Вв мвд бтр с белым медведем. Внутренние войска пересядут на "медведь" с устаревших бтр. Разработка машины «Медведь»

Как иногда умиляют отдельные блоги, сообщения, статьи. Вот в сети появилась статья о новом российском бронеавтомобиле «Медведь» . «Минобороны готовит броню от террористов», «Медведь на страже» - это только некоторые заголовки сообщений. И если в первом конкретно сказано от кого эта броня, то во втором состорожничали и скромно умолчали. Давайте попробуем разобраться, для кого все же предназначен этот бронеавтомобиль.

Обе статьи начинаются словами: «Опыт боевых действий на Кавказе определяет потребности Минобороны. На полигонах завершаются испытания бронированных грузовиков, способных выдержать и обстрелы, и подрывы. Броневики семейства «Медведь» должны составить основу парка спецподразделений. » Давайте посмотрим на фото, насколько пригоден этот «броневик» для участия в боевых действиях. Броня, установленная строго вертикально, категорически не позволяет пуле уйти рикошетом, а примет всю ее энергию на себя. Колеса, открытые для обстрела, пусть даже и пуленепробиваемые, сделанные из кевлара, применяемого в бронежелетах, вряд ли устоят против обыкновенного гранатомета. Ведь даже гусеницы танка достаточно легко повреждаются. В общем, это «живая» мишень из тира.

Примечательно, что «Медведь» обладает высокой защитой. Он бронирован по классу 6А. Корпус машины не пробьет даже бронебойная пуля калибра 7,62 мм. Защищена не только кабина, но и топливный бак. Стекла также пуленепробиваемы ». Заметьте, ни слова о гранотамете. Не думаю, что террорист, имеющий автомат стоимостью 1-3 тысячи долларов, «пожлобится» на гранатомет, который по слухам стоит 100-200 тех же американских денежных знаков.

Радует, что в новинке есть и «непривычный для российской и советской техники комфорт для водителя и десанта. В кабине и транспортном модуле установлены кондиционеры, печки, радиосвязь, вентиляционные фильтры для прохождения зараженной местности. Стекла – с подогревом, зеркала управляются автоматически ». Если все это перечисленное верно так же, как и зеркала, управляемые автоматически, то… Присмотритесь к фотографиям. Никогда не видел, чтобы на наших Газонах они автоматически управлялись. А ведь именно обыкновенные Газоновские зеркала установлены на «Медведе». Поэтому управлять ими можно только силой мысли (возможно, в тайных лабораториях нашей «оборонки» уже дошли до этого). Впрочем, в экспортном варианте весь этот «фарш» конечно же, будет. Ведь музыку заказывает тот, кто платит.

Но, как говорится «ларчик просто открывался». Достаточно обратить внимание на маркировку этого автомобиля, чтобы окончательно понять, против кого направлен этот бронемобиль. Ведь перед словом «Медведь» есть еще СПМ-3, означающее Специальная полицейская машина. Изначально эта техника действительно создавалась для армии, но на практике ее закупают только МВД и страны Ближнего Востока (в виду их демпинговых цен). «Медведь» - это последняя разработка российских конструкторов. До него были «Водник», «Тигр» и «Каратель». Их производство налажено на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), входящем в группу «ГАЗ».

Создание «Медведя» было инициировано в 2004 году руководством войск МВД России. Привлекли к разработкам лучшие инженерные умы МГТУ им. Баумана и военно-инженерный центр ООО «Военно-промышленная компания» (входит в группу «ГАЗ»). Пресс-секретарь ООО «ВПК» Сергей Суворов не скрывал гордости, когда рассказывал журналистам, что «Медведь» может передвигаться по городу без сопровождения ГИБДД, непосредственно в потоке автомобилей. Это значит, что в отличие от обычных бронетранспортеров, СПМ-3 «Медведь» является сертифицированным транспортным средством и полноправным участником дорожного движения, не требующим специального сопровождения ГИБДД.

Сразу стоит пояснить, что специальная бронированная полицейская машина СПМ-3 «Медведь» не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин СПМ-1 и СПМ-2 «Тигр», а представляет собой принципиально новую машину. Она предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России или полицейских структур при проведении контртеррористических операций, операций по пресечению массовых беспорядков , выполнения задач территориальной обороны, оказания содействия пограничным органам, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защиту экипажа от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств, отравляющих и специальных веществ.

