Сдельно премиальная система оплаты труда водителей бензовозов. Как оплатить ремонтное время водителю транспортного средства. Особые случаи определения тарифных ставок

Ведение предпринимательской деятельности в виде кафе или закусочной имеет определенные нюансы не только организационного, но и юридического характера. В первую очередь, предпринимателя интересуют вопросы соблюдения требований законодательства: законности оформления деятельности заведения общественного питания, получения специальных разрешений, соответствия санитарно-гигиеническим нормам, качественного предоставления услуг потребителям. Немаловажно знать ответственность в случае несоблюдения тех или иных законодательных предписаний.

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора?

  1. Наличие документов о регистрации ИП или юридического лица с видом деятельности «Услуги общественного питания», документ на право собственности или пользования помещением (договор аренды);
  2. Соответствие помещения нормам санитарии, пожарного надзора;
  3. Договор на дератизацию и дезинсекцию, договора на вывоз пищевых отходов и бытового мусора;
  4. Сроки годности продуктов питания, правила товарного соседства продуктов (отдельно мясо от рыбы, овощи от фруктов, сырые от готовых продуктов и т.д.), условия и места хранения, маркировку продуктов;
  5. Лицензии и сертификаты на определенную продукцию (мясо, рыба, спиртные напитки);
  6. Документы о прохождении медосмотра работниками (медицинские книжки);
  7. Наличие спецодежды работников;
  8. Производственное оборудование.

Проверяя кафе или закусочную, сотрудники Роспотребнадзора руководствуются законами:

  1. "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
  2. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
  3. "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

Среди прочих документов, Вам понадобятся:

  • ХАССП для общепита
  • Сертификат по ISO 22000:2007
  • Сертификация услуг общественного питания

Описание услуги

Каким нормам должно соответствовать кафе?

Открыть кафе может как индивидуальный предприниматель, так и юридического лицо.
Для организации работы заведения важно выбрать помещение, соответствующее санитарным нормам. ГОСТ «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания» содержит нормы и правила, предъявляемые к общепитам.

Требования Роспотребнадзора к кафе следующие:

  1. Под кафе может использоваться отдельно стоящее нежилое помещение, помещение в виде пристройки или встроенно-пристроенное помещение к зданиям. Размещение заведения общественного питания в районе промышленного объекта - допускается, если оно создано для обслуживания рабочих.
  2. Заведение строго должно соответствовать нормам шума, вибрации, звукоизоляции. Если кафе расположено около жилых домов, жители не должны испытывать ухудшение условий проживания.
  3. Территорию объекта целесообразно оборудовать под автотранспортную площадку, площадку для сбора бытовых отходов. В ночное время суток необходимо обязательно освещать объект.
  4. Помещение внутри должно быть оснащено системой вентиляции, канализации, водосточной системой. Вода должна соответствовать нормам санитарного контроля, установленным для питьевой воды. Объект должен иметь обособленный туалет, раковины для мытья рук, дезинфицирующие средства. Для персонала должны быть обустроены отдельные комнаты для туалета. Стены объекта должны иметь моющееся покрытие. Помещение должно содержаться в чистоте, поэтому в заведении обязательно должны быть сотрудники по уборке.
  5. Не разрешается нахождение в помещении животных и птиц.
  6. Посадочные места должны соответствовать норме площади на 1 посетителя - 1,6 м.кв.

Каким нормам должна соответствовать закусочная?

Требования Роспотребнадзора к закусочной аналогичны требованиям, предъявляемым кафе. Отличие закусочной от кафе в том, что в закусочной зачастую не предусмотрены посадочные места, а имеются высокие столики без стульев.

В закусочной больше осуществляется продажа алкогольных напитков. Поэтому, в обязательном порядке должна быть оформлена лицензия на торговлю алкоголем.

Проверка заведения общественного питания Роспотребнадзором

Проводить проверку работы кафе или закусочной уполномочены сотрудники Роспотребнадзора - контрольного-надзорного органа санитарно-эпидемиологических норм. Может быть произведена плановая и внеплановая проверка. Стоит сказать, что в течении трех лет с момента открытия Роспотребнадзор не будет проверять заведение. Затем кафе или закусочная включается в список объектов, подлежащих плановой проверке. Плановая проверка проводится раз в 3 года.

