Кто является собственником имущества унитарного предприятия. Унитарные предприятия, действующие на основе государственной и муниципальной собственности (без права собственности на принадлежащее им имущество). Роль и место унитарных предприятий в российско

Собственником имущества унитарного предприятия является его учредитель, а поскольку учредителями унитарного предприятия могут быть РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, то и собственниками имущества унитарного предприятия могут быть только вышеуказанные субъекты.

Согласно ст.2 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, поскольку собственники непосредственно управлять имуществом не могут. Данные органы действуют от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Единственное предприятие - это компания с единственным владельцем и не зарегистрированная в качестве корпорации, партнерства или общества с ограниченной ответственностью. Владелец может работать в качестве независимого подрядчика или управлять небольшим бизнесом. Единственные владельцы собственных предприятий во многих отраслях. Многие компании в доме направлены индивидуальными предпринимателями. Понимание общих предприятий, управляемых индивидуальными предпринимателями, может помочь вам решить, является ли это правильной структурой для вас.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 г. № 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом» Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 15. - Ст. 1492. полномочия собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия возложены на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество РФ) за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные агентства.

Бухгалтерская фирма удовлетворяет финансовые потребности других компаний. Бухгалтер публикует доходы, расходы и другие финансовые данные компании в системе учета. Это предоставляет владельцам бизнеса точную финансовую информацию об их бизнесе. Финансовая информация, поддерживаемая бухгалтером, используется для подготовки налоговых деклараций для компании.

Индустрия здравоохранения обычно процветает в хороших и плохих экономических условиях. Многие уникальные владельцы намерены извлечь выгоду из этой стабильности с самого начала медицинских компаний. Многие из них служат пенсионерам. Услуги могут включать в себя приготовление пищи, уборку домов и помощь в гигиенических потребностях.

Собственник унитарного предприятия не является его представителем, так как он не совершает сделки от имени предприятия, это делает руководитель предприятия.

В отличие от учредителей юридических лиц других организационно-правовых форм, собственник имущества унитарного предприятия не утрачивает права собственности на имущество унитарного предприятия после его создания.

Единственные владельцы работают в качестве финансовых планировщиков, предлагая свои услуги частным лицам и малым предприятиям. Они помогают семьям планировать выход на пенсию, кроме расходов на учебу в колледже и инвестирования в ценности. Специалисты по финансовому планированию для компаний могут помочь компании в пенсионных пакетах своих сотрудников и других вознаграждениях работникам.

Садовник может работать самостоятельно или нанимать небольшую группу сотрудников. Ландшафты поддерживают траву, растения и деревья домовладельцев и предприятий. Большинство озелененных компаний, которые работают с коммерческими клиентами, нанимают сотрудников для работы над проектами.

Статья 20 Закона определяет полномочия собственника имущества унитарного предприятия, которые он осуществляет в отношении данного предприятия. Аналогичные по содержанию статьи имеются в ГК РФ - ст.295 "Права собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении", ст.296 "Право оперативного управления".

Перечень полномочий собственника имущества унитарных предприятий, указанный в ст. 20 ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не является исчерпывающим, что следует из вышеуказанной статьи Коробкин Н.А. Право хозяйственного ведения, право оперативного управления и потребительская кооперация [Текст] // Юрист. - 2008. - № 2. - С. 14.. Вместе с тем, как это часто бывает, когда термин четко не определен, возникает вопрос о том, что понимать под законодательством Российской Федерации. Большинство юристов склоняются к мнению, что речь идет исключительно о федеральном законодательстве и, следовательно, органы власти субъектов РФ и муниципальных образований, путем принятия собственных нормативных актов, не могут устанавливать дополнительные права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий.

Ремонт компьютеров

Компании по ремонту компьютеров часто работают как индивидуальные предприниматели. Некоторые владельцы бизнеса управляют коммерческими учреждениями, в то время как другие работают из дома. Компании по ремонту малой техники обычно обслуживают людей. Компании общественного питания предлагают свои услуги для вечеринок, свадеб, церковных мероприятий и деловых мероприятий. В большинстве случаев одному владельцу, который управляет компанией общественного питания, нужно нанимать сотрудников.

