате Бенц открыл филиал в столице Франции, где «Motorwagen» раскупался активнее.

Роль жены

Она оказалась действительно решающей. Не ставя в известность мужа, Берта, взяв 5 августа 1888 года «Motorwagen», отправилась с сыновьями в город Пфорцгейм, чтобы повидать матерь. С ней поехали 2 сына, которым в то время было 13 и 15 лет. Пфорцгейм находился в 106 километрах от Мангейма.

Во время этого автопробега ездокам пришлось несколько раз останавливаться в аптеках, где в качестве чистящего средства продавался бензин, чтобы заправить автомобиль. Также в пути они меняли тормозные накладки. Кроме того, неоднократно толкали автомобиль в гору, потому как он не мог заехать на подъем. Это сделало отличную рекламу, ведь большинство людей вообще не видели автомобиля и сбегались на дорогу, чтобы посмотреть на него. Не осталась в стороне и пресса, ярко осветившая это событие, благодаря которой вся Германия узнала про «Motorwagen» Бенца.

Относительно технической стороны, то после поездки Берта дала Карлу совет установить на машину коробку передач.

Выставки

Очередная Парижская выставка прошла в 1889 году, куда представитель фирмы Бенца привез его автомобиль. Кроме того, на нее попали машины и от компании Daimler. Но никаких сдвигов в плане продаж не происходило до 1890 года, когда инвесторы обратили внимание на изделия Карла и основали новую фирму, специализирующуюся на выпуске исключительно его машин.

В целом за 7-летний период (с 1886 по 1893 годы) было реализовано 25 автомобилей Бенца.

Перелом

Этим годом стал 1893-й, так как именно тогда Бенц разработал бюджетную, 4-колесную модель «Victoria», рассчитанную на 2 места и оснащенною 3-сильным бензиновым мотором. Максимально возможная скорость составляла 20 км/ч. Уже за первый год фирма реализовала 45 экземпляров.

На 1894 год пришелся старт продаж модели «Velo», которая приняла участие в первом гоночном состязании по маршруту Париж – Руан. 1895 год ознаменовался постройкой первых в мире грузовика и автобуса. Далее, в 1897 году Бенц разработал новый тип мотора – «контра-двигатель». Он отличался горизонтальным расположением и явился предвестником оппозитных силовых агрегатов.

Все это время фирма Карла Бенца развивалась, продажи росли, как и прибыль, а авторитет компании повышался благодаря неоднократным победам его автомобилей в гонках. В частности, уже в 1899 году общее количество проданных машин превысило 2 000 единиц, что поставило компанию Бенца на 1 место в мире.

На 1906 год пришелся переезд семьи Бенца в Ладенбург. В дальнейшем работы продолжались, но поражение в Первой Мировой во многом подорвало позиции компании. Впрочем, она смогла восстановиться.

Слияние компаний

Объединение корпораций «Benz & Cie.», а также фирмы «Daimler Motoren Gesellschaft» произошло 28 июня 1926 года. В результате появилась компания «Daimler-Benz». А вот выпускаемые модели были переименованы в «Mercedes-Benz».

Но уже через 3 года – 4 апреля 1929 года – Карл-Бенц скончался в результате воспаления легких. Произошло это в городе Ладенбурге. А вот Берта Бенц дожила до 1944 года и умерла 5 мая. Карл Бенц является одним из немногочисленных гениальных изобретателей и конструкторов автомобилей, который дожил до глубокой старости (85 лет), а умер в богатстве и почете.

Соответственно, 29 января 1886 года - официальный день рождения автомобиля как такового. Ровно 125 лет! Авто Mail.Ru присоединяется к многочисленным поздравлениям и вспоминает историю первого в мире автомобиля и его создателя.

Трудное детство

Карл Бенц родился 26 ноября 1844 года в деревеньке Пфаффенрот, расположенной в горном массиве Шварцвальд на юго-западе Германии. Отец и дед Карла были потомственными кузнецами. Когда же между расположенными поблизости Карлсруэ и Хайдельбергом открылось железнодорожное сообщение, Йоган-Георг Бенц устроился кочегаром на паровоз, а вскоре дослужился до инженера-механика. Однако железная дорога не принесла счастья в семью Бенцов. Летом 1846-го из-за ошибки стрелочника локомотив сошел с рельсов, и в течение несколько часов Йоган-Георг вместе с другими рабочими ставил многотонную махину обратно на пути. Уже по дороге домой разгоряченный и мокрый от пота Бенц-старший постоял на сквозняке, а на утро слег с температурой. Закончилось все настоящей трагедией - через несколько дней бедняга умер от воспаления легких. Маленькому Карлу не исполнилось и двух лет...