Уровню защищенности «Медведя» было уделено первоочередное внимание. Баллистическая защита выполнена по 6-му классу (ГОСТ 50963) или классу 3 (STANAG). На практике это означает способность выдержать попадание бронебойной пули Б-32, выпущенной из снайперской винтовки СВД с дистанции всего в 100 метров. На машине применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита (два слоя металла с воздушным зазором), плюс внутреннее противоосколочное покрытие. При этом, как говорят на заводе, ходовая часть имеет запас по грузоподъемности, что позволяет повысить уровень защиты за счет специального наполнителя между двумя слоями брони. В перспективе, эта доработка позволит СПМ-3 выдерживать попадание пули калибра 12,7 мм.

Оснащение СПМ-3 осуществляется по желанию заказчика. В комплексе имеются как «полицейские», так и «армейские» образцы оборудования и вооружения. Наиболее интересной для армии представляется дистанционно-управляемая турель, на которую может быть установлен пулемет 6П50 «Корд» калибра 12,7 мм, либо ПКТМ/ПКП «Печенег» (7,62 мм), либо автоматический гранатомет АГ-17/АГ-30М, либо ПТРК - главное чтобы в бортовой компьютер (цифровой вычислитель) были введены соответствующие баллистические данные того или иного оружия, остальное он сделает все сам. СУО (система управления оружием) дистанционно управляемой турели построена на основе ТВ-камеры, работающей при низком уровне освещенности (НУТ), и лазерного дальномера. В нее также входят цифровой вычислитель и цветной жидкокристаллический монитор, на который выводится изображение и через который наводчик осуществляет наведение пулемета, не выходя из-под бронированной защиты.

В перечне образцов специального оборудования СПМ-3 есть «Пелена» (система блокировки радиоуправления взрывных устройств), модули постановки дымовых завес БТД, система нелетальной защиты периметра «Рулет ВВ», что позволяет говорить о «Медведе» как о системе коллективной защиты всех транспортных средств, находящихся рядом с ним на определенном расстоянии, причем это может быть применено, как при сопровождении колонн, так и на «привале». Перечень спецоборудования внушительный, можно упомянуть еще, например, фильтровентиляционную установку ФВУ-100 и систему пожаротушения колес «Допинг», а также ксеноновый управляемый прожектор ОУ-5М (при работе «на улице» он может работать в стробоскопическом режиме – специалисты говорят, что это весьма эффективно).

Анализ применения колёсных бронированных автомобилей (БА) в локальных войнах и вооружённых конфликтах последних десятилетий показал необходимость дальнейшего повышения их живучести. Установлено, что значительную опасность для них представляют фугасы и мины, поставленные на дорогах. Так, в среднем, более, чем в 30% случаев броневики выбывали из строя от поражения именно ими, 40% случаев можно отнести на долю стрелкового оружия, остальной процент приходится на воздействие ручных противотанковых гранатомётов и ракет. Однако в таких операциях, как, например, иракская «Буря в пустыне» или сомалийская – «Возрождение надежды», потери бронетехники США от мин и самодельных взрывных устройств (СВУ) составили около 60%, значительно превысив все средние показатели.

Поэтому в последнее время разрабатывают машины не только с высоким уровнем баллистической, но и минной защиты. За рубежом их стали выпускать в соответствии с принятой программой MRAP («Минная стойкость и защита от действий из засад»). Таким отечественным аналогом является бронированный четырёхколёсный «Медведь», официальное представление которого состоялось в 2011 г. на Международной выставке средств обеспечения безопасности «Интерполитех-2011 ». Это один из самых последних военных образцов, созданных конструкторами Военно-инженерного центра «Военно-промышленная компания» совместно с учёными МВТУ им. Баумана.

Для бронемашины «Медведь» ими был разработан несущий корпус капотной компоновки на жёсткой раме, сварной с оригинальным разнесённым «диффренцированным» бронированием. Он покрывался двумя слоями броневых листов с керамическим «наполнителем» между ними. Такие многослойные стенки корпуса толщиной 80 мм оказались эквивалентными по защите 9,5-мм бронелисту.