Владельцы бизнеса могут предлагать различные дополнительные услуги, такие как стирка, стирка окон и чистка ковров. Некоторые независимые авторы работают в качестве независимых подрядчиков, а другие - небольшие издатели. Независимый писатель предоставляет контент владельцам бизнеса или пишет контент для продажи потребителям. Пресс-релизы, копии продаж, сообщения о содержании и сообщения в блоге обычно предоставляются независимыми писателями.

В целом можно сказать, что поскольку имущество, передаваемое унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, выбывает из фактического обладания собственника-учредителя и зачисляется на баланс предприятия, сам собственник уже ограничен в правах в отношении этого имущества. Не допускается вмешательства собственника в оперативную деятельность предприятия.

Обучающие предприятия предлагают учебную помощь студентам по самым разным предметам. Репетиторы могут работать со студентами лично или через онлайн-видео чаты. Многие преподаватели имеют опыт или обширные знания по предмету, который они учат. Важно, чтобы вы знали юридические данные, доступные в Чили, чтобы принять самое лучшее решение относительно типа компании, которую вы должны установить. Это будет зависеть от вашей бизнес-стратегии, размера вклада капитала, количества вовлеченных партнеров, профиля инвестора и других элементов.

Как вы можете видеть, ваш бизнес-план становится важным с первого шага. Физическое лицо и юридическое лицо. Компания может быть юридически образована как физическое или юридическое лицо. Физическое лицо - человек, который осуществляет права и выполняет обязательства в личном качестве. Формируя компанию как физическое лицо, лицо принимает на себя все права и обязанности компании в личном качестве. Это также означает, что лицо несет личную ответственность за долги или обязательства, которые может иметь компания.

Вместе с тем собственник наделен полномочиями по управлению имуществом унитарного предприятия, о чем прямо говорится в главе 4 Закона о государственных и муниципальных предприятиях.

Деление полномочий собственника имущества унитарного предприятия на права, связанные с управлением предприятием, и права в отношении имущества предприятия, можно найти, например, в работе К.П. Кряжевских Кряжевских К.П. Право оперативного управления и право хозяйственного ведения государственным имуществом. [Текст] - СПб., Издательство «Юридический центр Пресс». 2004. - С. 134..

Создавая компанию как юридическое лицо, именно компания, а не владелец, берут на себя все права и обязанности компании. Это означает, что долги или обязательства, которые компания может иметь, ограничены только теми активами, которые компания имеет от своего имени. Юридическое лицо может быть образовано одним или несколькими физическими или юридическими лицами.

Односторонняя или индивидуальная компания. Вы можете развивать профессиональную деятельность, торговлю, торговлю, небольшие отрасли промышленности или мастерские, ремесла или любую другую деятельность, за исключением тех видов деятельности, которые считаются опасными, загрязняющими и раздражающими. Физическое лицо может получить статус юридического лица по фигуре Лицо с ограниченной ответственностью. Соответствует юридическому лицу с собственными активами, кроме владельца, и коммерческим.

Необходимо разграничивать права в отношении имущества предприятия и ограничения правомочий предприятия по распоряжению имуществом: «между ними имеется тесная связь: нарушение ограничений по распоряжению недвижимостью влечет возможность реализации прав собственника по реорганизации и ликвидации предприятия или смене руководителя».

Что такое семейный микропредприятие? Если вы собираетесь начать бизнес в первый раз и иметь немного ресурсов, то отличный способ сделать это. Именно через создание семейного микропредприятия. По сравнению с другими юридическими лицами семейные микропредприятия легче установить, поскольку они требуют только простого присяжного заявления, в котором говорится, что требования к получению муниципального патента выполнены.

Будьте законным жильцом жилья. В микропредприятии работают не более пяти работников, не являющихся членами семьи. То, что деятельность не является раздражающей, загрязняющей или опасной. Как доказать соответствие требованиям. Только с простым аффидевитом, который включен в ту же заявку на регистрацию, предоставляемой каждым муниципалитетом. Никаких документов или сертификатов не требуется.

