Документальная проверка в налоговом праве. Камеральная или документальная налоговая проверка. Камеральная проверка налоговой декларации плательщика

Налоговый контроль можно определить как установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающей соблюдение субъектами налогового права налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд.

Высшее образование, здравоохранение и налоговые льготы в области солнечной и киноискусственной деятельности находятся на измельчительном блоке в условиях масштабного бюджетного кризиса в Луизиане. На этой неделе отмечается ежегодное празднование Дня нефтегазовой промышленности на Капитолии в понедельник, май.

У этого есть экологический активист и кинематографист Майк Стагг, кипящий. В отчетах аудитора было установлено, что налоговые проверки энергетических компаний, которые ранее ежегодно помещали десятки миллионов долларов в неоплаченные налоги, но все они останавливались на срок около трех лет. Между тем, государство собрало значительно меньше общих налогов на добычу нефти и газа на частных землях, несмотря на взрыв в бурении сланцевого газа.

Главной задачей налогового контроля является обеспечение экономической безопасности государства, поэтому основными ме-тодами налогового контроля должны стать прогноз, предупреждение, пресечение и восстановление, и уже затем - применение карательных санкций общей и частной превенции возможных в будущем правонарушений.

а) наблюдение за функционированием подконтрольных объектов;

«На бумаге казалось, что это должно сработать, но две функции просто не были решены», - сказал Куррегес. Они применяли налоговые проверки на уровне выходных пособий в дополнение к проверкам роялти, которые они уже выполняли, в основном на юге штата Луизиана, где расположено большинство государственных водозаборов. Но практически вся деятельность в области нефти и газа в то время была в другом месте - в бурно развивающемся сенах Хейнсвилла на северо-западе штата Луизиана, Делийском месторождении на северо-востоке штата Луизиана и Остине Мелк и Уилкокс в центральной Луизиане.

б) анализ собранной информации, выявление тенденций, причин, разработка прогнозов;

в) принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, нецелесообразных действий;

г) учет конкретных нарушений, выявление их причин и условий;

д) пресечение противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий и новых правонарушений;

«Аудиты роялти требуют больше времени и замедляют проведение налоговых проверок по выходу на пенсию», - сказал Куррегес. Эти цифры сильно свидетельствуют о том, что государство оставило миллионы на столе. Государству грозит трехлетний «предписывающий период» для сбора неоплаченных налогов. Трехлетний период обычно охватывает целый налоговый год и начинается с даты подачи налоговых деклараций.

Если никаких проверок не будет проведено, государство никогда не узнает, сколько денег осталось нераскрытым. В этой связи, однако, есть также вопросы о том, какие компании проходят аудит для платежей по роялти. По словам Куррегеса, в прошлом году он восстановился, достигнув нового максимума в 25 процентов.

е) выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Виды налогового контроля определяют в зависимости от сроков (оперативный и периодический) и источников (документальный и фактический).

Оперативный контроль представляет собой проверку, которая осуществляется внутри отчетного периода по завершении контролируемой операции в соответствии с ее качественной и количественной характеристикой. Источниками данных для оперативного контроля служат плановая, оперативно-техническая, статистическая и бухгалтерская информация.

Куррегс добавил, что он может понять, почему некоторые люди задаются вопросом, разве что исторически уютные отношения между государством и нефтегазовой промышленностью снова поднимают голову. Некоторые законодатели обеспокоены тем, что лоббисты по нефти и газу продолжают оказывать слишком большое влияние на этот процесс.

Решение Галлота единогласно приняло решение в Сенате, но было убито в Доме в конце сессии. «Лоббисты, которые платят за защиту нефтегазовой отрасли, именно они несут ответственность за ее убийство», - сказал Галлот. Гиффорд Бриггс из Ассоциации нефти и газа Луизианы сказал, что лоббисты индустрии не имеют ничего общего с убийством резолюции Галлота и не имеют никакого отношения к вопросам аудита государства. Он сказал, что отрасль всегда готова заплатить свою долю налогов и роялти, но сокращения в последние годы больше связаны с изменениями в производстве.