Жозефина Бенц была безутешна - в одночасье она потеряла и мужа, и единственного кормильца. Скромной вдовьей пенсии едва хватало, чтобы сводить концы с концами, но она твердо решила во чтобы то ни стало поставить сына на ноги. Карлу Бенцу с раннего возраста везло на женщин.

Прихватив сына и нехитрый скарб, Жозефина переехала в Карлсруэ. В деревне работы все равно не было, а в городе энергичная фрау устроилась кухаркой и все заработанные деньги откладывала на обучение сына. В результате, несмотря на скромное финансовое положение, Карл учился в довольно престижном техническом лицее, где проявил особый интерес к физике и химии. Тогда же юный Бенц не на шутку увлекся часовыми механизмами и работами Луи Даггера - одного из основоположников фотографии. Оба хобби пригодятся ему в будущем - в сложные моменты Карл будет подрабатывать ремонтом карманных часов и механических будильников, а также фотографировать нередких в Шварцвальде туристов.

По окончании лицея Бенц решил продолжить обучение в политехническом институте Карлсруэ. Денег на оплату престижного и недешевого вуза в семейном бюджете не было, но Жозефину Бенц это не смутило. Она стала сдавать постояльцам собственную квартиру, для ночлега оставив себе лишь угол за печкой.

По счастью, сын полностью оправдывал надежды и старания матери. Карл считался одним из лучших учеников политеха и в 1864-м закончил его с отличием. Вот тут-то для молодого человека и наступил сложный момент.

До этого он преследовал лишь одну и вполне конкретную цель - получить лучшее образование. Но выполнив задачу, Бенц теперь не знал, что делать, куда двигаться дальше. Поначалу Карл устроился в локомотивное депо. Не лучший, что и говорить, выбор. Во-первых, Жозефина, памятуя о том, что именно железная дорога лишила ее мужа, на дух не переносила паровозы, вагоны и все, что с ними связано. Да и самому Бенцу работа не доставляла удовольствия. По 12 часов в сутки он возился с моторами в плохо освещенных помещениях и сырых ангарах. И хотя довольно скоро старательного и исполнительного юношу повысили до бригадира, для себя он уже все решил: работа на железной дороге - это тупик. Вскоре Бенц перешел на фабрику промышленных весов, но и здесь не задержался. Следующей остановкой в его карьере стала должность инженера в строительной компании.

Сложный период в жизни молодого человека превратился в трагичный - в марте 1870-го умерла его мать, которую Карл боготворил. Из глубокой депрессии его вывела лишь встреча с миловидной Бертой Рингер - 20-летней дочерью одного из строительных подрядчиков, с которым Бенц общался по долгу службы. Он влюбился по уши.

К тому времени, окончательно разочаровавшись в наемной работе, Карл вместе со знакомым механиком Августом Риттером решил организовать в Маннгейме собственное дело. В августе 71-го приятели приобрели небольшой земельный участок с деревянным сараем, в котором организовали мастерскую по выпуску металлических изделий.

Увы, Риттер оказался ненадежным партнером и, охладев к делам совместного предприятия, решил выйти из игры. Карл был в отчаянии. Только-только забрезжившая надежда на свое дело, а стало быть, и новую жизнь, грозила погаснуть. На помощь неожиданно пришла Берта, уговорившая своего отца поторопиться с приданным, хотя молодые к тому времени были лишь помолвлены. Деньги невесты позволили Бенцу выкупить долю компаньона, став полноправным владельцем фабрики металлообрабатывающих станков.

Выбор пути

Собственное предприятие не сделало его миллионером. На жизнь хватало, но только и всего. Впрочем, Карл и не собирался до конца дней вытачивать металлические болванки на токарном станке. Еще со студенческих времен он бредил идеей создания транспортного средства, которое «могло передвигаться с помощью самостоятельно вырабатываемой энергии, но не по рельсам, как локомотив, а по обычным дорогам на манер кареты или повозки».

