Урок физики "автомобиль и здоровье человека". Умные системы автомобиля: друзья или враги

Тема: «Автомобиль-друг или враг?»

Цель: выявить положительные и отрицательные стороны использования автомобиля в жизни человека.

Задачи:

1.Учить оценивать автомобиль с двух точек зрения: как помощник и как предмет опасный для жизни человека.

2.Обобщить знания о машинах специального назначения.

3.Повторить телефоны экстренных служб.

4. Познакомить с видами транспортных средств.

5.Создать проект «Автомобиль будущего».

Оборудование: проектор, презентация, картинки транспортных средств, конверты с карточками по командам.

Х о д з а н я т и я

    Орг. Момент. Эмоциональный настрой.

Ребята, сегодня на нашем занятии по курсу внеурочной деятельности «Азбука безопасности» присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

Сегодня для работы на занятии нам необходимо будет работать в командах, их номера вы видите на своих столах. Ответственный в 1-й команде будет…, во 2-й – …, в 3-й – …, в 4-й –…. Эти ученики будут рассказывать о результатах работы своей команды. Также для работы вам понадобятся фломастеры, лист бумаги и конверт с заданиями.

II . Актуализация знаний.

Итак, мы начинаем наше занятие с прослушивания фрагмента песни «Папа купил автомобиль» (с 16сек. – по 30 сек.).

Можете ли вы сформулировать тему нашего занятия? (Автомобили). (слайд 1)

Ребята, поднимите, пожалуйста, руку у кого в семье есть автомобиль?

А задумывались ли вы о том друг для нас автомобиль или враг?

Ответственные ученики в каждой группе возьмите конверт, достаньте карточки зеленого цвета и разложите их в центре стола. Ребята, ваша задача распределить эти высказывания в два столбика, так, чтобы в левый столбик попали высказывания, доказывающие, что автомобиль наш друг, а в правый - что он может быть нашим врагом.

Как вы закончите работу, ответственный ученик поднимет руку.

Итак, работа в командах закончена. Всем интересно было бы узнать о результатах вашей работы. Я распределила данные высказывания - вот так. (слайд 2)

Совпали ли наши мнения?

Итак, мы с вами убедились в том, что автомобиль может быть нашем другом и нашем врагом, смогли это доказать.

Молодцы! Уберите карточки с высказываниями назад в конверт.

III . Этап освоения новых знаний.

Следующий вопрос, какие транспортные средства кроме автомобилей вы встречаете на дороге?

Вы молодцы, назвали много транспортных средств.

Принято выделять 2 вида транспортных средств (слайд 3)

Среди транспортных средств выделяют грузовые и пассажирские. Какие транспортные средства относятся к пассажирским? (картинки на доске)

Итак, грузовые и пассажирские средства мы вспомнили. А теперь поговорим о специальных транспортных средствах. Я читаю вам загадки, а вы отгадайте о каком специальном транспортном средстве идет речь.

1) Мчится красная машина, Можно ей по середине! Воет, лампочкой мигает Ей дорогу уступают. Сверху лестница чудная, Как антенна раздвижная. (Пожарная машина) (слайд 4)

2) Замигает синим глазом И в погоню рвется сразу. (Полицейская машина) (слайд 5)

3)И в ясный день, и даже в полночь. Всегда спешит к больным на помощь. Дорогу ей все уступают И с уваженьем пропускают (Скорая помощь) (слайд 6) (слайд 7- машина газовой службы)

Молодцы! Ребята, а кто знает, как вызвать на помощь экстренные службы?

Ответственные ученики достаньте из конверта карточки желтого цвета. У каждой команды какой-то один номер экстренной службы.

1-я команда назовите ваш номер телефона…,2-я,3-я,4-я.

Ребята, вы должны помнить, что есть единый телефон службы спасения.112

Мы с вами повторили сейчас специальные транспортные средства.

Перед выполнением следующего задания, давайте немножко отдохнем.

IV . Физкультминутка

V .Подведение итогов занятия.Выполнение проекта.

Итак, мы с вами решаем сегодня вопрос о том автомобиль друг или враг? Какого ваше мнение? Да, действительно автомобиль наш друг, например, специальные службы на своих машинах быстро приходят на помощь к людям. Мы назвали много транспортных средств, и мы знаем какую работу они выполняют.