Периодический контроль - это проверка за определенный отчетный период по данным планов, смет, норм и нормативов, первичных документов, отчетов, записям в учетных регистрах, отчетности и другим источникам. Задача такой проверки - установить, соблюдаются ли требования налогового законодательства, уплачиваются ли своевременно и в полной мере нало-ги, а также вскрыть нарушения и принять меры к их устранению.

Бриггс добавил, что освобождение от налогообложения в отрасли для горизонтального бурения, большая часть сланцевого газа и фальсификации, не стоило государству больших денег, потому что эти типы скважин работали в течение относительно коротких периодов времени. По его словам, они никогда не продлевают два года освобождения.

На этом фронте Стагг также жалуется, что нефтегазовые компании медленно прогуливают свои заявки на освобождение от налогов, потому что государство должно было выплатить судебные проценты в размере 4 процентов от скидок. Чем дольше потребовалось, чтобы компания потребовала его скидку, тем больше интереса государство должно было заплатить сверху самой скидки.

Документальный контроль - это проверка, при которой со-держание проверяемого объекта и его соответствие регламентиро-ванному значению определяются на основании данных, содержащихся в документах (первичных и сводных).

Фактический контроль - это проверка, при которой количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, контрольной закупки, контрольной поставки и т.д.

Сроки камеральной налоговой проверки

Одна из проблем, которые они обнаружили, заключалась в том, что нефтяные и газовые компании в основном играли в процесс налогообложения в области производства, - сказал Стагг. Резолюция также потребует ежегодных аудитов в будущем. «Мы нуждаемся в проверках тех лет и в течение многих лет, чтобы получить точную оценку того, что должно быть», - говорит он. «Нам также нужны текущие отчеты о том, что происходит, чтобы мы знали, что мы собираем все налоги, которые должны идти вперед».

Для налогоплательщиков, даже тех, кто хорошо знаком с федеральными налоговыми проверками, нередко возникает дискомфорт при получении вызова Службы внутренних доходов. Призыв к третьему лицу, ответственному за регистрацию, может быть подан сертифицированной или зарегистрированной почтой. Служба вызова по любой другой третьей стороне или самому налогоплательщику должна быть сделана вручную или оставив вызов в доме или бизнесе налогоплательщика.

В зависимости от государственного органа, осуществляющего налоговый контроль, можно выделить следующие виды контроля, а именно:

контроль, непосредственно налоговыми органами (инспекции МНС России, его управления и др.);

налоговый контроль, осуществляемый таможенными органами;

налоговый контроль, осуществляемый органами налоговой полиции.

Прежде чем выпустить приказ о приведении в исполнение, районный суд обычно прикажет налогоплательщику появиться и показать причину того, почему соблюдение не должно быть заказано. Несоблюдение порядка показа причины обычно приводит к заказу на неуважение. Если районный суд постановит, что повестка взыскана, налогоплательщик будет иметь право обжаловать такое решение в соответствующий Апелляционный суд окружного суда.

Камеральная проверка налоговой декларации плательщика

Хотя адвокат может и должен сопровождать вызванного лица, адвокату не разрешается появляться вместо этого лица. Если налогоплательщик желает получить привилегию, он все равно должен появиться, но может претендовать на привилегию в ответ на каждый вопрос или запрос на производство документов.

Субъектами налогового контроля являются должностные лица налоговых органов, органов внебюджетных фондов, таможенных органов и органов налоговой полиции (в ограниченных законодательством о налогах и сборах случаях).

В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных данным Кодексом.

Соревнование по выпуску или исполнению призыва. Вызов может быть оспорен по материальным основаниям, техническим или процессуальным основаниям или по конституционным или иным привилегированным основаниям. Налогоплательщик, получивший повестку, может также быть в состоянии утверждать привилегии в соответствии с четвертой и пятой поправками, чтобы предотвратить исполнение призыва. Эти права и привилегии утверждаются там, где запрашиваемая информация является инкриминирующей и защищенной от раскрытия информации в соответствии с Пятой поправкой к Конституции или где сам вызов настолько широк, что он представляет собой необоснованный обыск в соответствии с Четвертой поправкой к Конституции.

