Трамвай обычно проходит путь от начального. Самый первый трамвай. Междугородний горный трамвай во Франции

Как и где появился этот вид городского транспорта

Трамвай - самый поэтичный и романтичный вид транспорта, он упоминается в сотнях песен, книг, стихотворений. 21 мая отмечается годовщина запуска самого первого трамвая в нашей стране, поэтому самое время и нам поговорить о нем.

Прародителем трамвая стала так называемая «конка» - городская железная дорога, по которой двигались запряженные лошадьми вагоны. Они появились в США еще в первой половине 19 века, распространились по всем развитым странам мира и просуществовали вплоть до начала века 20, когда конные трамваи были заменены на электрические. В Мексике конки работали вплоть до 1956 года, а на британском острове Мэн их можно увидеть и сегодня, правда, уже не в качестве обычного транспорта, а в качестве инструмента привлечения туристов.

Помимо конок до изобретения трамваев существовали и другие типы рельсового городского транспорта: паровые, канатные, пневматические, бензомоторные и т.д. Но настоящий расцвет эпохи трамваев наступил только после того, как они начали работать на электричестве. Теоретическую основу функционирования электрического транспорта В. Н. Чикалёв, Б. С. Якоби, Д. А. Лочинов и П. Н. Яблочков создали еще в 1838 году, однако на практике она была воплощена только через четыре десятилетия. Русский ученый Фёдор Аполлонович Пироцкий с 1876 года проводил испытания движения вагонов на электрической тяги и даже смог в 1880 году «двинуть» состав по рельсам, но до конца свой эксперимент не довел. Поэтому фактическим изобретателем трамвая считается запатентовавший его Вернер фон Сименс из Германии. Первый трамвай прошел по железнодорожной линии между Берлином и Лихтерфельдом в 1881 году, тогда же появилась первая трамвайная линия в Париже.

Первый трамвай в Российской империи был запущен в 1892 году в Киеве. Машина производства фирмы Siemens. Затем появились трамвайные линии в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Витебске, Курске, Москве, Казани, Твери. В 1907 году трамвай появился и в столице - Санкт-Петербурге.

Вплоть до Второй мировой войны трамвай был основным видом общественного транспорта во всех развитых городах мира. Существующие трамвайные линии постоянно расширялись, открывались новые маршруты. Но постепенно трамвай стал вытесняться с городских улиц другими видами транспорта.

Трамваи ушли на периферию городского транспорта в конце 1950-х годов. Автомобили к этому времени перестали быть роскошью, технический прогресс значительно повысил надежность и экономичность троллейбусов и автобусов. Для последних не нужно было прокладывать рельсы и строить сложные депо, поэтому они все чаще выпускались на улицы городов вместо трамваев. В некоторых странах, например, во Франции или Великобритании, трамваи исчезли практически полностью.

В СССР, а затем и России трамваи даже во времена заката их популярности оставались крайне востребованными. В социалистических странах население не так быстро обзаводилось личными автомобилями, как на Западе, поэтому общественный транспорт процветал.
Сегодня трамваи снова входят в моду. Мировая общественность давно озаботилась проблемой загрязнения окружающей среды, а трамваи, как и троллейбусы, являются транспортом экологически чистым и не выделяющим в атмосферу вредных выбросов, как автомобили или автобусы. Поэтому многие страны, где трамваи остались в одном-двух городах, сейчас планируют возобновить у себя активное трамвайное движение.

Интересные факты о трамваях

Самый «трамвайный» город - Санкт-Петербург. Протяженность трамвайных путей в Северной столице составляет 220 километров, что было зафиксировано в Книге рекордов Гиннеса. Мельбурн также можно назвать «столицей трамваев», так как в нем создана самая крупная сеть этого вида транспорта.

Самый длинный трамвайный маршрут - Береговой трамвай в Бельгии. Его протяженность составляет 67 километров. На которых трамваи делают 60 остановок. Еслт также 185-километровая линия из Фройденштадта в Эринген.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

трамвай

трамвая, м. (англ. tramway от tram - рельс и way - путь).

    только ед. Электрическая городская железная дорога. Вагон трамвая. Проложить трамвай. Первый трамвай был построен в 80-х гг. 19 века.

    Поезд этой железной дороги, из одного или нескольких вагонов. Трамвай переполнен. Сесть в трамвай. Грузовой трамвай. Попал под трамвай. Речной трамвай (нов.) - небольшой пассажирский пароход или катер, совершающий рейсы по рекам в черте и окрестностях города.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

трамвай

Я, м. Городская наземная электрическая железная дорога, а также ее вагон или поезд. Сесть в т. (на т.). Ехать на трамвае (в трамвае). * Речной трамвай - пассажирское судно, совершающее рейсы в черте города, в пригород.

