Инвалидам разрешат ездить на авто с «механикой. Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Автомобили с ручным управлением

С какими заболеваниями не выдадут права или ограничат их действие?

Вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29.12.2014 года «О перечне медицинских противопоказаний к ограничению управления транспортным средством». Согласно постановлению в России вводится предельный список заболеваний и расстройств, которые ограничивают управление транспортным средством. Примечательно, что , после посещения психиатра, он может лишиться прав, по показаниям врача.

Постановление №1604 от 29 декабря 2014 года разделено на несколько подразделов. Так оно включает список заболеваний, при которых управлять автомобилем любой категории запрещается. К примеру, это шизофрения, психические отклонения, связанные с приемом психотропных средств. Также под полный запрет управления ТС попадут люди, которые имеют диагноз слепота и эпилепсия.

Кроме того , который опубликован в постановление Правительства Российской Федерации, предусматривает показания для допуска к управлению автомобилем инвалидов. Примечательно, что человеку без кисти, ступни и нескольких пальцев разрешено управлять машиной, но только оборудованной автоматической коробкой передач.

Если у человека есть проблемы со слухом, он также допускается за руль, но строго со слуховым аппаратом.

При каких заболеваниях невозможно получить права или их лишиться?


I. Психические расстройства и расстройства поведения (при наличии хронических и затяжных психических расстройств с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями)

1. Органические, включая

симптоматические, психические

расстройства

F00 - F09

2. Шизофрения, шизотипические

и бредовые расстройства

F20 - F29

3. Расстройства настроения

(аффективные расстройства)

F30 - F39

4. Невротические, связанные со стрессом

и соматоформные

расстройства

F40 - F48

5. Расстройства личности

и поведения в зрелом возрасте

F60 - F69
6. Умственная отсталость F70 - F79

II. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением)

III. Болезни нервной системы

IV. Болезни глаза и его придаточного аппарата

При каких заболеваниях органы ГИБДД могут ограничивать действие прав и требовать специальной конструкции автомобиля?


Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством
I. Медицинские показания к управлению транспортным средством с ручным управлением

1. Деформация стопы, значительно затрудняющая ее движение

2. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (за исключением случаев, когда конечность не имеет дефектов костей,

мягких тканей и суставов, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см)

3. Ампутационные культи обоих бедер

4. Ампутационные культи обеих голеней

5. Культя бедра или голени одной конечности при значительном нарушении двигательных или статических функций другой нижней конечности (ампутационная культя стопы, деформация, сосудистое заболевание, поражение крупных периферических нервных стволов и др.)

6. Стойкая деформация или заболевание нижних конечностей, таза или позвоночника, значительно затрудняющее стояние и ходьбу (анкилозирующий полиартрит нижних конечностей, тяжелый кифосколиоз и спондилит с явлениями компрессии, псевдоартроз, эндартериит II и III степени, слоновость и др.)

7. Паралич и парез нижних конечностей при возможности сидения

8. Повреждение нервно-сосудистого пучка одной нижней конечности со значительными трофическими нарушениями (обширные незаживающие язвы)

II. Медицинские показания к управлению транспортным средством с автоматической трансмиссией

9. Отсутствие верхней конечности или кисти

10. Отсутствие нижней конечности или стопы

11. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы

12. Культя бедра или голени при одновременном отсутствии одной из верхних конечностей

13. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а)

б)

в)

14. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде гемиплегии

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой

15. Слепота одного глаза

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения

16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня

V. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для компенсации потери слуха

17. Болезни уха и сосцевидного отростка, снижающие слух ниже разрешенного уровня, при условии улучшения слуха с использованием технических средств реабилитации (слуховой аппарат, речевой процессор) до разрешенного уровня

При каких заболеваниях и особенностей допуск к управлению автомобилем будет запрещен, на основании медицинских ограничений?