Таким образом, на основании указанной выше нормы, можно говорить, что налоговый контроль осуществляется в следующих основных

в форме налоговых проверок;

в форме объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

в форме проверки данных учета и отчетности;

в форме осмотра помещений и территорий, используемых для получения дохода (прибыли);

Такие компромиссы выгодны в той мере, в какой они устраняют необходимость дорогостоящих судебных разбирательств или слушаний в Федеральном окружном суде. Неспособность ответить на вызов может отказаться от других действительных мер защиты от выдачи и обеспечения исполнения повестки.

Нет требования, чтобы документальная информация или доказательства содержались в одном документе. Это не редкость, особенно когда речь идет о письменных соглашениях и контрактах, поскольку первичная документация должна дополняться дополнительными материалами. Например, контракт на услуги может указывать данные, касающиеся поставщика, получателя и условий платежа, но рассмотрение и уплаченный или подлежащий уплате налог могут определяться только на периодической основе и документироваться по отдельным счетам-фактурам.

в иных формах, предусмотренных налоговым законодательством.

Иными формами налогового контроля являются, например, постановка на учет налогоплательщиков, присвоение им идентификационного номера, контроль за расходами физического лица, встречные проверки, получение информации от других лиц и др. Рассмотрим две основные формы налогового контроля: учет налогоплательщиков и налоговые проверки.

Важное значение имеет гарантирование того, что счет-фактура выдается правильному получателю. Как правило, получателем предложения является лицо, несущее ответственность по соглашению о выплате вознаграждения за поставку. Другая общая проблема аудита возникает, когда владелец покупает товары от имени корпорации, а счет-фактура выдается лично владельцу. Одно из решений заключается в том, что владелец может быть возмещен корпорацией, но это вызывает дополнительную документацию, и аудиторы не восприимчивы к тому, чтобы эти требования о расходах были возвращены.

Учет налогоплательщиков. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в нало-говых органах, если такая обязанность предусмотрена законода-тельством о налогах и сборах.

Непосредственно обязанность по постановке налогоплательщиков на учет предусмотрена ст. 83 НК РФ. Кроме того, ст. 84 указанного нормативного документа регламентируется также порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета налогоплательщиков, а также порядок присвоения идентификационного номера налогоплательщика.

Акт камеральной налоговой проверки, вручение акта проверяемому

Иногда поставщик может заключить соглашение о создании единого налогооблагаемого предложения более чем одному лицу. Информация, содержащаяся в этом выпуске, носит общий характер и не предназначена для рассмотрения обстоятельств какого-либо конкретного физического или юридического лица. Хотя мы стремимся предоставлять точную и своевременную информацию, не может быть никакой гарантии, что такая информация будет точной на момент ее получения или что она будет оставаться точной в будущем. Никто не должен воздействовать на такую ​​информацию без соответствующего профессионального совета после тщательного изучения конкретной ситуации.

Необходимо отметить, что учет налогоплательщиков в налоговых органах является первоосновой и первой стадией налогового контроля. В результате учета налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности налогоплательщиков и местах ее осуществления, имеющемся у налогоплательщиков имуществе, связях с другими лицами и другую первичную информацию, необходимую для осуществления налогового контроля.

Основания для открытия проверки

Государство собирает этот налоговый доход двумя способами, но обзор газеты, по-видимому, рассматривает только один из них. Вот объяснение с вопросом и ответом. Что такое налог на документальную марку Флориды на переводы недвижимости? Налог на документарные гербы налагается на вознаграждение, выплачиваемое за переводы недвижимости в Флориде, такие как денежные средства, уплаченные за передачу по акту. Налогооблагаемые операции также включают в себя косвенные переводы недвижимого имущества посредством продажи долей в трестах и ​​хозяйствующих субъектах, занимающихся недвижимостью.

Согласно ст. 83 НК РФ постановка на учет осуществляется:

по месту нахождения организации;

по месту нахождения обособленных подразделений организации;

по месту жительства физического лица;

по месту нахождения принадлежащего организациям и физическим лицам недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Законодательство несколько лет назад потребовало уплаты налога на документарные гербовые взносы на продажу доли в хозяйственном субъекте, если недвижимость субъекта хозяйствования была приобретена в освобожденной сделке в течение трех лет до продажи. Продажа интересов в земельных трастах, имеющих недвижимость, облагается налогом без учета продолжительности времени, в течение которого траст владел недвижимостью.