Но я вам сейчас хочу дать необычное и интересное задание, придумайте несуществующий автомобиль будущего. Который будет помогать людям, выполнять какую-либо работу.

Мы работаем на белых листах, придумайте название автомобилю, сделайте его набросок, через 5 минут каждая команда представит свой автомобиль.








Компоненты выхлопных газов Бензиновые двигатели Дизельные двигатели Оксид углерода СО 0,0350,017 Оксид углерода СО 2 0,2170,2 Оксид азота NO,NO ,001 Сажа 0,041,1


Марки машин t (мин) nk m CO, г m CO 2, г m NO 2, г m Сажа, г M, г Легковые,0350,2170,0020,041525,86 Грузовые,0350,2170,0020,04682,08 Грузовые дизель,0170,20,0011,1896,24 Автобус дизель,0170,20,0011,11515,7


Марки машин t (мин) Nk m CO, г m CO 2, г m NO 2, г m Сажа, г M, г Легковые,0350,2170,0020,043951,36 Грузовые,0350,2170,0020,041446,48 Грузовые дизель,0170,20,0011,13110,48 Автобус дизель,0170,20,0011,12833,7


Марки машин t (мин) nk m CO, г m CO 2, г m NO 2, г m Сажа, г M, г Легковые,0350,2170,0020,043430,98 Грузовые,0350,2170,0020,04858,48 Грузовые дизель,0170,20,0011,11792,48 Автобус дизель,0170,20,0011,11977















Установка трехкомпонентных каталитических нейтрализаторов Установка трехкомпонентных каталитических нейтрализаторов Использование альтернативного топлива Использование альтернативного топлива Выпуск автомобилей с гибридным двигателем Выпуск автомобилей с гибридным двигателем Создание электромобилей Создание электромобилей Наличие окружных дорог для большегрузного транспорта Наличие окружных дорог для большегрузного транспорта
автомобиль не виноват, а виноваты люди; должны быть строгие требования к экологическим характеристикам автомобиля; необходим новый экологически чистый автомобиль, хоть он и будет стоить дороже; необходимо уменьшить количество личных автомобилей в городе и ввести дорожки для велосипедов; наличие окружных дорог вокруг крупных городов.



Леонид Чумаков. Родился в 1957 г. в Минске. Окончил биофак БГУ (1979) и спецотделение биологического факультета МГУ (1990). Квалификация - биолог, преподаватель биологии и химии, эколог-эксперт. В 1988 г. в Лаборатории мониторинга природной среды и климата Госкомгидромета СССР защитил диссертацию по специальности «Экология». Автор около 200 научных публикаций по экологии, зоологии, ботанике и экологии растений, биомониторингу, а также 30 научных и научно-популярных книг и учебно-методических пособий в области природоведения и экологического образования. Автор порядка 30 мультимедийных образовательных программ. Более 20 лет проработал в системе экологического образования.

Не так давно в новостях прочел: «По оценкам экспертов, ежегодно из-за заболеваний, вызванных воздействием автомобильных выбросов, в Минске умирают не менее 200 человек (что втрое больше, чем жертв ДТП). По этой же причине дети в столице примерно в пять раз чаще, чем в среднем в других регионах Беларуси, страдают от онкологических заболеваний». Что ж, возможно, такова доля всех мегаполисов. Можно ли что-нибудь изменить?

Изменить ситуацию пытаются в других странах, где первый этап - уничтожения окружающей среды и самого человека - уже прошли. А мы еще только вступили на путь самоуничтожения. Думать нам некогда - сплошная дикая погоня за скоростью. Не хочу рассматривать вопросы о ценах на машины, всяких там налогах на утиль и т.п. Предлагаю взглянуть на цифры и посмотреть, как мы убиваем сами себя и будущие поколения. (Если, конечно, таковые смогут какое-то время прожить после нас.)

Материал можно читать, а можно и не смотреть даже. Все зависит от вашего уровня сознания. Но кому интересно - пожалуйста! Может, хотя бы кто-то подумает - садиться за руль авто без крайней необходимости или не садиться. Одно это - большое дело.