Проще говоря, в этой немного тяжеловесной манере Бенц сформулировал идею автомобиля. Мечта, она и есть мечта, и кроме общего представления о «самодвижущейся повозке», у Карла не было ни малейшего представления о том, как она может быть устроена. Не возникало вопросов лишь по одному поводу - никаких паровых моторов! Было ли это эхом семейной неприязни к железной дороге или уже тогда «паровики» казались Карлу слишком массивными и тяжелыми? Сложно сказать. Так или иначе, но с самого начала Бенц сфокусировал внимание на двигателях внутреннего сгорания. Во второй половине 19-го века ДВС как раз начали погоню за ушедшими далеко вперед электрическими и паровыми моторами.

Популяризатором направления стал бельгиец Жан-Жозеф Ленуар, еще в 1860-м предложивший собственную конструкцию одноцилиндрового мотора внутреннего сгорания. Принципы работы ДВС к тому времени не представляли секрета, но моторы, созданные предшественниками Ленуара, работали на дорогостоящем спирту или скипидаре. Использовать их в качестве топлива тогда было столь же расточительно, как сегодня прикуривать от тысячерублевой банкноты. Двигатель бельгийского инженера, в свою очередь, использовал дешевый светильный газ - помесь водорода, метана и окиси углерода.

Карл не понаслышке знал об этой конструкции. Один из стационарных моторов Ленуара приобрел политехнический институт Карлсруэ, где учился молодой Бенц, и освобожденный в тот день от занятий, он вместе с остальными студентами участвовал в установке и наладке.

Правда, после всплеска покупательского интереса продажи двигателя Ленуара стали падать. Конструкция оказалась несовершенной: мотор требовал обильной смазки и охлаждения, часто ломался и отличался повышенным топливным аппетитом.

Настоящим прорывом стало появление в 1876 году ДВС, разработанного немецким инженером Николаусом Отто. Компактный агрегат при равной мощности с мотором Ленуара потреблял на 70% меньше топлива и оказался менее требовательным к обслуживанию. Чуть позже Отто создаст еще более эффективный двигатель с четырьмя рабочими циклами: впуск, сжатие, воспламенение, выпуск. Так на свет появился четырехтактный мотор внутреннего сгорания, который сегодня используется повсеместно.

Бенц, конечно же, знал об изобретении соотечественника и решил создать собственный аналог. Ни о какой революции или техническом прорыве речи не шло. Карл просто пытался на собственном опыте понять, как это работает. И процесс познания не был легким. Над своим предельно простым по конструкции двухтактным одноцилиндровым мотором Бенц корпел около двух лет, и только в сочельник 1879-го мотор наконец заработал. И кто после этого скажет, что в Рождество не случаются чудеса?!

Счастье, впрочем, оказалось недолгим. Построив двигатель, на который ушла уйма времени и денег, Карл остался без средств для его производства. И дорогая двухтактная игрушка... заняла место в углу мастерской.

Кто знает, как сложилась бы дальнейшая судьба будущего изобретателя автомобиля, если бы не его увлечение... велосипедом. Благодаря весьма популярному во второй половине 19-го века хобби Карлу посчастливилось свести знакомство с успешными предпринимателями Максом Розе и Фридрихом Эсслингером. Узнав, что их новый друг - способный инженер, разработавший и построивший собственный двигатель внутреннего сгорания, они решили организовать общее дело.

1 октября 1883 года была основана «Бенц и компания», рейнская фабрика бензиновых двигателей», наладившая выпуск стационарных ДВС. Никогда еще Карлу так не везло на деловых партнеров. Добропорядочные и ответственные Розе и Эсслингер, правда, не разделяли оптимизма Бенца насчет самодвижущихся экипажей, но и не возражали против странного, по их мнению, увлечения своего технического директора. При условии, разумеется, что основной бизнес будет идти хорошо.

В свободное от работы время...

А все пошло просто замечательно. Моторы Бенца расходились на ура - покупатели адресовали на фабрику благодарственные письма, а пакет заказов тяжелел на глазах. Вскоре штат сотрудников увеличился до 25 человек, и Карл, под снисходительные насмешки партнеров, приступил к осуществлению давней мечты.

И вновь делу помог велосипед, ставший настоящей музой немецкого конструктора. От него первый в мире автомобиль позаимствовал принципиальную конструкцию: трубчатую раму, спицевые колеса большого диаметра с резиновыми шинами. Правда, Бенц сразу решил, что самих колес будет больше чем два - в свое время он частенько падал с велосипеда, набив немало шишек. Свое транспортное средство он видел более устойчивым. Но каким - трех- или четырехколесным? Проблема решилась сама собой - поскольку Карл не представлял, как сделать поворотную ось, первому автомобилю суждено было стать трехколесным. Любопытно, что в то время шарнирная ось с рулевой трапецией уже была изобретена, но Бенц об этом банально не знал.