В качестве основных материалов в машине использовалась новая «ультравысокопрочная» сталь марки «44С» волгоградского завода «Красный Октябрь» и «НИИ сталь», которым удалось создать пластичный ультрамелкозернистый металл высокой твёрдости (легированная Cr-Ni-M-V с «числом твёрдости» по Роквеллу HRC=55).

Отметим, что важнейшими параметрами броневой стали являются её прочностные и пластические свойства, находящиеся в постоянном противоречии:повышение твёрдости и предела прочности стали приводит к снижению её вязкости и наоборот. Сложность состоит в том, чтобы при повышении твёрдости сохранить достаточно высокую вязкость стали, не приводящую её к хрупкому разрушению при «встрече с пулей». Как считают специалисты, применение стали «44С» «позволяет сократить на 15% толщину бронеконструкций без снижения их защитных характеристик и живучести», следовательно, и массу «изделий».

В заводском рекламном проспекте указано, что такой лист «толщиной 6 мм обеспечивает защиту – от пули Б-32 калибра 7,62 мм в толщине 6 мм с дистанции 100 м, в толщине 10 мм с дистанции 10 м, а от пули Б-32 калибра 12,7-мм в толщине 20 мм с дистанции 75 м».

Пули Б-32 – винтовочно-пулемётные бронебойно-зажигательные массой около 10 г, начальная скорость – 816 м/с. Внутри их головной части перед вершиной бронебойного сердечника вместо свинца помещён зажигательный состав. Они предназначены для стрельбы по легкобронированной технике; для воспламенения горючих материалов в толстостенной таре, например по железнодорожным цистернам с горючим, а также для поражения живой силы противника, находящейся за лёгкими броневыми прикрытиями, на дальностях до 500 м. Ритуальный интернет магазин предлагает купить венок на кладбище. Такие пули пробивают 10-мм лист броневой стали марки «2П» на дальности 200 м. Это обычная броневая сталь (легированная Si-Mn-Mo, твёрдость около 46 HRC для 10-мм листа), использовавшаяся, например, для танка Т-34.

Из сравнения действия пули Б-32 на стали «44С» и «2П» видны явные преимущества первой из них.

Обратимся теперь к существующим стандартам по баллистической защите бронетехники. Относительно автомобиля «Медведь» она соответствует 6-му уровню отечественного ГОСТ Р 50963-96 или 3-му классу Международного стандарта STANAG 4569. Это означает, что с вероятностью 95% обеспечивается защита от выстрелов из винтовки СВД патронами 7Н13 с пулями массой 9,4 г на расстоянии 5 – 10 м, а от пули Б-32 – с дистанции 100 м, что, как видим, перевыполняется.

Защита V-образного днища бронеавтомобиля соответствует 5-му уровню по ГОСТ Р. Трансмиссия заимствована от автомобиля «Урал», независимая торсионная подвеска и колёса – от БТР-90. Клиренс -500 мм

Дизельный 6-цилиндровый двигатель ЯАЗ-536 с турбонаддувом Ярославского моторного завода, установленный на броневике. Мощность – 312 л.с., масса – 640 кг, экономическая норма – ЕВРО-4

При тестовых обстрелах машины не произошло ни одного сквозного проникновения; случались пробития внешнего листа брони, однако «сердечники броневых пуль застревали внутри обшивки». Добавим, что на всякий случай имеется в салоне ещё внутреннее противоосколочное покрытие на основе «декалина», самоклеящегося облицовочного многослойного материала на основе пенополеэтилена, предназначенного для теплозвукоизоляции кабин толщиной до 15 мм.

Что касается противоминной защиты, то машина выдерживает подрыв под колесом или днищем мины или СВУ с массой взрывчатого вещества, эквивалентного 7 кг тротила. Это соответствует 5-му уровню ГОСТ Р и 2b классу STANAG.

Статистика свидетельствует, что в военных конфликтах СВУ с эквивалентом 5 – 6 кг применялись в 10% случаях поражения техники, с эквивалентом 6 – 7 кг – в 24% и 7 -8 кг – в 29% случаях.

Защита днища достигнута установкой дополнительных многослойных броневых листов V-образной формы, большим (500 мм) клиренсом, а также герметизацией обитаемого салона от взрывной волны с её резко возникающим скачком давления.