По мнению Д.М. Генкина, «неправильно управление государственным имуществом противопоставлять правомочиям владения, распоряжения и пользования; указанные правомочия и составляют содержание государственного управления имуществом» Генкин Д.М. Право собственности в СССР. [Текст] - М., Госюриздат. 1961. - С. 22.. Подобного мнения придерживается Е.А. Суханов: «Управление имуществом в данном случае не следует рассматривать как особое правомочие публичного собственника. В гражданско-правовом смысле собственник и здесь лишь реализует свои правомочия владения, пользования и распоряжения. Иначе говоря, управление является только одной из форм осуществления права собственности» Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс [Текст] // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика: Сб. памяти С.А. Хохлова. / Отв. ред. Маковский А.Л. - М., Международный центр финансово-экономического развития. 1998. - С. 167..

Формализуйте без выполнения каких-либо других требований, таких как зонирование, изменение места назначения, окончательный прием или другие требования, требуемые законами до предоставления муниципального патента. Процедуры регистрации в Муниципальном регистре, Аффидевите и Декларации о начале деятельности объединены в одну, в той же специальной форме, которую предоставляет муниципалитет.

Чтобы воспользоваться преимуществами закона, достаточно зарегистрироваться в Секретариате, который должен выполнять каждый муниципалитет, который также будет служить декларацией о начале налоговой деятельности. Если ваша компания установлена ​​в жилом комплексе, таком как здание или кондоминиум, для этого требуется разрешение от Объединенного руководящего комитета.

Что касается определений управления, данных в нормативных актах, то в целом можно сделать вывод о том, что законодатель также исходит из того, что управление входит в триаду полномочий собственника.

Например, согласно пп. «г» п.2 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 09.03.2004 г. № 314 Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945. под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ. Федеральные министерства не вправе осуществлять функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральные службы по надзору не вправе управлять государственным имуществом во всех случаях. Таким образом, функции по управлению государственным имуществом осуществляют федеральные службы (в отдельных случаях) и федеральные агентства.

Компания соответствует ассоциации физических или юридических лиц, занимающихся коммерческой деятельностью, которая получает прибыль или прибыль, которая распределяется между участниками или партнерами, в зависимости от доли их взносов и характера компании. В зависимости от индивидуальных условий каждого из них существуют различные типы коммерческих компаний.

Это юридическое лицо, состоящее из акционеров, имеющих общий капитал. Каждый акционер отвечает на сумму денег, которую он внес, что означает, что его ответственность ограничена. Корпорации управляются советом директоров, который должен иметь не менее трех членов, которые, в свою очередь, должны выбрать менеджера и президента. Это также характеризуется тем, что решения принимаются большинством голосов, то есть путем голосования всех партнеров, которые его составляют.

Если обозначить проблему управления имуществом унитарных предприятий в целом, то она будет заключаться в большом количестве органов, регулирующих деятельность унитарных предприятий.

В свое время Н.И. Косякова обратила внимание на то, что не регламентирован должным образом порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий Косякова Н.И. Государственное предприятие в рыночной экономике. [Текст] - М., Юриспруденция. 2001. - С. 242..

Существует два типа корпораций. Это те, где публичное размещение своих акций производится и торгуется на Фондовой бирже. Они должны быть зарегистрированы в Национальном реестре ценных бумаг и подлежат надзору за надзором за ценными бумагами и страхованием. Они должны иметь 500 или более акционеров, которые имеют ограниченную ответственность за сумму своих акций.

В этом случае ответственность партнеров также ограничена, но они не регулируются Суперинтендантом ценных бумаг и страхования. Общество с ограниченной ответственностью. Это общество, которое характеризуется тем, что партнеры отвечают только за объем капитала. Партнерами могут быть граждане или иностранцы, физические или юридические лица, без их количества менее двух или более пятидесяти.