О предстоящих мероприятиях Роспотребнадзор не позднее трех дней до начала проверки письменно уведомляет администрацию кафе. Внеплановая проверка проводится в тех случаях, если в Роспотребнадзор поступила жалоба от потребителей. О внеплановой проверке предупреждается за 24 часа.

В случае выявленных нарушений накладываются административные санкции, установленные КоАП РФ). В основном - это штрафные санкции или закрытие заведения на определенный срок. Деятельность кафе или закусочной может быть приостановлена на срок до 90 суток. А за нарушения, имеющие состав уголовного преступления, может применяться уголовная ответственность.

Открывая кафе или закусочную важно заранее оформить все разрешительные документы. Имея все документы на кафе или закусочную, можно не бояться проверки Роспотребнадзора.

Для кого эта услуга

Организация сдельной оплаты труда водителей грузовых автомобилей

Сдельная заработная плата водителя рассчитывается по следующей формуле:

ЗП В СД = Р t Q t + Р tkm W tkm , (3.3.1)

где Р Т – сдельная расценка за простой автомобиля при погрузке и разгрузке 1т груза, руб.

Данный показатель можно либо найти из справочников в зависимости от способа погрузки и разгрузки, вида груза и грузоподъемности подвижного состава, либо рассчитать по нижеследующей формуле:

где Сч – часовая тарифная ставка водителя третьего класса, руб.;

– индекс инфляции;

Н т норма времени простоя под погрузкой и разгрузкой подвижного состава на 1т груза, мин.

Нормы времени можно найти из справочников в зависимости от способа погрузки и разгрузки, вида груза и грузоподъемности подвижного состава либо рассчитать по нижеследующей формуле:

, (3.3.3)

где t пр – время погрузки и разгрузки;

q номинальная грузоподъемность;

γ коэффициент использования грузоподъемности.

Р ТКМ – сдельная расценка на 1ткм (руб.). Данный показатель либо находят из справочников, если известны вид автомобиля, группа дорог, грузоподъемность, либо по формуле:

(3.3.4)

где Н ткм – норма времени на 1 ткм (мин.). Рассчитывается по формуле:

или находится из справочников по тем же показателям, что и Р ТКМ .

– расчетная норма пробега автомобиля, км/час.

I группа дорог: V н = 49 км/час;

II группа дорог: V н = 37 км/час;

III группа дорог: V h = 28 км/час;

В городе при q <7т V h = 25 км/час;

q >=7т V h = 24 км/час (цистерны 6 тыс.литров);

β – коэффициент использования пробега;

Нормы времени и сдельные расценки устанавливаются для грузов 1-го класса, которые обеспечивают полное использование грузоподъемности автомобиля (коэффициент использования грузоподъемности равен 1). Для грузов 2, 3 и 4-го классов нормы времени и сдельные расценки применяются с поправочными коэффициентами, равными соответственно 1,25; 1,66; 2,0. Эти коэффициенты соответствуют значениям коэффициента использования грузоподъемности автомобилей; для грузов 2-го класса – 0,8; 3-го – 0,6 и 4-го – 0,5. Поправочные коэффициенты для грузов, обеспечивающих меньшее использование грузоподъемности автомобилей при полной их загрузке с наращенными бортами по габариту (объему), определяются делением единицы на фактический коэффициент использования грузоподъемности.

При работе автомобилей с загрузкой в обоих направлениях, а также при перевозке в обратном направлении возвратной тары к расценкам за 1 ткм применяются поправочные коэффициенты за выполненные тонно-километры в обратном направлении в размере 0,5–1,0.

При работе на автомобилях-тягачах с полуприцепами норма времени на 1 ткм корректируется коэффициентом 1,2.

При работе бортовых автомобилей с двумя и более прицепами, автомобилей-самосвалов с одним и более самосвальными прицепами, а также автомобилей с прицепами повышенной грузоподъемности (грузоподъемность прицепа равна или выше грузоподъемности автомобиля) установленные сдельные расценки применяются с поправочным коэффициентом от 0,5 до 0,9.