Экипаж и десант находятся в специальных противотравматиче-ских креслах, способных поглощать энергию взрыва. Они подрессорены, их рамы крепятся к бортовым стенкам машины. В результате на узлы крепления при подрыве передаётся лишь часть динамических нагрузок, распространяемых на машину в целом за счёт локальной деформации всей конструкции. Кроме того, энергопоглощающие элементы кресел в виде соединённых шарнирно пластин, стержней и стоек сами работают на сжатие-растяжение. Повышение защищённости экипажа происходит за счёт эффективного гашения импульса ударной волны на корпус. Все сиденья снабжены ремнями безопасности, использование которых является обязательным.

Бронекапсула машины защищает лишь экипаж, находящийся внутри машины. Всё находящиеся снаружи на днище, под корпусом, в том числе трансмиссия, подвеска, даже моторный отсек не имеют защиты. Создатели посчитали, что взрывная волна под днищем должна предварительно «дробиться» этими агрегатами. Корпус должен выдерживать её воздействие за счёт разрушения наружных агрегатов, узлов и механизмов с минимализацией её разрушающей силы.

В конструкции броневика использованы некоторые агрегаты уже выпускаемых серийных машин. Так, например, установлен двигатель ЯАЗ-536 Ярославского моторного завода (ныне ОАО «Автодизель»), построенного совсем недавно, в 2011 г. Такие двигатели предназначены для установки на перспективную автомобильную и автобусную технику Горьковского и Минского автозаводов.

ЯАЗ-536 – перспективный дизельный рядный 6-цилиндровый четырёхтактный двигатель с турбонаддувом жидкостного охлаждения,рабочий объём – 6,65 л, масса – 640 кг. Максимальная мощность – 312 л.с. при 2300 об./мин.

Двигатель способен работать без снижения мощностных, экономических и прочих показателей в районах, расположенных на высоте до 1500 м, а также на перевалах до 4650 м над уровнем моря. Его ресурс рассчитан на 800 тыс. км; экологическая норма – ЕВРО-4.

В трансмиссии машины использованы агрегаты и узлы серийных автомобилей «Урал», применена полностью независимая торсионная подвеска от бронетранспортёра БТР-90.

Бронемашина «Медведь» создавалась не только как армейская и специальных сил, но и как полицейская, поэтому вооружением она может быть оснащена «по желанию заказчика». На дистанционно-управляемой турели возможно поставить 12,7-мм пулемёт 6П50 «Корд», 7,62-мм ПКТ «Печенег», автоматический гранатомёт АГ-17 или АГ-30М, противотанковый ракетный комплекс. Любое вооружение стабилизировано в двух плоскостях.

Система управления огнём турели включает бортовой цифровой вычислитель, телевизионную низкоуровневую по освещённости камеру, лазерный дальномер; изображение выводится на цветной жидкокристаллический монитор, по которому наводчик производит поиск и наведение оружия на цель с помощью пульта. Весь процесс автоматизирован и осуществляется без выхода экипажа из машины.

БА «Медведь» может быть снабжён различным специальным оборудованием: блокиратором радиоуправляемых взрывных устройств БРВУ типа «Пелена», модулями мгновенной постановки дымовых завес БТД, периметровой нелетальной защитой «Рулет ВВ», приборами радиоционной и химической разведки; имеет фильтровентиляционную установку ФВУ-100, кондиционеры, подогреватели, систему пожаротушения колёс «Допинг».

«Медведь» может использоваться в качестве машин сопровождения колонн на марше, патрулирования районов сосредоточения войск, как дозорно-разведывательная машина, медицинская, средств связи, ПТРК и даже как самоходный миномёт. Словом, возможности её применения в войсковых подразделениях весьма широкие.

В. ТАЛАНОВ

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Опытная партия специальных бронированных полицейских машин СПМ-3 (первоначальный шифр машины был: СПМ-3 "Медведь") для МВД России будет включена в гособоронзаказ на 2013 год. Об этом, как сообщило "РИА Новости", сказал заместитель главнокомандующего внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации по вооружению - начальник вооружения генерал-майор С.А. Ерыгин, который участвовал в заседании координационного совета по военно-автомобильной технике при главном командовании Внутренних войск МВД РФ, проходящем на Горьковском автозаводе. Генерал-майор Сергей Ерыгин также познакомился с серийными и перспективными автомобилями марки ГАЗ.