Перечень медицинских ограничений к управлению транспортным средством

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "А " или "М ", подкатегории "А1 " или "В1 " с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа

1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза

2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза

3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза

4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока

5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии

6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения

7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

8. Отсутствие одной верхней или нижней конечности, кисти или стопы, а также деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы

9. Отсутствие пальцев или фаланг, а также неподвижность в межфаланговых суставах:

а) отсутствие 2 фаланг большого пальца на руке;

б) отсутствие или неподвижность 2 или более пальцев на правой руке или полного приведения хотя бы одного пальца;

в) отсутствие или неподвижность 3 или более пальцев на левой руке или полного приведения хотя бы одного пальца

10. Укорочение нижней конечности более чем на 6 см (освидетельствуемые признаются годными к управлению транспортным средством, если конечность не имеет дефектов костей, суставов или мягких тканей, объем движений сохранен, длина конечности от пяточной кости до середины большого вертела бедра составляет более 75 см)

11. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм (болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.)

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "В " или "ВЕ ", подкатегории "В1 " (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)

12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза

13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза

14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока

15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии

16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.

17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов

18. Отсутствие обеих верхних конечностей или кистей или их деформация, значительно затрудняющая движение кистей

19. Остаточные явления поражения центральной нервной системы в виде верхней параплегии

20. Заболевание любой этиологии, вызывающее нарушение функции вестибулярного анализатора, синдром головокружения или нистагм

(болезнь Меньера, лабиринтит, вестибулярный криз любой этиологии и др.)

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "С ", "СЕ ", "D ", "DE ", "Tm " или "Tb ", подкатегории "С1 ", "D1 ", "С1Е " или "D1Е "

21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по

сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная)

22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза

23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза

24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том

числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока

25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии

26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения

27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов

28. Отсутствие верхней конечности или кисти

29. Отсутствие нижней конечности или стопы

30. Деформация кисти или стопы, значительно затрудняющая движение кисти или стопы

Отечественный пример - автомобиль LADA GRANTA, массовые продажи которой стартовали в этом году. Сменившая классику новинка оказалась востребована не только на территории РФ, но и за рубежом. Более того, бюджетный вариант автомобиля максимально соответствующего формуле цена-качество, особенно оценили люди с ограниченными возможностями движения. Во-первых, потому что это недорогой автомобиль. Во-вторых, его можно переоборудовать с учетом потребности автовладельца, имеющего определенную группу инвалидности.

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Как правило, переоборудование проводится в соответствии с правилами. Но важно, чтобы эти правила не нарушали уровень комфорта водителя: было удобно сидеть, управлять, не прилагая дополнительных усилий. Немаловажный фактор - стоимость машины, возможность переоборудования, доставка в города (сервисных центров, оказывающих подобную услугу - единицы), тем более специализированных, имеющих сертификат на установку ручного управления на автомобили различных марок.

Насколько эта проблема актуальна для российского общества, комментирует Сергей Дьячков, социолог, общественный деятель, публицист, редактор всероссийской газеты для инвалидов «Вместе».

В начале 80-х у меня, наверное одного из первых в стране, появился автомобиль с ручным управлением. Я в то время работал социологом на ВАЗе. Формированием заявок, распределением, обеспечением - централизовано занимались социальные органы. Эту тему разрабатывал «Серпуховский механический завод» (в народе эту аббревиатуру расшифровали по-своему - «смерть министру здравоохранения»): выпускали «инвалидки», затем «ОКУ». Вначале автомобили выделялись бесплатно, а в 90-е нуждающиеся приобретали за собственные средства. Переоборудованием автомобилей занимались и на заводе: о масштабах не стоит говорить, отдельные партии…

Я ездил практически на всех моделях специализированных автомобилей отечественных и на Фольксваген Гольф. Немецкая машина, конечно, вне конкуренции, продумано все до мелочей, сделано идеально.

Сегодня на западе это не проблема - там используют электронные виды ручного управления, да и отношение к людям с ограниченными возможностями совсем иное: программы, средства, уровень жизни...