В соответствии с действующим законодательством устанавливаются следующие надбавки:

– за работу в вечернюю смену с 18 00 до 22 00 часов и ночную смену с 22 00 до 6 00 часов – в размере соответственно 20% и 40% от часовой тарифной ставки за каждый час работы;

– простой не по вине работника – не менее 100% тарифной ставки;

– за работу по графику с разделением смены на части – в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;

– за работу с тяжелыми и вредными условиями труда – в размере не менее чем предусмотрено соответствующими нормативными актами;

– за классность: II класс – 10% тарифной ставки и I – 25%:

– за совмещение обязанностей грузчика и экспедитора – 30% их тарифной ставки;

– за загрузку в попутном направлении, в т.ч. при доставке а/м с заводов–изготовителей и АРЗ – до 30% тарифной ставки.

Задача 3.3.1.

Определить нормы времени и сдельные расценки за 1 т и 1 ткм грузов 1, 2, 3 и 4-го классов для оплаты труда водителей, работающих на автомобиле ЗИЛ-433360, при следующих условиях: перевозка осуществляется за городом по II группе дорог. Время на погрузку и разгрузку 40 мин. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 35 руб.

Задача 3.3.2.

Определить сдельные расценки за 1 т и 1 ткм грузов 1, 2, 3 и 4-го классов для оплаты труда водителей, работающих на автомобиле-тягаче ЗИЛ-442160 с полуприцепом ОдАЗ-93571 в городе. Время на погрузку и разгрузку 80 мин. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 35 руб.

Задача 3.3.3.

Определить нормы времени и сдельные расценки. для оплаты труда водителей, работающих на автомобилях ГАЗ-3307 в городских условиях на перевозке мелкоштучных товаров. Время на погрузку и разгрузку 30 мин. При полной загрузке автомобиля по объему коэффициент использования грузоподъемности составляет 0,38. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 30 руб.

Задача 3.3.4.

Определить нормы времени и сдельные расценки за 1 т и 1 ткм для оплаты труда водителей, работающих на автомобиле-самосвале КамАЗ-55111-02 в карьере на вывозке грунта. Погрузка осуществляется экскаватором Время на погрузку и разгрузку 20 мин. С разрешения вышестоящей организации руководителем АТП расчетная норма пробега снижена на 20% для данной марки автомобиля при работе в карьере. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 40 руб.

Задача 3.3.5.

Определить заработную плату водителя 1-го класса за месяц, работавшего на автомобиле-самосвале МАЗ-551605 за городом по II группе дорог на перевозке щебня. Погрузка производится экскаватором с емкостью ковша 1,5 т, разгрузка – опрокидыванием кузова. Время на погрузку и разгрузку 30 мин. При месячной норме рабочего времени 170 ч водителем фактически отработано на линии 156 ч. Простой не по его вине составил 10 ч. За месяц водитель перевез 2248 т груза, выполнил 9984 ткм, осуществлял руководство бригадой в составе 12 чел. Нормы выработки бригадой за месяц выполнены. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 40 руб.

Задача 3.3.6.

Определить заработную плату водителя 2-го класса за месяц. Работает на автомобиле МАЗ-533630 с прицепом ГКБ-8328 грузоподъемностью 6,6 т на перевозке сельскохозяйственных грузов 1-го класса по грунтовым дорогам III категории. Погрузка осуществлялась из бункеров, а разгрузка – скребками. Время на погрузку и разгрузку 40 мин.За месяц перевезено 960 т груза и выполнено 16 630 ткм, из которых в обратном направлении – 3500 ткм. На предприятии установлен поправочный коэффициент 0,7 к тонно-километрам, выполненным в обратном направлении. Водителем за месяц сэкономлено 65 л дизельного топлива. При балансе рабочего времени 170 ч водителем фактически отработано 205 ч на линии. Водитель ежедневно выполнял сменные задания. Премия за выполнение сменных заданий при перевозке сельскохозяйственных грузов установлена в размере 25% сдельного заработка. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 40 руб.

Задача 3.3.7.