прил. трамвайный, -ая, -ое. Т. парк.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

трамвай

    Городская наземная электрическая железная дорога.

    Поезд такой железной дороги, состоящий из одного или нескольких вагонов.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

трамвай

ТРАМВАЙ (англ. tramway, от tram - вагон и way - путь) городская наземная электрическая железная дорога; вагон или несколько вагонов (чаще все моторные). Питание осуществляется постоянным током напряжением 500-700 В обычно через подвесную контактную сеть (обратный провод - рельсы). Трамваи появились в 80-х гг. 19 в.

Трамвай

(англ. tramway, от tram ≈ вагон, тележка и way ≈ путь), средство городского наземного транспорта, моторный вагон (или моторный с прицепными вагонами), получающий электроэнергию от контактного провода, передвигающийся по рельсовому пути.

Идея использования электрического тока для передвижения экипажей возникла в 30≈40-х гг. 19 в., осуществление её стало практически возможным в 70-е гг. 19 в. с созданием первых электростанций. Прототипом Т. можно считать предложенный в 1876 русским изобретателем Ф. А. Пироцким «рельсовый экипаж» с электродвигателем. В 1880 Пироцкий построил и испытал вагон с подвесным тяговым электродвигателем постоянного тока. За рубежом работы по созданию Т. проводились в Германии (фирма «Сименс и Гальске») и др. странах. В 1881 Т. был пущен в Лихтерфельде, близ Берлина. Вагон, вмещавший 20 пассажиров, развивал скорость 30 км/ч, совершал рейсы на участке 2,5 км. В 80-х гг. трамвайное сообщение было распространено во многих странах Европы и в США. Регулярная эксплуатация Т. в России началась в 90-е гг. (в 1892 ≈ в Киеве, в 1896 ≈ в Н. Новгороде, в 1899 ≈ в Москве).

Современное трамвайное хозяйство представляет собой сложный комплекс, в который входят технические средства ≈ рельсовый путь (см. Верхнее строение пути), системы автоблокировки, тяговая сеть, подвижной состав, службы эксплуатации ≈ депо, ремонтные заводы, линейные службы движения. Питание Т. энергией ≈ от тяговой сети. Электрический ток через тяговые подстанции, на которых переменный ток преобразуется в постоянный напряжением 500≈750 в, поступает в контактную сеть. На моторном вагоне расположен токосъёмник , который при движении скользит по проводу контактной сети. Обратным проводом служат рельсы.

В трамвайных сетях применяют цепную контактную подвеску, в которой контактный провод подвешивается над рельсовым путём с помощью изоляторов непосредственно к опорам контактной сети или к натянутым между опорами поперечным (несущим) проводам на высоте 3,75≈5,4 м. Совершенное электрооборудование позволяет отказаться от пусковых сопротивлений, применять электрическое торможение, значительно снижающее шум. Ходовая часть снабжена звукопоглощающими приспособлениями (например, колёсные тележки с подрезиненными элементами). Перспективно применение Т. как внеуличного вида городского транспорта. В 70-е гг. 20 в. в СССР и за рубежом наметилась тенденция к использованию скоростного Т. (скорость движения в 1,5≈2 раза выше, чем у обычного). Особенно эффективен скоростной Т. на так называемых вылетных линиях, связывающих центральные городские районы с окраинными и загородными, отдалёнными промышленными районами и зонами отдыха. Для движения скоростного Т. необходим усовершенствованный путь, часто в черте города уходящий в туннель или поднимающийся на эстакаду (при пересечении с линиями др. видов транспорта). Сооружение пути, эксплуатация пути и средств обслуживания скоростного Т. требуют меньших капиталовложений, чем метрополитен , от которого он выгодно отличается и тем, что позволяет более рационально организовать пассажиропотоки. Совершенствование Т. направлено на повышение комфортабельности вагонов, снижение шума и расхода электроэнергии. В конструкции вагонов улучшаются система подвешивания и система регулирования тяговых двигателей. Вагоны малой вместимости заменяются 6-осными вагонами, что позволяет повысить провозную способность до 30≈40 тыс. пассажиров в час.

Лит.: Кутыловский М. П., Федотов А. И., Подвижной состав трамвая, М. ≈ Л., 1948.

Н. А. Грунёнышев.

Википедия

Трамвай

Трамва́й , название произошло, по одной из версий, от вагонеток для перевозки угля на шахтах Великобритании) - вид уличного и частично уличного рельсового общественного транспорта для перевозки пассажиров по заданным маршрутам (обычно на электротяге), используемый преимущественно в городах.