Контроль за деятельностью предприятия осуществляет создавший его собственник. Руководитель предприятия является единственным органом унитарного предприятия (ст.21 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 48. - Ст. 4746.), который выполняет заданные собственником параметры деятельности предприятия. Образование иных исполнительных органов в унитарном предприятии ни Гражданским кодексом РФ Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301., ни Законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов (п.4 ст.21). Возможно, что возврат к существовавшей структуре управления трестом способствовал бы более эффективному функционированию унитарных предприятий, более оперативному выполнению поставленных перед ним задач. Попробуем разобраться в этом вопросе. С одной стороны, собственнику экономически выгоднее содержать только руководителя унитарного предприятия, который бы разрешал многочисленные вопросы, связанные с функционированием предприятия. Кроме того, в юридических лицах иных организационно-правовых форм создание некоторых органов направлено на защиту участников данных юридических лиц. В унитарных предприятиях необходимость в этом практически отсутствует, поскольку его единственным участником является собственник имущества, интересы которого лучше, чем он сам никто не защитит. Многие вопросы помогают решить руководителю предприятия его заместители. С другой стороны, наличие иных органов в унитарном предприятии могло дать собственнику дополнительные возможности контроля за деятельностью руководителя предприятия, позволить отстраниться собственнику от принятия некоторых вопросов, возможно, даже ускорить этот процесс. Однако, представляется, что подобные механизмы контроля в условиях почти тотального согласования сделок могут лишь оказаться дополнительной финансовой нагрузкой для собственника имущества предприятия и, кроме того, еще более замедлить процесс принятия конкретных решений унитарным предприятием там, где окончательное решение принимает собственник. В связи с этим, необходимо проанализировать оперативность принятия решения по сделкам, требующим согласия собственника, и решить, каким образом дополнительно созданные в предприятии органы могут ускорить процесс принятия решений, насколько данное нововведение будет финансово обоснованно, можно ли будет говорить о большей подконтрольности руководителя предприятия и не возникнет ли новая проблема в виде подконтрольности дополнительно созданных органов собственнику имущества предприятия.

Теоретически и в отличие от компании с ограниченной ответственностью этот тип компании управляется всеми партнерами по взаимному согласию, что подразумевает, что все решения должны приниматься единогласно. Тем не менее, для партнеров нормально назначать человека для управления компанией.

Юридический представитель, который может быть одним или несколькими партнерами или даже третьей стороной, которые будут представлять процесс принятия решений. В этом типе компании членство или партнер не разрешается продавать свою долю или участие без согласия всех остальных. Таким же образом, для вступления нового человека все партнеры должны согласиться на его включение.

Обязанности собственника имущества унитарного предприятия подробно указаны в Распоряжении Минимущества РФ от 11 декабря 2003 г. № 6946-р "Об утверждении Примерного трудового договора с руководителем федерального государственного унитарного предприятия" Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2004. - № 6. - С. 31., а также в иных подзаконных актах.

В коллективных обществах партнеры непосредственно вмешиваются в управление и лично и беспристрастно отвечают за долги общества, т.е. соответствующие им лица должны совместно, даже с их личными активами, отвечать на социальные обязательства. Этот тип компании не имеет ограничений в отношении количества и гражданства своих членов.

Этот тип общества представляет собой сосуществование его участников, которые могут быть управляющими или генеральными партнерами, которые безоговорочно отвечают за социальные долги и участвуют в управлении компанией или ограниченные партнеры, которые не участвуют в управлении и чья ответственность ограничена капиталом вклад.

Собственник имущества унитарного предприятия не вправе вмешиваться в оперативно-распорядительную деятельность руководителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Что касается особенностей полномочий собственника в отношении имущества казенного предприятия, то они предусмотрены в ч.2 ст.296 ГК.

Для формализации вашего бизнеса вы должны выбрать, какая юридическая цифра вам подходит, если вы собираетесь заниматься самостоятельно или совместно с другими людьми, с которыми вы поделитесь своими обязанностями и преимуществами бизнеса. Для того, чтобы вы создали свой микропредприятие в сотрудничестве с другими людьми, наиболее рекомендуемым типом компании является Общество с ограниченной ответственностью, так как в этом типе компании партнеры ограничивают свою ответственность за сумму внесенного капитала.

В пункте 3 статьи 225 Федеральной конституции говорится, что поведение и действия, считающиеся вредными для окружающей среды, подвергают физических или юридических правонарушителей уголовным и административным санкциям независимо от обязательства по исправлению причиненного ущерба. Закон 605 в статьях 2 и 3 касается уголовной ответственности физических и юридических лиц в этих вопросах. Статья 2 в ее первой части не приносит нам никакой новизны, поскольку она устанавливает возможность оспаривать людей в преступлениях окружающей среды и применяет монистическую или унитарную теорию Уголовного кодекса, согласно которой авторы, соавторы и участники реагируют за одно и то же преступление в меру его вины.

Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» установлено (ч.5 ст.20), что правомочия собственника имущества унитарного предприятия не могут быть переданы иному собственнику в лице РФ, субъекта РФ, муниципального образования. Речь идет о делегировании полномочий, а не изменении статуса имущества унитарного предприятия путем передачи имущества из одной собственности в другую.