Согласно официальным данным, еще в 2012 г. увеличение числа единиц автотранспорта в Беларуси составило 28,9 тыс. единиц (0,8%) к уровню 2011 г. Число легковых автомобилей увеличилось на 40,6 тыс., мотоциклов - на 16,8 тыс., автобусов - на 1,3 тыс. Уровень автомобилизации населения достиг в 2012 г. 403,3 автомобиля на 1000 человек. Как вы думаете, это мало или много? Посмотрите на свой двор, и всё станет ясно.

По количеству автомобилей лидирует Минск (21,3%). Заметно меньшая доля приходится на области: Минская (15,6%) и Брестская (15,4%), Гомельская (12,9%), Гродненская (12,9%), Витебская (12,0%) и Могилевская (9,9%).

Рост числа единиц автотранспорта закономерно приводит к росту потребления топлива. Еще в 2012 г. оно возросло по сравнению с 2011 г. на 9,1 тыс. тонн. Следует сразу заметить, что доля дизельного топлива в эти годы в стране составила 71%, бензина - 26%, сжиженного газа - около 3 %.

Что скрывается за этими цифрами? В процессе сгорания топлива в атмосферу поступает порядка 280 веществ, многие из которых для нас токсичны. Среди них оксиды азота, углерод, бенз(а)пирен, альдегиды и другие. Заслуживает внимания и сажа. Она сама является канцерогеном, а еще адсорбирует бенз(а)пирен. А он не только канцероген, но еще и мутаген. На частицах сажи его концентрация в 3-4 раза выше, чем в потоке отработанных газов. Согласно научным источникам, при работе одного дизельного двигателя на 1 тонну сжигаемого топлива приходится 3-5 кг сажи. А ведь мы с вами ее вдыхаем!

При сгорании топлива в окружающую среду попадает много тяжелых металлов, среди которых - страшно токсичный и опасный для наших почек кадмий (2011 г. - 0,03 тонны от автотранспорта), не менее ядовитая медь, а также никель, цинк и другие.

Раньше, когда использовался этилированный бензин, всю землю мы загрязнили свинцом. Даже в 2011 г. на территории страны передвижными источниками было выброшено более 3 тонн свинца. Из-за него крайне нежелательно выращивать вблизи дорог картофель, в котором свинца может быть в 5 и более раз выше допустимого уровня. Нежелательно сеять и другие культуры.

Еще одна серьезная проблема - резиновая пыль из-за стирания шин. Кто задумывается над тем, что десятки и сотни тонн такой резины сегодня загрязняют все вокруг, нанося вред нашему здоровью, нашим легким?

А потребление кислорода двигателями? Специалисты пишут, что за 1 тыс. км пробега легковой автомобиль потребляет 0,5 тонны кислорода. Но это же равно годовой норме для дыхания одного человека! А, например, 1 гектар соснового леса в среднем за год производит порядка 10 тонн кислорода! Бедный лес и не догадывается, куда этот кислород уходит…

Транспорт в наших городах - виновник образования фотохимического смога. Он возникает при наличии в приземных слоях воздуха высоких концентраций оксидов азота, углеводородов и других соединений, интенсивной солнечной радиации и безветрия или слабого обмена воздушных масс. Смог поражает глаза и легкие, вызывает удушье, головные боли, быструю утомляемость. При высоких концентрациях наступает гибель людей. Так уже было в Лондоне в 1952 году, в Нью-Йорке в 1963-м (погибло более 400 человек) и других крупных городах.

Может быть, вы думаете, что нам это не грозит? Давайте взглянем на факты.

Согласно официальным данным, только в 2012 г. объем выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников на территории Беларуси составил 955,8 тыс. тонн, из которых 64,7% приходилось на оксид углерода, 20,8% - углеводороды. Выбросы бенз(а)пирена составили 0,78 тонны!!! Только на долю нашей столицы пришлось порядка 210 тысяч тонн загрязняющих веществ. Это же более четверти всех выбросов в Беларуси! И значительно выше, чем в любой из областей страны! Одного бенз(а)пирена в Минске было выброшено свыше 135 кг. Но, как говорят медики, всего несколько его частиц в легкие - и рак вам гарантирован. В целом в Минске вклад мобильных источников в общий объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу еще в 2012 г. ставил 88,8%.