В России решать этот вопрос в большинстве случаев приходится самостоятельно: вначале купить автомобиль на свои деньги (если они есть), затем переоборудовать его опять же за свой счет. Хорошо, если в родном городе есть такой центр, к тому же имеющий всю разрешительную документацию, поскольку, так или иначе это вмешательство в конструкцию автомобиля. Следовательно, потом могут возникнуть проблемы с техосмотром, эксплуатацией, гарантией и прочее. Если нет - то заказывать в соседнем регионе. К тому же, для каждого недуга (в контексте темы) необходима адаптированная конструкция. Для инвалида-колясочника - одна, для этой категории граждан сложно не только управлять автомобилем, но даже сесть в салон, необходимы определенные усилия. Для тех, у кого отсутствует конечность - рука, нога - другая. В общем, «удовольствие» не из дешевых, учитывая общественный статус клиента.

Требований к такой машине достаточно много - технических, функциональных, юридических.

В масштабах страны эта проблема, конечно, не столь глобальна, но, безусловно, для каждого отдельного инвалида в отдельности - актуальна. Быть мобильным - это требование времени и определенные новые возможности для скованных недугом людей.

Геннадий Вагин, генеральный директор ООО «Сервис Моторс» - компании по установке ручного управления.

Переоборудование автомобилей на ручное управление имеет давнюю историю.

Вначале его устанавливали на автомобиль «Ока», потом появилась необходимость в переоборудовании автомобилей других брендов. Такое производство существовало на АВТОВАЗе, затем было выведено на внешнюю площадку. Компания «Сервис Моторс» начинала с небольших заказов, сегодня это системный подход: заказы по федеральной программе, динамичное развитие и наращивание объемов, потому что направление очень важное и востребованное. Спрос огромный, я имею ввиду среди целевой аудитории. И мы готовы увеличить производство в разы, однако вопрос установки оборудования не первичный. Мы ведь устанавливаем его на готовый автомобиль, купить который, а иногда и оплатить установку, человеку, получающему пенсию по инвалидности, просто не под силу. Между тем обращений гораздо больше. Мы готовы выстраивать отношения в городскими и губернскими властными структурами, вести диалог с федеральными чиновниками, потенциал у нас огромный, технические наработки тоже есть Мы плотно сотрудничаем с Инспекционной комиссия Органа по сертификации «САТР-Фонд» и Испытательного центра НИЦИАМТ ФГУП НАМИ.

В конце прошлого года, к уже имеющимся сертификатам на установку оборудования на автомобили марки LADА типов 2105, 2107, LADA KALINA (категории Ml) в России, компания получила «одобрение типа транспортного средства» на автомобили с ручным управлением «Лада Гранта», в соответствии с требованиями технического регламента о безопасности колесных транспортных средств.

Специалисты, проводившие проверку установили, что условия производства позволяют предприятию обеспечить стабильный уровень характеристик и показателей специализированных транспортных средств, для людей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата различной степени.

ОТ «ОКИ» ДО «МЕРСЕДЕСА»

На протяжении многих лет «Сервис Моторс» эффективно работает с органами Федеральной службы Социальной защиты населения в 33 регионах России. География поставок - от Калининграда до Камчатки. В минувшем году в рамках федеральной программы по линии ФСС совместно с дилерами ОАО «АВТОВАЗ» было дооборудовано 800 автомобилей LADA. В ближайших планах - увеличение производства до 2000 машин. Между тем профессионализм специалистов и технологические возможности производства позволяют устанавливать ручное управление индивидуально под каждого заказчика на любой автомобиль отечественного и зарубежного производства - от «Оки» до «Мерседеса».