В настоящее время во внутренних войсках используется спецавтомобиль СПМ-2 "Тигр", выпускающийся серийно на Арзамасском машиностроительном заводе, который входит в состав "Военно-промышленной компании".

СПМ 2 "Тигр" и СПМ 3 "Медведь"

С. Ерыгин сообщил, что в данный момент дорабатывается опытная партия СПМ-3 "Медведь", которую планируется закончить до конца этого года. "А с 2013 года многофункциональный спецавтомобиль СПМ-3, так называемый БТР-ВВ, будет включен в оборонзаказ" , - уточнил Ерыгин. "Планировалось, что эта машина будет сделана за два года, однако, в силу различных причин, разработка затянулась еще на 1 год" , - уточнил он.

Как сообщается в СМИ: в настоящее время опытный образец "Медведя" находится на завершающей стадии государственных испытаний. После ряда специальных испытаний, проходивших в пустынях и горах, машину отправили в районы российского Крайнего Севера. Там "Медведь" больше месяца будет показывать себя в условиях низких температур и труднопроходимой местности.

Бронеавтомобили семейства ВПК-3924 "Медведь" (Военно-промышленная компания) - бронемашина с усиленной противоминной защитой, российский аналог машин типа MRAP (защищенные от мин и нападения из засады - mine resistant ambush protected). Надо отметить, что специальная бронированная полицейская машина СПМ-3 "Медведь" не является какой-либо дальнейшей модернизацией уже хорошо известных машин СПМ-1 и СПМ-2 "Тигр", а представляет собой принципиально новую машину. ВПК-3924 "Медведь" разработана по заказу ВВ МВД совместно специалистами кафедры колесных машин МГТУ им. Н. Э. Баумана и "Военно-инженерным центром" из состава "Военно-промышленной компании" в рамках ОКР БТР-ВВ (бронетранспортер для внутренних войск). Первоначальный шифр машины был - СПМ-3 "Медведь" (от Специальная полицейская машина).

"Медведь" может использоваться в качестве транспорта и оперативно-служебной машины МВД, в качестве бронетранспортера, шасси для установки ПТУР, минометов и других систем вооружения, защищенной командно-штабной, разведовательно-дозорной, медицинской, машины сопровождения колонн (в отличие от БТР, СПМ-3 может использоваться на дорогах общего пользования ). На СПМ-3 применена оригинальная разнесенная дифференцированная защита и по уровню баллистической защиты соответствует класса 6а (ГОСТ Р 509-63), а по противоминной защите - 2а классу. Корпус и бронестекла выдерживают попадание 7,62-мм бронебойной пули Б-32, выпущенной с расстояния 100 метров из снайперской винтовки. А также подрыв под колесом 6 кг тротила.

В отличие от камазовского КАМАЗ-43269 Выстрела, БТР-ВВ построен не на шасси грузовика, а с использованием отдельных готовых агрегатов. Двигатель - ярославский, 330-сильный, трансмиссия - от Урала, независимая торсионная подвеска и колеса - от БТР-90. Бронекузов - несущий, с V-образным днищем. При этом за счет отсутствия жестких мостов клиренс больше, чем у американских аналогов - полметра. Кузов оборудован так, что экипажу здесь удобнее, чем в Выстреле: машина, по сути, представляет собой "бронемикроавтобус" на десять человек. Да и водительское место более привычное, нежели в "Выстреле", а передняя панель позаимствована у "Тигра".

Отсутствие бойниц (которых нет и у американских аналогов) - это требование заказчика - МВД. Что касается защиты, то каждый борт равен по толщине двум бортам БТР. Конечно, от крупнокалиберного пулемета броня не защитит (хотя это вроде есть в планах), но выдерживает выстрелы из снайперской винтовки даже самой мощной бронебойно-зажигательной пулей Б-32 - с расстояния 100 метров (по ГОСТу дистанция обстрела должна равняться 5-10 метрам?).

ТТХ ВПК-3924 "Медведь" (СПМ-3 "Медведь")

Боевая масса, т

в Избранное в Избранном из Избранного 0

На ресурсе был коротенький цикл стаей под названием "БТР независимой Украины". Замечу, что в данных статьях рассматривались не совсем БТР, а, скорее, машины построенные по идеологии MRAP. В России разработана машина аналогичного назначения, известная под обозначением СПМ-3 (специальная полицейская машина) и именем собственным "Медведь".