Документы, запрашиваемые инспекторами

Существуют ли законные исключения из налога? Например, акт необремененного имущества, переданный между супругами, в качестве подарка, доверием доверительному бенефициару или хозяйствующим субъектом к аффилированному лицу с той же собственностью при реорганизации, не облагается налогом. Эти переводы освобождаются от уставного и нормативного оформления, а не потому, что они являются частью схемы избегания, которую законодательный орган или Департамент доходов не намеревались разрешить.

При этом необходимо учитывать, что местом нахождения иму-щества согласно законодательству о налогах и сборах признается:

для морских, речных и воздушных транспортных средств - место нахождения (жительства) собственника имущества;

для транспортных средств, не указанных выше, - место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества.

Когда налог на документарные марки должен быть уплачен, он выплачивается одним из двух способов. Обычно, когда вознаграждение дается непосредственно за акт, налог доставляется в Окружной суд графства, когда акт записывается в официальные записи графства. Затем Клерк Суда переводит налог в Департамент доходов Таллахасси. Когда эта процедура соблюдается, любой может просмотреть документ в общедоступной базе данных и посмотреть сумму налога, предоставленную местному клерку суда.

Когда учитывается заинтересованность в доверительном управлении или хозяйственном субъекте, владеющем недвижимостью, налог уплачивается по-разному. На акцию не указывается налог, поскольку акт, первоначально передающий имущество доверительному или хозяйствующему субъекту, не облагается налогом. Однако, когда процент доверия или субъекта предпринимательской деятельности впоследствии продается, налогоплательщик направляет налог непосредственно в Департамент доходов Таллахасси. Клерк Суда не получает или не перечисляет никакой оплаты, а документарный платеж по налоговой марке не отображается в какой-либо общедоступной базе данных.

для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

Указанная статья НК РФ также предусматривает сроки для подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет. В соот-ветствии с указанной статьей установлены следующие сроки для подачи заявления:

заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юри- дйческого лица, подается по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации",

при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения,

заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации;

заявление -о постановке на учет частных нотариусов, частных детективов, частных охранников подается в налоговый орган по месту их жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии, свидетельства или иного документа, на основании которого осуществляется их деятельность.

При этом необходимо учитывать, что за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и уклонение от постановки на учет в налоговом органе предусмотрена налоговая ответственность.

Налоговая проверка предприятий и организаций является основным способом, основной формой контроля государства за деятельностью налогоплательщиков (налогового контроля).

Налоговая проверка представляет собой осмотр и исследование первичной бухгалтерской и иной документации предприятия на предмет правильного и своевременного исчисления и уплаты им налоговых платежей в бюджет. Основная цель налогового контроля - это проверка и сопоставление данных налоговой отчетности предприятия и данных, полученных проверяющими.

Общая характеристика, понятие и виды налоговых проверок закреплены в ст. 87 НК РФ. В соответствии с указанной статьей нормативно установлены следующие виды налоговых проверок:

камеральные, проводимые по месту нахождения налогового органа;

выездные, т.е. связанные с выходом проверяющих по месту нахождения налогоплательщика;

встречные, проводимые в связи с проверкой деятельности другого налогоплательщика. Под встречной проверкой понимается истребование документов, проводимое у лиц, с которыми проверяемый налогоплательщик имеет хозяйственные связи, с целью получения информации о деятельности проверяемого налогоплательщика или налогового агента, связанной с деятельностью этих иных лиц;

повторные выездные, проводимые уже после проведенной выездной проверки налогоплательщика. Проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверенный период, разрешается только в следующих случаях:

когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;

когда такая проверка проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления в контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Другие виды налоговых проверок Налоговым кодексом РФ не установлены.