Определить годовой фонд заработной платы бригады из 25 водителей, работавших на автомобилях ГАЗ-3307 на перевозке грузов 2-го класса в городе при следующих исходных данных: в течение года перевезено 148 тыс. т груза и выполнено 2072 тыс. ткм; время на погрузку и разгрузку 30 мин.; количество водителей 1-го класса – 10, 2-го – 12 и 3-го – 3 чел., сверхурочно водителями отработано за год 56 ч; все виды премий составили в среднем 27,5% от сдельной заработной платы; дополнительная заработная плата составила 9,7% от основной; фонд рабочего времени водителя за месяц – 173,1 ч. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 30 руб.

Оплата труда водителей автобусов

Для оплаты труда водителей автобусов, работающих на линиях регулярного пассажирского сообщения и на маршрутных такси, применяется главным образом повременно-премиальная система. При этом оплата труда водителей производится за фактически отработанное время на линии по часовым тарифным ставкам, определяемым исходя из разряда водителя .

Диапазон разрядов для водителей автобусов устанавливается с 4 по 7 – единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы.

Водитель 4 разряда управляет автобусами габаритной длины до 7 метров. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 40 руб.

Водитель 5 разряда управляет автобусами габаритной длины свыше 7 до 12 метров. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 50 руб.

Водитель 6 разряда управляет автобусами габаритной длины свыше 12 до 15 метров. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 55 руб.

Водитель 7 разряда управляет автобусами габаритной длины свыше 15 метров. Часовая тарифная ставка водителя третьего класса – 60 руб.

Время, затраченное водителем на подготовительно - заключительные операции по норме 18 минут за смену, и время предрейсового медицинского осмотра в пределах до 5 минут на смену, оплачивается дополнительно из расчета установленной тарифной ставки.

При работе на регулярных пассажирских маршрутах в городах с численностью населения до 1 млн. человек установленные в зависимости от габаритной длины автобуса разряды оплаты труда водителя повышаются на один разряд, а в городах с численностью свыше 1 млн. человек – на два разряда.

В соответствии с действующим законодательством устанавливаются водителям автобусов следующие надбавки:

– за работу в вечернюю смену с 18 00 до 22 00 часов и ночную смену с 22 00 до 6 00 часов – в размере соответственно 20% и – 40% от часовой тарифной ставки за каждый час работы;

– за работу в сверхурочное время – в размере 50% часовой тарифной ставки за первые 2 часа и 100% – за каждый последующий час сверхурочной работы;

– в праздничные дни – двойной тариф или двойная сдельная расценка;

~ простой не по вине работника – не менее 80% тарифной ставки;

– за руководство бригадой до 10 человек – 10% часовой тарифной ставки, от 10 до 25 человек – 12%;

– за разъездной характер работ – в размерах не ниже норм, предусмотренных при командировках;

– за работу по графику с разделением смены на части – в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время;

– за классность: II класс 10% тарифной ставки и 1–25%.

Кроме перечисленных надбавок, установленных законодательством, предприятие при наличии средств может устанавливать надбавки, стимулирующие работу на старом подвижном составе.

Задачи для самостоятельного решения.

Задача 3.3.8.

Определить заработную плату водителя 1-го класса за месяц, работавшего на автобусе «Икарус-260» в пригородном сообщении. По плану водитель должен отработать в данном месяце 15 смен (178 ч) и сделать на маршруте 95 рейсов, сменное задание по выручке – 9600 руб. Водитель фактически отработал 16 смен (190 ч) (заменял другого водителя) и сделал 102 рейса, из которых 94 выполнено по расписанию и 7 – с нарушением. Фактическая выручка за этот месяц составила 175000 руб. Премия за выполнение рейсов по расписанию – 25%.

Задача 3.3.9.

Определить заработную плату за месяц каждого водителя подрядной бригады в составе 7 чел., работающих на автобусах «Икарус-260», если: бригаде начислена премия по фонду заработной платы в размере 15% и из фонда материального поощрения – 32% от заработной платы, начисленной по часовым тарифным ставкам; первый и третий водители 1-го класса отработали по 202 ч, остальные водители 2-го класса отработали по 182 ч при балансе рабочего времени за смену 182 ч; первому, третьему и шестому водителям установлены коэффициенты трудового участия – 1,2, четвертому и пятому – 1,1, седьмому – 0,9 и второму – 0,85.