Трамвай является одним из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта, из существующих в начале XXI века и возник в первой половине XIX века - первоначально на конной тяге. Электрический трамвай появился в конце XIX века - в 1881 году в Германии. После расцвета, эпоха которого пришлась на период между мировыми войнами, начался упадок трамвая, однако уже с 1970-х годов вновь наблюдается значительный рост популярности трамвая, в том числе по экологическим причинам и благодаря технологическим усовершенствованиям.

Большинство трамваев используют электротягу с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников (пантографов, или штанг, реже - бугелей), однако существуют также трамваи с питанием от контактного третьего рельса или аккумуляторов.

Кроме электрических, существуют канатные и дизельные трамваи. В прошлом существовали конные (конки), пневматические, паровые и бензомоторные трамваи.

Бывают также пригородные, междугородные, санитарные, служебные и грузовые трамваи.

Трамвай (значения)

Трамва́й :

  • Трамвай - вид уличного рельсового общественного транспорта, обычно на электрической тяге, используемый преимущественно в городах для перевозки пассажиров по заданным маршрутам.
  • « Трамвай » - детский журнал, выходивший в 1990-1995 годах.

Трамвай (журнал)

«Трамва́й» - русский детский журнал, выходивший в 1990 - 1995 годах тиражом 2 118 500 экземпляров и ставший любимым для целого поколения детей, а также, благодаря своей уникальности, для их родителей. Главный редактор - Тим Собакин, он же Тихон Хоботов, Савелий Пингвиньев, Ника Босмит и другие. Всё это одно лицо - Андрей Иванов.

Несмотря на относительно большой тираж , журнал был редкостью и достать его было довольно сложно. Множество произведений и авторов, негласно запрещённых в Советском Союзе, впервые публиковались на страницах «Трамвая». Как следствие - журнал получился очень оригинальным для своего времени.

На страницах журнала поднималось много совсем недетских вопросов, но благодаря детскому, иногда абстрактному взгляду на вещи, он никогда не был скучным. Многие истории заставляли взглянуть на известные вещи с новой точки зрения, иногда идущей вразрез с общепринятой.

В этом журнале также впервые появлялись русские комиксы, что в те годы было редкостью. Также этот журнал был популярен благодаря своим персонажам, например: Слон-Любящий-Отвечать-На вопросы , Мышка Луша и Дракончик Ам-Ам .

Примеры употребления слова трамвай в литературе.

Благо двери в бакинских трамваях испокон веку никто не закрывает - во-первых, для прохлады, чтобы вентиляция была, а во-вторых, для удобства пассажиров: каждый, если умеет, может на ходу запрыгнуть в вагон и спрыгнуть с него, это в порядке вещей, даже пожилые азербайджанки порой решаются спрыгнуть на ходу, когда у поворота трамвай замедляет ход.

В этом городе только азербайджанки могут свободно, без проблем ходить по улицам - все остальные хорошо знают, что на каждом углу, в трамвае , в магазине их могут облапать, схватить за грудь, хлопнуть по заду - прямо средь бела дня.

Я работал в библиотеке в квартале Альмагро, а жил на Лас Эрас и Пуэйрредон и должен был совершать долгие поездки в медленных и пустых трамваях от этого северного квартала в южный Альмагро, до библиотеки, расположенной на Авенида Ла Плата и Карлос Кальво.

В трамвае , парикмахерской и бане я могу сидеть, не тратя ни пенни, - достаточно лишь иметь при себе том Демокрита или Амьеля, и все сразу завертится, как в венском вальсе.

Мимо, в сопровождении факельщиков в поношенных белых фраках, проследовал катафалк, запряженный четверкой одров, которые тащили раскрытый гроб, с верхом наполненный ядреной картошкой, трамвай прогрохотал в сторону Чистых прудов и отчаянно затрезвонил на перекрестке, пьяный дворник в подворотне нес явную антисоветчину, обращаясь невесть к кому.

И все говорили, что Ашкенази играл великолепно, и оркестр не ударил в грязь лицом, и непонятно только одно - зачем Трамваев стоял перед ним на возвышении спиной к зрителям и махал руками, мешая наблюдать за игрой маэстро.

Трамваев не имел и с великим пианистом Ашкенази на одной сцене не стоял.

Потому что грипповая инфекция распространяется по закону прогрессии -- чихнул в метро, и полвагона верные бациллоносители, изготовившиеся чихать дальше в своих автобусах, трамваях , троллейбусах.