Вместе с тем, практика налогового контроля позволяет также выделить плановые и внеплановые, комплексные (проверка правильности исчисления и уплаты всех налоговых тежей) и тематические (проверка правильности уплаты одного налога или отдельных налогов, например, с оборота), сплошные (с исследованием всех документов налогоплательщика) и выборочные (с исследованием некоторых документов) налоговые про-верки.

По субъекту налоговой проверки можно выделить следующие виды: проверка налогоплательщика, проверка налогового агента, проверка плательщика сборов.

В зависимости От органа, осуществляющего налоговую проверку, проверки делятся на проведенные непосредственно налоговым органом и проведенные таможенными органами и др.

В соответствии со ст. 87 НК РФ субъектами налоговой проверки являются:

налогоплательщики;

налоговые агенты;

плательщики сборов.

Объектами налоговой проверки являются денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты, планы, сметы, декларации, договоры, контракты, приказы, деловая переписка, а также иные документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет.

НК РФ четко установлено, что налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года.

Основными видами налоговых проверок (формами налогового контроля) являются камеральные и выездные налоговые проверки.

В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная налоговая провер-ка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогопла-тельщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Проверке в подвергается правильность заполнения

соответствующих граф и строк деклараций и отчетов, правомерность использования тех или иных льгот, а также осуществляется арифметическая сверка отчетных показателей.

Срок проведения камеральной налоговой проверки - три месяца. Данный срок является пресекательным, поэтому по его ис-течении со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, налоговые органы осуществлять камеральные проверки не вправе. ,

По результатам камеральных проверок возможно доначисление налога, начисление пени. В этом случае налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. В ходе проверки возможно также выявление нарушений, факты совершения которых не требуют выездной проверки, например, штраф за срока представления налоговой декларации и иных документов.

В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговые инспекции производят выездные налоговые проверки предприятий и организаций; указанной статьей регламентируется также порядок ее проведения.

Выездные налоговые проверки проводятся за период деятельности предприятия, следующий за проверенным при предыдущей документальной проверке, при необходимости документальные проверки проводятся за более длительный период (но не более предшествующих трех лет и с соблюдением требования о недопустимости повторной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же налоговый период). О проведении выездной проверки руководитель или заместитель руководителя налогового органа выносят письменное постановление.

Сроки проведения документальных проверок и состав ревизионных групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности проверяемых предприятий. Предельный срок документальной проверки - два месяца (в некоторых случаях срок может быть продлен до трех месяцев). Результаты документальной проверки оформляются должностными лицами налоговых органов в следующем порядке.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения. В соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ не позднее двух месяцев после составления указанной справки должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме.

Акт должен составляться не менее, чем в двух экземплярах со всеми приложениями (один экземпляр остается в налоговой инспекции, другой передается проверенному лицу). Акт, подписанный проверяющими, представляется руководителю проверяемой организации, или индивидуальному предпринимателю, или их представителю для подписания. Необходимо отметить, что подписание документов - это право, а не обязанность проверяемых лиц, поэтому указанные лица вправе отказаться подписывать акт. В этом случае делается соответствующая запись в акте. При этом налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Акт налоговой проверки вручается руководителю проверенной организации или индивидуальному предпринимателю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения проверенным лицом.

Предприятия различных организационно-правовых форм и форм собственности, являются плательщиками налогов, сборов и пошлин. Единая система контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства возложена на Федеральную налоговую службу Российской Феде­рации.

В соответствии с законодательством инспекции налоговой службы должны проводить в организациях документальную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет государственных налогов и других платежей по мере возник­новения необходимости, но не реже одного раза в 2 года.

В ходе проверки необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

    правильность определения налогооблагаемой базы и примене­ния ставки налога;

    своевременное представление налоговых расчетов в налоговые органы;

    порядок предоставления льгот по налогу и т.д.

Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах производится сплошным или выборочным методом. Достоверность финансово-хозяйственных операций устанавливается путем фор­мальной и арифметической проверки документов или с помощью специальных приемов документального и фактического контроля. При формальной проверке устанавливается: правильность заполне­ния всех реквизитов документов; наличие неоговоренных исправле­ний, подчисток, дописок в тексте и цифр; подлинность подписей дол­жностных и материально ответственных лиц. При арифметической проверке определяется правильность подсчетов в документах, напри­мер, правильность показанных итогов в первичных документах, учет­ных регистрах и отчетных формах.