Сжатые сроки и качественное исполнение, удобство эксплуатации и доступная цена - главные составляющие фирменного стиля компании. Компания «Сервис Моторс» успешно прошла сертификационный аудит системы менеджмента качества на соответствие международному стандарту ISO 9001:2008. Группа аудиторов заключила, что организация установила и поддерживает систему ручного управления в соответствии с требованиями стандарта и продемонстрировала ее способность систематически достигать согласованные требования к продукции или услугам в рамках области применения системы ручного управления на автомобиль. Компания получила от АВТОВАЗа и переоборудовала тестовую модель LADA GRANTA.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Николай Невский, заведующий лабораторией эргономики и потребительских свойств Отделения безопасности автомобилей Испытательного центра НИЦИАМТ ФГУП НАМИ:

Еще на этапе тестовых испытаний потребители оценили его технические характеристики, интерьер, экстерьер, преимущества. Что касается автомобилей с ручным управлением, производство которых основано в Тольятти, то «СервисМоторс» - единственная компания на рынке, кто делает специализированые автомобили в промышленных масштабах. Более того, развивает это направление, патентует технологии и работает с органами Федеральной Службы соцзащиты в 33 регионах страны. Это «не гараж на коленках» - слепить и продать. Это действительно надежная компания, которая делает качественный автомобиль. Деятельность компании поддерживается не только АВТОВАЗом, но и на государственном уровне поддерживается президентом. И объемы выпуска говорят сами за себя. Потребность в такого рода автомобилях, не обязательно отечественного производства, огромная. Платежеспособный рынок составляет около 5 тысяч автомобилей в год, потребность гораздо выше - порядка 10 тысяч. Мы (группа экспертов) приехали не просто посмотреть новый автомобиль, а максимально помочь. Наша задача - протестировать машину с измененным рулевым управлением. Предусмотрены определенные типы испытаний: тормозной системы в целом и в экстремальных ситуациях, все эргономические характеристики и многое другое. Самый главный документ - свидетельство на одобрение типа - у «Сервис Моторс» есть, а условия производства позволяют предприятию обеспечить стабильный уровень характеристик и показателей специализированных транспортных средств. Но одно дело, технические условия, свод правил, другое - реальный человек и его потребности. «Сервис Моторс»???- гибкая структура, клиентоориентированная компания, поэтому запросы заказчика - приоритет.

Денис Загарин, руководитель научно-исследовательского центра по испытаниям и доводке автомототехники ФГУП НАМИ:

Безусловно, тестировать такой автомобиль могли бы эксперты из числа потенциальных клиентов компании, но нам важно учесть мнение большинства и оптимизировать конструкцию, адаптировать параметры, создав травмобезопасный интерьер и конструкцию (чтобы не было выступающих конструктивных элементов, зазоров, скрипов и других несоответствий...). Потенциальные клиенты, во всяком случае, большинство из них, ездили на переоборудованных самостоятельно машинах или привыкли к какой-то одной конструктивной особенности, адаптированной под собственные нужды, поэтому их оценка может быть субъективной. Эксперты анализируют максимум параметров. Оборудование устанавливается под рулевой колонкой, не изменяя заводской конструкции автомобиля. Конструктивные особенности системы позволяют управлять автомобилем и человеку с ограниченными возможностями движения, и водителю без подобных отклонений. Система-дублер ручного управления реализована двумя рычагами, педали работают параллельно с рычагами. Важная деталь: при экстренном торможении водитель одновременно может «сбросить газ», выключить сцепление и нажать на тормоз. Время на выполнение маневра с ручным управлением автомобилем не превышает времени при управлении традиционным способом.

Ручное управление на автомобиль — это не просто механизм привода педалей, а надежный и эффективный способ управлять автомобилем. Автомобиль регистрируется в ГАИ, владелец получает все необходимые документы. Постоянные поставщики имеют сертификаты качества. Для автомобилей разных марок и производителей устанавливается единый механизм ручного управления педалями. Отличие возможно только в длине и изгибе рукояток ручного управления. Для иномарок, как правило, незначительно дорабатывается панель приборов. Сборку механизмов компания ведет на своих площадках, а установку ручного управления осуществляет как на своей территории, так и на территории заказчика.

По заказу ОАО «АВТОВАЗ» компания «Сервис Моторс» изготовила специальную партию из 5 автомобилей с ручным управлением для вручения их Правительством РФ участникам Паралимпийских игр.