В трамвае было тесно, как всегда в выходные дни, но в парке, где северные белоствольные березки недоуменно переглядывались с павлониями и откуда таким загадочным и причудливым казалось многотрубное Заднепровье, полногрудо и здорово дышалось, хотя люди и здесь, как на Проспекте, шли и шли и сидели везде на скамейках.

Несколько дней неистово бушевавшие в городе пожары понемногу стихли, всюду нехотя рассеивались угарные дымы, и, словно из кровавого аспидного месива, постепенно выявлялись площади и улицы, загроможденные угольными телами обгорелых танков, развороченными баррикадами, поваленными на исколотый снарядами брусчатник трамваями , и проступали тенями согнутые фонарные столбы, завалы обугленных кирпичей, еще теплых, еще курившихся.

Останавливались трамваи , автобусы, глазели читатели областной библиотеки, усть-ордынские буряты, прибывшие на рынок с мясом, немцы из Пивоварихи с остывшим молоком и евреи с парным в помятых бидонах, с крышками, обтянутыми марлей.

Я все равно буду искать подступов, Элен, на каждом углу буду спрашивать направление, я учту все -- площадь с трамваями , Николь, брошь, которая была на тебе в ночь канала Сен-Мартен, куклы месье Окса, призрак фрау Марты на Блютгассе, важное и неважное, я все перетасую снова, чтобы найти тебя такой, какой хочу, -- перетасую и случайно купленную книжку, гирлянду лампочек, даже глыбу антрацита, которую Марраст искал на севере Англии, глыбу антрацита для статуи Верцингеторига, заказанной и наполовину оплаченной муниципалитетом Аркейля13, к превеликому огорчению благомыслящих горожан.

Однако, вместо Горького, в первую же неделю по возвращении Водовозов, не успевший наслушаться вдоволь русской речи на улицах, в трамваях и недавно открытом метро и едва успевший пройтись по ностальгической набережной, обсаженной березками, оказался в ГПУ и, проваландавшись в тюрьме четыре с хвостиком месяца, был бессрочно сослан в одну из отдаленных деревень Сибири, в Ново-Троицкое, верстах в трехстах на северо-восток от Красноярска, в деревню, где не то что завода -- никаких даже мастерских не было, одна кузня, как у деда, да -- снова -- редкие березки в прогалах тайги -- и где жил поначалу буквально подаянием, ибо работы найти не мог.

Отсутствие извозчиков и полная невозможность по моему физическому состоянию втискиваться, висеть и выпихиваться при пользовании трамваем заставили меня с грустью прийти к мысли покинуть мою аудиторию на далеком от меня Васильевском Острове, о чем я объявил в 1919 году моим слушателям.

Петру вернуть ключи, вскочить, сойти с трамвая , застыть юродивым на голубом ветру, в карманном зеркальце себя не узнавая - а можно и начать - снег первый, словно гжель, летит, забывший собственное имя, витийствует метель, и срубленная ель украшена плодами восковыми.

Трамвай

Трамва́й

городской наземный рельсовый транспорт с электрической тягой и питанием от контактной сети. Вагоны трамвая приводятся в движение тяговыми электродвигателями. Электрический ток для двигателей трамвай получает по контактному проводу через токоприёмник , расположенный на крыше вагона. Рельсовый путь трамвая, как на железной дороге, имеет колею 1520 мм, но сами отличаются от железнодорожных наличием на головке рельса узкого жёлоба для реборды трамвайного колеса. Слово «трамвай» происходит от имени английского инженера О’Трама (буквально: дорога Трама), построившего в 1880 г. первую в Лондоне рельсовую дорогу для электрического вагона. В России прототипом трамвая считается рельсовый экипаж Ф. А. Пироцкого, который построил и испытал его в 1890 г. Первая городская линия трамвая открыта в 1892 г. в Киеве, а к нач. 20 в. трамвайное движение было организовано в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Курске, Орле, Севастополе и др. В 1930-е гг. трамвай был уже во всех крупных городах мира.

Ныне трамвай, как экологически чистый вид транспорта, по-прежнему используется в России, Великобритании, Канаде, Франции, Швеции и других странах.