Обратите внимание на здоровье жителей нашего города. По данным социально-гигиенического мониторинга, в Минске в последние годы уровень онкологических заболеваний выше, чем во всех областях и городах страны. Только относительно Гомельской и Могилевской областей он выше вдвое. А ведь проблемы этих областей мы знаем! Более чем на 30% в столице выше, чем в областях, частота заболеваний дыхательной системы, почти вдвое выше количество заболеваний глаз. Да практически по всем болезням мы в лидерах. И большая заслуга в этом - личного автотранспорта.

А так ли он нужен в городе? Да вы посмотрите утром, когда тысячи машин дымят в пробках, много ли в них людей едет? В 90% случаев в салоне по одному человеку. Они что, не могут городским транспортом до работы добраться?

Но одним автовладельцам хочется показать дорогую иномарку, а другие просто приросли к рулю и ездят по привычке, без крайней нужды. Посмотрите, сколько сегодня молодых девчонок за рулем. Они что, думают о какой-то экологии? О детях, которые дышат концерогеном? Нет, конечно. Просто так сегодня модно!

Понимаю тех, кто работает водителем - это одно. А кто просто катается - это совсем другое.

Как же поступить, чтобы люди за рулем, наконец, задумались, какие «подарки» преподносят они жителям столицы?

Можно, например, ввести большой экологический налог на авто. Дифференцированный, в зависимости от марки, возраста авто, топлива. Цену на топливо поднять, чтобы каждый литр экономили. Ввести налог на стоянку во дворах. Например, за стоянку во дворе - по 10 у.е. в сутки.

За собираемые таким образом деньги можно (и нужно!) построить за городом автогородки. Сюда пустить городской электротранспорт, разработать систему обслуживания, доставки горожан и сюда, и отсюда.

Понимаю - некоторые автовладельцы возмутятся по поводу таких предложений. Зато будущие поколения скажут спасибо за заботу о них.

Конечно друг! Что это за постановка вопроса? Так отвечали раньше в 100% случаев. Ведь человек придумывал четырехколесного друга явно не для того, чтобы себе навредить. Так друзья мы или враги?

Многие скажут, и вполне обоснованно, что машина помогает нам экономить время, мы на ней можем поехать на дачу или в магазин, да и просто проветриться. Но я нашел интересную статистику. Оказывается, наш четырехколесный приятель - чудовище пострашнее наркотиков и эпидемий. В конце 80-х годов, группой журналистов из Франции было проведено небольшое исследование, которое перевернуло представление об автомобилях в корне. За один 1985 год во Франции, оружие и наркотики унесли более 1600 жизней, а наш верный друг на колесах отправил на тамошние кладбища более 12000 (!) человек, и добавил еще 72 000 искалеченных и инвалидов! Две трети всех этих аварий были совершенны по вине водителей, то есть нас.

Давайте посмотрим вместе с Вами, сколько попадает выхлопных газов в атмосферу от наших машин и посмотрим статистику загрязнения воздуха за последние лет эдак пять. Так вот спешу доложить, что воздух чище не стал, а немного даже загрязнился. В 22 раза, если применить “вокзальную” точность. Ого-го, скажете вы. Да уж, но некоторые выражаются и более емко, правда в несколько иных не литературных формах…

Вы наверняка слышали, о такой интересной науке, как эргономика. Так вот, в ней рассматривается взаимосвязь окружающей среды, человека и машины. То есть требования к водителю повышаются от сложности механизма автомобиля и условий окружающей среды. В общем, говоря по простому, ученые рассматривают изменения или усовершенствование человека, управляющего машиной! Такие вот выводы мы слышим в 21 веке.

На мой взгляд, для более глубокого понимания вопроса, необходимо обратиться к нашей давней знакомой – истории. С ее слов мы узнаем, что в России, до революции, водитель считался чуть ли не аристократом. Даже наличие образования и происхождение оказывало огромное влияние при допуске такого человека до “баранки”. Интересно отметить, что даже первоклассные мастера-механики не допускались до руля, по причине отсутствия вышеперечисленных “атрибутов”. Правда после революции за рулем оказались все, ну или почти все, со всеми вытекающими последствиями…

Давайте теперь задумаемся вместе, а не слишком ли мы заигрались в дружбу с машиной? Выйдя из дома, еще не дописав эту статью, я отметил интересный факт. Даже для того чтобы купить продукты в магазине, который расположен в квартале от меня, я завожу машину, и, вместо пешей прогулки еду за рулем. И я вам хочу сказать совершенно точно, что процентов 99 наших сограждан, поступают именно так. Не большую ли оказываем мы честь технике, лишая себя физической нагрузки, прилежно пополняя печальную статистику?