Оплата труда ремонтных рабочих

Оплата труда ремонтных и вспомогательных рабочих организуется на основе различных форм и систем: индивидуальной прямой сдельной, косвенной сдельной, сдельно-премиальной, аккордной, простой повременной и повременно-премиальной .

При повременно-премиальной форме оплаты труда ремонтных и вспомогательных рабочих заработную плату им начисляют за фактически отработанное время по тарифным ставкам, соответствующему присвоенному разряду. Надбавки и доплаты производятся в установленном порядке. Премию начисляют за выполнение и перевыполнение установленных количественных и качественных показателей.

На автотранспортных предприятиях широкое распространение получили коллективная прямая сдельно-премиальная и коллективная косвенно-сдельная формы оплаты труда ремонтных рабочих.

Ремонтным и вспомогательным рабочим законодательством устанавливаются следующие надбавки:

. – за работу в вечернюю смену с 18°° до 22° ° часов и ночную смену с 22°° до 6°° часов – в размере соответственно 20% и 40% от часовой тарифной ставки за каждый час работы;

– за работу в сверхурочное время – в размере 50% часовой тарифной ставки за первые 2 часа и 100% – за каждый последующий час сверхурочной работы;

– в праздничные дни – двойной тариф или двойная сдельная расценка;

– простой не по вине работника – не менее 2/3 тарифной ставки;

– за руководство бригадой до 10 человек – 10% часовой тарифной ставки, от 10 до 25 человек – 12%;

– доплату за работу с тяжелыми и вредными условиями труда – в размере не менее чем предусмотрено соответствующими нормативными актами;

– за работу по графику с разделением смены на части – в размере не менее 30% тарифной ставки за отработанное в смене время.

Кроме установленных законодательством доплат руководство автотранспортного предприятия при наличии средств по согласованию с профсоюзной организацией может установить надбавки за:

– высокое профессиональное мастерство для рабочих III разряда – до 12%; IV разряда – до 16%; V разряда – до 20%; VI разряда – до 24% тарифной ставки за фактически отработан­ное время;

– выполнение рабочими-повременщиками обязанностей временно отсутствующих рабочих – до 50%;

– каждую единицу выпущенной на линию подвижного состава.

Задачи для самостоятельного решения.

Задача 3.3.10.

Определить заработную плату каждого члена подрядной бригады ремонтных рабочих в составе 7 чел., если: заработная плата бригады, начисленная по единому наряду и коллективным сдельным расценкам, – 39060 руб.; премии, начисленные за счет фонда заработной платы,– 14,6% и за счет фонда материального поощрения – 24% от заработной платы, начисленной по часовым тарифным ставкам. Остальные исходные данные приведены в табл. 3.3.1.

Таблица 3.3.1. Данные для расчета заработной платы ремонтных рабочих

Тарифный разряд

Отработано за

тарифная

ставка, руб.

Коэффициент трудового

Задача 3.3.11. Используя данные таблицы 3.3.1 определить средний разряд, среднюю часовую тарифную ставку и среднюю заработную плату бригады ремонтных рабочих, если: количество рабочих в бригаде 15 чел., из них четверо имеют II разряд и отработали в месяц 185 часов (баланс 172), шестеро – III и отработали в месяц 180 часов и пятеро рабочих – IV разряда отработали в месяц 172 часа.

Оплата труда водителей грузовых автомобилей в сельскохозяйственных формированиях осуществляется согласно сдельной системе объема выполненных перевозок, или по расценкам оплаты за предоставленные услуги в условиях орендно- договорных отношений.

Почасовую оплату труда применяют в случае невозможности учитывать вес перевозок: перевозки людей, посадочного материала, тары, подвоз еды к местам работы и тому подобное. Труд этой категории работников, включая и тех, которым установлен ненормированный рабочий день, оплачивают по месячным тарифным ставкам, которые определяются путем умножения часовой тарифной ставки на среднемесячную норму рабочего времени, а при не полный загруженности в течение месяца - по дневным тарифным ставкам, определяемым делением месячной ставки на количество рабочих дней, предусмотренных графиком работы на данный месяц. Водителям автомобилей устанавливается время на подготовительно-заключительные работы продолжительностью 18 минут в смену для выполнения работ, необходимых перед выездом и после возвращения их в гараж. Это время включается в рабочее и оплачивается из расчета установленной водителю тарифной ставки и учитывается при составлении графиков работы водителей.