А иначе и быть не могло. Как во время Шекспира не было сигарет «Друг», так и в 80-х годах позапрошлого столетия не существовало ни автодорожных вузов, ни учебников по устройству автомобиля. Не было даже Интернета, чтобы, на худой конец, подсмотреть идею у коллег... Создавая автомобиль, Бенц ступал по неизведанной территории и продвигался медленно, на ощупь, ошибаясь, исправляя просчеты, но упорно продолжая идти вперед.

Для первого автомобиля Карл собрал новый мотор, более компактный, чем стационарная модель, при рабочем объеме 954 см3 он развивал мощность порядка 0,7 л.с. при 400 об/мин. Куда сложнее оказалось с системой питания - пришлось собирать простейший карбюратор, топливо из которого поступало в цилиндр самотеком, а дроссельная заслонка регулировала подачу рабочей смеси. Весьма нехитрой была и система охлаждения. На единственный цилиндр надевался металлический кожух-испаритель, заполнявшийся водой. Жидкость циркулировала между кожухом и дополнительным резервуаром, которые соединялись двумя трубками. Со временем вода выкипала, и ее приходилось доливать.

Зато система зажигания, напротив, казалась весьма передовой. В отличие от распространенной в те годы калильной трубки, Бенц использовал куда более продвинутую схему с индукционной катушкой Румкорфа и запальной свечой. Но больше всего пришлось помучиться с коробкой передач. Вернее, трансмиссии в привычном понимании на автомобиле Бенца не было вообще. Напрямую соединить вал двигателя с ведущей осью не представлялось возможным из-за разницы в скорости вращения, и проблему решила двухступенчатая ременная передача. Шкив на валу мотора соединялся ремнем со шкивом на промежуточном валу, от которого усилие с помощью цепей передавалось на ведущие колеса. Функции сцепления выполняла вилка, с помощью которой водитель переводил ремень с «холостого» шкива на «рабочий».

К великому сожалению, дата дебютной поездки самого первого автомобиля не сохранилась. Прежде всего потому, что сам его создатель никак не мог решить, когда машина наконец будет готова к действию. Но одним осенним деньком 1885 года Бенц вытолкал машину из мастерской во двор собственного дома, залил немного бензина и завел мотор. Вздрогнув и пару раз чихнув для острастки, двигатель заработал, громко и неуверенно. Карл сел за рычаги управления, с помощью рукоятки, управлявшей дроссельной заслонкой, осторожно прибавил газу, и машина, чуть помедлив, тронулась с места!

Берта, наблюдавшая за мужем с крыльца, радостно захлопала в ладоши, но не успела она заскочить на подножку, как двигатель заглох - порвался провод трамблера. Мигом устранив неисправность, Бенц завел мотор снова, но тут слетела цепь с ведущей оси... Вздохнув, Карл понял, что впереди еще много работы.

Спустя пару недель тест-драйв решили повторить. На сей раз Берта предусмотрительно заняла место рядом с мужем, но и эта поездка оказалось короткой: не совладав с управлением, Бенцы врезались в ограду собственного дома. К счастью, скорость была невысокой, и никто не пострадал.

Карл с истинно немецким упорством продолжал методично совершенствовать конструкцию, а кроме того, решил, что пора озаботиться и вопросами регистрации.

29 января 1886 года он оформляет патентную заявку за номером DRP-37435 «Автомобиль, работающий на бензине». Официально документы выправили лишь ко 2 ноября, но датой, с которой патент вступил в силу, считается день подачи заявления.

Бенц тем временем продолжал эксперименты в собственной мастерской. Зимой он построил второй экземпляр, названный Motorwagen № 2 - «Автомобиль № 2». На нем-то Карл вместе со старшим сыном Ойгеном предпринимал ночные вылазки за территорию собственного участка.

Motorwagen бежал все лучше и лучше, но все-таки обратный путь до дома отважные автолюбители проделывали спешившись, толкая обездвиженный автомобиль.

Наконец настал тот день, когда Бенцу удалось объехать весь Маннгейм и вернуться домой своим ходом. Случилось это 3 июля 1886-го. На следующий день в «Новой Баденской газете» появилась заметка «об испытаниях трехколесного самодвижущегося экипажа, замеченного ранним утром на объездной дороге».

«Во время заезда, - сообщалось в колонке местных новостей, - механический экипаж работал исправно».