Достоверность хозяйственных операций при необходимости мо­жет быть установлена путем проведения встречных проверок на предприятиях, с которыми проверяемое акционерное общество имеет хо­зяйственные связи.

Остановимся на одном из важнейших вопросов документальной проверки – правильности исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль в организации, поскольку именно этот вопрос имеет свои особенности в организациях различных форм собствен­ности, тогда как документальная проверка остальных вопросов в основном идентична.

При проведении документальных и камеральных проверок расче­тов по налогу на прибыль в организации следует обратить внимание на следующие моменты.

Под нарушением налогоплательщиками налогового законодатель­ства следует понимать противоправное действие или бездействие, выражающееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обя­зательств перед бюджетом.

Наиболее распространенным видом нарушения является сокрытие дохода (занижение прибыли) или отсутствие учета объекта налогообложения. Сокрытие дохода – это намеренное искажение данных бух­галтерского учета и отчетности; занижение прибыли – это непра­вильное, с нарушением установленного порядка отнесение на себе­стоимость затрат, расходов, отражение в бухгалтерских отчетах, балансах и других документах, связанных с исчислением и уплатой на­логов или других обязательных платежей в бюджет, объекта налогооб­ложения не в полном объеме.

Налоговые органы относят к сокры­тию также и непредставление необходимых документов, их уничтоже­ние, недопущение к обследованию помещений, используемых для из­влечения дохода или связанных с содержанием иных объектов нало­гообложения. Отсутствием учета объекта налогообложения считается неотражение его в полном объеме в бухгалтерских отчетах и других документах, связанных с исчислением и уплатой обязательных плате­жей в бюджет.

Другой распространенный вид нарушений налогового законодательства – нарушения при ведении бухгалтерского учета прибыли и доходов: отсутствие установленных нормативными документами ре­гистров, книг, журналов и других учетных документов, а также отнесе­ние затрат, не связанных с производством и реализацией продукции, на себестоимость, и расходов, не связанных с извлечением внереали­зационных доходов, к расходам, необоснованно уменьшающим обла­гаемые прибыль или доход.

Ревизор должен правильно определить для проверяемого пред­приятия источник средств, направляемых на возмещение предъяв­ленных финансовых санкций. При выявлении фактов сокрытия до­ходов или их занижения в результате отнесения на издержки про­изводства не связанных с ними затрат исправления в бухгалтерский отчет и отчетность по финансовым результатам за прошлый год не вносятся, а отражаются в текущем году как при­быль прошлых лет, выявленная в отчетном периоде.

Таким образом, при установлении фактов сокрытия доходов организации должны делать соответствующие исправительные проводки, приводящие к увеличению прибыли текущего года. В слу­чае установления при проведении последующих проверок фактов не­выполнения требований проверяющих в части отражения результатов предыдущих проверок в учете и отчетности они должны расценивать­ся как укрытие доходов текущего периода.

За нарушение налогового законодательства к организации могут быть применены различные санкции:

    за сокрытие (занижение) прибыли взыскивается вся сумма заниженной (сокрытой) прибыли; при отсутствии учета объекта налого­обложения – сумма налога за неучтенный объект налогообложения. Кроме того, взыскивается штраф в той же сумме, а при повторном выявлении – штраф в двойном размере. В случае установления судом факта умышленного сокрытия (занижения) прибыли по иску налого­вого органа может быть взыскан штраф в пятикратном размере. Здесь сочетаются компенсационные санкции (взыскание недополученного налога) и административные (взыскание в виде штрафа);

За нарушения налогового законодательства к акционерным обще­ствам по инициативе налоговых органов могут приме­няться и другие меры ответственности, определенные общим и арбит­ражным судами.

В этом случае налоговая инспекция вправе предъявить иски:

    о ликвидации предприятий по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (например, при признании юридического лица банкротом);

    о признании сделок недействительными на основании Граж­данского кодекса и взыскания полученного по ним в доход бюджета;

    о взыскании приобретенных сумм в результате незаконных действий (например, при осуществлении предприятием неуставной дея­тельности);

    о признании регистрации акционерного общества недействи­тельной на основании выявленных несоответствий учредительных до­кументов требованиям законодательства и взыскании дохода при этом в бюджет.