По сдельной системы оплаты труда за объем перевозок водителям оплачивают в зависимости от группы автомобилей по грузоподъемности и категории грузов. Расценки устанавливаются за одну тонну перевозимого груза (с учетом затрат времени на погрузочно-разгрузочные работы) и за один тонно-километр. Просмотр и введение норм выработки, применения условий оплаты труда проводится владельцем или уполномоченным им органом с обязательным официальному сообщению профсоюзного комитета предприятия не менее, чем за два месяца до их введения. Водителям, которые работают на автомобилях II-й и и II-й группы по специальным оборудованием и механизмами, тарифные ставки установлены с учетом совместительства работ по управлению этими механизмами и оборудованием. Оплата труда времени простоя не по вине работника, если он предупредил своего заказчика о начале простоя, осуществляется в размере тарифной ставки (должностного оклада), в том числе две трети за счет расходов себестоимости, одну треть за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Минимальные размеры часовых тарифных ставок устанавливаются Отраслевым соглашением между Министерством аграрной политики Украины, отраслевыми объединениями предприятий и Профсоюзом работников агропромышленного комплекса Украины приведены в таблице 27.1.

Таблица 27.1. Коэффициенты квалификационных соотношений водителей автотранспортных средств

грузовые автомобили

Грузоподъемность автомобилей (в тоннах)

И группа бортовые автомобили и автомобили-фургоны общего назначения

специализированные и специальные автомобили: самосвалы, цистерны, рефрижераторы, контейнеровозы, пожарные, техпомощи, снигочисни, поливомоечные, пидмитальнозбиральни, автокраны, автопогрузчики и другие седельные тягачи с прицепами

III группа автомобили по перевозке цемента, ядохимикатов, трупов, безводного аммиака,

аммиачной воды, загнивающего мусора, ассенизационных грузов

коэффициенты

коэффициенты

коэффициенты

Легковые автомобили

Автобусы (в том числе специальные)

Устранение эксплуатационных неисправностей, возникших во время рейса и не требуют разборки узлов и механизмов автомобиля, возлагают на водителя и не оплачивают. При выполнении водителем в рейсе работ по ремонту узлов и механизмов автомобиля с их разборкой и устранением неисправностей его труд оплачивается в установленном порядке за фактически отработанное время при наличии подтверждающего документа. По сдельной системы оплаты труда водителям время на подготовительно-заключительные работы учитывают при установлении норм времени и сдельных расценок и по отдельности не оплачивают.

Единые нормы времени в минутах и сдельные расценки устанавливаются для грузов 1-го класса. Они включают: нормы времени и сдельные расценки за время простоя транспорта под загрузкой и разгрузкой на одну тонну груза и нормы времени и сдельные расценки на один тонно-километр. Для грузов II-го, III-го и IV-го классов применяют поправочные коэффициенты соответственно 1.25, 1.66 и 2.0, которые рассчитывают, исходя из среднего коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.

Нормы времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой устанавливаются в зависимости от способа осуществления погрузочно-разгрузочных работ, типа и грузоподъемности транспортного средства, класса грузов и видов погрузочно разгрузочных механизмов. В установленные нормы времени простоя транспортных средств включается время, необходимое на скачивания и разгрузки с подъемом и отнесением груза, открыванием и закрыванием бортов, очистки кузова, оформление документов и тому подобное. В таблицах норм времени и сдельных расценок за время под загрузкой и разгрузкой для различных групп автомобилей и условий выполнения погрузочно-разгрузочных работ приводятся нормы времени в минутах и сдельные расценки в расчете на 1 т груза. Путем умножения указанных нормативов на грузоподъемность автомобиля определяются нормы времени и расценки на полную грузоподъемность автомобиля.