Женская воля

Тем временем дела «Бенц и компании» уверенно шли в гору - штат увеличился уже до 40 человек, заказы текли рекой. Но сам Карл окончательно охладел к стационарным моторам, все свои помыслы связывая с автомобилем. «Еще немного испытаний и доработок - и Motorwagen станет товаром, который вполне можно будет продавать!» - убеждал Бенц своих компаньонов. Розе и Эслингер лишь задумчиво вздыхали. Они по-прежнему не мешали Карлу заниматься любимым делом, но, впрочем, ничем и не помогали. Рассчитывать ему приходилось лишь на себя и своих домашних.

По вечерам уложив младших детей спать, Берта помогала мужу в мастерской или подзаряжала аккумулятор, остервенело нажимая на педали швейной машинки. Старшие сыновья Ойген и Рихард также не вылезали из гаража. Шло время, а Бенц все еще был недоволен машиной. Он постоянно что-то менял в конструкции, но до кондиции годного для продажи товара Motorwagen, по его мнению, никак не дотягивал. Неизвестно, сколь долго Карл еще медлил, если бы инициативу в свои руки не взяла Берта. Она не сомневалась: автомобиль достаточно хорош и в нынешнем виде. Заявить это в открытую она не решалась, опасаясь задеть самолюбие мужа. И тогда смелая женщина пошла на хитрость.

Берта как раз планировала навестить свою матушку, проживавшую в сотне километров от резиденции Бенцев в Маннгейме. Сначала до Пфорцхайма она хотела добираться поездом, но тут ее осенило: почему бы не проделать весь путь на автомобиле? Прекрасный способ не на словах, а на деле доказать мужу, что Motorwagen уже минул стадию экспериментального проекта. Сказано - сделано.

Первое в истории автомобильное путешествие состоялось 5 августа 1888 года. Пораньше проснувшись и прихватив с собой старших сыновей Ойгена и Рихарда, Берта двинулась в путь. Мужу она ничего не сказала, а чтобы не разбудить его ненароком, прежде, чем завести мотор, фрау Бенц оттолкала машину на приличное расстояние от ворот собственного дома. Отчаянная женщина!

До Хайдельберга автотуристы добрались без проблем и перекусили в местной харчевне. Во время остановки в Вислохе пришлось долить воды в испаритель, а в местной аптеке купить немного топлива: лигроина - бензиносодержащего растворителя. К слову, теперь этот магазинчик считается первой в мире заправочной станцией.

В Бреттене путешественники наконец столкнулись с серьезной проблемой. Машина никак не могла одолеть крутой холм. Оставив за ручкой управления Рихарда, Берта и Ойген затолкали машину наверх. Тем же образом путешественники штурмовали все последующие высоты.

Чтобы добраться до места назначения засветло, Берте пришлось проявить завидную смекалку, находчивость и техническую грамотность. Засорившуюся топливную трубку она прочистила с помощью булавки, резиновой чулочной подвязкой изолировала заискривший провод зажигания, а в Баушлотте фрау Бенц попросила местного сапожника изготовить новую кожаную накладку на тормозную колодку. Буквально за полчаса до заката Берта и дети вкатились в Пфорцхайм и сразу же телеграфировали Карлу: «Не волнуйся, мы в порядке».

Редко когда жители Мюнхена могли лицезреть более удивительно зрелище, - захлебываясь от восторга, писали местные газетчики. - Машина без котла и трубы двигалась сама по себе, вызывая всеобщий интерес!

Motorwagen получил «Золотую медаль» как лучшее изобретение, но шквала заказов на машину не последовало. Вернее, заказов не было вовсе. Как вспоминал Карл, «на единственного покупателя, намеревавшегося приобрести Motorwagen, надели смирительную рубашку и отвезли в приют для душевнобольных»...

И ведь не скажешь, что Бенц подошел к проблеме продвижения своего детища спустя рукава. Напротив, он основательно подготовился: аккуратно вырезал все восторженные отзывы в прессе, посвященные его мюнхенскому триумфу, и даже издал каталог «Нового патентованного автомобиля», где расписывал лучшие качества «приятного средства передвижения со встроенным устройством для преодоления холмов». Здесь же фигурировала и цена - 2000 марок. Карл не поленился подсчитать, что стоимость эксплуатации составит всего 30 пфеннигов в час. Но покупателей все равно не прибавлялось. Консервативные немцы просто игнорировали диковинное чудо техники.