Энциклопедия «Техника». - М.: Росмэн . 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "трамвай" в других словарях:

    ТРАМВАЙ, трамвая, муж. (англ. tramway от tram рельс и way путь). 1. только ед. Электрическая городская железная дорога. Вагон трамвая. Проложить трамвай. Первый трамвай был построен в 80 х гг. 19 века. 2. Поезд этой железной дороги, из одного или … Толковый словарь Ушакова

    трамвай - я, м. tramway <, англ. tram вагон + way дорога. 1. Городской рельсовый транспорт с электрической тягой. БАС 1. Городская наземная электрическая железная дорога. СИС 1985. Во Франции первые уличные железные дороги с конной тягой назывались: des … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Трамвай - Трамвай. Петербург — родина отечественного трамвая. 22 августа 1880 на углу Болотной и Дегтярной улиц русский инженер Ф. А. Пироцкий продемонстрировал своё изобретение — передвижение обычного вагона конки, оборудованного… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (англ., от tram гладкий рельс, и way дорога,). Конно железная дорога, устроенная на обыкновенной дороге при помощи рельс. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТРАМВАЙ городская железная дорога, бывает:… … Словарь иностранных слов русского языка

    Атака, баланс, банк, батальон, бригада, бухгалтер, вагон, директор, миллион, рельсы, трамвай. Русский язык как один из самых богатых и мощных языков мира заключает в своем составе много заимствованных слов. [...] Есть особые, «странствующие… … История слов

    ТРАМВАЙ, я, муж. Городская наземная электрическая железная дорога, а также её вагон или поезд. Сесть в т. (на т.). Ехать на трамвае (в трамвае). Речной трамвай пассажирское судно, совершающее рейсы в черте города, в пригород. | прил. трамвайный … Толковый словарь Ожегова

    Петербург родина отечественного Т. 22 августа 1880 на углу Болотной и Дегтярной улиц русский инженер Ф. А. Пироцкий продемонстрировал своё изобретение передвижение обычного вагона конки, оборудованного электродвигателем, с помощью… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Электрическая карета, уличный поезд, трамвайчик, трамка, трам, трали вали Словарь русских синонимов. трамвай сущ., кол во синонимов: 17 вагон (96) … Словарь синонимов

    - (англ. tramway от tram вагон и way путь), городская наземная электрическая железная дорога; вагон или несколько вагонов (чаще все моторные). Питание осуществляется постоянным током напряжением 500 700 В обычно через подвесную контактную сеть… … Большой Энциклопедический словарь

    ТРАМВАЙ, пассажирский транспорт, передвигающийся по рельсам, проложенным вдоль улицы. Трамваи на конной тяге впервые появились в Нью Йорке в 1832 г. Несколько позже трамваи стали приводиться в движение паровыми локомотивами. Трамваи с… … Научно-технический энциклопедический словарь

    - – вид транспорта. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь

Трамвай (англ. tramway, от tram - вагон, тележка и way - путь) - средство городского наземного транспорта, моторный вагон (или моторный с прицепными вагонами), получающий электроэнергию от контактного провода, передвигающийся по рельсовому пути.

Трамваи возникли в первой половине XIX века, электрические - в конце XIX века. После расцвета, эпоха которого пришлась на период между мировыми войнами, начался упадок трамваев, однако с конца XX века наблюдается значительный рост популярности трамвая.

Большинство трамваев используют электрический ток, получаемый через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников (пантографов или штанг), однако существуют также трамваи с питанием от третьего рельса и аккумуляторные трамваи.

Трамвай - устаревший вид транспорта. Нет, самым старым видом электротранспорта является метрополитен, после него появился трамвай, а год спустя - троллейбус. Попытка заменить трамвай автобусом, как правило, заканчивалась неудачей, и в конце прошлого века трамвай пережил настоящий ренессанс (имеющий место и доныне). Во многих городах мира открываются новые сети, в несколько раз расширяются существующие структуры трамвайных путей (причем речь идет о развитых капиталистических странах, сокращение линий более характерно для развивающихся стран).

Трамвай чрезвычайно неманевренный вид транспорта. Да, это так. Но следует учесть, что рельсы можно проложить там, где любой другой вид транспорта передвигаться не может (например, в пешеходных, лесопарковых, пригородных зонах и т.д.). Удобная маршрутная сеть, порой покрывающая весь город (как, например, в Амстердаме, Будапеште, Мюнхене или Праге) позволяет легко добраться из одной точки город в другую с минимумом пересадок. В некоторых странах также неплохо развита междугородная трамвайная сеть (интерурбан), интегрированная с сетями железных дорог и метрополитена.

Трамвай ездит очень медленно. Средняя эксплуатационная скорость трамвая (даже укомплектованного старым подвижным составом и движущегося по давно не ремонтированным путям) лишь на 10% меньше, чем скорость троллейбуса или автобуса. Во многих странах эта разница гораздо меньше, а в некоторых государствах скорость уличного трамвая даже превышает скорость автомобиля, допустимую в черте города.