В нормах времени на 1 тонно-километр для грузового автотранспорта учитываются время на пробег, отдых и личные надобности водителя, а также время на краткосрочные остановки и на уточнение адреса конечного пункта.

При перевозке грузов на большие расстояния, в дальние рейсы целесообразно отправлять двух водителей. При этом оплата труда второго водителя, когда он не управляет автомобилем и при отсутствии спального места, проводится почасово из расчета по утвержденным нормам времени на рейс. Когда автомобиль оборудован спальным местом, время втором водителю засчитывается в половинном размере и начисляется оплата почасово. Начисленная таким образом оплата труда обоим водителям делится между ними поровну с учетом классности водителей. Время на отдых водителей в дальних рейсах вне автомобиля в рабочее время не включается и не оплачивается. Возмещение расходов в связи с расходами проводится в соответствии с действующим законодательством о служебных командировках.

Оплата труда на ремонте и техническом обслуживании осуществляют по тарифным ставкам рабочих ремонтных мастерских. В случае перевода водителей, при производственной необходимости, на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей сроком до одного месяца оплата труда осуществляется за выполненную работу.

При переводе водителей автомобилей из-за простоя на работы по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта за все время простоя оплату труда начисляют за выполненные работы. При этом им присваивают квалификационные разряды слесаря по ремонту автомобилей. Если заработная плата по выполняемой работе окажется ниже чем средняя на предыдущей работе, то производится доплата до средней заработной платы по прежней работе при условии выполнения норм выработки, а при не выполнение - до тарифной ставки на предыдущей работе. Надбавка за классность при оплате по тарифным ставкам ремонтников, водителям не выплачивается и доплата за ненормированный рабочий день не проводится.

Водителям автомобилей начисляется надбавка за классность - I-го класса - 25%, II-го класса - 10% от суммы заработка. Водителям насчитывают и другие надбавки и доплаты. Доплаты одному работнику максимальными размерами не ограничиваются: за совмещение профессий (должностей) и определяются наличием полученной экономии по тарифным ставкам и окладам совмещаемых работников; за расширение зоны обслуживания или увеличение объема работы и определяется наличием полученной экономии по тарифным ставкам и окладам, которые могли бы выплачиваться при нормативной численности работников. Рекомендовано за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника - до 100% тарифной ставки (оклада) совмещаемых работников, отсутствующего работника; за работу в ночное время, до 40% тарифной ставки; на период освоения новых норм трудовых затрат сдельные расценки повышаются на 20%, тарифные ставки - на 10%; за работу с ненормированным рабочим днем водителям легковых автомобилей, автомобилей экспедиций и изыскательских партий - 25% тарифной ставки (оклада); работа в сверхурочное время, в праздничные и выходные дни оплачивается в двойном размере. Выплаты сверх указанных размеры осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, а также все другие виды надбавок и доплат и их размеры устанавливаются предприятием самостоятельно на условиях, предусмотренных коллективными договорами, выплачивается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

Премирования водителей осуществляется за счет средств увеличения тарифного фонда оплаты труда на средний коэффициент доходности по хозяйству за следующие показатели:

Выполнение и перевыполнение переменного дня, месячного задания при качественном и своевременном перевозке грузов;

Улучшение эксплуатационных показателей (коэффициентов использования автомобиля, пробега, грузоподъемности)

Экономию эксплуатационных ресурсов (топливо, резина, технические осмотры, обслуживание, ремонт).

Размеры премирования, определяются в пределах аккордного фонда оплаты труда и за счет дополнительной оплаты потребителей автоуслуг - за качественное и своевременное перевозки грузов, начисляются пропорционально основной заработной платы.

При арендно-договорных отношениях автопарка (отдельных водителей) с производственными подразделениями и правлением хозяйства оплата труда водителей осуществляется по остаточному принципу цены предоставленных автоуслуг после возмещения всех эксплуатационных расходов (топливо, масла, резина, техосмотры, ремонт), налогов и страховых платежей, уплаты хозяйству арендной платы за пользование автомобилями (автомобилем).