Впрочем, как известно, час перед рассветом - самый темный. И фортуна вскоре улыбнулась находившемуся на грани отчаяния гению. Дело, по сути, решила единственная машина, нашедшая своего покупателя. Им стал Эмиль Роже, торговый представитель фирмы Benz в Париже. Предприимчивый француз посчитал, что для демонстрации возможностей стационарных моторов Бенца самодвижущийся экипаж не помешает. Но приобретя трехколесную машину, по сути, из любопытства, вскоре Роже стал настоящим фанатом автомобилей.

На самом деле, Эмиль обещал покупателям то, чего ни один автомобиль в мире не сможет предоставить еще и через десять лет. Это, однако, не имело значения. Франция уже подхватила романтический вирус любви к автомобилям. Дальше все, как говорится, было делом техники.

К концу 1892-го Роже продал свыше двадцати трехколесных Motorwagen и засыпал Маннгейм просьбами увеличить производство...

На базе Motorwagen Карл Бенц построил улучшенный четырехколесный Velo, продажи которого исчислялись уже не десятками, а сотнями, затем настал черед совершенно новой модели Victoria, еще более укрепившей позиции фирмы. Автомобильный век только начинался...

Данила Михайлов

Начало


Карл Бенц родился 25 ноября 1844 года в Карлсруэ в семье рабочего - машиниста паровоза. В 1846 году в семье произошла трагедия. От воспаления легких умер отец Карла, оставив супругу с двухлетним ребенком на руках. Небольшой пенсии хватало лишь на самое необходимое, но матушка Карла бралась за любую работу, лишь бы вырастить сына и дать ему хорошее образование. В 1850 году Бенц поступил в начальную школу Карлсруэ. В 1853 году окончил ее и поступил в технический лицей. Мальчик отличался выдающимися способностями, особенно ему давались точные науки. Окончив лицей в возрасте 15 лет, Карл без особых усилий поступил на факультет технической механики университета Карлсруэ. А спустя четыре года (полный курс обучения длился пять лет), 9 июля 1964 года, в возрасте 19 лет Карл Бенц получил диплом инженера.
Становление
С детства знающий цену деньгам, познавший бедность и нужду, Бенц не чурался грязной и тяжелой работы. Первые семь лет самостоятельной жизни Бенц проработал на мелких предприятиях Карлсруэ, Мангейма, Пфорцгейма, Вены. Он трудился в ремонтных мастерских, на фабриках по производству сельскохозяйственного оборудования. И долго вынашивал идею собственного дела. В 1871 году эта идея получила реальное воплощение - Бенц и его товарищ Август Риттер открыли частную механическую мастерскую в Мангейме.
Дело не заладилось, владельцы мастерской угодили в долги. Риттер заявил о своем уходе из предприятия, что означало крах фирмы. Чтобы спасти маленькую компанию, Бенц был вынужден обратиться к отцу девушки, за которой он в то время ухаживал - к своему будущему тестю Карлу Фридриху Рингеру.
Плотник по профессии, человек простой, но крепко стоящий на ногах, Карл Рингер оценил талант, предприимчивость и целеустремленность молодого Бенца. Он ссудил Бенца значительной суммой, что с одной стороны позволило Карлу Бенцу выкупить свою долю компании у Августа Риттера и стать единственным владельцем мастерской, а с другой - чрезвычайно укрепило отношения Бенца с семьей Рингеров.
20 июля 1872 года Карл Бенц и Цециле Берта Рингер стали супругами. Приданым невесты была та самая ссуда, полученная Карлом от тестя.

Личная жизнь


Брак Карла и Берты Бенц - ярчайший пример счастливого союза двух сердец, который продлился всю жизнь. Берта Бенц надолго пережила мужа - она скончалась 5 мая 1944 года, пережив 95-летний юбилей на два дня. В этом браке у супругов Бенц родилось пятеро детей.
Роль Берты в истории создания автомобиля трудно переоценить. Несколько раз компания Карла была на грани разорения. И Берта приходила на помощь, причем, оказывая не только моральную, но и вполне практическую поддержку. Известна история, когда Берта без ведома супруга совершила на первом автомобиле Бенца, по сути, рекламный пробег. Это случилось 5 августа 1888 года. Берта усадила в автомобиль двух старших сыновей и отправилась в самостоятельное путешествие из Мангейма в Пфорцгейм, к родителям. Она сумела добраться до родного городка до заката, преодолев за световой день 106 км пути. По дороге Берта несколько раз заезжала в аптеки, чтобы купить бензин, который продавался в качестве чистящего средства. Изношенные тормоза с кожаными колодками она починила у шорника. Разорвавшуюся приводную цепь - у кузнеца. Засорившийся по пути бензопровод Берта прочистила заколкой, а пробитый изолятор системы зажигания заменила чулочной подвязкой. Намучившись на подъемах, на которые Берте пришлось заталкивать автомобиль вместе с мальчиками вручную, она посоветовала мужу оснастить автомобиль устройством изменения крутящего момента двигателя. После этого Бенц сконструировал автомобильную коробку передач.