Елена Славина(с)

21 июля 2016г. вступает в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) о внесении изменений в технический регламент Евразийского Союза «О безопасности колесных транспортных средств», которые инициировал заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

20 апреля депутат обратился к министру Минпромторга Денису Мантурову по вопросу внесения изменения в технический регламент в Евразийской Экономической комиссии.

«Запрет для инвалидов на вождение автомобилей с механической коробкой передач является дискриминирующим. Сегодня автомобиль для инвалидов является важным средством независимого образа жизни. Многие управляют автомобилем с механической коробкой передач. Однако в 2015 году вступил в силу технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», который напрямую запрещает использование автомобиля, предназначенного для инвалида, с механической трансмиссией или без антиблокировочной тормозной системы с 01 июля 2016 года. И вот теперь в это решение внесены коррективы, которые ждали многие инвалиды-автолюбители», — отметил Михаил Терентьев.

11 июля Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрил внесение изменений в технический регламент Союза «О безопасности колесных транспортных средств». Речь идет об исключении из «колесного» техрегламента требования по обязательному оснащению выпускаемых в обращение легковых автомобилей (категории M1) и легкого коммерческого транспорта (N1), предназначенных для людей с ограниченными физическими возможностями, автоматической трансмиссией.

Также исключаются требования об обязательном оснащении автоматической трансмиссией и антиблокировочной тормозной системой находящихся в эксплуатации транспортных средств при внесении изменений в их конструкцию, связанных с адаптацией автомобилей для управления этими категориями граждан.

До недавнего времени транспортные средства, используемые лицами с ограниченными физическими возможностями здоровья, в соответствии с требованиями техрегламента Союза должны были иметь в том числе автоматическую трансмиссию и антиблокировочную тормозную систему. Эти нормы имеют свои «плюсы». Однако эксперты стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) посчитали, что «минусов» больше. Прежде всего, нужно говорить о невозможности использования лицами с ограниченными физическими возможностями здоровья автомобилей, оснащенных механической трансмиссией и не имеющих антиблокировочную тормозную систему.

Положительный эффект от принятия решения состоит в том, что это позволит снизить цену автомобиля для лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья при переоборудовании личного транспорта. Решение также позволит обеспечить личным транспортом наибольшее число таких людей по государственным социальным программам, направленным на поддержку лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья.

Решение вступит в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.

В технический регламент ЕЭК «О безопасности колесных транспортных средств» внесены изменения, которые отменяют запрет на использование инвалидами транспортных средств с механической коробкой передач, официальный сайт партии «Единая Россия». Новые нормы действуют с 21 июля 2016 года.

Напомним, в 2015 году был принят технический регламент Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), согласно которому с 1 июля 2016 года автомобили для инвалидов должны в обязательном порядке оснащаться автоматической трансмиссией и антиблокировочной тормозной системой. Однако это вызвало недовольство очень многих людей с инвалидностью, которые ездят на автомобилях с механической коробкой передач. Речь фактически идет о «технической дискриминации» людей с ограниченными возможностями, заявили представители общественных организаций и правозащитники. «Дело в том, что разработчики технического регламента, думая о благе для инвалидов, о том, что на автомобиле с автоматической коробкой передач им удобнее и безопаснее ездить, что совершено правильно, забыли посоветоваться с общественными организациями самих инвалидов. Забыли просчитать, сколько из них сегодня уже ездят на автомобилях с ручным управлением и механической коробкой передач», - говорит заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

По словам Терентьева, после принятия в 2015 году нового технического регламента в Госдуму поступило множество обращений от людей с инвалидностью с требованием отменить запрет на «механику»: «Они резонно спрашивали: а что делать, если люди уже пять, десять лет ездят на машине с «механикой»? Ведь по-новому регламенту инвалидам запрещается водить такие машины. Конечно, в принципе можно приобрести другой, соответствующий регламенту автомобиль с автоматической коробкой передач, но он будет существенно дороже аналогичного с механической коробкой передач. С приближением даты вступления в силу технического регламента ЕЭК, запрещающего «механику», количество обращений от инвалидов по этому поводу кратно увеличивалось. Они приходили со всей страны».