Но сперва немного о самой концепции MRAP (мine resistant, ambush protected, «защищенный от мин и нападения из засады»). Предпосылки к их созданию весьма и весьма серьезные: в Ираке и Афганистане 63% смертей происходили по причине подрыва.

MRAP - это нечто среднее между бэтээром и бронированным грузовиком: броневик, построенный на серийных «грузовых» агрегатах, очень хорошо защищенный и тяжелый (чем тяжелее машина, тем меньше последствия при взрыве), с большим клиренсом и днищем V-образной формы (чтобы взрывная волна и осколки ушли в стороны).

По сути в данном случае американцы заимствовали опыт и инженерные решения из ЮАР, где подобные боевые машины используют с середины 80-х годов.

Южноафриканский Casspir - одна из первых «фугасозащищенных» бронемашин.
Этот экземпляр служит в полиции Перу

Собственно говоря, программа MRAP была принята с подачи тогдашнего президента США, Дж. Буша младшего, после того, как выяснилось ненадежность кустарных и полукустарных мероприятий по повышению защищенности штатного армейского транспорта. Программа развивается полным ходом, например, в 2007 году Пентагон заказал десять тысяч машин MRAP на общую сумму около $10 млрд, а общее количество броневиков планируется довести до 20 тысяч.

Наиболее массовой машиной является MaxxPro фирмы Navistar International (ниже на фото представлен наиболее защищенный её вариант, MaxxPro Plus).

Использование машин, построенных по идеологии MRAP позволило резко сократить число потерь (соответственно, ввиду низкой эффективности, снизилось и количество выставленных партизанами мин), к примеру за 2008 г. из-за подрывов погибло всего 8 солдат американских оккупационных сил. Тем не менее, в большой бочке меда не обошлось без своей ложки дегтя: во-первых эти бронемашины весьма и весьма массивны:соответственно большой расход топлива, не очень хорошая проходимость по грязи (в интернете есть инфа о том, что в некоем подразделении за вечер завязли пять броневиков сразу); к тому же водители зачастую не могут справиться с управлением перетяжеленными машинами с высоким центром тяжести: только за половину 2007 произошло 66 аварий MRAP, включая перевороты, в которых погибло пять человек (сравните со смертностью от подрывов). Во-вторых дороговизна и самих броневиков, и их доставки (для сравнения, примерная стоимость машины 500 тыс. $; доставка в ИРАК самолетом 750 тыс. $; доставка морским транспортом дешевле, но занимает 1.5 месяца).

Тем не менее, овчинка стоит выделки: еще раз позволю себе сказать о резком снижении количества погибших от подрывов солдат.

Ну и теперь перейдем непостредственно к "Медведю". Предпосылки создания данной машины, в общем-то, те-же самые, что и у пиндосов. Если кто не в курсе - посмотрите на поисковиках новостных сайтов, введя слова "Дагестан", "Кавказ" и "Теракт". Взрывали, взрывают и продолжают взрывать.

К сожалению, имеющаяся в распоряжении как армейских частей, так и у частей ВВ техника в основном не рассчитана на минную угрозу. Более того, даже разрабатываемая в 90-х годах техника этот фактор почему-то не учитывала.

Например, такая машина, как КАМАЗ-43269, он-же БПМ (боевая пограничная машина), он-же "Выстрел".

К сожалению при таких плюсах, как простота и относительная дешевизна (в качестве базы взято шасси серийного грузовика), неплохая бронезащита и довольно мощное вооружение, имелись недостатки как конструктивные (неудобные люки для посадки/высадки десанта - боковые, по типу люков БТР-60; правда имеются кормовые люки), так и производственные (низкое качество изготовления бронекорпусов, ненадежная трансмиссия). Все это привело к тому, что на данный момент еденичные экзепляры состоят на вооружении спецподразделений московской ФСИН. Кроме того, 16 машин были приобретеы Казахстаном, и тоже показали себя не с лучшей стороны.

Недостатки Выстрела решила учесть компания ВПК, принадлежащая холдингу Русские машины (она выпускает обычные бронетранспортеры и броневик Тигр). Новейшая модель СПМ-3 (специальная полицейская машина), созданная в рамках программы «БТР-ВВ» (для Внутренних войск).