Дружить с автомобилем надо. Это хороший надежный друг, но дружить надо уметь. Старик Цицерон сказал как-то: “Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой". Последнее слово, в наше время, совершенно смело можно заменить на “автомобиль”.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: познакомить обучающихся с влиянием автомобилей на здоровье человека и выяснить является ли он другом или врагом.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход урока

(урок начинается с показа первых двух слайдов презентации)

В настоящее время автомобиль стал незаменимым помощником. Имея собственную машину, можно не только быстро и без проблем добираться до места работы, но и совершать крупные покупки, путешествовать за город и даже ездить на отдых. Однако повышение комфорта, которое влекут за собой покупка и эксплуатация автомобиля, негативно влияет на здоровье человека – как водителя, так и пассажиров, ежедневно пользующихся этим транспортом.

Одной из острых экологических проблем настоящего времени является загрязнение атмосферного воздуха (слайд 3). Автомобильный транспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды. В масштабах Российской Федерации доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками достигает в среднем 43%, в выбросах “климатических” газов – порядка 10%. Доля загрязнения автотранспорта в загрязнение атмосферного воздуха крупных городов достигает 85-90%. Наибольшая доля этого ущерба (до 60%) связана с перевозками пассажиров легковыми автомобилями.

На конференции в Рио-де-Жанейро ученые всего мира решали только один вопрос: “Как всем нам выжить”.

А для этого мы должны научиться жить не только сегодняшним днем. Наступил период, когда общество вынуждено четко соизмерять свою активность с возможностями природы, если раньше природа устраивала человека, то теперь человек должен устраивать природу. Парадоксально, но человек, создавший чудеса науки и техники по уровню сознания так и остался примитивным потребителем (слайд 4)

Самый страшный зверь на Земле” - гласит надпись на входе в один из германских зоопарков. Когда заинтересованный посетитель заглядывает внутрь за железную решетку, он видит самого себя в зеркале.

Безосновательна ли такая надпись. Ответ на этот и на многие другие вопросы мы попытаемся найти на этом уроке.

Выступление 1 учащегося:

В настоящее время в странах мира насчитывается более миллиарда автомобилей, в Кузбассе более 900 тыс., в Юрге – около 30 тыс., в Юргинском районе 4575 автомобилей.

ХХ век принес человечеству немало благ, связанных с бурным развитием научно-технического прогресса. Однако он же и поставил жизнь Земли на грань экологической катастрофы. (5 cлайд. Схема воздействия транспорта…)

Выступление 2 учащегося:

Выхлопные газы двигателей содержат сложную смесь из более двухсот компонентов, среди которых немало канцерогенов. Вредные вещества поступают в воздух практически в зоне дыхания человека, поэтому автомобильный транспорт следует отнести к наиболее опасным источникам загрязнения атмосферного воздуха. По оценкам экспертов с отрицательными факторами действия на окружающую среду выхлопов автомобилей связано 36% случаев заболеваний, более 38% неправильного развития и формирования личности. Именно экологические условия и образ жизни сокращают продолжительность жизни обитателей больших городов на 6-7 лет. Сегодня уже невозможно представить жизнедеятельность человека без использования автотранспорта, но постараться сократить вредные выбросы отработанных газов в атмосферу необходимо.

Слово учителю:

Давайте выясним автомобиль друг или враг? (Слайд 6)

Выступление 3 учащегося :

В настоящее время автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем, но то, что машины из блага цивилизации может превратиться в ее бич, мы, к сожалению, стали понимать совсем недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее гражданам примириться с их стальным гудением и чадящим потоком. Это оксиды азота, углеводороды, оксиды углерода, сернистые соединения, соединения свинца, ионы тяжелых металлов, а также твердые частицы (сажа). (Cлайд 7)

В Кемеровской области с охраной природы сложилась кризисная ситуация, которая приближается к катастрофической. Хозяйственная деятельность, связанная с освоением природных богатств, развитием промышленности, сельского и лесного хозяйства, транспорта, сопровождается поступлением в окружающую среду целого ряда вредных веществ. Загрязняя атмосферу, воду, почву.