Как часто бывает в нашей стране, благие намерения фактически лишали десятки тысяч людей с инвалидностью возможности пользоваться для передвижения автомобилем. Как говорил Виктор Степанович Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось как всегда». А ведь для многих людей с ограниченными возможностями автомобиль является чуть ли единственной возможностью передвигаться по городу, ездить на работу, в ВУЗ, по личным делам и т.п. «Для человека с инвалидностью, с поражением опорно-двигательного аппарата, колясочника автомобиль является незаменимым техническим средством для ведения независимого образа жизни. Ведь именно автомобиль позволяет обойти, например, все препоны общественного транспорта и обеспечить достаточно свободное перемещение по городу, возможность путешествовать, заниматься спортом. Короче говоря - вести активный образ жизни», - отметил Терентьев.

Многочисленные обращения людей с инвалидностью, выступления в Госдуме и обращения к чиновникам Минпромторга Михаила Терентьева все же заставили пересмотреть принятое решение. Рабочая группа, созданная при ЕЭК, проанализировала данный вопрос и приняла решение о необходимости внесения изменений в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», отменяющие запрет на использование водителями с инвалидностью автомобилей с механической коробкой передач.

Новые нормы технического регламента ЕЭК «О безопасности колесных транспортных средств», в которых уже нет положений об обязательном оснащении автоматической трансмиссией автомобилей, которыми управляют водители с инвалидностью, начинают действовать с 21 июля 2016 года.

Я стучусь в один из боксов в гаражном кооперативе, которых в Тольятти бесчисленное множество. О том, что я не ошибся адресом, свидетельствуют лишь аккуратные роллетные ворота, белеющие в тусклом свете ртутных ламп. Указателей нет ни на въезде в ГСК, ни на самóм боксе, но это клиентам и не требуется: мир инвалидов тесен - и клиенты находят сюда дорогу.

Рольставни прячутся под потолок, и навстречу мне на инвалидной коляске выезжает Сергей - владелец компании по установке органов ручного управления на обычные автомобили. Когда после аварии у Сергея отнялись ноги, он быстро понял, что существующие конструкции разработаны инженерами, мало знакомыми с реальными нуждами инвалидов. Сначала Сергей разработал механизм для себя, затем с его изобретением ознакомились друзья по несчастью, а сейчас к нему обращаются не только жители Самарской области, но и люди с ограниченными возможностями из соседних регионов.

Конструктив

Что же не так с конструкциями, которые выпускаются годами? Их разрабатывали в то время, когда инвалидам по программе социального страхования предлагали автомобили из числа самых доступных - Оку и классические Жигули, на смену которым пришла Гранта. Ирония судьбы в том, что все конструкции проектировались для машин с механической коробкой передач, а с 2015 года по техрегламенту переоборудовать разрешено только машины с автоматической трансмиссией. Фактически инспектор может остановить автомобиль с наклейкой «Инвалид» и, указав на несоответствие техрегламенту, снять номера и отправить на штрафстоянку.

А как же Ока с электромагнитным сцеплением, которую выпускали в Серпухове? Это были машины серийного производства с оригинальным VIN-кодом, изначально лишенные педалей (их функции выполняли рычаги ручного управления), - но узел показал себя ненадежным. Поэтому многие владельцы были вынуждены устанавливать педали и навешивать дублирующее оборудование.

Еще одна сложность в том, что разработчики решали компоновочные задачи, плохо представляя потребности людей с ограниченными возможностями. Придумали, сертифицировали - и пустили в серию: всё равно Фонд социального страхования распределит эти машины среди инвалидов, которым некуда деваться. Хотя, как считает Сергей, по-хорошему надо такие проекты выставлять на конкурс, чтобы инвалиды могли выбрать наиболее удобную конструкцию, - и именно ее нужно дорабатывать и доводить до конвейера.