В отличие от камазовского Выстрела, БТР-ВВ построен не на шасси грузовика, а «с нуля» с использованием отдельных готовых агрегатов. Двигатель - ярославский, 330-сильный, трансмиссия - от Урала, независимая торсионная подвеска и колеса - от БТР-90. Бронекузов - несущий и, как полагается, с V-образным днищем. При этом за счет отсутствия жестких мостов клиренс больше, чем у американских аналогов.

Днище - V-образное, подвеска - независимая, от БТР-90. А клиренс - 50 сантиметров!

Хотя кузов отделан и оборудован еще на скорую руку, видно, что экипажу здесь удобнее, чем в Выстреле: машина, по сути, представляет собой «бронемикроавтобус» на десять человек. Да и водительское место более привычное, нежели в Выстреле, а передняя панель позаимствована у Тигра.

Кроме того, запланирована установка различных «систем» - от кондиционера в придачу к простецкой «фэвэушке» (фильтро-вентиляционной установке) до системы пожаротушения колес.

«Бочонок» - это ФВУ, фильтро-вентиляционная установка

Отсутствие бойниц (которых, заметим, нет и у американских аналогов) создатели аргументируют требованиями заказчика - МВД. Но вот с утверждением, что бойницы не нужны, поскольку из них невозможно вести прицельный огонь, мы готовы поспорить! Зато тут есть пулемет - НСВ Утес калибра 12,7 мм с дистанционным управлением (и прицелом, применяемом на Т-90; см. фото слева), а в перспективе может устанавливаться и более мощный Корд калибра 14,5 мм. (на картинке справа вариант СПМ-3 с башней от БТР-80; почему КПВ 14.5 мм. перепутали с "Кордом" 12.7 мм. отдельный вопрос к авторам журнала "Авторевю" - прим. doktorkurgan)

Что касается защиты, то каждый борт равен по толщине двум бортам БТР. Конечно, от крупнокалиберного пулемета броня не защитит (хотя это есть в планах), но выдерживает выстрелы из снайперской винтовки СВД даже самой мощной бронебойно-зажигательной пулей Б-32 - правда, с расстояния 100 метров (хотя по ГОСТу дистанция обстрела должна равняться 5-10 метрам).

По имеющейся информации, СПМ-3 выдерживает подрыв на фугасе мощностью 6 кг. в тротиловом эквиваленте (примерно соответствует мощности противотанк овой мины - ТМ-57, к примеру, содержит 6.5-7.0 кг. взрывчатки; 100 мм. артиллерийскому снаряду либо 2 минометным минам калибра 120 мм.). Кроме этого, кнструкторы утверждают, что по результатам проведенных испытаний машина будет доработана, в результате устойчивость к подрыву будет увеличена (мощность взрывного устройства до 10 кг. в тротиловом эквиваленте, а это уже примерно соответствует 122 мм. гаубичному снаряду).

Кроме того, по результатам испытаний выявлена неплохая проходимость машины по снегу и грязи.

Основной материал и фотки взяты отсюда:

Ну и до кучи видеоролик.

Опытная партия новых бронированных машин СПМ-3 (БТР ВВ, "Медведь") поступит во внутренние войска (ВВ) в рамках гособоронзаказа 2013 года, сообщил 18 сентября 2012 года заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ по вооружению Сергей Ерыгин. 1 В начале 2012 года разработчик и производитель бронированных автомобилей Военно-промышленная компания (ВПК, Москва) сообщала о планах поставки во внутренние войска опытной партии таких автомобилей до конца 2012 года.

"В ходе испытаний какие-то недостатки вылезают, их приходится устранять, а за этим - время. Так получилось, что машина вместо двух лет (разработки) перешла уже на третий (год). Мы включили в гособоронзаказ опытную партию", - сказал С. Ерыгин, не уточнив количество единиц техники, которые планируется закупить.

По его словам, до конца текущего года будет вестись доработка автомобиля совместно специалистами ВПК и внутренних войск.



Ранее гендиректор ВПК Дмитрий Галкин заявил, что большую часть парка бронетранспортеров внутренних войск (ВВ) РФ планируется перевооружить на новые специальные полицейские машины СПМ-3 "Медведь".

"Военно-промышленная компания" - единственный в России разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Это бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А и созданные на их базе машины, а также семейство многоцелевых бронированных автомобилей "Тигр".