Трамвай - основная причина возникновения пробок на дорогах. Причины возникновения пробок иные: возросшее количество легковых автомобилей (за рулем которых зачастую сидят неумелые водители, нарушающие правила дорожного движения), нарушение порядка парковок, плохое состояние дорожного покрытия и т.д.

Сооружение трамвайных линий чрезвычайно дорого. Действительно, трамвайные вагоны дороже, чем автобусы и троллейбусы, но ведь и эксплуатироваться они могут гораздо дольше. Например, срок службы троллейбуса составляет в среднем 15 лет, вагон трамвая (стоимость которого в два с половиной раза выше) может эксплуатироваться более 40 лет. Да и вместимость его больше, и обслуживание дешевле. Кроме того, следует учесть, что прокладывание автобусных и, тем более, троллейбусных линий требует серьезного капитального (и, конечно же, дорогостоящего) ремонта дороги, который впоследствии придется повторять через каждые 3-5 лет. Трамвайное полотно и контактная сеть стоит примерно столько же, а менять рельсы достаточно раз в 15-25 лет.

Трамвай - самый шумный транспорт. Шум, производимый трамваем, никак не больше звукового эффекта, порождаемого автомобилями. А в странах Европы трамвай, движущийся по качественно проложенным путям, почти бесшумен.

Бизнес-центру города трамвай ни к чему. Следует учесть, что трамвай способствует повышению посещаемости тех улиц, по которым он проходит, что для коммерции имеет огромное значение. А трамвайные линии, проходящие мимо деловых и офисных центров, обеспечивают удобное сообщение между ними, сводя на нет проблему парковки. Да и время сотрудников экономится.

Трамвай аварийноопасен. Совершенно необоснованное утверждение. Согласно статистике, аварийность трамвая меньше, чем любого другого вида транспорта. Ведь трамвайные вагоны оснащены четырьмя системами торможения, мощным двигателем, что дает преимущество в обслуживании крутых уклонов на любой дороге. К тому же маневры трамвая легко предсказуемы, так как зависят от проложенных рельс.

Трамваям в центре города не место. Именно восприятие трамвая как подвозочного транспорта способствовало резкому увеличению нагрузок на метрополитен, что привело к возникновению немалого числа неприятных ситуаций. Во многих развитых странах автобусы и троллейбусы подвозят пассажиров именно к линиям трамвая, метрополитен же исполняет роль альтернативного транспортного средства, ориентированного на беспересадочное сообщение. А в городах, где в центральной части созданы многочисленные пешеходные зоны или же введена система Park Rclasse (предусматривающая платный въезд), трамвай на узких центральных улицах является вообще единственным транспортным средством.

Трамвай можно легко заменить другим видом транспорта. Как свидетельствует опыт многих стран мира, такая замена никогда не бывает равноценной. Ведь вагоны трамвая обладают большой пропускной способностью, а интервал движения двухвагонного состава - 6 минут. Для равноценной замены пришлось бы закупить эквивалентное число троллейбусов или автобусов, а это, как правило, городскому бюджету невыгодно. В результате "эквивалент" с потоком пассажиров не справляется, люди пересаживаются в личные автомобили, тем самым увеличивая количество пробок и аварийных ситуаций на дорогах.

Снятие трамвайных рельс способствует улучшению дорожной обстановки. Теоретически, казалось бы, так и должно быть. Но на практике эффект совершенно обратный. Если рельсы находились на проезжей части, их исчезновение лишь дезорганизовывало водителей, вследствие чего увеличивались заторы на светофорах. Дорожное полотно, освобожденное от трамвайных путей, привлекало водителей с параллельных трасс на новую, более широкую. Результатом этого становились заторы на главной дороге.

Трамваи Европы и Америки совершенно не похожи на наши, да и роль у них одна - о прошлом напоминать. Почти все трамвайные системы в мире такие же, как и у нас - те же рельсы посреди или на краю проезжей части, четырехосные вагоны, тот же кондуктор в салоне, собирающий деньги за проезд. Роль трамвая в инфраструктуре западных городов различна. В одних населенных пунктах это - основной вид транспорта, финансируемый бюджетом, в других мегаполисах существуют коммерческие линии с вагонами "под старину" в деловых районах.

Трамваи оказывают разрушительное воздействие на памятники старины. Нет, если трамвайные рельсы проложены с применением современных технологий. Например, для защиты от блуждающих токов (оказывающих вибрационное воздействие на окружающие предметы и особенно опасных для мостов) во Франции создана система дорожного покрытия APS (Alimentation Par Sol), да и технологии укладки путей с резиновыми прокладками позволяют свести к минимуму вибрацию от трамвая. В Праге трамвай уже много лет ходит не только в непосредственной близости (1м) от зданий, но и через арки. При этом никакого вреда постройкам не наносится.