Собственник имущества унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения (п.4 ст.20 Закона), что согласуется со ст.301 ГК РФ, в соответствии с которой собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (виндикационный иск).

Указание на данный способ защиты нарушенных интересов собственником имущества унитарного предприятия порождает вопрос о правомерности предъявления иных исков со стороны такого собственника. Скорее всего, законодатель таким образом решил подчеркнуть право собственника на предъявление виндикационного иска. Ведь правовых оснований для запрета на предъявление исков, предусмотренных гл.20 ГК РФ, пока нет.

На сегодняшний день можно с большой степенью уверенности утверждать, что проблема изъятия имущества унитарного предприятия является актуальной и не решенной.

Причем причиной неоднозначности данного вопроса является его недостаточное правовое регулирование. Дело в том, что в отношении казенных предприятий законодатель установил основания изъятия, в то время как в отношении унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, эта проблема осталась открытой и подтверждением тому является многочисленная и неоднозначная судебная практика.

Остановимся сначала на вопросе изъятия имущества казенного предприятия. В данном случае основания такого изъятия установлены в п.2 ст.296 ГК РФ, в соответствии с которой собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Причем, что понимать под излишним, неиспользуемым имуществом в Гражданском кодексе, в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ничего не сказано, поэтому приходится делать выводы о том, является ли имущество излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению, на основании подзаконных актов и судебной практики и т.д. Так, согласно Указу Президента РФ от 18 октября 2002 г. № 1205 "О высвобождении и реализации движимого имущества, находящегося в оперативном управлении некоторых органов, учреждений и предприятий" Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 42. - Ст. 4108. к излишнему, неиспользуемому имуществу можно относить морально устаревшее, не нашедшее применения, снятое с эксплуатации имущество. Интересным также представляется судебное решение об изъятии имущества собственником, признавшим его неиспользуемым. Так, на основании акта проверки порядка использования и технического состояния федерального имущества собственником было вынесено решение об изъятии имущества в связи с его неиспользованием унитарным предприятием. Предприятие подало иск, в обоснование которого привело доводы о том, что имущество находилось в пользовании иных лиц. Суд, оценив доводы сторон, установил, что если имущество не использовалось по не зависящим от предприятия причинам, то оно вправе доказывать незаконность решения собственника об изъятии имущества; акт проверки порядка использования и технического состояния федерального недвижимого имущества в этом случае не мог являться надлежащим доказательством неиспользования казенным предприятием указанного помещения Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 декабря 2006 г. № А55-34/7922-06 // Вестник ВАС РФ. - 2007. - № 6. - С. 29..

Как следует из п.2 ст.296 ГК РФ изъятие имущества при наличии оснований для изъятия имущества казенного предприятия из оперативного управления не является обязанностью собственника. Следовательно, даже при выявлении у казенного предприятия излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества принятие соответствующего решения зависит от усмотрения собственника имущества Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14 октября 2005 г. № А55-32/9333-05 // Вестник ВАС РФ. - 2006. - № 4. - С. 31..

Относительно необходимости учитывать мнение казенного предприятия при изъятии имущества в законодательстве ничего не сказано, да и вряд ли подобное положение будет серьезно воспринято, поскольку в данном случае речь идет о полномочии собственника по распоряжению имуществом. Тем не менее, закрепление в письменной форме согласия предприятия на изъятие имущества, указанного в п.2 ст.296 ГК РФ и совершенное, безусловно, без принуждения со стороны собственника, было бы доказательством правомерного изъятия имущества.

Что касается изъятия имущества унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, то в данном случае законодатель вообще не предусмотрел таких оснований. Точнее есть норма (ч.3 ст.299 ГК РФ) о возможности изъятия имущества предприятия, но не перечислены случаи такого изъятия в целом, основываясь на судебной практике можно выделить несколько групп оснований по изъятию имущества из хозяйственного ведения.

Первую группу составляют решения, в которых говорится о том, что право на изъятие имущества из хозяйственного ведения предприятия допускается, только если собственником принято решение о реорганизации или ликвидации предприятия Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25 февраля 2004 г. по делу № А55-8425/03-С2-Ф02-298/04 // Вестник ВАС РФ. - 2004. - № 8. - С. 31..