Первый автомобиль


Двигатель Карла Бенца

Заполучив в собственное распоряжение механическую мастерскую, Карл Бенц занялся разработкой двигателей внутреннего сгорания - модной новинкой того времени. Моторы Бенц планировал продавать для применения в сельском хозяйстве и в промышленности. Но параллельно с разработкой двигателя он занимался и другой идеей - разработкой самобеглой коляски.
Разработка первого двигателя заняла более шести лет. Патент на двухтактный бензиновый двигатель Карл Бенц получил 31 декабря 1878 года. И это была лишь первая ласточка. В последующие три года им были запатентованы система зажигания с питанием от батареи, свеча зажигания, акселератор, карбюратор, радиатор водяной системы охлаждения двигателя и несколько позже сцепление и коробка передач.
Мастерская занималась ремонтом сельскохозяйственной техники и гужевых повозок, едва покрывая расходы Бенца на изобретательскую деятельность. Денег катастрофически не хватало.

В 1882 году, лихорадочно разыскивая средства, Бенц организовал акционерное общество Gasmotoren Fabrik Mannheim. Но компания так и не смогла наладить выпуск двигателей. В 1883 году Бенц вышел из правления компании и вложил деньги в небольшую велосипедную мастерскую. Новая компания получила название Benz & Company Rheinische Gasmotoren-Fabrik, а позже была переименована в Benz & Cie. Именно на этом предприятии Карлу Бенцу удалось наладить серийное производство бензиновых двигателей. В последующие три года Бенц наряду с совершенствованием конструкции мотора занимался созданием первого автомобиля.


Редкий снимок первой машины Карла Бенца. До настоящего времени не сохранилась.

Что это был за автомобиль? Трехколесная повозка на велосипедных колесах. Переднее колесо управляемое рулевым механизмом с вращающейся в горизонтальной плоскости рукояткой. четырехтактный бензиновый двигатель размещался под сиденьем над задней осью. Крутящий момент передавался на заднюю ось велосипедной цепью. В целом машина была крайне капризна в эксплуатации и ненадежна. Но это был первый в мире автомобиль. Или - один из первых (вопрос приоритетов в данном случае мы не рассматриваем). Весь 1886 и начало 1887 года Motorwagen проходил «ходовые испытания». На самом деле Бенц попросту не смог продать машину и был вынужден ездить на ней сам. В 1887 году автомобиль Бенца отправился на Всемирную выставку в Париже.
В 1888 году Бенц продал первый автомобиль в Германии. В том же году был открыт парижский филиал фирмы Бенца - Франция проявляла больший интерес к новинке, чем Германия.


Карл Бенц за рулем своей первой машины.

Переломным для Бенца стал именно 1888 год. Всего с 1886 по 1893 годы Карлу Бенцу удалось продать 25 автомобилей первой модели Motorwagen.


В 1893 году была подготовлена к производству вторая модель Victoria. Машина получила четыре колеса и более мощный (примерно втрое) двигатель в 3 лошадиные силы. Максимальная скорость автомобиля составляла 20 км/ч. За год Бенцу удалось реализовать 45 экземпляров автомобиля.
В 1894 году модель Victoria сменила модель Velo. На этих машинах впервые в истории были проведены автомобильные гонки (Париж-Руан). В 1895 году предприятие Бенца превратилось в полноценную автомобильную компанию. Были выпущены первые в истории грузовик и автобус.