Применение принудительных мер к предприятиям не исключают административной ответственности их должностных лиц за правонарушения, связанные с объектом налогообложения, по­становкой бухгалтерского учета и отчетности, а также касающиеся по­рядка представления документов, связанных с исчислением и уплатой платежей в бюджет.

На каждое виновное должностное лицо может быть наложен штраф. Обжалование наложения штрафа законом не предусмотрено.

За нарушение налогового законодательства, а также за создание организации без намерения осуществ­лять уставную деятельность с целью получения ссуд, кредитов, осво­бождения от налогов или иного извлечения имущественной выгоды может быть наложена уголовная ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Так, сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в крупных размерах наказывается штрафом, а в особо крупных размерах – лишением свободы с конфискацией имущества.

Уклонение от явки в органы налоговой службы для дачи пояснений или отказ от дачи пояснений об источниках дохо­дов и фактическом их объеме, а также непредставление документов и иной информации о деятельности предприятия по требо­ванию органов налоговой службы наказывается де­нежным штрафом.

При несогласии с действиями должностных лиц налоговых орга­нов налогоплательщики вправе обжаловать эти действия в те инспекции налоговой службы, которым непосредственно подчине­ны должностные лица. Решения по жалобам могут быть обжалованы в вышестоящие государственные налоговые инспекции в течение од­ного месяца. В случае несогласия с решениями Федеральной на­логовой службы Российской Федерации налогоплательщики вправе обратиться в Государственный арбитраж или суд.

Результаты документальной проверки соблюдения налогового законодательства должны оформляться в следующем порядке.

При отсутствии нарушений налогового законодательства и поряд­ка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие со­ставляют справку, подписываемую должностным лицом инспекции налоговой службы, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия.

При установлении нарушений налогового законодательства и по­рядка ведения бухгалтерского учета прибыли (дохода) проверяющие оформляют результаты документальной проверки актом, подписывае­мым теми же лицами, что и справка.

В случае несогласия с фактами, изложенными в актах, руководите­ли и главные (старшие) бухгалтеры организаций обязаны подписать акт и имеют право произвести запись о возражениях, при­лагая одновременно письменные объяснения и документы, поясняю­щие мотивы этих возражений. Правильность фактов, изложенных в объяснениях, должна быть проверена и по ним должно быть дано письменное заключение проверяющего. Возражения по акту не при­останавливают выполнение указаний, данных должностными лицами налоговой службы в актах проверок, об устране­нии нарушений и перечислении в бюджет налога на прибыль (доход) и штрафных санкций.

Акт составляется, как правило, в двух экземплярах с приложения­ми, а в отдельных случаях и с протоколом изъятия документов, и вру­чается: первый экземпляр – должностному лицу налоговой службы, проводившему проверку, второй экземпляр – под расписку руководителю проверяемого предприятия.

При установлении фактов грубых нарушений налогового законодательства и злоупотреблений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, акт составляется в трех экземплярах со всеми приложениями и протоколом изъятия документов, из которых первый направляется в правоохранительные органы с добавлением к нему заяв­ления руководителя инспекции федеральной налоговой службы, доку­ментов, подтверждающих факты злоупотреблений, объяснения проверяемых и заключения проверяющих по этим объяснениям.

Копия передаваемого материала должна быть оставлена в делах инспекции федеральной налоговой службы.