Есть отдельные решения, в которых не признается за собственником право на изъятие имущества из хозяйственного ведения. Так, федеральный арбитражный суд Поволжского округа установил Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 января 2005 г. № А55-18243/05 // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 7. - С. 28., что согласно статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным в пункте 40 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 6/8, собственник имущества не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного унитарного предприятия Дунаева Н.Ю. Проблемы практики применения законодательства, связанного с арендными отношениями [Текст] // Вестник Арбитражного суда города Москвы. - 2007. - № 5. - С. 23.. Вместе с тем, на наш взгляд, подобная позиция не учитывает ч.3 ст.299 ГК РФ, в которой говорится об изъятии собственником имущества как основании прекращения права хозяйственного ведения и оперативного управления.

Интересной представляется точка зрения А.Д. Жане, который говорит, что «изъятие имущества по решению его собственника из хозяйственного ведения унитарного предприятия возможно лишь в случае отказа унитарного предприятия от хозяйственного ведения данным имуществом. Изъятие имущества собственником в иных случаях представляется неправомерным. ...Причем прекращению права хозяйственного ведения на имущество при отказе от него унитарным предприятием должно в обязательном порядке предшествовать принятие собственником имущества решения об изъятии указанного имущества из хозяйственного ведения унитарного предприятия» Жане А.Д. Правовые аспекты изъятия имущества из хозяйственного ведения государственных унитарных предприятий // Право и экономика. - 2008. - № 1. -С.11..

Данная позиция представляется сомнительной. Вернемся к п.3 ст.299 ГК РФ, в которой говорится о прекращении права хозяйственного ведения и оперативного управления. Говоря о том, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, законодатель ничего не сказал о том, что все основания прекращения права собственности можно распространить на унитарные предприятия. Следует согласиться с Е.А. Сухановым, который считает, что «исключения из этого правила составляют те случаи, которые отражают ограниченный характер прав названных субъектов.

Например, они не вправе прекращать свои правомочия путем отказа от прав на имущество в порядке, предусмотренном ст. 236 ГК, ибо это нарушает право собственности на данное имущество их учредителя» Гражданское право. Учебник. Т. 1. [Текст] / Под ред. Суханова Е.А. - М., Волтерс Клувер. 2007. - С.234..

Контроль собственника за эффективностью деятельности унитарных предприятий осуществляется путем анализа представляемых унитарными предприятиями программ деятельности, а также путем проведения проверок специальными комиссиями О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий [Текст]: [Постановление Правительства РФ № 228, от 10.04.2002 г., по состоянию на 23.03.2006] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 15. - Ст. 1440; Об утверждении Примерного положения о комиссии федерального органа исполнительной власти по анализу эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий [Текст]: [распоряжение Минимущества РФ № 1424-р, от 07.06.2002 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2002. - № 31. - С. 28..

Субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяются в соответствии с ГК РФ Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ (в ред. от 1 декабря 2007 г.).

В Российской Федерации создаются и действуют унитарные предприятия:

  • основанные на праве хозяйственного ведения - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации (государственное предприятие), муниципальное предприятие;
  • унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления , - федеральное казенное предприятие, казенное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казенное предприятие (казенное предприятие).

Унитарное предприятие может иметь гражданские права , соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в его уставе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Оно считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Именно это имущество образует уставный фонд и выделяется для такой цели из соответствующего государственного или муниципального бюджета .

Государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случаях, предусмотренных в законе. Из этого вытекает другая особенность правового положения унитарного предприятия - специальная правоспособность - оно вправе иметь только такие гражданские права и нести обязанности, которые необходимы для осуществления целей и задач, предусмотренных его уставом. Тем не менее унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Ответственность унитарного предприятия по своим обязательствам зависит от того, основано ли оно на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Однако действует общее правило: унитарное предприятие не отвечает по обязательствам собственника его имущества (Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования), также как и собственник имущества не несет ответственности по обязательствам государственного или муниципального предприятия, за исключением случаев, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. В указанных случаях на собственника при недостаточности имущества государственного или муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам (ст. 7 Закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Поскольку государство берет на себя определенную ответственность за эти предприятия, они не нуждаются в предоставлении им широких прав на находящееся у них имущество.