Нормативный объем грузоперевозок (Q) для каждой марки автомобиля можно установить расчетным путем по формуле:

где, q - номинальная грузоподъемность, т; j - коэффициент использования грузоподъемности; - средняя техническая скорость движения автомобиля, км / ч.; е - коэффициент использования пробега; - время нахождения водителя на линии (из годового фонда рабочего времени, рассчитывается время его участия в ремонте автомобиля, отпуске, время на подготовительно-заключительные операции), ч.; l - расстояние перевезешь ", км.; - время простоя под погрузкой и разгрузкой в расчете на 1 рейс, принимается в соответствии с действующими нормативами, ч.; - скорость движения автомобиля, км / ч.

Стоимость услуг автопарка рассчитывается по такой же методике, что и услуг ремонтной мастерской. Цену услуг вычисляют по маркам автомобилей, она включает: оплату труда водителей, руководителя, специалистов, рабочих по ремонту и техосмотра машин (расходы на оплату персонала распределяют пропорционально удельному весу марок машин в расчете на 1 т грузоподъемности) с начислениями, амортизационные отчисления на полное восстановления; эксплуатационные расходы, другие прямые и накладные расходы. Все эти расходы увеличиваются на средний коэффициент прибыльности (учитывается хозрасчетный доход), сюда же добавляются расходы на страховые платежи и налоги на автотранспорт. Кроме этих расходов учитывают сумму определенной арендной платы хозяйству (если она выплачивается в размере амортизационных отчислений на полное восстановление увеличенной на нормативный коэффициент прибыльности, то сумму амортизационных отчислений исключают из расчета цены услуг).

Делением определенной общей суммы расходов по маркам машин на нормативное количество отработанных человеко-часов определяют цену услуг за один час, а делением этой суммы на нормативное количество тонно-километров по этим маркам определяют цену 1 ткм.

Заработную плату водителя за месяц рассчитывается по определенной цене выполненных тонно-километров, отработанных часов, где не учитывают тонно- километра как разницу между средствами, которые поступают за предоставленные услуги, и общими эксплуатационными затратами с учетом арендной платы и других платежей. Кроме этого, поскольку в этой разницы еще остается средний доход по хозяйству (при расчетах цены услуг расходы увеличивались на коэффициент прибыльности), рассчитывается установлена определенная доля прибыли на развитие производства и социально-бытовой инфраструктуры. Остаток от указанных отчислений и составит общую оплату труда водителя. Натуральную оплату труда начисляют на заработанную гривню в пределах средней по хозяйству.

При условии, когда автомобиль сдается в аренду, его водитель обязан уплатить арендную плату (0 ") в размере амортизационных отчислений на полное восстановление, которую определяют по формуле:

где, - сумма амортизационных отчислений на полное восстановление в расчете на 1000 км пробега автомобиля, грн; - нормативный пробег автомобиля, тыс. км.

В зависимости от модели арендно-договорных отношений в автотранспорте может приниматься разный порядок распределения доходов водителей от предоставления услуг пользователям автомобильного транспорта (другим подразделениям хозяйства). Если доходы водителей от услуг другим подразделениям хозяйства определяются по установленным внутрихозяйственных расчетных ценах, то они освобождаются от арендной платы за предоставление услуг на стороне. Если же принимается порядок формирования доходов водителей за выполненные на стороне услуги по действующим тарифам, то предполагается снятие арендной платы за эти услуги. Норматив арендной платы за эти услуги за каждый день работы арендатора на стороне определяется как разница между его переменным заработком, рассчитанных по единым тарифам и внутрихозяйственным расчетным ценам.

В процессе эксплуатации арендованного автомобиля водитель самостоятельно покупает топливо, запасные части и др. по планово учетных ценах или договорным ценам. Водитель также может с учетом интересов предприятия делать приобретения материальных ценностей на сторону за счет доходов, которые он получает от услуг, либо за счет собственных средств, будут возмещаться за счет доходов. Водители автомобилей, которые изъявили желание работать в составе производственных подразделений и дали на это согласие, могут оплачиваться по таким же принципам и системами, действующими в данном разделе для членов данного трудового коллектива. Автомобили закрепляются за подразделением на тех же основаниях, что и другие технические средства (тракторы, комбайны, сельскохозяйственные машины и т.д.).