(8 слайд с содержанием выхлопов:)

Мы дышим воздухом, в котором более 200 вредных примесей. Пьем воду, в которой также имеются токсичные вещества. Употребляем продукты питания, содержащие разнообразные химические красители и добавки, гербициды, пестициды. Поэтому в районах со сложной экологической ситуацией, каким и является и Кузбасс, снижается продолжительность жизни людей, большая смертность. Это результат того, что в Кузбассе устаревшие технологии на большинстве предприятий ведущих отраслей хозяйства и увеличилось количество единиц автотранспорта.

Выступление 4 учащегося: (9 слайд)

Оксид углерода обладает наркотическим действием, раздражающе действует на кожу и слизистые оболочки. Оксид углерода при вдыхании связывается с гемоглобином крови, вытесняя из нее кислород, в результате чего наступает кислородное голодание, которое, прежде всего сказывается на центральную нервную систему. Высокая концентрация оксида углерода даже при кратковременном воздействии может вызвать смерть; небольшие дозы вызывают головокружение, головную боль, чувство усталости и замедленную реакцию. Оксид углерода – один из факторов, вызывающих болезнь сердца – стенокардию, т.е. уменьшение переноса кислорода к тканям, особенно пагубно для миокарда (сердечной мышцы).

Выступление 5 учащегося: (10 слайд)

Диоксид азота вызывает сильное раздражение слизистых оболочек глаз, а при вдыхании - образование азотной и азотистой кислот в дыхательных путях, которые приводят к отеку легких.

Альдегиды раздражающе действуют на глаза, дыхательные пути, поражают центральную нервную систему, почки, печень. При фотохимическом смоге воспаляются глаза, слизистые оболочки носа и горла, отмечаются симптомы удушья, обострение легочных и нервных заболеваний, бронхиальной астмы. (11 слайд)

Опасность отравления соединениями свинца усугубляется тем, что они, как канцерогенные вещества не удаляются из организма, а накапливаются в нем, также как в почве и растениях.

В организме человека свинец удерживается белками эритроцитов, затем поступает в плазму крови и достигает почек, печени и др. органов. В костях свинец накапливается постепенно и надолго остается в них.

Поражение десен, расстройство кишечника, заболевание почек, сосудов и центральной нервной системы.

Слово учителю:

Начиная со 2 половины ХХ века, и особенно в ХХ1 веке, вторжение человечества в биосферу стало настолько мощным, что природа практически исчерпала свои восстановительные способности. А человек все продолжает и продолжает действовать, интуитивно надеясь, что планета сможет восполнить нанесенный ей ущерб, и снова будет шелестеть листва и веять свежий ветерок. Не будет . (Cлайд 12)

Не будет, если мы не возьмемся исправлять уже содеянное человеком и не перестанем вести себя в биосфере как слон в посудной лавке. Творческий гений человечества должен быть направлен не на наращивание масштабов использования биосферы (чем мы занимались последние 10 тыс. лет), а на поиск новых форм ее сохранения и восстановления.

“Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля и пересесть нам некуда”.

Об этом мы должны помнить всегда.

Давайте попробуем ответить на вопрос:

Каковы пути снижения отрицательного воздействия автомобильного транспорта в городской среде?

Примерные ответы учащихся:

  1. Должны быть строгие требования к экологическим характеристикам автомобиля.
  2. Использование бензина с улучшенными экологическими характеристиками или альтернативного горючего.
  3. Необходим новый экологически чистый автомобиль, хоть он и будет стоить дороже. (Cлайд 13, 14)

Слово учителю: (слайд 15)

В заключении мне хочется привести слова американского ученого Роберта Винера, к которым должно прислушаться человечество, чтобы жить в гармонии с природой: “Мы столь радикально изменили нашу среду, что теперь для того, чтобы существовать в этой среде, мы должны изменить себя”.