Трамвай вреден для здоровья. Нет, медики утверждают обратное. Оказывается, в городах, с улиц которых исчез трамвай, увеличилось количество легочных и сердечных заболеваний. Возросла и загрязненность воздуха, а частые поездки на маршрутных такси стали причиной проблем с позвоночником, возникающих у многих пассажиров.

Трамвай

трамва й , трамвая, муж. (англ. tramway от tram - рельс и way - путь).

1. только ед. Электрическая городская железная дорога. Вагон трамвая. Проложить трамвай. Первый трамвай был построен в 80-х гг. 19 века.

2. Поезд этой железной дороги, из одного или нескольких вагонов. Трамвай переполнен. Сесть в трамвай. Грузовой трамвай. Попал под трамвай.

Речной трамвай (неол. ) - небольшой пассажирский пароход или катер, совершающий рейсы по рекам в черте и окрестностях города.

Москва. Энциклопедический справочник

Трамвай

Начал перевозить пассажиров по Москве в 1899, после переоборудования под электрическую тягу одного из участков конки - от Страстной площади до Петровского парка. В 1913 трамвай перевозил ежегодно свыше 250 млн. пассажиров со средней эксплуатационной скоростью около 11 км/ч; в 20-30-х гг. объёмы перевозок трамвая росли, затем стали сокращаться с вводом метрополитена и развитием троллейбусного и автобусного сообщения. В 80-х гг. трамвайная сеть имела протяжённость свыше 450 км (более 35 маршрутов), в основном за пределами Садового кольца; в 90-х гг. наметилась тенденция к прокладке линий трамвая в некоторых новых районах, созданию скоростных маршрутов.

Вагоны для первых линий московского трамвая изготовлялись в Германии, Австро-Венгрии. Затем производство трамваев было налажено на Русско-Балтийском (Рига), Мытищинском и Коломенском заводах. К 1914 в Москве насчитывалось около 1300 моторных и прицепных вагонов. В период первой мировой и Гражданской войн большая часть подвижного состава вышла из строя, значительное число трамваев было переоборудовано для грузовых перевозок. В ходе восстановления городского хозяйства в Москву начали поступать первые четырёхосные трамваи КМ (Коломенский моторный завод), а также прицепные вагоны КП и С. В 30-х гг. из них стали формировать трёхвагонные поезда. В 1938 Мытищинский завод приступил к производству вместительных трёхдверных вагонов ТМ-38. В середине 40-х гг. началась эксплуатация трамваев МТВ-82 и МТВ-82Б, выпускавшихся сначала на Тушинском машиностроительном, а затем на Рижском заводах. Вместе с двухвагонными поездами с моторными вагонами (БФ или КМ и прицепными С) эти трамваи составляли основу трамвайного парка города до конца 60-х гг. С конца 50-х гг. в Москву поставлялись чехословацкие трамваи завода «Татра»: Т-1 и Т-2. К середине 80-х гг. все остальные модели трамваи были выведены из эксплуатации. Московский трамвайный парк насчитывал к этому времени около 1300 вагонов чехословацкого производства. С конца 80-х гг. на многих маршрутах Москвы начали эксплуатироваться вагоны, выпускаемые Усть-Катавским заводом.

А.В. Рогачёв.

Мир Лема - словарь и путеводитель

Трамвай

рельсовый электровагон, создан в 1881 году, продолжает применяться в начале XXI века:

* "Я старался найти какую-нибудь ошибку, анахронизм, думая, что историка могло рассмешить именно это... Неужели ты не видишь? Ведь это рельсовый электровагон, так называемый "трамвай", бывший в употреблении на рубеже XIX и XX веков, а водитель и пассажиры одеты, как придворные французских королей!" - Магелланово облако *

Энциклопедия Екатеринбурга

ТРАМВАЙ

гор. наземная электрич. дорога; вагон или неск. моторных вагонов. Питание - пост. (реже переменный) ток обычно через подвесную контакт. сеть.

Впервые вопрос о стр-ве трамвая в Екат. поставлен в 1910, однако из-за отсутствия средств гор. Дума отклонила проект. Та же участь постигла проект и в 1916.