Вы никогда не видели навесные комплекты? Они громоздкие, металлоемкие, требуют регулярного обслуживания. Только через десять лет после внедрения разработчики из «Унио Плюс» взялись за модернизацию своей конструкции. А каково инвалидам управляться с тремя рычагами! В иной ситуации приходится бросать руль, чтобы одной рукой выжать сцепление, а второй интенсивно тормозить…

Помимо челнинской фирмы «Унио Плюс» Сергей вспоминает компании Manual-Auto и «Мастер Химичев», базирующиеся, соответственно, в Ставропольском крае и под Челябинском. В выпускаемых ими навесных органах управления функции газа и тóрмоза совмещены в одной рукоятке, но вторая всё равно управляет сцеплением. И размещается эта сложная конструкция справа от руля - иначе будет затруднен доступ на водительское сиденье.

Зарубежные производители тоже предпочитают правостороннее расположение; их оборудование изначально рассчитано только на машины с автоматом и смонтировано не на рулевой колонке, а на полу, с тягами вдоль центрального туннеля. Делают неплохо, но и цена не бросовая - система с установкой тянет на 100 тысяч рублей.

Я с самого начала столкнулся с тем, что ездить на механике мне крайне сложно, - продолжает Сергей. - С иностранными комплектами для машин с автоматом тоже не всё гладко: ручку «газ - тормоз» монтируют у туннеля, поэтому есть риск зажать ее парализованной ногой и лишить подвижности. Конечно, можно, садясь за руль, стягивать конечности ремнем, но нам и без того хватает сложностей. И я разработал конструкцию, которая оказалась удобнее всех аналогов.

Итак, если классическое отечественное оборудование является навесным (крепится оно на рулевую колонку), а зарубежные разработки условно назовем напольными, то запатентованный Сергеем механизм предполагает скрытую установку под передней панелью. Есть в его портфолио и традиционная навесная конструкция - но в обоих случаях рычаг управления газом и тормозом размещен слева от руля. Более простую схему демонстрирует Opel Astra хозяина фирмы, а скрытым комплектом оснащен Mercedes-Benz E 220d инвалида-колясочника Алексея, который накатал на нем уже 70 тысяч километров.

Вниз - ускоряешься, вверх - замедляешься. Всё просто, - комментирует Алексей. - Я могу, сидя в неподвижном автомобиле, нажать левой рукой тормоз, чтобы правой передвинуть селектор автомата в «драйв», и спокойно тронуться. А в движении левой рукой управляю со штатного подрулевого рычажка световыми сигналами и - это же Mercedes! - стеклоочистителями.

При этом конструкция очень простая, компактная и прячется под панель так, что снаружи остается только рычаг управления. С педалью тормоза он соединен жесткой тягой с шарнирами, с педалью газа - тросом. Я проехал на этой машине несколько километров по городу, специально не касаясь педалей, - и даже без устойчивого навыка преодолел все светофоры и кольцевые развязки, используя только рычаг.

Если потребуется, рычаг можно снять всего за минуту - и за такое же время вернуть его на место, - комментирует Сергей. - С навесным оборудованием так не получится: люди тратят много времени на его демонтаж, а потом вынуждены заново его настраивать. В моей конструкции механизм скрыт панелью и никому не мешает.

В этом еще одно его достоинство. Традиционные комплекты громоздки, и никто не может предсказать, как они проявят себя в случае аварии - сертификация не предполагает краш-тестов. Представьте, что в современной машине сработает коленная подушка безопасности, а на ее пути окажется мешанина рычагов. А каково в случае аварии приложиться об эти рычаги коленями или руками?

Какие же требования предъявляются к производителям органов ручного управления? -

Наша деятельность не лицензируется, - отмечает Сергей. - Необходимо организовать серийное производство, чтобы выдерживать качество, - и можно получать сертификат в организации, которая выдает сертификаты на запасные части. Мы делаем образцы, оформляем документы, едем в сертификационный орган и получаем сертификат качества продукции. Второй документ - сертификат качества услуг, который дает право устанавливать выпущенное оборудование на автомобили. Для его получения необходимо иметь помещение, инструмент и квалифицированного установщика. Мастер производит монтаж в присутствии инспектора, который составляет заключение и выдает разрешительный документ. Технические условия на свою установку я разрабатывал самостоятельно. Затем мы пригнали Гранту с допоборудованием в московскую лабораторию, где ее сертифицировали за 17 тысяч рублей. А процесс монтажа инспектировал региональный инспектор - здесь, на месте, и обошлось это в восемь тысяч.