Явление «Мерседеса»

С 1889 года после того, как автомобиль Бенца был снова представлен на выставке в Париже, машины Карла Бенца и Готтлиба Даймлера, еще одного производителя немецких автомобилей, шли голова в голову. Но все же машины Карла Бенца продавались лучше - они пользовались репутацией надежных и долговечных автомобилей.
В 1897 году Карл Бенц сконструировал 2-цилиндровый четырехтактный оппозитный двигатель, который принес успех. Мотор получился компактным и мощным.
В 1906 году Карл и Берта Бенц переехали в Ладенбург. Бенц чувствовал себя усталым, ему требовался отдых. Сын Евгений последовал за родителями. Ладенбург стал последним домом для стареющего Карла Бенца...
В 1926 году на волне охватившего Германию послевоенного экономического кризиса компании Бенца и Даймлера решили объединиться, чтобы спасти угасающий бизнес. 28 июня того же года компании Benz & Cie и DMG слились, образовав новую фирму - Daimler-Benz. Все выпускаемые компанией модели автомобилей получили название Mercedes-Benz.
Под этим легендарным ныне именем была выпущена машина 1902 года, которая стала для компании Даймлера судьбоносной. Оснащенный 35-сильным двигателем, этот автомобиль считался в свое время верхом совершенства. Название «Mercedes 35h» было дано создателями машины по просьбе Эмиля Эллинека, немецкого предпринимателя, автогонщика, сформулировавшего спецификации двигателя этой машины. (По другим сведениям первый автомобиль, получивший имя младшей дочери Эллинека увидел свет в 1899 году, за год до смерти Готтлиба Даймлера).
Успех «Мерседесов» был настолько убедителен, что в 1903 году Эмиль Эллинек подал прошение на изменение фамилии. После получения разрешения он стал Эмилем Эллинек-Мерседес. Умер Эллинек-Мерседес 1 января 1918 года.

Последние годы


На этом снимке Карлу Бенцу, сидящему за рулем собственного Patent Motorwagen, 81 год .

В последние годы жизни Карл Бенц отошел от дел. Он пользовался безупречной репутацией отца-основателя мирового автомобилестроения.
В объединенной компании Daimler-Benz работали выдающиеся инженеры современности. В частности, Фердинанд Порше-старший, создатель самых знаменитых моделей «Мерседесов», изобретатель, великий автоконструктор...
Карл Бенц скончался 4 апреля 1929 года от воспаления легких в Ладенбурге на 85 году жизни.

Первую оплачиваемую работу в качестве технического чертежника и конструктора Бенц получил на заводе по производству весов в Мангейме.

В 1868 г. он устроился на работу в мостостроительную компанию. Затем работал на металлообрабатывающем заводе в Вене.

В 1871 г. Карл Бенц совместно с механиком Августом Риттером (August Ritter) основал в Мангейме свою первую компанию. Позже Бенц выкупил долю Риттера в предприятии с помощью приданого своей невесты Берты Рингер (Bertha Ringer).

В 1872 г. Карл Бенц и Берта Рингер поженились .

В 1890 г. трехколесное транспортное средство Карла Бенца стало первым в мире автомобилем, запущенным в промышленное производство . Автомобиль имел двигатель с рабочим объемом 1,7 литра, расположенный горизонтально, Т-образный руль-рукоятку, двухступенчатую коробку передач. Мощность двигателя год от года возрастала: от 0,75 до 2,5 л.с. Этого было достаточно для езды с максимальной скоростью 19 км/ч.

К концу 1899 г. на заводе Бенца был выпущен двухтысячный автомобиль, а производственные показатели достигли 572 моделей в год. Фирма Карла Бенца заняла первое место в мире по объемам производства среди изготовителей автомобилей.

В 1906 г. Бенц с сыном Рихардом основали компанию Carl Benz Sohne в Ладенбурге. В течение первой четверти ХХ века компанией было выпущено всего около 350 автомобилей. Тем временем семья Бенца также переехала в Ладенбург.

В 1912 г. Бенц ушел из компании, сделав управляющими своих сыновей. В 1923 г. фирма Carl Benz Sohne выпустила свой последний автомобиль .

Карл Бенц умер в своем доме в Ладенбурге 4 апреля 1929 г. В настоящее время дом используется как штаб-квартира Фонда Карла Бенца и Готлиба Даймлера (Carl Benz- und Gottlieb Daimler-Stiftung).

В 1998 г. в результате приобретения концерном Daimler-Benz AG корпорации Chrysler LLC, был образован концерн DaimlerChrysler AG.

В 2007 г. название DaimlerChrysler AG было изменено на Daimler AG.

Германский автомобилестроительный концерн Daimler AG - одна из крупнейших по обороту компаний Германии и один из ведущих мировых автопроизводителей .

Автоконцерну принадлежат такие автомобильные бренды как "Мерседес Бенц" (Mercedes-Benz), "Майбах" (Maybach), "Смарт" (smart), "Фрейтлайнер" (Freightliner), "Фузо" (Fuso), "Сетра" (Setra) и другие.