Острая потребность в пуске трамвая возникла в сер. 1920-х: г. становился кр. индустр. Ц. страны, быстро росли его тер-рия и нас. В 1927 началось стр-во первой линии. Пущена 7 нояб. 1929 и соединила р-н загород. ул. (Щорса, Фрунзе, Фурманова) с ж/д вокзалом через Ц. г. На первой линии эксплуатировалось десять вагонов. Ч. первого участка (по ул. Толмачева, Дзержинского, Свердлова, а также по ул. 8 Марта от просп. Ленина до ул. Радищева) с 1990-х не функционирует. Первые трамвайные кольца располагались на вокзале (ликвидировано во время реконструкции привокзальной пл.) и на месте действующего автовокзала. В 1930 построены трамвайные линии на ВИЗ и пл. Обороны, по четырем гор. маршрутам перевезено 30 млн чел. В 1931 открыт маршрут на Уралмаш. Далее освоены Эльмаш, Сортировка, Шарташ, Втузгородок (ул. Студенческая).

В 1930-е существовала практика плацкартных (имеющих только сидячие места) трамваев, но успеха у горожан такие вагоны не имели из-за высокой стоимости билета (втрое больше обычной цены.) В 1937 дл. трамвайных линий составила 50 км, парк насчитывал 140 вагонов, объем перевозок составил 84 млн пассажиров в г. В гг. Вел. Отеч. войны построена линия на пос. мясокомб-та. К 1960 протяженность путей возросла до 90 км, к 1970 - до 148, к кон. 1980-х - до 175.

Характерная особенность развития трамвая в 1970-1980-е - стр-во линий, соединяющих р-ны г. в обход Ц., т.н. хордовых соединений (ул. Ленинградская - Викулова, Уральская, Радищева - Московская, Бебеля). Построены линии в Юго-Зап. (1973 - до ул. Волгоградской; 1980 - по ул. Викулова до ВИЗа) и Комсомольский р-ны (до ул. 40-летия Октября), в пос. керамического з-да.

В 1990-е трамвай являлся одним из ведущих видов гор. пасс. транспорта Екат. По протяженности сети и кол-ву перевозимых пассажиров он входит в число трех крупнейших трамвайных городов России (после Москвы и СПб.). В 2000 трамваями перевезено 224,5 млн чел. Выполнено 535,6 тыс. рейсов.

В 1999 протяженность трамвайных путей (в однопутном исчислении) составила 183 км. Трамвайные пути соединили Ц. г. и важнейшие пересадочные узлы (ж/д и автобусный вокзалы, остановочные ж/д платформы Первомайская, ВИЗ, аэровокзал) с кр. жил. массивами и отдаленными гор. р-нами: Семь Ключей, Уралмаш, Эльмаш, Вторчермет, Шарташ, Комсомольский, Юго-Западный и др. В 2001 г. действовали 28 трамвайных маршрутов. Самый протяженный из них (25) соединяет пос. керамического з-да с ул. Фрезеровщиков и имеет протяженность (в один кон.) 22 км. Общ. кол-во трамвайных вагонов составляет 465 ед. (2001). Они распределены между тремя трамвайными депо: Южным (ул. Фрунзе), Северным (просп. Космонавтов) и Западным (ул. Чердынская). Парк укомплектован машинами чешского произ-ва "Tatra". В кон. 1990-х на ПО "Уралтрансмаш" осуществляется инвестиционная программа "Совместное производство екатеринбургских трамваев (СПЕКТР)". Первые вагоны приняты в эксплуатацию в 2001. В перспективе развитие трамвая в г. пойдет по пути стр-ва новых участков, заменяющих ныне действующие на оживленных город. магистралях (просп. Ленина, ул. 8 Марта и др.). Эта работа будет вестись по мере стр-ва новых участков метрополитена на юг (до ст. Чкаловская,) и широтной линии ВИЗ - Каменные Палатки.

Лит.: Букин В.П., Пискунов В.А. Свердловск. Перспективы развития до 2000 г. Свердловск, 1982; Городской пассажирский транспорт. Справочник / Сост. В.П. Рогожкин, С.А. Ваксман, В.В. Платонов. Свердловск, 1977; Екатеринбург на рубеже столетий: Сб. стат. материалов. Екатеринбург, 1999; Народное хозяйство Свердловской области. Стат. сб. Свердловск, 1962; Очерки истории Свердловска (1723-1973). Свердловск, 1973; Панов П. Свердловск. Изд. 2-е. Свердловск, 1966; Первый трамвай в городе // Календарь-справочник Свердловской области. 1969. Свердловск, 1969. С. 187; Свердловск. Путеводитель-справочник. Свердловск, 1975; Итоги экономического, социального и экологического развития муниципального образования "Город Екатеринбург" за 2000. Екатеринбург, 2001.