В то же время работники предприятий должны знать, что налогообложение не должно подрывать основы их деятель­ности. Налоговое законодательство предусматривает и ответствен­ность должностных лиц налоговых органов за такие правонарушения, как злоупотребление властью или служебным положением, превыше­ние власти или служебных полномочий и т.д. Кроме того, налоговые органы ответственны за:

    незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика, т.е. незаконный отказ должностным лицом налогового органа в постановке на налоговый учет, выдаче разрешения на открытие счета в банке или ином кредитном учреждении, незаконное приостановление операций налогоплательщика по счетам в бан­ках или иных кредитных учреждениях или незаконное наложение аре­ста на имущество налогоплательщика, а также незаконное осуществ­ление должностным лицом налогового органа контрольных действий приемами и способами, существенно затрудняющими осуществление налогоплательщиком его обычных деловых операций, незаконное требование к расширению видов и объемов учетных действий и от­четных документов;

    отказ от консультирования или непредоставление консультаций (бесплатной письменной информации о порядке и условиях налогообложения, о правах и обязанностях налогоплательщика) либо не­представление такой информации в установленный срок;

    разглашение налоговой тайны, т. е. незаконное использование или передача другому лицу сведений, составляющих в соответствии с законодательством налоговую тайну, ставших известными должностному лицу налогового органа в связи с выполнением им своих про­фессиональных или должностных обязанностей.

Контроль отчислений в Пенсионный фонд, на социальное и медицинское страхование.

Все организации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятель­ности являются плательщиками страховых взносов (платежей) по го­сударственному пенсионному страхованию в соответствии с законо­дательством и нормативными документами о деятельности Пенсион­ного фонда Российской Федерации.

Взносы начисляются плательщиками взносов на все виды вознаграждения за работу, службу (доходы) в денежном или натуральном выражении до вычета соответствующих налогов и независимо от ис­точников финансирования, статей бюджета и видов платежных доку­ментов (расчетно-платежные ведомости, лицевые счета и т. п.), по которым были произведены расчеты по оплате труда.

Предприятия ежемесячно уплачивают взносы в сро­ки получения в учреждениях банков средств на оплату труда за истек­ший (для плательщиков, производящих выплату заработной платы за календарный месяц в конце этого же месяца, – текущий) месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который ис­числены взносы.

Уплата начисленных взносов производится путем безналичных расчетов со своих расчетных или текущих счетов. Одновременно с истребованием в банке средств на оплату труда за истекший (текущий) месяц предприятия представ­ляют в банк платежные поручения на перечисление взносов, без ко­торых средства на оплату труда не выдаются. Эти платежные поруче­ния исполняются в первоочередном порядке в соответствии с законо­дательством Российской Федерации.

Расчеты по взносам в Пенсионный фонд должны вестись в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Контроль за своевременной и полной уплатой взносов осуществ­ляют отделения Пенсионного фонда России с участием органов Федеральной налоговой службы Российской Федерации и Ревизион­ные комиссии ПФР в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в органах ПФР и Методическими указаниями по проведению документальных проверок правильности расчетов плательщиков с ПФР.

Проверке подлежат документы с момента предыдущей проверки. В случае, если проверка ранее не проводилась, проверяются докумен­ты за текущий год, включая завершенный, по данным бухгалтерского учета, период, и за предшествующий календарный год.

При обнаружении злоупотреблений в расходовании средств ПФР и сокрытия сумм оплаты труда проверяются документы и за более ранние периоды.

По окончании проверки составляют акт в двух экземплярах и справка о начислении взносов в ПФР. Акт подписывается лицами, производившими проверку, а также руководителем (председателем правления) и главным (старшим) бухгалтером акционерного обще­ства.

За отказ от регистрации в качестве плательщика взносов приме­няется финансовая санкция в виде взыскания 10% причитающихся к уплате взносов. Отказом считается непредставление плательщиками взносов заявления о регистрации и необходимых документов по ис­течении месяца после их письменного уведомления. За непредстав­ление в установленные сроки расчетной ведомости к плательщикам взносов применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате сумм взносов в ПФР за весь период ее непредставления с момента регистрации в органах ПФР.

Отделения ПФР направляют материалы, подтверждающие факты нарушения, в зависимости от обстоятельств дела в органы Прокурату­ры Российской Федерации, в арбитражный или народный суды либо в другой орган, которому предоставлено право принимать решение об установлении ответственности предприятий и должностных лиц.

Порядок уплаты взносов по обязательному медицинскому страхованию, контроля за своевременной и полной уплатой взносов и ответственность за ук­лонение от нее предприятий и организаций определены законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании. В основном порядок контроля аналогичен вышеупомянутому.