Предъявите документы

Для людей с ограниченными возможностями с прошлого года процедура оформления автомобилей с ручными органами управления усложнилась.

Купив автомобиль - обязательно с автоматом, - владелец до посещения установщика должен обратиться в аккредитованный центр НАМИ, который дает заключение о возможности установки выбранного оборудования на конкретную модель. Этот центр расположен в Москве, поэтому обычно заключение делают по фотографии (ориентируясь на сертификат производителя) и затем по почте высылают разрешение на установку. Получив его, инвалид отправляется в ГИБДД и подает заявление о том, что хочет смонтировать на свою машину дополнительные органы управления. С этими двумя документами он обращается к установщику, тот монтирует оборудование, затем инвалид вновь отправляет фото в НАМИ и получает заключение, что транспортное средство безопасно. С новой бумагой, сертификатом установщика и паспортом на устройство автовладелец обращается в ГИБДД, где ему ставят отметку в ПТС и СТС: «С ручным управлением».

Кстати, знаете, какие изменения отражены в документах на переоборудованную машину? Увеличение массы на два килограмма - и всё! Нужно ли тратить столько сил, особенно с учетом того, что машину в НАМИ на самом деле в глаза не видели?

Причем это далеко не все сложности, которые приходится преодолевать. Заключение о допуске инвалида к управлению автомобилем дает врач из медкомиссии, который в зависимости от возможностей будущего водителя указывает вариант управления - например, левой рукой и правой ногой или только руками. Здесь кроется еще одна проблема: чтобы инвалиду разрешили сесть за руль, необходимо развить на динамометре определенное нормативами усилие, - если после травмы руки слабы, за руль не пустят.

Скажете, такое ограничение - ради всеобщей безопасности? Так ведь требования писали, когда слаще вазовской «восьмерки» ничего не было. А теперь все автомобили - с усилителем рулевого управления, автоматом, системой стабилизации, и для управления ими не надо быть чемпионом по армрестлингу. Нормативы нужно пересматривать!

При этом инвалиды водят, как правило, аккуратнее обычных водителей. И понятно почему. Представьте, какие мучения их ожидают, если произойдет ДТП: нужно выбраться из машины на месте, потом мотаться в ГИБДД и страховую... И хотя сейчас госучреждения оборудуют пандусами, сделаны они для галочки, а не для людей.

А какова реальная потребность в машинах с органами ручного управления? Сейчас фирма Сергея производит не меньше 100 комплектов в год. В рамках программы Фонда социального страхования оборудуют по 30–60 машин в разных городах. Частные заказчики из Башкирии, Оренбурга, Пензы и Саратова приезжают в Тольятти два-три раза в месяц. Около 50 навесных комплектов с левосторонним рычагом управления уходят почтой для установки в сертифицированных центрах.

Органы управления для скрытой установки Сергей пока готов монтировать только у себя - он дает трехлетнюю гарантию на изделия и работы. Сейчас такими комплектами интересуется половина покупателей, благо разница в ценах не критическая: навесное оборудование на иномарку обходится в 14–15 тысяч рублей, а скрытое, вместе с монтажом, - в 20–25 тысяч. Комплект для трехпедальных Грант без монтажа стоит 12 тысяч, для тех, что с автоматом, - на пару тысяч дешевле.

Если оценивать спрос, то объем производства мог бы составить 30 тысяч комплектов за десять лет. Но для этого придется искать в регионах партнеров, нацеленных не на сверхприбыль, а на социальную сторону проекта. И выходить на автомобильных производителей - сначала тех, кто развивается на российском рынке. Потом, возможно, левосторонний рычаг с легким и компактным механизмом для скрытой установки придется по душе инвалидам, живущим за рубежом.