"В перспективе планируется большую часть парка бронетранспортеров внутренних войск МВД РФ перевооружить на новые СПМ-3 "Медведь"" ,- сообщил он.

По его словам, какое количество "Медведей" придет на замену бронетранспортерам, будет решать командование внутренних войск. В то же время он отметил, что оптимальное сочетание СПМ-3 и БТР позволит ВВ РФ успешно решать самые сложные боевые и оперативные задачи по обеспечению правопорядка. 2



Напомним, что первые лица государства Президент РФ и Председатель Правительства 4 ноября 2011 года посетили Горьковский автозавод «Группы «ГАЗ», где в рамках визита на автозавод они ознакомились с новыми проектами и перспективными моделями автомобилей «Группы «ГАЗ», а также с новыми разработками в области колесных бронированных машин, которые представили на площадке спецтехники «Военно-промышленная компания». 3

В ходе демонстрационного показа колесной бронированной техники пояснения Президенту РФ и Председателю Правительства РФ давали генеральный директор компании «Базовый элемент» Олег Дерипаска и генеральный директор «Военно-промышленной компании» Дмитрий Галкин.

По окончании демонстрации ходовых возможностей техники, руководители страны не удержались и захотели сами попробовать на ходу одну из бронемашин. Выбор пал на СПМ-3 «Медведь», разработанной и построенной в «Военно-промышленной компании».



Д. Медведев и В. Путин заняли места в кабине 13-тонного броневика. Первым за руль машины сел Д. Медведев. Он уверенно провел машину по маршруту трассы, легко маневрируя на ночной трассе.

После завершения вождения и остановки машины, место за рулем занял В. Путин, а Д. Медведев занял место в отсеке для десанта, чтобы лично оценить эргономику машины, созданную конструкторами для транспортировки личного состава.



В. Путин резво тронул машину с места, уверенно преодолел несколько препятствий, включая горку с 30-градусным подъемом и каменистый участок, где были навалены огромные валуны. Было любопытно смотреть, как легко это сделал человек, впервые севший за руль «Медведя».

После остановки машины, спустившись из кабины «Медведя» Д. Медведев и В. Путин поделились с руководителями предприятий «Группы «ГАЗ» и «Военно-промышленной компании», а также с представителями некоторых СМИ, приглашенных на мероприятие, своими впечатлениями. Д. Медведев отметил, что «13 тонн совсем не чувствуется».

«Молодцы, хорошую машину создали!» - резюмировал Д. Медведев.



"Медведь" является первым образцом машины в РФ, разработанной по так называемой на Западе технологии MRAP (бронемашины с усиленной противоминной защитой). Благодаря ряду новшеств, значительно снижена трудоемкость обслуживания и ремонта машины. Сейчас опытный образец СПМ-3 "Медведь" находится на завершающей стадии государственных испытаний.

После череды пробеговых и других специальных испытаний, проходивших в пустынях и горах, машина отправлена в районы российского Крайнего Севера. Там "Медведь" больше месяца будут подвергать проверке в условиях низких температур и труднопроходимой местности. В прошлом году СПМ-3 подтвердила заявленные характеристики в условиях высокогорья, а также высоких температур на Кавказе и в астраханских степях, где температура достигала +45 градусов по Цельсию в тени.

В общей сложности, машина преодолела более 25 тысяч километров. СПМ-3 "Медведь" разработали инженеры ВПК совместно со специалистами ФКУ НПО "Спецтехника и связь" МВД РФ по заказу внутренних войск. ООО "ВПК" является управляющей компанией для входящих в состав холдинга "Русские машины" предприятий, полностью или частично специализирующихся на выпуске военной техники, в том числе ОАО "Арзамасский машиностроительный завод" (Нижегородская область, Арзамас), ОАО "Завод Корпусов" (Нижегородская область, Выкса) и ООО "Военно-инженерный центр" (Нижний Новгород).

ВПК - единственный в России разработчик и производитель легкой колесной бронетехники. Это бронетранспортеры БТР-80 и БТР-82А и созданные на их базе машины, а также семейство многоцелевых бронированных автомобилей "Тигр". Кроме того ВПК изготавливает бронированные корпуса для различной бронетанковой, автомобильной военной техники и зенитных ракетных комплексов, а также модули для бронирования автомобильной техники как отечественного, так и иностранного производства.